Грузополучатель в беларуси а покупатель российский что с ндс

Опубликовано: 27.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Российская организация продает белорусской компании вагоны. По договору купли-продажи вагонов станция передачи - территория РФ. Вагоны границу пересекать не будут, так как продолжат работу от белорусской компании на территории РФ.
Можно ли применить ставку НДС 0% при реализации вагонов и какие документы представить в налоговый орган?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае реализация товаров (вагонов) российской организацией на территории РФ налогоплательщику, зарегистрированному в Белоруссии, без последующего вывоза товара из России в Белоруссию экспортом для целей исчисления НДС не признается и на основании п. 3 ст. 164 НК РФ облагается НДС по ставке 18% (20% с 1.01.2019 г.).

Обоснование вывода:
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
При этом в целях исчисления НДС местом реализации товаров признается территория РФ в случае, когда товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ (пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ).
Иными словами, в рассматриваемом случае местом реализации товаров является территория РФ. Следовательно, операции по их реализации облагаются НДС.
Теперь о возможности применения ставки налога 0%.
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками), зарегистрированными в государствах - участниках ЕАЭС, для целей исчисления НДС необходимо руководствоваться:
- Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор), сторонами которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан (далее - Казахстан), Республика Армения, Республика Кыргызстан и Российская Федерация (далее - РФ);
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору, далее - Протокол);
- НК РФ (в части, не противоречащей нормам Договора и Протокола, в силу ст. 7 НК РФ).
При этом под экспортом товаров для целей применения Протокола следует понимать вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза (п. 2 Протокола).
В соответствии с п. 1 ст. 71 Договора товары, ввозимые с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза, облагаются косвенными налогами, в том числе и НДС. При этом согласно п. 1 ст. 72 Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению N 18 к настоящему Договору, т.е. Протокола.
Так, п. 13 Протокола определено, что в общем случае взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров. Собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
В п. 13.1 Протокола указано, что если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, комиссионером, поверенным или агентом.
Согласно п. 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяется ставка НДС 0% при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола.
Таким образом, для применения российским налогоплательщиком (продавцом) нулевой ставки НДС при реализации товара налогоплательщику, зарегистрированному на территории Белоруссии (покупателю) необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
- покупатель должен быть зарегистрирован в качестве налогоплательщика на территории государства - участника ЕАЭС;
- товар должен быть вывезен с территории РФ на территорию государства - участника ЕАЭС;
- продавец не позднее 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров соберет пакет документов, свидетельствующих об осуществлении экспортной сделки с налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС и об уплате последним НДС.
Отметим, что иные условия договора поставки, такие как порядок и форма расчетов за товар (в рублях или валюте) или момент перехода права собственности (на складе поставщика или непосредственно на территории покупателя), не влияют на установленный законодательством ЕАЭС порядок уплаты косвенных налогов.
При этом законодательством ЕАЭС не предоставлено право налогоплательщикам самостоятельно выбирать, в каком государстве уплачивать НДС. Покупатель, импортировавший товар из государства - участника ЕАЭС, обязан уплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров согласно п. 19 Протокола и представить в свой налоговый орган документы, перечисленные в п. 20 Протокола.
Таким образом, реализация на территории РФ товаров (в данном случае - вагонов) российской организацией налогоплательщику, зарегистрированному на территории Белоруссии, без последующего вывоза товара из России в Белоруссию экспортом для целей исчисления НДС не признается и на основании п. 3 ст. 164 НК РФ облагается НДС по ставке 18% (20% с 01.01.2019). Смотрите также письма Минфина России от 22.02.2018 N 03-07-08/11188, от 31.01.2013 N 03-07-08/1914.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. НДС при вывозе товаров на территорию государств - участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан);
- Энциклопедия решений. Момент определения налоговой базы по НДС при экспорте.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

6 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сотрудничество российских компаний с контрагентами из СНГ подразумевает определенные налоговые и коммерческие риски. Разбираем наиболее часто встречающиеся трудности и публикуем рекомендации от экспертов Контур.Фокуса.

Торговые отношения с Беларусью является значимым направлением в российской экономике. Немаловажную роль в этом играет договор «О Евразийском экономическом союзе», согласно которому обмен товарами между Россией и Беларусью имеет черты бизнес-процессов, осуществляемых на территории одного государства.

Среди преимуществ торговли в ЕАЭС — возможность компенсировать расходы путем возмещения налога на добавленную стоимость (НДС). Таким образом, товар из России, экспортируемый в Беларусь, будет облагаться налогом с нулевой ставкой.

Чтобы вычесть НДС при экспорте в страны ЕАЭС, необходимо собрать документы и предоставить декларацию в налоговую в течение 180 дней с момента отгрузки товара. После этого компанию ожидает камеральная проверка. В ходе проверки сотрудники инспекции должны удостовериться в реальности исполнения сделки. Если налоговую удовлетворит результат проверки, то компании возвращается НДС.

Однако налоговая не всегда возвращает деньги. Среди частых причин для отказа в нулевой ставке — несоблюдение условий предоставления вычета и сотрудничество с неблагонадежным контрагентом. Во втором случае сделка может быть признана недействительной, а у фирмы могут быть неприятности с налоговой.

Кроме налоговых рисков сотрудничество с иностранной компанией влечет за собой и коммерческие риски, основной из которых — недополучение денежных средств за поставленный товар. При этом исковое производство осложняется различиями судебных систем двух стран, из-за чего взыскание задолженности может затянуться на несколько лет.

Руководитель юридической службы Контура Кристина Селиванова рассказала, что следует сделать компаниям из России, заключающими сделки с иностранными контрагентами, чтобы минимизировать риски и не оказаться проигравшей стороной спора в суде.

1. Убедитесь в добросовестности контрагента

Для начала уточните у иностранной компании регистрационный номер и дату регистрации, организационно правовую форму, юридический адрес. Проверьте эти данные, запросив выписку из государственного реестра той страны, в которой зарегистрирован контрагент.

Далее необходимо удостовериться, что компания платежеспособна. Задайте контрагенту вопросы о его финансовом состоянии, размере уставного капитала. Также стоит выяснить руководителей и учредителей, проверить полномочия лица, указанного подписантом договора.

2. Подтвердите реальность исполнения сделки

Налоговая инспекция также проверяет экономический смысл сделки: какова деловая цель договора, почему компания выбирает именно иностранного контрагента для осуществления сделки. Заранее подготовьте объяснение и подкрепите его документами. Причины сотрудничества с иностранным контрагентом могут быть разными: специфика бизнеса, решение расширять рынок сбыта и т.д. Сохраните отчет о подборе контрагента, маркетинговые исследования.

3. Обезопасьте свою компанию от судебных рисков

Заранее определите рисковые факторы и как можно подробнее пропишите их в договоре: кто несет ответственность за риски сделки, какие существуют способы предотвращения негативных последствий. Такой договор будет служить дополнительным доказательством, что сделка заключена не формально.

Особое внимание уделите международным правилам, и если есть спорные моменты, включите в договор уточняющие положения. Так, стоит обязательно заранее обсудить, на территории какой страны будут проводится судебные разбирательства и право какой страны будет применяться при разрешении споров. Можно предусмотреть в договоре договорную подсудность споров в арбитражном суде по месту нахождения российской компании, а также установить, что применимым правом является законодательство РФ.

Чтобы обезопасить себя от убытков, судебных разбирательств и штрафов ФНС, собирайте как можно больше информации о своем иностранном контрагенте. Современные технические средства позволяют провести вэб-экскурсии в офис контрагента, чтобы убедиться в наличии персонала, и на производство, где будет выполняться заказ на поставку.

Чтобы не тратить время на командировки в другую страну, вы можете проверить организацию из Беларуси в сервисе Контур.Фокус.

Данные в сервисе позволят убедиться, что иностранная компания официально зарегистрирована. Обратите внимание на дату создания компании, чтобы избежать рисков сотрудничества с фирмами-однодневками.

В блоке «Приказные производства» вы сможете найти информацию о долгах или взысканиях компании и сумму исков. Также на карточке представлены постановления экономических судов с итогами дела. При желании можно перейти по ссылке и изучить подробности судебного решения. Эти сведения помогут составить представление о реальном положении контрагента и предупредить о рисках при сотрудничестве с ним.


Чтобы минимизировать риски при постоплате, изучите сведения о налоговых поступлениях иностранного контрагента по НДС. Проверьте наличие задолженности перед бюджетом и исполнительных производств в отношении иностранной компании, которые указывают на недобросовестное отношение к исполнению сделки. Раздел «Задолженности» содержит данные о долгах по налогам, сборам и таможенным платежам. Они загружаются в Фокус с указанием актуальных дат и ссылками на официальные источники.


В сводке «Банкротство» можно посмотреть текущую и прошедшие стадии банкротства и номер дела.


В разделе «Проверки» указано, какой государственный орган проводит проверку — Министерство здравоохранения, Генеральная прокуратура и пр. Также на карточке можно посмотреть месяц и основание проведения проверки. Косвенно проверки подтверждают реальность финансово-хозяйственной деятельности.


Убедитесь в том, что планируете заключить сделку с лицом, которое не находится в реестре компаний с повышенным риском совершения правонарушений или перечне недобросовестных арендаторов. Предупреждение о нахождении в этих списках можно увидеть в разделе «Особые реестры».


В Фокус загружены актуальные сведения из торгового реестра о более чем 260 000 торговых объектов юрлиц и ИП Беларуси: актуальный статус нахождения в реестре, тип и другие характеристики. У многих объектов представлены также контактные данные. Информация о точках продаж и видах реализуемой продукции поможет лучше узнать о фактическом присутствии компании на рынке.


На карточке белорусской компании содержится информация о наличии сертификатов и деклараций соответствия. Эти сведения позволят избежать убытков в результате сотрудничества с недобросовестным контрагентом, который не соблюдают технические регламенты и производит некачественную продукцию.


Кроме того, на карточках организаций из Беларуси доступны адреса сайтов. Информация на сайте контрагента позволяет составить портрет компании, уточнить сегмент рынка, удостовериться в реальной деятельности контрагента.

Для полноценной картины на карточке компании собраны ссылки на источники, сведения из которых пока не загружены в сервис. Но вы можете самостоятельно изучить сведения и убедиться в благонадежности контрагента. Со временем в Фокусе появятся все доступные факты о деятельности белорусских компаний.

Таким образом, Контур.Фокус помогает клиентам обезопасить свой бизнес при сотрудничестве с иностранными контрагентами и предоставляет всю значимую информацию.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Маркетологи нашли компании выгодного клиента. Но доставить товар российский покупатель попросил за границу, грузополучателем указал иностранную компанию. Недавно на форуме журнала «Главбух» обсуждали, как решать налоговые вопросы в такой нестандартной ситуации.

Вопрос бухгалтера

Российские продавец и покупатель подписали договор поставки. Грузополучатель при этом — иностранная компания, которая находится за пределами Российской Федерации. Эту же организацию поставщик укажет в соответствующих строках отгрузочных документов, а также в строке 4 счета-фактуры.

Первый вопрос, которым озадачился бухгалтер — участник форума, был о том, какую ставку НДС применять по такой реализации. Является ли данная сделка внешнеэкономической и можно ли по этой причине указывать в отгрузочных документах и счете-фактуре нулевой НДС?

По условиям того же договора доставку товара до границы, а также вывозные экспортные пошлины должен оплатить поставщик. Отсюда второй вопрос, по которому бухгалтер спросил совета у коллег: а признают ли налоговые инспекторы таможенные расходы обоснованными?

Что посоветовали на форуме

Споры между участниками форума разгорелись по нескольким позициям.

Является ли договор с российской компанией внешнеторговым? По этому критерию бухгалтеры пытались определить и ставку НДС, и обоснованность расходов.

В ходе обсуждения выяснилось, что покупатель — это российский филиал иностранной компании. Поэтому некоторые участники форума считали, что договор поставки фактически заключен с иностранным контрагентом.

Другие настаивали, что филиал является резидентом нашей страны, а потому к сделке применяют внутрироссийские нормы.

Есть ли у продавца право на нулевую ставку НДС? Так как в реальности вывоза товара за границу на форуме никто не сомневался, бухгалтеры делали вывод: реализуя товар, продавец должен проставлять в документах нулевую ставку по НДС. Ведь у поставщика есть контракт с представительством иностранной компании.

Правда, самые осторожные участники форума сетовали на отсутствие контракта непосредственно с иностранным контрагентом и высказывали мнение, что инспекторы нулевую ставку не подтвердят.

Обоснованны ли расходы на таможенное оформление? Затраты на таможню вменялись в обязанности продавца по договору. Но, по мнению участников обсуждения, ответ на вопрос о том, списывать ли в налоговом учете расходы на таможенное оформление и вывозную пошлину, зависел от того, был ли вывоз товара за границу экспортом. Заглянув в статьи 165 и 166 Таможенного кодекса РФ, бухгалтеры убедились:

  • — отгрузка была экспортной;
  • — без перечисления таможенных платежей товары бы не выпустили из России.
Отсюда сделали вывод, что таможенные расходы продавца признавать в налоговом учете можно.

В дальнейшем инициатор обсуждения уточнил, что российский покупатель имел льготу по таможенным пошлинам и был вправе поместить товары под иной специальный таможенный режим. Но коллеги ему указали на важный момент: если таможенным оформлением занимался сам продавец, а не покупатель-льготник, он не мог применять беспошлинный режим. Декларировать товары поставщик должен был в режиме экспорта.

Комментарий редакции

Разберемся с каждым вопросом по отдельности.

НДС надо было начислить по ставке 18 (10) процентов. Несмотря на то что товар вывозят за границу в режиме экспорта, российский продавец выставляет счет-фактуру со ставкой НДС 18 (или 10) процентов. Применять нулевую ставку поставщик не вправе. Правильность такого вывода нам подтвердили в Минфине России.

Ведь в перечне документов, приведенных в статье 165 Налогового кодекса РФ, есть контракт с иностранным покупателем. Значит, указав эту бумагу под номером 1, законодатели сознательно сузили круг организаций, которые имеют право на льготную ставку налога.

Из совокупности норм пункта 1 статьи 164 и пункта 1 ста- тьи 165 Налогового кодекса РФ следует, что нулевую ставку по НДС применяют компании, которые одновременно удовлетворяют всем нижеперечисленным условиям:

  • — реализуют товар иностранному покупателю;
  • — вывозят товар за пределы территории Российской Феде-рации;
  • — собрали и представили в налоговую инспекцию комплект документов, перечисленных в статье 165 Налогового кодекса РФ.
Получив от продавца отгрузочные документы и счет-фактуру, представительство оформит документы на иностранную компанию — окончательного получателя товаров. Представительство не использует купленные товары на территории России, поэтому НДС, выставленный российским поставщиком, оно включит в стоимость товаров. Так как при передаче внутри компании право собственности не переходит, документы в адрес головного офиса представительство оформит без НДС.

Если бы российский покупатель перепродавал товары сторонней иностранной организации, в отгрузочных документах он бы указал нулевую ставку НДС.

Таможенные платежи можно списать. Некоторые участники форума верно определили: контракт с российской компанией не является внешнеэкономическим, даже если грузополучатель находится за пределами нашей страны. Но в этом случае таможенным оформлением может заниматься как сам российский покупатель, так и продавец, потому что был уполномочен задекларировать товар от собственного имени.

Случай с филиалом иностранной компании другой. Филиал резидентом России не является, его не относят к юридическим лицам, он действует на основании положений, утвержденных для него самой иностранной организацией. Значит, заключаемые с ним сделки для российского продавца будут считаться внешнеэкономическими.

Отсюда следует, что задекларировать товар при вывозе за границу может только российская компания (п. 2 ст. 126 Тамо-женного кодекса РФ). Так как таможенным оформлением занимался российский поставщик, он справедливо поместил товары под режим экспорта. Он же обоснованно в полном объеме перечислил в бюджет таможенные платежи.

Поэтому все эти суммы компания-поставщик сможет списать в расходы как таможенные пошлины, уплаченные в соответствии с российскими законами. Основание — подпункт 1 пунк-та 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

По условиям договора продавец был обязан, во-первых, доставить товары за границу, во-вторых, оплатить их таможенное оформление. Претензий к обоснованности таких расходов со стороны налоговых инспекторов в данном случае быть не должно.

В интернете полным-полно информации о том, как заполнить заявление об уплате косвенных налогов или декларацию, но большая часть этой информации для бухгалтеров. При этом у наших клиентов довольно часто возникают общие вопросы: могут ли они купить товар в Беларуси и чем им это грозит. Поэтому мы публикуем этот материал для людей, далеких от бухгалтерии и впервые сталкивающихся с внешнеэкономической деятельностью.

Что нужно знать собственнику бизнеса или предпринимателю, прежде чем принять решение о покупке товара в Белоруссии?

  1. Фактически стоимость белорусского товара будет на 20% больше, чем указано в счете или договоре

Это связано с тем, что после покупки товара в Белоруссии, Вам придется заплатить НДС в свою налоговую по месту регистрации Вашего ООО или ИП.

Именно на этот факт, мы хотим обратить Ваше особое внимание, потому что чаще всего заказчики обращаются к нам с формулировкой: мы хотим купить товар в Беларуси, потому что он значительно дешевле. Прежде чем подписывать договор, убедитесь в том, что белорусский товар на самом деле дешевле того, что продают в России. Умножьте стоимость товара по договору на 20%. Получится сумма НДС, которую Вы должны будете заплатить в свою налоговую до 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия товара к учету. Если стоимость товара с учетом НДС будет меньше стоимости аналогичного товара у российского поставщика, то это, действительно, дешевле.

Уплата НДС при импорте товаров из Белоруссии

Важно понимать, что механизм уплаты и возмещения НДС при покупке у российского поставщика и у белорусского идентичен:

Если мы покупаем товар в России, то НДС в размере 20% мы оплачиваем поставщику в составе стоимости товара, а поставщик уплачивает этот НДС в бюджет. Мы же по итогам отчетного периода заявляем этот НДС к вычету в своей декларации на основании счета-фактуры или УПД, выданных поставщиком.

Если мы покупаем товар в Беларуси, то НДС в размере 20% мы оплачиваем в свою налоговую инспекцию как бы за поставщика, потому что поставщик при экспорте применяет ставку НДС 0%. Мы же по итогам отчетного периода также заявляем этот НДС к вычету в своей декларации, как и в случае с покупкой у российского поставщика.

Возникает резонный вопрос: а если ООО или ИП не являются плательщиками НДС и применяют упрощенку, ПСН или ЕНВД, им тоже нужно платить НДС при ввозе товаров из Белоруссии?

Импорт на УСН нужно ли платить ндс?

А если НДС платить жалко, можно ли купить товар в Белоруссии на физлицо? Да, импорт на физлицо избавит Вас от необходимости платить НДС, однако здесь есть свои нюансы. Во-первых, физические лица имеют право ввозить товары из Беларуси исключительно для личного пользования. Причем значение имеет и количество товара, и его назначение. Например, если Вы решите ввезти пять сумочек или один, но производственный станок, то невозможно будет доказать, что товар не является коммерческим. Кроме того существуют стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых можно ввозить товары без уплаты таможенных пошлин и они весьма невелики.

Платежное поручение на уплату импортного НДС можно копировать с платежки на уплату обычного НДС или любого другого налога, например УСН, только не забыть сменить КБК.

КБК импортный НДС - 18210401000011000110

Если товары куплены за белорусские рубли, их стоимость необходимо пересчитать в российские рубли на дату принятия товаров к учету. В этот же самый момент (принятия к учету) определяется налоговая база по импортному НДС. По общему правилу, к белорусским товарам применяется ставка НДС 20%. Ставка 10% применяется для продовольственных, детских, медицинских и других социально значимых товаров.

Импортный НДС = Стоимость ввозимых товаров х Ставка НДС

Казалось бы, все очевидно, доставка товара из Белоруссии, как правило, стоит дороже доставки из соседнего района или даже города, но углубляясь в изучение нюансов внешнеэкономической деятельности, можно забыть уточнить стоимость доставки товара в РФ.

Может потребоваться предоставление документов в банк

Несмотря на то, что Белоруссия входит в ЕАЭС и вообще дружественная республика, покупка товаров в Беларуси – это все-таки импорт. Поэтому вне зависимости от того, будете Вы оплачивать товар в валюте Беларуси или в рублях, Вам придется иметь дело с валютным контролем и с платежами на нерезидентов.

Как сделать платеж в Республику Беларусь мы уже рассматривали в одной из своих статей.

Документы для валютного контроля при импорте

Предоставление документов зависит от суммы контракта:

до 200 тыс. руб. - никакие документы предоставлять в банк не нужно, при перечислении денег белорусскому поставщику в Назначении платежа необходимо самостоятельно указать код валютной операции, состоящий из латинских букв VO и пяти цифр в фигурных скобках, например, ;

более 200 тыс. руб. - предоставлять документы в банк придется, чтобы банк сам определил код валютной операции;

более 3 млн.руб. - помимо предоставления документов в банк, потребуется постановка контракта на учет (ранее называлось открытие паспорта сделки).

Еще раз подчеркнем, что значение имеет именно сумма контракта на покупку товара в Белоруссии, а не сумма валютного платежа.

Также обращаем Ваше внимание на то, что штрафы за нарушение валютного законодательства очень высоки, а незнание требований валютного контроля не освобождает от ответственности, поэтому не поленитесь написать в чат с банком, что Вы заключили контракт на покупку товара в Беларуси на такую-то сумму и уточните, что от Вас требуется. Сотрудники банков отвечают в чаты клиент-банков и приложений очень оперативно и довольно подробно.

Потребуется предоставление документов по импорту в налоговую

До 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия белорусского товара к учету, Вам придется не только заплатить НДС, но и подать документы в налоговую инспекцию.

Импорт из Белоруссии документы

Декларация по косвенным налогам;

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

Договор на покупку товара в Белоруссии;

Выписка или платежка с отметкой банка, подтверждающие уплату НДС;

Транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Беларуси в Россию;

Счет-фактура или другой документ, подтверждающий стоимость товаров (счет, накладная и т.п.).

Если у Вас есть бухгалтер, то подготовить все эти документы - это его работа. Что же делать, если бухгалтера нет или он не умеет?

Во-первых, надо понимать, что заполнить декларацию и заявление по косвенным налогам может абсолютно любой человек, а не только бухгалтер. Ничего супер сложного в этом нет. В декларации нужно заполнить титульный лист с реквизитами и раздел 1, в который нужно поставить сумму уплаченного НДС, ОКТМО и КБК. В заявлении также заполняется только первый раздел (второй заполняет налоговая, а третий раздел и приложение нужно заполнять лишь в редких случаях).

Во-вторых, если Вы ведете учет в онлайн сервисе, там скорее всего предусмотрена возможность заполнения документов по импорту. Если заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в Вашем сервисе нельзя, используйте бесплатную программу.

В-третьих, Вы всегда можете воспользоваться системами электронной отправки отчетности - Контуром, СБИСом или Такскомом. Если подключаться к ним на год за полную стоимость нет желания, то можно воспользоваться бесплатным тестовым режимом, чтобы заполнить отчет, а затем обратиться к уже подключенной компании, чтобы она отправила Ваш отчет за Вас. У нас, например, отправка одного документа, стоит 500 руб. Т.е. комплект документов по импорту (декларация + заявление + подтверждающие документы) мы отправим за 1 500 руб.

Потребуется сдача статистики на таможню

Несмотря на то, что товары, произведенные в Беларуси, свободно перемещаются в Россию (таможенного оформления нет), подавать в таможню статистическую форму все равно придется.

Срок сдачи статистики в таможню

На сайте Федеральной Таможенной Службы есть график сдачи статистических форм на весь 2020 год помесячно.

Стоимость бухгалтерских услуг при импорте товаров из Белоруссии

Стоимость заполнения декларации по косвенным налогам - 1 000 руб.

Стоимость заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов - 2 000 руб. до пяти позиций

Стоимость отправки документов по импорту в налоговую - 1 500 руб.

Стоимость заполнения статистики в таможню - 1 500 руб. до пяти позиций

Всего за 6 000 руб. специалисты компании Амбер заполнят для Вас все документы по импорту и отправят их в налоговую и таможню, даже если у Вас не подключена система электронной сдачи отчетности. От Вас потребуется только ЭЦП. Если же Вы заключите с нами договор на бухгалтерское сопровождение, подготовка документов по импорту будет включена в стоимость обслуживания.

Наши социальные сети:
WhatsApp
Telegram
Вконтакте
Инстаграм

Российскую Федерацию и Республику Беларусь связывают особые экономические отношения, основанные на заключении таможенного союза (договор от 26.02.99, ратифицирован Федеральным законом от 22.05.01 №55-ФЗ). Это отражается и на налоговой сфере. Так, налогообложение экспортно-импортных операций между двумя этими странами регулируется не Налоговым кодексом, а соглашением от 15.09.04 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте» (ратифицировано Федеральным законом от 28.12.04 № 181-ФЗ). Это соглашение относительно товаров вступило в силу 1 января 2005 года, а относительно работ и услуг - 1 мая 2008 года (межправительственный протокол «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» от 23.03.07, ратифицирован Федеральным законом от 01.04.08 № 34-ФЗ).

Соответственно исчисление НДС и акцизов по сделкам с Республикой Беларусь имеет свои особенности, зная которые, можно получить налоговую экономию.

При импорте белорусских товаров на территорию России плательщиками косвенных налогов являются все без исключения импортеры

ТОНКОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПРИ ИМПОРТЕ БЕЛОРУССКИХ ТОВАРОВ

При импорте белорусских товаров и продуктов переработки на территорию России плательщиками косвенных налогов являются все без исключения импортеры. В том числе организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, и плательщики ЕНВД и ЕСХН, а также те организации, которые освобождены от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ (п. 3 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450). Суммы НДС должны быть перечислены в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 6 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров - приложение к Соглашению). Независимо от того, что налоговым периодом по НДС сейчас является квартал.

НДС, который импортеры уплачивают при ввозе белорусских товаров, можно предъявить к налоговому вычету. При этом не имеет значения, погашена задолженность перед белорусским поставщиком или нет (п. 6 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450).

Необходимо лишь, чтобы ввезенные товары были приняты на учет на основании соответствующих первичных документов, предполагалось их использование в операциях, облагаемых НДС, имелись документы, подтверждающие фактическую уплату НДС в бюджет. А при ввозе оборудования - после того, как оборудование принято к учету в качестве основных средств.

НДС, уплаченный при ввозе белорусских товаров, можно предъявить к налоговому вычету и отразить в налоговой декларации по НДС только в следующем налоговом периоде (п. 7 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450).

Если организация применяет специальный налоговый режим или освобождена от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ, предъявлять к налоговому вычету налог, уплаченный при ввозе белорусских товаров, она не имеет права (п. 3 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450, письмо ФНС России от 04.07.05 № 03-4-03/1142/28@).

Российская компания может корректировать налоговую базу по импортному НДС в нужную ей сторону

НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО ИМПОРТНОМУ НДС МОЖНО ВАРЬИРОВАТЬ

Наиболее интересные возможности налоговой экономии при импорте белорусских товаров кроются в процессе формирования облагаемой базы по импортному НДС. Дело в том, что в этот показатель включается не только непосредственно стоимость ввозимых товаров, но и расходы, связанные с импортом (п. 2 Положения). В частности:
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
сумма страховки;
расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров. Причем, по мнению налоговиков, расходы покупателя по доставке собственными силами также должны включаться в налоговую базу по НДС (п. 6 письма ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

Исходя из этого положения, российская организация может корректировать налоговую базу по импортному НДС в нужную ей сторону. Так, при желании максимально снизить эту величину, что особенно актуально для неплательщиков российского НДС, организация может максимально избавиться от любых сопутствующих расходов. Или завуалировать их под затраты по другому договору, заключенному с этим же поставщиком.

Следует учесть, что в налоговую базу по НДС включаются расходы по доставке товара до склада импортера не только по территории Белоруссии (письмо Минфина России от 07.04.05 № 03-04-08/90), но и по территории России (письмо ФНС России от 18.10.05 № ММ-6-03/877@). Поэтому разумно будет минимизировать эти затраты, сняв складское помещение недалеко от границы с Белоруссией.

Уменьшение налоговой базы. Минимизация расходов на доставку, которые включаются в стоимость товара, особенно актуальна в том случае, когда транспортные услуги оказываются сторонними российскими организациями и их стоимость включает в себя НДС. Несмотря на то что налоговая база при импорте товаров определяется с учетом стоимости этих услуг без налога на добавленную стоимость, по сути, происходит двойное налогообложение одной и той же базы. Первый раз НДС со стоимости таких услуг платится транспортной компании, второй раз - в бюджет, исходя из импортной стоимости.

Устранить двойное налогообложение удастся, если доставкой товара будет заниматься белорусская компания. Ведь, согласно пункту 5 статьи 3 протокола «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг», неважно, на территории какой страны выполняются перевозки: местом реализации услуг считается территория страны, резидентом которой является компания-перевозчик. Таким образом, если товар перевозит белорусская компания, двойного обложения НДС не происходит. Но налоговая выгода от этого возникает только в том случае, если белорусский перевозчик и российский импортер являются взаимосвязанными компаниями. В противном случае эффекта экономии не будет.

Увеличение налоговой базы. Если же для импортера выгодно увеличить налоговую базу по НДС, он может включить в нее максимум дополнительных расходов по импорту. Например, организовать транспортировку товара собственными силами на склад, максимально удаленный от границы. Увеличение стоимости помогает завысить обоснованные расходы для налога на прибыль и вычет по НДС.

Распределение транспортных расходов. Еще одна возможность сэкономить на импортном НДС возникает при импорте из Белоруссии товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам (10 и 18%), а также не облагаемых НДС. Если их ввоз оформлен одним транспортным документом, расходы по доставке товаров придется разделить между ними (письмо ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@). Но вот на основании чего распределить эти расходы, налоговики умалчивают.

По нашему мнению, это можно сделать наиболее выгодным для налогоплательщика способом, при условии что этот способ впоследствии удастся разумно обосновать и защитить от претензий налоговиков. Например, пропорционально контрактной стоимости приобретенных товаров или основываясь на особенностях перевозки (погрузки, разгрузки, сохранности) того или иного груза. В любом случае выбранный способ лучше всего закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДНИКА ОТЛОЖИТ УПЛАТУ НДС

Другая возможность получить налоговую выгоду кроется в порядке налогообложения товаров, ввезенных на территорию России из Белоруссии посредниками - агентом или комиссионером. Положения межправительственного соглашения не регламентируют вопрос о том, кто и в какой момент должен уплатить импортный НДС в таком случае. Однако ФНС России высказала по этому поводу мнение, выгодное для компаний (письмо от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

По мнению налоговиков, если белорусский товар ввозит на территорию РФ российский посредник, то платить косвенные налоги должен российский покупатель этих товаров. При этом не имеет значения, кто выступает в роли комитента или принципала по посредническому договору - российский покупатель или белорусский продавец. Обязанность уплатить налог возникает в момент оприходования товара на баланс российского покупателя. При этом посредник должен выставить в адрес покупателя счет-фактуру с нулевой ставкой НДС с указанием страны происхождения товара - Республика Беларусь (письмо Минфина России от 15.08.05 № 03-04-08/237, п. 19 письма ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

Исходя из этого мнения чиновников, российские импортеры могут отсрочить уплату импортного НДС в бюджет. К примеру, если российская компания поручит посреднику закупить товары в Белоруссии, импортный НДС она обязана будет уплатить не ранее того момента, как посредник отчитается об исполнении поручения и передаст товары на склад комитента. Если посредник задержит отчет, то начисление и уплата налога также отложатся.

Если ввоз импортных товаров оформлен одним транспортным документом, расходы по доставке нужно разделить между ними

ДАВАЛЬЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ВЫГОДНА НЕ ВСЕГДА

Межгосударственными соглашениями отдельно регулируется налогообложение такого популярного инструмента налогового планирования как давальческая переработка. Согласно пункту 7 Положения, НДС не уплачивается при ввозе товаров для переработки с последующим вывозом продуктов переработки. Таким образом, налогом на добавленную стоимость облагаются только услуги по переработке, но не ввоз или вывоз самих товаров. Это позволяет экономить на НДС при производственных цепочках, которые затрагивают несколько стран.

Отметим, что этот способ невыгоден в том случае, если сырье и перерабатываемый товар облагаются по ставке, отличной от 18 процентов. В этом случае услуги по переработке все равно будут облагаться по ставке 18 процентов, что может привести к увеличению налоговой нагрузки по сравнению с реализацией сырья и обратной покупкой уже переработанного товара.

При экспорте услуг выгоднее перенести место оказания услуги за пределы России: тогда с ее стоимости не нужно будет платить НДС

МЕСТО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НЕСЛОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Экспорт и импорт услуг вообще наиболее спорные операции при исчислении НДС. Ведь в отличие от реализации товаров и производства работ место оказания услуг определить достаточно сложно. Этот момент важен как для белорусской, так и для российской компании. Поскольку именно от ответа на вопрос, где именно оказана услуга - на территории РФ или за ее пределами, - зависит, будет ли эта услуга облагаться НДС.

При экспорте услуг российской компании выгоднее перенести место оказания услуги за пределы России: тогда с ее стоимости не нужно будет платить НДС. Нередко так же поступают и при импорте услуги, когда ее оказывает белорусская компания. В этом случае у российской стороны не возникает обязанности налогового агента (ст. 161 НК РФ).

В российско-белорусских взаимоотношениях налогообложение услуг регулирует отдельный межправительственный протокол «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» от 23.03.07. В нем есть достаточно много различий по сравнению со статьей 148 НК РФ, регулирующей порядок налогообложения услуг во взаимоотношениях с прочими странами.

Исходя из положений протокола (см. таблицу «Определение места оказания услуг»), у налогоплательщиков России и Республики Беларусь есть простор для оптимизации НДС по услугам. Так, если российская компания консультирует белорусскую организацию, стоимость таких услуг в России НДС не облагается, так как покупателем является нерезидент России.

Однако если компании необходимо облагать НДС подобные услуги, можно выбрать один из двух вариантов: либо сделать получателем таких консультаций российский филиал белорусской компании (налоговый резидент России), либо превратить консультации в услуги по обучению, оказываемые на территории России.

Порядок налогообложения, предусмотренный межгосударственным соглашением, применяется при экспорте и импорте товаров, которые либо полностью произведены, либо подверглись обработке на территории РФ или Республики Беларусь. Товары, выпущенные в третьих странах, не подпадают под действие соглашения. При их экспорте или импорте из Республики Беларусь применяются положения Налогового кодекса.

Если товары произведены с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий из третьих стран, то действует довольно сложная методика определения страны происхождения. Она описана в решении Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 «О правилах определения страны происхождения товаров».

Подчеркнем, что нулевая ставка НДС не применяется к товарам, экспортируемым в страну, где его ввоз не облагается налогом (ст. 2 Соглашения, письмо ФНС России от 28.05.07 № ШТ-6-03/429@).

Если российская компания возвращает товар, ранее импортированный из Республики Беларусь, в связи с несоответствием качества (п. 2 ст. 475 ГК РФ), то такая операция не является реализацией (письмо ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@). Следовательно, в этом случае объект налогообложения НДС отсутствует и нулевая ставка НДС не применяется. На наш взгляд, это утверждение можно распространить и на случаи возврата в связи с нарушением ассортимента товара (ст. 468 ГК РФ) или некомплектностью товара (ст. 480 ГК РФ).

Если же товар возвращается в Белоруссию по каким-либо иным причинам, эта операция приравнивается к экспортной реализации и облагается НДС в России по ставке 0 процентов. Белорусская сторона при этом будет обязана уплатить импортный НДС.

Читайте также: