Освобождение от обязанностей плательщика ндс предоставляется если сумма выручки без учета ндс тест

Опубликовано: 16.05.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Кто имеет право на освобождение

Условия освобождения от НДС описаны в ст. 145 НК РФ. Новая компания или ИП, которые планируют работать на ОСНО, не могут сразу получить освобождение. Для этого им придется работать хотя бы 3 месяца подряд и показать объем выручки без НДС за этот период меньше 2 млн рублей. Суммируется выручка за три предыдущих календарных месяца подряд: например, август, сентябрь, октябрь.

Если компания получит освобождение, а уровень выручки за три месяца подряд превысит 2 млн рублей, придется снова платить НДС. Освобождение теряется с начала того месяца, в котором выручка превысила лимит.

Также налогоплательщик не должен выступать налоговым агентом или заниматься импортом. А если он торгует подакцизными товарами, придется вести раздельный учет, потому что такие товары не освобождаются от НДС.

Таким образом, право на освобождение от НДС имеют:

  • компании и ИП старше 3 месяцев;
  • с выручкой без НДС не больше 2 млн рублей за три месяца подряд;
  • без импорта и роли налогового агента, с раздельным учетом, если есть подакцизные товары.

Освобождение от НДС

Как рассчитать выручку для освобождения от НДС

Правило 1. Контролируйте объем выручки за три месяца подряд. Если ваша компания освобождена от НДС с 1 ноября, то рассчитывайте выручку в рамках следующих периодов:

  • ноябрь, декабрь, январь;
  • декабрь, январь, февраль;
  • январь, февраль, март;
  • и т.д.

Правило 2. Берите в расчет выручку по данным бухучета. Считайте выручку без НДС. Не принимайте в расчет авансы от покупателей.

В расчет идет только выручка с операций, которые облагаются НДС. Операции, не облагаемые НДС, в расчете не участвуют (пп.3,4 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33). Не облагается налогом выручка:

  • от деятельности на спецрежимах — патенте или ЕНВД;
  • от операций, освобожденных от НДС по ст.149 НК РФ;
  • от операций, которые не облагаются НДС по ст. 146 НК РФ;
  • от операций, которые совершены не на территории РФ.

Как получить освобождение от НДС

Освободиться от налога можно с начала любого месяца — не обязательно ждать начала года или квартала. Для этого рассчитайте сумму выручки, соберите документы и подайте их вместе с заявлением в налоговую до 20 числа того месяца, в котором претендуете на освобождение.

Вот список документов для налоговой:

  • уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина от 26.12.2019 №286н «Об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС»;
  • журнал счетов-фактур и его копию;
  • выписка из бухгалтерского баланса для компании или выписка из КУДиР для ИП;
  • выписка из книги учета продаж.

Как продлить освобождение от НДС

Освобождение длится календарный год — если вы не нарушаете лимит по выручке. После “свободного” периода лучше подать такой же пакет документов в налоговую, чтобы продлить освобождение, если вам это все еще нужно. Это делается точно так же, до 20 числа месяца, в котором хотите возобновить свое право на освобождение.

Налоговая проверит по вашим документам, не было ли нарушения лимитов за весь прошедший год и предшествующие ему 2 месяца. Если условия соблюдаются, вам продлят освобождение. Если окажется, что в какой-то период лимит был нарушен, вам доначислят НДС с того месяца, в котором произошло превышение. Если вы вовсе не сдадите подтверждающие документы, чиновники могут заблокировать счета, доначислить НДС за весь год, назначить штрафы и пени.

Как отказаться от освобождения от НДС

Если вам выгодно вернуться к уплате НДС, то от освобождения вы сможете добровольно отказаться только через год после получения этой льготы (п. 4 ст. 145 НК РФ). Даже если вы станете выставлять счета-фактуры покупателям с выделенным НДС, к вычету его принять все равно будет нельзя.

Если же случилось превышение лимита по выручке, вы теряете освобождение вынужденно — с того месяца, когда выручка “пробила” лимит (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32).

Как подготовиться к освобождению

Восстановите в бухучете НДС, который вы уже приняли к вычету по активам, материальным и нематериальным, и по основным средствам с остаточной стоимости. Сделайте это в налоговом периоде, который предшествует освобождению.

В период освобождения нельзя принять к вычету НДС, уплаченный с авансов. Но можно оформить к возврату уплаченный “авансовый” НДС, если договоритесь с клиентами. Если договориться не удастся, выставляйте при отгрузке счет-фактуру с выделенным НДС.

Как работать с НДС в период освобождения

Выставляйте счета-фактуры с пометкой “Без НДС” и регистрируйте их в книге продаж. Не составляйте счета-фактуры на авансы и не указывайте суммы в Книге продаж. Через год после начала освобождения вы предоставите выписку из книги в налоговую. Книгу покупок вести не нужно: ее ведут для расчета вычетов, но при освобождении от НДС вы не делаете вычеты.

Декларацию по НДС сдавать не нужно весь период освобождения. Тут есть нюансы:

  • если вы свободны от НДС с начала квартала, включите восстановленный НДС в декларацию за последний квартал перед освобождением;
  • если вы свободны от НДС со второго-третьего месяца в квартале, сдайте декларацию за квартал по общим правилам и отразите в ней операции от начала квартала до начала освобождения, также включите в нее восстановленный НДС.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает НДС, поможет подготовиться к освобождению и работать без НДС или же с ним. Сервис рассчитает налог, и даст советы по снижению суммы легальными методами. В нем легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность через интернет и пользоваться другими инструментами для бухгалтера и директора. Всем новичкам мы даем две недели бесплатной работы.

Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС

В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, если у них сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн. рублей. Этой возможности лишены организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев (п. 2 ст. 145 НК РФ). См. также письмо Минфина России от 31.10.2013 N 03-07-14/46542.

При этом речь идет не о календарном квартале, а именно о трех календарных месяцах, которые, во-первых, следуют подряд (например, февраль, март, апрель), во-вторых, непосредственно предшествуют месяцу, в котором организация (ИП) подает заявление об освобождении от обязанностей налогоплательщика НДС.

Примечание

Освобождение от НДС не применяется к налогу, уплачиваемому при таможенном оформлении импортируемых товаров (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Минфин России и налоговые органы долгое время утверждали, что для определения соответствия условиям ст. 145 НК РФ в расчет включается выручка от всех операций, как подлежащих, так и не подлежащих обложению НДС (см., например, письма Минфина России от 24.01.2014 N 03-11-10/2510, от 20.09.2012 N 03-07-07/94, от 12.09.2001 N 04-03-11/128, УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 N 16-15/43541). К такому же выводу пришли судьи в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2010 N Ф07-11647/2010, от 07.07.2005 N А26-2984/04-29 и от 21.10.2004 N А26-2189/04-25, Двенадцатого ААС от 16.08.2011 N 12АП-5737/11.

Однако в судебной практике существует и другой подход: возможность предоставления права на освобождение согласно п. 1 ст. 145 НК РФ определяется только в отношении операций, подлежащих обложению НДС, следовательно, выручка от реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, при определении предельного размера выручки учитываться не должна (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.2011 N Ф08-2751/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2011 по делу N А19-9440/10 и от 22.03.2005 N А19-15675/04-5-Ф02-1004/05-С1). Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.11.2012 N 10252/12 разъяснил, что по смыслу п. 1 ст. 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС. Следовательно, выручка от необлагаемой НДС деятельности не должна учитываться при расчете предельного размера выручки для определения освобождения от НДС. ФНС России письмом от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ (согласовано с Минфином России) доводит до налоговых органов позицию Президиум ВАС РФ: размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС .

Обратите внимание на постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33. В нем указано, что поскольку не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения ст. 145 НК РФ надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете. Кроме того, при определении размера выручки необходимо исходить из того, что освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования НДС в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций. Поэтому поступления по операциям, не облагаемым НДС (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.

Не учитывается для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ и стоимость товаров (работ, услуг), реализованных на безвозмездной основе , поскольку безвозмездная передача не соответствует понятию "выручка". Такое разъяснение приведено в письме Минфина России от 30.09.2013 N 03-07-15/40261.

В соответствии с пунктами 3 и 6 ст. 145 НК РФ для получения права на освобождение от НДС налогоплательщики должны предоставить в налоговый орган по месту своего учета до 20-го числа месяца, начиная с которого предоставляется освобождение, определенные документы.

Если в течение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС нарушено хотя бы одно из условий, установленных в п. 1 и 2 ст. 145 НК РФ, налогоплательщик утрачивает право на освобождение.

В соответствии с п. 8 ст. 145 НК РФ суммы "входящего" НДС, принятые к вычету до использования права на освобождение обязанностей налогоплательщика НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые в связи с применением права на освобождение не были использованы для облагаемых НДС операций, подлежат восстановлению путем уменьшения суммы налоговых вычетов в последнем налоговом периоде перед отправкой в налоговый орган уведомления об использовании права на освобождение. При толковании этой нормы необходимо исходить из того, что объект основных средств не может считаться использованным налогоплательщиком, если к указанному моменту он не полностью самортизирован. Восстанавливаемая в этом случае сумма НДС определяется применительно к правилам пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ с учетом остаточной стоимости объектов (см. п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Обратите внимание, что с 1 января 2015 года восстанавливать НДС нужно в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение (а не перед отправкой в налоговый орган уведомления), а в случае, если налогоплательщик начинает использовать право на освобождение со второго или с третьего месяца квартала, то восстановление НДС производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

В письме ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@ разъяснено, что налогоплательщики, применяющие в соответствии со ст. 145 НК РФ освобождение, выставляют счета-фактуры с надписью "Без НДС" и регистрируют их в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книге продаж в общем порядке. Согласно пунктам 1 и 2 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, книга покупок ведется в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению), покупателем. Поскольку организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение от НДС, не имеют права на вычеты НДС, они вправе книгу покупок не вести. Кроме того, налогоплательщики, применяющие освобождение и не выставляющие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполняющие обязанности налогового агента по НДС, в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на добавленную стоимость не представляют.

Однако в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой НДС организации, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, производят уплату в бюджет всей суммы налога, указанной в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг), на основании п. 5 ст. 173 НК РФ (см. письмо Минфина России от 26.05.2015 N 03-07-14/30264).

Внимание

Лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС по ст. 145 НК РФ, не представляют декларации по НДС, кроме случаев, когда они являются налоговыми агентами по этому налогу (см. также письмо ФНС России от 04.06.2015 N ГД-4-3/9650@).

Индивидуальным предпринимателям следует также учитывать, что ст. 145 НК РФ не предусмотрено освобождение от обязанности налогоплательщика НДС индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение ПСН, с даты перехода на общий режим налогообложения. В связи с этим указанные ИП могут получить освобождение от обязанности налогоплательщика НДС по истечении трех календарных месяцев применения общего режима налогообложения в общем порядке (см. письмо Минфина России от 29.12.2014 N 03-11-12/68046).


Кто может получить освобождение от НДС?

Компании и ИП на ОСНО, у которых общая сумма выручки за 3 предшествующих календарных месяца не превысила 2.000.000 руб. без учета НДС.

Как рассчитать выручку?

Для целей расчета и контроля выручки применяются правила:

Правило 1. Контролируем размер выручки

Право на освобождение теряется с 1-го числа месяца в котором выручка превысит 2.000.000 руб.

Пример

Компания «К» применяет освобождение от НДС с 1 мая. Контролировать выручку необходимо за:

  • Май, июнь, июль
  • Июнь, июль, август
  • Август, сентябрь, октябрь
  • И т.д.

Правило 2. Выручка считается по данным бухгалтерского учета

Правило 3. Принимаем во внимание нюансы расчета

  1. Выручка считается без НДС;
  2. Авансы в расчете не учитываются.

Правило 4. В расчете участвует только выручка, которая облагается НДС

Согласно пп.3,4 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 поступления по операциям, не облагаемым НДС, не учитываются в выручке.

Не облагаются НДС поступления:

  • От деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД или ПСН;
  • От операций, которые освобождены от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ;
  • От операций, которые не признаются объектом обложения НДС на основании ст.146 НК РФ;
  • От продажи товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ.

Когда не применяется освобождение от НДС?

  • При импорте товаров;
  • Лицами, реализующими подакцизные товары без ведения раздельного учета.

Как воспользоваться правом на освобождение?

Применять освобождение возможно начать с первого числа любого месяца. Для этого не позднее 20-го числа месяца, с которого применяется освобождение необходимо предоставить в ИФНС:

  • Уведомление «Об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС»;
  • Выписку из бухгалтерского баланса и/или отчета о прибылях и убытках (организации) или выписку из книги учета доходов и расходов (ИП);
  • Выписку из книги продаж.

Также необходимо восстановить НДС с остаточной стоимости основных средств (нематериальных активов) и со стоимости материально-производственных запасов, которые до начала применения освобождения не были использованы в операциях, облагаемых НДС.

Что делать со счетами-фактурами?

Счета-фактуры продолжаем выставлять, но делаем пометку «Без налога (НДС)». Такие счета-фактуры регистрируются в Книге продаж. По истечении 12 месяцев освобождения выписку из книги Продаж необходимо предоставить в ИФНС.

Счета-фактуры на полученные авансы не составляются и в Книге продаж суммы не указываются.

Что делать с декларацией по НДС?

За период, в течение которого применялось освобождение от НДС, декларации не предоставляются.

Если освобождение применяется с первого месяца квартала, то восстановленный НДС включается в декларацию за последний квартал, предшествующий применению освобождения.

Если освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, то декларацию за этот квартал необходимо предоставить по общим правилам. При этом в декларации отражаются только операции за период сначала квартала до начала применения освобождения. В такую декларацию также включается восстановленный НДС.

Как подтвердить соблюдение условий освобождения?

До 20 числа месяца, следующего за 12-м месяцем применения освобождения, в ИФНС необходимо предоставить:

Документы, подтверждающие, что в течение 12 месяцев выручка была в пределах 2.000.000 руб. за каждые 3 последовательных календарных месяца (выписку из бухгалтерского баланса / отчета о прибылях и убытках и книги продаж);

Уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Что будет, если не предоставить документы на освобождение?

Если налогоплательщик не направит Уведомление о переходе на освобождение и о продлении периода освобождения на следующие 12 месяцев, то он не потеряет право на работу без НДС.

Однако, уведомление стоит подать, это позволит избежать блокировки счетов из-за того, что налоговый орган не был уведомлен о использовании налогоплательщиком освобождения.

Если налогоплательщик не предоставит документы, подтверждающие правомерность применения освобождения, то он теряет право на данное освобождение за весь период его применения. В этом случае необходимо доначислить НДС, заплатить пени и штрафы.

Как отказаться от применения освобождения?

Налогоплательщик не вправе вернуться к общему порядку исчисления НДС в течение 12 календарных месяцев с начала применения освобождения.

Подписывайтесь. В следующих постах разберем еще несколько десятков способов законной оптимизации налогов.

ФНС признает, что тот, кто решил применить статью 145 НК РФ и освободиться от НДС, лишь информирует инспекцию о намерении использовать свое право. Последствия нарушения срока уведомления закон не определят. Поэтому уведомить можно и после начала применения освобождения.

Напомним, что освобождение от НДС, получаемое в порядке статьи 145 НК РФ, применяется в отношении всей деятельности налогоплательщика. Оно направлено на снижение налогового бремени тех, кто имеет незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Но оно не освобождает от уплаты ввозного и агентского НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).

Кто может освободиться от уплаты НДС по статье 145 НК РФ

Получить освобождение от НДС могут как организации, так и индивидуальные предприниматели (ИП). Главное, чтобы выполнялось следующее условие: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг (без НДС) за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн. руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Заметим, что эти три месяца – не обязательно квартал. Это могут быть любые три идущих подряд месяца – например, февраль–март–апрель, август–сентябрь–ноябрь и т.д.

Не вправе получить освобождение от НДС (п. 2 ст. 145 НК РФ):

  • лица, реализующие подакцизные товары;
  • организации, имеющие освобождение от НДС как участники проекта «Сколково».

Не могут претендовать на освобождение также вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП в течение первых трех месяцев работы. У них еще нет нужной трехмесячной выручки.

С 01.01.2019 фирмы и ИП на ЕСХН платят НДС в бюджет. Они также получают и право на освобождение от уплаты налога по статье 145 НК РФ. Однако и условия освобождения, и форма уведомления об освобождении для таких плательщиков свои. О них чиновники упомянули вскользь, и мы тоже на них останавливаться не будем.

Как рассчитать показатель выручки

В расчет предельного показателя нужно включать выручку только от облагаемых НДС операций.

Не учитываются при определении размера выручки доходы, полученные от реализации подакцизных товаров, поскольку в отношении таких операций применять освобождение нельзя. Список таких товаров есть в статье 181 НК РФ.

Если фирма продавала как подакцизные, так и неподакцизные товары, то она может получить освобождение от уплаты НДС. Однако налогом не нужно облагать только операции по реализации неподакцизных товаров. При этом фирма должна вести раздельный учет продаж таких товаров.

Документы для уведомления

С 01.04.2019 действуют две новые формы уведомлений об использовании права на освобождение от НДС. Отдельную форму ввели для плательщиков ЕСХН и отдельную для всех остальных – тех, чья выручка не превысила 2 млн. рублей за три месяца.

Новые формы утверждены Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Приказ МНС от 04.07.2002 № БГ-3-03/342, содержащий старую форму уведомления, утратил силу.

Вместе с уведомлением нужно представить (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ):

  • выписку из бухгалтерского баланса (для юридических лиц);
  • выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для ИП);
  • выписку из книги продаж.

Копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур больше не нужны.

Выписки оформляйте в произвольной форме. Но обратите внимание, что из них должна быть четко видна выручка за три предыдущих месяца.

Выписку из бухгалтерского баланса предоставляют в виде справки о выручке, в которой указана общая сумма выручки без НДС за три последних месяца и с разбивкой по каждому месяцу, или в виде копии бухгалтерского баланса и (или) отчета о финансовых результатах.

Выписку из книги продаж обычно оформляют в виде справки, где указана итоговая строка из книги за последние три месяца.

Обязанности освобожденного от уплаты НДС

Налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС:

  • не освобождается от выставления счета-фактуры покупателю. В счетах-фактурах НДС не выделяет, а делает надпись: «Без НДС» (п. 5 ст. 168 НК РФ);
  • должен вести книгу продаж (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ);
  • не имеет права на вычет НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171, подп. 3 п. 1 ст. 170 НК РФ);
  • включает «входной» НДС в стоимость товаров, работ, услуг (подп. 3 п. 1 ст. 170 НК РФ).

В то же время освобожденный от обязанностей НДС не обязан:

  • исчислять и уплачивать НДС, кроме случаев, когда он выставляет счет-фактуру с выделенным налогом (п. 5 ст. 173 НК РФ);
  • сдавать декларацию по НДС (письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@);
  • вести книгу покупок (письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@).

Еще нельзя забывать о том, что при получении освобождения от НДС вы обязаны восстановить принятый в общем порядке к вычету НДС со стоимости товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, которые будут использоваться в период освобождения.

Нюансы восстановления

Восстановить налог нужно в последнем квартале перед началом использования освобождения, если освобождение от уплаты налога начинается с первого месяца квартала. Если же вы начали применять освобождение со второго или третьего месяца квартала, то восстановить НДС нужно в этом же квартале (п. 8 ст. 145 НК РФ).

Одним из условий для принятия «входного» налога к вычету является использование объекта в деятельности, облагаемой НДС (ст. 171, 172 НК РФ). Если же организация получит освобождение от НДС, данное условие не выполняется. Значит, вычеты необходимо восстановить. Налог восстанавливается со стоимости товаров и материалов, оставшихся на балансе организации на дату начала применения освобождения от НДС. Кроме того, восстановить НДС необходимо с остаточной стоимости имеющихся основных средств. При этом остаточная стоимость должна определяться по данным бухгалтерского учета. Это подтверждает и пункт 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

Перед тем как вы начнете применять освобождение от НДС, нужно внести записи в книгу продаж на сумму восстановленного налога. Записи делаются на основании счетов-фактур, по которым налог ранее был принят к вычету.

Период освобождения

Начав использовать освобождение от НДС по статье 145 НК РФ, вы не сможете отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ).

Когда этот период истечет, вы должны подать в инспекцию:

  • документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения ваша выручка за каждые три последовательных календарных месяца не превышала 2 млн. руб.;
  • уведомление о продлении освобождения от НДС на последующие 12 календарных месяцев или об отказе от него.

В то же время в некоторых обстоятельствах право на освобождение от НДС можно утратить (п. 5 ст. 145 НК РФ):

  • если выручка за какие-либо три месяца превысит 2 млн. руб.;
  • если вы продадите подакцизный товар.

Право не платить НДС утрачивается с 1-го числа того месяца, в котором произошло превышение выручки или началась реализация подакцизных товаров (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Сроки предоставления документов на освобождение

Следует все-таки учитывать, что есть общая норма: о применении освобождения от НДС нужно проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ). Если нарушен этот срок, инспекция будет стараться отказать вам в применении освобождения.

Но последствия нарушения этого срока закон не определят. Поэтому просрочка не может служить причиной для отказа в освобождении от НДС и доначисления налога. Ничего не поделаешь: такова позиция, изложенная в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

Более того, поскольку освобождение от НДС носит не разрешительный, а уведомительный характер, то и никакого решения от инспекции на этот счет не требуется (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 22.09.2008 № А65-1347/08).

Итак, чтобы на законных основаниях не платить НДС, нужно соблюсти определенные условия и совершить необходимые действия. Тем не менее, прежде чем переходить на освобождение, определите, будет ли оно выгодно именно вам.

Работа без НДС кажется на первый взгляд более выгодной для фирмы, чем с НДС. Ведь НДС платить не надо, вести налоговые регистры и составлять отчетность – тоже. НДС также требует повышенной ответственности к документам, увеличивает нагрузку на бухгалтера, которому нужно вести дополнительные налоговые и бухгалтерские регистры по учету НДС.

Однако работа с НДС увеличивает привлекательность вашей компании для крупных покупателей, большинство из которых работает на общей системе. А применение налоговых вычетов может сделать стоимость вашего товара ниже, чем у ваших мелких конкурентов.

Банковская гарантия возмещения НДС

Гарантия банка должна быть безотзывной и непередаваемой. Срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению. Кроме того, гарантия должна допускать бесспорное списание средств со счета компании, если она не исполнит требование об уплате. Выдать гарантию может только банк, включенный в соответствующий перечень кредитных организаций, который ведется Минфином России.

Для внесения в этот перечень банк должен отвечать следующим требованиям: иметь лицензию Банка России; вести деятельность не менее 5 лет; иметь собственные средства в размере не менее 1 млрд рублей; соблюдать нормативы, обязательные для кредитных организаций, и не иметь требований Банка России о принятии мер по финансовому оздоровлению.

Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

3. Налогоплательщики. Исполнение обязанностей плательщика НДС лицами, освобожденными от его уплаты

В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ).

Из этого следует, что организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям ст. 11 НК РФ, устанавливающей определение таких лиц, являются плательщиками НДС. Однако это не все.

Во-первых, п. 1 ст. 145 НК РФ закреплено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (если иное не предусмотрено другими положениями данной статьи Кодекса), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Во-вторых, согласно абзацу второму п. 7 ст. 12 НК РФ установленные Кодексом специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13—15 НК РФ.

Данное положение касается и обязанности налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, уплачивать НДС.

Обратите внимание: п. 8, 13 ст. 1 Закона № 85-ФЗ в ст. 346.1 и 346.11 НК РФ внесены изменения, касающиеся налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения и являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Данными изменениями установлено, что вышеуказанные налогоплательщики должны исполнять обязанности по уплате НДС по операциям, осуществляемым в рамках вышеуказанных договоров в случаях, если на них согласно ст. 174.1 НК РФ возложено ведение общего учета операций, подлежащих обложению НДС в соответствии со ст. 146 настоящего Кодекса.

Как указывается в ст. 174.1 НК РФ, в целях главы 21 Кодекса ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 146 НК РФ, возлагается на участника товарищества, которым является российская организация либо индивидуальный предприниматель.

При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) на вышеуказанного участника товарищества возлагаются обязанности плательщика НДС.

Вышеуказанные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года.

Обратите внимание: по общему правилу, лица, применяющие специальные налоговые режимы, а также лица, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, не являются плательщиками данного налога. Однако, как свидетельствует правоприменительная практика, не все так просто.

Актуальная проблема. Пунктом 5 ст. 173 НК РФ установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС:

– лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;

– налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

На практике может случиться так, что освобожденный от уплаты НДС налогоплательщик (например, применяющий упрощенную систему налогообложения) выставляет при реализации товаров (услуг, работ) покупателям счет-фактуру. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ, если лица, освобожденные от уплаты НДС, выставляют счета-фактуры с выделенной в них суммой этого налога, они обязаны уплатить налог.

Но между налогоплательщиками и налоговыми органами часто возникают споры по вопросу применения положений п. 5 ст. 173 НК РФ. Рассмотрим эту ситуацию более подробно в отношении налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

При этих и последующих ссылках в данном издании на официальную позицию обращаем внимание читателей на следующее.

Согласно Разъяснениям о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88, нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Данные определения нормативного правового акта и правовой нормы, содержащиеся в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», Минюстом России рекомендовано использовать при подготовке нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Письмо не является нормативным правовым актом, следовательно, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, в связи с чем понятие «действующего» письма весьма условно.

Другое дело, что суды в некоторых случаях признают письма равными нормативно-правовым актам, а также признают некоторые из них недействующими. С этой точки зрения все нижеприведенные письма проверены и являются «действующими».

Официальная позиция. По мнению Минфина России, выраженному в письме от 10.02.2006 № 03-11-04/2/33, у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, отсутствует обязанность, предусмотренная ст. 169 НК РФ, предъявлять покупателям счета-фактуры. Следовательно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах сумму НДС не выделяют и счета-фактуры не выставляют.

В письме Минфина России от 13.05.2005 № 03-06-05-04/124 указано на то, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, счета-фактуры при осуществлении ими предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, не выставляют.

Согласно письму Минфина России от 10.02.2006 № 03-11-04/2/33 в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, покупателю товара счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Такие выводы закреплены Минфином России и в письме от 23.03.2007 № 03-07-11/68.

Налоговые органы занимают по данному вопросу аналогичную позицию: в случае выставления лицами, не являющимися плательщиками НДС, покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога указанная в счете-фактуре сумма НДС подлежит уплате в бюджет в соответствии с подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 № 19-11/48885).

Следовательно, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры с выделенной суммой НДС без последующей уплаты данного налога в бюджет подлежат привлечению к ответственности согласно ст. 122 НК РФ.

Однако в судебной практике отсутствует единая позиция по данному вопросу.

Судебная практика. По мнению некоторых судов, при применении ст. 122 НК РФ судам следует исходить из наличия у привлекаемого лица статуса налогоплательщика.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 № А17-1793/5-2006 суд пришел к выводу, что налогоплательщик, применявший упрощенную систему налогообложения, не являлся плательщиком НДС, то есть вышеуказанная сумма налога не была его задолженностью в значении, придаваемом ст. 11, 44 и 45 НК РФ.

Учитывая, что на основании ст. 122 НК РФ к налоговой ответственности могут быть привлечены только налогоплательщики, а Кодексом ответственность за неуплату незаконно полученного и не перечисленного в бюджет налога не установлена, суд отказал налоговому органу в удовлетворении требования о взыскании штрафа в подобной ситуации.

В постановлении от 17.11.2006 № А29-13970/2005А ФАС Волго-Вятского округа также указал, что налогоплательщик, не являвшийся плательщиком НДС, был неправомерно привлечен к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ. Кроме того, суд отметил, что налогоплательщику были неправомерно начислены пени.

Аналогичные выводы также сделаны в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2006 № Ф04-7765/2006 (28634-А46-34), от 12.12.2006 № Ф04-8300/2006(29053-А27-27), от 20.11.2006 № Ф04-7742/2006(28606-А27-6), от 16.10.2006 № Ф04-6585/2006(27194-А45-6), № Ф04-4198/2006(27208-А27-31), от 29.08.2006 № Ф04-5400/2006(26554-А75-27), ФАС Уральского округа от 26.09.2006 № Ф09-8563/06-С2, от 19.09.2006 № Ф09-8329/06-С2, от 16.08.2006 № Ф09-7010/06-С2.

Кроме того, суды отмечают, что на налогоплательщиках, применяющих упрощенную систему налогообложения, лежит только обязанность по перечислению неправомерно выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя НДС, что предусмотрено подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ [1].

Однако по вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, к ответственности согласно ст. 122 НК РФ за неуплату в бюджет сумм НДС, полученных от покупателей товаров (работ, услуг) в случае выставления таким налогоплательщиком счета-фактуры, в судебной практике существует и противоположная позиция.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в соответствии с п. 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения деяний (действий или бездействия).

Руководствуясь данной позицией Пленума ВАС РФ и учитывая, что на основании выставленных налогоплательщиком счетов-фактур покупатель вправе предъявить уплаченные ему суммы НДС к вычету из бюджета и при этом предполагается, что поставщик перечислил в бюджет полученный налог, суды приходят к выводу о наличии у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, в случае выставления счета-фактуры обязанности по перечислению НДС в бюджет. Следовательно, по мнению судов, привлечение такого налогоплательщика к ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ при наличии вины обоснованно.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2006 № А33-11936/06-Ф02-5948/06-С1 отмечено, что у налогоплательщика возникла обязанность по уплате НДС, неисполнение которой влекло ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ. По мнению суда, неправомерное бездействие, выразившееся в неисчислении и неуплате суммы НДС при наличии соответствующей обязанности, повлекло занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС. Таким образом, суд признал правомерным решение налогового органа о привлечении налогоплательщика в вышеуказанной ситуации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.

Такие выводы были также сделаны и в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2005 № Ф08-3678/ 2005-1486А.

Очевидно, что все вышеприведенное можно применить и к ситуации, при которой налогоплательщик, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, выставляет счет-фактуру.

Актуальная проблема. Если налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, выставляет счет-фактуру, однако при этом не уплачивает соответствующие суммы НДС в бюджет, велика вероятность того, что в ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговые органы начислят налогоплательщику пени за несвоевременную уплату НДС. В данном случае судебная практика, как правило, на стороне налогоплательщика.

Судебная практика. По мнению судов, на лице, не являющемся плательщиком НДС, лежит обязанность по перечислению в бюджет выделенного в счете-фактуре и полученного от покупателя НДС, однако пени за его несвоевременную уплату начислению не подлежат.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.08.2006 № А17-6893/5-2005 указано, что нормы главы 21 НК РФ не содержат положений, согласно которым лицо, не являющееся налогоплательщиком, но получившее сумму НДС от покупателей собственной продукции, приобретает статус налогоплательщика. У него только возникает обязанность по перечислению в бюджет полученной суммы налога.

На основании анализа положений ст. 75 НК РФ суд пришел к выводу о том, что обязанность по уплате пеней также возникает только у лиц, которые являются налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

Суд установил, что в проверяемый налоговым органом период налогоплательщик по деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг, уплачивал единый налог на вмененный доход; следовательно, он не был плательщиком НДС. Однако обязанность по уплате НДС возникла у налогоплательщика в связи с выставлением счетов-фактур, в которых этот налог был неправомерно выделен.

С учетом вышеизложенного суд сделал вывод о том, что налогоплательщик не должен был уплачивать пени, и отказал в удовлетворении этой части требований налогового органа.

Аналогичные выводы приведены также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2007 № А17-5398/5-3-2005, 2052/5-2006.

Актуальная проблема. Возникновением риска привлечения к налоговой ответственности согласно ст. 122 НК РФ и доначисления пеней налогоплательщику, освобожденному от уплаты НДС, но выставившему счет-фактуру с выделенной суммой налога, проблемы такого налогоплательщика не заканчиваются.

В арбитражной практике возникают налоговые споры по вопросу о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности согласно ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок декларации по НДС в подобной ситуации.

Например, по мнению налоговых органов, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, на основании п. 5 ст. 173 и 174 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в случае выставления покупателям счета-фактуры с выделением сумм НДС (см. письмо УМНС России по г. Москве от 14.11.2003 № 21-09/64172).

В случае неисполнения вышеуказанной обязанности налогоплательщик может быть привлечен, по мнению налоговых органов, к налоговой ответственности согласно ст. 119 НК РФ. Однако суды, как правило, отклоняют такие доводы налоговых органов как противоречащие положениям ст. 119 НК РФ и указывают, что применяющий упрощенную систему налогообложения налогоплательщик не подпадает под понятие налогоплательщиков (налоговых агентов), приведенных в п. 5 ст. 173 Кодекса, поэтому у него нет обязанности представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС, как это предусмотрено п. 5 ст. 174 НК РФ. Такие выводы выражены ФАС Дальневосточного округа в постановлениях от 29.11.2006, 22.11.2006 № Ф03-А80/06-2/4257, от 22.11.2006, 15.11.2006 № Ф03-А80/06-2/4265.

Аналогичной позиции придерживаются суды в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2006 № А26-2012/2006-211, ФАС Поволжского округа от 07.09.2006 № А12-4687/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.06.2006 № А74-28/06-Ф02-2554/06-С1 и ФАС Уральского округа от 02.10.2006 № Ф09-8654/06-С1, от 26.09.2006 № Ф09-8563/06-С2, от 16.08.2006 № Ф09-7010/06-С2.

Актуальная проблема. На практике между налогоплательщиками и налоговыми органами возникают налоговые споры по вопросу о том, подлежит ли налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, ответственности согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, если при проведении мероприятий налогового контроля он не исполнил требование налогового органа о представлении документов по НДС в случае выставления в проверяемый налоговым органом период покупателям счета-фактуры.

Позиция судов по данному вопросу такова, что если налогоплательщик не является плательщиком НДС (или налоговым агентом), то обязанности по представлению соответствующих документов налоговому органу у него не возникает. Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.10.2006 № А19-12626/06-24-Ф02-5663/06-С1 и ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2006 № А17-6892/5-2005.

Читайте также: