Ндс зачет по электроэнергии

Опубликовано: 14.05.2024

Учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг?

27 декабря 2016 года появилось письмо ФНС РФ N СД-19-3/197, в котором служба пояснила, что при приобретении КУ потребителями сумма НДС всегда учитывается в цене коммунальных услуг.

Подробнее о содержании письма расскажем сегодня.

Заключение договоров предоставления коммунальных услуг

Цена коммунальных услуг

В Федеральную налоговую службу часто поступают вопросы о том, выставляется ли НДС при приобретении потребителями коммунальных услуг. Поэтому ведомство составило письмо, в котором разъяснило, учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения считаются:

  • операции по осуществлению товаров, работ и услуг на территории России,
  • передача имущественных прав.

Другие операции налогами не облагаются. Полных их перечень представлен в ст. 149 НК РФ. Нас интересует пп. 29 п. 3 указанной статьи, согласно которому не подлежит налогообложению реализация КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.

ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Правила предоставления коммунальных услуг в 2017 году

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, осуществляемые организациями коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС.

Что такое организация коммунального комплекса, объясняет Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Это юридическое лицо:

  • занимающееся системами коммунальной инфраструктуры,
  • эксплуатирующее объекты для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма юридического лица не важна, чего не скажешь о порядке использования системы коммунальной инфраструктуры.

Она должна применяться для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

П. 1 ст. 168 НК РФ определяет, что при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Планируемые изменения в нормативах потребления коммунальных услуг

НДС на коммунальные услуги

Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Когда дальше УО поставляет коммунальные услуги потребителям, НДС она не прибавляет (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, предъявлённые управляющей организации организациями коммунального комплекса, учитываются УО в стоимости приобретённых КУ.

Поэтому потребители оплачивают КУ по стоимости, в которой уже учтена сумма НДС.

ФНС РФ приводит пример. Организация коммунального комплекса предоставляет коммунальную услугу управляющей организации по тарифу и НДС согласно этому тарифу: 100 и 18 рублей соответственно.

НДС УО учитывает в стоимости приобретённых коммунальных услуг и поставляет их потребителям за 118 рублей с учётом НДС.

ФНС РФ напоминает, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ управляющая организация может отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если УО выбирает этот вариант, то потребители оплачивают тариф, увеличенный на сумму НДС – 118 рублей, из которых 100 рублей – тариф и 18 рублей – НДС. Поэтому потребители приобретают коммунальные услуги с уже учтённой суммой НДС.

Московским арбитражным судом рассмотрено дело о начислении НДС за украденное электричество. Андрей Дмитриенко, руководитель направления по налоговым спорам Департамента корпоративного налогообложения ALTHAUS Group, узнал, в чем же спорность ситуации и рассказал, какие аргументы приводили компания и ФНС во время судебного разбирательства.

Кражи, тепловые потери, бездоговорное пользование электроэнергией. Подобные ситуации не так уж редки в практике предприятий, и каждый раз возникает вопрос, необходимо ли уплачивать НДС с сумм, поступающих в оплату таких потерь. И хотя на законодательном уровне данная проблема не решена, однако в судебной практике подобные дела разрешаются, как правило, не в пользу фискальных органов. Налогоплательщики не находили поддержки у арбитров в тех случаях, когда не соблюдали ряд условий, сформированных в практике судов. Такие условия закреплены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Изучим его подробнее.

Нормативное обоснование

Во-первых, в пункте 10 Постановления арбитры сделали вывод, что при определении налоговых последствий выбытия имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), необходимо иметь в виду, что, исходя из содержания пункта 1 статьи 146 НК РФ, такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения.

Налогоплательщики не находили поддержки у арбитров в тех случаях, когда не соблюдали ряд условий, сформированных в практике судов. Такие условия закреплены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Во-вторых, арбитры не ограничились нормативным обоснованием, но дополнительно указали, что при рассмотрении таких споров необходимо обращать внимание на наличие достоверного и полного документального оформления факта выбытия и обстоятельств выбытия, подтверждающих, что имущество выбыло не по воле компании, а не было передано третьим лицам по сделке. При оценке достоверности и полноты представленных документов в подтверждение факта и обстоятельств выбытия судам следует учитывать характер деятельности фирмы, условия ее хозяйствования, принимать во внимание соответствие объемов и частоты выбытия имущества обычному для такой деятельности уровню и иные подобные обстоятельства, а также оценивать возражения налогового органа относительно вероятности выбытия имущества по указанным налогоплательщиком причинам, в частности доводы о чрезмерности потерь.

Несмотря на это, инспекции по-прежнему пытаются взыскивать НДС в подобных случаях. И арбитражные суды вынуждены решать вопрос об отнесении подобных операций к облагаемым НДС.

Причина спора

Сетевая компания, руководствуясь нормами действующего законодательства в сфере электроэнергетики, в ходе своей работы неоднократно выявляла факты бездоговорного потребления электроэнергии физическими лицами и организациями. Данные факты документально оформлялись в установленном порядке, и впоследствии проводилась работа по взысканию стоимости электроэнергии, потребленной без надлежащего учета.

Инспекторы, выявив при проведении проверки данные обстоятельства, решили, что стоимость неучтенной потребленной электроэнергии, зафиксированная в актах, должна быть включена в налоговую базу по НДС, и произвели доначисление. Поскольку вышестоящий налоговый орган оставил решение инспекции в силе, фирма оспорила его в суде.

Позиция налогового органа

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При определении базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов компании, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). При этом доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено статьей 154 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. По мнению инспекции, стоимость бездоговорного потребления электроэнергии, определенная в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 года и Постановлением Правительства № 442 от 4 мая 2012 года в актах о неучтенном потреблении электрической энергии, подлежит включению в налогооблагаемую базу по НДС.

Стоимость бездоговорного потребления электроэнергии не подлежит включению в базу по НДС, поскольку является неосновательным обогащением потребителя (ст. 1102 ГК РФ), взыскание сумм неосновательного обогащения является, по сути, возмещением убытков, а не оплатой товара, полученного по договору. Платежи, поступившие сетевой компании при взыскании неосновательного обогащения, не подлежат включению в налогооблагаемую базу НДС.

Арбитражный и апелляционный арбитражный суды поддержали позицию инспекции и отказали компании в удовлетворении требований. Но, в конечном счете, арбитражный суд округа отменил судебные акты, вынесенные нижестоящими инстанциями, и направил дело на новое рассмотрение, указав на неправильное применение норм права.

Основная аргументация

Аргументация налогового органа в таких делах сводится к ссылкам на нормы: статью 146 и статью 153 НК РФ, которые трактуются расширительно, в части порядка определения выручки от реализации, а именно слова «выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика». При этом инспекторы «забывают» и про само понятие реализации, данное в статье 39 НК РФ, и про норму статьи 153 НК РФ, в соответствии с которой доходы, формирующие выручку компании, должны быть связанны с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). В данном случае также на руку налоговикам сыграло и внедоговорное потребление, оформленное фирмой в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, путем составления актов о неучтенном потреблении электроэнергии, которые содержали информацию об объеме потребленной электроэнергии и ее стоимости. Имея на руках такие аргументы, налоговый орган не стал анализировать отношения, возникающие между потребителем и сетевой компанией в случае бездоговорного потребления, а просто доначислил налогоплательщику НДС.

Особое противоречие

В то же время реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица (п. 1 ст. 39 НК РФ). В рассматриваемом случае ни о какой передаче на возмездной основе, т. е. с согласия и по воле сторон, речь не идет. Выбытие электроэнергии происходит вне зависимости от желания сетевой компании. Факт, место и время подключения, объем «перехватываемой» энергии определяется потребителем, а договор между потребителем и сетевой компанией в установленном порядке не заключается. При таких фактических обстоятельствах стоимость бездоговорно потребленной электроэнергии составляет неосновательное обогащение у потребителя, которое может быть взыскано фирмой с потребителя на основании норм главы 60 ГК РФ.

Кражи, тепловые потери, бездоговорное пользование электроэнергией. Подобные ситуации не так уж редки в практике предприятий, и каждый раз возникает вопрос, необходимо ли уплачивать НДС с сумм, поступающих в оплату таких потерь?

Применение норм Постановлений Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 года и № 442 от 4 мая 2012 года не позволяет установить фактический объем электроэнергии, потребленной с нарушением установленного порядка. Правила составления актов о неучтенном потреблении предусматривают расчетное определение количества электроэнергии как количество энергии, потребленной в течение суток на максимальной мощности энергопотребляющего устройства. Такой порядок имеет скорее штрафной характер, так как не связан с установлением размера фактически потребленной электроэнергии. Таким образом, оплата потребителем электроэнергии является возмещением ущерба, а не оплатой энергии, переданной по договору. Сам по себе факт оплаты не является налогооблагаемой операцией по НДС.

Ошибочное выставление

Дополнительно арбитражный суд округа отметил, что даже ошибочное выставление налогоплательщиком счетов-фактур по операциям, не являющимся объектами налогообложения по НДС, не приводит к возникновению обязанности по уплате налога в отношении последующих аналогичных операций, также не являющихся объектами налогообложения по НДС (Постановление Конституционного суда РФ от 3 июня 2014 г. № 17-П). Суд также сослался на пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», в соответствии с которым при определении налоговых последствий списания имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), необходимо иметь в виду, что, исходя из содержания пункта 1 статьи 146 НК РФ, такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения.

Исходя из этого можно утверждать, что статья 39 НК РФ к рассматриваемым отношениям не применима, а поступающая оплата не образует выручку, формирующую налоговую базу НДС (ст. 146 НК РФ).


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Михаил Кобрин

Почему возникает переплата по НДС

Самая распространенная причина переплаты — ошибка в отчете или платежном поручении. Вот несколько примеров.


  • Бухгалтер сдал неверную Декларацию по НДС и уплатил по ней налог. Скажем, забыл указать в книге покупок счет-фактуру с суммой НДС к вычету. Спустя время он замечает ошибку и подает уточненку, где налог к уплате меньше. Выходит, что у бюджета возникает долг перед компанией.
  • При заполнении платежки допустили техническую ошибку и перепутали цифры местами. Вместо 150 000 руб., написали 510 000 руб. Было излишне уплачено 360 000 руб.

Еще одна причина — ошибки налоговой. Например, ФНС может дважды списать налог с расчетного счета по требованию. Это происходит редко, но вероятность есть.

Как узнать о переплате по НДС

Налоговая обязана уведомить налогоплательщика об излишне уплаченных налогах в течение 10 дней с момента обнаружения (п. 3 ст. 78 НК РФ). Это правило действует с 1 октября 2020 года, так что факт переплаты мимо вас не пройдет.

Второй вариант — самостоятельная проверка. Для этого запросите сверку с налоговой или справку о состоянии расчетов по форме КНД 1160081. Из этих документов вы увидите имеющиеся переплаты.

Что делать с переплатой по налогу

К переплате относятся по-разному. Для одних компаний переплата в 100 рублей — это критично, а для других и 10 000 рублей — это слабо ощутимая сумма. Выбор варианта зависит от подхода руководства и размеров компании.

Оставить все как есть

Этот подход работает, если переплата составляет копейки. Но что делать, если переплата превышает десятки тысяч рублей? В такой ситуации «замораживать» оборотку компании не стоит.

Зачет НДС

Сумму переплаты можно направлять на погашение других налогов, пеней и штрафов. До октября 2020 года НДС зачитывали только для уплаты налогов федерального уровня. Например, это налог на прибыль или на добычу полезных ископаемых. Использовать переплату для погашения региональный и местных платежей было нельзя.

С 1 октября 2020 года этот порядок упростили. Теперь зачесть излишне уплаченный НДС можно на региональные или местные налоги и штрафы по ним (Федеральный закон № 325-ФЗ от 29.09.2019 года).

Но есть ограничения. Использовать переплату по НДС в для погашения других налогов нельзя, если у вас есть задолженность, пени и штрафы. Для начала придется произвести зачет по ним (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Возврат переплаты

Сумму переплаты можно вернуть на счет компании. Но если у вас есть задолженность перед бюджетом, то сумма переплаты будет зачтена для ее погашения. А остаток вернут на банковский счет.

Налоговая часто подолгу возвращает деньги из бюджета, а вот зачет делает охотнее.

В какой срок нужно зачесть переплату

Использовать переплату по НДС можно в течение 3 лет. Срок начинает идти со дня вашего извещения, но налоговая чаще всего отсчитывает трехлетний срок со дня уплаты налога — по мнению инспекторов, узнать о переплате вы должны именно в этот день.

Несмотря на то, что инспекция должна уведомить о переплате налога в течение 10 дней, на срок возмещения это никак не влияет. Позиция судов такова, что налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налоги и, следовательно, знать о размере своих обязательств. Поэтому, даже если налоговая не известила о переплате в течение 3-х лет, зачесть НДС будет сложно даже через суд.

Как провести зачет переплаты по НДС

Процедуру зачета НДС выполняют в четыре этапа.

Этап 1 — Запросите акт сверки с налоговой

Налоговая может забыть известить вас о переплате. Тогда действуйте самостоятельно.

Подайте в ИФНС заявление о сверке лично или через электронные каналы связи. В течение 5 дней налоговая направит вам акт. Сверьте его со своими данными. Если возражений нет, подпишите и отдайте один экземпляр в налоговую. Если с чем-то не согласны, в конце раздела 1 напишите «акт подписан с разногласиями».

Вместо акта можно запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом. Она поступит за 5 рабочих дней.

Этап 2 — Выберите налог для зачета переплаты

Этап 3 — Подайте заявление о зачете

Сделать это это в свободной форме или по шаблону. По одному заявлению делают зачет переплаты для погашения одного налога. Если суммы переплаты хватает на уплату еще одного налога или штрафа, подготовьте второе заявление.

Зачесть излишне уплаченный налог можно в счет долга или предстоящих платежей. Часто налоговая автоматически засчитывает переплату по одному налогу в счет задолженности по другому. Но пени по задолженности вам все равно начислят с момента возникновения долга и до дня принятия решения о зачете. Поэтому заявление подавайте заранее.

С заявлением подайте документы, которые подтвердят переплату: справку о состоянии расчетов с бюджетом, акт сверки, платежное поручение, декларация и так далее.

Подать заявление можно лично, почтой или в электронном виде.

Этап 4 — Ожидайте решения инспекции

У ИФНС есть 10 дней с момента подачи заявления на вынесение решения. При этом инспекция может попросить подписать акт сверки, если вы не сделали это на первом этапе. Тогда отсчет 10 дней начнется с момента подписания документа.

Ждать придётся дольше, если переплата появилась из-за подачи уточненки вместе с заявлением. Тогда решение о зачете примут в течение 10 дней после проведений камеральной проверки новой декларации, которая длится 3 месяца.

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия заполняет декларации по налогам без ошибок. У нас есть встроенная система проверки, которая автоматически сверяет все контрольные соотношения и дает рекомендации, чтобы избежать штрафов и легально сократить сумму НДС к уплате. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Нередко при аренде жилых помещений арендодатели отказываются включать в стоимость арендной платы по договору расходы на коммунальные услуги, в том числе на электроэнергию. На данные расходы оформляются отдельно выставленные счет.

В статье рассмотрен вопрос о том, правомерно ли оформление счетов-фактур в данном случаи и может ли арендатор принять к вычету налог на добавленную стоимость (НДС) по расходам на электроэнергию.

В соответствии с п. 3 статьи 168 Налогового кодекса (НК) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. Кроме продавца счет-фактуру могут выставить комиссионер и агент, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени.

Согласно п. 22 Информационного письма Президиум ВАС РФ от 11.01.2002 №66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" заключенное арендодателем и арендатором соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса (ГК) сторонами в договоре на энергоснабжение являются энергоснабжающая организация и абонент (потребитель), имеющий энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.

Соглашение на постребление электроэнергии участники аренды могут назвать договором на поставку (отпуск) и потребление электрической энергии за плату, указав при этом основанием для его заключения договор аренды и поименовав себя арендодателем и арендатором. Арендодатель в рамках такого соглашения не выступает ни в роли продавца, ни в роли комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени.

Арендодатель не может являться энергоснабжающей организацией для арендатора, поскольку сам в качестве абонента получает электроэнергию для снабжения здания у энергоснабжающей организации.

Значит, относить операции по поставке (отпуску) электроэнергии в рассматриваемом случае к операциям по реализации товаров для целей НДС оснований не имеется. В связи с этим данные операции объектом налогообложения НДС не являются и, соответственно, счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором, арендодателем не выставляются (Письмо Минфина от 3 марта 2006 г. №03-04-15/52).

На основании норм статьи 170 НК суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) в случае их использования для осуществления операций, не облагаемых НДС, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим по договорам, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения оплата электроэнергии не включается, у арендодателя не подлежат вычету суммы НДС по электроэнергии, предъявленные ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором.

Учитывая, что арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и поэтому не имеет счета-фактуры по потребленной им электроэнергии, права на вычет налога на добавленную стоимость, перечисленного арендатором арендодателю в составе суммы компенсации, у арендатора не возникает.

Данный вопрос рассмотрен в Письме Минфина от 6 сентября 2005 г. №07-05-06/234.

В соответствии с п. 3 статьи 168 НК счета-фактуры выставляются при реализации товаров (работ, услуг). В связи с этим если согласно договору на оказание услуг по предоставлению в аренду помещений расходы арендодателя по оплате электроэнергии не включаются в стоимость арендой платы, а перечисляются арендатором в порядке компенсации расходов арендодателя по оплате электроэнергии с НДС, то счета-фактуры по электроэнергии арендодателем арендаторам не выставляются.

Что касается регистрации арендодателем в книге покупок счетов-фактур по электроэнергии, полученных от энергоснабжающей организации, то на основании п. 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг продаж и книг покупок при расчетах по НДС (утверждены Постановлением Правительства от 2 декабря 2000 г. №914), покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Поэтому в данной ситуации одним из возможных вариантов регистрации арендодателем указанных счетов-фактур в книге покупок может быть их регистрация без учета сумм по электроэнергии, потребленной арендатором.

Отсюда вывод: при включении коммунальных расходов в сумму арендной платы либо на основании дополнительного соглашения к договору аренды перевыставление коммунальных платежей приравнивается к арендной плате; в данном случаи арендодатель выставляет счет-фактуру и арендатор принимает НДС к вычету.

Если договор аренды предусматривает две части арендной платы: фиксированную (основную) и переменную (дополнительную), арендная плата облагается НДС со всей суммы.

Переменная часть складывается, в частности, из суммы коммунальных платежей.

При этом согласно Письму Минфина от 19 сентября 2006 г. №03-06-01-04/175 арендодатель выставляет счет-фактуру арендатору и на сумму переменной части.

Согласно п. 5 Письма МНС от 21 мая 2001 г. №ВГ-6-03/404 если счет - фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия НДС к вычету является счет - фактура, полученный от посредника.

Счет - фактура выставляется посредником комитенту, принципалу с отражением показателей из счета - фактуры, выставленного продавцом посреднику. Оба счета - фактуры у посредника в книге покупок и книге продаж не регистрируются.

Комиссионер и агент могут указать сумму посреднического вознаграждения в одном счете - фактуре со стоимостью товаров (работ, услуг) отдельными строками с указанием соответствующих сумм НДС.

При реализации посредником от своего имени одному покупателю товаров (работ, услуг) комитента, принципала одновременно с реализацией собственных товаров (работ, услуг) данному покупателю посредник может выставить единый счет - фактуру на указанные товары (работы, услуги).

Согласно статье 545 ГК абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК.

Таким образом, согласно ГК при наличии соответствующих условий в договоре между абонентом и снабжающей организацией арендодатель (абонент) может передавать субарендатору расходы по оплате коммунальных платежей.

В соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 22 декабря 2005 г. N А56-37483/04 если в договорах с энергоснабжающими организациями инспекцией не установлено отсутствие таких условий, то не запрещено перевыставление абонентом (арендатором) счетов на оплату коммунальных услуг субабоненту (субарендатору).

Более того, согласно п. 2 статьи 528 ГК к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.


Внимание! Все выводы, приведенные в данной статье, относятся не только к расходам по электроэнергии, но также и к иным видам коммунальных услуг.

Понедельник
17 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

О применении вычетов по НДС при приобретении сетевыми организациями электроэнергии для компенсации потерь в сетях, возникающих при ее транспортировке

Вопрос: О применении вычетов по НДС при приобретении сетевыми организациями электроэнергии для компенсации потерь в сетях, возникающих при ее транспортировке.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2014 г. N 03-07-11/56886

В связи письмом по вопросу правомерности применения вычетов налога на добавленную стоимость в связи с приобретением (компенсацией) сетевыми организациями потерь электроэнергии, возникающих в объектах сетевого хозяйства при ее транспортировке, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
На основании "пункта 1 статьи 171" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со "статьей 166" Кодекса, на установленные "статьей 171" Кодекса налоговые вычеты.
Согласно "пункту 2 статьи 171" и "пункту 1 статьи 172" Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам после принятия этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с "пунктом 3 статьи 32" Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.
Кроме того, "пунктом 4" Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" установлено, что сетевые организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, выступают как потребители.
Таким образом, обязанность приобретать электроэнергию по договорам купли-продажи в целях компенсации потерь возложена на владельцев электросетевого оборудования указанными выше нормативными правовыми актами.
Арбитражные суды, признавая правомерность принятия сетевыми организациями к вычету сумм налога, предъявленных им при оплате (компенсации) фактических потерь электроэнергии, исходят из того, что услуги по передаче электрической энергии являются операциями, облагаемыми налогом на добавленную стоимость, а расходы на приобретение электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях непосредственно связаны с этой деятельностью (постановления: ФАС Поволжского округа от 08.10.2010 по делу "N А55-26988/2009", ФАС Уральского округа от 08.12.2010 по делу "N Ф09-10415/10-С2", ФАС Дальневосточного округа от 11.05.2007 по делу "N Ф03-А51/07-2/974", ФАС Северо-Кавказского округа от 13.04.2012 по делу "N А01-1386/2011", ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2014 по делу "N А32-34138/2012").
Кроме того, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в "постановлении" от 23.11.2010 N 9202/10 указал, что если приобретение товара вменено налогоплательщику законом и не зависит от его усмотрения, то операции по приобретению таких товаров должны признаваться связанными с осуществлением налогооблагаемых операций, в связи с чем налог на добавленную стоимость, предъявленный к оплате поставщиками такого товара, может быть принят к вычету в общеустановленном порядке.
Учитывая изложенное, поскольку услуги по передаче электроэнергии являются операциями, облагаемым налогом на добавленную стоимость, а приобретение электроэнергии для компенсации сверхнормативных потерь в сетях непосредственно связано с этой деятельностью и осуществляется в силу прямого указания закона, сетевая организация на основании указанных выше статей "Кодекса" вправе принять к вычету налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиком электроэнергии.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
О.Ф.ЦИБИЗОВА

Читайте также: