Нк рф ст 171 172 ндс

Опубликовано: 12.05.2024

Автор: Эстеркина Наталия Борисовна, преподаватель НОУ «Центр индивидуального образования»

Налоговый вычет – это право налогоплательщика, а не обязанность. Налогоплательщик вправе уменьшить сумму НДС за соответствующий налоговый период на сумму НДС, предъявленную поставщиком товаров, работ и услуги в иных случаях по ст.171,172. Заставить использовать это право нельзя налогоплательщика.

В соответствии с п.2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг для осуществления операций, признаваемые объектами налогообложения, а так же товаров, работ, услуг приобретенных для перепродажи.

Вычет заявляется на основании предъявленного счета-фактуры поставщиком, оформленного в соответствии с действующим законодательством (п.2 ст.171 НК РФ).

Суммы НДС исчисленная с предоплаты может быть заявлена в составе вычетов по мере реализации товаров, работ или услуг под которые получена предоплата.

Ввоз товара на таможенную территорию может быть заявлена в составе вычетов после принятия этих товаров к учету.

Суммы НДС исчисленные для выполнения строительно-монтажных работ для собственных нужд ( потребления) могут быть заявлены в составе налоговых вычетов последним числом налогового периода.

Сумма НДС с полученной предоплаты, в случае изменения, либо расторжения договора может быть заявлена в составе налоговых вычетов после возврата этой предоплаты.

Сумма НДС предъявленного покупателю с аванса , при этом поставщик выдает счет-фактурау на аванс ( счет 76.ВА) может быть заявлена в составе вычетов у покупателя. Причем можно заявлять НДС выборочно.

В соответствии со ст. 170 НК РФ если приобретенные товары, работы или услуги или имущественные права не будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС , то сумма НДС по приобретенным ценностям вычетам не подлежит, а включается в стоимость приобретенного имущества, либо в расходы для налога на прибыль.

Пример

Организация занимается реализацией медицинских товаров, эта деятельность не облагается НДС.

Все расходы данной компании, такие как аренда , материальные расходы и т.д., сумма выделенного НДС будет относиться к расходам.

Если суммы НДС ранее правомерны включены в состав налоговых вычетов, а далее Т,Р,У использовались для операций необлагаемых НДС или освобожденных от НДС, то сумма НДС подлежит восстановлению (начислению).

Сумма НДС по амортизационному имуществу восстанавливается при переходе на спецрежим (если по счетам 01,10,41 находиться остатки).

В соответствии со п.4 ст.170 НК РФ если налогоплательщик совершает операции которые облагаются НДС и не облагаются НДС, он обязан организовать раздельный учет.

Организовать самостоятельно в виде таблиц или бухгалтерских справок. Если раздельный учет не будет организован, то налоговые вычеты не учитываются и в расходы не включаются.

Налогоплательщик вправе не вести раздельный учет для операций облагаемых и не облагаемых НДС, если сумма расходов связанных с операциями облагаемые НДС не превышает 5% совокупной величины расходов на производство и реализацию товаров. В этом случае все суммы НДС подлежат вычету.

При распределении налога НДС применяется отношение: Доходы не облагаемые/Доходы.

Пример

Организация реализует 2 вида товаров: жизненно необходимой медицинской техники и мебель для мед. Персонала.

За аренду офиса было начислено 200 000 рублей, в т.ч. НДС 18 %

В соответствии с п.2 ст.149 товары жизненно необходимой медицинской техники не подлежат налогообложению НДС

Доходы от реализации жизненно необходимой техники составили 300 000 рублей

Доходы от продажи мебели для мед. Персонала составляли – 410 000 рублей

Необходимо найти сумму НДС, которая включена в состав расходов.

Для распределения НДС необходимо применить соотношение Доходы не облагаемые НДС/Доходы всего = 300 000/300 000+410 000 *100 %=42,25 % - это доля НДС которая включается в состав расходов.

Аренда офиса начислена в сумма 200 000 рублей. В т.ч. НДС – 30508,47

При организации раздельного учета необходимо определить сумму , которая включается в расходы: 30508,47*42,25%=12889,83

И сумму НДС, которая может быть включена в состав налоговых вычетов:

На основании ст.173 НК РФ, если налогоплательщик освобожден от обязанностей налогоплательщика, либо реализует товары, работы или услуги не подлежащие налогообложению НДС, но при этом выставляют счет-фактуру в котором выделяют НДС при реализации, то вся сумма НДС подлежит уплате в бюджет.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Глава 21. Налог на добавленную стоимость

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в порядке статьи 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 6 статьи 346.25 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Для целей главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации установлены различные налоговые ставки, в том числе 0 процентов, применение которых зависит от специфики реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, связанностью налоговых органов законом объясняется избранный законодателем вариант детального урегулирования порядка реализации права налогоплательщиков на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации, что соответствует Конституции Российской Федерации (постановления от 14 июля 2003 года N 12-П и от 23 декабря 2009 года N 20-П).

Статья 146 названного Кодекса определяет объект обложения налогом на добавленную стоимость, а также операции, которые не признаются объектом налогообложения в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу данного положения, а также с учетом того, что налог на добавленную стоимость - это налог, построенный по территориальному принципу, территориальная характеристика операции по выполнению работ и оказанию услуг является существенным признаком объекта обложения налогом на добавленную стоимость (Определение от 15 мая 2012 года N 873-О).

Так, возможность использования рыночных цен, определенных с учетом статьи 105.3 Кодекса, в качестве основы для определения налоговой базы предусмотрена главой 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" - в целях исчисления этого налога при совершении товарообменных операций, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю, оплате труда в натуральной форме (пункт 2 статьи 154 Кодекса), главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" - в целях исчисления этого налога при безвозмездном получении имущества, работ или услуг, при получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме (пункт 8 статьи 250 и пункты 4 - 6 статьи 274 Кодекса).

Принимая во внимание вышеизложенное, суды, руководствуясь положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для отказа в предоставлении обществу вычетов по НДС по спорной хозяйственной операции.

Как следует из пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2015 году), организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При этом анализ положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи позволяет признать, что документальное обоснование права на налоговые вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 N 14473/10). У налогового органа отсутствует обязанность доказывать, какими именно лицами фактически были выполнены работы, поскольку именно общество должно подтвердить реальное выполнение работ конкретным контрагентом, по взаимоотношениям с которым заявлена налоговая выгода.

Анализ положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи позволяет признать, что документальное обоснование права на налоговые вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 N 14473/10). У налогового органа отсутствует обязанность доказывать, какими именно лицами фактически были поставлены товары (выполнены работы, оказаны услуги), поскольку именно общество должно подтвердить реальное выполнение соответствующих обязательств конкретным контрагентом, по взаимоотношениям с которым заявлена налоговая выгода в виде вычетов по НДС.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае передачи имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

- гл. 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость";

- Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (до 01.01.2015);

Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) допускает составление счетов-фактур как в бумажном, так и в электронном виде (пункт 1 статьи 169 НК РФ). При этом зависимости применяемого вида счета-фактуры от вида, в котором составлен первичный учетный документ, являющийся основанием для выставления счета-фактуры, не установлено.

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177), а также положениями главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 27, ст. 4184) приказываю:

В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 27, ст. 4177) и положениями главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 321, ст. 3340; 2016, N 27, ст. 4184) приказываю:

- гл. 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость";

- Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (до 01.01.2015);

Нормами абзаца третьего пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях главы 21 Налогового кодекса РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. При этом коды видов перечисленных товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Между тем пункт 4.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривая (в период своего действия) правила определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при покупке имущества у должников-банкротов, сам по себе не устанавливал оснований или условий реализации права на налоговый вычет у получателей такого имущества, т.е. не возлагал обязанностей налоговых агентов на залоговых кредиторов, оставляющих предмет залога за собой, и не давал оснований к лишению этих лиц права на вычет предъявленных им сумм налога на добавленную стоимость. Следовательно, вопрос об их праве на вычет по налогу на добавленную стоимость подлежит разрешению по общим правилам главы 21 "Налог на добавленную стоимость" указанного Кодекса исходя из обстоятельств конкретного дела; отказ в этом праве должен во всяком случае иметь надлежащие законные основания и не может быть обусловлен лишь процедурой банкротства, тем более что ее правовые последствия не могут быть приравнены к обстоятельствам, исключающим право на соответствующий налоговый вычет, таким как незаконная налоговая выгода или, напротив, законное освобождение от налога.

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными Федеральными законами от 23.06.2016 N 187-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 187-ФЗ), от 02.06.2016 N 174-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 366-ФЗ), в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.

Законодатель принял ряд законов, которые изменили правила исчисления и уплаты НДС организациями и предпринимателями. Поправки объемные и касаются широкого круга налогоплательщиков. При этом некоторые из поправок носят технический характер. Рассмотрим наиболее важные и интересные из них.

Вычет НДС невозможен, если товар приобретен за счет субсидий

Неблагоприятные изменения затронут тех налогоплательщиков, которые приобретают товары, работы или услуги за счет бюджетных средств.

Напомним, что в настоящий момент действуют следующие правила. Если налогоплательщик принял НДС к вычету по товарам (работам, услугам), а позже затраты на их приобретение или на уплату ввозного НДС компенсируются за счет субсидий, то налог надо восстановить. С 01.01.2018 восстанавливать налог придется также при получении бюджетных инвестиций. Уточнены правила такого восстановления (пп. "в" п. 12 ст. 2 Закона № 335-ФЗ):

  • НДС восстанавливается независимо от того, включен он в субсидии (бюджетные инвестиции) или нет;
  • при частичном возмещении затрат сумма НДС восстанавливается в доле, которая определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг) без НДС, приобретенных за счет субсидий (бюджетных инвестиций), в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) без учета НДС. Ранее в такой ситуации контролирующие органы рекомендовали восстанавливать налог в части полученных субсидий (см. письмо Минфина России от 19.01.2012 № 03-07-11/15).

Законодатель не ограничился только восстановлением НДС, а запретил с 01.01.2018 заявлять вычет по товарам, работам и услугам (в т.ч. основным средствам и нематериальным активам), которые приобретены за счет субсидий или бюджетных инвестиций (пп. "б" п. 12 статьи 2 Закона № 335-ФЗ).

НДС, который не был принят к вычету, можно включить в расходы по налогу на прибыль при одновременном выполнении двух условий:

  • расходы на приобретенные товары, работы и услуги учитываются в расходах при исчислении прибыли, в т.ч. через начисленную амортизацию;
  • ведется раздельный учет сумм НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет субсидий или бюджетных инвестиций.

Поскольку изменения вступают в силу с 01.01.2018, не рекомендуем заявлять налоговый вычет по тем товарам, которые приобретены (отгружены продавцом) за счет субсидий (инвестиций) после 01.01.2018.

Раздельный учет НДС обязателен, даже если соблюдается правило 5 процентов

Если налогоплательщик осуществляет облагаемые и необлагаемые виды деятельности, он обязан вести раздельный учет хозопераций и сумм НДС (абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ). Однако из этого правила есть исключение – "правило 5 процентов". Оно предусматривает, что если доля совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию товаров (работ, услуг), которые НДС не облагаются, не превышает 5 процентов от общей суммы таких расходов за квартал, налогоплательщик может не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму "входного" НДС (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ, см. подробнее).

На практике эта норма вызывала спор: можно ли правило 5 процентов применять к товарам, используемым только в деятельности, которая НДС не облагается? Контролирующие органы и суды возражали против этого (см. п. 12 письма ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@).

С 01.01.2018 такой поход будет закреплен законом. Теперь правило 5 процентов будет применяться только к тем товарам (работам, услугам), которые используются одновременно как в облагаемых НДС операциях, так и необлагаемых.

Кроме того, с этой даты раздельный учет будут вести все налогоплательщики, которые осуществляют как облагаемые, так и необлагаемые операции. Исключений для тех, кто соблюдает правило 5 процентов, нет. Такие изменения закреплены в пп. "г" п. 12 ст. 2 Закона № 335-ФЗ.

От применения нулевой ставки НДС можно будет отказаться

Законодатель разрешил налогоплательщикам отказаться от применения нулевой ставки НДС по следующим операциям:

  • реализация товара на экспорт;
  • услуги по международной перевозке товаров и другие услуги, связанные с ней (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работы (услуги), выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, перечисленные в пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • услуги по транспортировке трубопроводным транспортом природного газа, перечисленные в пп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • услуги передачи по общероссийской электрической сети электроэнергии в энергосистемы иностранных государств (пп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работы и услуги по перевалке и хранению товаров в морских и речных портах (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • услуги по предоставлению ж/д вагонов и контейнеров, а также транспортно-экспедиционные услуги по транспортировке экспортированного (реэкспортированного) товара ж/д транспортом (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работы и услуги организаций внутреннего водного транспорта, перечисленные в пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Для применения по этим работам и услугам ставки 18 (10) процентов вместо нулевой нужно подать в налоговый орган заявление до 1-го числа квартала, с которого планируется эту ставку не применять. Отказаться от нулевой ставки НДС можно на срок не менее 12 месяцев. Причем отказ от нулевой ставки НДС распространяется сразу на все перечисленные выше операции налогоплательщика, а не какие-то отдельно. Нельзя применять разные налоговые ставки в зависимости от того, кто является покупателем.

Эти изменения, так долго ожидаемые многими налогоплательщиками, внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ. Они вступают в силу с 01.01.2018. Это означает, что уже с 1 января налогоплательщик может отказаться от применения нулевой ставки, подав до 9 января 2018 года (срок перенесен из-за праздников) соответствующее заявление в налоговый орган. Отказ от нулевой ставки избавит налогоплательщиков от достаточно сложной процедуры ее документального подтверждения, а контрагенты смогут заявить к вычету предъявленный им НДС по ставке 18 (10) процентов. Ранее контролирующие органы были против применения ставки 18 процентов вместо 0 и налогового вычета у контрагентов (см. статью-рекомендацию).

Скорректированы ставки НДС для авиаперевозчиков

К числу операций, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов, отнесены услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположен на территории Калининградской области. Для подтверждения нулевой ставки и вычетов налогоплательщик должен представить в налоговый орган реестр перевозочных документов. Такие изменения внесены п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2017 № 353-ФЗ. Они вступают в силу с 01.01.2018 и распространяются на услуги, оказанные после этой даты.

Кроме того, до 31.12.2020 продлено применение ставки НДС 10 процентов к внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, кроме полетов в Крым и Севастополь (пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Это изменение внесено ст. 4 Закона № 335-ФЗ.

Российская организация не будет налоговым агентом при приобретении услуг у иностранных IT-компании

С 01.01.2017 иностранные IT-компании (без обособленных подразделений в РФ), оказывающие услуги гражданам в электронной форме, обязаны встать на налоговый учет в РФ и платить НДС (п. 4.6 ст. 83, ст. 174.2 НК РФ, новость). Если такие услуги оказаны не физическим лицам, а российским организациям или предпринимателям, то исчисляют и уплачивают налог именно они в качестве налогового агента по правилам п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ (п. 9 ст. 174.2 НК РФ, см. подробнее).

Однако с 01.01.2019 эта обязанность для российских организаций и предпринимателей отменяется, поскольку платить НДС будут иностранные организации, которые оказали электронные услуги. Такие организации будут обязаны встать на налоговый учет в РФ по правилам п. 4.6 ст. 83 НК РФ. Исчислять НДС они будут исходя из фактических цен реализации услуг с применением расчетной ставки 15,25 процента на последний день налогового периода, в котором поступила оплата за них (п. 2, п. 5 ст. 174.2 НК РФ). При этом иностранные организации не выставляют счета-фактуры, не ведут книги продаж, покупок и журналы учета счетов-фактур (п. 3.2 ст. 169 НК РФ). Уплачивать налог и сдавать декларацию им придется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4, п. 7, п. 8 ст. 174.2 НК РФ). Декларацию такая организация подает через личный кабинет налогоплательщика. Если не может его использовать, то через оператора электронного документооборота (п. 8 ст. 174.2 НК РФ).

Несмотря на отсутствие счета-фактуры от иностранной компании, российский покупатель сможет заявить налоговый вычет (пп. "а" п. 13 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Согласно новому пункту 2.1 статьи 171 НК РФ вычет предоставляется при наличии:

  • договора или расчетного документа с выделением НДС и указанием ИНН и КПП иностранной организации. В законе отмечается, что сведения о таких иностранных организациях (наименование, ИНН, КПП, дата постановки на налоговый учет) размещаются на сайте ФНС России;
  • документов на перечисление иностранной организации оплаты с НДС.

Полагаем, что буквальное прочтение норм НК РФ позволит покупателя IT-услуг заявить вычет по ним в том периоде, в котором они оплачены.

Кроме того, законодатель уточнил, что не признаются посредниками, участвующими в расчетах (соответственно, налоговыми агентами по НДС), организации, которые являются субъектами национальной платежной системы, а также операторы связи, которые переводят денежные средства за услуги иностранных IT-компаний (пп. "в" п. 17 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Это правило действует с 01.01.2018.

Сельхозпроизводители будут платить НДС

Организации и предприниматели, уплачивающие ЕСХН, не являются плательщиками НДС (исключение – уплата НДС при ввозе, а также в соответствии со ст. 174.1 НК РФ по договору простого товарищества и др.). С 01.01.2018 этот список исключений дополнится операциями, перечисленными в ст. 161 НК РФ, по которым НДС платит налоговый агент (п. 57 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Таким образом, если плательщик ЕСХН осуществляет операции, перечисленные в ст. 161 НК РФ, то уплачивать НДС с них будет налоговый агент. Как правило, это покупатель.

Кроме того, с 01.01.2019 плательщики ЕСХН будут признаваться плательщиками НДС (п. 12 ст. 9 Закона № 335-ФЗ). Это означает, что они будут платить НДС по всем налогооблагаемым операциям. Но законодатель смягчил переход на уплату НДС, предусмотрев для них освобождение от НДС по новым правилам ст. 145 НК РФ. С 01.01.2019 плательщик ЕСХН сможет получить освобождение от НДС, если (пп. "а" п. 1 ст. 2 Закона № 335-ФЗ):

  • в этом же календарном году переходит на уплату ЕСХН;
  • либо за предшествующий налоговый период (календарный год) по ЕСХН сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) на данном режиме налогообложения без учета налога не превысила в совокупности:
    • за 2018 г. – 100 млн руб.
    • за 2019 г. – 90 млн руб.
    • за 2020 г. – 80 млн руб.
    • за 2021 г. – 70 млн руб.
    • за 2022 г. и последующие – 60 млн руб.

Для получения освобождения плательщик должен подать письменное уведомление в налоговый орган по месту учета. Сделать это нужно до 20-го числа месяца, с которого планируется использовать освобождение от НДС.

Право на освобождение утрачивается с 1 числа месяца, в котором:

  • сумма дохода от реализации товаров в пределах налогового периода на ЕСХН превысила установленный лимит (приведен выше);
  • осуществляется реализация подакцизных товаров.

В таком случае сумма НДС за указанный месяц должна быть восстановлена в бюджет. Обратите внимание: если плательщик ЕСХН утратил право на освобождение от НДС, повторно им воспользоваться уже не сможет.

Новые налоговые агенты по НДС – покупатели металла, шкур животных

Законодатель ввел новые случаи исчисления и перечисления НДС в бюджет налоговым агентами, добавив в статью 161 НК РФ пункт 8. С 01.01.2018 года исполнять обязанности налоговых агентов должны покупатели (организация и ИП) следующих товаров (пп. "б" п. 5 ст. 2 Закона № 335-ФЗ):

  • сырых шкур животных;
  • лома и отходов черных и цветных металлов. До 01.01.2018 эта операция освобождалась от НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, однако законодатель отменил эту льготу (п. 3 ст. 2 Закона № 335-ФЗ);
  • алюминия вторичного и его сплавов.

Налоговыми агентами признаются покупатели перечисленных товаров – организации и индивидуальные предприниматели, причем независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет. Физические лица без статуса предпринимателя налоговыми агентами не являются. Поэтому при реализации указанных товаров физическим лицам налог уплачивается в бюджет продавцом самостоятельно в обычном порядке (п. 10 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).

Еще один случай, когда обязанностей налогового агента не возникает – когда товар продает неплательщик НДС. При этом договор или первичный учетный документ должен содержать отметку "Без налога (НДС)". Если продавец поставил такую отметку ошибочно, обязанность исчислить НДС ложится на него, а не налогового агента. Агенты-покупатели будут получать от продавца специальный счет-фактуру с пометкой "НДС исчисляется налоговым агентом" и рассчитывать налог исходя из рыночной цены товара с учетом налога и ставки 18/118 (пп. "б" п. 6 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). При этом налоговую базу они должны будут определять на момент отгрузки товаров продавцом и на момент перечисления предоплаты за них (п. 9 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).

Кроме того, для таких налоговых агентов установлен специальный порядок определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет: исчисленная в качестве налогового агента в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ сумма НДС будет увеличиваться на суммы налога, восстановленные в соответствии с пп. 3 и пп. 4 п, 3 ст. 170 НК РФ, и уменьшаться на суммы налоговых вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ (пп. "б" п. 15 ст. 2 Закона № 335-ФЗ). Следовательно, если покупатель (налоговый агент) является плательщиком НДС, то сумма налога к уплате по таким операциям будет равна нулю.

Иностранец сможет вернуть НДС, уплаченный при приобретении товара в РФ (Tax Free)

Уже с 1 января 2018 года иностранный гражданин (не гражданин ЕАЭС), который вывозит за пределы ЕАЭС товар, приобретенный в розницу на территории РФ, может рассчитывать на компенсацию уплаченного НДС. Компенсироваться будет сумма уплаченного НДС за минусом стоимости услуг по компенсации налога. При этом сумма покупки за 1 календарный день должна быть не менее 10 тыс. рублей с учетом налога.

Чтобы получить компенсацию, иностранец должен потребовать у торговой организации специальный документ (чек). Он оформляется в единственной экземпляре на основании кассовых чеков. В дальнейшем на таком документе таможенный орган ставит отметку о вывозе товара за границу. Этот документ с отметкой таможенного органа и паспорт иностранца будут служить основанием для возврата ему НДС.

Возмещать НДС иностранцу будут организации розничной торговли, которые включены в перечень, утвержденный Минпромторгом РФ (пока не утвержден), или иные лица, действующие по соглашению с такими торговыми организациями. Такие положения содержатся в новой статье 169.1 НК РФ.

Организации, которые компенсировали НДС иностранцу, смогут принять его к вычету в пределах одного года с даты компенсации. Вычет предоставляется только после того, как компенсация НДС выплачена иностранцу, а также при наличии документа (чека) с отметкой таможенного органа о вывозе товара. Такой порядок предусмотрен п. 4.1 ст. 171 и п. 11 ст. 172 НК РФ.

Услуги организаций по возврату иностранцу НДС облагаются по нулевой ставке по п. 2.11 п. 1 ст. 164 НК РФ. Порядок ее подтверждения установлен новым п. 3.10 ст. 165 НК РФ. Эти изменения утверждены Федеральным законом от 27.11.2017 № 341-ФЗ и вступают в силу с 01.01.2018.

Кроме того, с 01.10.2018 будет организован электронный документооборот между магазином, ФНС и ФТС России. Предполагается, что организации, которые оформили иностранцу документы на возврат НДС, будут сообщать сведения о них в ФТС России, а таможенная служба в свою очередь передаст ФНС России данные о проставленных на таких документах отметках о вывозе товара за границу. Формат и порядок передачи таких сведений в электронной форме будет утвержден дополнительно (ст. 3 Закона № 341-ФЗ).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Справка по результатам изучения практики применения гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации в части предъявления налогового вычета [1]

Наибольшую часть споров по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), рассматриваемых арбитражными судами, составляют дела, связанные с правомерностью применения налогоплательщиком налогового вычета. Право налогоплательщика уменьшить общую сумму исчисленного НДС на сумму налоговых вычетов предусмотрено ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Для того чтобы воспользоваться правом принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам, налогоплательщику необходимо соблюсти ряд условий:

- НДС должен быть предъявлен продавцом при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) или фактически уплачен в случаях, предусмотренных главой 21 НК РФ (п.1 ст. 172 НК РФ) [2] ;

- наличие счета-фактуры, выставленного продавцом при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) или иных документов в случаях, предусмотренных главой 21 НК РФ (п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 169 НК РФ);

- товары (работы, услуги) должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, либо для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ);

- приобретенные товары должны быть приняты на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Только при выполнении совокупности вышеперечисленных условий налогоплательщик вправе принять к вычету суммы налога, уплаченного поставщику при приобретении товаров (работ, услуг), уменьшив тем самым налог, подлежащий уплате в бюджет.

Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации не раз подчеркивал в своих постановлениях, что при рассмотрении дела недопустимо установление только формальных условий применения нормы права, необходимо исследование фактических обстоятельств дела по существу [3] .

Так, при разрешении споров, связанных с исчислением НДС, суды исследуют не только формальное соблюдение налогоплательщиком условий, необходимых для принятия налога к вычету, но и все фактические обстоятельства, связанные с обоснованностью получения налоговой выгоды.

Уменьшение размера налоговой обязанности путем получения вычета в судебно-арбитражной практике признается налоговой выгодой. Это понятие относительно недавно введено Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды».

В целях получения налоговой выгоды налогоплательщик представляет налоговому органу документы, подтверждающие ее обоснованность.

Нередко обоснованность применения налогового вычета ставится под сомнение в связи с дефектными документами контрагента налогоплательщика (в частности, таким документом признается счет-фактура, выставленная поставщиком, сведения о котором отсутствуют в едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей).

Как следует из практики арбитражных судов по рассмотрению данной категории дел, одним из распространенных доводов налоговых органов в обоснование непринятия налога к вычету является наличие негативных сведений о поставщике: непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности, отсутствие организации по месту нахождения, а также отсутствие сведений о регистрации поставщика в едином государственном реестре.

Судебная практика однозначно подходит к решению вопроса о том, что такие факты, как отсутствие организации по юридическому адресу, непредставление поставщиком налоговой отчетности или представление нулевой отчетности сами по себе вне связи с другими обстоятельствами не являются основанием для отказа в принятии вычета сумм НДС, уплаченных такому поставщику. При этом суды обосновывают это тем, что осуществление налогоплательщиком права на налоговый вычет законодательством о налогах и сборах не ставится в зависимость от надлежащего исполнения налоговых обязательств его контрагентами [4] .

Вместе с тем анализ судебной практики показывает, что уплата НДС поставщику, не прошедшему государственную регистрацию и не имеющему идентификационного номера налогоплательщика, не дает право на применение налогового вычета, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 171 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия налогоплательщиком предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету. Счета-фактуры, составленные и выставленные продавцом с нарушением порядка, установленного п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.

Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 установлено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) непротиворечивы.

Таким образом, помимо полноты сведений о покупателе и продавце, содержащихся в счет-фактуре, эти сведения должны быть достоверными и непротиворечивыми.

Так, суды приходят к выводу, что счет-фактура, содержащий недостоверные сведения о продавце (в частности, указание фиктивного ИНН, не присваивавшегося ни одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю), не может являться основанием для применения налогового вычета. При этом суды обосновывают это следующим.

В силу п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) организации, запись о которых не внесена в единый государственный реестр, не приобретают правоспособность юридического лица. Следовательно, их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в соответствии со ст. 153 ГК РФ [5] .

Как следует из определения, содержащегося в п. 1 ст. 2 ГК РФ, при осуществлении предпринимательской деятельности могут возникать разные риски, в том числе и налоговые.

Следовательно, заключая договоры с поставщиками, не проверив их правоспособность, приняв от них документы, содержащие недостоверную информацию (ИНН), налогоплательщик берет на себя риск негативных последствий в виде невозможности применить налоговые вычеты по НДС, уплаченному лицам, не обладающим правоспособностью [6] .

Для того чтобы избежать таких последствий, налогоплательщик должен проявить необходимую степень осмотрительности и осторожности. При этом бремя доказывания факта действия налогоплательщика без должной осмотрительности и осторожности лежит на налоговом органе (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Как показывает анализ практики, суды считают достаточным доказательством непроявления должной осмотрительности в выборе контрагента, если налоговый орган представит доказательство, что поставщик не является зарегистрированным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, не состоит и никогда не состоял на налоговом учете.

Так, по делу №А60-32303/06 [7] суд, признавая правомерным отказ налогового органа в применении вычета, указал, что налогоплательщик при заключении договора не предпринял должных мер для выяснения регистрации контрагента.

По делу №А60-35264/05 [8] суд указал, что налогоплательщику при осуществлении сделок следовало проверять данные организации-контрагента, в частности, сведения из единого государственного реестра, которые являются общедоступными.

Вместе с тем необходимо отметить, что суды отклоняют доводы налогового органа об отсутствии сведений о государственной регистрации поставщика, если есть данные о непрохождении лицом перерегистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ. При таких обстоятельствах суд требует от налогового органа доказательств ликвидации юридического лица, не прошедшего перерегистрацию в установленном законом порядке, поскольку факт непрохождения перерегистрации не свидетельствует о том, что организация является несуществующей, а ранее выданное свидетельство недействительным [9] .

Кроме того, в судебной практике встречаются примеры, когда суд приходит к выводу о доказанности или недоказанности существования поставщика в зависимости от момента представления выписки из единого государственного реестра.

Так, по делу №А60-156/06 [10] суд отклонил довод налогового органа о том, что организация является несуществующим поставщиком, при этом исходил из того, что факт отсутствия продавца в ЕГРЮЛ на момент рассмотрения дела в арбитражном суде не является основанием для неприменения налогового вычета, налоговому органу необходимо было доказать, что организация не существовала ранее, на момент совершения хозяйственных операций.

Однако по другому делу №А60-35264/05 [11] суд признал достаточным и допустимым доказательством письмо налогового органа от 28.02.2007 в отношении организации-поставщика, с которым в 2002 г . налогоплательщик заключил сделку. Как указал суд, из письма налогового органа следует, что поставщик на налоговом учете не состоял, ИНН, указанный в счет-фактуре, никогда никакой организации не присваивался, регистрационное дело организации в инспекцию не передавалось. В связи с этим суд пришел к выводу, что не имеется доказательств того, что поставщик существовал и был зарегистрирован в установленном порядке на момент совершения сделки.

Таким образом, если в ходе рассмотрения дела суд посчитает доказанным, что поставщик не прошел государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, то предъявленная таким поставщиком счет-фактура не может служить основанием для предъявления налоговых вычетов по НДС, как содержащая недостоверные данные.

Несмотря на устоявшуюся судебную практику, что недобросовестное поведение поставщика (непредставление отчетности, неуплата налога в бюджет, отсутствие поставщика по юридическому адресу) само по себе не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении налогового вычета, один такой факт как отсутствие сведений о поставщике в едином государственном реестре, может оказаться достаточным основанием для того, чтобы суд пришел к выводу о необоснованности получения налоговой выгоды.

[1] Справка подготовлена по результатам изучения практики Арбитражного суда Свердловской области за 2006- 2007 г .г. В настоящей справке освещены некоторые вопросы, которые возникают у судов при разрешении споров о правомерности применения налогового вычета по НДС, уплаченного так называемым «несуществующим» поставщикам.

[2] До 01.01.2006 фактическая уплата НДС налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) являлась общим и обязательным условием для применения налоговых вычетов.

[3] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 № 12-П .

[4] Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2006 по делу №А60-3651/07-С2, решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2007 по делу №А60-33589/06, А60-36502/06, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.06.2007 №Ф09-4377/07-С3.

[5] Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.05.2006, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.09.2006 №Ф09-7993/06-С2.

[6] Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2007 по делу №А60-35264/05, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2007 №Ф09-2389/07-С2.

[7] Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2007 №Ф09-2389/07-С2.

[8] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2007 №17АП-2551/07-АК.

[9] Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2006 по делу №А60-23016/06-С5, решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.09.2007 по делу №А60-8647/07-С6.

[10] Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2006 по делу №А60-156/06-С5.

[11] Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.02.2007 по делу №А60-35264/05, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2007 №17АП-2551/07-АК.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Читайте также: