Облагаются ли ндс работы и услуги в рамках государственного муниципального задания

Опубликовано: 09.05.2024

Бюджетное учреждение получило из федерального бюджета субсидию на выполнение государственного задания. Облагается ли НДС полученная субсидия? Где отражается в декларации по НДС сумма субсидии? Учитывается ли субсидия при исчислении 5% порога? На эти вопросы мы попросили ответить экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елену Хмелькову и Ольгу Монако.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений" (далее - Закон № 239-ФЗ) пункт 2 статьи 146 НК РФ дополнен подпунктом 4.1, вступившим в силу с 1 января 2012 года (п. 2 ст. 6 Закона № 239-ФЗ).
Согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Таким образом, полученные бюджетным учреждением субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания с 1 января 2012 года не облагаются НДС (письмо ФНС России от 07.10.2011 № АС-4-3/16572@).

Раздельный учет в целях исчисления НДС
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 149 НК РФ и пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции, подлежащие и не подлежащие обложению (освобождаемые от налогообложения) НДС, обязан вести раздельный учет и таких операций, и сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам).
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), приведены в статьи 149 НК РФ.

Необходимо отметить, что Налоговый кодекс РФ прямо предусматривает ведение раздельного учета облагаемых операций и операций, не подлежащих обложению (освобождаемые от налогообложения).

Вместе с тем, согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ, выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, относится к категории операций, "не признаваемых объектом налогообложения НДС".

К сожалению, официальных разъяснений в отношении раздельного учета НДС при получении бюджетным учреждением субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания, а также выполнении работ (оказании услуг) им в рамках указанного задания найти не удалось.

Применительно к операциям, не признаваемым объектом обложения по НДС согласно пункту 2 статьи 146 НК РФ, Управление МНС по г. Москве в письме от 18.11.2004 № 24-11/74588 указало на необходимость раздельного учета сумм НДС, предъявленных продавцами, если эти товары (работы, услуги) используются в деятельности, как являющейся, так и не являющейся объектом налогообложения.

Минфин России в письме от 29.12.2007 № 03-07-13/1-29 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 06.03.2008 № 03-1-03/761) указал, что на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (в том числе в связи с осуществлением работ, местом реализации которых территория РФ не признается).

В письмах Минфина России от 25.03.2012 № 03-07-08/92, от 19.01.2012 № 03-07-08/07 разъяснено, что если в течение налогового периода наряду с операциями, не подлежащими налогообложению, в связи с тем, что они не являются объектами обложения НДС, осуществлялись операции, подлежащие налогообложению, и расходы на операции, не являющиеся объектом налогообложения, составили менее 5%, раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость, на основании положений пункта 4 статьи 170 НК РФ, может не производиться.

Судебная практика также свидетельствует о необходимости ведения раздельного учета НДС при осуществлении операций, не признаваемых объектами налогообложения, наряду с осуществлением операций, подлежащих налогообложению.

Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 05.07.2011 № 1407/11 указал, что предусмотренное пунктом 4 статьи 170 НК РФ правило ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) касается случаев, когда налогоплательщик осуществляет одновременно как облагаемые, так и не облагаемые налогом (исключенные из налогообложения) операции по любым основаниям, предусмотренным главой 21 НК РФ. Иное толкование пункта 4 статьи 170 НК РФ не согласуется с изложенным в пункте 2 этой статьи общим порядком отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Аналогичный вывод представлен в определении ВАС РФ от 15.02.2010 № ВАС-15830/09, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2012 № Ф07-931/11 по делу № А42-7307/2010, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 № 13АП-21536/11.

Таким образом, разъяснения уполномоченных органов и судебная практика свидетельствуют о необходимости ведения раздельного учета НДС в случае осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения, наряду с операциями, облагаемыми НДС.

Согласно абзацу 9 пункта 4 статьи 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не применять положения пункта 4 статьи 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Таким образом, бюджетному учреждению следует учитывать субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания при ведении раздельного учета НДС в соответствии со статьей 170 НК РФ. Соответственно, расходы, связанные с выполнением работ (оказание услуг) бюджетным учреждением в рамках государственного задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из бюджета бюджетной системы РФ, учитываются при расчете 5-процентного порога, установленного абзацем 9 пункта 4 статьи 170 НК РФ.

Декларация по НДС
Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - Декларация) и Порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
В разделе 7 Декларации отражаются:
- операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения);
- операции, не признаваемые объектом налогообложения;
- операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
- суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.

В соответствии с абзацем 5 пункта 3 Порядка в случае, если налогоплательщики в соответствующем налоговом периоде осуществляют только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), ими заполняются титульный лист, разделы 1 и 7 Декларации. При этом в строках раздела 1 Декларации ставятся прочерки.

Если же учреждение осуществляет одновременно облагаемые и необлагаемые операции, дополнительно к обычно заполняемым разделам Декларации добавляется раздел 7. Информация этого раздела является справочной. На сумму налога, которую надо перечислить в бюджет (возместить из бюджета), данные этого раздела не влияют.

В графе 1 по строке 010 раздела 7 Декларации отражаются коды операций в соответствии с приложением № 1 к Порядку (п. 44.2 Порядка).

Вместе с тем Раздел I "Операции, не признаваемые объектом налогообложения" Перечня кодов не предусматривает нормы подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ.

ФНС России в письме от 21.11.2011 № ЕД-4-3/19361@ рекомендовала до внесения соответствующих изменений в приложение № 1 к Порядку отражать в разделе 7 Декларации операции, предусмотренные в подпункте 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ, под кодом 1010816. Вместе с тем ФНС России отметила, что не является нарушением использование налогоплательщиками кода 1010800 до момента официального установления кода 1010816.

В соответствии с положениями пункта 44.2 Порядка при отражении в графе 1 по строке 010 операций, не признаваемых объектом налогообложения, под соответствующим кодом операции налогоплательщиком заполняются показатели в графе 2 по строке 010. При этом показатели в графах 3 и 4 по строке 010 не заполняются (в указанных графах ставится прочерк).

В соответствии с пунктом 44.3 Порядка в графе 2 строки 010 раздела 7 Декларации отражается стоимость товаров (работ, услуг), которые не признаются объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ. В рассматриваемой ситуации в указанной графе отражается сумма полученной бюджетным учреждением субсидии.

Письмо Минфина России

от 20.04.2020 № 09-07-07/31689

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 24.04.2020

Дата изменения: 24.04.2020

Прикрепленный файл: pdf, 1005.82 кБ

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями федеральных органов исполнительной власти (далее – орган- учредитель) об использовании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными им санаторно-курортными учреждениями (далее – государственное задание, учреждения) сообщает.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – субсидия на выполнение государственного задания), субсидий, предоставленных в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с уставами указанных учреждений.

В соответствии с положениями пункта 15 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых является субсидия на выполнение государственного задания, а также средства, поступающие этим учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, если иное не установлено федеральным законом.

При этом проведение кассовых операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям.

Использование средств субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с направлениями, установленными в плане финансово-хозяйственной деятельности, составляемом и утверждаемом бюджетным и автономным учреждением (далее – план финансово-хозяйственной деятельности) в порядке, установленном органом - учредителем, в соответствии с Требованиями к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2018 № 186н (далее – Требования № 186н).

В соответствии с положениями пункта 8 Требований № 186н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на сновании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат.

Пунктом 44 Требований № 186н установлено, что расчеты расходов, связанных с выполнением учреждением государственного задания могут осуществляться с превышением нормативных затрат, определенных в соответствии с Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640.

Аналогичные положения установлены в отношении автономных учреждений положениями статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме того, положениями Требований № 186н не установлена обязанность учреждения детализировать показатели по выплатам, включенные в план финансово-хозяйственной деятельности, по источникам финансового обеспечения обязательств, если указанное требование не установлено органом - учредителем.

Учитывая изложенное, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, средства субсидии на выполнение государственного задания могут быть направлены, в том числе на выплату заработной платы сотрудников учреждений, а также на оплату иных обязательств, в случае если соответствующие направления расходов установлены планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.


В последнее время законодательство, регламентирующее налоговый учет учреждений, получающих бюджетное финансирование, было значительно изменено. Уже почти два года такие организации обязаны вести систему налогового учета, аналогичную той, что ведут коммерческие организации. Рассмотрим взаимозависимость статуса учреждения и возможность получения налогооблагаемого дохода, а также особенности налогового учета казенных учреждений.

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. При этом операции с бюджетными средствами производятся через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. 2 и 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ)). Казенное учреждение может быть наделено правом осуществления предпринимательской деятельности, если это предусмотрено учредительным документом.

Что касается приносящей доход деятельности, п. 3 ст. 161 БК РФ предусмотрено право казенного учреждения осуществлять такую деятельность, но только в случае, если это закреплено в учредительных документах.

При этом доходы, полученные казенными учреждениями от оказания платных услуг, подлежат перечислению в бюджет, так как они относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 41 БК РФ).

В свою очередь в НК РФ предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом под услугой следует понимать результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги. Например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки (письмо ФНС России от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15432@).

Стоит обратить внимание на п. 2 письма Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040, в котором отмечается, что доходы казенных учреждений, получаемые ими при осуществлении деятельности, определенной уставом учреждения, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 251 НК РФ.

Нормы подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, как следует из Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», разработанных на основании поручения Правительства РФ от 16.10.2010 № СС-П16-7135, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. Таким образом, не все услуги, предусмотренные учредительным документом, могут быть отнесены к государственным (муниципальным); соответственно, в некоторых ситуациях казенные учреждения будут являться плательщиками налога на прибыль.

В целях исчисления НДС необходимо обратить внимание на подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. Выполнение работ, оказание услуг казенными учреждениями, включая услуги по предоставлению на территории РФ в аренду государственного (муниципального) имущества, не признаются объектом обложения НДС (письмо Минфина России от 19.08.2013 № 03-03-05/33760).

Например, отсутствуют основания для обложения НДС услуг по предоставлению в пользование на платной основе парковок (парковочных мест) на территории объектов единого парковочного пространства, оказываемых государственным казенным учреждением (письмо ФНС России от 01.08.2013 № ЕД-4-3/13952).

Однако операции по реализации нефинансовых активов, продовольственных и непродовольственных товаров, а также имущественных прав, осуществляемые казенными учреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 19.08.2013 № 03-03-05/33760, от 16.08.2013 № 03-03-05/33508).

При осуществлении операций, освобожденных от налогообложения в соответствии с п. 1–3 ст. 149 НК РФ, учреждения НДС не уплачивают. Например, реализация по договору купли-продажи недвижимого имущества (здания) физическому лицу управлением муниципального имущества администрации муниципального образования облагается НДС, так как данная операция не соответствует положению подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. В этой ситуации НДС уплачивает орган местного самоуправления, осуществляющий операции по реализации такого имущества (письмо Минфина России от 27.07.2012 № 03-07-11/198).

А вот услуга, оказываемая федеральным казенным учреждением по передаче в безвозмездное пользование профсоюзной организации находящегося в оперативном управлении имущества (нежилых помещений), не является объектом обложения НДС (письмо Минфина России от 08.02.2013 № 03-07-11/3086).

Отметим немаловажный момент: так как операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не признаются объектом обложения НДС, счета-фактуры при осуществлении данных операций казенными учреждениями не составляются (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). При этом стоит обратить внимание, что в договорах сумма НДС не указывается. Если же учреждение все-таки выставило счет-фактуру с НДС, то у него возникает обязанность по уплате НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). И даже в этом случае права на вычет у покупателя по такому счету-фактуре не возникает.

Налог на прибыль

Перечислим доход, с которого казенное учреждение обязано рассчитывать и уплачивать налог на прибыль:

  • суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению (п. 3 ст. 250 НК РФ);
  • суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств (п. 3 ст. 250 НК РФ);
  • суммы арендной платы за предоставление в пользование имущества и лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности (п. 4 и 5 ст. 250 НК РФ);
  • суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученные учреждением безвозмездно (кроме исключений, предусмотренных ст. 251 НК РФ) (п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 12.08.2013 № 03-03-10/32649);
  • суммы пожертвований, использованные не по назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ);
  • стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ) (п. 13 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 08.08.2013 № 03-03-06/4/32160, от 17.07.2013 № 03-03-05/27903);
  • суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования имущества в связи с наступлением страхового случая (письмо Минфина России от 17.07.2013 № 03-03-05/27903);
  • суммы компенсаций понесенных расходов в связи с исполнением Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», полученные от военных комиссариатов (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
  • суммы денежных средств, полученные от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг (письмо Минфина России от 28.08.2013 № 03-03-06/4/35325);
  • суммы денежных средств, полученные по договору социального найма в счет платы за содержание, ремонт и наем жилого помещения (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
  • суммы денежных средств, полученные в качестве возмещения расходов по уплате госпошлины и судебных издержек (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-03-05/33508);
  • стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (п. 20 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 07.08.2013 № 03-03-05/31863, от 14.02.2012 № 03-03-05/11);
  • стоимость реализованного государственного (муниципального) имущества (письмо Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040).

Казенное учреждение не вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ).

Налоговые декларации

Мы определили, что казенные учреждения в ряде случаев являются плательщиками налога на прибыль, вследствие чего они обязаны представлять декларации по налогу на прибыль в ИФНС России. Но возникает вопрос о необходимости подачи декларации при отсутствии доходов, подлежащих налогообложению. Обратимся к нормам налогового законодательства.

Пунктом 1 ст. 246 НК РФ установлено, что российские организации признаются плательщиками налога на прибыль, при этом отсутствуют какие-либо преференции для казенных учреждений. В силу п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Однако из этого правила есть исключение. Некоммерческие организации (а казенное учреждение является некоммерческой организацией), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). Таким образом, если у учреждения возникает налогооблагаемый доход, оно обязано представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке, однако если не возникает налогооблагаемого дохода и даже в случае, когда предпринимательская деятельность не предусмотрена правоустанавливающими документами, декларация в налоговые органы должна быть представлена.

При этом в Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07 декларации по налогу на прибыль) не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений (письмо УФНС России по г. Москве от 19.09.2012 № 16-15/088342@).

Аналогично декларации по налогу на прибыль казенные учреждения обязаны представлять декларации по НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Если казенное учреждение выполняет работы (оказывает услуги) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, которые не признаются объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ), такие операции подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н. В данном разделе учреждение вправе заполнить гр. 1 и 2 стр. 010 (письмо ФНС России от 21.11.2011 № ЕД-4-3/19361@).

В следующем номере читайте про налоговый учет бюджетных и автономных учреждений.

Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 191-ФЗ освободил от НДС государственные и муниципальные услуги в социальной сфере, оказываемые в рамках государственного или муниципального социального заказа. Рассмотрим подробно.

Субсидия на выполнение госзадания

Субсидии на выполнение государственного задания — это бюджетные средства, выделенные учреждениям на обеспечение основных целей финансово-хозяйственной деятельности.

За счет такого финансирования бюджетные учреждения, в частности, проводят госзакупки.

Основной документ – это соглашение о предоставлении субсидии. К нему в обязательном порядке готовится график перечисления субсидии на выполнение государственного задания, и в дальнейшем все средства направляются в соответствии с этим документом.

Включаются ли субсидии, выделяемые бюджетному учреждению на цели, связанные с выполнением государственного задания, в базу по налогу на добавленную стоимость?

Услуги казенных учреждений и НДС

В соответствии с пп. 4.1. п. 2 ст. 146 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

То есть статья 146 освобождает от НДС услуги бюджетных учреждений в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которых являются госсубсидии.

Освобождены от НДС социальные услуги негосударственных организаций

В отношении государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для организаций иной организационно-правовой формы сейчас такого освобождения от НДС нет.

Поэтому при оказании государственных и муниципальных услуг в социальной сфере негосударственные организации находятся в заведомо неравных условиях с государственными (муниципальными) учреждениями.

В связи с этим комментируемый закон дополняет пункт 2 статьи 149 Налогового кодекса новым подпунктом. Он освобождает от НДС государственные и муниципальные услуги, оказанные в соответствии с соглашениями о государственном (муниципальном) заказе на оказание услуг в социальной сфере.

Как отмечают чиновники: «это позволит создать равные условия налогообложения при оказании таких услуг для госучреждений и негосударственных социально-ориентированных организаций».

Закон вступает в силу с 1 октября 2020 года.


Федеральный закон
№ 191-ФЗ от 13.07.2020

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 149 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ (МУНИЦИПАЛЬНОМ) СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ"

Принят
Государственной Думой
7 июля 2020 года

Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2020 года

Внести в пункт 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 53, ст. 5015; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 2; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3524; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3130; 2006, № 10, ст. 1065; № 31, ст. 3436; № 45, ст. 4628; № 50, ст. 5279; 2007, № 23, ст. 2691; № 31, ст. 3991; № 45, ст. 5417; 2008, № 30, ст. 3616; № 48, ст. 5504, 5519; № 52, ст. 6237; 2009, № 29, ст. 3598; № 48, ст. 5731, 5737; № 51, ст. 6155; № 52, ст. 6455; 2010, № 25, ст. 3070; № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 45, ст. 5756; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 7; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4583, 4593; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6731; № 49, ст. 7014; № 50, ст. 7359; 2012, № 31, ст. 4334; № 53, ст. 7596, 7619; 2013, № 23, ст. 2889; № 30, ст. 4031, 4048; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6985; 2014, № 23, ст. 2938; № 48, ст. 6647; 2015, № 1, ст. 17, 32; № 48, ст. 6684, 6692; 2016, № 23, ст. 3298; № 26, ст. 3856; № 27, ст. 4175; № 49, ст. 6844; 2017, № 1, ст. 4; № 11, ст. 1534; № 30, ст. 4441; № 45, ст. 6579; № 47, ст. 6842; № 49, ст. 7307, 7315, 7318; 2018, № 1, ст. 50; № 18, ст. 2565, 2568; № 24, ст. 3410; № 45, ст. 6847; № 49, ст. 7496; № 53, ст. 8419; 2019, № 16, ст. 1826; № 30, ст. 4112, 4113, 4114; 2020, № 13, ст. 1857) изменение, дополнив его подпунктом 37 следующего содержания:

"37) государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, оказываемых в соответствии с соглашениями, заключенными по результатам отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (за исключением соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания).".

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

Государственное задание нужно для обеспечения должного качества услуг, упрощения контроля над выполнением предписаний. Актуально оно для бюджетных и автономных структур.

Предоставление услуг бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, осуществляется на основании государственного (муниципального) задания, формируемого для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг. На финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета.
Каковы особенности финансового обеспечения выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями?

Цели формирования задания

Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса. Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти. Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:

  • Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
  • Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
  • Улучшение функций учреждения.
  • Сокращение ненужных трат.
  • Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.

Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности. Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат. В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.

ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.

Формирование государственного задания

Госзадание создается учредителем. Это может быть также местная администрация. Эти органы занимаются разработкой следующих аспектов:

  • Порядком создания задания.
  • Ведомственными перечнями оказываемых услуг.
  • Требованиями к установлению нормативов.

Задание формируется на год. Расчет трат определяется учредителем. И расчет, и задания должны быть согласованы с учредителем. Нормы трат утверждаются на период, на который дан закон о бюджете.

Какой порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания?

Структура госзадания

Содержание документа определяется статьей 69.2 БК РФ. Рассмотрим структуру задания:

  • Критерии для оценки качества и объема исполняемых услуг.
  • Порядок контроля реализации положений документа.
  • Требования к отчетности.
  • Категории потребителей, которые пользуются услугами.
  • Порядок предоставления услуг.
  • Тарифы на платные услуги.

Порядок создания госзадания установлен Постановлением Правительства №671.

Финансирование по госзаданию

На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Размер их определяется исходя из этих факторов:

  • Нормативные расходы на оказание услуг, прописанных в госзадании.
  • Нормативные расходы на содержание недвижимости, а также ценного движимого имущества.

Субсидии начисляются на основании договора между фирмой и учредителем. В данном документе указываются эти пункты:

  • Сроки финансирования.
  • Суммы субсидий.
  • Периодичность начислений.

Для обоснования размера субсидий можно использовать нормативные траты. Последние отражают фактические материальные и трудовые затраты на исполнение госзадания. Нормативные траты включают в себя расходы по следующим направлениям:

  • Материалы и сырье.
  • Зарплата сотрудникам.
  • Оказание дополнительных услуг.

Определяет размер финансирования учредитель на основании данных, предоставленных учреждением: перечень трат, сведения о стоимости услуг. Если учредитель доверит эту работу представителям самого учреждения, расчеты будут признаны незаконными.

Если у учреждения есть обособленное подразделение, финансирование осуществляется по правовому акту структуры. Этот правовой акт должен быть согласован с учредителем.

Контроль над выполнением госзадания

ВАЖНО! Образец заполнения отчета о выполнении государственного задания (ф. 0506501) (для бюджетного учреждения) от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Ответственность за проверку исполнения госзадания возложена на учредителя. Он имеет право установить сроки предоставления отчетности для получения всей полноты сведений о выполнении заданий. Если будут обнаружены нарушения, учредитель может принять меры по отношению к руководителю. Также он имеет право изменить показатели госзадания.

Внесение изменений в госзадание

В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились. После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г. В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:

  1. Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
  2. Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
  3. Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.

ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.

Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:

  • Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
  • Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
  • Возникла необходимость в экономии из-за закупок.

ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.

Что будет, если госзадание не выполнено?

18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:

  • Вынесение предупреждения.
  • Штраф от 100 до 1 000 рублей.
  • Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.

Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:

  • Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
  • Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.

Ответственность за неисполнение установлена ФЗ №118 от 07.06.17 г. На основании этого нормативного акта КоАП РФ был дополнен статьей 15.15.5.1.

Читайте также: