Обложению ндс банками подлежат

Опубликовано: 09.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Банки

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет. Это размещение обычно сопровождается множеством сопутствующих услуг по предоставлению кредитов, по каждой из которых банк взимает отдельную комиссию. При решении вопроса о налогообложении НДС тех или иных услуг, связанных с кредитованием, кредитная организация должна учитывать потенциальные налоговые риски и перспективу отстаивания своей позиции в суде.

В силу ст. 34.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Письмом Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116 определены должностные лица, уполномоченные излагать официальную позицию министерства в указанных письменных разъяснениях. Это министр финансов РФ, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

Таким образом, вышеуказанные письма Минфина России, подписанные заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулиным, выпущены в соответствии с положениями ст. 34.2 НК РФ и подписаны должностным лицом, уполномоченным письменно излагать официальную позицию Минфина России по вопросам налогообложения.

Так, на основании разъяснений Минфина России подлежат обложению НДС доходы банков в виде комиссий за оказание услуг по подготовке документов при оформлении кредита, сбору документов, подготовке договоров и обеспечительной документации, подготовке заключений на выдачу кредита и иных аналогичных услуг, необходимых для принятия банком решения о предоставлении кредита.

Не подлежат обложению НДС комиссии, полученные банками за услуги по открытию и ведению ссудного счета, пролонгацию кредита, досрочное погашение кредита.

Кредитным организациям в целях минимизации налоговых рисков необходимо учитывать изложенную в разъяснениях позицию Минфина России при формировании учетной политики для целей налогообложения. Так, при осуществлении банковской операции кредитования к доходам, не подлежащим обложению НДС, относятся комиссии, полученные за:

— предоставление денежных средств при недостаточности или отсутствии денежных средств на банковском счете клиента (овердрафт);

— открытие и ведение ссудного счета;

— досрочное погашение кредита;

— открытие, поддержание кредитной линии и резервирование денежных средств;

— фактическую выдачу кредита (в том числе за выдачу кредита более определенной суммы);

— неиспользованный лимит кредитной линии.

К подлежащим обложению НДС доходам, полученным при осуществлении банковской операции по кредитованию, относятся комиссии за:

— рассмотрение кредитной заявки;

— подготовку документов при первичном оформлении кредита;

— сбор документов, необходимых для выдачи кредита;

— подготовку заключений на выдачу кредита;

— подготовку договоров и обеспечительной документации, в том числе составление договора залога;

— изменение параметров кредитования (кроме пролонгации);

— предоставление справки о наличии и состоянии ссудного счета по запросу клиента;

— предоставление расчета начисленных в истекшем месяце (ином периоде) процентов по запросу клиента;

— предоставление информации о кредитной истории, о ставке рефинансирования по запросу клиента.

По вопросу обложения НДС доходов банка в виде комиссий за оказание услуг по подготовке документов при оформлении кредита, сбору документов, подготовке договоров и обеспечительной документации, подготовке заключений на выдачу кредита и иных аналогичных услуг, необходимых для принятия банком решения о предоставлении кредита, Минфин России обосновывает свою позицию тем, что данные услуги могут не включаться в условия кредитного договора в соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса РФ и, соответственно, по этой причине не являются неотъемлемой частью банковской операции, освобождаемой от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

По нашему мнению, данная позиция Минфина России является весьма спорной. Кредитные организации как налогоплательщики вправе не согласиться с опубликованным разъяснением и отстаивать свою позицию, исходя из положений подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, на основании следующего.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся операции по размещению привлеченных банком денежных средств организаций и физических лиц от имени банка и за его счет.

В вышеуказанных разъяснениях Минфин России весьма узко трактует услуги, связанные с банковской операцией по кредитованию. Между тем размещение привлеченных банком денежных средств представляет собой не просто операцию по перечислению суммы кредита на счет заемщика, а целый комплекс мероприятий, осуществляемых банком при рассмотрении кредитной заявки потенциального заемщика. Это в первую очередь сбор комплекта документов для оценки кредитоспособности потенциального заемщика, комплексный анализ предоставленных им документов, оценка финансовой отчетности заемщика в целях определения его финансового состояния, а также степени риска невозврата предоставляемого кредита, документальное оформление результатов анализа и итогов рассмотрения кредитным комитетом, оценка юридических рисков, кредитных и обеспечительных договоров и т.д.

К этим мероприятиям следует также отнести мероприятия, направленные на обслуживание предоставленных кредитов: осуществление контроля за исполнением кредитного договора и связанных с ним соглашений, финансовым состоянием заемщика, получением процентов, анализ причин пролонгации кредита, создание/восстановление резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, изменение в процессе кредитования условий договора (например, изменение ставки, обеспечения) и др.

Кроме того, финансовые органы, уполномоченные давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, должны соблюдать нормы п. 1 ст. 4, подп. 8 и 9 п. 1 ст. 6 НК РФ, согласно которым уполномоченные органы не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Нормативно-правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если он изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует их в ином значении, иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Таким образом, понятие, состав и порядок осуществления операций по «размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет», не подлежащих налогообложению НДС, применяются исходя из положений и понятий Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и нормативных документов Банка России.

Понятие кредита (кредитного договора) определено ст. 819 ГК РФ, согласно которой по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты с нее.

При этом стороны вправе по своему усмотрению в кредитном договоре определить те или иные условия предоставления кредита, если только обязательное соблюдение последних не предписано нормами закона и иных нормативных правовых актов (ст. 421 ГК РФ).

Порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам, в том числе другим банкам, юридическим и физическим лицам, установлен Банком России в его Положении от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (далее — Положение Банка России № 54-П).

Пунктом 1.2 Положения Банка России № 54-П установлено, что «в целях настоящего Положения под размещением (предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и клиентом банка договора, составленного с учетом требований ГК РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” банк передает денежные средства на условиях платности, срочности и возвратности, а клиент банка осуществляет возврат полученных денежных средств в соответствии с условиями договора».

Также п. 1.7 Положения Банка России № 54-П установлено, что банк обязан разработать и утвердить документы, определяющие порядок и процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств, правила кредитования клиентов банка.

Таким образом, оказание кредитной организацией услуг, связанных с предоставлением кредита (подготовка документов для оформления кредита, сбор документов, подготовка заключения на выдачу кредита, подготовка договоров и обеспечительной документации), должно осуществляться в соответствии с утвержденными внутренними документами порядком и условиями предоставления денежных средств заемщику.

Условия предоставления и возврата кредита определяются договором между банком и заемщиком, в котором указываются сумма кредита (долга), процентная ставка по кредиту, а также виды и стоимость банковских услуг, сроки их выполнения, в том числе сроки платежей, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Позиция судебных органов по данному вопросу отражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2002 по делу № А56-12345/02. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что оказываемые банком услуги за сопровождение кредита являются банковскими, а перечень банковских операций, освобождаемых от обложения НДС, не является исчерпывающим.

На основании вышеизложенных обстоятельств можно сделать следующий вывод. Если кредитная организация оказала услуги заемщику, связанные с подготовкой документов для оформления кредита, сбором документов, подготовкой заключения на выдачу кредита, подготовкой договора и обеспечительной документации, на основании заключенного договора кредитования и утвержденного внутренними документами порядка кредитования, то данные услуги являются неотъемлемой частью банковской операции по размещению от имени банка и за его счет привлеченных денежных средств и не подлежат обложению НДС в строгом соответствии с нормами, понятиями и терминами подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, ГК РФ, Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Положения Банка России № 54-П.

При решении вопроса о налогообложении НДС операций, связанных с кредитованием, кредитная организация должна учитывать потенциальные налоговые риски и перспективу отстаивания своей позиции в судебном порядке.

Автор - ООО «СОЛИД-АРТ», ведущий налоговый консультант

На практике специалисты часто сталкиваются со спорными ситуациями, связанными с исчислением и уплатой НДС. И далеко не всегда, чтобы разобраться в них, достаточно обратиться к Налоговому кодексу. Мы собрали и проанализировали некоторые подобные случаи, учитывая мнения Минфина, ФНС и судебных органов.

Отступные при досрочном расторжении договора аренды

Рассмотрим такую ситуацию. Арендатор и арендодатель заключили договор аренды на три года. По истечении полугода арендатор захотел досрочно расторгнуть договор аренды и в качестве компенсации предложил арендодателю отступные в размере миллиона рублей. Следует ли арендодателю с суммы отступных начислить к уплате в бюджет НДС?

Минфин РФ в письме от 18.08.2014 № 03-07-11/41194 придерживается позиции, что суммы отступных, полученные арендодателем от арендатора в случае отказа арендатора от аренды торговых площадей, не облагаются НДС. Поскольку в налоговую базу по НДС включаются денежные средства, полученные в качестве оплаты реализованных налогоплательщиком товаров, работ и услуг (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Соответственно денежные средства, не связанные с реализацией товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются.


Разные ситуации исчисления НДС при аренде рассмотрены в курсе «НДС для практиков»

Передача неотделимых улучшений арендованного имущества

Суды считают, что передача неотделимых улучшений от арендатора арендодателю безусловно облагается НДС. Они расценивают неотделимые улучшения частью неделимой вещи арендодателя, а не собственности арендатора. В частности, в том случае, если по условиям договора аренды имущества стоимость произведенных неотделимых улучшений по истечении срока аренды или после прекращения сроков действия договоров не возмещается (Определение ВАС РФ от 05.08.2013 № ВАС-10058/13).

Президиум ВАС РФ в п. 26 Постановления от 30.05.2014 № 33 указал: если арендодатель компенсировал арендатору стоимость неотделимых улучшений, последний предъявляет ранее принятые им к вычету суммы налога арендодателю и вправе заявить НДС к вычету (ст. 171 НК РФ).

По материалам одного из дел компания арендовала помещение, в котором с согласия арендодателя произвела устройство перегородок, полов, подвесного потолка, сантехнические работы, монтаж потолка, окон, монтаж системы противопожарной сигнализации, реконструкцию системы вентиляции. По окончании срока аренды стороны оценили произведенные улучшения более чем в 9 млн рублей. Из них более 6 млн рублей — затраты на неотделимые улучшения. При этом по условиям соглашения о расторжении договора арендодатель обязуется компенсировать арендатору полную стоимость улучшений.

Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с выводами инспекторов о необходимости начислить НДС. Однако ВАС РФ отметил, что арендатор фактически передает неотделимые улучшения в собственность арендодателя и имеет право на возмещение стоимости этих улучшений в случае, если такое возмещение предусмотрено договором аренды.

Передаваемые неотделимые улучшения имеют стоимостную и физическую характеристики. Стороны определили их остаточную стоимость, которую арендодатель перечислил арендатору. Следовательно, их передача является реализацией и облагается НДС. Таким образом, суды приходят к выводу, что при возврате арендованного имущества НДС начисляется как при обычной реализации. Смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского от 30.05.2014 по делу № А45-12766/2013; Поволжского от 26.06.2012 по делу № А65-12909/2011 и Московского от 25.06.2009 по делу № КА-А40/4798-09 округов.

Обеспечение сотрудников питанием

Когда обеспечение сотрудников бесплатным питанием — это обязанность работодателя согласно трудовому законодательству, например при наличии вредных или опасных условий труда, НДС не начисляется.

Когда питание работников предусмотрено коллективным договором, а его стоимость удерживается из заработной платы, такая операция облагается НДС в общем порядке. При этом суммы НДС, предъявленные поставщиками работодателю при приобретении этих продуктов питания, подлежат вычету в порядке, предусмотренном ст. 171 и 172 НК РФ (письмо Минфина от 16.10.2014 № 03-07-15/52270).

При реализации товаров в кредит суммы процентов, которые получает продавец за предоставление отсрочки оплаты покупателю, не облагаются НДС. Например, единица товара стоит 1 000 рублей, покупатель заплатит 1 100 рублей, где 100 рублей — плата за кредит, с которых продавец не уплачивает НДС.

Реализация товаров в рассрочку на условиях коммерческого кредита

Согласно ст. 823 ГК РФ к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты. При реализации товаров в рассрочку на условиях коммерческого кредита суммы процентов, которые получены продавцом от покупателя, в налоговую базу по НДС не включаются.

Рассмотрим эту ситуацию на примере. Продавец отгружает товар в феврале 2016 года, а покупатель заплатит за него только в декабре 2016 года. Такая процедура признается коммерческим кредитом. Допустим, единица товара стоит 1 000 рублей. В результате покупатель заплатит не 1 000, а 1 100 рублей: 1 000 — за товар, 100 — за кредит. С 1 000 рублей продавец должен уплатить НДС, а вот со 100 рублей не должен.

Минфин в своем письме от 30.12.2014 № 03-07-05/68784 комментирует эту ситуацию следующим образом. Проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, в том числе суммами аванса, предварительной оплаты, являются платой за пользование денежными средствами. На основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ проценты по займам освобождены от НДС.

Поэтому суммы процентов, которые продавец получает от покупателя за предоставление отсрочки оплаты на условиях коммерческого кредита, не включаются в налоговую базу по НДС и не облагаются этим налогом. Такой же позиции придерживались ранее Верховный и Высший арбитражный суды РФ (Постановление Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998).

Раздача рекламных каталогов и брошюр

В п. 3 пп. 25 ст. 149 НК РФ сказано, что передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, не облагаются НДС. Будет ли облагаться НДС рекламная продукция, стоимость единицы которой превышает 100 рублей и составляет, к примеру, 1 000 рублей?

Минфин в своем письме от 23.10.2014 № 03-07-11/53626 разъяснил данную ситуацию так. Каталоги, рекламные брошюры не отвечают признакам товара, потому что никакой ценности для покупателей они не имеют. Поэтому и облагаться НДС они не должны независимо от величины расходов на приобретение (создание) этих каталогов и брошюр.

Неустойки за просрочку обязательств по договору

Суммы неустойки за просрочку исполнения обязательств, которые компания получает от своих контрагентов по договору, как правило, не облагаются НДС. Минфин в своем письме от 30.10.2014 № 03-03-06/1/54946 разъяснил, что обязанность учитывать в доходах суммы неустойки на дату признания контрагента должником возникает у организации только в том случае, если размер этих санкций установлен договором (ст. 331 ГК РФ и ст. 317 НК РФ). В противном случае такой обязанности у организации нет.

Неустойка может признаваться в доходах на основании двухстороннего акта, подписанного сторонами (соглашения о расторжении договора, акта сверки и т. п.), письма должника, а также иного документа, который подтверждает факт нарушения обязательства и позволяет определить размер суммы, признанной должником.

Кроме того, Минфин России указал, что самостоятельным основанием, которое свидетельствует о признании должником обязанности по уплате неустойки, является полная или частичная фактическая уплата кредитору соответствующих сумм. В этом случае фактически уплаченные должником суммы организация также должна включить в состав внереализационных доходов. Внереализационными доходами являются все поступления, не связанные с операциями реализации.


Порядок признания внереализационных доходов рассмотрен на курсе «Налог на прибыль для бухгалтеров».

По вопросу уплаты НДС с сумм, которые получены организацией от контрагента за нарушение условий договора, предусматривающего поставку товаров (работ, услуг), финансовое ведомство отметило следующее. Если неустойка представляет собой ответственность за просрочку исполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг), то причитающиеся суммы не связаны с оплатой товаров (работ, услуг) по смыслу ст. 162 НК РФ и, следовательно, НДС не облагаются. Этот вывод подтвержден Постановлением Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07.

В то же время если полученные суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки, по существу не являются неустойкой, обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании ст. 162 НК РФ.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 25.08.2016 года

Организацией была оказана услуга, не подлежащая налогообложению, поименованная в пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ. Организация предоставляет в пользование своим работникам жилые помещения и в составе оплаты, полученной от них, выделяет сумму НДС. Если организация данную операцию облагает НДС и уплачивает, является ли это нарушением и наступают ли какие-либо штрафные санкции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация, осуществляющая операции по реализации услуг по предоставлению в пользование физическим лицам квартир и жилых домов (коттеджей) по договорам найма, обязана по таким операциям применять освобождение от налогообложения НДС.

В НК РФ не предусмотрено ответственности за неприменение налоговой льготы в случае, когда ее обязательное применение обусловлено специальными нормами НК РФ.

В настоящее время вопрос обложения НДС услуг по предоставлению мест в общежитиях не имеет окончательного решения.

Обоснование вывода:

Согласно ст. 671 ГК РФ предоставление собственником жилого помещения или управомоченным им лицом (наймодателем) другой стороне (нанимателю) жилого помещения за плату во владение и пользование для проживания в нем осуществляется на основе договора найма жилого помещения.

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Следовательно, в рамках нормы пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ плата за пользование жилым помещением по договорам найма (плата за наем) освобождается от налогообложения НДС (смотрите также письма Минфина России от 01.08.2016 N 03-07-11/44922, от 15.06.2016 N 03-07-11/34799, от 14.03.2011 N 03-07-05/02, от 25.10.2013 N 03-07-11/45082)*(1).

На основании общей нормы п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик имеет право на отказ от использования льготы либо на приостановление ее использования на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ (дополнительно смотрите п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Однако в приведённых обстоятельствах возникает необходимость рассмотрения нормы специальной, которая предусмотрена главой 21 НК РФ, и в силу этого обладающей приоритетом перед нормой общей.

Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта.

В связи с этим налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 2 ст. 149 НК РФ, не вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. Аналогичный вывод сделан в письмах Минфина России от 14.03.2011 N 03-07-05/02, УФНС России по г. Москве от 16.05.2007 N 19-11/045476, УФНС России по Новгородской области от 28.12.2010 N 2.6-20/10695 (вопрос 11).

Таким образом, организация, осуществляющая операции по реализации услуг по предоставлению в пользование физическим лицам квартир и жилых домов (коттеджей) по договорам найма, обязана по таким операциям применять освобождение от налогообложения НДС.

Кроме того, данная точка зрения представлена в судебной практике. В п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 говорится, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.

То есть положения пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не связывают возможность применения освобождения от налогообложения НДС операций по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности:

- с фактом соблюдения норм гражданского и жилищного законодательства;

- с категорией лиц, в пользование которым передается жилое помещение;

- с целевым назначением таких операций.

Например, в письме Минфина России от 21.10.2011 N 03-07-07/63 говорится, что подлежат освобождению от налогообложения НДС операции по предоставлению жилого помещения в рамках договора финансовой аренды (лизинга).

Ответственность за неприменение льготы по НДС, которая должна применяться в силу п. 2 ст. 149 НК РФ

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения выступает налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) (п.п. 1 и 2 ст. 114 НК РФ).

Основанием для привлечения лица к налоговой ответственности является совершение им деяния, содержащего признаки состава налогового правонарушения (ст. 106, п. 1 ст. 107, п. 3 ст. 108 НК РФ).

Перечень налоговых правонарушений, за которые НК РФ установлена ответственность, является исчерпывающим. Организации и физические лица отвечают:

- за налоговые правонарушения, совершенные ими в качестве налогоплательщиков (ст. 106, 116, п. 1 ст. 119, ст. 119.1, 120, 122, п. 1 ст. 126, ст. 129.2, 129.3, 129.4 НК РФ);

- за налоговые правонарушения, совершенные ими в качестве налоговых агентов (ст. 123 НК РФ);

- за неисполнение и других возложенных на них обязанностей (ст. 106, п. 2 ст. 119, ст. 119.2, 122.1, п. 2 ст. 126, ст. 128, 129, глава 18 НК РФ).

В НК РФ не предусмотрено ответственности за совершение правонарушения, связанного с неприменением льготы в случае, когда ее обязательное применение обусловлено специальными нормами НК РФ*(1). Следовательно, ответственность в виде денежных взысканий (штрафов) не наступает.

Предоставление мест в общежитиях

В настоящее время вопрос обложения НДС услуг по предоставлению мест в общежитиях не имеет окончательного решения.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, и жилые помещения в общежитиях. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (п. 1 ст. 94 ЖК РФ).

Несмотря на это Минфин России в письмах от 22.08.2012 N 03-07-07/88, от 18.06.2010 N 03-07-07/37, ссылаясь на ст. 16 ЖК РФ, а также на ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, в соответствии с которой с 1 января 2004 года, с введением в действие пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, была отменена ранее действующая норма, где было прямо указано, что реализация услуг по предоставлению жилья в общежитиях освобождается от обложения НДС, сделал вывод о том, что с 1 января 2004 года освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению мест в общежитиях НК РФ не предусмотрено. То есть в случае оказания услуг по предоставлению в пользование части комнаты в общежитии освобождение от налогообложения НДС не применяется.

Аналогичная позиция высказывалась контролирующими органами и ранее (смотрите, например, письма Минфина России от 19.12.2005 N 03-04-15/116, ФНС России от 25.01.2006 N ММ-6-03/62@, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068676, от 11.12.2008 N 19-11/115219, от 24.05.2007 N 19-11/048190).

При этом судебные органы в своих решениях поддерживают налогоплательщиков, считая освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению жилплощади в общежитиях правомерным.

Так, например, и ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 03.03.2008 N Ф08-743/2008-251А указал, что операции по реализации услуг по предоставлению в пользование койко-мест в жилых помещениях общежитий подлежали освобождению от обложения НДС как до 1 января, так и после 1 января 2004 года.

В свою очередь, ФАС Поволжского округа в постановлении от 03.02.2009 N А55-9273/2008 отметил, что довод налогового органа о том, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению жилья в общежитиях отменено с 1 января 2004 года, не основан на нормах налогового законодательства, поскольку, исключив из нормы, действовавшей до вступления в силу пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, абзац, касающийся предоставления в пользование жилых помещений в общежитиях, законодатель устранил дублирование смысла данной статьи в отношении жилых помещений специализированного жилищного фонда, так как "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в общежитиях" являются составляющей понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности", каких-либо оговорок НК РФ в этой части не содержит. К аналогичным выводам пришел и ФАС Северо-Западного округа в постановлениях от 10.11.2008 N А05-6146/2008, от 01.08.2008 N А05-151/2008. Данная правовая позиция подтверждена и выводами ВАС РФ (смотрите, например, определения от 30.09.2008 N 12638/08, от 29.07.2008 N 9219/08, от 16.06.2008 N 7507/08, от 11.06.2008 N 6191/08, от 24.03.2008 N 3271/08).

Как следует из постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 N 07АП-9059/14, постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.02.2016 N Ф04-13050/14 по делу N А67-1002/2014 (определением Верховного Суда РФ от 29.04.2016 N 304-КГ16-4547 отказано в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации), налоговые органы, отказывая в предоставлении вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от подрядных организаций при строительстве студенческого общежития, тем самым косвенно подтвердили согласие с тем, что операции по сдаче койко-мест в общежитиях не облагаются НДС. Но нужно подчеркнуть, что это мнение было использовано налоговиками в контексте предоставления налоговых вычетов. Поэтому говорить об изменении их позиции полагаем преждевременным.

Таким образом, при решении вопроса обложения НДС услуг по предоставлению койко-мест в общежитиях организации необходимо учесть, что данный вопрос в настоящий момент окончательно не урегулирован.

К сведению:

Организация, которая осуществляет операции по реализации услуг по предоставлению в пользование физическим лицам квартир и жилых домов (коттеджей) по договорам найма, на основании п. 4 ст. 149 НК РФ должна вести раздельный учет данных операций и операций, подлежащих обложению НДС, также сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) (п. 4 ст. 149 НК РФ, абзац пятый п. 4 ст. 170 НК РФ). Смотрите также материалы:

- Вопрос: Нужно ли вести раздельный учет НДС, если, реализуя отходы черных металлов, образовавшиеся в процессе обработки металла, организация выставляет покупателю НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2015 г.) (если организация осуществляет операции, указанные в п. 2 ст. 149 НК РФ, у нее появляется обязанность вести раздельный учет вне зависимости от того, начисляет она или нет на стоимость этих отходов НДС);

- постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.2016 N Ф07-4538/16 по делу N А56-15345/2015 (о связи заявленных к вычету сумм НДС с реализацией товара, операции по реализации которого освобождены от обложения НДС).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Мельникова Елена

*(1) В том случае, когда льгота не была оформлена документально, это фактически означает, что сумма налога является уплаченной ошибочно. В этом случае может идти речь о возможности произведения перерасчёта обязательств с заказчиком и налоговых обязательств по НДС.

Елизавета Кобрина

Раздельный учет НДС в 2021 году

Правило 5 % по НДС в 2021 году

Приобретенные товары, работы, услуги и имущественные права (далее — товары) вы можете использовать в облагаемых или не облагаемых операциях. Если в вашей компании есть сразу два вида, надо вести раздельный учет: отдельно учитывать товары, которые облагаются НДС, и отдельно те, которые не облагаются. Аналогично поступать с входным налогом.

От того, для каких операций используются товары, зависит и способ учета входящего налога:

  1. Если товары куплены только для облагаемых операций — весь входной налог примите к вычету.
  2. Если товары куплены для не облагаемых операций — весь входной налог включите в стоимость товаров и спишите в расходы.
  3. Если товары используются в обоих типах одновременно — входной НДС распределите пропорционально долям каждого типа операций. Соответствующие доли налога примите к вычету или спишите в расходы.

Если у вас случай № 3, то входящий налог придется распределять почти всегда. Исключение — выполнение правила 5 процентов в отчетном квартале.

Правило 5 % — что это такое и как работает

Выполнение правила 5 процентов — единственное причина, которая разрешает не распределять НДС по товарам, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых операциях.

Но раздельный учет операций все равно нужен. Именно он поможет понять, какая сумма налога к каким операциям относится. Если его не вести, налоговая может восстановить весь входной НДС. Тогда появится недоимка, на которую начислять штрафы и пени.

Что такое правило 5 %

Суть правила: входной НДС, который поставщики предъявили вам в течение квартала по товарам для облагаемых и необлагаемых операций, можно полностью принять к вычету, если доля расходов на покупку товаров для необлагаемых налогом операций не превышает 5 % (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Помните, что правило работает именно для НДС с товаров, которые приобретены для использования в обоих типах операций. Даже если правило выполняется, оно не будет действовать в отношении товаров, которые заведомо куплены для использования только одном виде операций.

Это правило работает только так и не может применяться при обратной ситуации — когда доля расходов на покупку товаров для облагаемых операций не превышает 5 %. В этом случае налог нельзя будет полностью принять к вычету и нельзя будет полностью списать в расходы. Придется распределять его в стандартном порядке.

Правило 5% в учетной политике

Также не забудьте зафиксировать в учетной политике возможность применять правило 5 %, порядок распределения общехозяйственных расходов и порядок учета расходов. Для этого подойдут предложенные формулировки.

    Использование правила «пяти процентов» (в части деятельности, облагаемой налогами в рамках ОСНО

«ООО ______ применяет правило пяти процентов, установленное п. 4 ст. 170 НК РФ, и не распределяет входящий налог, саккумулированный на счете 19-р, в кварталах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализация которых не облагается НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Суммы «входного» НДС, учтенные на субсчете 19-р в соответствующем квартале, подлежат вычету в полном объеме в соответствии с порядком, установленным в ст. 172 НК РФ».
Порядок ведения учета расходов в целях применения правила пяти процентов

«В целях применения правила пяти процентов организация ведет учет расходов на специальных субсчетах, открываемых к счетам учета расходов»

«Организация ведет учет расходов в специальном налоговом регистре по НДС, форма которого приведена в Приложении N 10 к настоящему Положению об учетной политике».
Распределение общехозяйственных расходов

«Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле поступление от необлагаемых операций в общих поступлениях от продаж»

«Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле прямых расходов по необлагаемым НДС операциям в общей сумме прямых расходов по всем операциям, связанным с реализацией».

Как проверить выполнение правила

Чтобы проверить, соблюдено ли правило, нужно посчитать долю расходов на необлагаемые операции. Формула — простая пропорция:

Доля расходов осв = Р осв / Р общ × 100 %, где:

  • Доля расходов осв — доля расходов на покупку, производство или продажу товаров, продажи которых освобождены от обложения налогом;
  • Р осв — расходы на покупку, производство или продажу товаров, реализация которых освобождена от налогообложения;
  • Р общ — общие расходы на покупку, производство или продажу за отчетный квартал.

Включайте в расчеты и прямые, и косвенные расходы. В сумму расходов из необлагаемой НДС деятельности также включайте соответствующую часть общехозяйственных расходов. Методику расчета можно разработать самим (Письмо Минфина от 03.07.2017 № 03-07-11/41701).

Если показатель «Доля расходов осв» равен 5 % или меньше, правило выполняется.

Пример. Когда можно не распределять НДС

ООО «Забота» за квартал купило товары для разных видов операций на следующие суммы:

  • 480 000 рублей (в т.ч. НДС — 80 000 рублей) — стоимость товаров для обоих типов операций.
  • 30 000 рублей (в т. ч. НДС — 5 000 рублей) — стоимость товаров для необлагаемых операций.

Объем реализации в облагаемых операциях составил 870 000 рублей (в т. ч. НДС — 145 000 рублей), в необлагаемых операциях — 210 000 рублей.

Посчитаем долю операций, освобожденных от налогообложения:

210 000 рублей / (870 000 — 145 000 + 210 000) × 100 % = 22,5 %.

Чтобы понять, надо ли распределять НДС в сумме 80 000 рублей с товаров, приобретенных для обоих типов операций, надо посчитать долю расходов на реализацию освобожденных от НДС товаров в общей сумме расходов.

Например, общая сумма прямых расходов, которые списаны на проданные товары, составила 540 000 рублей. Из них 522 000 рублей на реализацию облагаемых НДС товаров, 18 000 рублей — на реализацию освобожденных товаров.

Общехозяйственные расходы, списанные на реализованные товары, составили 240 000 рублей. Их нужно распределить пропорционально прямым расходом в соответствии с методом, утвержденным в учетной политике. Например так:

  • На продукцию, облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 522 000 рублей / 540 000 рублей = 232 000 рублей.
  • На продукцию, не облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 18 000 рублей / 540 000 рублей = 8 000 рублей.

Итак, общая сумма расходов на реализацию составила 780 000 рублей (540 000 + 240 000).

Доля расходов на продажу не облагаемой НДС продукции:

(18 000 рублей + 8 000 рублей) / 780 000 рублей × 100 % =3,33%.

У нас получилось, что в ООО «Забота» доля расходов на продажу необлагаемой продукции оказалась меньше 5 %. Отсюда следует, что входящий НДС (80 000 рублей) по товарам, приобретенным одновременно для обоих типов операций, можно не распределять, а принять к вычету в полном размере.

Что делать, если правило не выполняется

Если вы не выполнили правило 5%, распределяйте НДС. Так получится узнать, сколько принять к вычету, а сколько отнести в расходы. Делайте распределение в конце квартала, в котором получили имущество, работы, услуги.

Для начала нужно посчитать долю операций, не облагаемых налогом, в общем объеме операций. Для этого подходит формула:

Доля = СТ осв / СТ общ × 100 %, где:

  • СТ осв — стоимость отгруженных в отчетном периоде товаров, которые освобождены от НДС;
  • СТ общ — общая стоимость отгруженных в отчетном периоде товаров.

Затем посчитайте НДС, который нельзя принять к вычету, и нужно учесть в расходах:

НДС нв = НДС вх × Доля, где:

  • НДС вх — общая сумма входного НДС от поставщиков;
  • Доля — доля операций, не облагаемых налогом, рассчитанная на предыдущем шаге.

Затем посчитайте сумму налога к вычету по формуле:

НДС выч = НДС вх — НДС нв.

Все показатели для расчета нам уже известны из предыдущих шагов.

В расчете пропорции не учитывайте поступления, которые не являются вашей выручкой. Например, дивиденды, проценты от вкладов, выплаты по ценным бумагам. По некоторым операциям есть свои особенности определения доходов для пропорции. О них мы рассказывали в статье «Раздельный учет НДС».

Банки останавливают сомнительные переводы компаний, блокируют счета и заносят компании в черный список. Так бывает, когда они подозревают компании в обналичивании нечестных денег. Почитайте об этом в других наших статьях:

Центробанк выпустил новые методические указания для банков. Теперь они касаются НДС. Рассказываем, чем это грозит компаниям и какие требования надо соблюдать, чтобы не попасть под подозрение банков.

Анастасия

Что случилось

Появились новые методические рекомендации для банков. Они касаются компаний, которые платят НДС.

Компании платят НДС на общей системе налогообложения с товаров, которые продают. А НДС по платежам поставщикам они могут зачесть. Это называется вычетом НДС. Как правильно зачесть НДС, описывает Налоговый кодекс.

ООО «Ромашка» покупает запчасти у ООО «Тюльпан» и продает их ООО «Лютик».

«Ромашка» покупает запчасти по 350 рублей, вместе с НДС 18%. НДС составляет 53,39 рублей.

«Лютик» платит 500 рублей за запчасть, в НДС 18%. Эти деньги приходят на счет «Ромашке». НДС составляет 76,27 рублей.

«Ромашка» должна заплатить в налоговую по НДС: 76,27 − 53,39 = 22,88 рублей.

Некоторые компании устраивают с НДС налоговые схемы. Например, есть транзитная компания, она не торгует реальными товарами и не предоставляет услуги. Она нужна, чтобы переводить через себя деньги. Компания получает платежи с НДС, а отправляет деньги ИП без НДС, а те выводят себе наличные деньги. Сама компания налоги не платит.

Налоговая считает такие схемы незаконными. Новые методические рекомендации касаются таких и похожих ситуаций.

Что будут делать банки

Банки будут проверять переводы клиентов и выявлять компании, которые специально занижают налог по НДС. Вот какие операции выглядят подозрительно:

  • деньги пришли на счет с НДС, а оплата идет компаниям, которые работают без НДС;
  • 70% входящих платежей проходит с НДС, а исходящих платежей с НДС менее — 30%;
  • платежи уходят на счета Почты России, частным лицам на банковские карты, платежным агентам и на виртуальные кошельки, на счета туристических компаний.

Новые требования не означают, что компаниям теперь запрещено получать деньги на счет с НДС, а отправлять партнерам без НДС. В этом не обязательно злой умысел, чтобы уйти от налогов. У компании может быть такая особенность бизнеса. И никто не запрещает ей так работать и дальше.

Главное — соблюдать требования по оплате НДС. У НДС есть ставки 0%, 10% и 18%. Компании работают по одной ставке или сразу по нескольким. Значит, НДС должен составлять 10% или 18% от от дебетового оборота в объеме приобретения продукции, если она работает по одной из ставок, или от 10% до 18%, если работает по двум.

На кого банки будут обращать внимание

Банки не будут подозревать каждую компанию, у которой 70% входящих платежей с НДС, а исходящих с НДС — меньше 30%. Они будут оценивать сферу деятельности, размер компании, ее налоговую нагрузку, особенности платежа и только потом делать выводы.

По статистике чаще всего компании занижают НДС в таких сферах:

  • сельское хозяйство,
  • торговля лесом,
  • экспорт зерна и рыбы,
  • оптовая торговля зерном, лесом, строительными материалами, семенами и кормами для животных, рыбой, ракообразными, моллюсками, устрицами, металлическим ломом;
  • грузовые перевозки,
  • предоставление персонала;
  • строительство;
  • торговля драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями, их ломом.

Банки более внимательно следят за такими компаниями.

Чем грозит

Если у банка появятся подозрения, что компания специально занижает НДС, он может попросить у компании подтверждающие документы: договоры с партнерами, налоговые декларации, счета-фактуры, акты. Банк будет проверять документы, а если сомнения не исчезнут, попросит разъяснения.

Если клиент откажется предоставить документы или они покажутся недостоверными, банк может отказать в переводе и закрыть счет. Банк возобновит платежи, когда клиент докажет, что платит налоги правильно.

Как действовать

Банки могут остановить любой перевод и попросить по нему подтверждения. Вот как можно себя обезопасить:

  • считать, сколько платите по НДС от своего оборота. Должно быть 10% от дебетового оборота в объеме приобретения продукции, если работаете по ставке 10%, и 18%, если по ставке 18%;
  • сохранять все документы, которые подтверждают, что вы работаете с настоящими поставщиками и клиентами: договоры, счета-фактуры, акты;
  • если банк остановил перевод, как можно скорее предоставить ему подтверждающие документы. Ругаться или молчать не поможет. Банк обязан проверять переводы, поэтому запрашивает информацию. Как только поймет, что перевод не вызывает сомнения, можно будет продолжить операции по счету.

Самое главное для банка, что компания платит на уровне средней налоговой нагрузки в своей сфере, а значит — работает честно.

Продакт-плейсмент

Еще один способ обезопасить себя — подключить услугу «Белый бизнес». Сервис рассчитывает риски, которые описаны в 115-ФЗ:

  • считает налоговую нагрузку и предлагает доплатить налоги, если их не хватает;
  • проверяет репутацию партнеров и предупреждает, если переводить платеж партнеру рискованно;
  • оценивает скорость ухода денег со счета.

Всего 17 критериев. Сервис показывает уровень риска и дает рекомендации, как его снизить. Это помогает вести бизнес непрерывно: узнать о рисках не когда счет уже заблокирован, а когда это только потенциальная опасность. Подключить сервис могут клиенты любых банков.

Читайте также: