Оказание услуг на территории казахстана ндс

Опубликовано: 05.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 февраля 2020 г. N 03-07-13/1/11084 О применении НДС при оказании консультационных услуг хозяйствующим субъектам Республики Казахстан и Республики Беларусь, местом реализации которых не признается территория РФ

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью выражает свое почтение и в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ просит разъяснить вопрос относительно порядка учета входящего НДС, относящегося к консультационным услугам, оказанным резидентам Казахстана и Беларуси.

Наша компания оказывает консультационные услуги резидентам Казахстана, Беларуси и другим компаниям, зарегистрированным на территории стран - членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) консультационные услуги, оказанные российской организацией резидентам других государств - членов Евразийского экономического союза на территории РФ, НДС не облагаются, и у российской организации не возникают обязанности по исчислению НДС на территории РФ.

С 01.07.2019 г. вступили в силу положения Федерального закона РФ от 15.04.2019 N 63-ФЗ, согласно которым п. 2 ст. 171 НК РФ дополнен пп. 3, в соответствии с которым вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), а также имущественным правам, приобретенным для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 48 НК РФ не признается территория РФ, за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ. В связи с этим у нашей организации возникли следующие вопросы:

1. У нашей организации присутствуют суммы входящего НДС, относящиеся к операциям по реализации консультационных услуг резидентам, зарегистрированным на территории других стран - членов Евразийского экономического союза. Правильно ли мы понимаем, что мы можем применить положения подп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ и принять к вычету НДС, относящийся к описанным операциям?

2. Согласно положениям Федерального закона РФ от 15.04.2019 N 63-ФЗ п. 4 ст. 170 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания: "Для целей настоящего пункта, а также пункта 4.1 настоящей статьи к операциям, подлежащим налогообложению, относятся также операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 настоящего Кодекса не признается территория Российской Федерации (за исключением операций, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса)". Таким образом, для целей расчёта пропорции, необходимого для правильного учета сумм входящего НДС, консультационные услуги, оказанные иностранным покупателям, включаются в состав операций, подлежащих налогообложению.

Правильно ли мы понимаем, что операции по реализации консультационных услуг в адрес резидентов других государств - членов Евразийского экономического союза относятся к операциям, подлежащим налогообложению, о которых говорится в рассматриваемом абзаце п. 4 ст. 170 НК РФ?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании консультационных услуг хозяйствующим субъектам Республики Казахстан и Республики Беларусь, местом реализации которых в соответствии с пунктом 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, не признается территория Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 июля 2019 года вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в соответствии с Протоколом.

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен пунктом 29 Протокола.

Вместе с тем, на основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров после 1 июля 2019 года, используемых для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, как в соответствии со статьей 148 Кодекса, так и в соответствии с пунктом 29 Протокола, принимаются к вычету на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 171 Кодекса. При этом для целей применения пунктов 4 и 4.1 статьи 170 Кодекса к операциям, подлежащим налогообложению, относятся также операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых согласно пункту 29 Протокола не признается территория Российской Федерации.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Отвечая на вопрос об НДС при оказании консультационных услуг хозяйствующим субъектам Казахстана и Белоруссии, местом реализации которых не признается Россия, Минфин разъяснил следующее.

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров после 1 июля 2019 г., используемых для выполнения работ (оказания услуг) за рубежом, принимаются к вычету. При этом к операциям, подлежащим налогообложению, относится также реализация работ (услуг) за пределами России.

О бухгалтерском учете операций, связанных с реализацией товара на экспорт в Республику Казахстан и о порядке возмещения НДС в этой ситуации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Кирилл Завьялов и Дмитрий Игнатьев.

Каков общий порядок возмещения НДС при экспорте товаров в Республику Казахстан? Как отразить экспортные операции в бухгалтерском учете организации-экспортера?

Согласно п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Основными документами, регулирующими порядок взимания НДС при вывозе товаров с территории РФ в Казахстан, являются:

  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение);
  • Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (далее - Протокол);
  • НК РФ (в частности глава 21 НК РФ).

При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).

В соответствии со ст. 1 Соглашения экспортом товаров является вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства - участника таможенного союза на территорию другого государства - участника таможенного союза.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).

В силу п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории РФ на территорию Казахстана применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.

На основании п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения нулевой ставки НДС организация-экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):

  • договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ (отметим, что по мнению контролирующих органов, на транспортных и товаросопроводительных документах, представляемых в налоговые органы, не предусмотрено каких-либо отметок таможенного органа о вывозе товара (письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789));
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ (уточним, что под иными документами следует понимать, например, договоры комиссии (агентские договоры, договоры поручения), если товары с территории РФ в государства - члены таможенного союза поставляются через посредников).

Отметим, что в настоящее время выписку банка при экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан в налоговый орган представлять не требуется (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола, п. 1 ст. 165 НК РФ).

Завьялов Кирилл
Указанные выше документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, которой признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) (п. 3 ст. 1 Протокола).

В случае, если полный пакет документов не собран в течение 180 календарных дней, то нулевая ставка НДС не применяется, а операции по реализации товаров подлежат обложению НДС по ставкам 10% или 18% (смотрите, например, письмо Минфина России от 17.01.2011 N 03-07-13/1-02). Налоговая база в таком случае определяется на день отгрузки (передачи) товаров (п. 3 ст. 1 Протокола, п. 9 ст. 165 НК РФ).

Пункт 1 ст. 1 Протокола также определяет, что налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.

Игнатьев Дмитрий
Иными словами, организация-экспортер вправе принять к вычету НДС, предъявленный ей при приобретении товаров, экспортируемых в Республику Казахстан в порядке, установленном главой 21 НК РФ.

Пункт 3 ст. 172 НК РФ устанавливает, что вычеты сумм налога, предусмотренных п.п. 1-8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ (в том числе товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта), производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ.

В свою очередь п. 9 ст. 167 НК РФ предусматривает, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп.пп. 1, 2.1-2.8, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой налоговой ставки НДС. То есть вычеты НДС, предъявленного при приобретении товаров, реализованных на экспорт в Республику Казахстан, производятся на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку в размере 0%.

В то же время в силу пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае их дальнейшего использования для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров на экспорт.

Восстановленные суммы налога подлежат вычету в соответствующем налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 167 НК РФ.

Данная норма означает, что если НДС, предъявленный поставщиком товара, был уже принят к вычету (например, если организацией-экспортером планировалась его реализация в РФ), то налог следует восстановить в том налоговом периоде, в котором товар был отгружен на экспорт. Затем НДС повторно подлежит вычету на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку 0 процентов.

Если же организации при приобретении товара было заранее известно, что этот товар будет подлежать экспорту, то вычет по НДС следует применить в соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ, то есть на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС. В этом случае для применения положений пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ оснований не имеется.

В случае, когда необходимый пакет документов не был собран организацией в течение 180 календарных дней, то право на вычет НДС она не теряет. В этой ситуации НДС, уплаченный поставщику товаров, принимается к вычету в общеустановленном порядке.

Кроме того, организация-экспортер не лишается права подтвердить факт экспорта и принять к вычету уплаченный НДС после того, как истек 180-дневный срок для подтверждения факта экспорта (абзац 6 п. 3 ст. 1 Протокола). Для этого организация может воспользоваться нормой п. 10 ст. 171 НК РФ.

Так, п. 10 ст. 171 НК РФ предусматривает, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Вычеты сумм налога, указанных в п. 10 ст. 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки по НДС 0% (абзац 2 п. 3 ст. 172 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Прежде всего отметим, что каких-либо особенностей для отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией товаров на экспорт, действующим законодательством не предусмотрено.

Пункт 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) определяет, что доходами от обычных видов деятельности является в том числе выручка от продажи товаров. Следовательно, выручка от реализации товаров на экспорт на общих основаниях учитывается организацией-экспортером в составе доходов по обычным видам деятельности (на счете 90 "Продажи").

Соответственно, расходы, связанные с такой реализацией, в частности стоимость приобретения товаров, признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Подпунктом "г" п. 12 ПБУ 9/99 установлено, что выручка в бухгалтерском учете у продавца признается при условии перехода права собственности на продукцию (товар) к покупателю.

Инструкцией по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении отгруженных товаров, выручка от продажи которых определенное время не может быть признана, предусмотрен счет 45 "Товары отгруженные".

Поэтому если на момент отгрузки товара на экспорт право собственности к покупателю еще не перешло, то отгруженные товары списываются со счета 41 "Товары" в дебет счета 45.

Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в учете организации-экспортера могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи (с использованием счета 45):

Если организация при приобретении товара уже приняла к вычету НДС, то при его отгрузке на экспорт в учете следует сделать проводку по восстановлению налога:

На последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку в размере 0%, в учете делается запись:

Следует обратить внимание, что в случае, если договор на поставку товаров будет заключен в иностранной валюте, при отражении операций по реализации товаров на счетах бухгалтерского учета следует учитывать и нормы ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".

Наряду с Россией участниками Таможенного союза являются Казахстан и Белоруссия. С 1 января 2010 года на территории этих стран действует единый таможенный тариф и порядок взимания косвенных налогов. В целом существование таможенного союза трех стран открывает возможности по оптимизации НДС и налога на прибыль, а также позволяет выгодно построить структуру группы с участием этих стран.

Анализ показывает, что в плане налоговой экономии и ведения бизнеса наиболее благоприятна юрисдикция Казахстана. Это утверждение справедливо в отношении НДС, а также налога у источника на дивиденды, выплачиваемые российскому собственнику.

Конечно, использование казахской компании в группе сулит выгоды в случае, если собственник будет также заинтересован в ведении бизнеса на территории этой страны. При этом на практике существуют способы, которые позволяют вернуть прибыль от ведения такой деятельности в Россию без налоговых потерь.

Россия и Казахстан уплачивают косвенные налоги по правилам Евразийского сообщества

Следующим шагом после присоединения Казахстана к единому таможенному союзу России и Белоруссии стала ратификация Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе», далее – Протокол о товарах (Федеральный закон от 19.05.10 № 98-ФЗ). С 1 июля 2010 года участники таможенного союза обязаны руководствоваться этим документом при экспорте и импорте товаров во взаимной торговле (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.10 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза»).

Протокол о товарах является частью Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение). С точки зрения налогового планирования этот документ привлекателен в части НДС.

Казахские работодатели уплачивают социальный налог в размере 11 процентов

В целом налоговая система Казахстана существенно мягче российской. В частности, это касается социальных и подоходных налогов.

В Казахстане действует три режима налогообложения компаний. Это общий порядок, специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, а также специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств и для производителей сельскохозяйственной продукции.

Общеустановленный порядок. Выбрав этот режим, компания обязана рассчитывать корпоративный подоходный налог по ставке 20 процентов от полученного дохода за минусом вычетов, связанных с получением дохода и с учетом переносимых убытков.

Социальный налог казахский работодатель уплачивает по ставке 11 процентов. Пониженный тариф в размере 4,5 процента установлен для инвалидных организаций (ст. 358 Налогового кодекса Республики Казахстан – НК РК). Не облагаются социальным налогом государственные премии, стипендии, денежные награды за призовые места на спортивных соревнованиях или конкурсах. Налог также не начисляется на компенсации при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя и при сокращении численности штата работников, а также на выплаты за неиспользованный трудовой отпуск (ст. 357 НК РК).

Индивидуальный подоходный налог (аналог российского НДФЛ) взимается по ставке 10 процентов. Исчисление налога на имущество рассчитывается по ставке 1,5 процента от налоговой базы (п. 1 ст. 398 НК РК).

Специальный налоговый режим. Это льготный режим, предусматривающий ограничения по размеру дохода (25 тыс. тенге в квартал – примерно 5,1 млн рублей), по предельной среднесписочной численности работников (не более 50 человек), а также по виду деятельности. При использовании этого режима доход компании облагается по ставке 3 процента от суммы выручки. При этом расходы к вычету не принимаются.

Специальный режим не вправе применять юрлица, которые имеют филиалы или представительства в разных населенных пунктах. Не вправе перейти на льготное налогообложение и компании, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов или у которых учредитель одновременно является учредителем другого юрлица, применяющего специальный налоговый режим.

Специальный режим не распространяется на следующие виды деятельности:

  • производство подакцизной продукции;
  • реализацию отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;
  • организацию и проведение лотерей;
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклотары;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухучета или аудита;
  • финансовую и страховую деятельность, деятельность страхового брокера и страхового агента.

В Казахстане проще всего организовать товарищество с ограниченной ответственностью

Наиболее распространенной формой юрлица в Казахстане является товарищество с ограниченной ответственностью. По сути, это аналог российского ООО.

Так, участники казахского товарищества не отвечают по его обязательствам. Но при этом они несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Чаще всего доли всех участников в уставном капитале пропорциональны их доле в стоимости имущества. Но в уставе может быть указан и иной порядок распределения долей (ст. 59 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Упрощенная система регистрации делает товарищество с ограниченной ответственностью наиболее привлекательным для ведения бизнеса в Казахстане. Чтобы зарегистрировать такое товарищество, собственнику не придется эмитировать акции и соблюдать требования, предъявляемые к размеру минимального акционерного капитала.

Учреждение компании в Казахстане позволит снизить НДС с реализации товаров более чем в три раза

В целом положения Таможенного союза создают благоприятные условия для ведения бизнеса в Казахстане. В первую очередь это касается НДС. В частности, ставки этого налога в России и Белоруссии составляют соответственно 18 и 20 процентов, а в Казахстане – 12 процентов.

На практике группа с участием казахской компании может совмещать две цели. В частности, наладить в Казахстане сбыт товаров и в то же время в несколько раз снизить по таким торговым операциям ставку НДС.

Причем здесь важно отметить, что правила налогообложения Таможенного союза действуют не только в отношении товаров, происходящих с территории его государств – членов Таможенного союза, но также и из любых стран извне (письмо Минфина России от 08.09.10 № 03-07-08/260).

В случае если российская компания учредит компанию в Казахстане, то общая нагрузка по НДС в группе сформируется следующим образом. Российское ООО закупает товары за 100 у.е. и продает казахской компании за 120 у.е. При этом российское общество предъявит к возмещению из бюджета в связи с применением экспортной ставки НДС 18 у.е.

Казахская компания уплатит НДС при ввозе исходя из закупочной цены товаров, установленной в договоре, и налога по ставке 12 процентов – 14,4 у.е. (120 у.е. 12%). Уплаченный при ввозе налог казахская сторона примет к вычету. Затем она реализует товар потребителям за 200 у.е. При такой реализации она уплатит НДС в размере 24 у.е. (200 у.е. 12%). В результате общая нагрузка по НДС для группы с участием казахской компании составит 6 у.е. (24 + 14,4 – 14,4 – 18). Если бы товар не покидал Россию, то нагрузка по НДС составила бы 18 у.е. ((200 у.е. – 100 у.е.) 18%).

Здесь важно учесть следующие нюансы. При отгрузке товаров российской компании нужно восстановить относящийся к отгруженным товарам входной НДС не позднее того квартала, в котором эти товары отгружены на экспорт. После чего подать декларацию по экспортному НДС. С 1 октября 2011 года такое требование прямо прописано в НК РФ в подпункте 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Для подтверждения экспорта товара и обоснования нулевой ставки НДС положения подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Протокола о товарах требуют выписку банка. Однако с 1 октября 2011 года в НК РФ этот документ исключен из числа документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте (подп. «а» п. 13 ст. 2 Федерального закона от 19.07.11 № 245-ФЗ). А Протокол о товарах позволяет не представлять документы, которые не предусмотрены законодательством страны-экспортера (п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

Российскому собственнику выгодно возвращать прибыль из Казахстана путем выплаты дивидендов

Учреждение казахской компании не образует для группы потерь по налогу на прибыль при реализации товаров внутри этой страны. Во-первых, ставка по этому налогу в Казахстане такая же, как и в России, – 20 процентов. А вот в Белоруссии ставка на 4 процента выше.

Во-вторых, установленный в Казахстане налог у источника на дивиденды в отношении России не может превышать 10 процентов (ст. 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал»). В то время как в Белоруссии эта ставка составляет 15 процентов, а полученные дивиденды там облагаются в обычном порядке по ставке 24 процента.

Однако если российский учредитель участвует в капитале казахской «дочки» более чем три года, налог у источника выплаты дивидендов не удерживается совсем (подп. 3 п. 5 ст. 193 НК РК). То есть при перечислении прибыли в Россию, сформированной от торговых операций в Казахстане, налоговая нагрузка может быть нулевой. Ведь в российском законодательстве тоже есть норма, освобождающая полученные дивиденды от налога (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). При условии не менее чем годового участия в капитале в доле не менее чем 50 процентов.

Если же ни российские, ни казахские условия освобождения не выполняются, казахская компания при выплате дивидендов в Россию удержит налог у источника в размере 10 процентов. Российский учредитель вправе зачесть эти 10 процентов при уплате в России налога с полученных им дивидендов в размере 9 процентов (п. 3 ст. 311 НК РФ). Для этого нужно в российский налоговый орган, в частности, представить подтверждение налогового агента об удержании налога в соответствии с законодательством Республики Казахстан (письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.10 № 16-12/015966@).

При импорте из Казахстана важно, чтобы российская материнская компания не применяла спецрежим

При импорте товаров в Россию из Казахстана налог взимается в стране импортера, то есть обязанность заплатить НДС возникнет у российского покупателя (ст. 3 Соглашения). Причем, в отличие от ввоза товаров из других стран, где налог платится на таможенной границе, в данном случае перечислить налог в бюджет российской компании следует непосредственно через свою налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения, п. 1 ст. 2 Протокола).

Важно отметить, что «ввозной» налог обязаны платить даже те компании, которые применяют упрощенную систему налогообложения, а также ЕНВД (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Эта же обязанность есть и у налогоплательщиков, которые имеют освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).

В пункте 2 статьи 2 Протокола сказано, что при ввозе товаров их стоимостью является цена сделки, указанная в контракте, которую импортер должен уплатить поставщику. Получается, что сумма, которая будет фактически перечислена поставщику, на величину налоговой базы не повлияет. В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ).

Российская сторона вправе принять «ввозной» налог к вычету, если товары приняты на учет и куплены для операций, облагаемых НДС. В случае же если импортер будет на «спецрежиме», то принять НДС к вычету не удастся. Общество на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» сможет учесть этот налог в составе расходов в виде сумм НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)или в качестве таможенных платежей (подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При ввозе товара из Казахстана в Россию не напрямую НДС может и не возникнуть

На практике может возникнуть ситуация, при которой российский собственник решит часть товаров из Казахстана продать в Белоруссию. В этом случае налоговых потерь по НДС в группе также не возникнет.

Дело в том, что в пункте 1 статьи 1 Протокола о товарах сказано, что место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государства – участника Таможенного союза. Для российской компании таким местом реализации товаров признается территория России, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на ее территории (ст. 147 НК РФ). Вне территории России объекта обложения НДС при реализации не возникает (ст. 146 НК РФ).

Таким образом, поскольку товары ввозятся сразу на территорию Республики Беларусь, то собственником этих товаров является белорусский покупатель, который будет обязан уплатить НДС при таком импорте. В свою очередь российская компания платить НДС не должна. Это мнение подтверждает позиция ФНС России (письмо от 12.08.10 № ШС-37-3/8975@).

Образование постоянного учреждения в Казахстане связывают с конкретными видами деятельности

В случае если российский собственник примет решение учредить в Казахстане филиал или представительство, то важно учесть, что нерезидент, осуществляющий деятельность в Казахстане, которая приводит к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в казахском налоговом органе.

В течение семи–девяти дней регистрирующий орган выдает соответствующие документы, подтверждающие регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Это отдельное свидетельство о регистрации филиала или представительства и его регистрационный номер.

Согласно налоговому законодательству Казахстана, под постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается постоянное место деятельности в республике, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность. В частности, это:

  • любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой или поставкой товаров;
  • любое место управления;
  • любое место осуществления предпринимательской деятельности, связанной с добычей природных ресурсов, включая любое место добычи углеводородов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой природных ресурсов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском или обслуживанием оборудования, за исключением монтажа энергетического и технологического оборудования;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов, компьютерных сетей и каналов связи, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой.

Постоянным местом деятельности при оказании услуг в Республике Казахстан признается место оказания услуг через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается в Республике Казахстан более 183 календарных дней.

Нерезидент также образует постоянное учреждение в Республике Казахстан в случае:

  • проведения страхования или перестрахования рисков через уполномоченное лицо;
  • реализации товаров с определенного места на территории Казахстана;
  • проведения выставок в Казахстане, на которых реализуются товары, если такая деятельность длится более десяти дней;
  • открытия филиала или представительства, за исключением представительства.

При этом следует иметь в виду, что занятие предпринимательской или иной деятельностью в Республике Казахстан без регистрации влечет административный штраф с конфискацией предметов и орудия совершения административных правонарушений (ст. 3571 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).

Порядок уплаты НДС при ввозе товара из Казахстана

Российское общество обязано представить в инспекцию пакет документов, подтверждающих импорт товаров из Казахстана (п. 8 ст. 2 Протокола), в частности, это:

– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе и в электронном виде;

– выписка банка, подтверждающая уплату налога в бюджет;

– транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, установленным в соответствующих государствах);

– счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств – членов Таможенного союза);

– контракт, на основании которого товар ввозится в Россию.

В течение десяти рабочих дней инспекторы обязаны подтвердить факт уплаты «ввозного» налога (письмо ФНС России от 13.08.10 № ШС-37-2/9030@).

Определить место реализации зачастую бывает непросто. Поэтому, прежде чем перейти к ответам на вопросы, мы покажем, в каких случаях местом реализации признается Россия, а в каких - Беларусь или Казахстан. А затем в таблице перечислим обязанности, которые возникают у российских исполнителей и заказчиков в зависимости от того, какая страна является местом реализации работ (услуг). Схема определения места реализации работ (услуг) - на следующей странице. А ниже расшифрованы понятия, использованные в схеме.

Работы (услуги), выполненные (оказанные) по договорам, заключенным с белорусскими или казахстанскими партнерами, облагаются НДС в особом порядке (Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол о работах (услугах))). В двух словах его можно описать так: работы и услуги (за исключением переработки давальческого сырья) облагаются НДС по законодательству той страны ТС (Таможенного союза), которая признается местом их реализации (Статья 2 Протокола о работах (услугах)).

Примечание
Переработка давальческого сырья, ввезенного из одной страны ТС в другую с последующим вывозом продуктов переработки (в том числе и за пределы ТС), облагается НДС по нулевой ставке в порядке, предусмотренном Протоколом о товарах (Статьи 2, 4 Протокола о работах (услугах); Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009). Далее, говоря о работах, мы не будем иметь в виду переработку давальческого сырья.

Определить место реализации зачастую бывает непросто. Поэтому, прежде чем перейти к ответам на вопросы, мы покажем, в каких случаях местом реализации признается Россия, а в каких - Беларусь или Казахстан. А затем в таблице перечислим обязанности, которые возникают у российских исполнителей и заказчиков в зависимости от того, какая страна является местом реализации работ (услуг).
Схема определения места реализации работ (услуг) - на следующей странице. А ниже расшифрованы понятия, использованные в схеме.


--------------------------------
Недвижимое имущество - участки земли и недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в том числе леса, здания, трубопроводы и т.д.) (Статья 1 Протокола о работах (услугах)).
Движимое имущество - вещи, не относящиеся к недвижимости и к транспортным средствам. Транспортные средства - морские и воздушные суда, суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания; железнодорожный подвижной состав; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры.
По мнению Минфина, вспомогательными являются, например:
- санаторно-курортные услуги по отношению к услугам в сфере отдыха (Пункт 3 Письма Минфина России от 27.04.2010 N 03-05-04-01/27);
- работы по тестированию и техподдержке компьютерных программ по отношению к услугам по их разработке и предоставлению исключительных прав на их использование (Письма Минфина России от 15.01.2008 N 03-07-08/07, от 06.06.2007 N 03-07-08/144).
Также Минфин считает, что о вспомогательном характере работ (услуг) можно говорить, если без них не могут быть выполнены основные работы (услуги) (Письмо Минфина России от 17.09.2010 N 03-03-06/4/88).

Документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются (Пункт 2 ст. 3 Протокола о работах (услугах)):
- договор на выполнение работ, оказание услуг;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг.
Вид документа зависит от того, какие выполнялись работы (оказывались услуги). Как правило, это акты приема-сдачи, счета, счета-фактуры (Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок, утв. МВЭС России 01.07.1997 N 10-83/2508, ГТК России 09.07.1997 N 01-23/13044, ВЭК России 03.07.1997 N 07-26/3628).
В Протоколе о работах (услугах) упомянуты также иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств - членов ТС. Однако НК РФ никаких дополнительных документов не требует (Пункт 4 ст. 148 НК РФ).
Теперь разберемся с НДС-обязанностями российских исполнителей и заказчиков. Они зависят от того, какая страна является местом реализации работ (услуг).

Место
реализации
работ (услуг)

НДС-обязанности российского контрагента по договору
на выполнение работ (оказание услуг)

Российский контрагент - исполнитель

Если российский исполнитель - плательщик НДС и
реализация работ (услуг) облагается российским НДС,
нужно в общем порядке исчислить и уплатить НДС, а также
отчитаться по этому налогу.
Если российский исполнитель - плательщик НДС, но
реализация работ (услуг) не облагается российским НДС, нужно:
- выставить счет-фактуру с отметкой "Без налога (НДС)";
- подать декларацию по НДС. Реализацию работ
(услуг) нужно отразить в разд. 7 декларации.
Если российский исполнитель освобожден от обязанностей
налогоплательщика - нужно выставить счет-фактуру с
отметкой "Без налога (НДС)".
Если российский исполнитель применяет спецрежим -
НДС-обязанности не возникают

1. Если работы (услуги) облагаются белорусским
(казахстанским) НДС и российский исполнитель не состоит
на учете в белорусских (казахстанских) налоговых органах
- НДС заплатит белорусский (казахстанский) заказчик
(покупатель).
Если работы (услуги) не облагаются белорусским
(казахстанским) НДС - обязанность заплатить этот налог
не возникнет.
2. Российские исполнители - плательщики НДС должны
отражать операции по реализации таких работ (услуг) в
разд. 7 декларации по НДС

Российский контрагент - заказчик (покупатель)

Если иностранный исполнитель не состоит на учете в
российских налоговых органах - независимо от того,
является ли российский заказчик (покупатель)
плательщиком НДС или нет, нужно исполнить обязанности
налогового агента:
(или) если работы (услуги) облагаются НДС:
- исчислить российский НДС с реализации работ (услуг)
(аванса в случае его получения) и удержать его из денег,
причитающихся по договору белорусскому (казахстанскому)
партнеру;
- составить счет-фактуру;
- уплатить НДС в бюджет одновременно с перечислением
денег белорусскому (казахстанскому) партнеру;
- подать декларацию по НДС. Налог, подлежащий
уплате, нужно отразить в разд. 2 декларации;
(или) если работы (услуги) не облагаются НДС - подать
декларацию по НДС, заполнив от имени налогового
агента разд. 7 декларации.
Уплаченный агентский НДС:
(или) принимается к вычету - если российский заказчик -
плательщик НДС и работы (услуги) предназначены для
деятельности, облагаемой НДС;
(или) включается в стоимость приобретенных услуг -
если российский заказчик не является плательщиком НДС,
освобожден от обязанностей плательщика НДС либо является
плательщиком НДС, но приобретенные работы (услуги)
предназначены для необлагаемых операций;
(или) учитывается в расходах при расчете налога при УСНО
(объект "доходы минус расходы") или ЕСХН - если
российский заказчик применяет УСНО или уплачивает ЕСХН.
Если иностранный исполнитель состоит на учете в
российских налоговых органах - обязанности налогового
агента не возникнут. Российский НДС с выполненных работ
(оказанных услуг) белорусский (казахстанский) партнер
уплатит сам

Если работы (услуги) облагаются белорусским
(казахстанским) НДС - нужно оплатить НДС, предъявленный
в стоимости работ (услуг) белорусским (казахстанским)
партнером.
Если работы (услуги) не облагаются белорусским
(казахстанским) НДС - НДС-обязанности не возникнут

Если в договоре не указан НДС, российский агент считает налог по ставке 18%

Наша организация-рекламодатель заключила с белорусской фирмой (не состоящей на налоговом учете в РФ) договор на оказание рекламных услуг на территории Республики Беларусь. Насколько мы понимаем, по этому договору у нас возникают обязанности налогового агента. Но во всех документах (включая договор) российский НДС не включен в стоимость услуг, поскольку белорусская сторона не является плательщиком белорусского НДС. Как нам посчитать российский агентский НДС?

Строго говоря, НК РФ обязывает налогового агента рассчитать и удержать НДС из сумм, причитающихся иностранному партнеру (Пункт 2 ст. 161 НК РФ). Однако белорусская фирма наверняка будет не согласна получить от вас оплату за минусом российского НДС.
Поэтому вам не остается ничего другого, как посчитать НДС по ставке 18% с контрактной стоимости рекламных услуг и перечислить его в бюджет за счет собственных средств. Но этот налог вы сможете принять к вычету (Письмо Минфина России от 04.02.2010 N 03-07-08/32).
Кстати, тот факт, что исполнитель не является плательщиком белорусского НДС, вовсе не мешает указывать в договоре сумму российского НДС. Ведь местом реализации рекламных услуг в вашем случае является не Беларусь, а Россия (Подпункт 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)). И по российскому законодательству они облагаются НДС (Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если же ваш партнер категорически не хочет прописывать в договоре стоимость услуг с НДС, предложите ему включить в контракт условие о том, что "цена увеличивается на сумму НДС, подлежащую уплате на территории РФ". Такая "налоговая оговорка" в договоре поможет вам избежать споров по поводу вычета агентского НДС, уплаченного сверх цены договора. Несмотря на то что Минфин не видит в этом проблему (Письмо Минфина России от 04.02.2010 N 03-07-08/32), не исключено, что у проверяющих будет другое мнение. Однако если в контракте будет "налоговая оговорка", то, учитывая позицию ВАС РФ, налоговики вряд ли станут снимать вычет агентского НДС (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 N 16907/09; п. 3 Письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@).

Иностранный НДС в расходы: ФНС - за, Минфин - против

Наша фирма импортировала белорусские товары. Услуги по их доставке нам оказал белорусский перевозчик. В договоре с ним выделена сумма НДС. Что нам делать с предъявленным налогом: принимать к вычету или включать в "прибыльные" расходы?

Принимать к вычету НДС, предъявленный белорусским перевозчиком, вы не вправе. Ведь это налог, начисленный по законодательству Республики Беларусь (Подпункт 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах); п. 2 ст. 171 НК РФ).
Этот НДС нельзя учесть и в "прибыльных" расходах как начисленные налоги (Пункт 1 ст. 264 НК РФ). Что же касается учета иностранного налога в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, то ФНС никаких препятствий для этого не видит (Письмо ФНС России от 01.09.2011 N ЕД-20-3/1087). Ведь, по мнению налоговиков, иностранный НДС - это обоснованные и документально подтвержденные затраты (Пункт 1 ст. 252 НК РФ). Однако в Минфине считают, что иностранный НДС включать в прочие расходы нельзя (Письма Минфина России от 28.02.2011 N 03-03-06/1/112, от 12.11.2010 N 03-03-06/1/708, от 28.04.2010 N 03-03-06/1/303, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/154).

Есть и другой вариант учета: белорусский НДС вы можете включить в стоимость услуг по перевозке и, соответственно, отнести на расходы в составе затрат на доставку товаров (Подпункт 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ). Но Минфин против этого.

Из авторитетных источников
Буланцева Валентина Александровна, начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, заслуженный экономист Российской Федерации
"Вопрос о возможности признания в составе расходов налогов (в том числе и НДС) регулируется пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, где сказано, что в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются налоги, установленные законодательством Российской Федерации. Поскольку этот вопрос имеет специальное регулирование в НК РФ, то учесть в расходах НДС, уплаченный в другой стране, по какой-либо другой статье Кодекса нельзя".

Товары между странами ТС российские автоперевозчики доставляют с нулевым НДС

Наша транспортно-экспедиционная компания заключила договоры с белорусскими фирмами на перевозку автотранспортом товаров, экспортируемых в Республику Беларусь и импортируемых с территории этой страны. Будет ли Россия местом реализации наших услуг? Если да, то какую ставку НДС мы должны применять?

Да, ваши услуги считаются реализованными в России (Подпункт 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)). Они облагаются НДС по нулевой ставке (Подпункт 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Подтверждать ее вам нужно будет в обычном порядке (Пункт 3.1 ст. 165 НК РФ).

НДС-обложение услуг по "аренде" персонала зависит от места его работы

Наша строительная организация предоставила компании из Казахстана персонал для выполнения строительно-монтажных работ на территории России. Нужно ли нам начислять НДС на услуги по предоставлению персонала?

Да, нужно. В вашем случае местом реализации услуг по предоставлению персонала для выполнения строительно-монтажных работ признается Россия. Ведь предоставленный вами персонал будет работать не по месту деятельности заказчика, а значит, определять место реализации услуги вы должны "по исполнителю" (Подпункты 4, 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)).

Обучаетесь у иностранцев, но в России – заплатите агентский НДС

Мы приобрели технику в Беларуси. Фирма-изготовитель оказала нам услуги по обучению сотрудников правилам эксплуатации и обслуживания техники. Становимся ли мы НДС-агентами по договору на обучение?

Все зависит от того, где проходило обучение (Подпункт 3 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)):
(если) представители фирмы-изготовителя обучали ваших работников в России - местом реализации услуг будет наша страна. А значит, у вас возникнут обязанности агента по НДС (Пункты 1, 2 ст. 161 НК РФ);
(если) белорусы проводили обучение у себя на родине - местом реализации услуг будет Беларусь. И, следовательно, российским НДС услуги по обучению облагаться не будут (Пункт 1 ст. 146 НК РФ).

Реализовали услуги в Казахстане - российский НДС не платим, но декларацию сдаем

Мы (плательщики НДС) заключили договор с казахстанской организацией на размещение ее рекламы в рекламном справочнике, который мы издаем в России. Возникают ли у нас какие-либо НДС-обязанности по данной операции?

Оказанные вами услуги будут считаться реализованными в Казахстане, и следовательно, российским НДС они не облагаются (Подпункт 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)). Но тем не менее их нужно отражать в декларации (Раздел XII Порядка заполнения декларации по НДС).
В строке 010 разд. 7 декларации вам следует проставить (Пункты 44.2, 44.3 Порядка заполнения декларации по НДС):
- в графе 1 - код операции 1010812 (Приложение N 1 к Порядку заполнения декларации по НДС);
- в графе 2 - стоимость оказанных услуг;
- в графах 3 и 4 - прочерки.

Где находится автомобиль, там и реализуются работы по его ремонту

Наша организация оказывает услуги по ремонту грузовых автомобилей белорусским компаниям. В ходе ремонта мы используем запчасти, продаваемые клиентам с наценкой. Деятельность по ремонту переведена на уплату ЕНВД, а с реализации запчастей мы платим налоги по ОСНО. Как облагаются НДС оказанные белорусам ремонтные услуги? И какую ставку НДС нам нужно указывать в ТОРГ-12 на проданные им запчасти (которые устанавливаются на автомобили в нашем сервисе на территории России)?

Платить НДС с работ по ремонту грузовых автомобилей вы не должны. Эти услуги можно считать связанными непосредственно с транспортными средствами. И поскольку ремонт проводится в России, местом их реализации будет наша страна (Подпункт 2 п. 1 ст. 3 Протокола о работах (услугах)). Но так как с деятельности по ремонту автомобилей вы платите ЕНВД, то начислять НДС на стоимость работ, оказанных, в числе прочих, и белорусским компаниям, вам не нужно (Статья 2 Протокола о работах (услугах); п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Проданные запчасти будут облагаться НДС по ставке 18%. Ведь под экспортом товаров в ТС понимается их вывоз с территории одного государства - участника ТС на территорию другого (Статья 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов. "). В вашем же случае запчасти не вывозятся. Поэтому нет оснований для применения экспортной ставки НДС.
Обращаем ваше внимание на то, что, по мнению ВАС РФ, продажу клиентам запчастей, которые необходимы для ремонта машин, нельзя назвать торговлей. И поэтому дополнительных налогов (помимо ЕНВД с ремонтных работ) платить не требуется (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 14630/09). Причем эта позиция ВАС РФ взята налоговым ведомством на вооружение (Пункт 41 Письма ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@). И если вы станете придерживаться такого подхода к налогообложению вашей деятельности, вопрос с начислением НДС на стоимость запчастей у вас возникать не будет.

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Читайте также: