Exist с ндс или нет

Опубликовано: 25.03.2024

Medium

Medium

Medium

ARCHYvald

Долго кипел, кипел, кипел, кипел и выкипел. пришло время разноса.

Хотя, некоторое время назад, я выливал порцию моего гнева вот тут: https://www.drive2.ru/b/482950862847607268/

А теперь по порядку:

1) подделки; аналоги, вместо оригиналов; низкое качество запчастей.

Это для экзиста, аля изнекста - норма. Кто часто у них заказывает, постоянно с этим сталкивается, а что самое интересное, именно первоначальный экзист и ввел моду на это, ведь в первые несколько лет - не было ничего подобного. Схема на деле очень простая - поставщиков у них очень много, поэтому они заказывают специально аналоги, причем ужасного качества, которое не соответствует ГОСТу, оформляют однодневку, ставят акцию и всё влет улетает. если начинаются претензии, сразу появляется инфа, что было неудачное сотрудничество и больше с таким то поставщиком не работаем. Часто присылаются аналоги в оригинальной упаковке, тут на лоха, ведь 80% и не отличит, если нет конкретных выделюящихся маркировок. и напомню, именно экзист всё это начал, а остальные магазины подхватили тенденцию!

2) неисполнение обязательств.

Вот тут уже интереснее и расписать уже можно в разы больше, но для этого надо понимать ГК, закон "о защите потребителей" и другие необходимые, а главное полезные источники правоотношений.

Начну, пожалуй, с такого момента, когда при заказе появляется статус "снято поставщиком". При этом, как правило, этот товар был по акции до этого или по очень привлекательной цене, так вот, знайте - это развод чистейшей воды, так как этому товару сразу предлагается альтернатива, естественно дороже, и 90% доплатит и купит, по той причине, что им и так месяц ничего не присылали и динамили со сроками. В итоге ВЫ - ЛОХ, а экзист/изнекст купается в деньгах.

А, теперь, ГЛАВНОЕ, как надо поступать в таком случае - пишите претензию в 2 экземплярах и несете в магазин, где должны были получить заказ (если там есть франшиза), просите расписаться в вашем экземпляре, обязательно ведите видеосъемку (магазин - общественное место и никто не в праве вам это запретить, даже если угрожают милицией - ради бога, пусть вызывают, главное, чтоб не ЧОПовцев, так как они отбитые на бошку и не знают ни 1го закона, как правило). Естественно, вам откажут в ней расписываться.

После этого, идете домой, включаете компьютер, заходите на их сайт, находите почту организации и пишите претензию, прикладывая скан или фото письменной претензии, что я, такой то такой, тогда то тогда то, заказывал то то, но заказ не пришел, прошу исполнить свои обязательства и выплатить неустойку в размере 0,5% от суммы заказа за каждый просроченный день + моральный ущерб (оптимально 30.000 рублей, больше все равно смысла нету), причину выдумать можете любую, например, что не можете пользоваться автомобилем и допустим не можете перед кем то выполнить обязательства, в связи с чем происходят дополнительные финансовые траты. Обязательно. указываете, что просите исполнить ваши требования по всем пунктам в разумные сроки (в законе о защите потребителей разумный срок 10 дней). Итак, время пошло.

Скорее всего, с вами довольно быстро свяжутся и будут предлагать унизительные для вас альтернативы, но стойте на своём, как минимум на 0,5% в день и небольшого возмещения морального вреда. Как только тикнул 11 день - пишите по любому шаблону обращение в суд, никакой юрист тут не нужен, сейчас всё легко по шаблону заполняется. Распечатывайте в 3 экземплярах, обязательно прикладываете скан обращения на их электронную почту, так как это будет являться досудебным порядком урегулирования спора, без него однозначно откажут, и идете в свой судебный участок или судебный участок по адресу магазина (если есть их филиал в вашем городе). Дело сделано, вас ждет ошеломляющая победа в суде, причем, они даже на него не явятся, но, скорее всего, с вами заключат мировое соглашение и до суда исполнят в полном объеме все ваши требования.

От вас всего потребуется 20 минут написать письменную претензию в 2 экземплярах, отнести её в магазин, получить скорее всего отказ в росписи, всё равно им претензию оставить, придти домой, написать уже претензию в электронном виде, указав, что копию письменной оставили в магазине и приложить скан второй вашей копии. После чего подождать 10 дней и если не будет конкретных хороших предложений, то потратить пару часов на шаблон обращения в суд, распечатать в 3 экземплярах, а лучше в 4 экземплярах (и не забудьте предоставить также копии всех подтверждающих документов - скрины, в какой срок продавец обязан был привезти товар, скрины с почты, что вы обращались с досудебным урегулированием и тд и тп) и отнести в судебный участок. Это всё на самом деле проще, чем думается + вы будете заряжены чувством гнева и жажды справедливость, что даст вам дополнительные силы. Но сразу подчеркну, всё это делается только в том случае, когда вы оплачиваете товар заранее при заказе в полном объеме, ведь вам должны быть абсолютно безразличны причины, почему их поставщик отменил заказы или не поставил, услуги вам предоставляет исключительно сайт, в данном случае - это экзист\изнекст, которые любят разводить лохов и с них у вас спрос, так как это они деньги с вас имеют.

Поехали дальше. Следующая распространенная ситуация, которая постоянно случается с экзистом\изнекстом - прислали не тот товар или ненадлежащего качества или запихнули аналог, хотя вы заказывали оригинал и прочие ситуации, когда вам накосячили с заказом. Тут делаем всё абсолютно также, только вместо 0,5% неустойки теперь требуем 1% неустойки за каждый день просрочки. И, пока не пришлют, именно то, что вы заказывали - вы становитесь все богаче и богаче.

Теперь пройдемся по мифам, которыми вас будут лечить:

1) Цена может быть разной, она меняется, это нормально или мы не успели поменять цену и бла бла бла. нет товарищи, эта халатность или намерение, за которое несет ответственность исключительно магазин, а не покупатель. Цена является описанием товар при его покупке и остается неизменной, если товар уже оплачен (в случае интернет-магазинов). Тоже самое кстати касается и обычных продуктовых магазинов, когда продавцы забывают поменять ценники и обязаны продать именно по той цене, которая указана на витрине вне зависимости от любых обстоятельств.

2) Это у поставщика проблемы мы не несем никакой ответственности. Нет товарищи, несете, так как вы выступаете продавцом, а ваши взаимоотношения не касаются покупателя.

автозапчасти
Exist – сайт для заказа запчастей для иномарок. В его каталоге представлено более 1 млн. позиций разных комплектующих, подобрать которые можно по артикулу, VIN-коду автомобиля или позвонив менеджеру для консультации.

Чтобы было проще ориентироваться в большом количестве фото, описаний и категорий товара, разберем подробно, как купить запчасти на Экзисте.

Перед тем, как заказать запчасть, надо понять, где и как ее искать. А также пройти процедуру регистрации для оформления покупки.

Попадая на сайт Exist.ру, перед глазами открывается приятный и довольно удобный интерфейс в бело-голубом цвете. Сверху выведена панель быстрого поиска по номеру детали авто, которая создана для «продвинутых» автомобилистов, знающих все на свете.

Обзор сайта

Для простых пользователей предстоит выбрать нужный раздел из следующих вариантов:

  • Каталоги. Создатели сайта понимали, что запчастей и комплектующих к иномаркам очень много, и их нельзя сформировать одним большим списком. Нажав на иконку данного раздела, увидите несколько подкатегорий: «все каталоги», «масла и автохимия», «шины и диски», «автоэлектроника», «остальное».
  • Запчасти по VIN-коду автомобиля – быстрый поиск подходящих комплектующих именно для вашей модели, марки авто, с учетом года выпуска и модификации иномарки. Когда введете номер в графу, высветится список всех возможных деталей для вашей машины.
  • Продажа авто. Раздел для тех, кто хочет продать или купить машину.
  • Автоточки. Справочная информация о ближайших автосервисах, заправках, мойках, шиномонтажных мастерских.
  • Форум, позволяющий обсудить нюансы ремонта или особенности запчастей.
  • Клуб – для постоянных клиентов сайта.

Чтобы воспользоваться всеми функциями интернет-магазина запчастей Exist, надо пройти регистрацию в качестве юридического или физического лица.

Разница между открытием аккаунта в документации на покупку: для юр. лиц все операции ведутся только через счет компании «Экзист». После активации своей учетной записи можно переходить к покупке запчастей.

Как найти запчасть на сайте

Разработчики сайта постарались облегчить жизнь автолюбителям и организовали поисковую систему так, чтобы искать запчасти было максимально просто и быстро. Выделяют несколько способов отбора подходящей на 100% комплектующей:

  • быстрее всего найти деталь можно по артикулу (номеру), однако, не все владельцы иномарок заранее знают, что именно ищут;
  • можно поставить отбор по производителю, модели и году выпуска авто: найти таким способом можно на интуитивном уровне;
  • найти запчасти по VIN-коду, относительно новая функция современных интернет-магазинов: узнать данный номер можно на самой машине, обычно карточка с цифрами расположена на торпедо или под капотом.

Особенность последнего варианта отбора в точном поиске запчастей именно для вашей модификации иномарки. В ВИН-коде содержится вся информация об авто: мировой индекс производителя, технические характеристики и особенности комплектации. Каждая цифра и буква отвечает за свое значение.

После подбора нужной комплектующей или аксессуара переходите к покупке.

Как заказать деталь

Сделать заказ автозапчастей просто. Вы можете нажать на кнопку «купить» непосредственно на сайте после входа в свою учетную запись. Или позвонить по указанному на страницах телефону. Стоит отметить, что в каждом городе будет показан номер ближайшего к вам офиса Exist.

Деталь

К каждому товару есть подробное описание в карточке, по которому можно определить, подойдет ли такая комплектующая для вашей иномарки. Стоимость покупки зависит от скорости доставки, чем быстрее – тем дороже.

Корзина

Весь выбранный товар попадает в корзину, откуда можно оплатить заказ.

Способы оплаты и доставки

Все покупки на сайте Экзист осуществляются по предоплате, точнее, через личный счет клиента, открывающийся автоматически при регистрации. Вы можете насобирать понравившиеся запчасти для иномарки, посмотреть, сколько в итоге получилось по сумме, и пополнить счет. Или внести абстрактное количество денег, которые можно свободно использовать на оплату товара.

Среди способов пополнения выделяют:

  • внести наличными через офис Exist в вашем городе;
  • оплата картой с использованием персонального кода клиента, который получают в личном кабинете после авторизации;
  • для юридических лиц платежи принимаются только с официального счета организации.

Баланс и оплата

Для физических лиц проще всего проводить пополнение банковской картой, где не потребуется вносить дополнительных сведений или осуществлять привязку продукта, но можно сохранить операцию как шаблон. В данном случае, после нажатия на кнопку «Пополнить картой», вас перенесет на страницу платежной системы, откуда совершается перевод средств.

Забрать запчасти можно после оплаты в пункте самовывоза. Можно оформить курьерскую доставку, если данная услуга предоставляется в вашем городе. Сроки доставки зависят от наличия товара на складе и «срочности» заказа.

Возврат товара осуществляется в течение 14 дней с момента покупки и только после личного заявления клиента в офисе компании Exist. При этом оплата должна была вноситься именно заказчиком, а не третьим лицом.

Как получить товар и сколько он хранится в пункте выдачи

Многих автомобилистов интересует, сколько хранится заказ на складе офиса Экзист после оформления покупки. Данный пункт прописан в договоре, где указано, что забрать запчасти можно в течение 7 дней после их резервирования.

Договор оформляется на каждую покупку. Именно на основании него и чека можно вернуть товар.

Для юридических лиц потребуется доверенность на получение от руководителя с заверенной подписью. При этом оптовым покупателям предоставляются скидки.

Обзор

Чтобы снять заказ до оплаты любому покупателю достаточно нажать на «крестик» в корзине или «очистить» ее.

Система скидок

Копания Exist заинтересована в привлечении постоянных и оптовых покупателей, поэтому предлагает бесплатную доставку до пункта самовывоза всем клиентам, а также несколько способов получить скидку:

  • оформить большой заказ за месяц (более 30 тыс.р.) и получить статус VIP;
  • получение дисконтных карт для заправок и автомастерских через клуб Экзист.

Для получения более подробной информации о системе скидок, способах оформления заказов, сроках доставки и других бонусов от компании Exist достаточно позвонить менеджеру из вашего города или заполнить форму обратной связи по e-mail на сайте.

Обратная связь

На данный момент интернет-магазин Экзист один из самых крупных в России. Удобный интерфейс и оперативная доставка, а также хорошо проработанная система поиска запчастей постоянно пополняет список постоянных покупателей компании.


Интернет-магазин автомобильных запчастей и комплектующих Exist.ru является крупнейшей торговой площадкой России. Официальная регистрация компании состоялась в 1999 году. А в 2016 году «Эксист» вошла в пятерку крупнейших компаний Рунета (вместе с Яндекс и Mail.ru Group). По состоянию на 2019 год компания присутствует более чем в 300 городах РФ (официальные представительства или офисы партнеров). Начиная с 2001 года, работает программа партнерского франчайзинга.

В интернет-магазине представлен огромный ассортимент автомобильных запчастей и других тематических товаров (более 26 млн. товарных позиций). На сайте разработана уникальная система поиска нужной детали, основанная на номерах, VIN автомобиля и иллюстрированному каталогу. Доставка осуществляется практически во все города РФ или в партнерские магазины, или с помощью транспортных компаний.

В статье приведем инструкцию по регистрации личного кабинета на сайте Exist.ru и рассмотрим возможности пользователя, имеющего активную учетную запись.


Чтобы зарегистрировать личный кабинет на сайте, следуйте инструкции:


  1. При выборе пункта «Частное лицо», система перенаправит вас на соответствующую страницу регистрации, где нужно будет заполнить форму. Укажите город проживания, выберете офис обслуживания (магазин, куда будут приходить заказы), пропишите ФИО, номер телефона и e-mail. Согласитесь с условиями пользовательского соглашения (поставить галочку) и нажмите на кнопку «Зарегистрироваться».


  1. Для регистрации личного кабинета юридического лица потребуется больше информации. Укажите тип организации (ООО, ЧП, ИП и т.д.), название компании и представительство (автосервис, автомагазин, оптовый склад и т.д.)


  1. Дальше по той же схеме, как в случае с регистрацией частного лица.

Далее рассмотрим возможности зарегистрированного в системе пользователя (частного лица). Возможности юридических лиц и организаций-партнеров рассматривать не будем, так как это тема для отдельной статьи. Только возможности аккаунта обычного пользователя-клиента магазина «Эксист».

Преимущества регистрации в системе

Создав учетную запись в системе, пользователь получает:

  • возможность вносить информацию о своем автомобиле, которая автоматически учитывается системой при поиске нужных деталей и комплектующих;
  • доступ к инструментам отслеживания состояния выполнения заказа (отправка, доставка, возврат);
  • возможность создавать персональный график расходов;
  • доступ к форуму с огромной базой знаний и полезных советов других автомобилистов;
  • персональные скидки и доступ к акциям;
  • сохранение товарных позиций в папке «Избранные»;
  • оплата с помощью банковских карт и кошельков в электронных платежных системах.

Делать покупки в интернет-магазине Exist.ru можно и без регистрации. Но основной функционал будет недоступным.

Контакты

У компании нет единого номера телефона для всех клиентов. Однако вы можете обратиться в службу поддержки в письменном виде. Выберете соответствующий раздел в нижней части главной странице сайта.

Также вы можете узнать номер телефонов выбранного магазина. Для этого внизу главной странице сайта нажмите на кнопку «Адреса офисов», как показано на скриншоте.


Откроется список городов, в которых есть фирменные магазины компании или торговые точки партнеров. Выберете нужный город.


Система перенаправит вас на страницу офиса в выбранном городе, где указана контактная информация.

Минутка сюрреализма. Заброшенный железнодорожный переезд в глухой сибирской деревушке. Почти середина между Владивостоком и Москвой. Тускло мигает двойным красным светофор. Звуковой сигнал уже год как не работает. Навстречу друг другу, рассекая снежную пыль, приближаются товарняки. Один из них почти весь состоит из контейнеров ЖелДорЭкспедиции. На некоторых виднеется логотип Exist.ru. Другой состав принадлежит группе ВГС и везде там красуется их марка, а также эмблема IsNext.ru. Оба везут всевозможные автозапчасти на склады и со складов — заказы в интернет-магазинах. Каким-то чудесным образом заблудившийся в Сибири Владислав Доморацкий останавливается на своём авто перед этим переездом. Смотрит на такое железнодорожное совпадение. И в момент, когда один логотип на долю секунды равняется с другим, Доморацкий думает в пустоту: “А если они пойдут навстречу по одному пути — кто победит? ВГС — партнёр РЖД или ЖелДорЭкс — протеже Альфа-Групп. Глупости… Всё-таки хорошо, что я ушёл…”

image

Теперь это точно разные фото. Или нет?

Час реализма. Возможно, эти товарняки уже сейчас идут по одному пути навстречу. А может, параллельно в одном направлении, и скоро на развязке кому-то придётся уступить. Но точно одно: хорошо, что Доморацкий ушёл. Это верно так же, как и: плохо, что Доморацкий — человек, с нуля построивший одну из крупнейших интернет-компаний России, — ушёл вот так вот из собственной компании.

Случайное развитие

Начиналось всё с “капотов на горбу”. Двенадцать сотрудников, склад — по совместительству офис в 50 квадратов, навьюченные сумки с запчастями, которые нужно ежедневно доставлять проводнику пассажирского поезда. Конец 90-х. Доморацкий пришёл в авто-бизнес из металлолома. Тёмное дело, после которого даже пришлось на время уехать за кордон — точные мотивы и причины неизвестны. Вернувшись после и узнав от знакомых о высокой марже на запчасти, вызванной готовностью владельцев иномарок в разы переплачивать ради благополучия своих “ласточек”, Доморацкий решает углубиться в этот бизнес. Не из-за длинного рубля — за ним лучше в нефтегазовую или другую промышленную отрасль — но туда не хотелось — хотелось чего-то интересного, нового и “чтобы на хлеб хватало”. Ну и дело случая, конечно — знакомых из нефтегаза не было, а вот знакомые в автобизнесе попросили помочь.

Первое время “экзистенциалы” всё делали самостоятельно, даже растаможку. Но после того, как получили 25 штампов в одну бумажку из-за утерянной детали, решили хотя бы растаможку делегировать брокеру.

Оборот в $300к был достигнут нелегко (“капоты на горбах!”), но быстро. Встал вопрос первого расширения, который был решён вскоре после падения в тесном офисе бампера на клиентку. Клиентка не пострадала, а компания предусмотрительно переехала.

Сайт Exist.ru появился в 1999 году. До его внедрения Экзист отличался очень изощрёнными требованиями для персонала. Работники должны были понимать английский или немецкий на уровне каталога автозапчастей, знать наизусть устройство любого автомобиля, а также уметь передать это знание и понимание в удобоваримой форме клиенту, который пришёл в офис и объяснил заказ на пальцах или (что намного хуже) позвонил по телефону.

Большинство из сотрудников, прошедших первую школу Экзиста, работали там вплоть до 2016 года. Были и программисты, автоматизировавшие внутренний процесс продаж. Они-то и проявили инициативу — сделали сайт. Доморацкий воспринял его как дань моде, несмотря на то, что через сайт можно было принимать заказы — а это дополнительный канал продаж. Первые полгода вообще не замечал, что сайт существует. Но тот факт (главный факт, предопределивший раскол бизнеса), что сайт и торговый знак были оформлены, кроме Доморацкого, на трио программистов, вряд ли говорит о слепоте владельца. Скорее о его благодарности команде за работу. Иначе он не стал бы делить уже существовавший бизнес в несколько сотен тысяч со своими менеджерами — Максимом Мартыновым и Алексеем Беловым. Потому и наиболее успешные программисты компании — Юрий Буковников, Валерий Чикин и Юрий Поляков — тоже стали совладельцами Экзиста, точнее его информационно-технологической стороны (ООО “А+а Эксист-Инфо”).

image

Источник: rusprofile.ru

Через два года сайт стал больше, чем просто дополнительный канал продаж. Туда загружались оцифрованные каталоги, покупатель получил возможность оформить заказ онлайн, а также отследить в личном кабинете до 97 операций, происходящих с его заказом. И всё случилось опять вовремя — когда поток клиентов перестал расти, поскольку невозможно было разобраться с существующими. Начался процесс активного перетягивания клиентов в онлайн. К 2016-му сайт ежедневно обрабатывал 2 млн. запросов и выдавал более 100 млн. предложений по деталям. В 2001 г. компания Экзист уже имела годовой оборот в $6 млн.

В том же 2001-м началась региональная экспансия. Есть два объяснения тому, что Экзисту не требовались сторонние инвестиции. Первое — та самая высокая маржа на детали. Второе — франшиза. Отсутствие стремления непременно открыть собственное представительство в каждом регионе позволило, что называется, жить по средствам. Есть деньги — открыли, нет — отдали на франшизу. Задачу облегчало наличие даже в самом маленьком городке множества точек продаж автозапчастей. Нужно было просто выбрать крупнейшую. При этом Доморацкий с командой действовали мудро — если в городе уже есть их франчайзинговый партнёр, значит открывали своё представительство в другом городе. В итоге продажи через партнёров занимали в конце счастливых времён солидные 40% от оборота Exist.

И ещё один шаг, который позволил Экзисту стать первым среди интернет-магазинов в 2015-м. Это переговоры с официальными и неофициальными дистрибьютерами зарубежных деталей о размещении их каталогов на сайте. Два года ушло у Доморацкого на переговоры с первыми из них. Затем все поставщики уже сами просились в каталоги к Экзисту. А разработанная система проценки деталей (автоматического поиска в каталогах, формирование аналогов и актуальных цен) освободила от гигантского объёма работы менеджеров. И облегчила задачу клиентам.

В итоге на 2016 год Экзист имел следующие цифры:

  • 6066824 зарегистрированных на сайте клиента;
  • 30 млн. уникальных посетителей (за 2015 год);
  • 7363955 автомобилей в разделе “Гараж” (социальная сеть для автолюбов от Экзист);
  • 1670 работающих с компанией поставщиков;
  • 3816 электронных каталогов автозапчастей.
  • вышеупомянутое первое место по обороту в топе интернет-магазинов.

И всё это опять же без сторонних инвестиций.

Конфликт

image

Экзист курильщика. За ним — Экзисты здорового человека.

В марте 2016 г. в русскоязычном издании Forbes вышло первое и единственное большое интервью Владислава Доморацкого и его ближайших партнёров. Через несколько месяцев после него всплыли все акционерные проблемы Экзиста. Прорвало. Но даже по этому интервью косвенно можно догадаться, что гораздо раньше всё началось.

  1. В интервью, помимо Доморацкого принимали участие ещё 7 топ-менеджеров, но среди них не было представителей IT-подразделения компании — тех самых Буковникова, Чикина и Полякова. В интервью о них сказано вскользь, на фото и в тексте фигурируют, кроме Доморацкого, лишь фамилии Мартынова и Белова. То есть уже или вообще наблюдались натянутость или недопонимание.
  2. В интервью есть слова Доморацкого о происходящей консолидации активов компании. Учитывая предыдущий пункт, вряд ли доля айтишников в этих активах предполагалась быть в дальнейшем, что также могло свидететльствовать о конфликте. А теперь непосредственно к причинам.

Возможно, конфликт в Экзисте проистекает из тех древних времён, когда первый менеджер на Земле дал задачу первому программисту. И закружилась непонятная и непосильная задача от одного к другому с уточнениями и недоумениями, и ранние дедлайны сменялись поздними, пока не наступили наши дни. Вечный конфликт менеджеров и айтишников, другими словами. Но может быть не всё так просто. Доморацкий говорит, что непреодолимые разногласия начались с того момента, как подошёл срок сдачи самописной ERP-системы, которую курировал Буковников и которая должна была связать новый логистический центр и сайт. Срок был определён — к 15 мая 2015 г. Но за месяц до сдачи проекта Буковников сказал, что не напишет эту систему. В результате в спешном порядке пришлось переходить на популярную SAP (которой уже был оснащён логистический центр), мучения длились 8 месяцев, что очень остро ощутили покупатели — качество и своевременность доставки автозапчастей упали.

После этого инцидента Доморацкий решил расстаться с Буковниковым, предложив выкупить его долю и доли Чикина и Полякова, а также предложив последним двум остаться в компании на зарплате.

Трио же владельцев-it-шников (в основном, Чикин), не вдаваясь в причины сдачи-несдачи ERP-системы, говорили, что Доморацкий вынуждал их продать доли по более низкой цене (общая сумма $25 млн. против $10 млн.), а также навязывал странные условия дальнейшей работы. Вряд ли сам софт явился причиной конфликта. Скорее всего, личные обиды, недопонимание или просто усталость друг от друга. Вот как жить с человеком другого мировоззрения на протяжении 20 лет? А менеджер и программист — это люди, как минимум разных векторов, как максимум, и взглядов на жизнь. Но истинные причины дано знать только от первоисточников, которые пока молчат.

Когда владельцы расстаться компромиссно не смогли, по инициативе Буковникова в дело вмешались завсегдатаи акционерных конфликтов, представители альфа-банковской группы А1. Сами они любят называть эти конфликты “специальными ситуациями” и втягиваются в них исключительно ради “специального вознаграждения”, а именно выгодной доли или “своего” человека в руководстве.

И в этот момент Доморацкий, видя нагнетание и, возможно, наблюдая за Юлмартом, который уже погряз тогда в судах и в который так же пришла Альфа-групп, совершает очень изящный и с виду благородный ход. Предлагает купить его долю в А+а Эксист-Инфо за ту же сумму, которую он просил за долю Буковникова, Чикина и Полякова — $10 млн.

Итог раунда — бизнес раскалывается надвое. Доморацкий навсегда расстаётся с командой ведущих разработчиков, а также товарным знаком, сайтом, лицензионными платежами с франчайзи и процентом с оборота компании.

image

Собрать сложнее, чем разрушить

IsNext’енция

Нужно было что-то срочно делать с Эксист-М — основной оставшейся у Доморацкого компанией. На ней и на её дочках числились склады, магазины, техника, а также отношения с поставщиками. Вариантов было два — либо распродавать “остатки” по бросовой цене, либо решать что-то с ИТ. Оставаться в договорных отношениях с “A+a Эксист-Инфо” было накладно, взаимно взвинченные из-за раскола цены на услуги не устраивали никого. Доморацкий выбрал второй путь. И в начале 2017-го года у Эксист-М появился новый сайт — IsNext.ru. К этому моменту основная доля “A+a Эксист-Инфо” перекочевала руководителю “ЖелДорЭкспедиции” — крупнейшей транспортной компании — Евгении Назаровой. А база клиентов с сайта Exist.ru внезапно объявилась на IsNext.ru, о чём было много споров, в том числе и судебных, ничем, правда, не закончившихся, поскольку в договоре о продаже доли Доморацкого — ничего про клиентов сказано не было. Кроме того, часть франчайзинговых партнёров стали переоформлять договоры с Изнекстом. В связи с чем Экзисту пришлось искать новых представителей чуть ли не в каждом городе.

Изнексту удалось продержаться только до октября 2017 года. Доморацкий отметил и положительную динамику развития, и то, что в отведённый срок компания не сможет выйти на безубыточность, а значит не может рассчитаться по долгам с поставщиками. Впервые он начал искать инвестора, однако сразу ничего не вышло. В октябре 2017 г. выяснилось, что компания Эксист-М и ряд сопряжённых с ней ликвидируются.

image

Источник: rusprofile.ru

В течение трёх последних лет у Эксист-М последовательно нарастали и плановые, и внеплановые проверки гос.органами, а также увеличилось количество административных нарушений, особенно в момент разлада в 2016-м.

Источник: rusprofile.ru

В этот же момент у Эксист+Инфо ни одной проверки.

И венец всей истории раскола (на данный момент). В декабре 2017 г. Доморацкий таки нашёл покупателя. По иронии или по расчёту им оказалась тоже железнодорожная “Управляющая компания Группа ВГС” (как водится в России, с оффшорными владельцами). Уже имеющая склады и транспорт компания приобрела у Доморацкого за неразглашённую сумму бренд, базу клиентов, 103 магазина, базу поставщиков с контрактами и самый крупный логистический центр (кстати, найдите отличие на этом и этом видео). 01.02.2018 все документы переоформлены с Эксист-М на ООО “Изнекст-Авто”.

И здесь самая главная загадка в этой истории — ООО “Изнекст-Авто” появилось на арене только в 2018-м году. С 01.02.2018 на эту компанию свешали все отношения с поставщиками и клиентами и обработку персональных данных. Но зарегистрирована она 01 ноября 2016 года (!). Это момент, когда раскол был уже очевидным, но не было известно даже о том, что Доморацкий хочет продать свою долю. Оставим без комментариев. Слишком много разных догадок.

Последствия

1. Конечно же, происшедший конфликт повлёк откат с прежних позиций Экзиста.
Например, посетителей у Экзиста в 2015 году было 30 млн., в 2017-18-м число упало вдвое.

image

По данным SimilarWeb

image

Информация с сайта Exist.ru

У Изнекста и не могло быть такого числа, однако с момента начала ликвидации Экзист-М в октябре цифра также значительно просела — с 3 млн. до 1,5 млн.

image

По данным SimilarWeb

2. Вроде бы появилась конкуренция — но будет ли она здоровой, тот ещё вопрос. Всё зависит от административного ресурса, который теоретически может быть применён, как в случае с тем же Юлмартом.

3. Из-за конфликта был напрочь потерян белорусский филиал Эксист (10 млн.евро годового оборота и 16 офисов) и закрыт их сайт. В Эксист+Инфо даже не стали вникать в проблемы, просто установили процент, который из-за другой системы налогообложения в Беларуси оказался крайне невыгоден.

4. Качество обслуживание в этот период безвременья однозначно упало.

5. Есть и плюс — Эксист появился на железной дороге, а вслед за ним и Изнекст — как это будет организовано — и такой ли это плюс — увидим, но перспектива большая. В любом случае за конкуренцией “железнодорожников” в онлайн-продажах автозапчастей будет интересно последить.

6. Примечательно, что никто из ближайших конкурентов Экзиста не воспользовался этим конфликтом и не вырвался вперёд. Ни за Emex.ru, ни за Autodoc.ru выдающегося развития за полтора года замечено не было. Это может быть объяснено другой моделью бизнеса и сегментом.

В целом, рынок автозапчастей растёт, несмотря на кризис (и благодаря ему тоже), рост курса и соответственно цен на зарубежные запчасти. Растёт как в мировом масштабе, так и в российском. Поэтому Экзист с Изнекстом вполне могут мирно сосуществ вать друг с другом, раскатывая по железной дороге во все стороны. Но в это пока верится с трудом.

И ещё два момента напоследок.

  1. Принцип “Разделяй и властвуй” работает только снаружи. Если его применить внутри компании — властвовать и управлять одному уже никак не получится — нужно считаться с мнением других руководителей. Есть, конечно, надежда, что появление новых типов децентрализованных организаций поможет взглянуть на этот старый и вряд ли добрый принцип с другой стороны или изменить его на что-нибудь вроде “разделяй, делегируй и соуправляй”. Но в России на глобальном уровне всё тоскливо. А на локальном всё локально.
  2. В России всё так же трудно развивать бизнес самостоятельно. Больно много желающих прийти на готовое, вдоволь полакомиться и выкинуть объедки. Это показатель нашего развития, культуры нашего бизнеса. И показатель стабильно низкий по сравнению с Западом, где сто лет для компании в одних руках — норма. Надо меняться. Но с головы ли, с хвоста или изнутри — вот вопрос.

Минутка сюрреализма. Заброшенный железнодорожный переезд в глухой сибирской деревушке. Почти середина между Владивостоком и Москвой. Тускло мигает двойным красным светофор. Звуковой сигнал уже год как не работает. Навстречу друг другу, рассекая снежную пыль, приближаются товарняки. Один из них почти весь состоит из контейнеров ЖелДорЭкспедиции. На некоторых виднеется логотип Exist.ru. Другой состав принадлежит группе ВГС и везде там красуется их марка, а также эмблема IsNext.ru. Оба везут всевозможные автозапчасти на склады и со складов — заказы в интернет-магазинах. Каким-то чудесным образом заблудившийся в Сибири Владислав Доморацкий останавливается на своём авто перед этим переездом. Смотрит на такое железнодорожное совпадение. И в момент, когда один логотип на долю секунды равняется с другим, Доморацкий думает в пустоту: “А если они пойдут навстречу по одному пути — кто победит? ВГС — партнёр РЖД или ЖелДорЭкс — протеже Альфа-Групп. Глупости… Всё-таки хорошо, что я ушёл…”

image

Теперь это точно разные фото. Или нет?

Час реализма. Возможно, эти товарняки уже сейчас идут по одному пути навстречу. А может, параллельно в одном направлении, и скоро на развязке кому-то придётся уступить. Но точно одно: хорошо, что Доморацкий ушёл. Это верно так же, как и: плохо, что Доморацкий — человек, с нуля построивший одну из крупнейших интернет-компаний России, — ушёл вот так вот из собственной компании.

Случайное развитие

Начиналось всё с “капотов на горбу”. Двенадцать сотрудников, склад — по совместительству офис в 50 квадратов, навьюченные сумки с запчастями, которые нужно ежедневно доставлять проводнику пассажирского поезда. Конец 90-х. Доморацкий пришёл в авто-бизнес из металлолома. Тёмное дело, после которого даже пришлось на время уехать за кордон — точные мотивы и причины неизвестны. Вернувшись после и узнав от знакомых о высокой марже на запчасти, вызванной готовностью владельцев иномарок в разы переплачивать ради благополучия своих “ласточек”, Доморацкий решает углубиться в этот бизнес. Не из-за длинного рубля — за ним лучше в нефтегазовую или другую промышленную отрасль — но туда не хотелось — хотелось чего-то интересного, нового и “чтобы на хлеб хватало”. Ну и дело случая, конечно — знакомых из нефтегаза не было, а вот знакомые в автобизнесе попросили помочь.

Первое время “экзистенциалы” всё делали самостоятельно, даже растаможку. Но после того, как получили 25 штампов в одну бумажку из-за утерянной детали, решили хотя бы растаможку делегировать брокеру.

Оборот в $300к был достигнут нелегко (“капоты на горбах!”), но быстро. Встал вопрос первого расширения, который был решён вскоре после падения в тесном офисе бампера на клиентку. Клиентка не пострадала, а компания предусмотрительно переехала.

Сайт Exist.ru появился в 1999 году. До его внедрения Экзист отличался очень изощрёнными требованиями для персонала. Работники должны были понимать английский или немецкий на уровне каталога автозапчастей, знать наизусть устройство любого автомобиля, а также уметь передать это знание и понимание в удобоваримой форме клиенту, который пришёл в офис и объяснил заказ на пальцах или (что намного хуже) позвонил по телефону.

Большинство из сотрудников, прошедших первую школу Экзиста, работали там вплоть до 2016 года. Были и программисты, автоматизировавшие внутренний процесс продаж. Они-то и проявили инициативу — сделали сайт. Доморацкий воспринял его как дань моде, несмотря на то, что через сайт можно было принимать заказы — а это дополнительный канал продаж. Первые полгода вообще не замечал, что сайт существует. Но тот факт (главный факт, предопределивший раскол бизнеса), что сайт и торговый знак были оформлены, кроме Доморацкого, на трио программистов, вряд ли говорит о слепоте владельца. Скорее о его благодарности команде за работу. Иначе он не стал бы делить уже существовавший бизнес в несколько сотен тысяч со своими менеджерами — Максимом Мартыновым и Алексеем Беловым. Потому и наиболее успешные программисты компании — Юрий Буковников, Валерий Чикин и Юрий Поляков — тоже стали совладельцами Экзиста, точнее его информационно-технологической стороны (ООО “А+а Эксист-Инфо”).

image

Источник: rusprofile.ru

Через два года сайт стал больше, чем просто дополнительный канал продаж. Туда загружались оцифрованные каталоги, покупатель получил возможность оформить заказ онлайн, а также отследить в личном кабинете до 97 операций, происходящих с его заказом. И всё случилось опять вовремя — когда поток клиентов перестал расти, поскольку невозможно было разобраться с существующими. Начался процесс активного перетягивания клиентов в онлайн. К 2016-му сайт ежедневно обрабатывал 2 млн. запросов и выдавал более 100 млн. предложений по деталям. В 2001 г. компания Экзист уже имела годовой оборот в $6 млн.

В том же 2001-м началась региональная экспансия. Есть два объяснения тому, что Экзисту не требовались сторонние инвестиции. Первое — та самая высокая маржа на детали. Второе — франшиза. Отсутствие стремления непременно открыть собственное представительство в каждом регионе позволило, что называется, жить по средствам. Есть деньги — открыли, нет — отдали на франшизу. Задачу облегчало наличие даже в самом маленьком городке множества точек продаж автозапчастей. Нужно было просто выбрать крупнейшую. При этом Доморацкий с командой действовали мудро — если в городе уже есть их франчайзинговый партнёр, значит открывали своё представительство в другом городе. В итоге продажи через партнёров занимали в конце счастливых времён солидные 40% от оборота Exist.

И ещё один шаг, который позволил Экзисту стать первым среди интернет-магазинов в 2015-м. Это переговоры с официальными и неофициальными дистрибьютерами зарубежных деталей о размещении их каталогов на сайте. Два года ушло у Доморацкого на переговоры с первыми из них. Затем все поставщики уже сами просились в каталоги к Экзисту. А разработанная система проценки деталей (автоматического поиска в каталогах, формирование аналогов и актуальных цен) освободила от гигантского объёма работы менеджеров. И облегчила задачу клиентам.

В итоге на 2016 год Экзист имел следующие цифры:

  • 6066824 зарегистрированных на сайте клиента;
  • 30 млн. уникальных посетителей (за 2015 год);
  • 7363955 автомобилей в разделе “Гараж” (социальная сеть для автолюбов от Экзист);
  • 1670 работающих с компанией поставщиков;
  • 3816 электронных каталогов автозапчастей.
  • вышеупомянутое первое место по обороту в топе интернет-магазинов.

И всё это опять же без сторонних инвестиций.

Конфликт

image

Экзист курильщика. За ним — Экзисты здорового человека.

В марте 2016 г. в русскоязычном издании Forbes вышло первое и единственное большое интервью Владислава Доморацкого и его ближайших партнёров. Через несколько месяцев после него всплыли все акционерные проблемы Экзиста. Прорвало. Но даже по этому интервью косвенно можно догадаться, что гораздо раньше всё началось.

  1. В интервью, помимо Доморацкого принимали участие ещё 7 топ-менеджеров, но среди них не было представителей IT-подразделения компании — тех самых Буковникова, Чикина и Полякова. В интервью о них сказано вскользь, на фото и в тексте фигурируют, кроме Доморацкого, лишь фамилии Мартынова и Белова. То есть уже или вообще наблюдались натянутость или недопонимание.
  2. В интервью есть слова Доморацкого о происходящей консолидации активов компании. Учитывая предыдущий пункт, вряд ли доля айтишников в этих активах предполагалась быть в дальнейшем, что также могло свидететльствовать о конфликте. А теперь непосредственно к причинам.

Возможно, конфликт в Экзисте проистекает из тех древних времён, когда первый менеджер на Земле дал задачу первому программисту. И закружилась непонятная и непосильная задача от одного к другому с уточнениями и недоумениями, и ранние дедлайны сменялись поздними, пока не наступили наши дни. Вечный конфликт менеджеров и айтишников, другими словами. Но может быть не всё так просто. Доморацкий говорит, что непреодолимые разногласия начались с того момента, как подошёл срок сдачи самописной ERP-системы, которую курировал Буковников и которая должна была связать новый логистический центр и сайт. Срок был определён — к 15 мая 2015 г. Но за месяц до сдачи проекта Буковников сказал, что не напишет эту систему. В результате в спешном порядке пришлось переходить на популярную SAP (которой уже был оснащён логистический центр), мучения длились 8 месяцев, что очень остро ощутили покупатели — качество и своевременность доставки автозапчастей упали.

После этого инцидента Доморацкий решил расстаться с Буковниковым, предложив выкупить его долю и доли Чикина и Полякова, а также предложив последним двум остаться в компании на зарплате.

Трио же владельцев-it-шников (в основном, Чикин), не вдаваясь в причины сдачи-несдачи ERP-системы, говорили, что Доморацкий вынуждал их продать доли по более низкой цене (общая сумма $25 млн. против $10 млн.), а также навязывал странные условия дальнейшей работы. Вряд ли сам софт явился причиной конфликта. Скорее всего, личные обиды, недопонимание или просто усталость друг от друга. Вот как жить с человеком другого мировоззрения на протяжении 20 лет? А менеджер и программист — это люди, как минимум разных векторов, как максимум, и взглядов на жизнь. Но истинные причины дано знать только от первоисточников, которые пока молчат.

Когда владельцы расстаться компромиссно не смогли, по инициативе Буковникова в дело вмешались завсегдатаи акционерных конфликтов, представители альфа-банковской группы А1. Сами они любят называть эти конфликты “специальными ситуациями” и втягиваются в них исключительно ради “специального вознаграждения”, а именно выгодной доли или “своего” человека в руководстве.

И в этот момент Доморацкий, видя нагнетание и, возможно, наблюдая за Юлмартом, который уже погряз тогда в судах и в который так же пришла Альфа-групп, совершает очень изящный и с виду благородный ход. Предлагает купить его долю в А+а Эксист-Инфо за ту же сумму, которую он просил за долю Буковникова, Чикина и Полякова — $10 млн.

Итог раунда — бизнес раскалывается надвое. Доморацкий навсегда расстаётся с командой ведущих разработчиков, а также товарным знаком, сайтом, лицензионными платежами с франчайзи и процентом с оборота компании.

image

Собрать сложнее, чем разрушить

IsNext’енция

Нужно было что-то срочно делать с Эксист-М — основной оставшейся у Доморацкого компанией. На ней и на её дочках числились склады, магазины, техника, а также отношения с поставщиками. Вариантов было два — либо распродавать “остатки” по бросовой цене, либо решать что-то с ИТ. Оставаться в договорных отношениях с “A+a Эксист-Инфо” было накладно, взаимно взвинченные из-за раскола цены на услуги не устраивали никого. Доморацкий выбрал второй путь. И в начале 2017-го года у Эксист-М появился новый сайт — IsNext.ru. К этому моменту основная доля “A+a Эксист-Инфо” перекочевала руководителю “ЖелДорЭкспедиции” — крупнейшей транспортной компании — Евгении Назаровой. А база клиентов с сайта Exist.ru внезапно объявилась на IsNext.ru, о чём было много споров, в том числе и судебных, ничем, правда, не закончившихся, поскольку в договоре о продаже доли Доморацкого — ничего про клиентов сказано не было. Кроме того, часть франчайзинговых партнёров стали переоформлять договоры с Изнекстом. В связи с чем Экзисту пришлось искать новых представителей чуть ли не в каждом городе.

Изнексту удалось продержаться только до октября 2017 года. Доморацкий отметил и положительную динамику развития, и то, что в отведённый срок компания не сможет выйти на безубыточность, а значит не может рассчитаться по долгам с поставщиками. Впервые он начал искать инвестора, однако сразу ничего не вышло. В октябре 2017 г. выяснилось, что компания Эксист-М и ряд сопряжённых с ней ликвидируются.

image

Источник: rusprofile.ru

В течение трёх последних лет у Эксист-М последовательно нарастали и плановые, и внеплановые проверки гос.органами, а также увеличилось количество административных нарушений, особенно в момент разлада в 2016-м.

Источник: rusprofile.ru

В этот же момент у Эксист+Инфо ни одной проверки.

И венец всей истории раскола (на данный момент). В декабре 2017 г. Доморацкий таки нашёл покупателя. По иронии или по расчёту им оказалась тоже железнодорожная “Управляющая компания Группа ВГС” (как водится в России, с оффшорными владельцами). Уже имеющая склады и транспорт компания приобрела у Доморацкого за неразглашённую сумму бренд, базу клиентов, 103 магазина, базу поставщиков с контрактами и самый крупный логистический центр (кстати, найдите отличие на этом и этом видео). 01.02.2018 все документы переоформлены с Эксист-М на ООО “Изнекст-Авто”.

И здесь самая главная загадка в этой истории — ООО “Изнекст-Авто” появилось на арене только в 2018-м году. С 01.02.2018 на эту компанию свешали все отношения с поставщиками и клиентами и обработку персональных данных. Но зарегистрирована она 01 ноября 2016 года (!). Это момент, когда раскол был уже очевидным, но не было известно даже о том, что Доморацкий хочет продать свою долю. Оставим без комментариев. Слишком много разных догадок.

Последствия

1. Конечно же, происшедший конфликт повлёк откат с прежних позиций Экзиста.
Например, посетителей у Экзиста в 2015 году было 30 млн., в 2017-18-м число упало вдвое.

image

По данным SimilarWeb

image

Информация с сайта Exist.ru

У Изнекста и не могло быть такого числа, однако с момента начала ликвидации Экзист-М в октябре цифра также значительно просела — с 3 млн. до 1,5 млн.

image

По данным SimilarWeb

2. Вроде бы появилась конкуренция — но будет ли она здоровой, тот ещё вопрос. Всё зависит от административного ресурса, который теоретически может быть применён, как в случае с тем же Юлмартом.

3. Из-за конфликта был напрочь потерян белорусский филиал Эксист (10 млн.евро годового оборота и 16 офисов) и закрыт их сайт. В Эксист+Инфо даже не стали вникать в проблемы, просто установили процент, который из-за другой системы налогообложения в Беларуси оказался крайне невыгоден.

4. Качество обслуживание в этот период безвременья однозначно упало.

5. Есть и плюс — Эксист появился на железной дороге, а вслед за ним и Изнекст — как это будет организовано — и такой ли это плюс — увидим, но перспектива большая. В любом случае за конкуренцией “железнодорожников” в онлайн-продажах автозапчастей будет интересно последить.

6. Примечательно, что никто из ближайших конкурентов Экзиста не воспользовался этим конфликтом и не вырвался вперёд. Ни за Emex.ru, ни за Autodoc.ru выдающегося развития за полтора года замечено не было. Это может быть объяснено другой моделью бизнеса и сегментом.

В целом, рынок автозапчастей растёт, несмотря на кризис (и благодаря ему тоже), рост курса и соответственно цен на зарубежные запчасти. Растёт как в мировом масштабе, так и в российском. Поэтому Экзист с Изнекстом вполне могут мирно сосуществ вать друг с другом, раскатывая по железной дороге во все стороны. Но в это пока верится с трудом.

И ещё два момента напоследок.

  1. Принцип “Разделяй и властвуй” работает только снаружи. Если его применить внутри компании — властвовать и управлять одному уже никак не получится — нужно считаться с мнением других руководителей. Есть, конечно, надежда, что появление новых типов децентрализованных организаций поможет взглянуть на этот старый и вряд ли добрый принцип с другой стороны или изменить его на что-нибудь вроде “разделяй, делегируй и соуправляй”. Но в России на глобальном уровне всё тоскливо. А на локальном всё локально.
  2. В России всё так же трудно развивать бизнес самостоятельно. Больно много желающих прийти на готовое, вдоволь полакомиться и выкинуть объедки. Это показатель нашего развития, культуры нашего бизнеса. И показатель стабильно низкий по сравнению с Западом, где сто лет для компании в одних руках — норма. Надо меняться. Но с головы ли, с хвоста или изнутри — вот вопрос.

Читайте также: