Отсрочка ввозного ндс 2021

Опубликовано: 22.04.2024

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Денис Высоцкий

Автор: Денис Высоцкий руководитель группы методологии и контроля 1С-WiseAdvice

Денис Высоцкий

Автор: Денис Высоцкий
руководитель группы методологии и контроля 1С-WiseAdvice

Основание для переноса сроков и получение рассрочки для уплаты налогов - Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 года № 409 и от 24.04.2020 года № 570

Данные актуальны на 27.04.2020. При появлении новых Постановлений Правительства материал будет обновлен.

Отсрочек не предусмотрено:

  • по всем видам НДС (внутренний, таможенный и уплачиваемый при ввозе товаров из ЕАЭС; с сумм, перечисляемых иностранным контрагентам, если местом реализации товаров / работ / услуг признается РФ; с сумм арендной платы при аренде муниципального / государственного имущества),
  • по НДФЛ с зарплаты сотрудников
  • по налогу на профессиональный доход
  • по налогу на прибыль, удерживаемому с выплаченных иностранным организациям сумм доходов, полученных от источника в РФ

По остальным налогам предоставляется отсрочка на 4-6 месяцев, то есть налоговая нагрузка за 1-е полугодие ляжет на бизнес в 3-4 кварталах 2020 года.

На сайте ФНС создана специальная страница , где можно ввести название, ИНН или ОГРН вашей компании, ответить на пару вопросов, и узнать, какие меры государственной поддержки распространяются именно на ваш бизнес.

Ситуация 1

Если Ваша компания или ИП находится одновременно и в списке наиболее пострадавших отраслей, и в едином реестре субъектов МСП .

По всем отсроченным налогам вводится рассрочка на погашение задолженности на 12 месяцев (начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором истекает перенесенный срок уплаты соответствующего налога).

Иными словами, начать уплату можно через месяц после наступления «новой» плановой даты, разбив сумму налогового платежа на 12 частей.

Специальные налоговые режимы

Вид налога

За период

Продление сроков уплаты

Плановая дата уплаты

Новая плановая дата в связи с продлением

«Зарплатные» налоги

Вид налога

За период

Продление сроков уплаты

Плановая дата уплаты

Новая плановая дата в связи с продлением

Налог на прибыль

Вид налога

За период

Продление сроков уплаты

Плановая дата уплаты

Новая плановая дата в связи с продлением

Прочие налоги

Вид налога

За период

Продление сроков уплаты

Плановая дата уплаты

Новая плановая дата в связи с продлением

Особые условия для Москвы

  • для организаций - плательщиков торгового сбора - срок уплаты за 1 кв. продлен до 31.12.2020
  • для организаций, осуществляющих деятельность в сфере торговли, общественного питания, туризма, культуры, физкультуры и спорта, организации досуга, предоставления гостиничных услуг, а также любых бытовых услуг населению срок уплаты налога на имущество и земельного налога за 1 квартал продлен до 31.12.2020 года

В реестре МСП для этого быть не обязательно.

Ситуация 2

Если Ваша компания или ИП находится в списке наиболее пострадавших отраслей, но НЕ входит в единый реестр субъектов МСП .

В срок до 01.12.2020 вы можете подать заявление на индивидуальную отсрочку (рассрочку) по налогам и страховым взносам при наличии одного из следующих условий:

  • снижение выручки в 2020 году более, чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года
  • получение налогового убытка по данным налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 года (при условии, что в 2019 году убыток отсутствовал)

Для организаций, зарегистрированных в 2019 году, для сравнения будут браться два квартала, предшествующие тому, когда было подано заявление.

Также на отсрочку (рассрочку по налогам и страховым взносам могут претендовать пострадавшие стратегические, градообразующие и системообразующие организации , которые не входят в перечень наиболее пострадавших отраслей. Такое право может быть предоставлено организации на основании особого распоряжения Правительства РФ.

Ситуация 3

Если Ваша компания НЕ относится к наиболее пострадавшим отраслям

Вы можете обратиться в налоговый орган для получения индивидуальной отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в связи с причинением организации ущерба в результате действия обстоятельств непреодолимой силы в общем порядке. В этом случае Вам придется документально доказывать, что ситуация, вызванная коронавирусом, причинила вашей организации ущерб.

При этом максимальная сумма налогов (страховых взносов) по которой будет предоставлена отсрочка (рассрочка) не может превышать стоимости чистых активов организации.

Если Вы не подходите ни под один из критериев, а имеющиеся в распоряжении компании средства разумнее пустить на спасение бизнеса, то остается только одно: вовремя сдать налоговую отчетность, но на свой страх и риск отложить сроки уплаты налогов.

В этом случае вам будут начислены пени за каждый день просрочки (но это все равно дешевле, чем брать кредит в банке на погашение кассового разрыва).

Условия для получения индивидуальной отсрочки налоговых платежей

Снижение выручки

Возможный срок для отсрочки (рассрочки) налоговых платежей

при отсутствии убытка в декларации по налогу на прибыль

при зафиксированном убытке в декларации по налогу на прибыль

С момента подачи заявления и до момента принятия решения налоговым органом, пени за просрочку уплаты налогов не начисляются и меры по взысканию задолженности не применяются.

Вместе с заявлением необходимо предоставить график погашения задолженности. Если организация рассчитывает на отсрочку или рассрочку на срок более 6 мес., потребуется залоговое обеспечение (недвижимость или банковская гарантия).

Вам нужно отсрочить оплату «импортного» НДС или заплатить налог частями? Не знаете, в каких случаях можно вообще не платить НДС с импортных операций? Любая компания может столкнуться с импортом в процессе своей деятельности. Чтобы узнать, как правильно рассчитать НДС и по возможности уменьшить, изучите статью, специально подготовленную для сайта Бухгалтерия.ру на основе материалов электронного Бератора (www.berator.ru).

Если ваша фирма импортирует товары, на таможне нужно заплатить НДС. Исключение сделано лишь для некоторых категорий товаров (они перечислены в статье 150 НК РФ).

Обратим ваше внимание на некоторые важные моменты.

1. НДС на таможне нужно заплатить в особом порядке: не по итогам того налогового периода (квартала), в котором товары были ввезены в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей.

Срок уплаты НДС при ввозе товаров зависит от таможенной процедуры, под которую помещают товары (п. 1 ст. 82 ТК ТС).

Если заявлен режим выпуска товаров для внутреннего потребления, то НДС нужно заплатить до их выпуска (пп. 1 п. 3 ст. 211 ТК ТС).

Если товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза, НДС платят до их выпуска при условии уплаты всех ввозных таможенных пошлин и налогов за весь срок временного ввоза (пп. 1 п. 3 ст. 283 ТК ТС). Иногда выпуск товаров производят и до подачи таможенной декларации. Тогда НДС нужно заплатить не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров (пп. 3 п. 2 ст. 197 ТК ТС).

2. Как рассчитать сумму НДС, которую нужно заплатить на таможне, записано в статье 160 Налогового кодекса.

Сумму налога рассчитывают по такой формуле:

Н = (ТС + ТП + А) × N : 100%,

где Н – сумма НДС, которую нужно заплатить на таможне;

ТС – таможенная стоимость импортированных товаров;

ТП – сумма уплаченной таможенной пошлины;

А – сумма уплаченного акциза;

N – ставка налога на добавленную стоимость, по которой облагаются импортированные товары.

Если импортированные товары освобождены от уплаты таможенных пошлин, при расчете суммы НДС предполагается, что ТП = 0; если товары не облагаются акцизами, – что А = 0.

3. НДС, уплаченный на таможне по импортированным товарам, можно принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

При этом должно выполняться такое условие: купленные товары должны быть приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи.

Обратите внимание: НДС принимают к вычету в том квартале, когда импортные товары были оприходованы на балансе фирмы. Перечислены к этому времени деньги за товар иностранному партнеру или нет – значения не имеет.

Документами, подтверждающими право на вычет, в данном случае будут внешнеэкономический договор (контракт), инвойс (счет) и таможенная декларация, где записана сумма НДС, уплаченного на таможне.

Однако фирмам-импортерам следует учитывать один нюанс.

Как правило, в платежных поручениях на перечисление авансовых платежей не указывают конкретное назначение денег. Это требование основано на положениях пункта 1 статьи 73 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Таким распоряжением является подача самой фирмой или ее представителем таможенной декларации. В ее графе 47 «Исчисление платежей» указывают налоговую базу, ставку и сумму НДС, а также код вида платежа (для импортного НДС – «30»). Однако таможенная декларация не является платежным документом. Она свидетельствует об уплате НДС лишь косвенно.

Этой формальностью нередко пользуются налоговые инспекторы, чтобы отказать импортерам в вычете НДС. Такой спор, например, рассмотрел Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа. Однако он отклонил обвинение инспекторов в том, что фирма не смогла доказать уплату импортного НДС.

Судьи сочли, что для вычета НДС, уплаченного на таможне, вполне достаточно внешнеэкономического контракта, платежного поручения на авансовый платеж и таможенной декларации (постановление от 14 мая 2007 г. № Ф0-42844/2007 (34026А0314)).

Как отложить уплату НДС на таможне

По разным причинам у импортера может не оказаться собственных средств, чтобы рассчитаться с таможней. Но без уплаты таможенных платежей фирма не получит ввезенный товар. Кроме того, если фирма пропустит срок уплаты НДС, таможенники начислят пени.

Таможенное законодательство разрешает фирмам отложить платеж. В качестве обеспечения можно использовать гарантии банков и страховых организаций, включенных в реестр ФТС России (приказ ФТС России от 2 июня 2011 г. № 1165).

Такой возможностью в настоящее время пользуется большинство участников внешнеэкономической деятельности.

Банковская гарантия обеспечивает выполнение российскими импортерами обязательств по уплате НДС на таможне, а также позволяет им не отвлекать значительных оборотных средств на уплату этого налога при импорте.

В соответствии с требованиями таможенного законодательства список банков и страховых организаций подлежит обязательному опубликованию (ст. 142 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311ФЗ).

Учтите, что, если сумма причитающегося к уплате НДС на таможне составляет менее 500 евро по курсу Банка России, установленному на день подачи таможенной декларации, представления обеспечения не требуется (п. 2 ст. 85 ТК ТС).

Как заплатить НДС в рассрочку

Таможенный кодекс дает возможность импортерам заплатить НДС в рассрочку.

Для этого они должны ввезти товар в режиме временного ввоза. Этим способом выгодно пользоваться фирмам, ввозящим оборудование по договору аренды на небольшой срок. При этом собственником оборудования должна оставаться иностранная фирма-арендодатель.

Если импортер заявляет режим временного ввоза, то товары полностью или частично освобождают от уплаты таможенных платежей, в том числе НДС.

Список товаров, которые полностью освобождают от таможенных платежей (кроме таможенных сборов), приведен в перечне, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 331.

Обратите внимание: для освобождения от таможенных платежей и НДС эти товары помещают под таможенный режим временного ввоза на срок не более одного года.

Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и НДС применяют в случае:

  • если срок ввоза превышает один год;
  • если вы ввозите товары, не указанные в перечне, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 331;
  • если вы ввозите основные средства.

При этом за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения этих товаров в России нужно заплатить 3% от суммы таможенных платежей и НДС, которые пришлось бы заплатить в случае обычного импорта этих товаров. Это так называемые периодические платежи. Их перечисляют не позднее последнего дня месяца, предшествующего месяцу, за который вносится периодический платеж.

Таким образом, фирма платит тот же самый НДС, но только в рассрочку.

Чтобы ввезти товар в режиме временного ввоза, импортер должен обратиться на таможню с заявлением. На основании этого заявления таможенники устанавливают срок временного ввоза. Он не может превышать два года.

НДС, уплаченный на таможне при временном ввозе товаров, можно принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). Для этого ввезенные товары должны быть приняты к учету и использоваться для операций, облагаемых НДС.

В этом случае НДС принимают к вычету по мере уплаты его таможенному органу (письмо Минфина России от 21 марта 2007 г. № 030708/47).

Отсрочка (рассрочка) уплаты НДС на таможне предоставляется «при наличии хотя бы одного из следующих оснований» (ст. 134 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»):

  • фирме причинен ущерб в результате чрезвычайных ситуаций (стихийного бедствия, аварии, пожара, технологической катастрофы);
  • в случае задержки финансирования из федерального бюджета или задержки оплаты выполненного госзаказа;
  • при осуществлении поставок по межправительственным соглашениям;
  • в случае, если импортируемые товары являются скоропортящимися.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты НДС принимает ФТС России или определяемый ею таможенный орган.

Когда фирма может не платить НДС при импорте

Часто российские фирмы, импортирующие технологическое оборудование, не заключают договор купли-продажи с иностранным партнером.

Они оформляют ввоз оборудования в Россию как взнос иностранного учредителя в свой уставный капитал.

Такая операция полностью освобождена от уплаты НДС и таможенных пошлин (п. 7 ст. 150 НК РФ, ст. 16 Федерального закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), но только при условии, что аналоги такого оборудования не производят в РФ.

Перечень технологического оборудования, аналоги которого не производят в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 года № 372.

Ввозится данное оборудование для внесения в качестве вклада в уставный капитал или нет, значения не имеет.

Напомним, что до 2009 года не облагали НДС только те операции по импорту технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), у которых целью ввоза был вклад в уставный капитал организаций (старая редакция п. 7 ст. 150 НК РФ).

При этом освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин действовало в случаях, если ввозимые товары:

  • не являлись подакцизными;
  • относились к основным средствам;
  • ввозились в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

В настоящее время операции по импорту технологического оборудования не облагают НДС при выполнении следующих условий:

  • аналоги ввозимого оборудования не производят в РФ;
  • оборудование входит в перечень, утвержденный Правительством Росийской Федерации от 30 апреля 2009 года № 372.

Если вы хотите исключить претензии со стороны налоговой инспекции и таможни, советуем проверить, соответствует ли код ввозимого вами оборудования коду товара по Товарной номенклатуре ВЭД Таможенного союза, указанному в перечне.

Обратите внимание: Налоговый кодекс не устанавливает каких-либо ограничений по использованию ввезенного технологического оборудования, аналоги которого не производят в Российской Федерации. Поэтому импортируемое технологическое оборудование компании могут использовать не только в производственных целях, но и для продажи.

Используйте возможность оптимизировать ваши ежемесячные налоговые расходы – изучите новый раздел Бератора «Экономим на налогах».

Специально для пользователей сайта www.buhgalteria.ru – скачайте Бератор для Windows абсолютно бесплатно и на деле убедитесь в его необходимости. Подробнее на сайте www.berator.ru


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


В 2021 году вступают в силу поправки в закон, касающиеся НДС: была изменена форма декларации, упрощён порядок выплаты компенсации при задержке возмещения, продлены пониженные ставки. В этой статье рассмотрим основные нововведения.

Изменения в форме декларации

Отчёт по НДС сдаётся ежеквартально — четыре раза в год не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом. До 25 января 2021 года подаётся декларация за IV квартал 2020 года, однако уже по новой форме. Закон, который вносит в неё улучшения, вступил в силу 1 января.

Форма декларации по НДС с 2021 года была утверждена в Приказе ФНС от 19.08.2020 № ЕД-7-3/591@ .

Во всех разделах были изменены штрихкоды, в первый раздел добавили новые строки 085, 090 и 095, некоторые коды операций переименовали, другие — добавили (приложение № 3 ). С титульного листа была убрана строка с кодом вида экономической деятельности (ОКВЭД).

Новые строки

В раздел 1 декларации добавлены:

  1. Строка 085 — «Признак СЗПК».
  2. Строка 090 — «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком, являющимся стороной СЗПК».
  3. Строка 095 — «Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета налогоплательщиком, являющимся стороной СЗПК».

Выплата процентов при задержке возмещения НДС

До 1 января 2021 года, если сотрудники налоговой службы задерживали оплату возмещения НДС, то получить проценты можно было только составив соответствующее заявление и направив его в ФНС. При этом сделать это нужно было до того, как инспекция вынесет решение.

Теперь подавать заявление в ИФНС не требуется — налоговые инспекторы самостоятельно будут начислять компенсацию за задержку возмещения НДС. Проценты за несвоевременное возмещение будут начисляться за каждый день просрочки исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Это правило закреплено в п. 10 ст. 176 НК РФ.

Национальная система прослеживаемости товаров

Национальная система прослеживаемости товаров будет введена на законодательном уровне 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 371-ФЗ). С её помощью будут обеспечены сбор, учёт и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости.

Цель этого нововведения — организация контроля за товарами от момента ввоза в страну до момента его реализации. Таким образом государством пытается предотвратить ввоз «серой» и контрафактной продукции из-за рубежа. Также, система обеспечит уменьшение случаев уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей.

Список товаров, которые будут подлежать процедуре прослеживаемости будут установлены Федеральным органом исполнительной власти. Им также будут установлены критерии, по которым товар попадёт в этот список.

Счета-фактуры, относящиеся к прослеживаемым товарам, продавцы должны будут оформлять в электронном виде, не считая исключений. Эта и другие особенности, касающиеся выставления счетов-фактур также установлены в федеральном законе N 371-ФЗ.

Освобождение от НДС для IT-компаний

Освобождение от НДС в 2021 году смогут получить IT-компании. 1 января вступили в силу изменения в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. В положении был уточнён порядок получения льготы.

Нормы, касающиеся исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, ноу-хау перенесли из подпункта 26 в подпункт 26.1.

Льготы с 1 января 2021 года распространяются на исключительные права на программы и базы данных, включённые в соответствующий реестр . Послабление предоставляется также для обновлений к этим программам и базам данных и дополнительным функциональным расширениям.

Федеральная налоговая служба выпустила документ, в котором обширно объясняется порядок предоставления льготы IT-компаниям → « Разъяснения о порядке правоприменения Федерального закона № 265 ».

Так, льготой не смогут воспользоваться компании, которые используют программное обеспечение для:

  • распространения рекламы;
  • размещения предложений для реализации товаров;
  • поиска потенциальных клиентов.

Льгота на НДС не распространяется также и на иные услуги, которые предоставляют IT-компании, если они не соответствуют условиям, описанным в дополненном подпункте.

Пониженная ставка НДС

Ставка НДС 10% для внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа продлена до конца 2021 года (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2015 № 83-ФЗ). Эти правила закреплены в пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ.

Для перелётов в Крым и обратно, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также для маршрутов, которые не предусматривают вылетов и посадок в Москве и Московской области, будет и дальше действовать ставка 0%.

Пониженная ставка будет продлена не для всех видов деятельности: при реализации услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды с правом выкупа она будет действовать до 1 января 2021 года. Затем ставка станет равно 20%.

Система «Tax Free»

1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 220-ФЗ, который вводит систему электронных чеков «Tax Free» (без сборов). Чеки для компенсации НДС иностранным гражданам теперь можно оформлять в электронном виде.

Электронные чеки подтверждают, что товары вывезены из России. Документы отправляются в таможенную службу, а оттуда — продавцам, которые и компенсируют НДС.

Вычет при переходе на ОСНО

Спецрежим ЕНВД официально стал недоступен 1 января 2021 года. Для тех налогоплательщиков, которые переходят с этого налогового режима на ОСНО предусмотрен вычет НДС.

Использовать возврат можно, если товары, работы, услуги, имущественные права приобретены во время применения ЕНВД, но не использовались до перехода на основной налоговый режим.

Однако, получить этот вычет можно только при переходе на ОСНО. При других спецрежимах возврат НДС недоступен.

Некоторые изменения продлевают уже действующие положения, другие — вводят новые. Каждое из них направлено на совершенствование налоговой системы в РФ.

Многие нововведения связаны с цифровизацией и внедрением возможности представления тех или иных сведений в электронном формате. Для того чтобы эти сведения обладали юридической значимостью, их заверяют с помощью электронной подписи, которую выдают удостоверяющие центры.

Удостоверяющий центр «Калуга Астрал» предлагает электронную подпись « Астрал-ЭТ » для участия в торгах, работы с госпорталами и электронного документооборота. К ней можно подключить один из тарифных планов: «ОФД», «Порталы» и «Торги». Выбор тарифного плана зависит от области применения электронной подписи, обеспечивая максимальное удобство пользования.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2021 г. № СД-4-3/1808@ О применении налоговых вычетов по НДС при приобретении у иностранной организации услуг в электронной форме и об учете расходов сумм НДС по оплаченным услугам, приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение (далее - Обращение) и по изложенным вопросам сообщает следующее.

Вопросы в отношении иностранной компании Booking.com B.V., изложенные в Обращении, касаются оказываемых данной компанией в пользу российских организаций (индивидуальных предпринимателей) услуг по он-лайн бронированию мест временного размещения и проживания физических лиц (посетителей). Российские организации - покупатели таких услуг уплачивают комиссию иностранной организации Booking.com B.V. в качестве вознаграждения за предоставление он-лайн платформы для установления контактов и заключения сделок между продавцом и покупателем, по смыслу абзаца 4 пункта 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). То есть в рассматриваемом случае, в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) применяется порядок, установленный для услуг, оказываемых в электронной форме, в соответствии с положениями статьи 174.2 Кодекса.

1. В отношении порядка реализации права на применение налоговых вычетов по НДС при приобретении у иностранной организации услуг в электронной форме.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 171 Кодекса налогоплательщики в случае приобретения у иностранных организаций услуг в электронной форме (далее - электронные услуги) имеют право на налоговый вычет по НДС, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы налога и указанием ИНН налогоплательщика и КПП иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты, включая сумму налога, иностранной организации.

Сведения, в частности, в отношении ИНН и КПП иностранных организаций - поставщиков электронных услуг, состоящих на учете в российском налоговом органе, указаны в соответствующем Перечне интернет-компаний, размещенном в электронном сервисе ФНС России "НДС-офис Интернет-компании" (https://lkioreg.nalog.ru/ru/registry).

Иностранной организации Booking.com B.V. в связи с оказанием услуг в электронной форме на территории Российской Федерации присвоены ИНН 9909287967/ КПП 997789001.

Рассмотрев приложенный к Обращению счет на оплату услуг по он-лайн бронированию, который выставляет компания Booking.com B.V. в адрес своих российских клиентов (гостиниц), установлено, что реквизиты компании Booking.com B.V. (ИНН/КПП) в расчетном документе указаны корректно. Также, выделена сумма НДС.

Таким образом, в представленных документах не выявлено каких-либо препятствий для реализации налогоплательщиком-покупателем (российской организацией / индивидуальным предпринимателем) права на вычет предъявляемого ему НДС при приобретении у иностранной организации Booking.com B.V. услуг в электронной форме.

Одновременно обращаем внимание на следующее.

В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внесению в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) подлежат сведения о юридических лицах, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, не подлежат внесению в ЕГРЮЛ.

Что касается сведений о представительстве Booking.com B.V. (НИДЕРЛАНДЫ), размещенных в информационном ресурсе, ссылка на который приведена в обращении, сообщается, что cайт https://vypiska-nalog.com не является официальным ресурсом ФНС России. За деятельность сторонних ресурсов, посвященных налоговой тематике, в том числе сервисов по поиску сведений об организациях, ФНС России ответственность не несёт. Официальный сайт ФНС России, содержащий интерактивные сервисы размещен в сети Интернет по адресу: www.nalog.gov.ru.

С учетом изложенного, в настоящий момент отсутствуют основания по принятию каких-либо мер по обновлению данных о компании Booking.com B.V. (ИНН 9909287967) в перечне интернет-компаний - поставщиков электронных услуг, состоящих на учете в российских налоговых органах.

2. В отношении порядка учета расходов сумм НДС по оплаченным услугам, приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).

Налогоплательщики, применяющие УСН, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса.

На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 налогоплательщик вправе учесть при определении налоговой базы суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с указанной статьей и статьей 346.17 Кодекса.

Расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса (пункт 2 статьи 346.16 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 252 Кодекса установлено, что расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Таким образом, в рассматриваемом случае, налогоплательщики, применяющие УСН, вправе при определении налоговой базы учесть расходы, подтвержденные договором и (или) расчетным документом с выделением суммы налога, а также документом на перечисление оплаты, включая сумму налога, иностранной организации.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

- порядок применения вычетов НДС при приобретении у иностранной организации услуг в электронной форме;

- особенности учета в рамках УСН расходов по оплаченным услугам.

Читайте также: