Облагается ли ндс плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 8 октября 2019 г. № СД-4-3/20583 “О применении НДС в отношении платы за сброс сточных вод с превышением нормативов по их составу”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращения о включении в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) платы за сброс сточных вод с превышением нормативов по их составу, и сообщает следующее.

Как следует из обращения, на основании договоров водоотведения, заключаемых с организациями водопроводно-канализационного хозяйства, организациям оказываются услуги по водоотведению, транспортированию и очистке сточных вод, облагаемые НДС. В случае превышения организациями установленных нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод, принимаемых в централизованную систему водоотведения, организации водопроводно-канализационного хозяйства взимают по договору водоотведения иные платежи, в частности, плату за сброс сточных вод с превышением нормативов по их составу с учетом НДС. Указанная плата используется, в частности, на внесение организацией водопроводно-канализационного хозяйства платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем у заявителя возникает вопрос о правомерном предъявлении НДС в составе указанной платы.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Таким образом, в общем случае, при заключении договора на оказание услуг лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, налоговая база по НДС при оказании таких услуг определяется как договорная цена этих услуг.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ (далее - Федеральный закон).

Так, согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

На основании пункта 6 статьи 14 Федерального закона оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение. Так, пунктом 28 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, установлено, что абоненты оплачивают отведенные сточные воды по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Учитывая изложенное, установленные тарифы за облагаемые НДС услуги по водоотведению, транспортированию и очистке сточных вод, оказываемые по договору водоотведения, являются платой за указанные услуги.

При этом, пунктом 1 статьи 30.2 Федерального закона установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда от 15.06.2005 N 15378/04 и Определению Высшего Арбитражного Суда от 16.11.2007 N 14048/07 установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ по сути является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Эта плата устанавливается на основании договоренности сторон и к штрафным санкциям или иному виду ответственности за неисполнение обязательств по договору не относится, в связи с чем подлежит включению в налоговую базу по НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса.

Что касается исключения из налоговой базы по НДС части стоимости, приходящейся на осуществление платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты субъектов Российской Федерации, то, как следует из писем Минфина России от 06.02.2017 N 03-05-05-04/6115, от 27.05.2016 N 03-07-11/30606, от 11.11.2015 N 03-07-11/64840, от 19.08.2015 N 03-07-11/47815, от 05.02.2013 N 03-07-10/2415, в случае, если цена оказанных по договору услуг формируется из нескольких составляющих, в частности, с учетом каких-либо выплат, то налоговая база по НДС определяется как договорная цена оказанных услуг. Исключение из налоговой базы по НДС отдельных составляющих договорной цены не производится.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

Региональные тарифы на водоотведение, транспортирование и очистку сточных вод, оказываемые по договору водоотведения, являются платой за указанные услуги. Установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ, по мнению ВАС, является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Эта плата устанавливается на основании договоренности сторон и не относится к штрафным санкциям, в связи с чем включается в налоговую базу по НДС.

Получившаяся цена оказанных по договору услуг сформирована из нескольких составляющих, поэтому налоговая база по НДС определяется как договорная цена оказанных услуг. Исключение из указанной налоговой базы стоимости, приходящейся на осуществление платежей за негативное воздействие на окружающую среду в региональные бюджеты, как отдельной составляющей договорной цены не производится.

Прокурор разъясняет

  • 13 января 2021, 12:58

В прокуратуру республики поступают обращения предпринимателей о несогласии с начислением ГУП РК «Вода Крыма» платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в том числе для абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов которых менее 30 куб. метров в сутки.

В соответствии с п. 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила), абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

Пунктом 118 Правил предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Правилами предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по установленным формулам (пункт 119).

Пунктом 123(4) Правил определена формула для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации даны разъяснения от 27.07.2020 № 28922-РС/04, в соответствии с которыми плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки, может взиматься без доказывания факта превышения установленных нормативов допустимых сбросов. При этом отмечено, что отбор сточных пробы у таких абонентов является экономически нецелесообразным, так как стоимость отбора проб сточных вод может превысить размер начисляемой платы за негативное воздействие.

Согласно абз. 1 п. 124 Правил абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки, вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.

В случае, если абонент укажет в декларации нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод, данные значения концентраций загрязняющих веществ и показателей свойств сточных вод исключаются из расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Таким образом, потребители имеют право подать в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию в отношении сточных вод, исходя из данных которой будет осуществляться начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в том числе при нулевых значениях фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.

Прокуратура
Республики Крым

Прокуратура Республики Крым

13 января 2021, 12:58

О порядке начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения

В прокуратуру республики поступают обращения предпринимателей о несогласии с начислением ГУП РК «Вода Крыма» платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в том числе для абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов которых менее 30 куб. метров в сутки.

В соответствии с п. 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила), абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

Пунктом 118 Правил предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Правилами предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по установленным формулам (пункт 119).

Пунктом 123(4) Правил определена формула для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации даны разъяснения от 27.07.2020 № 28922-РС/04, в соответствии с которыми плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки, может взиматься без доказывания факта превышения установленных нормативов допустимых сбросов. При этом отмечено, что отбор сточных пробы у таких абонентов является экономически нецелесообразным, так как стоимость отбора проб сточных вод может превысить размер начисляемой платы за негативное воздействие.

Согласно абз. 1 п. 124 Правил абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки, вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.

В случае, если абонент укажет в декларации нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод, данные значения концентраций загрязняющих веществ и показателей свойств сточных вод исключаются из расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Таким образом, потребители имеют право подать в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию в отношении сточных вод, исходя из данных которой будет осуществляться начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в том числе при нулевых значениях фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экологические платежи


В результате деятельности любой организации образуются отходы. Отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом.

При размещении указанных отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 1, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 «Об отходах производства и потребления»). В статье рассмотрим основные моменты платы за НВОС, но более детально остановимся на налоговом и бухгалтерском учете.

Платеж за НВОС относится к категории обязательных платежей неналогового характера, поскольку в ст. 13 — 15 НК РФ о них не упоминается (см. Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О, Письмо Минфина России от 28.07.2008 N 03-06-06-04/2).

Уплачивать НВОС должны организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов. Как правило, это добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны ТБО (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, п. п. 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, Письмо Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 содержит полный перечень видов деятельности и других критериев, при которых организация должна платить за НВОС.

Хозяйствующий субъект при определённых обстоятельствах должен подать в Росприроднадзор заявку о постановке загрязняющего объекта на учет. Ведомство выдаст свидетельство о постановке на учет, где будет указана категория объекта — с I по IV. Но если у вас объекты только IV категории, то вносить плату не надо (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, Письма Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370, Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

В свою очередь, не должны платить за НВОС офисные компании и большинство организаций, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению (Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354, Информация Росприроднадзора).

Не надо платить за НВОС, если вы:

  • используете автотранспорт (п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ);
  • платите другой организации за вывоз твердых коммунальных отходов (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370).

С запросом, должна ли ваша организация платить за НВОС, можно обратиться в региональное управление Росприроднадзора.

Субъекты малого и среднего предпринимательства и вновь созданные компании перечисляют плату только по итогам года. Остальные должны платить авансовые платежи за 1, 2 и 3 кварталы (ст. 16.4 Закона 7-ФЗ).

Авансы можно платить по 1/4 платы за предыдущий год. Но с 2020 г. есть и другие способы расчета — по нормативному или фактическому объему загрязнения.

Плату за год считайте по фактическим данным о загрязнении, представленным техническими специалистами вашей компании. Сумму к уплате уменьшите на перечисленные авансовые платежи (п. п. 8, 9 Правил исчисления платы).

Ставки платы на 2020 г. — это ставки на 2018 г., умноженные на 1,08. При превышении нормативов или непредставлении отчетности плату считайте с повышающими коэффициентами.

Декларация о плате за НВОС представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лицами, которые должны вносить плату за НВОС (п. 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ)).

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее — Порядок).

В соответствии с Порядком декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством сети Интернет (п. 5 Порядка).

Формат, структура, порядок подтверждения, принятия и представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в форме электронного документа изложены в Информации Росприроднадзора от 30.11.2017 «Электронный формат «Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Подать декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях:

  • годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тыс. руб. или меньше;
  • у лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к интернету.

При подаче декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке представляется копия декларации на электронном носителе (абз. 4 п. 5, п. 6 Порядка).

В налоговом учете

Налог на прибыль:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что расходы документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение прибыли.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Материальные расходы — это также платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.

Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в пределах допустимых нормативов;
  • размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров (с превышением установленных лимитов на их размещение) в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В свою очередь, в ст. 272 НК РФ отсутствуют специальные указания о моменте осуществления материальных расходов в виде платы за НВОС (Письмо Минфина РФ от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690).

У субъектов МСП обязательство уплаты НВОС возникает только в отношении годовой платы, поэтому признавать плату в расходах до окончания года (даже если организация составляет промежуточную финансовую отчетность и отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете неправомерно.

Следовательно, дата учета платежей зависит от метода, который применяется:

  • при методе начисления платежи признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который они уплачиваются (Письмо Минфина РФ от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690);
  • при кассовом методе плату учтите на дату перечисления в бюджет в размере уплаченных сумм (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Таким образом, субъекты МСП, применяющие метод начисления, плату за НВОС включают в материальные расходы на 31 декабря.

УСН

В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы, уменьшают полученные доходы на расходы согласно перечню, установленному данной статьей. При этом перечень не включает такой показатель, как плата за НВОС.

Но! «Упрощенцы» вправе учесть при налогообложении материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые признаются в порядке, установленном ст. 254 НК РФ.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся плата за НВОС (об этом говорили ранее).

Таким образом, «упрощенцы» при определении объекта налогообложения вправе учесть в составе материальных расходов плату за НВОС в пределах нормативов.

Помимо платежей за НВОС, «упрощенцы» вправе учесть в расходах стоимость оказанных сторонним лицом услуг по расчету платы за НВОС, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для внесения обозначенных платежей. Основание — пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).

Материальные расходы на УСНО в силу пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Следовательно, расходы в виде платежа за НВОС «упрощенцы» должны учитывать на дату его внесения (Письмо Минфина России от 18.01.2016 N 03-11-06/2/1319).

В бухгалтерском учете

В бухучете плата за НВОС на основании п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» включается в состав расходов по обычным видам деятельности (расходами организации согласно названному стандарту считается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)).

В связи с тем что платеж за НВОС в силу ст. 13 — 15 НК РФ не является налоговым, в бухгалтерском учете он отражается без использования счета 68 «Расчеты с бюджетом». Начисление данного платежа следует отражать записью по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26, 44) в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

При этом встречается и противоположная точка зрения. Согласно которой затраты организации, связанные с получением разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются записью по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 68 (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) с отражением в учете проводки Д 20 (25) К 68.10.

Пример. Учет платы за негативное воздействие на окружающую среду

По итогам 2019 года плата за негативное воздействие на окружающую среду составила 80 000 руб. Выбросы осуществлялись в пределах норм (в пределах лимитов).

31 декабря 2019 г. нужно отразить:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 (68), субсчет «Расчеты по плате за НВОС» — начислен платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 80 000 руб.

12 февраля 2020 г. перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Дебет 76 (68), субсчет «Расчеты по плате за НВОС» Кредит 51 — перечислена плата 80 000 руб.

Таким образом, организация может учесть затраты на уплату НВОС в пределах норм (лимитов) в расходах как по налогу на прибыль, так и при УСН. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки: Д 20 (25) К (76) 68 и Д 76 (68) К 51.

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Просим проконсультировать: ООО направил письмо компании о не согласии начисления НДС за плату, в части превышения, сбросов загрязняющих веществ (письмо во вложении).
Вопрос: Облагаются ли НДС суммы платы за негативное воздействие на работу системы водоотведения, в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества? Правильно ли на Ваш взгляд ответ экспертов «Главбух», что НДС не облагаются?

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В свою очередь, согласно статье 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Учитывая вышесказанное, рассмотрим, имеет ли место деятельность по выполнению работ или оказанию услуг, признаваемых объектом налогообложения, в данном случае.

Отношения в сфере водоотведения регулируются Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.11 «О водоснабжении и водоотведении», а также принятыми подзаконными нормативно-правовыми актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.07.13 № 644, которым утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Постановление № 644).

Согласно пункту 4 Постановления № 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 5).

К договорам водоотведения применяются положения о договоре возмездного оказания услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», настоящими Правилами и принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора водоотведения (пункт 24).

Организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения (пункт 25).

В соответствии с пунктом 27 Постановления № 644 под расчетным периодом для расчета по договору водоотведения понимается 1 календарный месяц. Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение, устанавливаемыми в соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении" и иных нормативных правовых актов (пункт 27).

Абоненты оплачивают полученную холодную воду, отведение сточных вод в объеме потребленной холодной воды, отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Расчетный объем потребления холодной воды, отведенных сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 28).

Определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 82).

Таким образом, учитывая вышесказанное, организация водопроводно-канализационного хозяйства на основании договора оказывает абонентам услугу по водоотведению сточных вод. При этом, со своей стороны абоненты обязуются оплачивать оказанные услуги и соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод.

Согласно пункту 111 Постановления № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению № 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами (пункт 113).

Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением № 3 (пункт 114).

В соответствии с пунктом 118 Постановления № 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

Таким образом, по нашему мнению, исходя из изложенных положений Постановления № 644 следует, что плата за негативное воздействие представляет собой компенсацию расходов, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу системы водоотведения при несоблюдении абонентом установленных нормативов.

В практике делового оборота под компенсацией принято понимать возмещение понесенных убытков, ущерба.

Согласно статье 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Таким образом, по нашему мнению, под убытками понимается не только фактически понесенные расходы, но и расходы, которые возможно придется произвести лицу, которому был причинен ущерб.

Исходя из этого, можно предположить, что в рассматриваемой ситуации, под компенсацией понимается некая плата, которая покрывает ущерб организации водопроводно-канализационного хозяйства от сброса сточных вод, содержащих загрязняющие вещества выше установленных норм.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Понятие реализация услуг для целей налогообложения предусмотрено статьей 39 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией услуг организацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также оказание услуг на безвозмездной основе.

Поскольку, в рассматриваемой ситуации речь идет о плате в виде возмещения ущерба без встреченного оказания услуг организации водопроводно-канализационного хозяйства, для целей исчисления НДС, по нашему мнению, объекта налогообложения не возникает.

Официальные органы в общем случае, согласны с таким подходом.

Так, например, в письме от 29.07.13 № 03-07-11/30128, в котором рассматривалась ситуация с возмещением стоимости утерянного или поврежденного имущества, Минфин РФ указал:

«В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается в том числе на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Поскольку возмещение заказчиком исполнителю стоимости утерянного или поврежденного имущества не связано с реализацией товаров (работ, услуг), сумма возмещения таких убытков (ущерба) в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у исполнителя не включается».

Аналогичное мнение высказано в письме Минфина РФ от 13.10.10 № 03-07-11/406, Постановлениях ФАС МО от 26.01.10 № КА-А40/15269-09-2-Б, от 22.03.04 № КА-А41/1923-04.

Вместе с этим, ранее Минфин РФ высказывал противоположную точку зрения в письме от 25.11.08 № 03-07-11/366 по данному вопросу. При этом факт наличия арбитражной практики говорит о том, что в указанном выше подходе существует риск претензий со стороны налоговых органов в отношении обложения НДС суммы компенсации расходов.

В случае, когда речь идет о компенсации расходов в рамках договоров подряда или оказания услуг, следует отметить позицию Минфина РФ в отношении обложения НДС сумм компенсаций.

Письмо Минфина РФ от 15.08.12 № 03-07-11/300:

Ведомство отметило, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Поскольку возмещение заказчиком расходов (в том числе командировочных), понесенных организацией в связи с исполнением договора, связано с оплатой товаров (работ), реализованных организацией заказчику, данные денежные средства облагаются НДС.

Письмо Минфина России от 02.03.10 № 03-07-11/37:

Финансовое ведомство разъясняет, что компенсация исполнителю расходов, связанных с командировками сотрудников к месту расположения заказчика, должна включаться в налоговую базу по НДС, поскольку она связана с оплатой за работы (услуги).

Имеется арбитражная практика, в которой суды поддержали налоговые органы по данному вопросу (Постановление ФАС ЗСО от 12.03.09 № Ф04-1010/2009(961-А27-31)[1], Постановление ФАС МО от 05.09.08 № КА-А40/8211-08).

Однако более ранняя арбитражная практика по вопросу обложения компенсации расходов НДС складывалась в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС ВВО от 19.02.07 по делу № А17-1843/5-2006[2], ФАС ВСО от 10.03.06 № А33-20073/04-С6-Ф02-876/05-С1, ФАС СЗО от 25.08.08 по делу № А42-7064/2007, ФАС СЗО от 25.08.08 по делу № А42-190/2008).

Следует отметить, что указанные письма и разъяснения касались командировочных расходов, компенсируемых заказчиками и не включенных в общую стоимость выполняемых работ, оказанных услуг.

Однако, по нашему мнению, существует риск, что в данном случае подход налогового органа может быть аналогичным, т.е. компенсация негативного воздействия будет рассматриваться как дополнительная плата услуг по водоотведению, которая подлежит обложению НДС.

Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, плата абонента за негативное воздействие является компенсацией наносимого ущерба системе водоотведения и не облагается НДС.

Вместе с этим, учитывая, что положения Постановления № 644 являются достаточно новыми и по ним ещё не сформирована арбитражная практика и отсутствуют официальные разъяснения, мы не исключаем, что налоговый орган, а также суды, будут придерживаться иного мнения по данному вопросу.

По нашему мнению, дополнительным аргументом в пользу того, что плата компенсации за негативное воздействие, не является объектом налогообложения НДС, может служить изменившийся порядок оплаты сброса сточных вод и содержания в них загрязняющих веществ.

До вступления в силу Постановления № 644 вопрос взымания платы за сверхнормативное содержание в сточных водах загрязняющих веществ, регулировалась только Постановлением Правительства РФ от 12.02.99 № 167[3] (Постановлением № 644 в него были внесены значительные изменения).

Указанное Постановление № 167, а также принятые в соответствии с его положениями нормативно-правовые акты[4], не содержали и не содержат такого понятия как плата за негативное воздействие на работу системы водоотведения.

Исходя из пунктов 69-71 Постановления № 167, плата абонентом сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, а также фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации.

То есть, плата за сброс загрязняющих веществ взымалась исходя из фактического наличия веществ, в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля. В случае, превышения установленных норм содержания загрязняющих веществ в сточных водах, производиться корректировка (увеличение) взымаемой платы.

Исходя из этого, судами делался вывод о том, что плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, является платой за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах.

Так в Постановлении от 15.06.05 № 15378/04 Президиум ВАС РФ указал:

«Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, принятым в рамках предоставленных ему полномочий по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия, утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно пункту 11 Правил прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Одним из существенных условий договора является порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая платежи за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ (абзац седьмой пункта 13 Правил).

Из абзаца четвертого пункта 2.1.1 договора на отпуск и прием сточных вод от 24.11.2002, заключенного предприятием с абонентом, следует, что прием сточных вод с концентрациями загрязняющих веществ, превышающими установленные нормы допустимой концентрации, производится за дополнительную плату в соответствии с действующими Правилами приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации города Ульяновска, утвержденными постановлением мэра города Ульяновска от 04.09.2000 N 2569, которыми, как следует из пункта 1 договора, стороны руководствуются в своих взаимоотношениях.

Таким образом, установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ по сути является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Эта плата устанавливается на основании договоренности сторон и к штрафным санкциям или иному виду ответственности за неисполнение обязательств по договору не относится.

Поскольку в данном случае суммы повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ являются платежами за оказываемые услуги, они подлежат включению в налогооблагаемую базу по всем указанным налогам».

При рассмотрении аналогичного вопроса ВАС РФ в своем Определении от 16.11.07 № 14048/07 отметил, что плата организаций - абонентов по договорам за сброс сточных вод и загрязняющих веществ является платой за услуги по гражданско-правовым договорам, подлежит включению в выручку, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость и не могут увеличивать убыток организации.

Как было указано выше, согласно Постановлению № 167 плата сверхнормативное содержание загрязняющих веществ рассчитывается исходя из фактического количества сброшенных со сточными водами в систему канализации.

Таким образом, учитывая мнение судов, можно сделать вывод, что стоимость услуги по водоотведению корректируется в зависимости от количества в воде загрязняющих веществ. То есть плата за превышение загрязняющих веществ не отделена от платы за сброс сточных вод.

Однако, в соответствии с Положением № 644 вышеуказанный порядок определения платы не распространяется на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ.

Как следует из предоставленных документов, в отношении Вашей организации установлены лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ. Соответственно, порядок расчета платы за сверхнормативное содержание загрязняющих веществ в воде, предусмотренный пунктами 69-71 Постановления № 167 не применяется.

При этом, как было указано выше, само Постановление № 644 прямо указывает на компенсацию расходов, связанных с негативным воздействием на систему водоотведения. Из чего, по нашему мнению, выводы, сделанные Президиум ВАС РФ и ВАС РФ в приведенных выше решениях, в рассматриваемом случае, не могут рассматриваться как руководство к действию в отношении признания платы за негативное воздействие объектом налогообложения НДС.

По нашему мнению, разделение Постановлением № 644 платы за услуги по водоотведению сточных вод и компенсации расходов, в случае, превышения установленных лимитов и нормативов загрязняющих веществ, является подтверждение того, предполагает, что плата за негативное воздействие не связана с оплатой услуг по водоотведению, а предназначена возместить ущерб, нанесенный системе водоотведения.

Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, плата за негативное воздействие на систему водоотведения, не признается объектом налогообложения, так как не связана с оплатой услуг по отведению сточных вод и является возмещением ущерба системе водоотведения.

[1] Определением ВАС РФ от 19.06.09 № ВАС-7272/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.

[2] Определением ВАС РФ от 14.06.07 № 6950/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.

[3] Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.

[4] Постановление Правительства РФ от 31.12.95 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

На рассмотрение Ивановского УФАС России поступают обращения хозяйствующих субъектов на действия АО «Водоканал» по выставлению счетов на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также за сброс загрязняющихся веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Осуществив проверку по обстоятельствам обращений хозяйствующих субъектов, Ивановское УФАС России пришло к выводу, что действия АО «Водоканал» не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно, злоупотребления доминирующим положением.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ №644 от 29.07.2013.

22.05.2020 Постановлением Правительства Российской Федерации №728 с 03.06.2020 внесены существенные изменения в Правила №644, в том числе, введены новые единые требования и порядок расчета нормативов состава сточных вод для абонентов, сбрасывающих стоки в централизованную канализацию (п. 123 (4), 203 Правил №644)

До внесения указанных изменений в Правила №644 начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения зависело от факта осуществления абонентом определенных видов хозяйственной деятельности на объекте, с которого идут стоки. Новая редакция Правил №644 начисление указанной платы с конкретными видами деятельности абонента теперь не связывает. Абоненты, объекты которых соответствуют любому из условий, перечисленных в п. 123 (4) и в п. 203 Правил № 644 1 , обязаны производить оплату за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод. Расчет платы осуществляется по формулам, приведенным в данных пунктах, с применением постоянного коэффициента компенсации.

При условии, если хозяйствующий субъект подпадает по действие п. 123(4) и 203 Правил №644, исчисление платы производится расчетным способом без отбора проб сточных вод. При расчете указанной платы, Правила №644 не налагают на организацию водопроводно-канализационного хозяйства обязанности выяснить содержат ли в действительности стоки абонента, загрязняющие вещества, превышающие допустимые значения, в т.ч. путем отбора лабораторных проб.

На основании вышеизложенного и руководствуясь Законом №416-ФЗ, п. 123 (4), п. 203 Правил №644, абонент обязан производить оплату негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, а также за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае, если отсутствуют подтверждения фактического содержания в сточных водах загрязняющих веществ.

Пунктом 123 (4) Правил №6 44 предусмотрено, что для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (менее 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта);

с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.

В соответствии с п. 203 Правил №644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Читайте также: