Обороты по реализации продукции средств массовой информации рекламного характера ндс

Опубликовано: 11.05.2024

В соответствии с Федеральным законом от 30.11.95 N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах":

1. Освобождаются от НДС обороты по реализации средств массовой информации (СМИ), производимых редакциями (издательствами) всех форм собственности, если реклама в отдельном номере периодического издания не превышает 40% объема отдельного номера. В этом случае средства, поступающие от рекламодателей-заказчиков, также не облагаются НДС.

2. Не подлежит исчислению и уплате в федеральный бюджет налог от прибыли, полученной этими организациями.

1. Распространяются ли эти льготы на СМИ, реклама в отдельном номере которого не превышает 40% объема, но при этом организация не имеет оборотов по реализации, т.е. издание распространяется бесплатно, и оборот организации состоит только из средств, поступающих от рекламодателей-заказчиков?

2. Если ответ на первый вопрос отрицательный и для освобождения организации от уплаты налогов необходимы обороты по реализации СМИ, то при каких соотношениях оборотов по реализации и средств, поступающих от рекламодателей, Закон вступает в силу?

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г.Москве от 15 февраля 2000 г. N 02-11/4197

В соответствии с пп."э" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) от этого налога освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции;

услуги по транспортировке, погрузке, выгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Льготы, предусмотренные настоящим подпунктом, не распространяются на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера и издания рекламного и эротического характера.

Порядок реализации льготного налогового режима по продукции средств массовой информации предусмотрен нормативными письмами Госналогслужбы России от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н и от 07.06.96 N ПВ-6-03/393. При этом от налога на добавленную стоимость не освобождаются:

- за весь налоговый отчетный период книжная продукция, периодические печатные издания, включая газеты и журналы, выпускаемые редакциями (издательствами), в том случае, если удельный вес рекламы в отдельные дни соответствующего налогового отчетного периода превышает 40 процентов объема отдельного номера (или единицы книжной продукции).

Данный порядок распространяется на теле-, радио-, кинохроникальные программы, аудио- или видеозаписи программ телерадиовещательных компаний, если реклама в отдельные дни в этих программах (тиражах) превышает 25 процентов объема вещания;

- средства, получаемые от рекламодателей или иных заказчиков специализированными рекламными редакциями (издательствами) газет и журналов, выпускающими и распространяющими периодическую печатную продукцию бесплатно, а также обороты по реализации этой продукции в случае продажи ее в общеустановленном порядке.

Счета, предъявляемые полиграфическими предприятиями указанным специализированным редакциям (издательствам) газет и журналов за выполняемые работы (услуги), оплачиваются ими по соответствующим ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. В аналогичном порядке осуществляются расчеты этими редакциями (издательствами) с предприятиями (организациями), осуществляющими для них транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и доставку до потребителей в любой форме печатной продукции, а также с другими организациями, выполняющими различного рода работы, услуги или реализующими товары (продукцию).

Уплата в бюджет налога на добавленную стоимость указанными редакциями (издательствами) газет и журналов производится в общеустановленном порядке.

Заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы III ранга

15 февраля 2000 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Газета "Московский налоговый курьер"

Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"

Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати

Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

Часто в рекламных целях происходит передача материалов или товаров. Это могут быть буклеты, каталоги, сувенирная продукция и др. А поскольку безвозмездная передача признается реализацией в целях НДС, встает вопрос: нужно ли при такой передаче начислять НДС? Однозначного ответа нет, все зависит от ситуации.

Три условия для начисления НДС при списании рекламных товаров на расходы

Редкая компания обходится без рекламных расходов. Траты на рекламу разрешается относить на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но списывая стоимость рекламных товаров на «уменьшаемые» расходы, компании нередко забывают начислить НДС на эти товары.

Сразу оговоримся: далеко не всегда нужно начислять НДС при списании рекламных товаров на расходы. Но как понять, что в конкретной ситуации, там, где есть списание рекламного материала (товара) на расходы, требуется начислить налог?

Во-первых, объект налогообложения по НДС может возникать только тогда, когда имеет место передача товара конкретному лицу. Реализацией является передача права собственности на товар одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Поэтому, если вы передаете материал, например, для оформления рекламной выставки, то объект налогообложения по НДС здесь будет отсутствовать. Но если в рамках рекламной кампании вы разыгрываете среди своих покупателей футболки с логотипом своей компании, то объект налогообложения по НДС налицо, так как имеет место факт передачи права собственности на футболку от вас к победителю розыгрыша.

Во-вторых, важное значение имеет предмет передачи. Далеко не любая передача рекламного материала вызывает объект налогообложения по НДС. Передаваемый материал будет считаться безвозмездной реализацией в целях НДС только тогда, когда он отвечает признакам «товара».

В-третьих, если первые два условия свидетельствуют о том, что передаваемый материал образует объект налогообложения по НДС, то далее необходимо принимать во внимание его покупную стоимость. Если покупная стоимость рекламного товара не превышает 100 руб., то операция по его передаче относится к льготируемой (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК Ф). И если у вас именно такой случай, то не спешите радоваться. В этом случае вам придется обеспечить ведение раздельного учета по НДС, как того требует п. 4 ст. 149 НК РФ.

Признаки товара в целях НДС

В каких случаях рекламный материал отвечает признакам товара, передача которого образует объект налогообложения по НДС? Все просто – если он обладает собственными потребительскими качествами, т.е. обладает потребительской ценностью для получателя.

Соответственно, если передаваемое имущество, содержащее рекламную информацию, не имеет собственных потребительских качеств, то товаром оно являться не может, а значит, его безвозмездная передача не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения. И здесь уже не имеет значения величина покупной стоимости такого имущества.

Данный вывод подтверждают как чиновники (письма Минфина России от 23.12.2015 № 03-07-11/75489, от 23.10.2014 № 03-07-11/53626, от 19.09.2014 № 03-07-11/46938), так и суды. Так, в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 отмечено, что «не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве».

Приведем примеры. Рекламными материалами, не отвечающими признакам товара, являются буклеты, листовки, каталоги, открытки, блокноты, календари, в которых размещена рекламная информация (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2017 № Ф05-3154/2017 по делу № А40-94917/2016).

Примерами же рекламных материалов, отвечающих признакам товара, являются, в частности:

  • электробритвы, электрочайники, пепельницы, ножи, DVD-проигрыватели (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.06.2018 № Ф05-8543/2018 по делу № А40-117346/2017, которое Определением Верховного Суда РФ от 15.10.2018 № 305-КГ18-15882 было отказано в передаче для пересмотра);
  • рекламные сувениры (в том числе ежедневники, календари, подарочные наборы, бейсболки, футболки, мячики, фонари, наборы для чаепития, зонты-трости, книги подарочные, кейсы металлические, жесткие диски 3Q и т.д. со своим логотипом) (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.09.2017 № Ф04-3736/2017 по делу № А46-838/2017, которое Определением Верховного Суда РФ от 22.12.2017 № 304-КГ17-19340 было отказано в передаче для пересмотра).

Кстати, «входной» НДС, уплаченный в составе стоимости рекламных подарков, вы можете спокойно принимать к вычету (письмо Минфина России от 04.06.2013 № 03-03-06/2/20320). Поэтому если товары приобретались у плательщиков НДС, то при раздаче в рекламных целях и начислении НДС налоговая нагрузка по НДС по итогу от этой операции будет нулевая (НДС исчисленный = НДС вычету).

Вычет НДС по рекламным материалам, не отвечающим признакам товара

Если передаваемый рекламный материал не является товаром (например, ваша организация раздает каталоги, рекламные брошюры), НДС начислять не нужно (независимо от стоимости). А можно ли в отношении таких материалов принимать НДС к вычету?

Минфин РФ в письме от 23.12.2015 № 03-07-11/75489 считает, что нельзя. Логика у ведомства проста: в данном случае не выполняется условие для вычета о том, что вычет возможен только в случае использования товаров в операциях, облагаемых НДС. По мнению чиновников, если передача брошюр и прочих рекламных материалов не создает объект налогообложения по НДС, значит вычет по ним не применим.

Странная логика, ведь брошюры и т.п. передаются с целью рекламы товаров или деятельности компании. А операции в рамках такой деятельности облагаются НДС.

К счастью, Верховный суд РФ в Определении от 13.12.2019 № 301-ЭС19-14748 подтвердил незаконность позиции налоговиков по данному вопросу. Поэтому вычет «входного» НДС по таким материалам правомерен. Однако учтите, что при проверке налоговики могут попытаться признать его незаконным. Соответственно, будьте готовы отстаивать свой вычет, возможно, в суде.

Раздельный учет по НДС

Для рассмотрения вопроса о наличии/отсутствии обязанности по исчислению НДС необходимо принимать во внимание покупную стоимость рекламных товаров.

Если за единицу товара вы заплатили 100 рублей или меньше, то его передача в рекламных целях будет освобождаться от НДС. Но тогда и сумму «входного» НДС, которая была учтена в покупной стоимости, нельзя принимать к вычету. Этот НДС должен учитываться в стоимости товаров и относиться на уменьшаемые расходы вместе со списываемой стоимостью (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо Минфина России от 17.10.2016 № 03-03-06/2/60252).

Кстати, важный вопрос: при сравнении с лимитом в 100 рублей какую стоимость необходимо брать (с учетом «входного» НДС или без учета налога)? Ответ на него дан в письме Минфина России от 17.10.2016 № 03-03-06/2/60252. Чиновники разъясняют, что расходы на приобретение этих товаров не должны превышать 100 рублей с учетом сумм налога, предъявленных поставщиками таких товаров. Поэтому если вы купили ручку, к примеру, за 108 рублей (в том числе НДС 18 руб.), то при ее раздаче в рекламных целях НДС начислить придется, так как ее покупная стоимость с учетом «входного» НДС превышает 100 рублей.

Так вот, возвращаясь к теме льготируемой операции, обращаем внимание, что как только у компании появляется операция, не облагаемая НДС, у нее возникает обязанность вести раздельный учет «входного» НДС по правилам п. 4 ст. 170 НК РФ. Как раз в рамках раздельного учета тот «входной» НДС, что был предъявлен в стоимости приобретенных рекламных подарков, приниматься к вычету не должен, а должен учитываться в стоимости.

Но, помимо прямых расходов, есть еще косвенные расходы. Часть этих косвенных расходов приходится и на не облагаемые НДС операции (передачу рекламных материалов). Соответственно, «входной» НДС по ним требуется распределять. Правда, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превысит 5%, то можно обойтись без такого распределения. Но в любом случае целесообразно ежеквартально готовить соответствующий расчет, из которого видно соблюдение барьера в 5%.

Как видим, такое освобождение приносит определенные сложности. Поэтому вы можете отказаться от применения этой льготы (п. 5 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-07/10954). Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление.

"Налоговый вестник", N 2, 2002

Льготы по НДС для средств массовой информации и книгоиздания (далее - СМИ) были установлены начиная с 1 января 1996 г. Федеральным законом от 30.11.1995 N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 16.11.1998 N 170-ФЗ) и действовали до 31 декабря 2001 г.

Вместе с тем при применении льготы по НДС для СМИ с 1 января по 31 декабря 2001 г., то есть в течение 2001 г., имелись некоторые особенности.

Так, в соответствии с пп.17 и 21 п.3 ст.149 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) льготы по НДС для СМИ были предусмотрены начиная с 1 января 2001 г. в отношении реализации научной, учебной книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционной, издательской и полиграфической деятельностью по ее производству и реализации. При этом согласно ст.16 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) льготы по НДС для СМИ, предусмотренные пп.17 и 21 ст.149 НК РФ, утрачивали силу с 1 января 2002 г.

В то же время согласно ст.2 Закона N 118-ФЗ льгота по НДС для СМИ, предусмотренная пп."э" п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 1992-1), действовала до января 2002 г.

Таким образом, с 1 января 2001 г. по 1 января 2002 г. льгота по НДС для СМИ регулировалась нормами Закона N 1992-1.

В связи с этим Письма Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" и от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" с введением в действие с 1 января 2001 г. гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ не утрачивали силу.

Таким образом, при рассмотрении отдельных вопросов по обложению НДС продукции СМИ, а также по применению льгот по данной продукции в 2001 г. следовало руководствоваться положениями Закона N 1992-1 и вышеуказанными Письмами Госналогслужбы России (в настоящее время - МНС России).

Например, при рассмотрении вопроса о том, следовало ли облагать НДС денежные средства, полученные от сторонних организаций за размещение рекламы в информационном бюллетене, налогоплательщик должен был руководствоваться следующими положениями.

Согласно пп."а" п.1 Письма Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22 средства, поступающие от рекламодателей - заказчиков, не облагались НДС, если их получателями были издательства книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (при условии, что реклама в книжной продукции не превышает 40% объема единицы данной продукции).

Согласно п.1 Письма Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 вышеуказанный порядок распространялся на издательства, выпускающие книжную продукцию (за исключением продукции рекламного и эротического характера), перечисленную под кодовыми обозначениями 95 3000 "Книги и брошюры" и 95 2000 "Периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники (бюллетени)" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП).

Учитывая изложенное, денежные средства, полученные от сторонних организаций за размещение рекламы в информационном бюллетене, не подлежали обложению НДС в случае, если этот бюллетень не относился к рекламным изданиям и кодифицировался вышеназванными кодами по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП).

В соответствии со ст.2 Закона N 118-ФЗ льгота по НДС в отношении продукции средств массовой информации и книжной продукции, предусмотренная пп."э" п.1 ст.5 Закона N 1992-1, действовала до 1 января 2002 г. При этом в соответствии со ст.13 Закона N 118-ФЗ до 1 июля 2001 г. реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ приравнивалась к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Реализация в государства - участники СНГ печатной продукции, не облагаемой НДС на территории Российской Федерации, с 1 января по 1 июля 2001 г. НДС не облагалась.

Согласно п.1 ст.164 НК РФ и ст.13 Закона N 118-ФЗ с 1 июля 2001 г. при реализации всех товаров (в том числе продукции СМИ), экспортируемых с территории Российской Федерации на территории государств - участников СНГ, налогообложение производится по ставке 0%.

Таким образом, с 1 июля 2001 г. Российская Федерация в торговых отношениях с государствами - участниками СНГ перешла на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения". При реализации продукции (в том числе продукции СМИ) в Республику Беларусь существуют исключения из общего порядка.

Так, в Российской Федерации принят Федеральный закон от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве", согласно которому переход с 1 июля 2001 г. на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" на Республику Беларусь не распространяется. Поэтому после 1 июля 2001 г. во взаимной торговле с Республикой Беларусь сохранялся порядок применения НДС, предусмотренный ст.13 Закона N 118-ФЗ.

Таким образом, реализация товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам Республики Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь осуществляется по ценам, увеличенным на сумму НДС, за исключением товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от налогообложения) на территории Российской Федерации. Поэтому реализация в Республику Беларусь продукции СМИ, не облагаемой НДС в Российской Федерации, этим налогом не облагалась.

В период применения льготы по НДС для СМИ у специализированных организаций неоднократно возникали вопросы о применении этой льготы в отношении продукции СМИ образовательного характера, ввозимой на территорию Российской Федерации, в рамках Флорентийского соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и хозяйственного характера от 22 ноября 1950 г. Данное Соглашение предусматривает невзимание таможенных пошлин или других сборов при импорте материалов просветительного, научного и культурного характера в случае, если аналогичные товары освобождены от налогообложения при реализации в государстве - участнике Соглашения.

В частности, это касалось вопроса о правомерности обложения НДС научной литературы, ввозимой на территорию Российской Федерации для библиотек или научных центров.

Как уже упоминалось выше, согласно ст.2 Закона N 118-ФЗ льгота по НДС в отношении продукции средств массовой информации и книжной продукции, предусмотренная пп."э" п.1 ст.5 Закона N 1992-1, действовала до 1 января 2002 г. В связи с этим от НДС были освобождены обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции.

Согласно ст.146 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2001 г., ввоз товаров (включая печатные издания) на таможенную территорию Российской Федерации является объектом обложения НДС.

При этом согласно пп.5 п.1 ст.150 НК РФ освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию Российской Федерации всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов. Других льгот по НДС при ввозе на территорию Российской Федерации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, налоговым законодательством не предусмотрено.

Согласно ст.15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договора, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законодательством, подлежат ратификации в форме федеральных законов. Указанное Соглашение Российской Федерацией в установленном порядке не ратифицировано.

Поэтому применять положения Флорентийского соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г., в отношении научной литературы, ввозимой в Российскую Федерацию, являющуюся участником Соглашения, в данном случае неправомерно.

Учитывая вышеизложенное, освобождать российские библиотеки и информационные центры от уплаты НДС при ввозе научной литературы на территорию Российской Федерации оснований не имеется.

Федеральным законом от 28.12.2001 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 179-ФЗ) с 1 января 2002 г. установлена пониженная ставка НДС в размере 10% на отдельные виды продукции средств массовой информации.

Так, согласно данному Федеральному закону с 1 января 2002 г. ставка НДС в размере 10% применяется при реализации:

  • периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
  • учебной и научной книжной продукции.

Кроме того, ставка НДС в размере 10% применяется по ряду услуг, связанных с вышеназванной продукцией СМИ (периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, учебной и научной книжной продукции), а именно:

  • услуги по экспедированию и доставке данной продукции;
  • редакционные и издательские услуги, связанные с производством данной продукции;
  • услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
  • услуги по оформлению и исполнению договора подписки периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера. При этом если в договоре подписки предусмотрена доставка периодического печатного издания до подписчика, то такая услуга по доставке также облагается НДС по ставке в размере 10%.

Следует отметить, что в целях налогообложения НДС в Законе N 179-ФЗ предусмотрено определение периодического печатного издания, согласно которому под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень или иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

В целях налогообложения НДС в данном Законе дано определение периодического печатного издания рекламного характера, под которым понимаются периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера периодического печатного издания.

Согласно ст.3 Закона N 179-ФЗ его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г. При этом пониженная ставка НДС в размере 10% на вышеперечисленные услуги действует ограниченный период времени, а именно в течение 2002 г. (с 1 января 2002 г. до 1 января 2003 г.).

Принимая во внимание, что в 2001 г. реализация продукции средств массовой информации (кроме изданий рекламного или эротического характера) не подлежала обложению НДС, ст.3 Закона N 179-ФЗ предусмотрена норма, согласно которой суммы авансовых платежей, полученные организациями в 2001 г. в счет реализации периодических печатных изданий через подписку на 2002 г., НДС не облагаются.

Следует обратить внимание, что в связи с принятием вышеназванного Закона МНС России по согласованию с Минфином России подготовило Письмо от 08.01.2002 N ШС-6-03/6@ "О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию".

Согласно вышеназванному Письму МНС России при реализации с 1 января 2002 г. перечисленных в данном Законе товаров и услуг, в том числе периодических печатных изданий через подписку на 2002 г., применяется ставка НДС в размере 10%.

Таким образом, при реализации периодических печатных изданий через подписку, суммы авансовых платежей по которой поступили в 2001 г., с 1 января 2002 г. также следует применять установленные ставки НДС.

В данном Письме помещены указания относительно продукции средств массовой информации (товаров, работ, услуг), не облагаемой НДС в 2001 г. и отгруженной до 31 декабря 2001 г.

Так, продукция средств массовой информации и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, а также перечисленные в пп.1 ст.5 Закона N 1992-1 и оказанные (выполненные) услуги (работы) до 31 декабря 2001 г. (включительно) освобождаются от НДС в соответствии с пп."э" п.1 ст.5 вышеназванного Закона.

Согласно сложившейся практике действие косвенных налогов (в том числе НДС) определяется моментом отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В связи с этим в соответствии с вышеназванным Письмом МНС России оплата, поступающая после 31 декабря 2001 г. продавцам этих товаров (работ, услуг), отгруженных по 31 декабря 2001 г. включительно, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не включается.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 27 июня 2003 г. Дело N А08-6087/02-16“

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Белгороду на Решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.02.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 29.04.2003 по делу N А08-6087/02-16,

ЗАО “Новая волна“ обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с требованием о признании недействительным Решения от 03.07.2001 N 3123-3/3-1031ДСП Инспекции МНС РФ по г. Белгороду.

Инспекцией МНС РФ по г. Белгороду также заявлено в суд требование о взыскании с общества налоговых санкций в сумме 67322 руб.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.02.2003 требование ЗАО “Новая волна“ удовлетворено в полном объеме. Требование налоговой инспекции оставлено без удовлетворения.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 29.04.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Как видно из материалов дела, ЗАО “Новая волна“ 04.03.99 зарегистрировано в качестве средства массовой информации (радиопрограммы) в Центрально-Черноземном региональном управлении регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации, о чем выдано соответствующее свидетельство N В 1675. Кроме того, общество является лицензиатом деятельности по оказанию услуг абонентской связи (лицензия от 09.09.99 N 12932).

На основании разрешения от 20.05.99 N 14 Комиссии по телевидению и радиовещанию администрации Белгородской области, обществом производилось вещание радиопрограмм на территории г. Белгорода и Белгородской области до получения им лицензии от 09.09.99 А 012466 N 12932 Госкомитета РФ по телекоммуникациям.

Инспекцией МНС РФ по г. Белгороду проведена выездная проверка ЗАО “Новая волна“ за 2000 год по налогу на добавленную стоимость, в ходе которой установлено неправомерное применение обществом льготы по налогу на добавленную стоимость и исчисленной по действующей ставке в размере 20 процентов от оборота по реализации оказанных услуг по размещению рекламы, что повлекло занижение налогооблагаемой базы и неуплату налога.

По результатам проверки принято Решение от 03.07.2001 N 3123-3/3-1031ДСП в котором содержится вывод о необоснованном использовании обществом льготы по НДС при реализации услуг, квалифицированных инспекцией как реализация услуг по рекламе при осуществлении

радиовещания в эфир программ радиостанции “ИТ ФМ“ на территории Белгородской области с размещением во временных интересах радиопрограмм рекламы. Общество не включало в облагаемый налогом оборот выручку в сумме 1729272 руб., поступившую от рекламодателей, что привело к неуплате названного налога. Вследствие применения льготы общество относило на себестоимость суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, в результате чего произошло также занижение налога на прибыль.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.

Рассматривая спор по настоящему делу, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.

Согласно пп. “э“ п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость“ от уплаты данного налога освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации, кроме продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера.

Названные понятия раскрываются в Законе Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-1 “О средствах массовой информации“, Федеральном законе от 01.12.95 N 191-ФЗ “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации“ и Федеральном законе от 18.07.95 N 108-ФЗ “О рекламе“.

Продукцией средств массовой информации признается отдельный выпуск программы. Производство и выпуск программ осуществляют редакции средств массовой информации.

Реализация этой продукции осуществляется путем ее распространения, т.е. трансляцией программ (вещанием).

Под средством массовой информации рекламного характера понимается средство массовой информации, в котором реклама превышает 40 процентов объема отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах - 25 процентов объема вещания.

Рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому лицу, товарам, идеям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Доказательств обоснованности отнесения ЗАО “Новая волна“ к средству массовой информации рекламного характера налоговым органом в суд не представлено, а следовательно, правовых оснований для принятия решения о доначислении обществу налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2001 года и санкций у налогового органа не имелось.

Непризнание налоговым органом льготы общества по налогу на добавленную стоимость могло быть обосновано тем, что оно распространяло продукцию средств массовой информации, связанную с рекламой, превышающей 25 процентов объема вещания, и эротикой, либо распространяло продукцию средств массовой информации, не имея на то законных оснований. Однако такие обстоятельства инспекцией не устанавливались.

При таких условиях доначисление НДС в сумме 117595 руб. и налога на прибыль в сумме 219016 руб. за 2000 г. ЗАО “Новая волна“, а равно и привлечение к ответственности за неполную уплату налогов по п. 1 ст. 122 НК РФ произведены незаконно. Этим же решением ЗАО доначислен налог на рекламу в сумме 49387 руб. Однако из представленных документов видно, что обществом правильно исчислен и уплачен налог в сумме 86464 руб.

В данном случае в решении допущена ошибка, что подтверждено представителем налогового органа.

Доводы кассационной жалобы о неправомерности применения льготы по налогу не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку они являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, где им дана надлежащая юридическая оценка.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.02.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 22.04.2003 по делу N А08-6087/02-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»
Фото Анатолия Обелянц, ИА «Клерк.Ру»

В ходе проведения промо-акций на выставках и иных мероприятиях в рекламных целях неопределенному кругу лиц (потенциальным покупателям) бесплатно раздаются материалы, которые имеют признаки товара и раздаются изготовленные организацией каталоги, брошюры, буклеты, не отвечающие признакам товара. Какой порядок начисления НДС при раздаче рекламной продукции, которая не отвечает признакам товара?

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе.

При этом в силу подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.

Следует отметить, что указанная норма НК РФ всегда представлялась нам несколько «экономически не обоснованной», поскольку она предусматривает самостоятельное налогообложение операции, которая в качестве расходов на рекламу формирует стоимость (себестоимость) готового продукта и в составе этой стоимости при реализации данного продукта снова облагается НДС.

С нашей точки зрения, такая модель налогообложения не соответствует п. 3 ст. 3 НК РФ, согласно которому налоги должны иметь экономическое основание.

Вместе с тем, норма существует, и применять ее так или иначе приходится всем налогоплательщикам, осуществляющим рекламные расходы в виде распространения материалов, содержащих информацию о предмете рекламирования.

Однако в 2014 году Пленум ВАС РФ затронул проблему применения подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ в п. 12 своего Постановления от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее – Постановление Пленума № 33), указав, что не является объектом налогообложения по НДС распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве (напомним, что согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации).

По нашему мнению, ВАС РФ своим выводом попытался сформулировать идею о том, что если то или иное имущество приобретается, или заказывается, или изготавливается организацией не для целей реализации как таковой, а исключительно для целей рекламного распространения (хотя, строго говоря, «распространение», будучи безвозмездной передачей, тоже относится к реализации), то к такому распространению вообще не применяются нормы подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, то есть передача рекламных материалов не относится ни к облагаемым, ни к необлагаемым операциям. Такая передача вообще не является объектом налогообложения, поскольку по сути своей это не реализация и не безвозмездная передача, а операция, осуществляемая налогоплательщиком «для собственных нужд», в своих интересах – «являющаяся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж» (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 33).

И, если квалифицировать распространение рекламных материалов именно как «передачу для собственных нужд» (хоть и третьим лицам), то здесь было бы уместно применять норму подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, согласно которой передача для собственных нужд не облагается НДС, если расходы на такую передачу принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль.

Исходя из такой логики операции по распространению среди неограниченного круга лиц рекламных материалов следует учитывать так же, как и любые другие «производственные» расходы, которые сами по себе не облагаются и не могут облагаться НДС (но не потому, что это необлагаемая операция, а потому, что это вообще не реализация).

Аналогичная точка зрения в отношении рекламных материалов «нетоварного» характера была высказана Минфином РФ в письмах от 19.09.2014 № 03-07-11/46938, от 23.10.2014 № 03-07-11/53626:

Вместе с тем Минфин РФ придерживается противоположной позиции. В частности, в упомянутых письмах он указывает следующее:

При этом, по нашему мнению, организация имеет право применить налоговые вычеты сумм НДС, предъявленных при приобретении такой продукции. Однако данная позиция о правомерности налоговых вычетов может потребовать своей защиты, в том числе в судебном порядке.

В отношении рисков организации при включении предъявленных поставщиками сумм НДС в стоимость рекламной печатной продукции отметим следующее.

Как было отмечено выше, по нашему мнению, распространение рекламной продукции «нетоварного» характера (брошюры, каталоги и т.п.) является обычной хозяйственной операцией для собственных производственных нужд организации, поэтому не является для целей НДС ни облагаемой, ни необлагаемой операцией – вообще не является реализацией. Соответственно, предъявленные контрагентами суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в общеустановленном порядке, без применения правил ст. 170 НК РФ о включении их в стоимость приобретенных товаров.

Минфин же придерживается другого мнения, возражая против вычетов по таким расходам и, как мы понимаем, подразумевая включение «входного» НДС именно в стоимость приобретаемой рекламно-печатной продукции.

Однако нельзя полагать с полной уверенностью, что налоговый инспектор, проводящий проверку, будет руководствоваться именно этой позицией финансового ведомства, а не той, которую мы изложили выше и считаем правильной.

Соответственно, приходится констатировать, что риск налогового спора имеется при любых действиях организации: и при применении налоговых вычетов (спор по НДС), и при включении «входного» НДС в стоимость рекламных материалов (спор по налогу на прибыль).

Арбитражная практика по данному вопросу к настоящему моменту не сложилась. Вместе с тем полагаем, что с большими налоговыми рисками сопряжено именно применение вычетов по рекламной «печатной» продукции, а не учет «входного» НДС в их стоимости, поскольку в суммовом выражении налоговые поступления в бюджет при применении вычетов меньше, чем при учете такого НДС в составе расходов по налогу на прибыль.

Читайте также: