Ндс в узбекистане в 2015

Опубликовано: 22.04.2024

Как скажутся изменения, которые вступили в силу с 1 октября, и что будет теперь с ценами.


Начальник отдела изучения эффективности государственного управления Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Назарали Нарбаев рассказал газете «Налоги плюс», что следует ожидать от изменений, которые вступили в силу с 1 октября, и окажет ли отмена льгот воздействие на повышение цен. Spot приводит основные моменты беседы.

НДС в Узбекистане

В Узбекистане НДС внедрили 1 января 1992 года, тогда его ставка была установлена на уровне 30%. В 2000 году установили ставку в 20%, которая с 1 октября снизилась до 15%.

С точки зрения покупателя, НДС напоминает потребительский налог, потому что продавец добавляет его к стоимости товаров, работ или услуг. В этом смысле его можно считать модифицированным проявлением потребительского налога либо налога с оборота.

Однако, если покупатель одновременно является плательщиком НДС (то есть закупает товары, работы и услуги для использования их при производстве других товаров или услуг), при подсчете общей суммы обязательств перед бюджетом продавец вправе удержать с суммы налога, взысканной у покупателя, сумму налога, выплаченную поставщиком.

Таким образом, этот налог является прямым, его бремя в конечном итоге падает не на производителя, а на потребителей товаров и услуг.

Почему НДС важен

Возможно ли выполнение плана государственных расходов либо бюджетных поступлений без НДС? Можно ли полностью отказаться от него?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратить внимание на стандарты (дифференциации) государства по выбору налоговой системы, то есть структуры налоговой системы развитых и развивающихся стран отличаются друг от друга.

Если приоритетной задачей развитых стран является сохранение достигнутой на протяжении долгих лет социально-экономической стабильности, то для развивающихся стран важно увеличить объем прибыли на душу населения. А для этого необходимо поступательное повышение темпов экономического роста.

Для достижения этих целей государства выбирают разные налоговые модели.

К примеру, в развитых странах основу налоговой системы составляют прямые (прибыль, выручка, имущественный и социальный) налоги, а в развивающихся — превалируют косвенные налоги (НДС, акцизный, налог на товары и услуги), то есть прилагаются усилия по обеспечению экономического роста посредством стимулирования роста капитала и накоплений.

По сведениям Всемирного банка, в развивающихся странах в среднем 35% всей прибыли получается за счет косвенного налога, то есть налога на товары и услуги. В Узбекистане НДС тоже один из основных источников налоговых поступлений. По прогнозным показателям, его доля в Госбюджете за 2019 год составит 35% (35 993,5 млрд сумов), а в общей прибыли — 27%.

С 1 октября отменили льготы по НДС в отношении сельскохозяйственной продукции собственного производства и производимой в Узбекистане продовольственной продукции.

Плательщики единого земельного налога, имеющие оборот (выручку) более 1 миллиарда сумов за период с января по август 2019 года или сельскохозяйственные угодья площадью более 50 га, являются плательщиками НДС и обязаны зарегистрироваться в этом качестве.

Что следует ожидать от изменений и что будет с ценами

При оценке воздействия следует учитывать ряд факторов. Есть такие сферы, в которых влияние НДС минимально. Этот налог выгоден для предприятий отраслей с высокой долей в промежуточном потреблении и располагающих огромной учетной суммой по потребленным товарам и услугам (в том числе импорт), то есть в этих сферах воздействие НДС на цену минимальное.

Следует учесть, что плательщиками НДС должны быть все участники промежуточного потребления (производители продукции, в том числе предприятия сфер сельского хозяйства, строительства, розничной и оптовой торговли).

Вместе с тем, налог на добавленную стоимость не выгоден предприятиям с небольшой долей в промежуточном потреблении и не имеющих возможность учета суммы НДС за потребленные товары и услуги. Они отражаются на цене продукции.

Это, в основном, предприятия сферы обслуживания (сервис, общепит, консалтинговые, аудиторские предприятия, IT-компании, услуги аренды имущества, лизинговые компании, экспортеры услуг и другие), которые в своей деятельности при оказании услуг опираются на человеческие ресурсы.

Их себестоимость складывается, в основном, из затрат на оплату труда, которая сама является добавленной стоимостью. При этом, они не используют товары или услуги, в стоимость которых включен НДС, и он не идет им в зачет. Таким образом, налогооблагаемая база повышается и для поддержания стабильного уровня доходов, этим предприятиям приходится повышать стоимость услуг за счет НДС.

Разумеется, прогнозируемый подъем цен, например на мясо, не мог не остаться без внимания населения и продолжает волновать общественность. Имеет ли к этому отношение НДС?

В перечне социально значимых и стратегических видов товаров государственному регулированию подлежит только мука, производимая АО «Уздонмахсулот», и хлеб формовой (розничная цена). А это значит, что цены на мясо устанавливают сами производители.

По сведениям Антимонопольного комитета, по состоянию, например, на 1 апреля 2019 года в Узбекистане в общем объеме производства мяса в живом весе на долю дехканских (личных подсобных хозяйств) приходится 94,3%, на фермерские — 4,8%, сельхозорганизации — 0,9%.

Как на их деятельности может проявляться воздействие НДС? Во-первых, основные поставщики мяса (дехкане) закупают комбикорм двумя способами: либо через биржу, либо в специализированных магазинах. В обоих случаях комбикорм закупается с добавленной стоимостью. Ведь реализация продукции через биржевые торги осуществляется предприятиями АК «Уздонмахсулот» и АО «Узпахтаёг», которые являются плательщиками НДС.

По итогам I квартала 2019 года, стоимость реализуемых через биржевые торги шрота и шелухи снизилась в среднем на 7,1%.

Кроме того, в течение I квартала нынешнего года через биржевые торги реализовано 153 тыс. тонн шрота и шелухи, что составляет лишь порядка 5,3% корма от общего объема на поголовье крупного рогатого скота по республике.

Значит, объем комбикормов, реализуемых через биржевые торги, не влияет на формирование цен на мясо и мясную продукцию.

Во-вторых, если учитывать, что заготавливаемое личными подсобными хозяйствами мясо продается на рынке, в основном, за наличный расчет, то в данном процессе включение полного механизма НДС превратится в весьма сложную задачу.

В-третьих, льготы, распространяемые на освобождение импортируемого мяса от НДС (до 1 октября 2019 года), полностью не охватывают спрос на рынке, в результате в формировании цен на мясо не было ощутимой конкурентной среды.

В-четвертых, если не наладить в стране производство мяса в количестве, соответствующему спросу, то НДС продолжит оказывать воздействие на повышение цен.

Кроме того, основной причиной повышения цен на этот продукт также может служить нездоровая конкуренция на рынках.

По сведениям Государственного комитета по ветеринарии и развитию животноводства, это связано с монополией в данной сфере. Многие мясники превратили мясные рынки в собственную монополию и сами управляют ценой, что служит причиной искусственного повышения цен на мясо.

Следует также учитывать, что росту цен на мясо и на другие товары способствует не только налоговая политика, но и ряд других факторов.

К примеру, повышение денежной эмиссии, практика выдачи доступных кредитов для рыночных операций и коммерческих банков, слабая конкурентная среда, огромное количество предприятий-монополистов, предоставление им, не доступных для других, эксклюзивных льгот и преференций, связанных с налогами, получением кредитов, использованием материальных ресурсов, и так далее. Значит, есть над чем задуматься и поработать.

Краткая информация

Столица: Ташкент

Валюта: Узбекский сум


  • Если вы поставщик
  • Если вы покупатель

Предположим к Вам обратился клиент из республики Узбекистан с запросом приобрести вашу продукцию. Для осуществления такой поставки вам необходимо подготовить все отгрузочные документы, сертификат СТ-1, подготовить пакет документов для подтверждения нулевой ставки НДС. В зависимости от Вашего опыта во внешнеэкономической деятельности, вы можете выбрать несколько вариантов отгрузки в Узбекистан: самостоятельное оформление экспорта и возврат НДС из бюджета, или передача вопроса экспорта на аутсорсинг.

Особенности экспорта из России в Узбекистан

1) Если товар попадает в список освобожденных от уплаты таможенной пошлины, то нужно предоставить СТ-1 (сертификат происхождения). Освобождаются от уплаты таможенной пошлины товары, которые произведены (импортируются) из стран зоны свободной торговли.

2) Срок оформления экспорта из РФ в Республику Узбекистан занимает не менее 5-7 рабочих дней. Это объясняется особенностями договоренностей между государствами.

Экспорт в Узбекистан с компанией ООО «ИФК «Титан74»

ООО «ИФК «Титан74» предлагает взять на себя бремя контрактодержателя и избавить российского поставщика от тягот внешнеэкономической деятельности в случае необходимости экспорта товаров и продукции, не попадающей под двойное назначение. Компания ООО «ИФК «Титан74» работает в соответствии с российским и международным законодательством и не советует прибегать к «серым» схемам. Наша компания более 15 лет занимается решением проблем российских поставщиков при ВЭДе и уже имеет позитивный опыт поставки российской продукции в Узбекистан.


Вы получили заявку от иностранного клиента, который хочет приобрести Ваш товар.

Вы отправляете нам счет/коммерческое предложение, согласно запросу клиента с НДС 20%.

Мы готовим расчет экспортной сделки, согласовываем условия поставки.

Заключаем с вами договор, а с покупателем мы заключаем контракт.

Клиент производит оплату товара с НДС 0% в адрес ООО "ИФК "Титан74".

Мы оплачиваем вам полную стоимость товара с НДС 20%.

Мы готовим документы, производим таможенное оформление (при необходимости).

Вы отгружаете нам товар.

Мы отгружаем товар вашему клиенту.

Таможенное оформление входит в комплекс внешнеэкономической деятельности компании ООО «ИФК "Титан74". Мы осуществляем таможенное оформление в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Владивостоке, Калининграде и других городах России. Стоимость таможенного оформления грузов от 7 000 рублей и она закладывается в счет покупателю.

Делегируя нашей компании экспорт, вам уже не нужно будет разбираться в кодах ТН ВЭД, определять и оплачивать сумму таможенных пошлин, готовить документы для таможенного оформления.

Таким образом, работая с ООО «ИФК "Титан74", вы избежите ряда возможных рисков, связанных не только с таможенным оформлением, но и банком, и налоговой инспекцией.

Оставляйте заявку и мы бесплатно вас проконсультируем

Самостоятельное оформление экспорта российской компанией

Для этого вам понадобятся профессиональные знания и опыт на каждом этапе:

  • оформление внешнеторгового контракта;
  • проверка товара на лицензирование и попадание в списки двойного назначения;
  • оформление справки о сырье, сертификата СТ-1;
  • таможенное оформление товаров;
  • поиск транспортной компании и организация доставки;
  • осуществление валютного контроля в обслуживающем банке;
  • подготовка пакета документов и подача заявления в налоговую службу.

В зависимости от того, под какой код ТН ВЭД попадает продукция, могут так же потребоваться дополнительные документы для экспорта:

  • Лицензия МЭРТ на вывоз;
  • Разрешения на вывоз МО, ФСБ, ФАПРИД, министерства здравоохранения, министерства культуры, министерство природных ресурсов и других специальных ведомств;
  • Сертификаты на вывоз: ветеринарный, фитосанитарный;
  • Экспертные заключения (документы, подтверждающие, что товар не подлежит экспортному контролю, выданные компетентными органами).

Перечень документов для отгрузки в Узбекистан аналогичен перечню для других стран не ЕАЭС.

Предоставление документов по экспорту в ИФНС

Организации, осуществляющие экспортные операции и не подавшие заявление на отказ от применения, обязаны подтверждать 0% ставку НДС – сдавать декларацию и имеют право на возмещение входящих сумм НДС.

Следует обратить внимание, что отдельно по экспортной деятельности не получится подать декларацию, нужно предоставлять данные по всему объему хозяйственных операций в организации.

Для подтверждения необходимо предоставить следующие документы:

  • Контракт с иностранным покупателем.
  • Таможенная декларация об отгрузке товаров. Сейчас налоговая не требует постановление таможни о выпуске экспорта. Копию декларации можно загрузить из личного кабинета участника ВЭД или через Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.
  • Транспортные документы (СMR). При отправке ж/д, морским или авиа транспортом требуется железнодорожная или авиа накладная, коносамент.
  • Товаросопроводительные документы.
  • Декларация.

В каждом документе должны быть четко указаны реквизиты, все фамилии и подписи контрагентов.

Пакет документов по каждой отгрузке необходимо представить не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

С даты поступления документации в налоговые органы начинается камеральная проверка. Срок камеральной проверки уменьшился с 3 месяцев до 2-х с 04.09.2018 года. Если во время проверки у инспектора возникнут основания для подозрения в нарушении или обнаружатся ошибки, то срок может быть продлён до 3 месяцев. Если предоставляется уточнённая декларация, то начинается новая проверка.

ИФНС будет проверять:
  • была ли проявлена должная осмотрительность при выборе поставщика,
  • наличие и реальность подписи уполномоченных лиц на отгрузочных документах,
  • соответствие данных в счетах-фактурах и в договорах,
  • свидетелей сделок,
  • производство и склады,
  • отсутствие задолженности перед бюджетом,
  • наличие перевода на русский язык всей документации,
  • и прочее.

На практике налоговый инспектор может запросить дополнительные документы, поэтому необходимо следить за тем, чтобы все документы, сопутствующие сделке были правильно оформлены и надежно хранились.

ИФНС может вынести вердикт об отказе или о частичном возмещении. В случае несогласия с таким решением, следует обратиться в вышестоящую инстанцию с апелляционной жалобой.

В случае верно заполненных документов и положительного решения налоговых органов после камеральной проверки, через 6-8 месяцев после отгрузки из бюджета вам возместят НДС, ранее уплаченный за товар, или комплектующие и сырье, использованных при его изготовлении.

Можно опустить этап подтверждения нулевой ставки НДС и отказаться от её применения.

Сложности при самостоятельном оформлении экспорта

  • Валютный контроль – для суммы контракта более 6 млн. рублей, потребуется соблюдать валютное законодательство, ведь в случае нарушения сроков предоставления документов возможны значительные штрафы для юридических лиц. Банк имеет право запросить копии контрактов на сумму более 200 тыс. рублей.
  • Подтверждение нулевой ставки НДС для ИФНС – если не получится подтвердить по какой-либо причине, то придется уплатить в бюджет всю сумму НДС по полной ставке и плюс пени с даты отгрузки. К тому же, будет проведена камеральная проверка всей деятельности предприятия – её пройти под силу только «белым» компаниям с опытными бухгалтерами и юристами.
  • Прохождение таможенного контроля – очень важно правильно выбрать код ТН ВЭД, иначе может быть доначислена сумма, которую придётся уплачивать за свой счет, а не за счёт покупателя. Правильное заполнение декларации и соответствие букве закона – залог успешного прохождения через таможенный пост.
  • Оформление фитосанитарного сертификата – в случае, если товар или поддоны относятся к подкарантинной продукции. Для получения заключения нужно договариваться с инспектором о дате и времени его посещения перед непосредственной погрузкой на заявленный транспорт с указанием его госномера. К сожалению, некоторые узнают о существовании Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору лишь после того как груз встанет на таможне.
  • Выбор оптимального решения по доставке груза – в случае, если покупатель не выбрал самовывоз. Ошибка в выборе транспортной компании может сулить множество неприятностей: нарушение сроков грузоперевозки, пропажа товара, отказ возмещать стоимость груза и т.п.
  • Прочие совершенно неожиданные нюансы .

Почему следует обратиться именно к нам?

Иностранным покупателям вашей продукции мы предоставим скидку, предложим консолидацию товаров от нескольких поставщиков из России и организуем доставку

Избавим вас от тягот внешнеэкономической деятельности

Не нужно будет дополнительно оплачивать какие-либо услуги, связанные с экспортом

Опыт работы группы компаний с 2003 года в сфере ВЭД

С 2004 года являемся действительным членом Южно-Уральской Торгово-Промышленной Палаты (ЮУТПП)

Генеральный директор д.э.н. профессор Ахтямов М.К. член правления ЮУТПП, член Российско-Казахстанского делового совета (РКДС)

Не участвуем в коррупционных схемах

Не являемся фирмой «однодневкой» и дорожим своей репутацией

Компания M&J Logistic работает на Российско-Азиатском направлении с 2014 года. Мы готовы взять на себя таможенное оформление и логистическое сопровождение сделок по экспорту пищевой продукции и других товаров из России в Узбекистан. Составление деклараций, сопроводительных документов, помощь в получении сертификатов и разрешений, разработка алгоритмов доставки — наша команда превратит вашу внешнеэкономическую деятельность в увлекательный процесс масштабирования бизнеса без недовольных контрагентов, задержек и рисков при пересечении государственных границ.

Особенности экспорта в Узбекистан

Последние реформы торговых отношений между РФ и Узбекистаном открыли новые возможности для российских экспортеров, сделав это направление одним из ведущих.

Процедура экспорта в Узбекистан имеет несколько особенностей.

  1. После ввоза груза на территорию Республики, в течение 15 календарных дней необходимо подать заявку на изготовление идентификационных знаков для маркировки. Заявление подается в таможенный пункт по месту оформления поставки.
  2. На ввоз товаров для дальнейшего коммерческого использования имеют право только ИП и организации. Физические лица могут ввозить груз только для личных нужд (без дальнейшей продажи). Если физическое лицо превышает нормы беспошлинного ввоза, ему придется заполнить декларацию и уплатить таможенные взносы.
  3. Срок оформления экспорта из РФ в Республику Узбекистан занимает в среднем одну неделю. Это объясняется особенностями договоренностей между государствами.

Основным условием успешной международной сделки между двумя иностранными контрагентами является правильно оформленная документация. Ошибки в документах могут привести к задержкам груза на таможне, штрафным санкциям, лишним расходам и даже судебным разбирательствам между сторонами контракта. Чтобы этого не допустить, экспортеру необходимо держать в штате целый отдел специалистов по ВЭД, что не всегда рентабельно, особенно на начальном этапе выхода на международный рынок. Поэтому компания M&J Logistic разработала комплекс услуг по ведению экспортной деятельности «под ключ». В этот пакет включено таможенное оформление, сертификация, составление и подача деклараций, разработка логистических схем, а также представительство интересов в таможенном органе. Мы заключаем договоры долгосрочного сотрудничества, разовые контракты по сопровождению экспорта. Наша команда избавит вашу организацию от рисков международной торговли, и необходимости содержать дополнительных сотрудников.

Что можно и нельзя экспортировать в Узбекистан

Наибольшую часть экспортируемой продукции из России в Узбекистан занимает минеральное сырье и металлы (около 40% общего числа грузов). Среди других товарных групп:

  • пищевая продукция, вода, соки;
  • изделия из древесины, пиломатериалы;
  • оборудование, агрегаты;
  • транспортные средства, спецтехника;
  • строительные материалы и инструмент;
  • изделия из кожи;
  • драгоценные камни.

На территорию Узбекистана запрещено ввозить такие товары:

  • лом и отходы цветных металлов;
  • коконы шелкопряда, сырец шелка, отходы этого сырья;
  • пшеницу, рожь, овес, кукурузу, гречиху, ячмень;
  • хлебобулочные изделия;
  • муку, крупу, скот, птицу, мясо и субпродукты, сахар, растительные масла;
  • дикорастущие виды лекарственных трав, декоративных растений, входящих в Красную книгу;
  • редкие виды животных;
  • кожевенное и меховое сырье, пух;
  • медикаменты, медтехнику;
  • радиоэлектронику;
  • вещества, разрушающие озоновый слой;
  • материалы, которые могут вызвать подрыв национальной безопасности, целостности и независимости страны.

Отдельные виды продукции допускается ввозить на территорию государства после получения разрешений правительства или отдельных ведомств.

Документы для экспортной сделки

Для экспорта в Узбекистан из России необходимо найти точку сбыта своей продукции и заключить контракт ВЭД с будущим покупателем. На этом этапе стороны должны четко понимать свои потребности и пожелания к взаимоотношениям. От этого зависит содержание договора. Основные пункты, которые должны прописываться в международном соглашении:

  • описание поставляемой продукции;
  • порядок организации доставки (сроки, методы контроля);
  • способы расчетов, внесения оплат, суммы;
  • код валютной операции;
  • законодательство, которое выступит приоритетным в случае решения споров в судебном порядке.

Помимо контракта на экспорт, в пакет документации для оформления груза на таможне должны быть включены:

  • учредительные документы (для юридических лиц);
  • таможенная экспортная декларация;
  • инвойс и спецификация;
  • паспорта товаров, сертификаты происхождения и качества, а также лицензии;
  • транспортные, товаросопроводительные документы (накладная, счет-фактура, ТТН и CMR — перечень меняется, в зависимости от выбранного транспортного средства);
  • документы валютного контроля.

Для товаров, перемещаемых внутри государств-участников Соглашения о зоне свободной торговли, необходимо оформить сертификат происхождения по форме СТ-1. Этот документ используется для получения освобождения от уплаты пошлин. Если бумага не предоставляется в таможенный орган, на ввозимую продукцию начисляется пошлина в полном объеме.

Чтобы успешно провести экспортную сделку, необходимо учитывать не только законодательство страны контрагента, но и внутренний регламент РФ. Так, например, для вывоза из России алкогольной продукции следует соблюдать порядок, предусмотренный законодательством. В частности, спиртовые настойки, виски, ром, ликеры, другие спиртные напитки подлежат обязательному лицензированию.

Продукты, употребляемые человеком в пищу в натуральном или переработанном виде, должны пройти санитарно-эпидемиологический контроль с выдачей соответствующего заключения.

Экспорт в Узбекистан и НДС

Документы на экспорт нужны не только для таможенного оформления товара, но и для возврата НДС. С 1994 года между некоторыми странами СНГ было заключено соглашение о «Зоне свободной торговли», упрощающее таможенные процедуры между странами-участниками. В этот перечень вошли РФ и Узбекистан, которые имеют право пользоваться преференциями, льготным порядком уплаты таможенных платежей.

В ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Республикой Узбекистан указано, что экспортные операции между этими странами (кроме поставок нефти и газа) облагаются НДС по нулевой ставке.

Для подтверждения 0% по НДС налогоплательщику необходимо в течение 180 календарных дней с момента пересечения грузом государственной границы РФ предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации такие документы:

  • внешнеэкономический контракт;
  • паспорт сделки (открывается в банке);
  • декларацию с визой таможенного органа, выпустившего товар и контрольно-пропускного пункта, через который груз покинул территорию РФ;
  • транспортные (CMR, авиа- или железнодорожная накладная) и товаросопроводительные документы, где отмечены места убытия и подтверждается факт вывоза груза за пределы страны экспортера.

Также у покупателя следует запросить копию заявки на ввоз продукции в Узбекистан, выписку с банковского счета об оплате груза, накладные, счета-фактуры.

Документы подаются одновременно с декларацией по НДС. Если декларирование проходит в электронной форме, налогоплательщик вправе подать распечатанную копию электронной декларации без отметок таможни.

Если предприниматель не предоставляет документы, подтверждающие вывоз товара за пределы РФ, экспортная операция облагается налогом по общей системе, предусматривающей ставку 18% или 10% (в зависимости от товарной группы).

Что учесть при экспорте в Узбекистан

Многие импортеры из Узбекистана сотрудничают с российскими производителями и поставщиками. Но экспорт по этому направлению имеет несколько скрытых особенностей. Для успешного выполнения обязанностей по договору ВЭД, предпринимателю рекомендуется учесть такие моменты при планировании продаж:

  • точно определить код ТН ВЭД для каждого вида товара (в противном случае таможенный орган самостоятельно определяет кодировку, что может привести к повышению таможенных платежей);
  • рассчитать доставку, выбрать подходящий маршрут следования и хорошего перевозчика;
  • учесть государственные пошлины на экспорт-импорт (при наличии);
  • получить требуемые сертификаты, паспорта на все группы экспортируемого товара;
  • вникнуть в нюансы таможенного оформления;
  • позаботиться о наличии комплекта сопровождающих поставку документов;
  • отчитаться службе валютного контроля, а также перед таможенным и налоговым органами;
  • застраховать свой груз в надежном агентстве.

Из этого списка становится понятно, что на самостоятельное изучение этих вопросов требуется много времени. Кроме того, есть несколько сложностей торговли в направлении РФ — Узбекистан.

  1. Порядок получения сертификата о происхождении товара (по форме СТ-1) с недавних пор предполагает подачу заявителем письма с подробным описанием процесса изготовления, используемых компонентов и их производителей для каждого перемещаемого товара. Но не каждый изготовитель готов поделиться этой информацией с экспортером, ссылаясь на коммерческую тайну.
  2. Невозможность внесения предоплаты за товар. Поставки оплачиваются через аккредитив после отгрузки или по факту. Это влечет риски неоплаты.

Чтобы экспортеру не пришлось разбираться со всеми тонкостями международной торговли, компания M&J Logistic разработала и проверила на практике алгоритмы экспорта товаров из России в Узбекистан, которые теперь предлагает своим клиентам.

В некоторых магазинах на ценниках появились буквы НДС (налог на добавленную стоимость). Что это такое, из чего начисляется данный налог и для чего — разбираемся с экспертами.


Что такое НДС и с чем его едят

1 января 2019 года была запущена налоговая реформа, необходимая с точки зрения сложившейся ситуации в экономике Узбекистана, поскольку нынешняя модель налоговой системы не оставляла экономике шансов для устойчивого развития.

Как налоговая реформа поможет улучшить экономический климат и как с этой реформой связан НДС, попытаемся разобраться в этом материале The Mag.

Начнем с того, что аббревиатуру НДС определенно слышал каждый из нас. Тем более, сейчас эти буквы встречаются в магазинных чеках. Но что это такое и почему НДС уделено так много внимания в контексте налоговой реформы, известно далеко не всем. Максимум, что можно понять из названия «налог на добавленную стоимость», НДС — это очередной налог. На самом деле, разобраться в процессе налогообразования не помешает никому, поскольку НДС касается абсолютно всех.


НДС — это своего рода пошлина, включенная в цену каждого товара. Покупатели приобретают товар с уже добавленным НДС; в данный момент НДС на все товары составляет 20%. Самое важное, что нужно знать нам всем — этот налог накладывается на любой товар и на любую услугу, которая продается фирмой по цене хоть чуточку выше ее себестоимости. В этом случае НДС вычисляют исходя из разницы между себестоимостью продукта и его ценой при продаже.

НДС работает четко и слаженно, если все участники цепочки купли-продажи являются плательщиками НДС. В противном же случае налог накладывается на оборот и его нагрузка на бизнес резко возрастает.

Плательщиками НДС являются организации и ИП на основной системе налогообложении.

Налоговая реформа в Узбекистане нацелена на решение трех ключевых проблем существующей налоговой системы:

  • относительно высокие налоги на фонд оплаты труда, которые не стимулируют рост занятости и поощряют теневую экономику;
  • неравномерное распределение налоговой нагрузки;
  • применение налогов с выручки (с оборота). То есть налогами облагается не добавленная стоимость, прибыль, доход и пр., а вся выручка, включая затраты.

Выход из сложившейся ситуации следующий — отказ от налогов с выручки в пользу НДС. Для этого в рамках реформы предусматривается:
— отмена обязательных отчислений в ГЦФ для предприятий общего режима;
— снижение налоговой нагрузки на предприятия общеустановленного режима с целью стимуляции перехода на этот режим малых предприятий;
— перевод предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 млрд. сумов или достигших установленного порога в течение года на уплату общеустановленных налогов.

Указанные меры позволят кардинально изменить налоговую систему Узбекистана — благодаря реформе наша страна получит совершенную модель налогообложения, приближенную к стандартам успешных развивающихся стран. Итогом всего этого станет благоприятный для устранения накопившихся диспропорций и искажений экономики климат, позволяющий создать в стране устойчивое инклюзивное экономическое развитие. Государством предусмотрено радикальное сокращение налоговой нагрузки и упрощение правил налогообложения в рамках общеустановленного режима.

Где НДС был раньше?

Попробуем разобраться на самом простом примере, куда прятался НДС раньше. Допустим, мы купили кусочек мыла по стоимости 3000 сумов; именно эту сумму мы оплатили на кассе. С этой суммы продавец заплатит налог в размере 20%, то есть 600 сумов. Но если у продавца есть счет-фактура, в которой указано, что он купил этот товар за 2600 сумов и в эту сумму уже включен НДС (520 сумов), то на основании этого документа продавец заплатит не 600 сумов, а разницу – 80 сумов (600—520=80).

Специалисты заявляют, что текущая ставка НДС чрезвычайно высока, а отображение НДС на чеке потребителя является общепризнанной международной практикой. Есть несколько очень веских причин для такой практики: прозрачность, осведомленность налогоплательщиков и активность в вопросах налогообложения. Нередко покупатели, увидев в первый раз при получении дополнительный 20% НДС на стоимость своих покупок, начинают нервничать. Но если мы, потребители, хотим максимальной прозрачности при налогообложении, нам важны эти цифры.

НДС платился всегда, но мы не знали о таких тонкостях, на ценнике была указана конечная стоимость продукта.

Право потребителя — знать, сколько налога было включено в цену каждого продукта.

Таким образом, с точки зрения налогообложения — ровным счётом ничего не изменилось, за исключением того, что теперь потребители осведомлены о сумме налога. Теперь каждый потребитель знает, сколько его денег из бюджета идет на налоги.

Получатель товаров, работ, услуг имеет право взять в зачёт сумму НДС за полученные товары,в том случае, если они использованы или будут использованы в целях облагаемого оборота. То есть посредник между производителем и конечным потребителем имеет право не уплачивать НДС, если он был уплачен предыдущими участниками цепочки.

Для отнесения сумм НДС в зачет необходимо следующее:

  • наличие счета-фактуры от поставщика-плательщика НДС;
  • при импорте представлена отчетность по косвенным налогам либо произведено таможенное оформление, и в итоге НДС был уплачен в бюджет.

В развитых странах НДС на некоторые основные нужды равен нулю. Это касается таких важных отраслей, как медицина, образование, транспорт. В Узбекистане опубликован список освобожденных от НДС продуктов:

  • мясо (говядина, баранина, курятина);
  • рыба;
  • картофель;
  • лук;
  • яйца;
  • рис (все сорта);
  • сахар, включая импортный;
  • хлебобулочные изделия (при производстве и реализации).

Государственный налоговый комитет сообщает, что предусмотренная льгота по приведенным в перечне товарам применяется налогоплательщиками только при оптовой и розничной реализации — за исключением хлебобулочных изделий, которые освобождаются от НДС как при производстве, так и при реализации.


Акмаль Назаров

старший государственный налоговый инспектор отдела по связям с общественностью и правовой информации Государственного налогового комитета

Узбекистан стал первой страной в СНГ, которая вводит упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Данный порядок НДС широко практикуется в европейских странах, в частности в Великобритании. На протяжении длительного времени на уровне правительства и деловых кругов велось обсуждение реализации норм принятой в июне 2018 года Концепции совершенствования налоговой политики.

Стоит отметить, что проводимая в республике реформа налоговой политики сопровождалась многочисленными консультациями представителей Всемирного банка и Международного валютного фонда, которые подчеркнули стратегический характер и продуктивность реформы.


Результатом обсуждений и консультаций стало решение руководства страны о введении с 1 января 2019 года для предприятий с оборотом до 3 млрд. сумов упрощенного порядка исчисления и уплаты НДС.

Как было отмечено, данный порядок вводится для адаптации к НДС субъектов малого бизнеса и упрощения всей процедуры ведения учета по данному налогу.

Кроме этого, данный порядок является переходной мерой, которая вводится до 1 января 2021 года, что позволяет сформировать основу для улучшения качества налогового администрирования.

Данный порядок исчисления и уплаты является добровольным, т.е. предприятие может перейти на уплату стандартного НДС.

Особенностями данного порядка являются пониженная ставка налога, а также отсутствие возможности отнесения в зачет сумм НДС по приобретенным товарам/работам/услугам.

При этом плательщики НДС в рамках упрощенного порядка в своих счетах-фактурах должны выделять отдельной строкой сумму налога по соответствующей ставке, которая в дальнейшем подлежит отнесению к зачету у покупателя-плательщика стандартного НДС.

Если говорить о ставках, то они достаточно гибкие, т.е. платить по ним действительно выгодно и удобно.

Например, для промышленников это 7%, для торговли — 6%, для строительства — 8%, а для общепита и гостиниц — 10%.


Вроде стало немного понятнее, что собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берется, как высчитывается и кто его платит, но главный вопрос все еще открыт — повлияет ли НДС на рост цен?


Юлий Юсупов

руководитель Центра содействия экономическому развитию (CED)

Когда обыватель видит в чеке непонятные три буквы «НДС» с указанием некоей суммы, он может решить, что именно на эту сумму возросла цена после перехода на новую систему налогообложения. Но потребителю следует понимать три вещи:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС) у нас существует давно и мы всегда его платили. Просто он не указывался в чеках.
  2. С 2019 года расширилось число плательщиков НДС: малые предприятия с объемом оборота более 1 млрд. сумов в 2018 году (а это примерно 10% от числа малых предприятий) с 1 января 2019 года обязаны перейти на общий режим налогообложения, а значит и на НДС. Да, до этого они не платили НДС, платя вместо него единый налоговый платеж (ЕНП). То есть для них попросту произошла замена одного налога на другой, а не просто добавление нового налога.
  3. В чеке строчка «НДС» указывает не надбавку к цене товара, приплюсованную магазином, а всю величину НДС, уплаченного по всей цепочке создания добавленной стоимости. То есть магазин из указанной в чеке суммы делает зачет по ранее уплаченному НДС. Соответственно, если в цепочке до этого сидели плательщики НДС, то цена при переходе на новую налоговую систему вряд ли возрастет.

А в некоторых случаях цена и вовсе может снизиться, ведь как я уже говорил, переход на НДС означает отказ от уплаты единого налогового платежа.

Если количество предприятий, участвовавших в цепочке создания и продаже данного товара, было большим (пример такой цепочки: производитель хлопка-сырца (фермер) — производитель хлопка-волокна — производитель пряжи — производитель ткани — производитель трикотажного изделия — оптовая компания — розничная компания), то каждый из участников платил ЕНП со всей стоимости продаваемых товаров. Даже если это вроде бы и небольшой налог (скажем, 5%), к концу цепочки накапливалась весьма приличная сумма, так как ЕНП берется не с добавленной стоимости, а со всей выручки предприятия. Посчитайте, сколько раз облагался в указанной мною цепочке созданный фермером хлопок. 7 раз! Даже если каждый участник цепочки оплачивал только 5%, уже набегает 35% от стоимости хлопка.

Также многократно облагалась и добавленная стоимость, созданная другими участниками цепочки. Так вот, при переходе на НДС такого двойного, тройного и т.д. налогообложения нет. Какой бы длинной не была цепочка, вся стоимость товара облагается в конечном счете только по ставке НДС — 20%. Соответственно,…

…чем длиннее цепочка, тем больше выигрывают от перехода на НДС и предприятия, и покупатели.

Где налоговая нагрузка (и цена) заведомо возрастут? Это произойдет в двух случаях.

  1. Там, где есть НДС, но нет возможности сделать зачет, так как предыдущие участники цепочки НДС не платят. Например, по сельхозпродукции местного производства, перепродажа которой не освобождена от НДС. Или по продуктам переработки сельхозпродукции местного производства (а вся она освобождена от уплаты НДС).

К сожалению, вопрос о невозможности зачета НДС при переработке сельхозпродукции не был решен в ходе подготовки к переходу к новой налоговой системе. Как результат, неизбежно вырастут цены на мясомолочные и текстильные изделия (в меньшей степени, так как там длинная цепочка создания добавленной стоимости), а также в секторе общественного питания. По крайней мере, все это случится там, где предприятия перейдут на общий режим налогообложения.

Я считаю, что это очень большая недоработка правительства.

  1. Там, где короткая цепочка создания и продвижения товара. В таких цепочках ЕНП обходится дешевле, чем НДС. Это касается в первую очередь сферы услуг. Но большинство предприятий этой сферы имеют оборот менее 3 млрд. сумов в год. Поэтому они смогут остаться на ЕНП, либо платить упрощенный НДС, ставки которого ниже.

На мой взгляд, введенные с 1 января изменения налоговой системы — огромный шаг вперед в деле создания благоприятного бизнес-климата в нашей стране.

Новая модель налогообложения более привлекательна, нежели налоговые системы большинства бывших республик СССР. Посудите сами:

  • существенно снижены налоги на труд;
  • существенно сокращена налоговая нагрузка на предприятия общего режима налогообложения (в старой системе между общим и упрощенным режимами существовал огромный разрыв в налоговой системе, не позволяющий предприятиям расти: нанял «лишних» людей — налоговая нагрузка могла возрасти в разы);
  • расширение сферы действия НДС позволит выстраивать более длинные цепочки создания добавленной стоимости, а следовательно, осуществлять более глубокую переработку сырья и создавать больше богатств внутри страны.

Но, к сожалению, в ходе обсуждений и согласований не удалось отстоять два важных пункта первоначальной версии концепции налоговой реформы.

  1. Предполагалось сокращение НДС с 20% до 12%; решили все же оставить 20% (хотя и с планами сокращения после 2019 года). Насколько я понимаю, это было продиктовано желанием обезопасить бюджет от риска недополучения бюджетных поступлений из-за резкого уменьшения налоговых ставок и отмены некоторых видов налогов.

Боюсь, что сохранение столь высокой ставки НДС (у наших соседей Казахстана и Кыргызстана — 12%) тяжелой нагрузкой ляжет на предприятия, которые будут переходить от упрощенного к общему режиму. Именно из-за 20% ставки НДС налоговая нагрузка для них может возрасти. Особенно это касается предприятий, оказывающих услуги для населения, где доля добавленной стоимости в выручке очень велика, но нет возможности существенно уменьшить налогооблагаемую базу за счет зачетов или переложить часть нагрузки на следующее звено уплаты НДС — покупателя услуг (население НДС не платит). Это приведет к сокращению стимулов для добровольного перехода малых предприятий на общий режим, а также к разукрупнению и сокрытию выручки предприятий с годовым оборотом более 1 млрд. сумов.

  1. В первоначальном проекте концепции предлагалось ввести налог на распределяемую прибыль вместо налогов на прибыль и дивиденды. Цели такого перехода:
  • сокращение налоговой нагрузки для предприятий общего режима налогообложения; следовательно, и для предприятий, которые перейдут на общий режим в будущем (поскольку налогом облагается не вся прибыль, налогооблагаемая база уменьшается);
  • стимулирование инвестиций (инвестиционные расходы не облагаются налогом на распределяемую прибыль, следовательно, предпринимателю выгодно не тратить прибыль, а наоборот, инвестировать ее);
  • и самое главное! — радикальное упрощение налогового администрирования. Дело в том, что налог на прибыль — самый противоречивый и сложный для расчетов среди всех налогов. Именно по нему возникает больше всего разногласий между бизнесом и налоговиками. Налоговики по понятным причинам не хотят признавать «неоправданные» расходы бизнеса и стремятся включить их в налогооблагаемую базу, а у бизнеса прямо противоположные задачи — вывести как можно больше денег (за счет увеличения расходов) из налогооблагаемой прибыли. При переходе же на налог на распределяемую прибыль издержки бизнеса налоговиков интересовать не будут (за исключением небольшой группы расходов на личные нужды предпринимателей, которые, кроме дивидендов, включаются распределяемую прибыль), а у самих предпринимателей существенно сократятся стимулы эти издержки раздувать. В результате налоговое администрирование предельно упрощается для обеих сторон.

К сожалению, идея оказалась слишком революционной.

Правительство пошло на довольно существенное сокращение налогообложения прибыли и дивидендов, но не решилось на переход к налогу на распределяемую прибыль.

Но, как говорится, еще не вечер. НДС, я уверен, в будущем будет снижен. Да и к налогу на распределяемую прибыль мы рано или поздно придем. Мечты, мечты!

И несмотря ни на что, задуманная реформа — это прорыв.

В результате ее реализации мы получим гораздо более совершенную модель налогообложения, нежели та, которую мы имеем сейчас. И надо отметить мужество правительства и президента, согласившихся на столь радикальные меры по снижению налоговой нагрузки и пересмотру сложившихся правил налогообложения.

Думаю, это второй по важности шаг в нашей экономике после либерализации валютного рынка в 2017 году.

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным — по той причине, что его фактическим плательщиком является конечный потребитель. Проще говоря, в конечном результате НДС оплачивают обычные потребители, приобретающие товары в магазине, заказывающие какие-либо услуги или работы.

  • Вернуться
  • Налоги 2014 - 2018
  • Налогообложение юридических лиц

Начисляется ли НДС на убытки от услуг по пошиву готовой продукции из давальческого сырья?

  • 28.03.2015
  • ID вопроса: 2947

Если стоимость реализации оказанных вами услуг (чистая выручка от реализации без НДС) оказалась меньше, чем себестоимость этих услуг, то налогооблагаемая база для расчета НДС принимается равной себестоимости.

Какими налогами облагается реализация российского программного обеспечения в Узбекистане? Возможно ли уменьшение налога при предоставления сертификата о двойном налогообложении между РФ и РУз? Имеются ли в налоговом кодексе РУз статьи о подобном налогообложении?

  • 18.03.2015
  • ID вопроса: 2894

При условии представления вашей компанией сертификата, выданного Министерством финансов Российской Федерации (или уполномоченным им представителем) и подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, компания – источник выплаты дохода в Республике Узбекистан вправе использовать льготу, предусмотренную статьей 155 НК.

Платится ли НДС с импорта транспортных услуг, если они оказаны на территории Республики Узбекистан?

  • 07.02.2015
  • ID вопроса: 2675

Если транспортные услуги оказывает зарубежное предприятие (нерезидент) юридическому лицу Узбекистана, то местом реализации признается страна, юридическим лицом которой является ее исполнитель. При этом следует отметить, что данное правило применяется независимо от места нахождения пункта отправления или назначения.

Облагается ли НДС безвозмездная передача сотрудникам продуктов питания, новогодних подарков, стройматериалов, или, согласно части 13 статьи 204 НК, при данной операции отсутствует облагаемая база по НДС?

  • 02.02.2015
  • ID вопроса: 2528

При безвозмездной передаче товаров своим сотрудникам, приобретенных изначально для их безвозмездной передачи, НДС не возникает.

Является ли микрофирма , занимающаяся экспедированием грузов, плательщиком НДС ? В каких случаях возникает НДС ?

  • 31.12.2014
  • ID вопроса: 2441

Если ваша микрофирма является плательщиком общеустановленных налогов, то, соответственно, является и плательщиком НДС с облагаемого оборота по реализации услуг (вознаграждения). При этом налогооблагаемая база у экспедитора определяется исходя из суммы, подлежащей получению в виде вознаграждения за оказанные услуги, включающей в себя сумму НДС (статья 204 НК).

Возникает ли налогооблагаемая база по НДС при передаче имущества (основные средства и материалы) в качестве учредительного взноса в уставной капитал ООО?

  • 21.10.2014
  • ID вопроса: 2163

Согласно статье 199 Налогового Кодекса Республики Узбекистан (НК РУз) передача прав собственности на имущество посредством вклада в уставный фонд является оборотом по реализации товаров (работ, услуг) и облагается налогом на добавленную стоимость.

Имеет ли право предприятие в расчете по НДС за 1-й квартал 2015 учесть остаток аванса по НДС за предыдущие периоды? Является ли такой остаток переходящим из одного налогового периода в другой для его возврата при соразмерном поступлении валютной выручки?

  • 09.10.2014
  • ID вопроса: 2156

Да, Вы имеете право учесть остаток аванса по НДС в 1-м квартале 2015 года (равно как и в любом другом периоде), а также требовать его возврата в случае, если у Вас отсутствует задолженность по другим налогам.

Может ли предприятие оптовой торговли, плательщик единого налогового платежа, перейти на добровольную уплату НДС? При расчете НДС в налогооблагаемую базу будет включаться общая выручка по оптовой торговле или же только выручка экспортируемых товаров? Может ли наше предприятие относить в зачет сумму НДС по приобретаемым товарам для дальнейшей их перепродажи?

  • 08.08.2014
  • ID вопроса: 1915

Строительная субподрядная организация предполагает перейти на уплату общеустановленных налогов. Каков порядок начисления и уплаты НДС, если выполнен объем субподрядных работ на сумму 10 000 000 сум, без НДС? Как в этом случае оформляется счет-фактура ?

  • 01.08.2014
  • ID вопроса: 1891

В соответствии со статьями 224-226 НК РУз, налог на добавленную стоимость по облагаемым оборотам исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой исчисленного налога по облагаемому обороту и суммой налога, относимого в зачет в соответствии со статьей 218 НК РУз.

Облагаются ли НДС международные транспортно-экспедиторские услуги, оказанные предприятию нерезидентами РУз?

  • 23.06.2014
  • ID вопроса: 1605

Облагаются ли НДС оригинал-макеты , изготовленные по заказу других полиграфических предприятий?

  • 18.06.2014
  • ID вопроса: 1569

Каков порядок применения статьи 204 Налогового кодекса при определении налогооблагаемой базы по НДС при бесплатной или с учетом скидок передаче путевок, курсовок, абонементов и пр., а также ценных подарков, которые учитываются как невычитаемые расходы по налогу на прибыль и по ним не предусмотрен зачет НДС при их приобретении? Включается ли в объект обложения НДС оплата стоимости услуг, оказанных сторонними организациями физическим лицам?

  • 12.05.2014
  • ID вопроса: 1191

Предприятие, плательщик НДС, производило отпуск продукции в возвратной таре. Но, в новом году приняло решение отпускать продукцию вместе с тарой (без возврата). Можно ли в новом году взять в зачет сумму НДС, приходящуюся на тару, оставшуюся на начало года?

  • 15.04.2014
  • ID вопроса: 857

Должно ли производственное предприятие, плательщик ЕНП, уплатить НДС со стоимости услуг по ремонту оборудования, оказанных специализированной иностранной организацией ?

  • 04.04.2014
  • ID вопроса: 756

Должно ли представительство иностранной компании оплатить НДС со стоимости реализованных автомобилей?

  • 17.03.2014
  • ID вопроса: 545

Представительства не должны уплачивать НДС в Узбекистане, в том числе при реализации основных средств.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9


Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.

Сайт разработан в ООО «NORMA».

Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.

Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы, лицензируемые услуги - лицензированы.

Читайте также: