Пик ндс что это такое

Опубликовано: 17.05.2024


  • Где ПИК НДС скачать бесплатно?
  • Как узнать, какая у ПИК НДС последняя версия?
  • Для чего нужна программа ПИК НДС
  • Информационная программа НДС: обязанность или право?
  • Подтверждение ставки налога «0»
  • Итоги

Где ПИК НДС скачать бесплатно?

Налогоплательщики программу ПИК НДС могут скачать совершенно бесплатно на сайтах ФНС и ГНИВЦ ФНС: здесь доступны для скачивания актуальные версии программы «Возмещение НДС: Налогоплательщик».

Кроме того, множество сервисных программ предлагают специальные настройки для интеграции сведений из используемых бухгалтерских баз в комплекс «Возмещение НДС: Налогоплательщик». Это сокращает работу бухгалтера, поскольку сведения не требуется вносить дважды – достаточно лишь выгрузить имеющуюся в своей бухгалтерской базе информацию для передачи налоговым органам.

Как узнать, какая у ПИК НДС последняя версия?

Узнать, какая на сегодняшний день последняя версия программы, также несложно: информация об этом содержится на тех же сайтах, где ФНС предлагает программу «Возмещение НДС: Налогоплательщик» для бесплатного скачивания.

Обратите внимание: в файле «Readme» в текстовом редакторе содержится информация о комплектности программного модуля. Здесь же сообщается, какая версия программы на данный момент актуальна, и какие изменения были внесены в предыдущую редакцию.

Для чего нужна программа ПИК НДС

Программа ПИК НДС нужна налоговой службе для проверки на соответствие всей предоставляемой налогоплательщиками информации путем анализа внесенных в нее сведений, сопоставления данных из декларации с подтверждающими документами, а также с данными, полученными у контрагентов при реализации функции налогового контроля.

На основании данных, занесенных в систему ПИК НДС, налоговая может быстрее сопоставить полученные от налогоплательщиков сведения с теми, что уже имеются в базе. Проверка и сопоставление производятся автоматизировано, что существенно экономит время и помогает избежать множества технических ошибок.

В соответствии с письмом ФНС от 05.05.2014 № ЕД-4-15-8603 ответственность за достоверность и полноту сведений, а также их своевременную передачу на федеральный уровень возложена на руководителей УФНС.

Информационная программа НДС: обязанность или право?

В связи с тем, что ни в одном законодательном акте не указано, что налогоплательщики обязаны вносить данные в ПИК НДС самостоятельно, и исходя из информации, приведенной выше, становится понятно, что налогоплательщики могут не выполнять просьбу налоговой по заполнению данных в эту программу. Хотя, конечно, как было сказано выше, ПИК НДС скачать совершенно несложно, да и в освоении она достаточно проста.

Само фискальное ведомство тоже не раз заявляло, что налогоплательщики не обязаны заносить данные в эту программу, но просьба сделать это не нарушает их права. Налогоплательщики же должны быть сами заинтересованы выполнить данные рекомендации. Интерес налогоплательщиков, по мнению налоговиков, заключается в том, чтобы сократить сроки на проверку (хотя по факту это не всегда происходит) и помочь налоговой в более тщательном и качественном проведении проверки с целью профилактики отказов от возмещения из-за технических ошибок. Именно такое объяснение можно найти в рекомендациях ФНС, например, в письме от 09.08.2006 № ШТ-6-038786@.

Также фискалы подсказывают, что эта программа позволит налогоплательщику при занесении сведений самостоятельно проконтролировать их правильность и полноту. То есть вместо обязанности налогоплательщик, якобы, обретает благо, которое позволит ему преодолеть все препятствия на пути к получению заявленного возмещения. По мнению многих бухгалтеров, на самом деле речь идет все же о двойном контроле.

Подробнее о порядке возмещения НДС из бюджета читайте здесь.

Подтверждение ставки налога «0»

Налоговая в своих письмах не раз акцентировала внимание, что занесение сведений в программный комплекс «Возмещение НДС: Налогоплательщик» требуется, в первую очередь, для подтверждения ставки 0% при экспорте продукции.

Каков порядок учета и возмещения НДС при экспорте, узнайте здесь.

Так, в соответствии со статьей 165 НК РФ для подтверждения права на применение ставки «0» от налогоплательщика требуется предоставить в налоговую:

  • контракт либо извлечения из него;
  • таможенную декларацию с отметками о пересечении границы грузом (либо реестр таможенных деклараций);
  • копии товарно-транспортных документов по каждому контракту.

При предоставлении перечисленных бумаг налоговая может выборочно запросить интересующие ее документы. Документы (и/или их копии) могут быть предоставлены на бумажных носителях или в электронном виде по ТКС, если соответствуют утвержденному формату.

Итоги

Налогоплательщики сами вправе решать, заносить или нет данные в программу «Возмещение НДС: Налогоплательщик». Если это не вызывает каких-либо сложностей у бухгалтера, то стоит все же занести. И даже если это не сократит время проведения камеральной проверки, то есть все основания полагать, что такая уступка может обезопасить фирму от необоснованных отказов в возмещении НДС.

Если у бухгалтера есть проблемы с занесением сведений в данную программу, то обращение к сервисным компаниям для приобретения специальных приложений упростит эти сложности. Так, при помощи специальных приложений и настроек данные из своей бухгалтерской базы можно интегрировать в предлагаемую фискальным ведомством программу.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Декларация по НДС


Впервые ФНС начала применять первую версию АСК НДС в 2013 г. В 2015 г. был осуществлен переход на более совершенную АСК НДС-2, а подача электронных деклараций стала обязательной. С 1 февраля 2018 г. ФНС приступила к тестированию АСК НДС-3.

Несмотря на внедрение информационных комплексов, налогоплательщики старались «оптимизировать» уплату налога на добавленную стоимость в бюджет. Но лазеек становилось все меньше и в настоящее время для простых налогоплательщиков их практически не осталось.

И опять же, несмотря на установленную систему контроля, до недавнего времени некоторые налогоплательщики, хорошо знающие внутреннюю «кухню» налоговых органов (т.е. с помощью сотрудников инспекций«, использовали слабые места в системе администрирования НДС.

Так, в 2019 году Счетная палата в результате проведенной проверки выявила несколько слабых мест в системе администрирования налога на добавленную стоимость.

В частности, проверка показала, что после введения с 2015 года обязанности электронной подачи декларации по НДС, некоторые налогоплательщики обернули в свою пользу возможность ее корректировки. С одной стороны, этот инструмент позволяет оперативно предоставить уточненную декларацию в случае обнаружения ошибок, с другой стороны, он сам стал инструментом мошеннической схемы по снижению налоговых обязательств.

Появилась новая схема — так называемый «массовый подписант», когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков. К примеру, один из таких граждан представил в налоговые органы 1 713 актуальных деклараций по НДС за 1 055 налогоплательщиков. Из этих документов 589 — уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999.

Вот как пояснили в Счетной палате схему:

«Сначала подается первичная декларация, в которой заявлен и начислен НДС к уплате. Потом следует уточненная декларация с номером корректировки 99 или 999, которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате. А следующая декларация уже с номером корректировки 1 принимается налоговым органом, но не отражается в лицевом счете налогоплательщика. Поскольку идет не в порядке очередности». И добавили, что в соответствии с действующим порядком, установленным Налоговой службой, номер корректирующей декларации не может быть меньше номера предыдущей.

По словам руководителя ФНС Даниила Егорова:

«Мы уже отработали ситуацию, создали сквозной анализ. Нам корректно указали, что сама по себе невозможность проведения уточненных деклараций не позволяет качественно их отрабатывать».

Вместе с тем, по словам Егорова, приоритетом в работе с НДС, безусловно, является налоговый разрыв как наиболее понятная и очевидная схема по минимизации налоговых обязательств.

«Это когда через технические компании от выгодоприобретателя занижаются налоговые обязательства. Если в начале реформы разрыв составлял 9% от налоговых вычетов по НДС в целом по стране, то сегодня — 0,76%».

Как налоговые органы контролируют уплату НДС

Сейчас налоговая использует более 20 информационных комплексов, с помощью которых проверяется деятельность налогоплательщиков. Среди них АИС «Налог-3», ПИК «Однодневки», ПИК «Счета-фактуры», «ВНП-Отбор», ПИК «Доход», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы», ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») и другие, позволяющие инспекторам выявлять схемы незаконного ухода от налогов.

ПК «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») отслеживает цепочку движения товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС), от создания или пересечения российской границы до продажи конечному потребителю.

Система выявляет следующие расхождения:

1. Расхождение вида «разрыв»:

  • непредставление налоговой декларации организациями;
  • представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
  • отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
  • значительное искажение данных.

2. Расхождение вида «НДС»:

  • превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком — покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом — продавцом с операций по реализации.

Если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).

Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают — системой автоматически формируется требования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Требования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.

«ВНП-Отбор» (подсистема АИС «Налог-3»)

С помощью информационного комплекса «ВНП-Отбор» инспекторы сопоставляют данные о деятельности компании (рентабельность, прибыльность) с информацией о деятельности похожих по масштабу и локализации компаний и сравнивают показатели исследуемого налогового периода с данными прошлых лет. Система «ВНП-Отбор» выставляет баллы налогоплательщикам, и если нестыковок у компании много, рекомендует ее к налоговой проверке. При этом анализируется платежеспособность налогоплательщика (наличие имущества) и его владельцев.

ПК «ВАИ»

Программный комплекс «ВАИ» («Визуальный анализ информации») используется налоговиками для того, чтобы представить данные о компаниях, их владельцах и осуществляемых компаниями выплатах в графическом виде.

ПИК «Доход», ПИК «Однодневка», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы» и т.д.

В этих программно-информационных комплексах собираются данные об уже проводившихся камеральных проверках, результаты сравнения компаний-аналогов в регионе, объяснения, которые давались сотрудниками компании в прошлые периоды.

Вся информация о налогоплательщиках собирается в центрах обработки данных (ЦОД). В мае 2015 года первый ЦОД был открыт в подмосковной Дубне. В декабре 2015 года ФНС запустила второй Центр обработки данных в Городце. ЦОДы в Дубне и Городце в автоматическом режиме формируют «единый налоговый файл» о каждом налогоплательщике в России. Данные о налогооблагаемых операциях собираются и обрабатываются роботами и хранятся в облаке. Участие человека минимизируется. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) попадают в общероссийскую базу.

В своей контрольной деятельности налоговая использует технологию, которая основывается на создании так называемой «оптимальной модели» представителя какой-либо отрасли или вида деятельности, соответствующей своего рода эталону с усреднёнными показателями. Это результат большой аналитической работы.

Такие показатели определяются в результате обработки информации по тому или иному виду деятельности. Например, чётко определяется, что по этому виду деятельности на сегодняшний день норма рентабельности 12 процентов. Исходя из этого выясняют, а какие тогда налоговые платежи по налогу на прибыль организаций должны поступать в бюджет? Или, соответственно, при каких оборотах выручки по данному виду деятельности должны поступать в бюджет соответствующие данные по налогу на добавленную стоимость, исходя из нормы добавленной стоимости по виду деятельности?

Опять-таки, это где-то близко к рентабельности. Исходя из этого, определяются и соответствующие нормы возмещения НДС, потому что, как известно, на сегодняшний день практически 99 процентов проверок дают результат, по которому налоговые органы знают, сколько именно должно быть возмещено НДС, а не столько, сколько затребовано в налоговых декларациях.

Это очень серьёзная работа в результате внедрения НДС-2, ну и сейчас уже АСК НДС-3.

Сравнение с этими показателями позволяет выявить рисковые звенья и раскрутить цепочки связей весьма глубоко. То есть, если раньше говорили о фирмах-однодневках, которые скрывали операции за двумя-тремя звеньями, то сейчас это доходит до 15 и более уровней.

Применение риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС

Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:

  • высокий уровень риска — налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.
  • cредний уровень риска — в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;
  • низкий уровень риска налоговых правонарушений — налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.

Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.

В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой требований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры — иначе «технические фирмы» или «фирмы-однодневки».

Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.

При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:

  • о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;
  • о среднесписочной численности;
  • о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
  • о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;
  • о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;
  • о дисквалифицированных лицах;
  • о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;
  • об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;
  • об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
  • о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;
  • о дате постановки на учет (возрасте организаций);
  • о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
  • о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;
  • об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;
  • о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
  • и т.п. в зависимости от глубины контроля.

Налоговые органы получают полную информацию о налогоплательщике в автоматическом режиме и также автоматически определяется необходимость взаимодействия с налогоплательщиком, направляются требования о внесении изменений в декларации или назначается выездная налоговая проверка.

Человеческий фактор во взаимоотношениях между налоговым органом и налогоплательщиком практически сходит на нет. Иметь «своего человека» в инспекции уже не так важно, как было несколько лет назад.

Вывод

На практике налоговая отслеживает денежные потоки, мониторит расчеты между юридическими лицами, определяет виды операций на предмет того, являются ли они фиктивными, техническими или носят основной характер по деятельности той или иной фирмы.

Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.

Налоговый контроль ориентирован на камеральные проверки — именно с этим связано внедрение ФНС информационных систем. Знаменитая фраза о том, что «в этом мире неизбежны лишь смерть и налоги», похоже, находит подтверждение и в России.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 15 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/15060@ "О контроле за достоверностью информации, содержащейся в ПИК "НДС"

Федеральной налоговой службой проведен анализ информации, полученной от Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, в отношении наличия в программно-информационном комплексе "НДС" грузовых таможенных деклараций с идентичными номерами, представленных различными участниками внешнеэкономической деятельности в обоснование правомерности применения ставки 0 процентов по НДС в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

В ходе анализа установлено, что основными причинами возникновения идентичных номеров грузовых таможенных деклараций у разных экспортеров являются:

1. Ошибки, допускаемые сотрудниками налоговых органов при отражении в ПИК "НДС" сведений о справочных номерах грузовых таможенных деклараций, идентификационных номерах налогоплательщиков.

2. Реализация товаров на экспорт несколькими комитентами через общего комиссионера.

3. "Наложение" данных в результате представления уточненной налоговой декларации налогоплательщиками, осуществившими реорганизацию путем преобразования в юридическое лицо с иной организационно-правовой формой и наименованием, но сохранившими предусмотренную пунктом 1 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица его правопреемником.

Среди указанных причин более 90% случаев дублирования грузовых таможенных деклараций связано с ошибками при вводе их номеров.

Учитывая изложенное, ФНС России, в соответствии с пп. 2.2. п. 2, пп. 3.2 п. 3, пп. 4.2 п. 4 приказа ФНС России от 10.04.2008 N ММ-4-3/8дсп@ "Об осуществлении контроля за обоснованностью возмещения налога на добавленную стоимость", обращает внимание Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, территориальных налоговых органов на необходимость:

1. Обеспечения полноты, достоверности и своевременности представления на региональный и федеральный уровень информации по показателям базы данных ПИК "НДС".

2. Повышения уровня исполнительской дисциплины при заполнении сотрудниками территориальных налоговых органов информационного ресурса "ПИК-НДС".

Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров

Приказ Федеральной налоговой службы от 15 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/15060@ "О контроле за достоверностью информации, содержащейся в ПИК "НДС"

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

В программно-информационном комплексе "НДС" выявляются грузовые таможенные декларации с идентичными номерами, представленные различными участниками ВЭД в обоснование правомерности применения нулевой ставки налога.

Среди причин - ошибки сотрудников налоговых органов при отражении в ПИК "НДС" сведений о справочных номерах деклараций, ИНН. Кроме того, товары реализуются на экспорт несколькими комитентами через общего комиссионера.

Еще одна причина - "наложение" данных в результате представления уточненной налоговой декларации организациями-правопреемниками преобразованных юрлиц.

Среди указанных причин более 90% случаев дублирования деклараций связано с ошибками при вводе их номеров.

В связи с этим поручено обеспечить полноту, достоверность и своевременность представления на региональный и федеральный уровень информации по показателям базы данных ПИК "НДС". Следует повысить исполнительскую дисциплину при заполнении указанного ресурса.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Бумажный НДС

Что такое «бумажный» НДС

Сумма НДС к уплате в бюджет — это разница между «исходящим» и «входящим» налогом. «Исходящий» НДС рассчитывается со стоимости продаж, а «входящий» со стоимости покупок товаров и услуг. Поэтому чем меньше у компании или ИП сумм «входящего» налога, тем большую сумму в бюджет она должна заплатить. НДС считают по формуле:

Опираясь на формулу, недобросовестные налогоплательщики начинают увеличивать «входящий» налог. Для этого они фиктивно покупают у фирм-однодневок товары и услуги, то есть сделка проходит лишь «на бумаге», потому что

  • фактически товары покупателю не отгружают, услуги не оказывают;
  • покупатель не оплачивает товар и не планирует это делать.

Как отражается «бумажный» НДС в учете

При фиктивной операции у покупателя возникает кредиторская задолженность по счету 60 или 76 за полученные товары или услуги. Однако погашать ее недобросовестный налогоплательщик не станет. Он спишет ее по истечении срока исковой давности следующими проводками:

Дт 60 Кт 91.1 — дебиторская задолженность списана в состав прочих доходов

Как налоговая выявляет «бумажный» НДС

Для обнаружения сомнительных операций с НДС у налоговой есть система АСК НДС. Свою работу она начала в 2013 году, ФНС постоянно ее совершенствует и дорабатывает. Сейчас актуальна версия АСК НДС-3 работает она по следующему принципу.

Например, компания «Браво» выставляет своему покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС 1 000 рублей. При этом счет-фактуру «Браво» зафиксирует в книге продаж, а покупатель в книге покупок. То есть 1 000 рублей налога перекочевала от одного контрагента к другому.

АСК НДС в автоматическом режиме отслеживает цепочку НДС. Для этого система сверяет сведения из книг покупок и продаж, которые контрагенты ежеквартально сдают в составе декларации по налогу. При обнаружении разрыва в цепочке система направляет налогоплательщику требование с предоставлением пояснений.

В АСК НДС-3 также появилась подгрузка банковских выписок. Теперь система сверяет не только книги покупок и продаж, но и анализирует платежи налогоплательщиков и связанных с ними юридических и физических лиц. Благодаря нововведению система проверяет:

  • факт оплаты товаров и услуг, которые были заявлены в декларации для вычета и длительная неоплата становится признаком фиктивной сделки;
  • назначение платежа от покупателя поставщику и далее по цепочке;
  • сумму НДС в платежке от покупателя и сумму налога в платежных поручениях дальнейшим контрагентам;
  • отражение в декларации по НДС сумм налога с аванса, если в платежном поручении фигурируют слова «аванс» или «предоплата»;
  • выручку по платежкам с выручкой в декларации;
  • факт уплаты НДС в бюджет.

Система постоянно дорабатывается и обновляется, закрывая лазейки и пути для мошенников. Поэтому очень часто в новостях появляются сюжеты о мошенниках и продавцах «бумажного» НДС.

Кроме ФНС, в ликвидации «бумажного» НДС помогает ужесточение банковского законодательства. Сейчас банки контролируют все операции компаний и предпринимателей, за сомнительные сделки следует блокировка счетов. Поэтому компании-однодневки, которые перечисляют крупные и сомнительные суммы, существуют недолго — иногда даже 1-2 месяца.

Какие последствия наступают для покупателей «бумажного» НДС

Покупка «бумажного» НДС — это незаконный и рискованный способ. Работа с мошенниками и фирмами-однодневками всегда влечет за собой ряд проблем.

Нарушение налогового законодательства

Покупатель «бумажного» НДС нарушает налоговое законодательство. По итогам проверки налоговая может:

  • наложить штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ);
  • наложить штраф в размер 40 % от неуплаченной суммы, если докажут, что деяние совершено умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ);
  • наложить штраф на должностное лицо, ответственное за ведение бухучета, в размере 5 000 — 10 000 рублей за первое нарушение или 10 000 — 20 000 рублей за повторное (ст 15.11 КоАП РФ);
  • привлечь к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ со штрафом или лишением свободы на срок до 6 лет.

«Виртуальные» запасы

При фиктивной покупке товаров, на складе покупателя будут появляться «несуществующие» остатки. В результате искажается реальная картина запасов ТМЦ на складе, а в случае выездной проверки и инвентаризации у инспекторов возникнет много вопросов по поводу отсутствия заявленных запасов.

Риск попасть «на радар» ФНС

Обычно у поставщика «бумажного» НДС физически нет поставляемых товаров, а оказать услуги он не может, так как у него в штате лишь один номинальный директор. При проверке налоговая обратит на это внимание и переключится на всех покупателей несуществующих товаров и услуг.

Инспекторы могут доначислить НДС всем, кто так или иначе пересекался с фирмой-однодневкой.

Взыскание «несуществующего» долга через суд

При формальном оказании услуг или передачи подписываются все бухгалтерские документы: товарные накладные, акты и так далее, которые подтверждают факт получения товара или принятия услуг. На основании первичных документов покупатель не только получает «входящий» НДС, но и увеличивает кредиторскую задолженность перед поставщиком.

Контрагент может обратиться в суд с требованием оплатить ее, даже если договоренности об этом не было. А так как у него на руках есть все подписанные документы, с большой вероятностью он выиграет.

«Бумажный» НДС — известный ФНС способ занижения налога. Уменьшив налог сегодня, уже завтра можно подвести компанию под серьезные штрафы, а руководителя и главного бухгалтера под уголовное наказание. Полная уплата налогов и взносов — одно из условий долгого существования компании.

Оптимизируйте НДС законными способами с помощью сервиса Контур.Бухгалтерия. Инструмент «Расчет НДС» составит отчет, в котором покажет предварительный размер и состав НДС, подскажет список первичных документов, которые нужно запросить у контрагентов или передать им, отметит ошибки в учете, влияющие на сумму НДС. Протестируйте все возможности сервиса бесплатно — Бухгалтерия дарит новым пользователям 14 дней пробного периода.

Организации и ИП на ОСН, которые платят НДС, иногда получают возможность возвратить НДС из бюджета. Можно получить деньги на расчетный счет, а можно зачесть их в уплату налогов. Рассмотрим, какими правилами руководствоваться, чтобы эффективно реализовать данные законом преференции.

Кто и в каких случаях может возместить НДС?

Если у вас за налоговый период налоговые вычеты превысили начисленный налог, то разницу можно возвратить (п. 2 ст. 173, п. 1 ст. 176 НК). Это и будет возмещение НДС, оно возникает чаще всего в следующих ситуациях:

  1. экспорт по ставке 0%;
  2. объем приобретения товаров/работ/услуг за квартал больше, чем их реализация (например, при строительстве объекта, до момента начала его использования для получения прибыли);
  3. товары приобретались с НДС 20%, а продавались с обложением по ставке 10%.

Чтобы вернуть НДС из бюджета в декларации по НДС сумму к возмещению нужно указать в строке 050 раздела 1 (форма декларации в приказе ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@).

Декларация с суммой НДС к возмещению может быть представлена не позднее 3-х лет с момента окончания квартала, в котором возникло основание заявить НДС к возмещению (п. 2 ст. 173 НК).

Пример: налогоплательщик в ноябре 2020 года вспомнил, что «забыл» отразить в декларации по НДС за 1-ый квартал 2017 года вычет НДС и решил представить уточненную декларацию за этот период. В результате отражения «забытых» вычетов в уточненной декларации образовался НДС к возмещению. Уточненная декларация будет принята ИФНС, но возврат НДС из бюджета не удастся, т.к. прошло больше 3-х лет.

Восстановить срок возможно только доказав, что пропуск срока случился по объективным, не зависящим от налогоплательщика причинам (Определение Конституционного суда РФ от 27.10.2015 года № 2428-О). К примеру, если вы пропустили срок из-за недобросовестных действий налоговой. При восстановлении срока три года для возмещения НДС начинают отсчитываться с момента, когда вам стало известно (или должно было стать известно) о нарушении вашего права (Определения Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 № 540-О, от 01.10.2008 № 675-О-П, от 03.07.2008 № 630-О-П).

Что же делать для возмещения НДС из бюджета?

общий (классический) порядок предполагает возмещение (в том числе, возврат НДС) по итогам «камералки» (ст. 176 НК);

заявительный порядок (более быстрый) применяется, если налогоплательщик подал заявление и выполнил закрепленные в ст. 176.1 НК РФ требования.

Рассмотрим каждую процедуру подробнее.

Классический порядок — для возмещения НДС ждем, когда закончится проверка

Эта процедура имеет несколько стадий.

1-я стадия: заполнение декларации.

В подаваемой декларации по НДС указывается сумма налога к возмещению, одновременно имеет смысл подать и заявление о возврате НДС из бюджета или зачете суммы налога. Соответствующее заявление может быть подано в течение 3-х летнего срока на возмещение (возврат) НДС. Но если это сделать до того, как появится решение о возмещении НДС, то фактический возврат/зачет налога пройдет быстрее.

2-я стадия: камеральная проверка декларации.

Во время нее налоговый орган анализирует, правильно ли вы посчитали размер суммы возмещения НДС из бюджета. С помощью АСК НДС в автоматическом режиме налоговая сравнит вашу информацию со сведениями от ваших контрагентов. Если система обнаружит несовпадения (разрывы), то вам придет запрос на пояснения либо исправления в декларацию (п. 3 ст. 88 НК).

Пример: разрыв может образоваться, если вы заявили НДС к вычету, а в системе отсутствует информация об уплате НДС контрагентом. Это происходит как из-за недобросовестных действий контрагента, так и вследствие того, что контрагент неправильно указал данные (ИНН, реквизиты документов и др.). Получив требование, вы принимаете решение:

Если по вопросу возмещения НДС из бюджета будет судебный спор, то суд, как правило, принимает во внимание только те документы, которые предъявлялись в инспекцию при налоговом контроле и во время досудебного урегулирования (п. 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Представить в суд документы, которые не рассматривались налоговым органом, можно только, если удастся доказать отсутствие возможности передать их инспекции на досудебной стадии. Именно поэтому налогоплательщик заинтересован передать в инспекцию все документы, доказывающие, что он вправе заявлять вычет.

Первоначальная продолжительность камеральной проверки — 2 месяца. Но если будут выявлены следы каких-либо нарушений, то срок может увеличится до 3-х месяцев (п. 2 ст. 88 НК). Однако начиная с 3-го квартала 2020 года срок камеральной проверки может быть существенно меньше. Так, если декларация с заявленным к возмещению из бюджета НДС представлена в срок (не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода), то у налоговой есть 1 месяц на проведение камеральной проверки, который исчисляется с даты окончания срока приема деклараций (письмо ФНС от 06.10.2020 №ЕД-20-15/129). При этом возможностью ускоренной проверки могут воспользоваться не все, а только те налогоплательщики, которые:

  1. не запросили вместе с налоговой декларацией заявительную процедуру возмещения НДС;
  2. принадлежат к низкой, средней либо неопределенной (для ИП) степени риска (по сведениям из ПП «Контроль НДС»);
  3. получили в предшествующем налоговом периоде подтверждение более 70 % от суммы НДС, предъявленного к возвращению;
  4. заявили в декларации более 80% вычетов НДС по контрагентам низкой, средней либо неопределенной степени риска;
  5. заявили в декларации не менее половины вычетов по контрагентам из декларации за предшествующий налоговый период;
  6. заплатили налогов за 3 предыдущих года больше суммы НДС, предъявленного к возмещению.

Если указанные требования соблюдаются и не выявляются противоречия, искажения, несоответствия в налоговой декларации информации, имеющейся у инспекции, нет нарушений законодательства, то для налогоплательщика уменьшается срок, в течение которого будет осуществлен возврат налога, поскольку этот срок напрямую зависит от даты завершения камеральной проверки.

Читайте также: