Облагается ли ндс предрейсовый осмотр водителей

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 августа 2017 г. N 03-07-07/51370 Об освобождении от НДС медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам, оказываемых автотранспортным предприятием

В связи с письмом по вопросу об освобождении от налога на добавленную стоимость медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам, оказываемых автотранспортным предприятием, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 утвержден Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).

Перечнем предусмотрены, в том числе услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

Согласно пункту 6 статьи 149 Кодекса перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность включена в перечень лицензируемых видов деятельности.

Согласно приказу Минздрава России от 11 марта 2013 г. N 121н пунктом 7 "Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказание медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" предусмотрено выполнение работ (оказание услуг) по предварительным, периодическим и профилактическим медицинским осмотрам, а также медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Таким образом, услуги по медицинским осмотрам, предусмотренные в вышеназванном приказе Минздрава России, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании нормы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, при наличии у налогоплательщика соответствующей лицензии.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Приказом Минздрава России от 11 марта 2013 г. N 121н предусмотрено выполнение работ (оказание услуг) по предварительным, периодическим и профилактическим медицинским осмотрам, а также по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Разъяснено, что услуги по таким медосмотрам не облагаются НДС при наличии у налогоплательщика соответствующей лицензии.

ВОПРОС: Каков порядок обложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость (НДС) услуг по осуществлению доврачебной медицинской помощи, а частности предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам?

ОТВЕТ: Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры направлены на оказание населению услуг в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, а согласно п. 1 Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 г. № 132 (далее – Постановление № 132), от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.

Услуги по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств относятся к услугам по экспертизе в здравоохранении согласно разделу D 20.02 Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минздравсоцразвитием РФ 12.07.2004 г.

Поскольку проведение экспертизы в соответствии с Постановлением № 132 освобождено от налогообложения, услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодека РФ (НК РФ).

Следует также отметить, что Федеральным законом № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с учетом последующих изменений и дополнений), медицинская деятельность включена в перечень лицензируемых видов деятельности. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 г. № 323 в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, прилагаемым к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержден порядок, которым установлено, что с 01 июля 2007 года предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры отнесены к работам (услугам), выполняемым при осуществлении доврачебной медицинской помощи. Доврачебная помощь в Постановлении № 132 поименована.

Таким образом, с вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития РФ № 323 на услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется действие пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Что касается налога на прибыль, то следует отметить, что услуги по доврачебной медицинской помощи (предрейсовым, послерейсовым медицинским осмотрам) осуществляется в рамках приносящей доход деятельности и относится к платным медицинским услугам. Следовательно, эти услуги подлежат обложению налогом на прибыль в порядке, определенном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Согласно положениям ст. 252 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Аналитический отдел Управления ФНС России по КБР.

587 БЗ-ОСНОВА.jpg

Необходимость организации и проведения предварительных и периодических медосмотров работников закреплена трудовым законодательством (ст. 212, 213 ТК РФ), законодательством об охране здоровья (ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), другими законами и нормативными правовыми актами.

В настоящей статье сосредоточимся на проблеме предрейсовых медосмотров водителей, а именно на том, в каких случаях они действительно обязательны и какие риски несет работодатель, не обеспечивший их проведение.

Кого осматривать

Упомянутые выше ТК РФ и Федеральный закон № 323-ФЗ не содержат прямых указаний на обязанность проведения медосмотров именно водителей. В них включены лишь отсылочные нормы. Конкретику же находим в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». П. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 этого закона предусматривают, что в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства организации и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, проводят его обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Исключение сделано лишь для сотрудников, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Вторит закону Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (п. 6).

Обратите внимание на формулировку «работа в качестве водителя». У неё явно иной смысл нежели «управление транспортным средством». Ведь за рулем авто может сидеть лицо, не занимающее должность водителя, хотя и имеющее водительские права нужной категории. В этой формулировке и кроется ответ на наш вопрос – для кого предрейсовый медосмотр обязателен. Это те сотрудники, которые состоят с организацией или ИП в трудовых отношениях и работают либо в должности водителя, либо в должности с иным наименованием, но включающую водительские обязанности (т. е. те, для кого управление автомобилем является основной или сопутствующей трудовой функцией). Остальным работникам предрейсовый медосмотр не нужен. Не требуется он и тем, кто оказывает услуги экипажа по гражданско-правовому договору. На таких исполнителей не распространяется трудовое законодательство, нормы охраны труда, которые как раз и предусматривают проведение предрейсовых медосмотров.

Подкрепим утверждение примерами из судебной практики

Примечательно Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 № Ф10-863/2015 по делу № А35-7124/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 06.10.2015 № 310-КГ15-8439 отказано в передаче дела № А35-7124/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства). Суды не увидели нарушения в действиях организации, которая при эксплуатации транспортных средств не проводила предрейсовых медосмотров. Аргументами в её пользу сочли то, что водителей или лиц, выполняющих трудовую функцию водителя, в штате не имелось, автомобили использовались сотрудниками (менеджеры, руководители и др.) для передвижения при исполнении служебных обязанностей.

При аналогичных обстоятельствах Мосгорсуд приходил к таким же выводам (Апелляционное определение Мосгорсуда от 18.09.2018 по делу № 33а-6141, Апелляционное определение Мосгорсуда от 24.05.2019 по делу № 33а-2857/2019): в предрейсовых медосмотрах не нуждались менеджеры, медицинские представители, руководители, которым служебные авто были предоставлены с целью улучшения условий работы при исполнении служебных обязанностей; штатная единица «водитель» в штатном расписании организаций не значилась.

Если управление автомобилем не является обязанностью работника, автомобиль не является его рабочим местом, он сам определяет воспользоваться ли ему этим транспортным средством для служебной поездки или добраться иначе, то водителем такого сотрудника считать нельзя (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 № 33-9894, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2014 № 33-24668/2014). В то же время вуалирование водительских функций иным наименованием должности бесперспективно. Так, в штатном расписании организации имелась должность «торговый представитель», однако по существу в обязанности занимающих ее сотрудников входила автомобильная доставка грузов покупателям. В таких обстоятельствах их следовало рассматривать как водителей, в том числе, и применительно к вопросу о проведении предрейсовых медосмотров (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Добавим, что требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Для решения вопроса об обязательности предрейсового медосмотра не значимо, задействован водитель в перевозках грузов или пассажиров по стороннему заказу или для собственных нужд организации (п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).

А судьи кто

Требования о проведении предрейсовых медосмотров лежат в сфере трудового законодательства, законодательства об охране здоровья граждан и законодательства о безопасности дорожного движения.

Это обуславливает подходы к контролю.

Согласно КоАП РФ несоблюдение правил в интересующей нас области образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27.1 (ч.ч. 3, 5), ст. 11.32, ст. 12.31.1 (ч. 2).

Осуществлять контроль и возбуждать дела об административных правонарушениях по этим составам вправе в пределах своей компетенции сотрудники ГИБДД, инспекторы труда, должностные лица органов Росздравнадзора, Ространснадзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. ст. 23.3, 23.12, 23.36, 23.36.1, 28.1, 28.3 КоАП РФ).

Вмешательства иных органов в контроль закон не предполагает.

Так, налоговые органы не могут отказать в признании в целях налогообложения расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, только на том основании, что водители налогоплательщика не прошли обязательного предрейсового (или иного) медосмотра. Это факт при налоговом контроле не значим. Его выявление само по себе не позволяет поставить под сомнение ни совершение служебной поездки как таковой, ни экономическую оправданность расходов. Под обоснованными расходами ст. 252 НК РФ понимает экономически оправданные затраты. Произведены они должны быть для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Требования, которые лежат вне плоскости налоговых правоотношений, не могут приниматься в расчет при налоговом контроле (ст. 1 ТК РФ, п. 3 ст. 2 ГК РФ, ст. 54.1, п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, Минфин России в письме от 23.05.2013 № 03-03-06/1/18410 ответил на вопрос о возможности списания расходов на оплату сверхурочных работ сотрудников, которые отработали так более разрешенных 120 часов в год: нарушение работодателем норм трудового права не влечёт запрета на признание указанных расходов.

След на путевом листе

Не могут ли налоговые инспекторы посчитать расходы на служебный транспорт документально неподтверждёнными на том основании, что в путевых листах отсутствует отметка о предрейсовом медосмотре?

Ст. 252 НК РФ требует, чтобы расходы подкреплялись документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368 определяет состав и правила заполнения обязательных реквизитов путевых листов.

В их числе дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя и отметка «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», которые проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (пп. 2 п. 5, п. 15 Приложения к Приказу № 368).

Однако, во-первых, применение Приказа Минтранса № 368 обязательно далеко не для всех эксплуатантов автотранспорта. Дело в том, что издан он как подзаконный акт к Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (это указано в самом Приказе), а Устав регулирует только отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ (ст. 1). Если фирма или ИП не осуществляют деятельность по перевозке грузов или пассажиров и багажа, то и Устав им не указ, и Приказ также. Его положения можно игнорировать.

Во-вторых, если правила Приказа для бизнеса обязательны, то в пп. 2 п. 5 документа чётко оговорено, что отметка о предрейсовом медосмотре водителя проставляется лишь тогда, когда обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Даже в случаях, когда все условия сошлись, а необходимый медосмотр не проведён, не проставлена отметка на путевом листе, это может быть лишь сопутствующим, но не самодостаточным основанием для признания расходов налогоплательщика не оправданными и документально не подтвержденными (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2017 № Ф05-3463/2017 по делу № А40-78891/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 25.07.2017 № 305-КГ17-8890 отказано в передаче дела № А40-78891/16 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2017 № Ф09-472/17 по делу № А07-9734/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 31.05.2017 № 309-КГ17-5573 отказано в передаче дела № А07-9734/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.12.2018 № Ф03-5303/2018 по делу № А04-1346/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 27.03.2019 № 303-ЭС19-2398 отказано в передаче дела № А04-1346/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.11.2018 № Ф06-39461/2018 по делу № А12-48841/2017, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.2018 № Ф06-32863/2018 по делу № А12-26817/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 19.09.2018 № 306-КГ18-13685 отказано в передаче дела № А12-26817/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.11.2018 № Ф09-6766/18 по делу № А47-13446/2017 и др.).

Вопрос: Работник автотранспортного предприятия проводит предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей - работников предприятия. Для осуществления этой деятельности предприятию выдана лицензия.
Вправе ли автотранспортное предприятие применять освобождение от НДС при оказании сторонней организации услуг по предрейсовым осмотрам водителей?

Ответ: По нашему мнению, автотранспортное предприятие не имеет права на освобождение от НДС при реализации медицинских услуг по предрейсовым осмотрам сторонней организации, даже при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Обоснование: Не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. К медицинским услугам относятся, в частности, услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утверждаемому Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 (далее - Перечень) (пп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). В указанном Перечне поименованы услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы (п. 1 Перечня).
Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в указанной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") включена в перечень лицензируемых видов деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ).
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно Приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования). Пунктом 7 Требований установлено, что при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и экспертиз организуются и выполняются такие работы (услуги), как предрейсовые, послерейсовые и профилактические медицинские осмотры, а также медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Необходимо отметить, что Минфин России в своих Письмах от 14.10.2015 N 03-07-07/58775, от 10.08.2017 N 03-07-07/51370 указывает на то, что условием для освобождения от НДС реализации медицинских услуг является наличие действующей лицензии на указанные услуги, статус организации в данном случае значения не имеет.
ФНС России в своем Письме от 26.05.2017 N СД-4-3/9948@ согласилась с Минфином России, указав на то, что в соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) если в уставе организации указана медицинская деятельность, то при наличии лицензии на медицинскую деятельность реализация медицинских услуг освобождается от НДС.
Таким образом, следуя официальным разъяснениям Минфина России и ФНС России, на автотранспортное предприятие, имеющее лицензию на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, при оказании указанных услуг сторонней организации распространяются действия нормы пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Однако заметим, что в рассматриваемой норме в качестве налогоплательщиков поименованы только медицинские организации и индивидуальные предприниматели, ведущие медицинскую деятельность. По нашему мнению, в соответствии с буквальным толкованием нормы пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ для применения освобождения от НДС реализации медицинских услуг одной лицензии недостаточно, необходимо также иметь статус медицинской организации. В рамках рассматриваемой ситуации в качестве налогоплательщика выступает юридическое лицо, поэтому далее в консультации нормативные акты будут рассмотрены только с позиции юридических лиц.
В НК РФ не раскрыт термин "медицинская организация", однако институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Так, в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона N 323-ФЗ медицинской организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Что касается определения "автотранспортное предприятие", то в законодательстве Российской Федерации не содержится разъяснений по данному определению. В Модельном законе о транспортной деятельности, принятом в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29-8 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (далее - Модельный закон), под транспортным предприятием понимается юридическое лицо, занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа и почты, погрузке-разгрузке, хранению, портовому обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, созданное и действующее в соответствии с национальным законодательством (ст. 3 Модельного закона).
Вывод о том, что организация, основным видом деятельности которой не является медицинская деятельность, несмотря на наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, не может быть признана медицинской организацией, подтверждается и судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.04.2018 N Ф10-503/2018). Отметим, что в указанном Постановлении суда был рассмотрен иной спор, но в части определения статуса медицинской организации данный судебный акт актуален.
Таким образом, следуя буквальному толкованию вышеизложенных норм, по нашему мнению, автотранспортное предприятие не является медицинской организацией. Следовательно, даже при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности у автотранспортного предприятия услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, оказываемые им сторонней организации, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
Заметим также, что Письмо ФНС России от 26.05.2017 N СД-4-3/9948@ указывает на то, что согласно п. 11 ст. 2 Закона N 323-ФЗ его положения, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. Тот факт, что Закон N 323-ФЗ регулирует медицинскую деятельность юридических лиц, для которых указанный вид деятельности не является основным, по нашему мнению, не признает таких юридических лиц медицинскими организациями.
Дополнительно отметим, что письменные разъяснения Минфина России, предоставляемые, в частности, налогоплательщикам в соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ, не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию.
В соответствии с п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, и основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, образовавшейся у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения.
Однако в данном случае НДС необходимо будет доплатить в бюджет и, следовательно, скорректировать отчетность того периода, в котором будут оказаны описанные в запросе услуги.
Необходимо отметить, что в данном случае по сделке, в цене которой НДС ранее учтен не был, применить расчетный метод НДС будет неправомерно, так как в перечне случаев применения расчетной ставки, предусмотренном положениями НК РФ, ситуация, когда первоначально НДС в сделке не был выделен в связи с применением льготы, не предусмотрена (п. 4 ст. 164 НК РФ). Данная позиция также подтверждена ФНС России в Письме от 05.10.2016 N СД-4-3/18862@ и судебной практикой - в Постановлении ФАС Московского округа от 27.12.2012 по делу N А40-133513/10-129-398.
Таким образом, по нашему мнению, из буквального толкования пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что реализация автотранспортным предприятием медицинских услуг, осуществляемых на основании лицензии на ведение медицинской деятельности, облагается НДС в общеустановленном порядке. В случае если в рамках рассматриваемой ситуации автотранспортное предприятие воспользуется официальными разъяснениями Минфина России и реализует услугу по проведению медицинских осмотров сторонней организации с применением освобождения указанной реализации от обложения НДС, считаем, при проверке налоговым органом существует риск доначисления налога, что также приведет к необходимости представления уточненной налоговой декларации.

Т.В. Бардак
Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт"
Региональный информационный центр

Согласно Федерального закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые и послерейсовый медицинские осмотры водителей.

В данный вид осмотра входит обязательный контроль:

  • артериального давления,
  • пульса,
  • температуры тела,
  • проверка содержания паров алкоголя в выдыхаемом воздухе.

В ГБУЗ СО «Консультативно-диагностический центр города Южно-Сахалинска» Вы можете заключить договор на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей. Стоимость одного осмотра составляет 146 руб.( НДС не облагается согласно ст. №149 Налогового Кодекса РФ).

По вопросу заключения договора обращаться по телефону (4242) 43-31-54 (доб. 188).

div > .uk-panel'>" data-uk-grid-margin>

Вы можете




Мы в социальных сетях



Опрос мнения о диспансеризации

Информация о коронавирусе для граждан

asdaa

  • Диагностика инструментальная
    • УЗИ
    • Компьютерная томография
    • МРТ
  • Лаборатория
  • Консультации
    • Аллерголог
    • Гастроэнтеролог
    • Эндокринолог
    • Акушер-гинеколог
    • Кардиолог
    • Колопроктолог
    • Невролог
    • Ортопед-травматолог
    • Оториноларинголог
    • Офтальмолог
    • Ревматолог
    • Терапевт
    • Стоматолог
    • Уролог
    • Онколог (маммолог)
  • Справки
    • Справка на госслужбу
    • Справка на гостайну
    • Справка для учебы, работы
    • Кардиориск
    • Санаторно-курортная справка
    • Справка 733 прокуратура
    • Справка о медицинском освидетельствовании на должность судьи
    • Справка опека
    • Справка 500 следственные органы
  • Медосмотры
    • Предварительные и периодические медосмотры
    • Предрейсовые и послерейсовые осмотры
  • Программы
    • Здоровье делового мужчины
    • Здоровье деловой женщины
    • Здоровое сердце
    • Здоровые суставы


  • Консультативное
    • Аллерголог
    • Гастроэнтеролог
    • Эндокринолог
    • Акушер-гинеколог
    • Кардиолог
    • Колопроктолог
    • Невролог
    • Ортопед-травматолог
    • Оториноларинголог
    • Офтальмолог
    • Ревматолог
    • Терапевт
    • Зубной врач
    • Уролог
    • Консультация хирурга
    • Онколог (маммолог)
    • Ангионевролог
    • Нефролог
  • Центр лучевой диагностики
  • Лаборатория
  • Отделение ультразвуковой диагностики
  • Центр диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта
  • Дневной стационар
  • Центр мужского здоровья
  • Центр диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний
  • Поликлиника
  • Отделение функциональной диагностики

Your browser doesn't support this tag cloud

  • Консультации
  • Справки
  • ОМС
  • УЗИ
  • Медосмотры
  • Компьютерная томография
  • МРТ
  • Вопросы и ответы
  • ОСТОРОЖНО, КЛЕЩИ!
  • Санаторно-курортная справка
  • Документы
  • Информация для специалистов
    • Порядки
    • Стандарты
    • Порядок направления на исследование
    • О методах и методиках
  • Лекарственное обеспечение
  • Вышестоящие и контролирующие организации
  • Вакансии
  • Отзывы пациентов
  • Волонтерство
  • Способы оплаты
  • О защите персональных данных
  • Карта сайта
  • Бережливая поликлиника
  • Противодействие коррупции
ПРИГЛАШАЕМ ПРОЙТИ ВАКЦИНАЦИЮ!


bereg_pol.jpg

Стол справок: (4242) 43-31-54
Колл- центр: (4242) 42-45-70, 42-50-20 с 08:00 до 20:00 ч. суббота с 09:00 до 13:00 ч.
Приёмная: (4242) 43-68-72
Администратор КТ, МРТ: (4242) 43-07-14, 42-41-72

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ПРИГЛАШАЕМ ПРОЙТИ ВАКЦИНАЦИЮ!

Консультативно-диагностический центр г. Южно-Сахалинска предлагает пациентам пройти бесплатную вакцинацию для профилактики следующих заболеваний:

  • пневмококковой инфекции (Превенар 13);
  • кори;
  • дифтерии и столбняка (АДС);
  • гепатита В (вакцинация проводится трехкратно). Желающим пройти вакцинацию обращаться в каб. 211 к врачу-терапевту. Тел.: 8 (4242) 72-27-08.

Консультативно-диагностический центр г. Южно-Сахалинска предлагает пациентам пройти бесплатную вакцинацию для профилактики следующих заболеваний:

  • от гриппа (инактивированая вакцина СОВИГРИПП)
  • пневмококковой инфекции (Превенар 13);
  • кори;
  • дифтерии и столбняка (АДС);
  • гепатита В (вакцинация проводится трехкратно). Желающим пройти вакцинацию обращаться в каб. 211 к врачу-терапевту. Тел.: 8 (4242) 72-27-08.

Наше время

blind

Режим работы

Понедельник – Пятница
08:00 - 20:00

Суббота
09:00 - 13:00

Воскресенье
выходной

Читайте также: