Ндс включается в цену следующих услуг по обслуживанию морских судов

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 03-07-07/8117 О применении НДС при реализации услуг по обслуживанию судов в морском порту

Вопрос: ПАО на основании договоров, заключенных с судовладельцами (агентами судовладельцев) осуществляет в порту обслуживание судов портового флота (буксиров, плавбункеровщиков, пожарных судов и т.п.) и оказывает в отношении таких судов следующие услуги:

- снятие с судов мусора;

- снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод;

Перечисленные суда портового флота осуществляют свою деятельность исключительно на акватории порта и относятся к морским судам и судам внутреннего плавания.

Положениями подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что услуги по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах освобождаются от налогообложения НДС.

применяется ли к перечисленным выше услугам, оказываемым в порту по обслуживанию судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, освобождение от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по обслуживанию судов в морском порту Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

По мнению Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России, изложенному в письме от 5 февраля 2020 г. N Д5/2480-ИС, к обслуживанию судна в морском порту относятся выполнение работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора).

Таким образом, в отношении выполнения работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора), могут применяться положения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса об освобождении данных операций от налогообложения НДС.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

От НДС могут освобождаться работы и услуги, связанные с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу:

- материально-техническое и продовольственное снабжение;

- снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод;


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плавинская Галина Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы освобождения от налогообложения НДС реализации работ (услуг) по обслуживанию судов в период стоянки в порту. Приводится расшифровка понятия”обслуживание судов”, а также мнение контролирующих и судебных органов по рассматриваемому вопросу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плавинская Галина Алексеевна

Vat calculation at servicing of vessels in port

In the article questions of tax exemption with the VAT of works (services) realization in servicing of vessels in the period of mooring in port are considered. ”Servicing of vessels” concept interpretation, and also supervisory bodies and judicial bodies opinion on the concerned question is given.

Текст научной работы на тему «Исчисление НДС при обслуживании судов в порту»

ИСЧИСЛЕНИЕ НДС при обслуживании СУДОВ в порту

Плавинская Галина Алексеевнв - к.э.н. доцент, исполнительный директор Отраслевого центра по налоговому консультированию на водном транспорте ФГОУ ВПО ГМА им. адм. С. О. Макарова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы освобождения от налогообложения НДС реализации работ (услуг) по обслуживанию судов в период стоянки в порту. Приводится расшифровка понятия ”обслуживание судов”, а также мнение контролирующих и судебных органов по рассматриваемому вопросу.

Ключевые слова: освобождение от налогообложения НДС, обслуживание морских судов, морской порт, договор буксировки, услуги по бункеровке, ремонт судов в порту.

Налоговым кодексом РФ (НК РФ) предусмотрено освобождение от налогообложения НДС реализации на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка (пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ). Так как льгота поименована в п. 2 ст. 149 НК РФ, то налогоплательщик, выполняющий работы (оказывающий услуги), не имеет права отказаться от применения льготы. Особенности применения льготы будут рассмотрены в данной статье.

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ).

Статья 9 КТМ РФ определяет морской порт как совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта. Границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации

в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации (ст. 5 Закона № 261-ФЗ).

Правила оказания услуг в морском порту регулируются ст. 17 Закона № 261-ФЗ. В морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров и иных услуг. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта (Министерство транспорта РФ) с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает:

1) правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту;

2) правила оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему;

3) правила оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг.

Правилами оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту и на подходах к нему регулируются условия оказания таких услуг. В настоящее время такие правила Минтрансом России не установлены.

В отношении услуг по буксировке судов, морскому агентированию, морскому посредничеству, морскому страхованию, а также услуг, связанных с проведением в морском порту спасательных операций, применяются правила, установленные ГК РФ и КТМ РФ.

По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории (ст. 232 КТМ РФ).

По договору морского посредничества посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования (ст. 240 КТМ РФ).

Согласно п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ. Освобождение от налогообложения применяется только при оказании посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, пп. 1 и 8 п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ (п. 2 ст. 156 НК РФ).

Таким образом, услуги по морскому агентированию и морскому посредничеству подлежат налогообложению НДС, что подтверждается разъяснениями ФНС России (письмо от 01.02.2006 № 03-2-03/210) и арбитражной практикой (Определения ВАС РФ от 30.10.2008 № 13728/08, от 29.07.2008 № 9315/08, от 12.11.2007 № 14471/07).

По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка) (ст. 225 КТМ РФ). Таким образом, услуги по буксирному сопровождению морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые порту, а также услуги по швартованию к причалу (от причала) освобождаются от налогообложения НДС (письмо Минфина России от 29.10.2007 № 03-07-08/321).

Много споров с налоговыми органами возникает при оказании услуг по обследовательскому (сюрвейерскому) обслуживанию. Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), введенному в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах относятся: агентское, снабженческое (шипчандлерское), обследовательское (сюрвейерское) обслуживание. Таким образом, обследовательское (сюрвейерское) обслуживание в период стоянки в порту не подлежит налогообложению НДС (письма Минфина России от 11.06.2009 № 03-07-08/127, от 04.06.2009 № 03-07-15/81, от 18.02.2009

№ 03-07-07/09, Определения ВАС РФ от 30.10.2009 № ВАС-13838/09, от 17.08.2009 № ВАС-9877/09, № ВАС-7564/09, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2009 по делу № А56-5229/2009).

Не подлежат налогообложению НДС также услуги по бункеровке морских судов топливом, так

как они непосредственно связаны с обслуживанием морских судов в портах (письма Минфина России от 03.11.2009 № 03-07-08/223, от 08.06.2009 № 03-07-08/125, Постановление ФАС СевероЗападного округа от 21.10.2009 по делу № А42-2050/2007).

Особую сложность вызывает применение льготы по ремонту судов в порту. Позиция Высшего Арбитражного Суда РФ по данному вопросу изложена в постановлении от 25.09.2007 № 4566/07. От НДС освобождается реализация услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемых российскими налогоплательщиками в период стоянки этих судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту. Иные услуги по ремонту судов НДС облагаются.

При этом нахождение предприятия на территории порта не является безусловным основанием для признания правомерным использования данной налоговой льготы по НДС. Не может толковаться как проведение работ по обслуживанию судна ремонт судна, прибывшего на предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфеях, с выводом его из эксплуатации.

Ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах, поэтому с операций по реализации работ по заводскому обслуживанию и плановому ремонту налогоплательщик обязан исчислять и уплачивать в бюджет НДС в общеустановленном порядке.

Таким образом, от обложения НДС освобождаются услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые российскими налогоплательщиками в период стоянки указанных судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта.

Изложенная позиция Высшего Арбитражного Суда РФ нашла свое отражение и в последующих определениях и постановлениях суда.

Если услуги по текущему и капитальному ремонту морских судов оказываются специализированной судоремонтной организацией, действующей на территории морского порта, то применение льготы неправомерно (Определение ВАС РФ от 23.12.2009 № ВАС-16402/09 по делу № А51-7889/2008).

К обслуживанию судов в порту не может быть отнесен целевой плановый ремонт находящегося в порту судна. С операций по реализации работ по заводскому плановому ремонту налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет в установленном порядке (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4050/09).

Освобождение от налогообложения предоставляется при одновременном соблюдении двух условий: услуги по ремонту должны оказываться в пределах территории порта и во время стоянки судна.

При применении освобождения при исчислении НДС налогоплательщик должен иметь документы, подтверждающие право на это налоговое освобождение. Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков эти документы.

В соответствии со ст. 76 КТМ РФ в функции капитана морского порта входит оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов.

Согласно Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (далее - Общие правила), утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2009 № 140, оформление захода судна в морской порт осуществляется капитаном морского порта после предоставления капитаном судна документов, необходимых для оформления захода судна в морской порт. Перечень документов установлен в приложении № 1 к Общим правилам. Капитан морского порта регистрирует приход судна в морской порт проставлением отметки на судовом экземпляре общей декларации и внесением информации о заходе судна, указанной в общей декларации, в информационную систему государственного портового контроля.

Таким образом, для подтверждения права на льготу, установленную в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик по запросу представляет в налоговый орган:

- договор об оказании услуг (выполнении работ) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в порту;

- документы, подтверждающие факт выполнения договора;

- документы, свидетельствующие о нахождении судна в порту во время оказания услуг (выполнения работ). Такими документами могут быть:

- справка капитана морского порта (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 № А42-2684/04-17);

- выписка из судового журнала (Определение ВАС от 05.06.2009 ВАС-4050/09);

- справка морской администрации порта (постановление Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от 19.04.2004 № Ф08-1244/04-561А).

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОРСКИМ СТАТЬЯМ

Направляемые в журнал статьи следует оформлять в соответствии со следующими правилами:

1. Для издания принимаются ранее не опубликованные статьи.

2. Все материалы направляются в редакцию по электронной почте (nalogi@nalogprof.ru).

3. Объем статьи не должен превышать 20 000 знаков, включая пробелы.

4. В статье должны содержаться:

— фамилия, имя, отчество автора (полностью);

— официальное развернутое наименование места работы, должность и ученая степень (при наличии);

— контактная информация ( почтовый и электронный адрес, телефон);

— аннотация (не более 500 знаков);

— ключевые слова (3-6 слов или словосочетаний);

— пристатейные библиографические списки в едином формате, установленном системой Российского индекса научного цитирования.

5. Все сокращения и аббревиатуры при первичном упоминании должны быть обязательно расшифрованы и пояснены.

6. Пронумерованный список литературы , оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008, в порядке упоминания в тексте приводится в конце статьи.

7. Автор несет ответственность за достоверность сведений, точность цитирования, содержание материалов.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о порядке учета расходов и доходов организации, эксплуатирующей суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, для целей налогообложения прибыли организаций сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Для целей главы 25 Кодекса под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг

Согласно пункту 48.5 статьи 270 Кодекса к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией и реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Таким образом, указанные выше положения Кодекса относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если судно используется для осуществления каботажных рейсов, то есть пункт отправления и пункт назначения находятся в пределах Российской Федерации, то положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 Кодекса и пункта 48.5 статьи 270 Кодекса не применяются.

Доходы и расходы, относящиеся к использованию судов, зарегистрированных в РМРС, для каботажных перевозок, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 Кодекса.

Одновременно доводим до вашего сведения, что согласно подпункту 33.2 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и зарегистрированных в РМРС. При этом под эксплуатацией таких судов в целях настоящего подпункта понимается их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования.

Налог на прибыль для судовладельцев

В Российском международном реестре судов (РМРС) регистрируются суда, осуществляющие международные перевозки, и используемые для перевозок по территории РФ. Перевозки по территории РФ называются каботажными.

Минфин России разъясняет, что не применяются положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 и пункта 48.5 статьи 270 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), если судно, зарегистрированное в РМРС, осуществляет перевозки в Российской Федерации. Доходы и расходы в таком случае учитываются в целях определения базы по налогу на прибыль в общем порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Напомним, что в целях указанных норм под эксплуатацией понимается:

  • перевозка грузов, пассажиров и их багажа;
  • оказание иных услуг, связанных с перевозкой;
  • сдача судов в аренду для оказания вышеотмеченных услуг.

Доходы не учитываются, если пункт отправления и (или) пункт назначения перевозимых грузов, пассажиров и багажа расположены за пределами России.

Новшества 2012 года

С 1 января 2012 года независимо от места расположения пунктов отправления и назначения не учитываются доходы от эксплуатации зарегистрированных в РМРС судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года (подп. 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ). Под эксплуатацией судов понимается их использование для:

  • перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
  • буксировки;
  • обеспечения перевозок и буксировки;
  • сдача судов в аренду для указанных выше услуг и видов деятельности.

Согласно новой редакции пункта 3 статьи 256 НК РФ исключаются из состава амортизируемого имущества суда, зарегистрированные в РМРС. Суда не признаются амортизируемым имуществом только на период их нахождения в реестре.

С 1 января 2012 года в подпункт 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ внесены изменения, согласно которым доходы судовладельцев от реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС), также не облагаются налогом на прибыль.

Уточнен пункт 48.5 статьи 270 НК РФ. В перечень расходов, не учитываемых в целях налога на прибыль судовладельцами, включены затраты, связанные с реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.

Морские суда, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимым вещам (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ) и в бухгалтерском учете учитываются в составе основных средств.

Выручка от продажи объекта основных средств признается в составе прочих доходов в сумме, установленной договором купли-продажи (п. 7, 10 1, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Как сказано выше, морские суда признаются недвижимым имуществом, следовательно, доход признается на дату государственной регистрации права собственности покупателя на судно.

При продаже объекта ОС организация отражает его выбытие и списывает его стоимость с бухгалтерского учета (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Для учета выбытия объектов ОС к счету 01 "Основные средства", на котором отражена первоначальная стоимость объекта ОС, может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации, отраженная на счете 02 "Амортизация основных средств". Остаточная стоимость объекта ОС признается прочим расходом организации на дату признания прочего дохода от продажи объекта ОС (на дату государственной регистрации права собственности на судно у покупателя) (п. 11, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Прочие доходы и прочие расходы отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчета соответственно 91-1 "Прочие доходы" и 91-2 "Прочие расходы".

Постоянные активы и обязательства

В сумме амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, ежемесячно возникают постоянные разницы и соответствующее постоянное налоговое обязательство (ПНО). ПНО отражается записью по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянное налоговое обязательство" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

На дату реализации судна в налоговом учете отсутствует доход в сумме договорной стоимости, которая возникает в бухгалтерском учете. Поэтому организация признает постоянную разницу и соответствующий ей постоянный налоговый актив (ПНА). Возникновение ПНА отражается записью по дебету счета 68 и кредиту счета 99 «Прибыль и убытки», субсчет "Постоянные налоговые активы".

Остаточная стоимость судна списывается в бухгалтерском учете в расход и участвует в формировании бухгалтерской прибыли, но не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В результате возникают постоянная разница (ПР) и соответствующее ей ПНО (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Судно реализовано за 2 360 000 рублей (в т.ч. НДС 360 000 руб). Остаточная стоимость судна в бухгалтерском учете на дату реализации — 1 240 000 рублей.

Дебет 62 Кредит 91-1

- 2 360 000 руб. — отражена выручка от реализации судна;

Дебет 68 Кредит 99

- 472 000 руб. (2 360 000 руб. х 20%) - отражен ПНА;

Дебет 91-2 Кредит 68 «НДС»

- 360 000 руб. - начислен НДС;

Дебет 91-2 Кредит 01-1

- 1 240 000 руб. - списана в расход остаточная стоимость судна;

Дебет 99 Кредит 68

- 248 000 руб. (1 240 000 руб х 20%)- отражено ПНО.

Последний раз обновлено:

Чтобы выяснить, облагать или нет работы (услуги) НДС, необходимо определить, где, согласно Налоговому кодексу, эти услуги считаются реализованными.

Место реализации большинства работ (услуг) определяется по особым правилам. Они записаны в статье 148 Налогового кодекса РФ.

К таким работам (услугам) относятся:

  • работы (услуги), связанные с недвижимым имуществом;
  • работы (услуги), связанные с движимым имуществом;
  • работы (услуги) в области культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  • работы (услуги), оказанные по месту осуществления деятельности покупателя этих работ (услуг);
  • вспомогательные работы (услуги);
  • услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием;
  • услуги по организации транспортировки природного газа трубопроводным транспортом по территории России.

Рассмотрим все эти ситуации подробно.

Работы (услуги), связанные с недвижимым имуществом

Если вы выполняете работы (оказываете услуги), которые связаны с недвижимым имуществом, то такие работы (услуги) облагают НДС, только если это имущество находится на территории России.

К таким работам (услугам), например, относятся:

  • строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы;
  • работы по озеленению;
  • услуги по аренде.

Обратите внимание: в целях налогообложения к недвижимому имуществу не относят:

  • воздушные суда;
  • морские суда и суда внутреннего плавания;
  • космические объекты.

По общему правилу услуги по аренде такого имущества облагают НДС, если покупатель этих услуг ведет свою деятельность в России.

Однако есть некоторые исключения. Так, если фирма арендует у российской компании воздушное, морское судно или судно внутреннего плавания для перевозок, местом реализации Россию считают только тогда, когда пункт отправления и (или) пункт назначения находится на территории РФ.

Если все порты лежат за пределами России, то услугу по аренде судна НДС не облагают.

АО «Экспортер» сдало в аренду самолет иностранной фирме.

Если по договору самолет выполняет рейсы из России в Германию, то в этом случае считается, что услуги оказаны на территории России. Следовательно, сумма арендных платежей облагается НДС.

Если же по договору самолет выполняет рейсы из Германии в США, то в этом случае считается, что услуги оказаны за рубежом. Следовательно, сумма арендных платежей НДС не облагается.

Обратите внимание: если вы оказываете услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропортах или воздушном пространстве, то такие услуги считают реализованными в России. Однако с их стоимости платить НДС не нужно. Такие услуги освобождены от налогообложения (пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В случае если вы оказываете подобные услуги вне аэропорта и воздушного пространства, то НДС заплатить придется.

АО «Экспортер» ремонтирует самолет, принадлежащий иностранной авиакомпании Luftair. Ремонтные работы «Экспортер» производит в аэропорту г. Москвы. В этом случае на стоимость ремонтных работ НДС начислять не нужно.

АО «Экспортер» ремонтирует самолет, который принадлежит иностранной авиакомпании Luftair. Ремонтные работы «Экспортер» производит в специализированном ангаре в г. Москве. В этом случае на стоимость работ НДС начислять нужно.

Похожая льгота есть и для услуг по обслуживанию (ремонту) морских судов и судов внутреннего плавания. Если подобные услуги оказаны в период стоянки в портах, а также при лоцманской проводке, то НДС с реализации платить не нужно (пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ). И это несмотря на то, что услуги считают оказанными в России.

Если же ремонт и обслуживание судов вы проводили в других местах, то с такой реализации услуг НДС заплатить нужно.

АО «Экспортер» проводит ремонт и покраску морского судна, принадлежащего иностранной фирме и находящегося на стоянке в порту г. Санкт-Петербурга.

В этом случае «Экспортер» не должен начислять НДС на оказанные им услуги.

АО «Экспортер» проводит ремонт и покраску морского судна, принадлежащего иностранной фирме, вне территории порта в г. Санкт-Петербурге.

В этом случае на стоимость этих работ НДС начислять нужно.

Работы (услуги), связанные с движимым имуществом

Работы (услуги), непосредственно связанные с движимым имуществом, воздушными судами, морскими судами и судами внутреннего плавания, облагают НДС, если это имущество находится на территории России.

В частности, к таким работам (услугам) относят:

  • монтаж и сборку;
  • переработку и обработку;
  • ремонт и техническое обслуживание.

АО «Экспортер» по договору с венгерской фирмой ремонтирует станки. Помещение, где установлены станки, находится на территории Венгрии. Следовательно, такие работы по российскому законодательству НДС не облагаются.

Услуги по сдаче в аренду движимого имущества (кроме наземных автотранспортных средств) облагают НДС, если арендатор осуществляет свою деятельность в России.

АО «Экспортер» сдало в аренду украинской фирме «Киевстрой» башенный кран.

Если «Киевстрой» зарегистрирован в России (или осуществляет свою деятельность в России через постоянное представительство), то «Экспортер» на арендные платежи должен начислить НДС.

Если же фирма «Киевстрой» не зарегистрирована в России (и не имеет в России постоянного представительства, места управления или места нахождения исполнительного органа), то считается, что услуги оказаны за рубежом. Следовательно, «Экспортер» на арендные платежи НДС не начисляет.

Услуги по сдаче в аренду наземных автотранспортных средств облагают НДС, если арендодатель осуществляет свою деятельность в России.

АО «Экспортер» сдало грузовой автомобиль в аренду иностранной фирме. Так как «Экспортер» (арендодатель) осуществляет свою деятельность в России, то считается, что услуга оказана в России. Следовательно, на эту услугу «Экспортер» должен начислить НДС.

Работы (услуги) в сфере культуры, образования (обучения), отдыха и спорта

Эти услуги облагаются НДС, только если они фактически оказаны в России.

АО «Экспортер» оказывает услуги немецкой фирме по подготовке и обучению ее специалистов.

Если обучение специалистов из Германии проходит в России, считается, что и услуги оказаны на территории России. Следовательно, на реализацию этих услуг «Экспортер» должен начислить НДС.

Если же обучение иностранных специалистов проходит в Германии, считается, что эти услуги оказаны за рубежом. Следовательно, на реализацию этих услуг «Экспортер» НДС не начисляет.

Однако в данной ситуации, чтобы подтвердить фактическое оказание услуг за рубежом, необходимо представить, например, загранпаспорта с визами, приказы на командировки, билеты, счета из гостиниц.

Работы (услуги), оказанные по месту осуществления деятельности покупателя

Некоторые работы (услуги) облагают НДС только в том случае, если иностранный покупатель этих работ (услуг) осуществляет свою деятельность в России. К таким работам (услугам) относятся (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ):

  • передача, представление патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав;
  • оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные и маркетинговые услуги, услуги по обработке информации и др.;
  • услуги по подбору персонала (если персонал работает в месте деятельности покупателя);
  • сдача в аренду движимого имущества, за исключением автомобилей и другого наземного автотранспорта.

Если для оказания перечисленных услуг фирма привлекается агентом (действующим от имени заказчика), то налогообложение агентских услуг также зависит от места осуществления деятельности покупателя услуг.

В приведенный список входят аудиторские услуги. Если вы оказываете аудиторские услуги иностранной фирме, которая свою деятельность в России не осуществляет, то эти услуги считают реализованными за пределами России. Следовательно, НДС на такие услуги начислять не нужно.

Считается, что покупатель работ (услуг) осуществляет свою деятельность в России, если он имеет государственную регистрацию в России.

Если у покупателя отсутствует государственная регистрация, то место его деятельности можно определить одним из следующих способов.

1. Адрес фирмы всегда указан в ее учредительных документах. По этому адресу и определяют место деятельности фирмы.

2. У каждой фирмы есть постоянно действующий исполнительный орган (например, совет директоров, собрание акционеров). По его адресу также можно определить место деятельности фирмы.

3. Если услуги (работы) оказаны через постоянное представительство, то место деятельности определяют по его адресу.

Российская фирма АО «Экспортер» оказывает консультационные услуги.

«Экспортер» оказал консультационные услуги российской фирме ООО «Пассив».

Поскольку покупатель услуг осуществляет свою деятельность на территории России, местом реализации этих услуг является Россия. Следовательно, реализация этих услуг облагается НДС.

«Экспортер» оказал консультационные услуги голландской фирме, которая в России не зарегистрирована и не имеет здесь постоянного представительства.

Поскольку покупатель услуг свою деятельность на территории России не осуществляет, местом реализации этих услуг Россия не является. Следовательно, эти услуги НДС не облагаются.

Итак, по целому ряду услуг, к которым относятся консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные и маркетинговые услуги, местом их реализации считается территория государства ЕАЭС, где работает заказчик. Это значит, что эти услуги в РФ НДС не облагаются.

Но если услуги оказаны в электронной форме, то местом реализации таких услуг признается местонахождение исполнителя. То есть услуги, которые российская компания оказывает заказчику из ЕАЭС в электронной форме, облагаются НДС в России (Письмо Минфина от 16 октября 2020 г. № 03-07-08/90463).

Как правило, в экспортном контракте отсутствует информация о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа иностранной фирмы – заказчика работ (услуг). Также вы можете не знать о том, будет заказчик использовать сотрудников своего представительства в России при исполнении договора или нет.

Поэтому в подобной ситуации рекомендуем включить в контракт положения, обязывающие заказчика предоставить данные, необходимые для налогообложения и расчетов по договору.

Вспомогательные работы (услуги)

Вместе с основными работами (услугами) организация может оказывать вспомогательные работы (услуги).

Например, выполняя ремонтные работы, организация может предоставлять дополнительную услугу по вывозу строительного мусора.

Пунктом 3 статьи 148 Налогового кодекса установлено, что местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг). При этом к вспомогательным можно отнести только те работы и услуги, которые тесно связаны с основными. Если связи между ними нет, то место реализации работ (услуг) определяется так, как это предусмотрено Налоговым кодексом для соответствующих видов работ (услуг).

Норма пункта 3 статьи 148 Налогового кодекса применяется, только если основные и вспомогательные работы выполняются (услуги оказываются) одной и той же организацией.

Немецкая фирма Bauer выполняет строительно-монтажные работы здания, которое расположено в России.

Работы выполняются по заказу ООО «Импортер».

Кроме того, Bauer оказывает «Импортеру» услуги по разработке дизайна интерьера этого здания. В этом случае услуги по дизайну будут вспомогательными по отношению к строительно-монтажным работам.

Место реализации строительно-монтажных работ – Россия (облагаются НДС).

Место реализации услуг по дизайну интерьера здания – Россия (облагаются НДС).

Услуги по перевозке и транспортировке

Услуги по перевозке и (или) транспортировке, которые оказывают отечественные фирмы или предприниматели, считаются реализованными в России, если пункт отправления или пункт назначения находится здесь же.

Это же касается иностранных перевозчиков, которые не состоят на налоговом учете в России, и при этом осуществляют перевозки между пунктами, расположенными в России. Исключение – услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемые «иностранцами» не через свои постоянные представительства.

АО «Актив» оказывает услуги по перевозке пассажиров и грузов морским транспортом между портами Санкт-Петербурга и Калининграда. Услуги оказывает российская фирма. Пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России. Таким образом, местом реализации этих услуг является российская территория, а их реализация облагается НДС.

Транспорт, который принадлежит российской фирме (предпринимателю), может быть передан иностранной компании по договору фрахтования.

Если при перевозках на этом транспорте пункт отправления (назначения) находится на территории России, то местом реализации данных услуг также признают Россию.

Российская фирма ООО «Пассив» передала эстонской фирме по договору фрахтования морское судно. Используя это судно, эстонская фирма оказывает услуги по перевозкам грузов между портами Таллина и Санкт-Петербурга. Поскольку пункт назначения находится на территории России, местом реализации этих услуг является российская территория, и надо начислить НДС.

Услуги (работы), которые непосредственно связаны с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, включены в перечень услуг, местом реализации которых признается Россия. Правда, при условии, что их оказывают фирмы или предприниматели, которые зарегистрированы в Российской Федерации.

Российская фирма АО «Актив» оказывает услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, автомобильным транспортом по территории России. Поскольку местом деятельности «Актива» является территория Российской Федерации, реализация этих услуг облагается НДС.

Услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории России, которые оказываются российскими организациями, также считаются оказанными на территории России.

Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора


Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет

Понедельник
17 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
    • Учредительные документы
    • Доверенности
    • Договора
      • Купли-продажи
      • Авторское право
      • Договоры аренды
      • Банковские договоры
      • Брачный договор
      • Договоры займа
      • Договоры исполнения обязательств
      • Договоры на выполнение работ
      • Договоры оказания услуг
      • Договор страхования
      • Договоры распоряжения имуществом
      • Трудовые договоры. Делопроизводство. Бухгалтерия
      • Учредительные договоры
    • Прочие
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

О применении нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке товаров морскими судами и судами смешанного плавания по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 июля 2014 г. N 03-07-РЗ/32218

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении подпункта 12 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает.
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания на основании договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 14 статьи 165 Кодекса, в том числе копий контракта с иностранным или российским лицом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз или ввоз товаров.
Согласно статье 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для целей торгового мореплавания, в том числе для перевозок товаров.
Таким образом, вышеуказанные положения статьи 164 Кодекса распространяются на услуги, оказываемые судовладельцами, предоставляющими морские суда и суда смешанного (река - море) плавания на основании договоров фрахтования судов на время (тайм-чартера) для перевозок товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
О.Ф.ЦИБИЗОВА

Читайте также: