Освобождение от ндс енвд статья нк

Опубликовано: 17.05.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Компании и ИП на ОСНО могут совершенно законно не платить НДС. Для этого они должны заработать меньше 2 млн рублей за три месяца подряд, выполнить еще пару условий и подать заявление на освобождение от НДС в налоговую. Расскажем, как оформить заявление, на какой срок освобождаются от налога и как продлевают льготу.

Кого освобождают от уплаты НДС

Получить освобождение от налога может только компания или ИП, которые проработали с момента открытия не менее 3 месяцев и в течение этого времени заработали менее 2 млн рублей (ст. 145 НК РФ). В расчет берется выручка за три идущих подряд календарных месяца: скажем, январь, февраль, март. Только если предприятие может подтвердить с помощью документов объемы выручки менее 2 млн рублей, она может претендовать на “жизнь без НДС”.

Вновь зарегистрированные компании и ИП могут учитывать выручку, начиная с месяца регистрации. И даже если они не ведут деятельность, то все равно могут освободиться от НДС (письмо Минфина от 23.08.2019 № 03-07-14/64961).

Чтобы сохранять право на работу без НДС, нельзя зарабатывать больше указанного лимита за три месяца подряд в ходе всей дальнейшей деятельности. Компании придется снова платить НДС с того месяца, когда трехмесячная выручка превысит границу в 2 млн рублей.

Есть еще три условия для применения льготы:

  • не заниматься импортом;
  • не выступать налоговым агентом;
  • если ведется торговля подакцизными товарами — вести раздельный учет и по этой группе товаров платить НДС.

Как контролировать выручку при освобождении от НДСЗаявление на освобождение от НДС

Во-первых, выручку нужно рассчитывать за три календарных месяца подряд. Если в рамках трехмесячного периода выручка перевалит за 2 млн, вы заметите это прежде, чем налоговая обратит на это внимание. Например, вы работаете без НДС с марта 2021, тогда для расчета берите периоды:

  • март, апрель, май;
  • апрель, май, июнь;
  • май, июнь, июль;
  • и т.д.

Во-вторых, выручку считайте по данным бухучета, без НДС и без авансов от контрагентов. И только по операциям, которые облагаются НДС (пп.3,4 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33). Не берите в расчет не облагаемые налогом операции:

  • совершенные за территорией РФ;
  • освобожденные от НДС по условиям ст. 149 НК РФ (например, продажа медицинских изделий, очков и линз для коррекции зрения, услуг по уходу за детьми и др.);
  • не облагаемые НДС по п.2 ст. 146 НК РФ (например, операции по продаже земельных участков, выполнение работ для снижения напряженности на рынке труда и др.);
  • в деятельности на спецрежиме, если вы совмещаете его с ОСНО (с 2021 года это только патент).

Как подать заявление на освобождение от НДС

Освободиться от НДС можно с начала любого месяца. Для этого заявление и пакет документов к нему подают до 20 числа месяца, в котором вы уже готовы работать без НДС (а значит предстоящие ему три месяца принесли выручку меньше 2 млн рублей).

Для налоговой соберите документы:

  • уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина от 26.12.2019 №286н;
  • журнал счетов-фактур и его копию;
  • выписку из бухбаланса для компании или выписка из КУДиР для ИП за три месяца;
  • выписку из книги учета продаж за три месяца.

В заявление впишите:

  • данные об ИП или компании;
  • данные вашей налоговой, в которую направляете заявление;
  • дату, с которой планируется освобождение от НДС;
  • объем выручки за предыдущие три месяца;
  • список подтверждающих документов.

Текст уведомления умещается на полутора страницах, при этом половину страницы занимает шапка и название документа. Заполнить его не сложно, это можно сделать от руки или с помощью компьютера. Заявление подписывают директор компании и бухгалтер или сам ИП, заверяют его подписью и в двух экземплярах сдают в налоговую лично или по почте. Ждать ответ от налоговой не нужно — просто работайте без НДС с начала месяца, который указали в заявлении и старайтесь не “перебрать” с выручкой.

А вот образец заявления:



Как продлить освобождение

Уведомление об освобождении “работает” двенадцать месяцев, главное — не превысить лимит по выручке. Чтобы продлить освобождение, подайте через год в налоговую повторное заявление и такой же пакет документов. Сделайте это до 20 числа месяца, в котором нужно возобновить право на льготу. Если не сдать подтверждающие документы, вам могут заблокировать счет, назначить штраф и пени, доначислив НДС за год.

ФНС проведет проверку по вашим отчетным документам: не было ли случая превышения лимита за один из трехмесячных периодов в течение прошедшего года и двух месяцев до него. Ответа вы точно так же, как и при первом заявлении, не получите, но если нарушение все же было, вам доначислят НДС и вы обязательно узнаете об этом.

Если освобождение от НДС больше не нужно

Иногда компания хочет вернуться к работе с НДС, например, ради работы с выгодным партнером. Но сделать это можно будет только спустя год после подачи заявления (п. 4 ст. 145 НК РФ), когда льгота аннулируется сама собой. Вы можете начать выставлять контрагентам счета-фактуры с НДС, но его нельзя будет принять к вычету до конца льготного периода — это расценят как нарушение.

Освобождение досрочно можно потерять только из-за превышения лимита по выручке. Тогда это происходит с того месяца, когда лимит нарушен (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32). Так что один из способов вернуться к работе с НДС — резко повысить доходы.

Что сделать до начала применения льготы

Перед освобождением восстановите в учете НДС, принятый к вычету по активам и основным средствам. Принять к вычету НДС с авансов после освобождения вы уже не сможете. Вместо этого либо договоритесь с клиентом о возврате “авансового” НДС, либо выставляйте им счет-фактуру с выделенным НДС при отгрузке товара или услуги.

Что делать с НДС в период применения льготы

Платить и рассчитывать НДС по внутренним операциям не придется, а входной НДС от контрагентов включайте в стоимость приобретенных товаров и услуг.

В книге продаж регистрируйте счета-фактуры с пометкой “Без НДС”, но не оформляйте счета-фактуры на авансы. Выписку из книги вы предоставите в налоговую, если через год решите продлить освобождение.

Не ведите книгу покупок: она нужна для расчета вычетов, а при освобождении от НДС у вас их нет.

Также вы освобождаетесь от отчетности по НДС на весь период применения льготы. Но есть нюансы:

  • если вы работаете без НДС с начала квартала, восстановленный НДС впишите в декларацию за последний квартал перед освобождением;
  • если вы работаете без НДС не с начала квартала, сдайте декларацию за квартал в обычном режиме и отразите в ней операции от начала квартала до начала применения льготы и впишите в нее восстановленный НДС.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет работать без НДС или с ним. Он рассчитает налог и даст советы по законному снижению его суммы: подскажет, какие документы нужно ввести в систему или выставить контрагентом, укажет на ошибки в учете, которые ведут к двойному начислению налога, и избавит от штрафов. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность онлайн, управлять финансами. Всем новичкам мы даем две недели бесплатной работы.

1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

1.1. В городе федерального значения Москве система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может быть введена в действие на период до двух лет со дня изменения границ города федерального значения Москвы в отдельных муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если на день их изменения указанная система налогообложения действовала в таких муниципальных образованиях на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных районов, городских округов.

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг. Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством Российской Федерации;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

4.1) утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ;

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11) размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

2.1. Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

в случае осуществления таких видов деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

в случае осуществления таких видов деятельности налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса;

в случае установления в муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса торгового сбора в отношении таких видов деятельности.

Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 6 - 9 пункта 2 настоящей статьи, в случае, если они осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса на уплату единого сельскохозяйственного налога, и указанные организации и индивидуальные предприниматели реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

2.2. На уплату единого налога не вправе переходить:

1) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Положения настоящего подпункта не применяются в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

2) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

3) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ;

4) образовательные организации, медицинские организации и организации социального обслуживания в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной подпунктом 8 пункта 2 настоящей статьи, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных организаций и эти услуги оказываются непосредственно указанными организациями;

5) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 13 и 14 пункта 2 настоящей статьи, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

2.3. Если по итогам налогового периода у налогоплательщика средняя численность работников превысила 100 человек и (или) им было допущено нарушение требования, установленного подпунктом 2 пункта 2.2 настоящей статьи, и (или) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 6 и 7 пункта 2 настоящей статьи, им была осуществлена реализация товаров, не относящаяся к розничной торговле в соответствии с абзацем двенадцатым статьи 346.27 настоящего Кодекса, он считается утратившим право на применение системы налогообложения, установленной настоящей главой, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Абзац утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ.

3. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливаются:

1) утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ;

2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

При введении единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога;

3) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 настоящего Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

4. Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Исчисление и уплата иных налогов, сборов и страховых взносов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

5. Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

7. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.

8. Организации и индивидуальные предприниматели при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на уплату единого налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату единого налога, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату единого налога, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом налогоплательщика на уплату единого налога.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату единого налога, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Элементы налогообложения (глава 26.3 НК РФ)

Налогоплательщики (ст. 346.28 НК РФ)

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории города, муниципального образования виды деятельности, переведенные на ЕНВД решениями местных органов власти

Не переводятся на уплату ЕНВД

(п. 2.1, 2.2 ст.346.26 НК РФ)

ИП, применяющие УСН на патенте;

Плательщики ЕСХН при реализации собственной продукции в розницу и общественном питании;

Учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения, оказывающие услуги общественного питания;

Деятельность в рамках простого товарищества;

Деятельность в рамках доверительного управления имуществом

Ограничения для применения спецрежима

(п. 2.2, 2.3 ст. 346.26 НК РФ)

Среднесписочная численность работников не должна превышать 100 человек;

Доля участия в уставном капитале налогоплательщика других организаций не должна превышать 25%

Не переводится на ЕНВД розничная торговля следующими видами товаров

(ст. 346.27 НК РФ)

а) подакцизных (пп.6-10 п.1 ст. 181 НК РФ):

- мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.),

- моторных масел (для дизельных и карбюраторных двигателей),

б) продуктов питания и напитков (в т.ч. алкогольных) в организациях общественного питания;

г) грузовых и специальных автомобилей;

д) прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков;

е) автобусов любых типов;

ж) товаров по образцам и каталогам (вне стационарной торговой сети);

з) лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам;

и) продукции собственного производства (изготовления)

Обязанность плательщика ЕНВД встать на налоговый учет

(п.2, 3 ст.346.28 НК РФ)

1.По месту осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД;

2.По месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - для развозной и разносной розничной торговли;

3.Срок подачи заявления – в течение 5 рабочих дней со дня начала осуществления деятельности на ЕНВД;

4. Формы заявлений № ЕНВД-1 (для организаций), № ЕНВД-2 (для ИП) утверждены Приказом ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@

Снятие с учета плательщика ЕНВД

(п. 3 ст. 346.28 НК РФ)

При прекращении деятельности на ЕНВД налогоплательщик в течение 5 рабочих дней подает в налоговый орган заявление по форме № ЕНВД-3 (для организаций), № ЕНВД-4 (для ИП), утв. Приказом ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@

Налоговый период

(ст. 346.30 НК РФ)

Объект налогообложения

(п.1 ст.346.29 НК РФ)

Вмененный доход (потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке) (ст. 346.27 НК РФ).

Налоговая база

(п.2, 4 ст.346.29 НК РФ)

Величина вмененного дохода (ВД):

ВД = БД х М х К1 х К2 х ФП, где

БД – базовая доходность по виду деятельности (за месяц);

М – количество полных месяцев в налоговом периоде, в течение которых налогоплательщик фактически осуществлял деятельность, переведенную на уплату ЕНВД;

К1, К2 – корректирующие коэффициенты;

ФП – физический показатель для вида деятельности

Базовая доходность

Плата в рублях за единицу физического показателя в месяц;

Физические показатели и базовая доходность по видам деятельности установлены в пункте 3 ст.346.29 НК РФ

Коэффициент-дефлятор К1

На 2011 год – 1, 372 (приказ Минэкономразвития РФ от 27.10.2010 № 519);

На 2012 год – 1,4942 (приказ Минэкономразвития РФ от 01.11.2011 № 612)

Корректирующий коэффициент базовой доходности К2

Значения корректирующего коэффициента устанавливаются решениями местных органов власти

Налоговая ставка

(ст. 346.31 НК РФ)

15% от величины вмененного дохода

Налог к уплате

(п.2 ст.346.32 НК РФ)

Налог, подлежащий перечислению в бюджет за квартал (Ну):

Ну = Н – ПФР – ФСС – ОМС – НСиПЗ – ФП – ПВН , где

Н – сумма исчисленного по декларации налога за квартал (Н = ВД х 15%);

ПФР – исчисленные за квартал и уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (за работников на ЕНВД);

ФСС - исчисленные за квартал и уплаченные взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за работников на ЕНВД);

ОМС - исчисленные за квартал и уплаченные взносы на обязательное медицинское страхование (за работников на ЕНВД);

НСиПЗ - исчисленные за квартал и уплаченные взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (за работников на ЕНВД);

ФП – фиксированные платежи, уплаченные индивидуальным предпринимателем за себя;

ПВН – выплаченные работникам, занятым в деятельности на ЕНВД, пособия по временной нетрудоспособности (за счет организации).

то есть сумма исчисленного по декларации налога не может быть уменьшена более чем на 50%

Физические показатели и базовая доходность для ЕНВД

Виды предпринимательской деятельности

Базовая доходность в месяц (рублей)

Оказание бытовых услуг Количество работников, включая 7 500

Оказание ветеринарных услуг Количество работников, включая 7 500

Оказание услуг по ремонту, Количество работников, включая 12 000

техническому обслуживанию и индивидуального предпринимателя

мойке автотранспортных средств

Оказание услуг по Общая площадь стоянки 50

предоставлению во временное (в квадратных метрах)

владение (в пользование) мест

для стоянки автотранспортных

средств, а также по хранению

автотранспортных средств на

Оказание автотранспортных Количество автотранспортных 6 000

услуг по перевозке грузов средств, используемых для

Оказание автотранспортных Количество посадочных мест 1 500

услуг по перевозке пассажиров

Розничная торговля, Площадь торгового зала 1 800

осуществляемая через объекты (в квадратных метрах)

стационарной торговой сети,

имеющие торговые залы

Розничная торговля, Торговое место 9 000

осуществляемая через объекты

стационарной торговой сети, не

имеющие торговых залов, а также

через объекты нестационарной

торговой сети, площадь

торгового места в которых не

превышает 5 квадратных метров,

за исключением реализации

товаров с использованием

Реализация товаров с Торговый автомат 4 500

Розничная торговля, Площадь торгового места 1 800

осуществляемая через объекты (в квадратных метрах)

стационарной торговой сети, не

имеющие торговых залов, а также

через объекты нестационарной

торговой сети, площадь

торгового места в которых

превышает 5 квадратных метров

Развозная и разносная Количество работников, 4 500

розничная торговля включая индивидуального

Оказание услуг общественного Площадь зала обслуживания 1 000

питания через объекты (в квадратных метрах)

питания, имеющие залы

Оказание услуг общественного Количество работников, 4 500

питания через объекты включая индивидуального

организации общественного предпринимателя

питания, не имеющие залов

Распространение наружной Площадь информационного поля 3 000

рекламы с использованием (в квадратных метрах)

(за исключением рекламных

конструкций с автоматической

сменой изображения и

Распространение наружной Площадь информационного поля 4 000

рекламы с использованием (в квадратных метрах)

Распространение наружной Площадь информационного поля 5 000

рекламы посредством (в квадратных метрах)

Размещение рекламы на Количество транспортных 10 000

транспортных средствах средств, на которых размещена

Оказание услуг по временному Общая площадь помещения для 1 000

размещению и проживанию временного размещения и

проживания (в квадратных метрах)

Оказание услуг по передаче Количество переданных во 6 000

во временное владение и (или) временное владение и (или) в

в пользование торговых мест, пользование торговых мест,

расположенных в объектах объектов нестационарной

стационарной торговой сети, торговой сети, объектов

не имеющих торговых залов, организации общественного

объектов нестационарной питания

торговой сети, а также объектов

питания, не имеющих залов

обслуживания посетителей, если

площадь каждого из них не

превышает 5 квадратных метров

Оказание услуг по передаче Площадь переданного во 1 200

во временное владение и (или) временное владение и (или) в

в пользование торговых мест, пользование торгового места,

расположенных в объектах объекта нестационарной

стационарной торговой сети, торговой сети, объекта

не имеющих торговых залов, организации общественного

объектов нестационарной питания (в квадратных метрах)

торговой сети, а также

общественного питания, не

имеющих залов обслуживания

посетителей, если площадь

каждого из них превышает 5

Оказание услуг по передаче Количество переданных во 5 000

во временное владение и временное владение и (или) в

(или) в пользование пользование земельных участков

земельных участков для

стационарной и нестационарной

торговой сети, а также объектов

питания, если площадь

земельного участка не

превышает 10 квадратных метров

Оказание услуг по передаче Площадь переданного во 1 000

во временное владение и временное владение и (или) в

(или) в пользование пользование земельного участка

земельных участков для (в квадратных метрах)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕНВД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Если по итогам налогового периода допущены нарушения требований гл. 26.3 НК РФ для применения системы налогообложения в виде ЕНВД, налогоплательщик считается утратившим право на ее использование и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены указанные нарушения. При этом суммы налогов, подлежащие уплате в рамках «традиционки», исчисляются и уплачиваются в порядке, преду­смотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ).

При применении традиционной системы налогообложения бывший «вмененщик» становится плательщиком НДС. При этом налогоплательщики (как организации, так и индивидуальные предприниматели) имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой данного налога, при соблюдении условия, прописанного в п. 1 ст. 145 НК РФ.

Что это за условие? Вправе ли субъект, потерявший право на применение спецрежима в виде ЕНВД, получить названное освобождение? Если да, то как подтвердить свое право на него? С какого момента можно воспользоваться освобождением? Ответы на эти вопросы – в данной статье.

Нормы налогового законодательства об освобождении от уплаты НДС

Если названное условие выполняется, то по общему правилу, действующему на основании абз. 2 п. 3 ст. 145 НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета необходимо представить:

  • письменное уведомление по форме, утвержденной Приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342;
  • документы, подтверждающие право на такое освобождение.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20‑го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Документами, необходимыми для подтверждения соответствующего права, в силу п. 6 ст. 145 НК РФ являются:

  1. выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  2. выписка из книги продаж;
  3. выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Нюансы, связанные с представлением документов

Как быть в таком случае? Ведь представить выписку из книги продаж, как этого требует абз. 3 п. 6 ст. 145 НК РФ, плательщик не может ввиду ее отсутствия. (Применение системы налогообложения в виде ЕНВД предусматривает освобождение хозяйствующего субъекта от уплаты НДС. А ведение книги продаж лицами, не являющимися плательщиками НДС, не закреплено п. 3 ст. 169 НК РФ.)

Кроме того, коммерсанты, уплачивающие ЕНВД, не ведут книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (п. 3 Порядка учета доходов и расходов ИП [1] ). Соответственно, они не могут представить выписку, которая предусмотрена абз. 4 п. 6 ст. 145 НК РФ.

Можно ли в таком случае освободиться от уплаты НДС сразу после перехода на ОСНО?

На практике существует вероятность того, что налоговики на местах сочтут неправомерным применение освобождения по ст. 145 НК РФ хозяйствующими субъектами сразу после перехода на традиционный режим по причине отсутствия требуемых документов, пока не отработают на ОСНО в течение трех месяцев. Ведь только после этого у них появится возможность представить в инспекцию необходимый пакет.

Правда, официальных разъяснений по данному вопросу автору не встретилось. Зато имеется судебное дело в пользу налогоплательщика, в котором арбитры указали на правомерность применения бывшим «вмененщиком» освобождения от уплаты НДС уже с момента перехода на общий режим (Постановление ФАС СЗО от 09.12.2009 № А44-923/2009) ввиду того, что ст. 145 НК РФ не содержит такого ограничения для освобождения, как уплата ЕНВД в периоде, предшествующем использованию освобождения.

О расчете выручки в целях применения освобождения по статье 145 НК РФ

Соответственно, хозяйствующий субъект, применяющий спецрежим в виде ЕНВД, рассчитывает единый налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода.

В связи с этим обязанность по уплате ЕНВД возникает независимо от фактически полученного дохода от ведения предпринимательской деятельности или ее приостановления.

Если речь идет о юридическом лице, то, полагаем, в рассматриваемой ситуации можно воспользоваться данными бухгалтерского учета, как, собственно, этого требует абз. 2 п. 6 ст. 145 НК РФ.

А как тогда действовать индивидуальному предпринимателю? Ведь в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете [2] коммерсанты-«вмененщики» могут не вести бухгалтерский учет (при условии учета физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности).

Как указал Минфин в Письме от 20.02.2015 № 03‑11‑11/8433, индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде ЕНВД, вправе использовать для подтверждения полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т. п.). Также для указанных целей коммерсанты могут вести учет доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и произведенные расходы (аналогичная позиция представлена в Письме Минфина России от 24.10.2014 № 03‑11‑11/53885).

Что касается ситуации, когда организация (индивидуальный предприниматель) совмещала ОСНО и «вмененку», а затем право на применение последней было утрачено, здесь в целях расчета выручки для освобождения от уплаты НДС нужно учесть следующее. Статья 145 НК РФ не регламентирует правила определения видов выручки от реализации, которые учитываются при подсчете установленного ею лимита. В НК РФ не уточнено, какие именно суммы надо включать в расчет: все поступления или только выручку от операций, облагаемых НДС.

Минфин по данному вопросу высказался еще в Письме от 26.03.2007 № 03‑07‑11/72: поскольку п. 4 ст. 346.26 НК РФ предусмотрено, что организации – плательщики ЕНВД не являются плательщиками НДС в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения освобождения по ст. 145 НК РФ сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг), в части деятельности, подлежащей обложению ЕНВД согласно гл. 26.3 НК РФ, не включается (см. также Письмо Минфина России от 26.03.2007 № 03‑07‑11/71).

ФНС придерживается аналогичной точки зрения и разъясняет, что в целях освобождения от уплаты НДС размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемым НДС (Письмо от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@), несмотря на то, что нормами ст. 145 НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих обложению НДС.

Данный вывод высшее налоговое ведомство сделало со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/12, в котором изложена аналогичная позиция: предельный показатель выручки, дающий право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

Кроме того, в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» также указано на необоснованность учета при определении размера общей выручки поступлений по операциям, не облагаемым налогом. Высшие судьи отметили: при разрешении споров, связанных с формированием размера выручки в целях применения ст. 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций. Соответственно, поступления по операциям, не облагаемым налогом, учитываться при определении размера выручки не должны.

ФНС в Письме № ГД-4-3/8911@ напомнила, что постановления Пленума и Президиума ВАС для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.

С учетом изложенного размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только по отношению к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемым НДС.

О сроке подачи уведомления и его пропуске

Однако в ситуации, связанной с потерей права на применение «вмененки» (как, впрочем, и любого иного спецрежима), установленные сроки нарушаются в силу объективных причин: обязанность исчислить налоги по ОСНО возникает с начала налогового периода, в котором имели место события, приведшие к потере данного права. Соответственно, уведомить налоговиков о праве на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС необходимо уже задним числом. (Скажем, в марте организация потеряла право на применение спецрежима в виде ЕНВД. Обязанность пересчитать свои налоговые обязательства в рамках ОСНО возникает с 1 января. А уведомление об освобождении от уплаты НДС в силу требований ст. 145 НК РФ следует подать до 20 января.)

Установление налоговым законодательством точного срока исполнения обязанности требует четкого его соблюдения – до недавнего времени такое мнение контролеров на местах препятствовало организациям и предпринимателям применять освобождение по ст. 145 НК РФ. Причиной отказа служил именно пропуск срока подачи уведомления.

Возникающие в этой связи судебные споры иногда разрешались не в пользу налогоплательщика. Так, ФАС ВВО в Постановлении от 20.07.2012 по делу № А28-8169/2011 [3] рассмотрел следующую ситуацию. В ходе налоговой проверки контролерами установлено неправомерное применение предпринимателем системы налого­обложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по выполнению ремонтно-строительных работ по договорам, заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. После проведения проверки и составления акта налогоплательщик направил в инспекцию уведомление об использовании права на освобождение от уплаты НДС за периоды проверки, а также подтверждающие документы. При этом в тех периодах, за которые заявлено освобождение, он не обращался в инспекцию с соответствующим уведомлением.

Налоговый орган указал на отсутствие в анализируемой ситуации права на освобождение от уплаты НДС в порядке ст. 145 НК РФ ввиду несоблюдения требований, предусмотренных данной статьей. Суд контролеров поддержал.

Однако ситуация изменилась благодаря выводам, сделанным Пленумом ВАС в п. 2 Постановления № 33. По мнению высших судей, налоговый орган не вправе отказать лицам, фактически использовавшим в налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, в получении такого освобождения лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и необходимых документов. Освобождение от обложения НДС носит уведомительный характер, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. Налогоплательщик лишь информирует контролеров о своем намерении использовать указанное право.

Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 3365/13. В нем отмечено, что условием для реализации права на освобождение, предусмотренное п. 1 ст. 145 НК РФ, является соответствие размера выручки налогоплательщика предельному уровню, установленному законом, а возможность применения освобождения обусловлена совершением операций, не имеющих значения для целей взимания налога исходя из их несущественного объема. Так, для случаев, когда о необходимости уплаты НДС хозяйствующим субъектом становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, проведенных инспекцией, порядок реализации права на освобождение от уплаты налога НК РФ не закреплен. При этом отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано.

На сегодняшний день анализ арбитражной практики показывает, что суды учли решения ВАС.

Так, в деле № А75-2520/2014, рассмотренном АС ЗСО в Постановлении от 28.11.2014 № Ф04-12054/2014, арбитры отметили: инспекцией не учтено, что на момент наступления срока для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС предприниматель считал себя освобожденным от исполнения обязанности по его исчислению и уплате в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД, в связи с чем не мог исполнить в те периоды обязанность по подаче в налоговый орган соответствующего уведомления. Уведомить налоговиков можно и после начала применения освобождения.

АС УО в Постановлении от 18.02.2015 № Ф09-675/15 по делу № А60-23856/2014 указал: для контролеров единственным основанием отказа в освобождении от уплаты НДС в силу п. 1 ст. 145 НК РФ послужило то обстоятельство, что уведомление подано с пропуском установленного срока [4] . Сославшись на правовую позицию ВАС, суд заявил: лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, не может быть отказано в праве на освобождение только по мотиву непредставления в предусмотренный срок уведомления, поскольку условия для освобождения от уплаты НДС, прописанные в п. 1 ст. 145 НК РФ, соблюдены. Следовательно, у инспекции отсутствуют правовые основания для отказа в применении данного освобождения (см. также Постановление АС СЗО от 18.03.2015 № Ф07-224/2015 по делу № А26-3492/2014).

Освобождение от уплаты НДС можно получить и в том случае, если соответствующее уведомление было направлено в инспекцию после того, как контролеры провели налоговую проверку и вынесли решение по ее результатам. К такому выводу пришел АС ДВО в Постановлении от 24.09.2015 № Ф03-3920/2015. Налогоплательщик применял спецрежим в виде ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг автомобильного грузового транспорта и поставке угля. При проверке контролеры заявили, что часть операций (а именно деятельность по поставке угля) под «вмененку» не подпадает и подлежит переводу на ОСНО. На этом основании был доначислен НДС. Таким образом, налогоплательщик узнал о необходимости уплатить налог только после проведения налоговой проверки и оформления ее результатов.

Суд установил, что причиной непредставления уведомления об освобождении от уплаты НДС в ходе выездной проверки, а также при рассмотрении ее материалов и апелляционном обжаловании явилось незнание предпринимателя о наличии такого права.

Поскольку несоблюдение срока реализации права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, в случае неправильного определения режима налогообложения, не исключает использование данного права при корректировке налоговых обязательств, арбитры пришли к выводу о возможности такой реализации и на стадии судебной проверки решения инспекции.

Уведомить все равно необходимо

Если уведомление и документы, указанные в ст. 145 НК РФ, в налоговый орган не представлены, то, по мнению судебных органов, этот факт свидетельствует об отсутствии правовых оснований для освобождения лица от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в преду­смотренном законом порядке (см., к примеру, Постановление ФАС ПО от 27.01.2014 по делу № А12-21953/2011). Возможность реализации права на освобождение от уплаты налога не отменяет порядок его реализации – путем подачи соответствующего заявления (документов) [5] (Постановление АС ЗСО от 17.02.2015 № Ф04-15085/2015 по делу № А67-2665/2014).

Об официальной позиции

В Письме от 08.07.2015 № 03‑07‑14/39360 чиновники Минфина заявили, что при рассмотрении вопроса об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС следует руководствоваться двумя постановлениями:

  • Пленума ВАС РФ № 33;
  • Президиума ВАС РФ № 3365/13.
На основании этих документов налоговый орган должен учесть заявление организации (коммерсанта) о праве на применение освобождения от уплаты НДС, а также определить наличие данного права исходя из представленных документов (см. также письма Минфина России от 16.06.2015 № 03‑07‑14/34600, ФНС России от 14.08.2015 № ГД-4-3/1435).

Подведем итог сказанному. Хозяйствующим субъектам, потерявшим право на применение спецрежима в виде ЕНВД, не может быть отказано в освобождении от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ лишь по причине непредставления в установленный данной нормой срок уведомления и подтверждающих документов. При этом сама обязанность подачи, пусть и с нарушением срока, не отменяется.

И еще один момент. В случае применения освобождения по ст. 145 НК РФ обязанность представлять декларацию по НДС отсутствует. К такому выводу пришло высшее налоговое ведомство в Письме от 04.06.2015 № ГД-4-3/9650@. Чиновники ссылаются на Письмо ФНС России от 04.04.2014 № ГД-4-3/6138, в котором разъясняется, что возможностью не представлять декларацию вправе воспользоваться любое лицо, освобожденное от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ, если оно в период данного освобождения не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога, а также не исполняет обязанности налогового агента по НДС (п. 1 Письма ФНС России от 03.12.2013 № ЕД-4-15/21594, письма от 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@, УФНС по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120379).

[1] Утвержден Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ.

[3] Определением ВАС РФ от 08.11.2012 № ВАС-14430/12 в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано.

[4] Данное судебное разбирательство касается потери права предпринимателя на применение ПСНО. Однако принципиального различия в данном случае автор не усматривает, поскольку (как уже было отмечено) использование любого спецрежима освобождает налогоплательщика от уплаты НДС, что при потере права на его применение порождает объективную ситуацию – уведомить ИФНС о праве на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС задним числом.

[5] Аналогичные выводы содержат постановления ФАС ПО от 28.07.2014 по делу № А12-21953/2011, ФАС СЗО от 28.07.2014 № Ф07-4535/2014 по делу № А26-5025/2013, ФАС ЗСО от 31.01.2014 по делу № А27-4709/2013.

Статья 346.11. Общие положения

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 346.11. Общие положения

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, руководствуясь положениями статей 346.11, 346.13 Налогового кодекса, учитывая разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришли к выводу о законности решения инспекции.

Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 70, 210, 146, 171, 173, 346.11, 346.15, 346.17, 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришел к выводам о законности и обоснованности решения инспекции в оспоренной части, а также о наличии оснований для удовлетворения требования налогового органа, поданного с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, о взыскании с предпринимателя 963 628 рублей 33 копеек НДС (с учетом имеющейся переплаты) в доход федерального бюджета.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались положениями статей 346.11 - 346.15 и статьей 346.25 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", и, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о доказанности инспекцией обстоятельств, указывающих на направленность действий налогоплательщика и его контрагентов исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие создания "искусственных" условий для применения УСН.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 168, 169, 172, 173, 174, 174.1, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения инспекции в оспариваемой заявителем части.

Оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 227, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2011) (далее - Закон о банкротстве), учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики N 2 за 2015 год (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015), суды установили, что полученное арбитражным управляющим после 01.01.2011 вознаграждение за осуществление регулируемой Законом о банкротстве профессиональной деятельности не является доходом от предпринимательской деятельности и не может облагаться единым налогом в рамках упрощенной системы налогообложения.

Удовлетворяя требование налогового органа о взыскании с общества сумм налогов по общей системе налогообложения, суды руководствовались положениями статей 346.11 - 346.15 и статьей 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", придя к выводу о доказанности инспекцией обстоятельств, указывающих на направленность действий общества и его контрагента исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие создания "искусственных" условий для применения УСН.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 105.1, 119, 122, 123, 168, 169, 171, 172, 252, 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали оспоренное решение инспекции законным и обоснованным.

Учитывая установленные обстоятельства и руководствуясь статьями 171, 346.11, 346.14, 346.18, 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии у предпринимателя, перешедшего с 01.07.2013 на общий режим налогообложения, правовых оснований для отнесения стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, и на применение налоговых вычетов по НДС, в связи с чем правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая данные обстоятельства, и руководствуясь положениями статей 146, 153, 154, 168, 247, 248, 249, 271, 346.11, 346.13 Налогового кодекса, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", суды пришли к выводу, что изменение условий контрактов в части включения в его цену НДС подлежит распространению на работы, относящиеся к 4 кварталу 2013 года, в связи с чем, частично удовлетворили заявленные обществом требования.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 84, 346.11, 346.12, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 49, 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суды первой и кассационной инстанций согласились с выводами налогового органа. При этом суды исходили из того, что общество, образовавшееся в результате реорганизации ранее существовавшего юридического лица, применявшего УСН, вправе применять данный режим налогообложения только при наличии соответствующего волеизъявления, оформленного в порядке и срок, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).

Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса). Данные предприятия предоставляют форму N ПМ на общих основаниях.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также микропредприятия форму N ПМ не предоставляют.

2. Для микропредприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 346.11, пункт 4). Данные предприятия предоставляют форму N МП(микро) на общих основаниях.

7. Для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (п. 4. статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные предприятия предоставляют форму N 1-ТР (автотранспорт) на общих основаниях.

Особенности использования упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима предусмотрены положениями статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации. Организации, перешедшие на уплату налога, взимаемого в связи с применением данной системы налогообложения, по общему правилу, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, указанные лица не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Для налогоплательщика переход на упрощенную систему налогообложения (в случае его соответствия установленным критериям) является добровольным.

Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 346.11, п. 4). Данные предприятия предоставляют форму N ПМ-1 (автогруз) на общих основаниях.

Малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения (Налоговый кодекс, статья 346.11 п. 4), предоставляют форму N ДАП-ПМ на общих основаниях.

Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения юридического лица. В случае, когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления деятельности.

Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса). Данные предприятия предоставляют форму N ПМ на общих основаниях.

Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (п. 4 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные предприятия предоставляют форму N ПМ на общих основаниях.

Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные предприятия предоставляют форму N ПМ-торг на общих основаниях.

Читайте также: