Отмена ндс и ндфл

Опубликовано: 29.04.2024

Вновь про поддержку Дальнего Востока. На этот раз предложили отменить 8 налогов как для частных лиц, так и для бизнеса. По оценкам авторов законопроекта, это не создаст нагрузки на бюджет. Однако не так всё радостно и перспективно.

Налоговые свободы — путь к развитию региона

Автор законопроекта — депутат Госдумы от Приморья Андрей Андрейченко. Суть законопроекта — освободить бизнес и жителей Дальнего Востока от таких федеральных налогов:

  • НДС;
  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организации;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • уплата госпошлины;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

То есть, это те налоги, которые идут в федеральный, а не местный бюджет. Речь идёт о следующих регионах:

  • Республика Саха (Якутия);
  • Бурятия;
  • Приморский край;
  • Хабаровский край;
  • Забайкальский край;
  • Амурская область;
  • Камчатская область;
  • Магаданская область;
  • Сахалинская область;
  • Еврейская автономная область;
  • Чукотский автономный округ.

Цель инициативы — привлечь в дальневосточный регион жителей и бизнес. Проблема в том, что это самый удалённый регион, где проживает 6,3 млн человек (5% населения страны). Начиная с 90-х годов убыль продолжается. С 1991 по 2010 годы Дальний Восток потерял 1,8 млн человек (22% населения). Это при огромных территориях (36% территории всей страны).

Автор законопроекта уверен, что налоговые послабления не создадут большую нагрузку на бюджет. По его подсчётам, казна недополучит всего 40 млн рублей. Зато польза будет гораздо больше: повысится уровень жизни населения, в регион потянутся люди, станет развиваться бизнес.

«Смелый эксперимент»

Приморский парламентарий Владимир Хмелёв назвал инициативу «смелым экспериментом», как цитирует ИА REGMUM.

Он также отмечает, что люди положительно бы восприняли предложенные послабления.

Это хорошая новость для жителей Дальнего Востока. Давно было необходимо создавать экономические стимулы для привлечения граждан на Дальний Восток, и закрепления их здесь. Также это может повлечь переток определённых капиталов с западной части страны на территорию Дальнего Востока, а также и людей, которые в этой связи пожелают получить «дальневосточную прописку». Сюда может перебраться и какой-то бизнес

Подытоживая, депутат заметил, что надо смотреть, как этот закон покажет себя в работе, и будут ли достигнуты цели. Одна из основных опасностей — фиктивный перевод бизнеса в регион.

Однако радоваться не приходится — законопроект отклонили. Автор не пояснил, где взять деньги на компенсацию убытков из бюджета. К тому же, для Дальнего Востока и так существуют стимулирующие меры и налоговые льготы.

Дальневосточные льготы

Развиваем Дальний Восток всей страной. Фото: vestiregion.ru

Для бизнеса, который развивает инфраструктуру региона, предусмотрены субсидии. В дальнейшем планируется ввести дополнительные налоговые льготы, что считается более эффективным механизмом поддержки. Кроме этого, первые 5 лет после регистрации бизнеса, обнуляется налог на прибыль, имущественный, земельный, снижается НДПИ и страховые взносы.

Участники региональных инвестпроектов не платят налог на прибыль в федеральный бюджет 10 лет, а в региональный платят 10% в течение 5 лет.

Авторы аналитического обзора InfraOne «Инвестиции в инфраструктуру. Дальний Восток» утверждают, что Дальний Восток по большинству экономических показателей отстаёт от остальной страны. Присоединение Бурятии и Забайкалья не помогло, а только увеличило потребность в инвестициях.

При этом Дальний Восток — богатый ресурсами регион. Здесь добывают нефть, алмазы, золото и другие полезные ископаемые. Средняя зарплата по региону выше средней по России — 53 496,7 рублей.

С учётом всех надбавок, МРОТ в дальневосточном регионе тоже выше среднероссийского. Так, с 1 января 2020 года МРОТ в Бурятии — 18 195, а средний по России — 12 130. Это объясняется прибавкой на районный коэффициент и надбавку за работу в условиях Крайнего Севера.

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

Михаил Кобрин

Отмена ЕНВД в 2021 году

Изменения в налоговом законодательстве в 2021 году

Самое обсуждаемое изменение в налоговом законодательстве — отмена ЕНВД. До конца 2020 года всем вмененщикам нужно выбрать новый налоговый режим. Юрлица выбирают только между УСН и ОСНО, предприниматели же могут перейти на УСН, ОСНО, ПСН и НПД.

Изменения по НДС в 2021 году

С 1 января 2021 года вступят в силу изменения, касающиеся НДС. Большую часть компаний и предпринимателей правки обойдут стороной, так как касаются они только специфичных операций.

Сократят перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10 %

Перестает действовать ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2020 № 118-ФЗ. Теперь при передаче племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа, НДС начисляйте по ставке 20 %. Ранее действовала ставка 10 %.

Планировалось, что для внутренних воздушных перевозок ставка НДС изменится с 10 % до 20 %. Однако действие 10%-й ставки продлили до 1 января 2022 года (ст. 4 Закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Льготная ставка 0 % сохраняется для авиаперевозок:

  • пункт назначения или вылета которых находится в Крыму или Севастополе;
  • пункт назначения или вылета которых находится в Калининградской области или Дальневосточном федеральном округе;
  • маршрут которых, не связан с Москвой и Московской областью.

Разрешат оформлять электронные чеки в системе Tax Free

Покупатели-иностранцы могут компенсировать НДС при покупке товаров в розничной торговле. Для этого им раньше выставляли бумажный чек, теперь можно выставить чек в электронном виде.

Электронный чек направляют в таможенную службу, сотрудники которой подтверждают факт вывоза товара за пределы РФ и направляют продавцу сведения для выплаты компенсации.

Некоторых лиц освободят от НДС

В первую очередь от НДС освобождают компании-банкротов. Под НДС не подпадают:

  • конкурсная масса;
  • товары и услуги, которые были проданы в рамках текущей деятельности.

Теперь компании и ИП, которые являются плательщиками НДС, не смогут принять к вычету «входящий» от банкротов налог.

Дополнен перечень медицинского оборудования, которое не облагается НДС. Налог не нужно платить при реализации легкового транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов (Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1480). Для применения освобождения нужно, чтобы в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства была отметка о том, что оборудование предназначено только для перевозки инвалидов.

С 1 января 2021 года предполагалось, что реализация племенной продукции будет облагаться НДС по ставке 20 %. Однако освобождение продлили на весь 2021 год.

Скорректировали льготы для IT-компаний

От НДС будут освобождены операции по передаче прав на компьютерное ПО и базы данных, которые включены в Единый реестр российского программного обеспечения (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Все прочие услуги от уплаты НДС не освобождаются.

Изменения по НДФЛ в 2021 году

В 2021 году изменения по НДФЛ затронут несколько сфер, в том числе социальные налоговые вычеты, налогообложение банковских вкладов, обновление формы 6-НДФЛ, отмена 2-НДФЛ и так далее.

Обновили перечни по социальным вычетам

Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 обновило и уточнило перечень услуг, плату за которые можно принять к вычету по НДФЛ. В разряд медицинских услуг добавили медицинскую эвакуацию и паллиативную помощь. К дорогостоящему лечению добавили услуги по ортопедическому лечению дефектов зубов и услуги в рамках паллиативной помощи. Также в рамках дорогостоящего лечения был расширен перечень услуг по репродуктивным технологиям.

Дорогостоящие виды лечения из Постановления Правительства от 19.03.2001 № 201 объединили в медицинские услуги, оказываемые в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.

Начнут удерживать НДФЛ с процентов по банковским вкладам

С 1 января 2021 года налоговая начнет удерживать НДФЛ с процентов по вкладам, превышающим необлагаемый процентный доход, который считают по формуле:

Необлагаемый процентный доход = 1 000 000 руб. * Ключевая ставка ЦБ РФ

Налог к уплате ФНС рассчитает автоматически на основании данных из банка и вышлет плательщику соответствующее уведомление об уплате. Впервые заплатить налог нужно будет до 1 декабря 2022 года.

Изменили форму 6-НДФЛ и отменили 2-НДФЛ

С 2021 года начнет действовать новая форма 6-НДФЛ, которая закреплена приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753. По сути 6-НДФЛ теперь объединена с формой 2-НДФЛ.

Так как форму 2-НДФЛ с 2021 года отменили, информацию о доходах и удержанных налогах выдавайте сотруднику по форме из Приложения № 4 к Приказу ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753.

Обновили бланк 3-НДФЛ

Приказом ФНС РФ от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615 обновлена форма 3-НДФЛ. В форме учтены новые особенности исчисления НДФЛ и возврата налога.

Ввели прогрессивную ставку подоходного налога

С 1 января 2021 года НДФЛ с доходов свыше 5 млн рублей удерживайте по ставке 15 %. Прогрессивный подоходный налог уплачивайте на специальный КБК 182 1 01 02080 01 0000 110, утвержденный Приказом Минфина РФ от 12.10.2020 № 236н.

Изменения по налогу на прибыль в 2021 году

Изменения затрагивают форму декларации, порядок распределения прибыли между подразделениями и так далее.

Разработали новую форму декларации

Начиная с отчетности за 2020 год отчитывайтесь по новой форме декларации по налогу на прибыль, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655.

Изменили порядок распределения прибыли между подразделениями

Чтобы подсчитать региональную часть налога на прибыль, налоговую базу придется распределить между подразделениями. Для этого нужно выбрать базу распределения. Например, среднесписочную численность или расходы на оплату труда. Выбирайте ту базу, которая переносит большую часть налога на подразделение со льготами.

Создана новая особая экономическая зона

Федеральным законом от 13.07.2020 № 193-ФЗ закреплен статус Арктической зоны. Ее резиденты получают право на применение нулевой ставки налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженной ставки в региональный бюджет.

Обновили нормы списания книжной и печатной продукции

Ранее в состав прочих расходов включали только 10 % от стоимости списанной или нереализованной книжной продукции. С 2021 года это значение выросло до 30 % (Закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ). Срок на списание зависит от типа продукции:

  • до выхода следующего номера списывайте периодические печатные издания;
  • в течение 24 месяцев списывайте книги и другие печатные издания.

Ввели льготы для IT-компаний

Компании, работающие в сфере IT-технологий, и разработчики изделий электронной компонентной базы могут уплачивать налог на прибыль по сниженным ставкам:

  • 3 % — в федеральный бюджет;
  • 0 % — в региональный бюджет.

Для использования пониженной ставки есть условия:

  • среднесписочная численность работников — не менее 7 человек;
  • доля выручки от реализации ПО и IT-продуктов — не менее 90 %;
  • у IT-компаний должна быть аккредитация в Минкомсвязи, а разработчики электронных изделий должны быть включены в специальный реестр Минпромторга.

Изменения по УСН в 2021 году

Изменений в упрощенке в 2021 году немного, cамое важное нововведение — увеличение лимитов.

Увеличили лимиты по УСН

С 1 января 2021 года применять упрощенку смогут ООО и ИП, у которых выручка не превышает 200 млн рублей в год, а среднесписочная численность сотрудников — не более 130 человек. До конца 2020 года эти лимиты составляли 150 млн рублей и 100 сотрудников соответственно.

Но если в 2021 году ваши доходы превысят 150 млн рублей или средняя численность сотрудников перевалит за 100 человек, уплачивать налог вы начнете по новой ставке:

  • 8 % — для УСН «Доходы»;
  • 20 % — для УСН «Доходы минус расходы».

Продлили налоговые каникулы для ИП

Возможность применения налоговых каникул продлили до 2024 года (ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 266-ФЗ). ИП на законных основаниях может не платить налог, если:

  • в регионе введены налоговые каникулы;
  • предприниматель зарегистрирован после принятия закона о каникулах в регионе;
  • вид деятельности предпринимателя закреплен в законе о каникулах региона.

Изменения в ПСН

Для многих предпринимателей патент станет спасением после отмены ЕНВД. Поэтому большая часть изменений коснулась расширения видов деятельности на ПСН.

Расширили перечень видов деятельности

С 2021 года будет разрешено 80 видов деятельности на ПСН. Получить патент смогут фотографы, преподаватели в сфере дошкольного образования, повара, фермеры, стоянки для транспорта, производители муки и так далее.
Этот перечень региональные власти могут дополнять прочими бытовыми услугами из ОКВЭД2 и ОКПД2, которые зафиксированы в Распоряжении Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-Р. Оказывать услуги из перечня региона можно при условии, что они предоставляются населению.

Ввели один патент на несколько видов деятельности

«Общий патент» могут купить ИП, работающие в сфере животноводства и растениеводства одновременно (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 06.02.2020 № 8-ФЗ).

Продлили налоговые каникулы для ИП

Как и в случае с упрощенцами, ИП на ПСН могут до 2024 года не платить налог. Требования все те же:

  • возможность применения налоговых каникул должна быть закреплена законодательством региона;
  • предприниматель должен быть зарегистрирован после введения налоговых каникул;
  • предприниматель должен работать в сфере, на которую в регионе распространяются налоговые каникулы.

Изменения по налогу на имущество в 2021 году

Внесли изменения в форму декларации по налогу на имущество. Начиная с отчетности за 2020 год, в декларации указывайте среднегодовую стоимость движимого имущества. Сведения заполняют организации, у которых на балансе числится движимое имущество с остаточной стоимостью больше нуля.

Движимое имущество в 2021 году налогом не облагается. Информация о его стоимости в декларации носит справочный характер.

Изменения по транспортному и земельному налогу в 2021 году

Это разные налоги, но изменения в них идентичны.

Отменили налоговую декларацию по транспортному и земельному налогу

С 2021 года сдавать декларации по транспортному и земельному налогу не нужно (п. 17 и п. 26 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). За 2020 год организация самостоятельно рассчитывает сумму налога к уплате и перечисляет ее в бюджет. Налоговая проверит правильность произведенного расчета на основании данных из ГИБДД и Росреестра.

Ввели единый срок платежа

Заплатите транспортный и земельный налог за истекший год в срок до 1 марта текущего. Единый срок установлен по всей стране, изменить его региональное законодательство не может. Однако регион определяет налоговые ставки и сроки уплаты авансовых платежей.

Разъяснили порядок освобождения от налога уничтоженных транспортных средств

Закрепили порядок исключения уничтоженного транспорта из объектов налогообложения компании (п. 44 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). При уничтожении или утилизации транспортного средства компания может подать в ИФНС заявление о прекращении начисления налога. В случае положительного решения налоговая перестает начислять налог с 1-го числа месяца, в котором компания уничтожила или утилизировала ТС.

К заявлению не нужно прикреплять документы, подтверждающие факт утилизации или уничтожения. ИФНС самостоятельно запросит их в ГИБДД или Гостехнадзоре.

Изменения по акцизам в 2021 году

В 2021 году вырастут акцизы на табачные изделия и принадлежности для курения. Все изменения зафиксированы в п. 10 ст. 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 321-ФЗ. В среднем рост составит до 20 %.

Разработано свидетельство на производство спиртосодержащей непищевой продукции (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 321-ФЗ). Этот документ пригодится организациям, которые занимаются производством антибактериальных гелей на основе этилового спирта. Со свидетельством вы имеете право принять к вычету акциз, начисленный за покупку спирта, сразу после того как используете его в производстве геля.

Изменения по налогу на добычу полезных ископаемых

Для некоторых видов полезных ископаемых ставку налога будут считать с использованием Коэффициента Крента, который равен 3,5 (п. 11 ст. 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 342-ФЗ). Применяют этот коэффициент добытчики ресурсов из пп. 1-6, 8, 16-16 п. 2 ст. 342 НК РФ. В некоторых случаях коэффициент Крента будет равен 1. Например, при добыче торфа, горючих сланцев, или при разработке недр, выработанность которых по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1 %.

Еще одно нововведение — налоговый вычет по основным средствам. Участники Арктической зоны могут уменьшить налог к уплате на сумму понесенных затрат на покупку, сооружение и ввод в эксплуатацию основных средств.

Изменения по страховым взносам в 2021 году

Изменения коснулись только IT-компаний. Для них установили бессрочные пониженные тарифы страховых взносов:

  • 6 % — на обязательное пенсионное страхование;
  • 1,5 % — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,1 % — на обязательное медицинское страхование.

Применять пониженные ставки могут компании в сфере информационных технологий и разработчики электронной компонентной базы и продукции.

В 2021 году легче вести учет, начислять зарплату и сдавать отчетность в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. В системе всегда актуальные формы и настройки. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Власти хотят отменить НДС и НДФЛ и ввести новый налог

Экономический кризис – не лучшее время для налоговой реформы, но в правительстве так не считают. Премьер Михаил Мишустин и первый вице-премьер Андрей Белоусов через Минэкономразвития запустили идею радикального упрощения налоговой системы. Они предлагают заменить четыре наиболее популярных налога одним – налогом с продаж. Новый налог подавит потребление и ударит по отраслям с небольшой рентабельностью, предупреждают эксперты.

Новый налог в разгар кризиса

  • В 2019 году федеральный бюджет пополнялся на 40% сырьевыми налогами, на 35% – НДС и на 5,5% налогом на прибыль. Минэкономразвития предлагает от них отказаться и заменить одним – налогом с продаж в размере 6,2%. По мнению ведомства, эта мера позволит обеспечить равенство налогообложения между сырьевыми и технологическими компаниями, а также избавиться от теневых зарплат.
  • Как пишет министерство, сейчас налоговая нагрузка на организации из сферы строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения достигает 24-27% от выручки, а в ТЭК и ретейле – 6-14%. Это дает односторонние налоговые преимущества одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ретейл) за счет остальных отраслей, которые подвергаются «налоговой дискриминации» и попадают в «налоговое рабство». Поэтому единый оборотный налог обеспечит «равенство налогообложения», которое декларируется в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
  • Налог предлагается удерживать с компаний и ИП автоматически – при поступлении суммы на расчетный счет с нее будет списываться налог. В ретейле эта операция может производиться при инкассации наличных денег. Предельная простота налогового администрирования позволит «получить идеальную защиту от присущего современной системе налогообложения уклонения от уплаты налогов», считают в правительстве.
  • Эксперты оценивают новацию как «достаточно радикальное изменение налоговой системы». Оборотный налог может подавить потребление и ударить по отраслям с низкой рентабельностью. По словам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, любые изменения налогового законодательства в момент падения экономики – «это не очень хорошо». Новый налог будет «дополнительным фактором негативного воздействия» на экономику, пока Россия не выйдет на траекторию роста.

Александр Мельников

Написать комментарий


Только ЗА . Правильно,кто должен платить НДС,его не платит в полном объеме,находят кучу схем. А малый бизнес задыхается

Я думаю. что НДС придумали не случайно Это самый коррумпированный налог. Он появился в 1993 году, когда в стране наступил хаос, хозяйничали бандиты. С помощью НДС деньги до сих пор обналичиваются. А кто против отмены НДС, -это как раз ОЧЕНЬ заинтересованные люди! И все красивые слова в позьзу данного налога-это фальш! Если заменить НДС на налог с оборота, то налогообложение будет прозрачным и легко проверяемым. В Бюджет деньги потекут рекой! Сразу исчезнет повод обналичивать деньги.

Орлова могла бы быть и более логичной - сообразно занимаемой должности. В 1992г. острейший экономический кризис в стране почему-то не помешал Егору Гайдару ввести НДС, а в 2020г. какой-то коронавирусный чих якобы может мешать. Нежелание менять что-то к лучшему - вот чем продиктованы подобные лже-опасения.

Рост объема поступлений будет кратковременным и переведет часть бизнеса в тень

Поддерживаю комменты за единый налог, за равенство налогообложения. Может наведут в стране порядок?

Все будет зависеть от того что будет входить в налогооблагаемую базу. Если действительно доход, то да, идея хорошая! Если же любой приход на р/с и на баланс, то это идиотизм, так как не все деньги приходящие на счет это доход.

Журналисты эта самые несведущие люди на земле, которые пишут обо всем. как можно заменить четыре налога одним расскажите мне , когда один "налог" он ведь не налог , а страховые взносы (ВЗНОСЫ). НДФЛ вообще уплачивают физические лица получающие к примеру заработную плату, а лица выплачивающие эту плату являются налоговыми агентами, которые удерживают налог на доходы физ. лиц и перечисляют его в бюджет. Я помню как пришел работать в налоговую инспекцию в 1993 году. И был тогда налог на фонд оплаты труда 2%, как во всех СМИ трубили о то, что это "плохой налог" сдерживающий рост фонда оплаты труда. Сейчас это налог завётся "Социальные взносы"35%, Но СМИ молчат дружно, команды не было.

Налог с продаж -правильный и справедливый налог. При этом нужно отменить все налоги дохода. Это позволит автоматизировать сборы, избавиться от раздутых штатов налогов инспекторов, которые далеко не бесплатно выполняют свою работу. Важно также чтобы налог с продаж зависел от класса продукта. На продукты питания и первой необходимости он должен быть минимальным на роскошь-максимальным.

Если властям не хватает денег для реализации взятых на себя обязательств, то может стоит начать экономить на содержании этой самой власти?

НДФЛ надо прогрессивным сделать, а НДС как в штатах каждый регион пусть регулирует сам. Это было бы идеальным вариантом.

Надо вообще убрать все налоги оставив налог с оборота. Тогда в тени ничего не останется, весь бизнес будет белым,зарплаты белыми а для распределения средств в бюджете бюджетный кодекс сделать пропорциональным с секвестром отдельных частей бюджета по малозначимости, например расходы на гос. аппарат, помощь братским народам и т.д. Это будет стимулировать всякие администрации к оптимизации штатов и качеству работы. Можно оставить акцизы на алкоголь, табак, газировку и т.д.

Давно пора. Мишустин красавчик. Работать будет легче. Штат бухгалтерии меньше, претензий со стороны налоговой будет меньше. Махинаций контрагентов меньше.

что не день, то новая идиотическая новость от наших тупых властей!

Поддерживаю, давно пора

Отличная идея давно пора

И это было бы правильно. Упрощается бухгалтерия, налог легко собирается и контролируется, уничтожаются цепочки посредников и, как следствие, уменьшаются цены для конечного потребителя, значительно упрощается жизнь тех, кто что-то производит. Но все разумное при нынешней власти произойти не может по определению!

Прежде чем что-то вводить новое- надо перетряхнуть старое: все отраслевые министерства и ведомства, Минэкономразвитие (непонятная абракадабра) и так в Регионах, постепенно наводить порядок. Новое Правительство- новая система исполнения! Иначе нам удачи не видать!.

Давно пора. В Советском Союзе предприятия платили налог с оборота, не было никаких НДСов, налогов на прибыль, взнос в Пенсионный 1% брали, и ничего страна жила и заводы строились. Еще бы курс рубля сделать 36 за доллар, тогда и модернизацию страны можно проводить полноценно))

Всех под одну гребенку-Что может быть страшнее? Это как НДФЛ для всех единый - 13% и для миллионеров и для нищих. Как можно было такое придумать? Или для того, чтобы потом милости раздавать как сейчас это делают для малоимущих?

Для производственников однозначно будет лучше, НДС убивает нас.

Власти хотят свести нас с ума. Это уж точно. А что бы они не делали, всё направлено именно на эту цель. И как следствие снижение численности населения России. И чтобы все умирали тихо, молча и не создавали проблем этой кровожадной власти.

А если просто все перейдут на наличный расчет, то как они узнают сколько выручка?

Я думая это лучшее, что можно вообще придумать . Налог с продаж - самый удобный налог и нет заморочек с, как с НДС!

Все верно. Такая реформа приведет к улучшению экономической ситуации, когда (и если) Россия выйдет из кризиса. Однако проблема состоит ровно в том, что существующая власть, за 20 лет выработавшая массу механизмов коррупционного давления на экономику и отъема денег, никогда не выведет Россию из кризиса. Помимо внешних проблем, частично этой же властью вызванных, огромное значение имеют проблемы внутренние, созданные коррупционными механизмами, тормозящими и убивающими экономику России. Поэтому для любого человека, разбирающегося в экономике, единственный путь спасения России - в смене руководящих субъектов при сохранении конституционного и государственного устройства. Сегодня вопрос не в государственном строе, а в личностях, приватизировавших государственный строй. Полная смена руководства - от президента до руководителей департаментов госкомпаний и ведомств, люстрация и тщательное расследование источников собственности вплоть до родственников 2-го уровня (внуки, дедушки-бабушки, племянники) и полная конфискация имущества, по которому не доказаны легальные источники доходов. Для госслужащих - презумпция виновности при сохранении властных полномочий и высокого уровня содержания. Только так.

От теневых зарплат можно избавиться только в одном случае- когда платежи в ПФР м другие фонды будет осуществлять каждый работник, а не работодатель.

Нужно делать так, что бы малым бизнесом могли заниматься в стране те кто считает себя готовым к этому не легкому труду. В этом случае очень многие социальные проблемы в стране будут решены. При этом жесткий контроль по ценообразованию со стороны государства должен быть постоянным, чтобы никто не был бы обделенным в итоге.

В путинской воровской системе ни чего хорошего из этого не получиться. Могу доказать, но это получиться целая статья.

Это просто идеальное предложение! А еще принять кардиальные реальные меры по обеспечению широкого дешевого финансирования быстрого развития экономики, в первую очередь промышленности и машиностроения! При этом щедро дотировать реального сельхозпроизводителя, а не гигантские олигархические сельскохозяйственные корпорации!

Как бухгалтер с 30 летним стажем поддерживаю. Будут меньше скрывать налоги и будет меньше коррупции, исчезнет куча "тупых" законов. Для честного бизнеса - это очень выгодно.

А налог на секас будет? Нет. Ну тогда слава Путину!

А мы за!!) Если заменят НДС, Прибыль, НДФЛ и социалку (на всех сотрудников), то это будет круто. Не надо деклараций, не надо содержать бухгалтеров и бояться налоговой, если что-то эти бухи сделают не так- занимайся себе бизнесом и развитием.

Мы на упрощёнке платим 15% от дохода, плюс НДФЛ, плюс социальные налоги, плюс НДС (налоговый агент). Мы отстаёмся без трусов. А 6% от дохода - это красота. Я ЗА. Появились умные люди в налоговой системе. ЧЕМ БОЛЬШЕ ДОХОД, ТЕМ бОЛЬШЕ НАЛОГ. ОТЛИЧНОЕ РЕШЕНИЕ.

Если действительно заменят НДС, налог на прибыль ,страховые взносы и НДФЛ на налог с оборота 6.2% , то пожалуй это дельное предложение. Конкретный пример по моему предприятию. Система налогообложения УСН доходы -расходы. Оборот за прошлый год 80млн. ФОТ-19.8 млн. Уплочено УСН-800 т.руб. страховые взносы-6 млн, НДФЛ- 2.5 млн. Итого 9.3 млн.руб. При том же обороте при 6.2 % составит около 5 млн.руб. Что то слабо вериться , в такой подарок.

Правильно, конечно, только взимать налог у ретейла сразу при поступлении наличности, а не инкассации. И отменить платные услуги бюджетных госучреждений, т.е. исключить двойное налогообложение граждан и двойную маржу госучреждений.

это лучше чем делали наши предки. 10% считалось (десятиной)от дохода,а здесь 6,2%. можно упростить бухгалтерию или вовсе закрыть ее.

Я наверное отношусь к тем людям которые (как говорит Алексей) несут ахинею. Не давно прочитал о новых налогах слегка не разобрался. Кто нибудь может объяснить на пальцах какая выгода для государства и как всё будет отслеживаться, чтобы предприятия не смогли их обмануть.

я за к стати если такое случится то может и заживет в стране кто нибудь еще кроме нефтянки а то всех уже задушили но радоваться рано посмотрим что получится

на мой взгляд решение правильное - проще , понятней и лучше

 Фото: предоставлено Комитетом РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям

Заседание открыл член правления РСПП, председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский. Он рассказал об инициативах и комплексе неотложных мер по поддержанию креативных индустрий и развитию рынка интеллектуальной собственности, заметно пострадавших от последствий пандемии. Предложения отражены в двух документах, которые в настоящий момент находятся на рассмотрении Правительства РФ. Оба направлены на формирование целостной системы поддержки представителей творческого сектора. "Министерство экономического развития намерено включить наши предложения в "дорожную карту" по трансформации делового климата, а Министерство культуры поддержало нашу инициативу об отмене НДС для всех творческих отраслей, в том числе и музыкальной индустрии", - отметил Кричевский и добавил, что меры по поддержке креативных индустрий, которые могут быть реализованы на уровне Москвы, Комитет представил также вице-мэру столицы Наталье Сергуниной.

По мнению Кричевского, для поддержки креативных индустрий в России необходимо применять нормы Пекинского договора по аудиовизуальным исполнениям 2012 года. При этом важно не обрушить цифровой рынок, который только начинает укреплять свою позицию. "Все связанное с Пекинским договором нужно рассматривать в комплексе с отменой НДС по сделкам с интеллектуальными правами, ставшим сейчас неким камнем преткновения. Например, замена НДС на налог с продаж с конечной услуги или товара - действенная мера, которая может поддержать не только сферу ИС, но и всю инновационную экономику. Объем рынка креативных индустрий не так велик в масштабах всех других индустрий нашей страны. Мы посчитали, что представляет собой каждая отрасль. Оказалось, что на всю музыкальную индустрию в России приходится всего 1 млрд долларов. Для государственного бюджета НДС потеря с этой суммы не так уж ощутима. Стоит отметить, что уже не облагаются НДС программные продукты, кино и патенты. В целом вопрос освобождения сделок со всеми видами объектов интеллектуальной собственности от НДС значим для индустрий, а для госбюджета - не сильно обременителен".

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

В ходе онлайн-заседания заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев сообщил, что Роспатент предложил Комитету участвовать в работе по развитию экспорта ИС и созданию специализированного депозитария результатов интеллектуальной деятельности ориентированных на экспорт, а также специализированной электронной площадки для сопровождения экспортных сделок. Матвеев объяснил принцип, по которому формировалось предложение о создании депозитария: "Мы исходили из того, что пул объектов, представляющих интерес для экспорта, широк и весьма разнообразен. Это традиционные объекты, охраняемые авторским правом: литературные произведения, сценарии театральных постановок и компьютерных игр, программное обеспечение, анимация и другие аудиовизуальные произведения, коллекции фотографий классических работ, партитуры и так далее. Вторая группа - это технологические объекты, то есть все, что связано с производством, промышленным дизайном. Создать единый депозитарий для всех видов объектов, предлагаемых на экспорт, невозможно. Стоит задача скорее интегрировать те, что есть, и помочь им доставлять объекты до специализированных "витрин".

Заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов отметил одну из основных проблем экспорта российской интеллектуальной собственности: "Если права на иностранные рынки будут предоставляться российскому лицу, то оно получит возможность вещать, допустим, в Латвии, возможно, даже с правом сублицензирования. Если будут ограничения, по которым для признания сделки экспортный субъект обязательно должен быть вне российской юрисдикции, получится, что сделка формально не экспортная. То есть при функционировании депозитария было бы разумно исходить из страны использования результатов, а не ориентироваться на юрисдикцию второй стороны сделки".

Обсуждалось также и предложение об автоматической генерации справок для валютного контроля в рамках площадки по сопровождению сделок. Это предложение интересно, но практически не реализуемо, считает советник Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", исполнительный директор НП "Содействие развитию корпоративного законодательства" Елена Авакян. По ее словам, налоговый гайдинг сейчас прописан в Налоговом кодексе таким образом, что им практически невозможно воспользоваться. По этой причине трудно представить, что выдача документов будет происходить в автоматическом режиме. "Не думаю, что идею создания такой площадки с государственной поддержкой надо ставить в зависимость от налоговых решений - в этом случае она может стать камнем преткновения". Эксперт подчеркнула, что даже за рубежом подобная практика не была полностью автоматизирована, и ни одна налоговая не возьмет на себя риски по автоматической выдаче документов.

Решения в сфере поддержки экспорта услуг должны опираться на систему взаимоотношений, органично подходящую для отрасли. По мнению директора Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимира Энтина, платформа должна быть ориентирована на организации, которые по поручению российских правообладателей уже сегодня работают с зарубежными партнерами. "К примеру, у меня есть спектакль с полностью очищенными правами или любой другой сложный объект. Соответственно, я могу продвигать его на зарубежных рынках через своих традиционных партнеров либо предоставить тот же объем прав площадке, которая будет разыскивать для меня клиентов и заниматься юридическим оформлением за рубежом", - сказал он.

Энтин добавил, что площадка сможет стать агрегатором поставщиков услуг в области поддержки экспорта и решения административных вопросов. "Думаю, имеет смысл выбрать несколько пилотных проектов из разных областей и на основе полученного опыта дать разъяснения и рекомендации", - заключил юрист.

Основатель и генеральный директор компании Alliance GT, автор образовательного курса "Цифровая азбука" Анастасия Ефимова выразила надежду на то, что новая площадка позволит игрокам рынка ИС работать с государственными субсидиями и грантами: "Было бы здорово объединиться на площадке, чтобы всем выжить в новой реальности, потому что нам сложно достучаться до всех министерств".

Фото: iStock

Фото: iStock

Практически все представители компаний обратили внимание, что участники рынка самостоятельно создают депозитарии для хранения охраняемых результатов в цифровой форме, и задача государства - не дублировать существующие технические решения, а обеспечить интерфейс для интеграции с ними. На то, что в технической сфере задача создания депозитариев конструкторской, технической документации и связанных с ней "портфелей патентов" особенно сложна, обратил внимание начальник отдела партнерств и интеллектуальной собственности Блока по управлению инновациями ГК "Росатом" Сергей Югай, порекомендовав сосредоточить усилия государства на координации решения именно этой задачи.

Заместитель председателя Комиссии по выставочной деятельности, генеральный директор ООО "Выставочная компания "Мир-Экспо" Владимир Банников отметил, что для успешного экспорта результатов интеллектуальной деятельности правообладателям необходимы общие подходы: "Нужно сформировать своего рода стандарты, методологические рекомендации, чтобы мы могли предоставлять российским правообладателям алгоритм действий внутри страны и за рубежом".

Комитет обсудил и ряд сопутствующих вопросов.

Исполнительный директор "Русбренда" Алексей Поповичев высказал мнение о новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, над которой работает Министерство юстиции РФ: "Из Кодекса убрали статью 14.10, позволявшую полиции работать с нарушениями в сфере товарных знаков. Теперь они фактически перешли в сферу антимонопольного регулирования в соответствии со статьей 27.3, где упомянуты как нарушение конкуренции. В результате рынок рискует остаться бесконтрольным". В ответ заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов пообещал взять решение этой проблемы под личный контроль.

Читайте также: