Нужно ли сдавать декларацию по ндс если есть освобождение по 149 статье

Опубликовано: 22.04.2024

Компания применяет освобождение от НДС. За время освобождения организация провела операции, не облагаемые налогом по ст. 149 НК РФ. Нужно ли подавать в таком случае декларацию?

Данный вопрос рассмотрел Минфин.

Ведомство ответило, что декларацию подавать не надо, если вы:

  • в период освобождения не выставляли счета-фактуры с выделенной суммой налога;
  • не выполняли обязанности налогового агента по НДС.

К сожалению, финансисты ничего не сказали о необлагаемых по ст. 149 НК РФ операциях. Полагаем, разъяснение в совокупности с заданным вопросом можно толковать двояко:

  • декларацию по НДС не нужно представлять, даже если организация осуществляла льготные операции. Естественно, если выполняются названные выше условия;
  • ведомство не учло нюанс проведения операций, попадающих под ст. 149 НК РФ, при подготовке ответа.

Если вы столкнулись с ситуацией, которую рассмотрел Минфин, уточните мнение своей инспекции по вопросу о том, нужно ли сдавать декларацию. Это обезопасит вас от возможных споров с проверяющими.

Вопрос: Организация применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, предусмотренное ст. 145 НК РФ, в соответствии с которой организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Для подтверждения применения права на освобождение в соответствии с п. п. 3 и 6 ст. 145 НК РФ организация представила в налоговый орган соответствующее уведомление и документы.

В период применения освобождения по ст. 145 НК РФ организацией также осуществлены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Является ли нарушение (ненадлежащее исполнение) какой-либо части ст. 145 НК РФ, кроме п. п. 3 и 6, основанием для отказа в праве на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС?

Вправе ли организация не представлять в налоговый орган декларации по НДС в период применения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренного ст. 145 НК РФ, при осуществлении им в указанный период операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 ноября 2019 г. N 03-07-07/86820

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и по вопросам применения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также представления налоговой декларации по НДС в случае применения данного освобождения сообщает.

Согласно пункту 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, использовавшие в течение 12 календарных месяцев освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по истечении этих 12 календарных месяцев представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение срока применения освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей.

Пунктом 5 статьи 145 Кодекса установлено, что в случае, если налогоплательщик не представил указанные документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные данным пунктом и пунктами 1 и 4 статьи 145 Кодекса, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Что касается налоговой декларации по НДС, то на основании пункта 5 статьи 174Кодекса организации, применяющие в соответствии со статьей 145 Кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС и в период данного освобождения не выставлявшие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполнявшие обязанности налогового агента по НДС, налоговую декларацию по НДС в налоговый орган по месту своего учета не представляют.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое льгота по НДС

Строго говоря, в российских законах нет определения понятия “налоговая льгота”. В НК РФ нет единого списка льгот или послаблений по НДС. Часто специалисты относят к льготам по этому налогу право переносить убытки прошлых лет на будущие периоды или возможность не начислять НДС при оказании услуг вне территории России. Но все же главная льгота по налогу на добавленную стоимость — это освобождение от его уплаты снижение налоговой ставки.

Льготы, как правило, даются конкретным категориям налогоплательщиков и не могут быть индивидуальными. Еще один нюанс: применение такой льготы — не обязательно. Налогоплательщик может в какой-то период не пользоваться ею или вовсе отказаться от льгот по НДС, если ему это выгодно (пп. 1–2 ст. 56 НК РФ).

Есть закрытый список операций, которые освобождаются от налогообложения (ст. 149 НК РФ). А еще налогоплательщик может освободиться от уплаты НДС через ходатайство в налоговую при соблюдении определенных условий. Один из главных критериев в этом случае — выручка ниже 2 млн рублей за последние 3 календарных месяца. Расскажем обо всем по порядку.

Операции, не облагаемые НДС

Список необлагаемых операций. Закрытый перечень операций, освобожденных от НДС, приведен в пп. 1-2 ст. 149 НК РФ. Правда специалисты называют льготными лишь некоторые из перечисленных в нем операций, ведь освобождение от НДС по этому списку может получить любое предприятие, а не конкретные категории налогоплательщиков. Но сути это не меняет, платить НДС с операций этого списка не нужно.

В список входят операции по аренде нерезидентам, продажа медицинских товаров и медицинских услуг, перевозки пассажирским транспортом, ритуальные услуги, продажа товаров религиозного значения и другие — всего более 70 пунктов.

Необходимые документы. Чтобы получить льготу и не платить НДС по этим операциям, надо иметь разрешительные документы — прежде всего лицензию, так как большинство операций, освобожденных от НДС, связаны с лицензируемыми видами деятельности. Еще один документ, который понадобится для применения льготы — регистрационные удостоверения на медицинские товары. И лицензия, и регистрационные удостоверения не должны быть просроченными. Также налоговая может затребовать счета-фактуры без выделенной части НДС, договоры с контрагентами и другие документы (пп. 2 и 6 ст. 88 НК РФ).

Важно! Освобождение от НДС по операциям из списка в ст. 149 НК РФ в большинстве случаев не касается посредников, которые работают в интересах третьих лиц по агентскому договору или договору комиссии. Такие агенты уплачивают полную ставку налога со своего гонорара. Подробнее см. п. 7 ст. 1149 НК РФ.

Добровольное применение льгот. Иногда льготы по НДС невыгодны компании, и тогда от некоторых ненужных “послаблений” можно отказаться. Налогоплательщик не вправе платить НДС по операциям в пп. 1-2 ст. 149 НК РФ. Но по операциям из п. 3 он может не пользоваться предоставленной отменой налога. Для этого надо отказаться от права на льготу на срок не менее года (ст. 56 НК РФ) и подать в налоговую заявление об этом до начала нового квартала.

Освобождение от уплаты НДС

Условия освобождения. Компания или ИП могут освободиться от уплаты НДС, если они выполняют следующие условия (ст. 145 НК РФ):

  • возраст организации или ИП — не меньше 3 месяцев;
  • прибыль бизнеса без НДС за 3 предыдущих календарных месяца подряд — не больше 2 млн рублей;
  • компания или ИП не работает с подакцизными товарами.

Но даже если налогоплательщик выполняет эти условия и при этом работает как налоговый агент или занимается импортом, он не может освободиться от НДС.

Порядок освобождения. Чтобы перестать платить НДС, ИП и компании подают в налоговую:

  • уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина от 26.12.2019 №286н;
  • журнал счетов-фактур и его копию;
  • выписку из бухбаланса от компании или КУДиР от ИП;
  • выписку из книги учета покупок и продаж.

Льготы по НДС

Документы подают в налоговую не позднее 20 числа месяца, в котором налогоплательщик претендует на освобождение. Сделать это можно в любое время — не обязательно в начале квартала или года.

Продление освобождения. Освобождение дается на 12 месяцев. Если к концу “свободного” года вы хотите продлить освобождение, действуйте по прежней схеме: проверьте, сохраняется ли у вас право не платить НДС, и подайте в ФНС такой же набор документов.

Чиновники проверят, не было ли в течение прошедшего года превышений допустимого дохода: для этого они смотрят и на предшествующие 12-месячному периоду месяцы. Если за 3 месяца подряд выручка превысила 2 млн рублей или появились продажи подакцизных товаров, то право на освобождение от НДС теряется. Если же условия соблюдаются, то чиновники продлят освобождение.

Утрата освобождения от НДС. Если вы хотите снова работать с НДС, то отказаться добровольно от полученной льготы можно только через 12 месяцев после ее получения (п. 4 ст. 145 НК РФ). А в этот период, даже если вы начнете выставлять покупателям счета-фактуры с НДС, вы все равно не сможете принять к вычету входной НДС.

Потерять право на льготу можно, только если вы нарушили условия освобождения: заработали больше 2 млн рублей за 3 месяца подряд или начали торговать подакцизными товарами. Тогда вы снова становитесь плательщиком НДС с того месяца, в котором произошло нарушение (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32).

Подготовка к освобождению от НДС. В бухучете придется восстановить НДС, который прежде был принят к вычету по материальным и нематериальным активам, а также по основным средствам — с их остаточной стоимости. Это надо сделать в последнем налоговом периоде перед освобождением.

Если НДС с авансов покупателей уплачен, можно оформить его к возврату, договорившись с покупателем. Если покупатель не идет вам навстречу, при отгрузке выставляйте счет-фактуру с выделенным НДС. В период освобождения от налога вы уже не сможете принять к вычету НДС, который уже уплатили с авансов.

Обязанности в период освобождения. Освобожденный по заявлению от НДС налогоплательщик:

  • не рассчитывает и не платит НДС по внутренним операциям;
  • не сдает декларацию по НДС;
  • не ведет книгу покупок, которая ведется для расчета вычетов, а при освобождении от НДС нет права на вычеты;
  • выставляет покупателям счета-фактуры без выделения НДС, но с записью “без НДС”, регистрирует эти документы в книге продаж;
  • входной НДС, который предъявили поставщики, включает в стоимость купленных товаров;
  • у освобожденного от НДС лица сохраняется право выставлять покупателю счета-фактуры с НДС, но тогда он должен уплатить этот налог и сдать декларацию по итогам квартала.

Если вы работаете с НДС, ведите учет в веб-сервисе для малого и среднего бизнеса Контур.Бухгалтерия. Сервис не только рассчитывает НДС, но и дает советы по снижению налога. В нем можно вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность онлайн и пользоваться другими инструментами для бухгалтера и директора. Для всех новичков первые две недели работы бесплатны.

В процессе своей деятельности, плательщики НДС могут совершать операции, как облагаемые налогом, так и освобождаемые от его уплаты. Статья 149 Налогового кодекса РФ содержит перечень операций, подпадающих под освобождение, и он достаточно обширен. Однако, проводя камеральную проверку подобных организаций, налоговая инспекция может запросить документы, подтверждающие применение льготы. И здесь возникает вопрос: правомерно ли в данном случае требование налоговиков? Давайте разберемся.

Налогооблагаемые операции

Стоит напомнить, что объектом налогообложения НДС признаются следующие операции (п. 1 ст. 146 НК РФ):

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории России;
  • реализация предметов залога;
  • передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;
  • передача прав. Отметим, что передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией;
  • передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при расчете налога на прибыль организаций (в т. ч. через амортизационные отчисления);
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Пункт 2 данной статьи устанавливает перечень не подлежащих обложению НДС объектов.

Чего ожидать от камеральной проверки

Камеральная проверка – один из видов налоговых проверок. Ее целью является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Она проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе деклараций (расчетов), документов, представленных налогоплательщиком, а также документов, имеющихся у налогового органа. Исключение в данном случае составляет инвестиционное товарищество. Проверку расчета его финансового результата камералисты проводят по месту учета управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (п. 1 ст. 88 НК РФ).

В статье 88 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) указано, когда проверяющие вправе запросить дополнительные сведения. Например, если налогоплательщик использует налоговую льготу, то при проведении камеральной проверки сотрудники инспекции могут потребовать документы, подтверждающие право на применение такой льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). В остальных случаях, то есть не предусмотренных данной статьей, налоговый орган не вправе требовать от плательщика дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Таким образом, можно сделать вывод, что камералисты вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы только в случаях, установленных законодательством.

Налоговая льгота это

Как уже отмечалось ранее, проверяющие особое внимание уделяют льготникам. Понятие «льгота» достаточно часто встречается в налоговом законодательстве. И в некоторых ситуациях само определение играет решающую роль. Как, например, в рассматриваемом нами вопросе. Итак, что же такое льгота? Данное понятие содержится в Налоговом кодексе РФ. Льгота – преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1. ст. 56 НК РФ). Следует отметить, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения данных льгот, не могут носить индивидуального характера.

А та ли это льгота

Напомним, что Кодексом предусмотрены операции, которые освобождены от обложения НДС (п. 1, 2, 3 ст. 149 НК РФ).

Так, например, не подлежит налогообложению такая операция, как предоставление арендодателем в аренду на территории России помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в нашей стране. Данная норма применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства:

  • установлен аналогичный порядок в отношении граждан России и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве;
  • такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации (п. 1 ст. 149 НК РФ).

Однако налоговое законодательство не устанавливает, являются ли вышеуказанные операции теми налоговыми льготами, правомерность применения которых необходимо подтверждать документально.

В данную ситуацию вносит ясность Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», которое не так давно вступило в силу. В нем отражено, что при проведении камеральной проверки плательщики по требованию налоговой инспекции обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы в случае их использования. Но применяя указанную норму, судам необходимо принимать во внимание такое понятие как «налоговая льгота», Напомним, что согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Следовательно, налогоплательщику необходимо представлять дополнительные сведения и документы лишь по тем операциям, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

В некоторых случаях у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от обложения НДС.

Так, например, подпункт 5 пункта 2 статьи 149 Кодекса устанавливает налоговую льготу в отношении столовых в образовательных и медицинских организациях, подпункт 1 пункта 3 статьи 149 – в отношении религиозных организаций, подпункт 2 пункта 3 статьи 149 – в отношении общественных организаций инвалидов, подпункт 14 пункта 3 статьи 149 Кодекса – в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.

Вместе с тем в некоторых случаях у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от обложения НДС (ст. 149 НК РФ). Например, если такое освобождение не предоставляет преимуществ определенной категории лиц, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.

Таким образом, правомерность истребования дополнительных документов при проведении камеральной проверки зависит от того является ли освобождение от НДС, предусмотренное статьи 149 Кодекса, налоговой льготой.

Минфин разъясняет

Минфин России в своих последних разъяснениях ссылается на позицию, отраженную в Постановлении № 33 и указывает, что освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ, относится к категории льгот по налогам. Поэтому при проведении камеральной проверки налогоплательщик по требованию сотрудников инспекции обязан представлять документы, которые подтверждают право на данную льготу (Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

Финансовое ведомство указывает на правомерность предоставления дополнительных документов, подтверждающих право на налоговую льготу по некоторым операциям, предусмотренным статьей 149 НК РФ, в частности по подпункту 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Мнение суда

До вступления в силу Постановления № 33 суды не имели четкой позиции по рассматриваемому вопросу.

Так, многие арбитры принимали решение, не противоречащее новому Постановлению Пленума ВАС РФ, указывая, на то, что не по всем операциям, предусмотренным в статье 149 Кодекса, налоговые органы могут истребовать подтверждающие документы.

К примеру, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2013 № А26-951/2013 (Определением ВАС РФ от 31.01.2014 № ВАС-497/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), в котором рассматривалось дело о признании недействительным решения налогового органа. Суд указал, что, по мнению налогового органа, освобождение операций займа в денежной форме от обложения НДС в силу подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса носит характер налоговой льготы, в связи с чем она правомерно направила налогоплательщику требование о представлении подтверждающих документов.

Суд, признав позицию налогового органа неправомерной, разъяснил, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрено положениями подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса и не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно статье 56 Кодекса применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщику необходимо представлять дополнительные сведения и документы лишь по тем операциям, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

Также ФАС Поволжского округа в Постановлении от 21.12.2012 по делу № А12-19805/2011 указал следующее: у налогоплательщика отсутствует обязанность уплачивать НДС по операциям, заявленным в разд. 7 декларации. Это прямо предусмотрено подпунктом 12 пункта 2, подпунктом 15 пункта 3, подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Названные случаи реализации, не подлежащие налогообложению, не учитываются при формировании налоговой базы по НДС, тогда как в силу статьи 56 Кодекса налоговые льготы применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

В связи с этим направление налогоплательщику требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит статье 88 Кодекса.

Аналогичная позиция по данному вопросу содержится и в иных судебных актах (Постановления ФАС Поволжского округа от 28.11.2013 № А55-2211/2013, ФАС Московского округа от 20.08.2013 № А40-87461/11-99-409, ФАС Поволжского округа от 25.07.2013 № А55-26714/2012, ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 № А55-20343/2012).

В то же время до вступления в силу Постановления Пленума № 33 некоторые суды указывали на правомерность истребования налоговыми органами у налогоплательщика документов, подтверждающих право на применение льготы по всем операциям, предусмотренным в статьи 149 Кодекса.

К примеру, ФАС Уральского округа в Постановлении от 05.07.2012 № Ф09-5197/12 установил, что за непредставление документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения, предусмотренного подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса, налогоплательщик был привлечен к ответственности по статье 126 Кодекса.

Привлечение к ответственности суд признал правомерным, указав, что обоснование права на применение льготы по НДС лежит на налогоплательщике (подп. 3 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 149 НК РФ). В частности, он обязан представлять по требованию инспекции документы, подтверждающие наличие оснований для освобождения от обложения НДС.

Схожая позиция указана также в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 № А27-3819/2013 (Определением ВАС РФ от 17.04.2014 № ВАС-1442/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), и другие.

И в заключение

Итак, при совершении операций, освобождаемых от уплаты НДС в соответствии со статьей 149 Кодекса, следует иметь в виду что:

  • не по всем операциям, предусмотренным данной статьей Кодекса, налоговые органы могут истребовать подтверждающие документы, так как не все они признаются льготируемыми;
  • камералисты вправе истребовать дополнительные документы только в том случае, если такое освобождение не предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения.


Юрий Лермонтов, государственный советник Российской Федерации III класса, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями - максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>


Муниципальный район "Среднеколымский улус (район)"

Logo

О вопросах применения статей 145, 149 Налогового кодекса РФ

О вопросах применения статей 145, 149 Налогового кодекса РФ

Статья 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС»

ЕСЛИ ВЫ НЕ ЖЕЛАЕТЕ КАЖДЫЙ КВАРТАЛ ОТЧИТЫВАТЬСЯ В НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ по НДС

Межрайонная ИФНС России № 8 по РС (Я) предлагает Вам получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога согласно статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, так как за три предшествующих последовательных календарных месяца Ваша сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2000 000 рублей.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого планируется использовать право на освобождение:

  1. выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  2. выписка из книги продаж;
  3. выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  4. копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Преимущества, которые Вам дает статья 145 Налогового кодекса Российской Федерации :

- Вами в течение 12 календарных месяцев не будут представляться налоговые декларации по НДС. Как Вы знаете, сумма штрафных санкций за непредставление в срок 1 налоговой декларации согласно статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1 000 руб.

- Вы будете освобождены от обязанности по Требованию налогового органа ежеквартально представлять в подтверждение о ведении не подлежащих налогообложению (освобождаются от налогообложения) операций согласно статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации копий подтверждающих документов (Лицензии, приходные документы и др.), так как Вы освобождаетесь от представления налоговых деклараций по НДС по всем операциям – как облагаемых, так и необлагаемых;

- Единственное, что Вы будете обязаны делать, так это по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца представлять в налоговые органы:

1) уведомление о продлении использования права на освобождение в течение следующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права;

2) документы, подтверждающие, что в течение прошедших 12 месяцев освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей.

Межрайонная ИФНС России № 8 по РС (Я) просит внимательно рассмотреть данное предложение и в срок не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого планируется использовать право на освобождение, подать документы в ТОРМ по месту Вашего нахождения для получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, согласно статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации.

Актуальные нарушения, которые допускаются при заполнении налоговых деклараций по НДС.

1.Правильность заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в части указания операций, освобождаемых от налогообложения:

Заполнение раздела 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев".

В соответствии с п. 44.2. Порядка, в графе 1 по строке 010 декларации отражаются коды операций, а именно:

При отражении в графе 1 операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), под соответствующими кодами операций налогоплательщиком заполняются показатели в графах 2, 3 и 4 по строке 010.

В соответствии с п. 44.3 Порядка в графе 2 по строке 010 декларации отражаются сведения о стоимости реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ с учетом п. 2 ст. 156 НК РФ.

В соответствии с п. 44.4 Порядка в графе 3 по строке 010 декларации отражаются сведения о стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом.

При отражении в графе 1 операций, не признаваемых объектом налогообложения, а также операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, под соответствующими кодами операций налогоплательщиком заполняются показатели в графе 2. При этом показатели в графах 3 и 4 не заполняются (в указанных графах ставится прочерк).

При сопоставлении показателей полученного дохода в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за и суммы стоимости реализованных товаров (работ, услуг) в декларации по НДС, устанавливаются нарушения, в виде занижения доходов от реализации.

Так, например, сумма доходов за четыре квартала, отраженная в налоговой декларации по НДС должна быть сопоставима с доходом, отраженным в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев.

Налоговые декларации по НДС составляются поквартально не нарастающим итогом (налоговый период квартал), а налоговые декларации по налогу на прибыль составляются нарастающим итогом.

Статья 149 НК РФ « Операции, не подлежащие налогообложению»

(освобождаемые от налогообложения)

В ходе проверки пакета документов, подтверждающих льготируемую сумму, часто встречаются следующие нарушения:

  1. Отсутствие копиилицензии учреждения
  2. Отсутствие реестра предоставляемых услуг, к примеру по родительским взносам прилагают копии квитанции, сводной таблицы при этом отсутствует
  3. Представляют пакет документов нарастающим итогом, так как за каждый период по НДС пакет документов представляется за каждый квартал, а не нарастающим итогом.
  4. Неверное отражение кода операции, нехарактерных для организации. К примеру, учреждение детского сада вместо кода 1010231 отражают ошибочно 1010211, которые применяют медицинские учреждения

При заявлении льготы согласно ст.149 НК РФ подтверждающий пакет документов налогоплательщиком представляется самостоятельно в обязательном порядке, без ожидания Требования со стороны Инспекции

При поступлении такового Требования придерживаться 10-дневного срока представления документов.

Межрайонная ИФНС России №8 по Республике Саха (Якутия)

image_pdf
image_print

В соответствии с пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса России, ряд хозяйственных операций не подлежит обложению НДС. Эти операции освобождаются от налога по умолчанию, то есть у компаний и предпринимателей не возникает обязанности уведомлять ФНС о применении льготного налогообложения. В то же время законом предусмотрены условия и порядок отказа от указанного налогового освобождения. Это значит, что налогоплательщик по своему желанию может исчислять и уплачивать НДС по этим операциям в общем порядке. При этом он, как и прочие плательщики налога, имеет право заявлять суммы «входного» НДС к вычету. Преимуществом отказа от льготного обложения НДС является отсутствие необходимости вести раздельный налоговый учет по облагаемым и необлагаемым операциям.

Порядок отказа от налогового освобождения

Согласно пункту 5 статьи 149 НК РФ, если налогоплательщик желает отказаться от предусмотренного законом налогового освобождения, он обязан уведомить об этом ФНС. Нужно представить в территориальный орган службы заявление в свободной форме, в котором сообщить о намерении отказаться от льготного налогообложения. Сделать это необходимо не позднее 1-го числа того налогового периода, начиная с которого компания или ИП желает уплачивать НДС.

При этом существуют определенные условия, которые должны быть выполнены «отказником». Прежде всего, отказаться от освобождения от НДС нельзя меньше чем на один год. Кроме того, отказ будет действовать в отношении всех операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. К тому же у компании (ИП) не будет возможности выбирать, применять или нет освобождение от НДС в зависимости от приобретателя товаров (работ, услуг).

На практике налогоплательщики порой пытаются применить отказ от льгот по НДС ретроспективно. Они подают заявление в ФНС либо во время налогового периода, в котором планировали платить НДС, либо не подают вообще, либо и вовсе делают это «задним числом». Между тем это может привести к спорам с налоговой службой и судебным разбирательствам.

Арбитражная практика

В июле 2015 года Арбитражный суд Московского округа рассматривал одно из таких дел. Управляющая компания (УК) с 2010 по 2012 год применяла положенное ей в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождение от НДС. При этом суммы «входного» налога отражались в составе затрат, учитываемых при формировании базы по налогу на прибыль. Спустя год после указанного периода УК подала уточненные декларации по НДС с суммами налога к возмещению. Затем компания направила в налоговую инспекцию заявление об отказе от льготного налогообложения по НДС в рассматриваемом периоде. В ФНС посчитали, что УК нарушила установленный законом порядок отказа от налогового освобождения, и не приняли суммы НДС к вычету. Таким образом, дело оказалось на рассмотрении арбитров.

В ходе судебного разбирательства УК скорректировала свои обязательства по налогу на прибыль за 2010–2012 годы. Однако это ей не помогло: суд вынес решение в пользу налоговой службы и указал, что отказаться от льготного налогообложения можно исключительно на основании заявления, поданного до наступления налогового периода, в который предполагается начать исчислять НДС (постановление АС МО от 23.07.2015 № Ф05-9189/2015 по делу № А40-144426/14). Такой порядок, по мнению арбитров, призван поддержать систему налогообложения в устойчивом и стабильном состоянии, а также своевременно планировать поступления в бюджет.

Аналогичная ситуация рассматривалась в начале прошлого года Арбитражным судом Поволжского округа. Разница заключалась лишь в том, что в этом случае компания подала заявление об отказе от льготного налогообложения до подачи уточненных деклараций, в которых был отражен НДС к возмещению. Однако существенного влияния этот факт не оказал, поскольку арбитры также встали на сторону налоговой инспекции и признали отказ в возмещении НДС правомерным (постановление АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-19353/2013, Ф06-20058/2013 по делу № А55-6412/2014 ).

Таким образом, в подобных ситуациях арбитражные суды приходят следующим выводам. Нельзя «задним числом» отказаться от налогового освобождения в том случае, когда налогоплательщик исполнял свои обязательства перед бюджетом с учетом права на льготу и включал сумма «входного» НДС в расходы по налогу на прибыль.

Решающий фактор — добросовестность намерений

А вот сам по себе факт неподачи в установленный законом срок заявления об отказе от налогового освобождения не может, по мнению судей, являться основанием для отказа в вычете НДС. Во всяком случае, именно так рассудили арбитры в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 № 09АП-7142/2015.

Дело в том, что пункт 5 статьи 149 НК РФ, который устанавливает срок подачи заявления об отказе от налогового освобождения, не содержит нормы о наступлении правовых последствий в результате нарушения этого срока. Другими словами, этот пункт не предусматривает наказания для пропустившей срок компании в виде запрета на вычет «входного» НДС. Поэтому если организация своевременно не подала заявление, но при этом в течение налогового периода не использовала освобождение от НДС и исчисляла его по необлагаемым операциям в общем порядке, отказ в вычете арбитры считают неправомерным.

Однако в рассмотренных выше случаях все было с точностью до наоборот. Компании сначала пользовались льготами на протяжении нескольких лет, а затем ретроспективно заявляли об отказе от них. По мнению судов, добросовестный налогоплательщик не будет заявлять об отказе от налогового освобождения после того, как им воспользовался, тем более спустя несколько лет.

Как суд определяет факт отказа от льгот

Как было сказано выше, даже если заявление об отказе от льготного налогообложения не было подано в установленный срок, суды могут признать, что отказ от налогового освобождения все же состоялся. При этом арбитры опираются на отражение в налоговых декларациях сумм НДС, исчисленных без учета льгот, то есть когда освобожденные операции облагаются налогом в общем порядке. Кроме того, такие декларации должны быть поданы в сроки, предусмотренные законом для представления соответствующей отчетности. При этом подразумевается, что налогоплательщик нарушил требования пункта 5 статьи 149 НК РФ лишь формально. Ведь исчисляя НДС по освобожденным операциям, он тем самым совершил конклюдентные действия, которые свидетельствуют о фактическом отказе от льготного налогообложения.

Читайте также: