Ндс в армении 2020 ставка

Опубликовано: 03.05.2024


Ранее мы рассматривали налоговые обязательства и другие государственные сборы Армении, которые обязаны платить компании, работающие в данной юрисдикции. Но с 1 января 2020 года реформы правительства внесли некоторые изменения в налоговый кодекс РА. Если в ваших планах регистрация компании в Армении, следует учесть нынешние особенности налогообложения армянских компаний.

Рассматривая налоговые изменения, мы хотим сравнить действующие с 1 января 2020 года ставки налогов в Армении с другими популярными среди нерезидентов юрисдикциями. В частности, для крупного и среднего бизнеса. Отмечая уравнивание подоходного налога без привязки к размеру заработной платы (прогрессивная шкала отменена), теперь все компании Армении оплачивают 23% с каждого сотрудника. Рассмотрим изменения в сравнительной таблице:

Юрисдикция Ставка
Армения 23%+2,5% (отчисления в пенсионный фонд)
Грузия 20%
Гонконг 8,25%
Кипр 0%-35%
Эстония 20%
Швейцария 11%-13%
Казахстан 20%+9,5%

Ранее НДФЛ не предусматривал фиксированной ставки, 23% платили сотрудники с заработной платой менее 150 тыс. армянских драмов.

Примечание: социальные отчисления в ПФ Армении будут расти постепенно – с 2,5% до 5%, начиная с 2021 года.

28% оплачивали граждане с доходом от 150 тыс. до 2 млн. драмов, а при доходе свыше 2 млн. драмов ставка составляла 36%. На сегодня эти цифры уравнялись, независимо от суммы дохода НДФЛ составляет 23%. Со стороны правительства объяснение такому новшеству – дополнительный стимул для создания высокооплачиваемых рабочих мест.

Решая зарегистрировать компанию в Армении, учтите, что НДФЛ будет снижаться постепенно: с 2021 года составит 22%, с 2022 – 21%, а уже в 2023-м году снизиться до отметки 20%.

Вместе с тем снижению подлежит налог на прибыль. Ранее ставка составляла 20%, с 1.01.2020 года она снижена до 18%. Рассмотрим этот показатель в сравнении с другими странами:

Армения 18%
Грузия 15%
Гонконг 16,5%
Кипр 12,5%
Эстония 14%
Швейцария 0%-4,25%
Казахстан 15%

Здесь стоит отметить, что Армения не относится к низконалоговым юрисдикциям, однако располагает прекрасными условиями для нерезидентов, ищущих налоговую гавань для защиты собственных активов. Правительство прикладывает титанические усилия для оптимизации налогообложения, а успешно проведенные реформы позволили выйти из «серого списка» ЕС.

Если в ваших планах регистрация компании в Армении, следует учитывать другие важные обновления налогового законодательства РА с 1.01.2020 г. В частности:

  • ставки государственной пошлины для финансово-кредитных организаций составляют 8 млн. драмов (против предыдущих 3 млн. драмов);
  • каждый филиал банка обойдется в 500 тыс. драмов в первый год работы, 1 млн. драмов в каждый последующий;
  • разработана и запущена система корректировки акцизного налога – 4% (электронные сигареты также подлежат уплате акциза наравне с обычными табачными изделиями);
  • повысилась минимальная стоимость алкоголя (водки и этилового спирта) – 6 тыс. драмов за 1 литр (против предыдущих 3 тыс. драмов), исключением являются алкогольные напитки из ягод и фруктов;
  • установлена ставка экологического налога – 150 драмов за 1 л.с. для автомобилей с мощностью двигателя от 301 л.с.;
  • увеличены пошлины за замену государственных автомобильных номеров, консульские сборы.

Сфера деятельности Налоговая ставка
Производство 3,5%
Сервис 5%
Аренда 10%
Продажа 1,5-5%
Общепит 4-6%
Нотариальный сервис 20%

Ставка НДС в Армении остается прежней – 20%, что в разрезе европейских юрисдикций является золотой серединой. Во многих странах Европы это стандартный показатель налога на добавленную стоимость, только в некоторых странах наблюдаются незначительные отклонения в сторону увеличения или уменьшения (исключением будут несколько государств со ставкой 7-10%).

Рассмотрим в сводной таблице налоговые ставки Армении и других стран при выплате дивидендов, роялти и процентов в 2020-м году, а также сравним ставки НДС:

Юрисдикция Налоги с роялти и процентов Налоги на дивиденды НДС
Армения 10% 5% 20%
Грузия 5% 20%
Гонконг 4,95-16,5% 4,95-16,5%
Кипр 12,5-17% 19%
Эстония 14% 20%
Швейцария 35% 35% 7,7%
Казахстан 5-10% 12%

Именно в этом сравнении можно с уверенностью сказать, что Армения занимает достаточно привлекательную позицию по ставкам дивидендов, роялти и процентов. Однако стоит отметить, что это стандартные показатели, которые также могут быть уменьшены в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения (СИДН), заключенными с большим количеством стран ЕАЭС, СНГ, Азии и Европы. С июня 2017 года республика Армения присоединилась к программе BEPS, позволяющей предупреждать полное разрушение налоговой базы и уход бизнеса в тень. Подобный шаг существенно повышает благонадежность государства в глазах иностранных инвесторов и бизнесменов. Уже сегодня в Армении введен электронный обмен налоговой информацией со странами СНГ, а также подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения с 47-ю странами.

Реформы армянского правительства также предусматривают отход от семейного бизнеса и самозанятых граждан с созданием понятия «микропредпринимательства» в Армении. Термин предусматривает систему общего налогообложения со льготным необлагаемым порогом до 24 млн. армянских драмов. Однако здесь следует учитывать некоторые нюансы – субъектами микропредпринимательства не могут быть бухгалтеры, консалтинговые компании, адвокаты. Полный перечень изучайте по ссылке выше.

Налог на доход при микропредпринимательстве составляет 5 000 армянских драмов, дополнительно уплачивается гербовый сбор в размере 1 000 армянских драмов. Если в ваших планах регистрация компании в Армении, но бизнес не предусматривает в начале деятельности большого масштаба, советуем обратить внимание на достаточно выгодную структуру компании как микропредприниматель. Важно учитывать, что льготный режим доступен не всем, актуальными также остаются лицензируемые виды деятельности и подлежащие уплате акциза.

Здесь стоит отметить, что возможна регистрация компании в Армении как юридическое лицо – такая структура тоже может подпадать под определение микропредпринимательства, если выполняются установленные законодательством РА нормы по видам деятельности и прибыльности.

Важно: действующая компания имеет право перейти на форму микропредпринимателя в начале года – до 20 февраля года, следующего за отчетным, подается декларация в налоговые органы о смене организационно-правовой формы, в которой указан годовой доход менее 24 млн. армянских драмов (примерно 46 200 EUR).

Рассматривая меры правительства Армении, всецело направленные на улучшение условий для международного и локального бизнеса, а также вывод экономики из тени, нельзя не отметить реформы по повышению экологической ситуации. На примере Европы можно сказать, что здесь предпочтение дается «зеленым» компаниям, которые максимально снизили или вовсе устранили вредные выбросы в атмосферу.

Конечно, Армения только начала свой путь к снижению выбросов, но уже сегодня привлекла на авиационный рынок «зеленых» лоукостеров, которые пользуются нулевой ставкой налога на воздух. Это известные европейские компании Whizz Air и RyanAir, соединяющие Армению с Грецией, Германией, Италией, Австрией и другими европейскими странами. Если в ваших планах регистрация компании в Армении, и вы являетесь гражданином вышеперечисленных стран (а также Кипра), с посещением армянской территории теперь не возникает проблем, добраться сюда можно прямым рейсом за несколько часов.

Например, Whizz Air (бюджетная авиакомпания Венгрии) вводит новые прямые рейсы из Кипра в Ереван с лета 2020 года, а RyanAir занимается авиаперевозками с января нынешнего года, летом 2020 года запустит дополнительные рейсы из Афин и Салоников (Греция).

Именно с целью стимуляции новых направлений Национальное собрание РА предусмотрело льготный режим налога на воздух в течение первых 3-х лет работы на армянском воздушном рынке. Для использования льготы компании должны выполнить основные условия:

  • обеспечить непрерывные рейсы в течение всех 12 месяцев;
  • не иметь сезонного или транзитного характера.

Льготу можно пролонгировать еще на 2 года, налог на воздух включается в стоимость авиабилетов.

В других важных изменениях и дополнениях для иностранцев, решающих зарегистрировать компанию в Армении в 2020-м году:

  1. Введен новый порядок растаможки транспорта, поставляемого не из стран-участниц ЕАЭС (будет учитываться возраст автомобиля, объем двигателя).
  2. Растаможка транспортных средств, поставляемых из стран, входящих в ЕАЭС, предусматривает применение правил ЕАЭС – 15% для новых авто.
  3. Беспошлинный порог интернет-торговли с 1.01.2020 года составляет 200 EUR (против установленных ранее 378 EUR). Планка будет применяться на всей территории Евразийского экономического Союза.
  4. 15% от стоимости товара будут оплачивать покупатели при условии стоимости посылки более 200 EUR и весе более 31 кг (ранее ставка составляла 30%).

Налог на недвижимость – когда будут введены новые ставки, и какие?

Еще в начале 2019 года правительство Армении озадачилось вопросом оценки недвижимых объектов на армянской территории. Устаревшие нормативно-правовые акты требуют тщательной переработки, т.к. с ростом инфляции и прочих показателей правовое поле экспертной оценки не дает реальной картины. К примеру, земельный участок, который по факту стоит 90 тыс. USD по заключению оценщика может стоить 300 тыс. USD, что не отображает реального положения дел. И здесь необходима реальная рыночная кадастровая стоимость, от которой и будет начисляться налог.

Это одна из причин, почему введение налога на недвижимость в Армении перенесено на 2021-й год. Предварительно необходимо правильное администрирование, после чего можно говорить об обязательствах уплачивать в казну государства такие взносы. Что же ждет владельцев армянской недвижимости?

Внимание: если регистрация компании в Армении связана с покупкой земельных участков (юридические лица могут быть владельцами земель), заранее просчитайте все выгоды от такого приобретения.

В данный момент точных данных нет, по каким ставкам будут оплачиваться такие взносы с 2021 года. Но даже при условии падения стоимости недвижимых объектов новые экспертные заключения позволят рассчитать необходимую сумму. По предварительным оценкам, самые дорогие объекты – в центре Еревана, в частности, расположенные по центральным улицам Туманяна, Саят-Нова, Абовяна и на главной площади Республики (до 700 тыс. AMD за 1 кв. м.). Рассматривая стоимость одного квадратного метра земли, средняя кадастровая стоимость по Армении составляет 70-80 тыс. драмов.

Если у вас остались вопросы относительно нового налогообложения Армении, обращайтесь к нашим специалистам на электронный адрес info@offshore-pro.info. В планах регистрация компании в Армении с целью сохранения и приумножения сбережений? Мы сможем удаленно оформить необходимые документы для создания ООО, ЗАО и других организационно-правовых форм компаний без личного визита собственника. Обращайтесь к нам в решении открыть личный или корпоративный счет в армянском банке, эмиграции в Армению или при необходимости приобрести недвижимость.

Какие изменения внесены в налоговое законодательство Армении в 2020-м году?

С 1 января 2020 года правительство РА пересмотрело налоговое законодательство и внесло правки. В частности, установлена единая ставка подоходного налога на доходы сотрудников – 23% (ранее была прогрессирующей до 36% в зависимости от доходов). Также снижена ставка налога на прибыль – 18% с 1.01.2020 года (ранее – 20%).Также власти республики уведомили о решении последующего снижения НДФЛ – в 2021-м году до 22%, а уже с 2022 года – 21%. Таким образом, к 2023-му году ставка налога на доходы сотрудников составит 20%. В то же время запущена система корректировки акциза – 4%, увеличены консульские сборы, государственные пошлины за регистрацию номеров автомобилей.

Что значит термин «микропредприниматель» в Армении?

Вместе с новшествами в налоговом законодательстве, с 1 января 2020 года власти Армении исключили понятия семейного предпринимательства и свободных профессий. На замену введен термин «микропредприниматель» – физическое лицо на общем режиме налогообложения со льготами. Необлагаемый минимум микропредпринимателя составляет 24 млн. армянских драмов (около 46 тыс. EUR). При превышении этой отметки бизнесмен оплачивает 5 000 драмов налога и гербовый сбор в размере 1 000 драмов. Обратите внимание: статус микропредпринимателя не могут получить адвокаты, бухгалтера, нотариусы, консалтинговые компании, а также предприятия с лицензируемыми видами деятельности.

Что нужно знать нерезидентам при регистрации компании в Армении в 2020 году?

Иностранным инвесторам, нацеленным на создание бизнеса в Армении в 2020-м году, нужно учитывать следующие нюансы:
с 1.01.2020 введен новый порядок растаможки автомобилей;
льготы по налогу на воздух предоставляются только для «зеленых» компаний;
снижен беспошлинный порог электронной торговли – 200 EUR (для всей территории ЕАЭС);
с 2021 года правительство Армении введет налог на недвижимость по новым ставкам и правилам;
до конца 2020 года продлены сроки льготного налогообложения стартапов с числом сотрудников до 50 человек.
Относительно последнего пункта, право на льготный режим могут получить только новые компании, а не созданные в результате реорганизации физических или юридических лиц.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в разных странах по состоянию на 2020 год


НДС в России – налог на добавленную стоимость, в других странах названия другие, но суть этого налога везде одинакова. В дальнейшем будем называть просто НДС для всех стран, чтобы не запутаться. В некоторых странах НДС отсутствует, но есть такие налоги, как налог с продаж, корпоративный налог и др. Мы будем рассматривать только те страны, в которых существует НДС.

НДС относится к косвенным налогам (есть еще и прямые). Это значит, что сумма косвенного налога включается в сумму продажи и оплачивается покупателем. На каждом этапе процесса производства и/или реализации товара (работ, услуг) и до конечного потребителя происходит увеличение стоимости (добавленная стоимость), с этой добавленной стоимости на каждом этапе продавец должен перечислить налог в бюджет. Т.е. при продаже товара НДС в составе сумме реализации поступает Продавцу. Продавец от поступившей суммы НДС отнимает НДС (НДС к вычету), оплаченный поставщику, и разницу уплачивает в бюджет страны. Хотя технология расчета в каждой стране своя, но суть от этого не меняется.

Существует «внутренний НДС» (реализация товаров (работ, услуг) внутри стран), а есть НДС на ввозимые товары (импорт) и НДС на вывозимые товары (экспорт). В мире существует принцип взимания косвенного налога по «стране назначения». Для каждого государства очень важен экспорт товаров и для того, чтобы цены на мировом рынке были конкурентоспособны, при реализации товаров на экспорт цены освобождаются от всех национальных налогов, в частности НДС рассчитывается по налоговой ставке –ноль процентов (0%). При ввозе импортных товаров в страну импортер должен оплатить НДС в бюджет с суммы ввозимых товаров (таможенная стоимость).

Налоговых ставок НДС даже в одной стране может быть несколько. Но есть стандартная, она применяется к большинству товаров, а остальные сниженные ставки.

На 01.01. 2020г применяются следующие налоговые ставки НДС:





Итак, самая большая ставка НДС в Венгрии – 27%, самая маленькая налоговая ставка НДС в Джерси (островное государство) -3%, а также в ОАЭ– 5%.

Если кому-то интересно узнать значимость НДС для бюджета России в количественном выражении может почитать следующую информацию:

По данным Минфина РФ https://www.minfin.ru в Федеральном бюджете страны в состав доходов входят нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. Ненефтегазовые доходы состоят из налогов, пошлин и прочее. В 2019 году структура доходов Федерального бюджета была следующая (таблица 2):

- Нефтегазовые доходы составляли 39,3%

- Ненефтегазовые доходы -60,7%



В составе ненефтегазовых доходов в 2019году налоги и пошлины составили около 81,8% (таблица 3). Из них -70,8% составил НДС (таблица 4). Или иначе процент НДС в общей сумме доходов федерального бюджета составляет 35% (таблица 2). Это третья часть всех доходов государства.



В 2020 году ненефтегазовые доходы в федеральном бюджете России составили около 63% (таблица 2), в них налоги и сборы составили около 81% (таблица 3), из них налог на добавленную стоимость – 71,7% (таблица 4). НДС в общей сумме доходной части Федерального бюджета запланирован на уровне 36,8% (таблица 2).



Таким образом, НДС играет большую роль в структуре доходов бюджета страны и не только в количественном выражении, но и во временном – поступления НДС происходят не одноразово, а в течение длительного времени на каждом этапе реализации товара (работ, услуг), а также в более эффективной технологии собираемости налога, т.к. плательщиками налога являются множество субъектов, т.е. уменьшаются риски ухода от уплаты налога.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
Фото Михаила Чернова, Кублог

Если ваш будущий поставщик или покупатель находится в государстве, входящем в ЕАЭС, учтите: в отношении совершенных сделок НДС придется исчислять в особом порядке.

В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на данный момент помимо России входят еще Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. По сделкам с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014).

Поставка товаров в страны ЕАЭС

При экспорте товаров из России на территорию государства – члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Это следует из пункта 3 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол). Но обоснованность применения нулевой ставки НДС необходимо подтвердить, собрав необходимый пакет документов. Перечень этих документов содержится в пункте 4 раздела II Протокола. Перечислим эти документы:

  • договор на поставку товаров, заключенный с контрагентом из ЕАЭС;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное вашим иностранным покупателем.
Заметим, что в перечне документов, приведенном в пункте 4 раздела II Протокола фигурирует и банковская выписка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера. Однако тут же оговаривается: «если иное не предусмотрено законодательством государства-члена». Положения Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок применения нулевой ставки в отношении «обычного» экспорта, не требуют наличие выписки. Следовательно, можно говорить о том, что «законодательством предусмотрено иное». А значит, в данном случае представлять выписку банка не нужно. Данный подход подтверждается Письмами Минфина РФ от 12.09.12 № 03-07-13/21 и от 16.01.12 № 03-07-15/03. Полагаем, что этими письмами можно пользоваться и сейчас, поскольку нормативное регулирование в этой части существенно не изменилось.

Вкратце рассмотрим особенности представления каждого документа.

В отношении договора обычно вопросов не возникает. Хотим только заметить, что если договор заключен с индивидуальным предпринимателем, проживающим в государстве, входящим в ЕАЭС, то проблем с подтверждением нулевой ставки возникнуть не должно. И чиновники это подтверждают (Письмо Минфина РФ от 26.10.2015 № 03-07-13/1/61251). Проблем не возникнет и в том случае, если договор заключен с филиалом российской компании, осуществляющим деятельность на территории государства-члена ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 04.09.2015 № 03-07-13/1/51100). Но если товары экспортируются в собственный филиал, расположенный за пределами России, то такая передача не должна в принципе облагаться НДС (Письма Минфина РФ от 15.10.2015 № 03-07-08/59083, от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48565). Поэтому подтверждать нулевую ставку НДС и собирать пакет документов не нужно.

Что касается транспортных документов, то не всегда они могут быть в наличии у экспортера. Например, если вывоз товара со склада поставщика осуществляется собственным транспортом контрагента из ЕАЭС. Означает ли это, что у поставщика-экспортера в данном случае возникнут проблемы с подтверждением нулевой ставки?

Из Письма Минфина РФ от 19.07.2012 № 03-07-13/01-42 следует, что отсутствие в рассматриваемой ситуации транспортных документов не противоречит законодательству. И налогоплательщик в качестве товаросопроводительных документов может представить товарную накладную ТОРГ-12. Правда, данное разъяснение было выпущено в период действия Таможенного союза, но суть от этого не меняется, ведь и раньше международный документ требовал наличие транспортных документов.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, как мы уже отметили ранее, должно составляться иностранным покупателем. В настоящее время применяется форма заявления о ввозе, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с учетом изменений, внесенных Протоколом, подписанным в г. Москве 08.10.2014.

Если заявление оформлено на бумажном носителе, то один из экземпляров данного заявления с отметкой своей налоговой инспекции иностранец должен прислать российскому экспортеру, чтобы тот смог подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС. Если иностранец заполнял заявление в электронном виде, то помимо этого заявления он должен предоставить российскому экспортеру документ в электронной форме о том, что оплата налога подтверждена налоговой инспекцией.

Вместо самих заявлений экспортер может представить в ИФНС перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Письмо Минфина РФ от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758). Данный перечень составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@. Этот документ составляет российский экспортер на основе заявлений, полученных от своего покупателя из ЕАЭС. Представляться документ может в электронном виде по утвержденному вышеуказанным приказом формату или на бумажном носителе, в том числе со штрих-кодом. Но нужно знать: сведения, включенные экспортером в перечень заявлений, будут проверяться в ИФНС на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией.

Срок подачи документов в ИФНС

Все указанные выше документы представляются в ИФНС в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, о чем прямо сказано в пункте 5 раздела II Протокола.

В то же время факт представления документов приурочен к сроку представления декларации по НДС. Например, если полный пакет документов собран, предположим, в декабре 2015 г., то представить его нужно будет вместе с декларацией по НДС за IV квартал 2015 г., то есть не позднее 25 января 2016 г. Такой порядок применяется, даже если к 25 января уже истечет 180-дневный срок. Главное, что документы были в 180-дневный срок собраны и представлены в ИФНС в ближайшую дату, установленную для подачи декларации по НДС.

Данный вывод подтверждает и судебная практика, и сами чиновники (Письма Минфина РФ от 16 февраля 2012 г. № 03-07-08/41, письме ФНС от 16 февраля 2006 г. № ММ-6-03/171).

С полученных авансов НДС не начисляется

Если компания-экспортер получила от контрагента из ЕАЭС предоплату, то полученную сумму она не должна включать в налоговую базу по НДС. Это следует из пункта 1 статьи 154 НК РФ, согласно которому в налоговую базу по НДС не включается оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые облагаются по нулевой ставке в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ.

Чиновники подтверждают данный вывод, о чем свидетельствует, например, Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 03-07-13/1/25440.

Вычет и восстановление НДС

Из пункта 3 раздела II Протокола следует, что при экспорте товаров с территории РФ на территорию другого государства-члена российский экспортер имеет право на налоговые вычеты в порядке, который предусмотрен для «обычного» экспорта. Этот порядок прописан в главе 21 НК РФ и согласно нему суммы «входного» НДС, относящегося к товарам, которые экспортируются в ЕАЭС, принимаются к вычету в особом порядке.

Данный порядок установлен положениями пункта 3 статьи 172 НК РФ. Согласно нему право на вычет возникает в момент определения налоговой базы. Это либо по мере сбора документов (если организация успела в 180-дневный срок собрать все необходимые документы), либо по мере начисления НДС (если в течение 180 дней необходимые документы не были собраны).

Бывает, что компания в момент приобретения товаров может не знать, что эти товары будут поставлены в ЕАЭС. Либо предполагает продажу этих товаров на российском рынке, а потом меняет свои планы. Тогда «входной» НДС она может принять к вычету на общих основаниях – в момент принятия товаров к учету. Если это произошло, то впоследствии необходимо восстановить НДС. И чиновники это подтверждают, что видно, например, из Писем Минфина РФ от 19.08.2015 № 03-07-13/1/47919, от 21.10.2015 № 03-07-13/1/6024. Саму сумму восстановленного НДС следует отразить в графе 5 по строке 100 «Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» раздела 3 декларации по НДС (Письмо Минфина РФ от 27.02.2015 № 03-07-08/10143).

Но в какой момент нужно восстановить налог? К сожалению, вышеупомянутые письма финансового ведомства не содержат ответа на этот вопрос. Но из писем, касающихся восстановления НДС в случае «обычного» экспорта, следует, что восстанавливать налог нужно не позднее того налогового периода, в котором производится выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта (Письма Минфина РФ от 28.08.2015 № 03-07-08/49710).

«Экспортные» разделы в декларации по НДС

Отгрузку товары в государства, входящие в ЕАЭС, заносить в декларацию по НДС нужно только в том периоде, в котором будут собраны все необходимые документы. Либо, если экспортер не успел собрать документы в 180-дневный срок, в том периоде, в котором этот 180-дневный срок истекает.

Для отражения «экспортных» операций в декларации по НДС предусмотрены разделы с 4 по 6. Если все необходимые документы собраны в 180-дневный срок, то экспортные операции следует отразить в разделе 4. Там же нужно указать и суммы вычетов, относящихся к экспортным поставкам.

Если же экспортеру не удалось вовремя собрать все необходимые документы, то ему придется начислить НДС со стоимости экспортной поставки. Этот НДС и суммы вычетов следует отразить в разделе 6 декларации по НДС. При этом следует учесть, что исчислять НДС в рассматриваемой ситуации необходимо за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров (п. 5 раздела II Протокола). Соответственно, помимо НДС придется уплатить и пени. Собрав впоследствии нужные документы, российский экспортер сможет вернуть налог, заявив его к вычету, но вот пени ему уже не вернут.

Покупка товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии российская компания-импортер должна исчислить и заплатить в бюджет НДС. Этот налог должен уплачиваться не в составе цены ввозимых товаров (как при покупке товаров на российском рынке), а отдельно в «российский» бюджет. Причем не важно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Поэтому обязанность по уплате «ввозного» НДС возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 раздела III Протокола).

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты «ввозного» НДС.

Налоговую базу нужно определять на дату принятия товаров к учету. Налоговая база формируется исходя из стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (п. 14 раздела III Протокола).

Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 раздела III Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18 процентов) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Декларирование и уплата НДС

Уплачивать «ввозной» НДС нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из государств-участников ЕАЭС. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 раздела III Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время импортерам из государств ЕАЭС приходится использовать старую форму декларации, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза. Она приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 7 июля 2010 г. № 69н. Данный вывод подтвержден и Минфином РФ в Письме от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423.

Обратите внимание, что в отличие от «обычной» декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Поэтому если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы на импорт

Вместе со специальной «ввозной» декларацией по НДС импортеру нужно представить в ИФНС ряд документов:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.
Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

Что касается заявления, то с 1 января 2015 года предусмотрено два способа его подачи:

  1. на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  2. в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
Чиновники из Минфина в своем Письме 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@уточняют, что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).
В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 г., должен применяться Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика, утвержденный Приказом ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@.

Вычет «ввозного» НДС

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму НДС он может принять к вычету (п. 26 раздела III Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ).

Из статей 171 и 172 НК РФ следует, что вычет «ввозного» НДС возможен после принятия товаров к учету и факт уплаты НДС подтвержден документами. Дополнительных условий для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит. Вместе с тем, по мнению, чиновников из Минфина, НДС, уплаченный за товары, которые импортированы из стран-членов ЕАЭС можно принять к вычету только после получения из инспекции заявления о ввозе товаров с отметкой об уплате НДС. Такое разъяснение содержится в Письме Минфина РФ от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180.

В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Из этих Правил следует, что в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС.

Однако суды по данному вопросу высказывают противоположную позицию. Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию России товаров, подлежат вычетам после принятия товаров на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Поэтому организация вправе принять уплаченный при ввозе НДС в том квартале, когда товары приняты на учет и налог уплачен в бюджет, даже если отметка на заявлении о ввозе проставлена в следующем квартале (Постановления ФАС Московского округа от 25.07.11 № КА-А41/7408-11 и ФАС Центрального округа от 14.02.12 № А62-2431/2011).

В новый год с новыми налогами: Армению ожидают кардинальные налоговые изменения

АрмИнфо.C начала 2020 года в Армении войдут в действие ряд изменений в систему налогообложения. Как ранее заявляли финвласти страны, в долгосрочной перспективе поправки в Налоговый кодекс РА обеспечат дополнительные 0,8 п.п. роста ВВП, дополнительный рост потребления составит 0,3-0,4 п.п., а занятость - приблизительно на 0,5 п.п.

Так, согласно информации, предоставленной АрмИнфо Министерством финансов, Армения повысит необлагаемый НДС порог с оборота с нынешних 58,35 млн. ($120 тыс.), до 115 млн драмов ($235 тыс). отмечается, что если до момента принятия законодательного акта парламентом (июнь с.г.), хозяйствующие субъекты превысили ныне действующий порог, необлагаемый НДС в размере 58,35 млн драмов, даже после его законодательного повышения до 115 млн драмов, они не смогут вернуться в поле регулирования налога с оборота и далее будут считаться плательщиками НДС. Для всех, кто не превысил порог в 58,35 млн драмов, с момента утверждения новой нормы она будет иметь обратную силу.

С 1 января 2020 года Армения планирует отказаться от системы лицензионного налога с переходом на систему общего налогообложения. Республика откажется от двух альтернативных систем налогообложения - самозанятых и семейного предпринимательства, а им на смену придет микропредпринимательство с необлагаемым порогом до 24 млн драмов. Субъектами микропредпринимательства не будут считаться хозяйствующие субъекты, осуществляющие специализированные виды деятельности, в частности, бухгалтерии, адвокатуры, консалтинга. Льготным режимом не смогут также воспользоваться представители сферы торговли, осуществляющие деятельность в Ереване, хозяйствующие субъекты, занимающиеся торговлей в торговых центрах и ярмарках вне черты столицы и автодиллеры. Микробизнес будет освобожден от основных видов налогов, за исключением акцизного налога, экологического и дорожного налога. Подоходный налог для наемного работника, вне зависимости от размера заработной платы, составит 5 тыс драмов.

С 1 января 2020 года Армения перейдет на плоскую систему налогообложения дохода, который вне зависимости от размера заработной платы, будет установлен в размере 23%. С 1 января 2021 года ставка подоходного налога составит 22%, с 1 января 2022 года - 21%, а с 2023 года - снизиться до 20%.

Параллельно правительство предусматривает постепенный возврат к прежним условиям обязательной пенсионной системы (ОНПС). Так, с января 2021 года работающие граждане будут платить по ставке в 3,5%, с 1 января 2022 года - 4,5%, а с 1 января 2023 года - все 5%.

С 2020-ого по 2022 гг. будут введены равные для резидентов и не резидентов Армении ставки налога на прибыль и налога на дивиденды, установив их на уровне 23% (с 20% до 18% налог на прибыль плюс с 10% до 5% налог на дивиденды - Ред.).

Финвласти на данном этапе воздержались от повышения налогового бремени для представителей общепита. Так, налог с оборота для них на уровне 10% вступит в силу не с 2020 года, как это предусмотрено новым Налоговым кодексом. Для них будут сохранены регулировки, вступившие в силу с 1 июля 2018 года, то есть 6%-й налог с оборота, с возможностью налогового вычета в 3% от задокументированных расходов, но не менее 4% от оборота. Напомним, что с 1 июля 2018 года вступили в силу новые нормы налогообложения - лицензионный налог для ресторанов (налог с квадратного метра) был заменен на 6%-й налог с оборота.

Министерство финансов Армении учло также интересы автоимпортеров - физических лиц. Правило, обязывающие их с 1 июня 2018 года при продаже 2-го автомобиля платить 20%-й налог с дохода, было пересмотрено и снижено до 1% от цены авто, но не менее 150 драмов за каждую лошадиную силу. Норме будет дана обратная сила с 1 июля 2018 года, что позволит пересчитать налоговую задолженность, накопившуюся с момента вступления новой налоговой регулировки в силу. Вместе с тем, владелец автомобиля освобождается от уплаты налога в случае продажи автомобиля по истечении 365 дней после его приобретения.

С 1 января 2020 года финвласти страны откажутся также от дорожного

налога для грузовых автомобилей, зарегистрированных на территории

Республики Армения. А организации транспортного обслуживания

пассажиров автобусами, микроавтобусами и легковыми автомобилями, в

связи с отказом от лицензионного налога, станут плательщиками государственной пошлины.

А вот таксисты-физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении перевозки легковым такси, будут освобождены от уплаты госпошлины.

От налога на прибыль будут освобождены сделки купли-продажи имущества между физлицами. Сделки между физлицом и индивидуальным предпринимателем по приобретению земельных участков также будут освобождены от выплаты 10%-го налога на прибыль.

Минфин также закрепил, что пенсии резидентов физических лиц, полученные извне, не подлежат налогообложению в Армении.

С 1 января 2020 года на 20% повысятся ставки государственной пошлины за организацию и проведение азартных игр (в том числе игр в сети интернет), тотализаторов (интернет тотализаторов). С нового года деятельность тотализаторов (в том числе интернет-тотализаторов), а с 1 января 2021 года игр с выигрышем (в том числе интернет игр) будет переведена в поле регулирования налога на прибыль.

Армения пересмотрела ставки госпошлины, уплачиваемой организациями финансово- кредитной сферы. Так, впредь банки будут платить госпошлину в размере 8 млн драмов, вместо нынешних 3 млн драмов. Будет введена также пошлина за каждый филиал банка - в размере 500 тыс драмов за первый год деятельности, а затем - 1 млн драмов в год. Для ломбардов за первый год деятельности будет установлена планка в 1,5 млн. драмов, за последующие годы - 2 млн драмов (вместо нынешней госпошлины в 100 тыс. драмов, и предлагаемых 6 млн драмов). Госпошлина для частных обменных пунктов выросла до 500 тыс драмов (рост в 10 раз) против предлагаемой ранее Минфином планки в 3 млн драмов.

Будет внедрена система ежегодной коррекции ставки акцизного налога (на 4%). Электронные сигареты (по технологии IGOS) будут облагаться акцизом так же, как и традиционные. Планируется также повышение минимальной цены на водку и этиловый спирт - с нынешних 3500 драмов за 1 литр 100%-го спирта до 6 тыс драмов, за исключением водки из плодов и ягод.

Уже с 1 января 2020 года будет пересмотрена ставка экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу автомобилей с мощностью двигателя 301 лошадиных сил и более - вместо нынешних 50 драмов за 1л.с установлен тариф в 150 драмов. Кабмин Армении также увеличил консульские сборы, ставки государственной пошлины на предоставление/замену госномеров.

  • ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
  • АДВОКАТСКИЕ УСЛУГИ
  • ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
  • СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
  • ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСОВ
  • БИЗНЕС КОНСУЛЬТАЦИИ
  • БИЗНЕС УСЛУГИ
  • СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
  • КОРПОРАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ
  • ОТНОШЕНИЯ СО СМИ
  • АУДИТ
  • ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ДОКЛАДЫ ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА
  • КНИГИ


Налог на добавленную стоимость

Армения использует модель входящего и исходящего НДС. Лица, несущие обязательства по уплате НДС, вычитывают входящий НДС из суммы НДС, начисленной на продажи, и представляют разницу для учета налоговым органам. Установленная ставка НДС на местную реализацию товаров и услуг и импорт товаров составляет 20%. На экспорт товаров и соответствующих услуг установлена нулевая ставка.

Границы доходов, облагаемых налогом

Обязательства по уплате НДС рассчитываются на основе налогооблагаемого оборота по операциям, осуществленным в течение предыдущего календарного года. Если эта выручка превышает 58,35 миллиона армянских драмов, налогоплательщик несет ответственность по уплате НДС на всю сумму продаж. Обычно если доходы за предыдущий год не превышают 58,35 миллиона армянских драмов (например, это первый год деятельности налогоплательщика), налогоплательщик несет обязательства по уплате НДС только по той части продаж за год, которая превышает 58,35 миллиона драмов. Налогоплательщики, чья выручка не превышает 58,35 миллиона армянских драмов, могут добровольно состоять на налоговом учете по НДС.

Область действия НДС

Если законом однозначно не предусматривается освобождение от налога, НДС применяется к:

  • Поставке товаров и услуг, если местом поставки является Армения, включая случаи, когда поставка осуществляется безвозмездно, и
  • Ввозу товаров в Армению.

Место реализации товаров

Местом реализации товаров считается место, где расположены товары в момент начала их продажи. Местом реализации товаров, требующих доставки, считается месте, где расположены товары в момент начала отгрузки.

Место реализации услуг

По общему правилу считается, что услуги реализованы на территории, где поставщик услуг осуществляет свою деятельность. Если место осуществления деятельности неопределенно, считается, что услуги реализованы на территории, где расположен бизнес поставщика. Установлены особые правила определения места реализации применительно к следующим услугам:

  • Считается, что услуги, связанные с недвижимостью, реализованы в месте расположения недвижимости
  • Считается, что транспортные услуги реализованы в месте происхождения транспортируемых пассажиров или груза
  • Считается, что услуги, относящиеся к культуре, искусству, спорту, науке, образованию и общественному здравоохранению, сопутствующие транспортные услуги и услуги по оценке или ремонтированию движимого имущества реализованы в месте, где осуществляется деятельность по предоставлению услуг
  • Считается, что лизинг транспортных средств реализован в месте, где лизингодатель осуществляет предпринимательскую деятельность, а если нет такого места, то в месте регистрации или проживания лизингодателя
  • Считается, что межгосударственныепочтовые и телекоммуникационные услуги реализованы в стране их назначения. Особые правила действуют также применительно к услугам, связанным с передачей прав на интеллектуальную собственность, рекламой, консультационными, инжиниринговыми, правовыми, бухгалтерскими, экспертными, переводческими услугами, услугами по обработке данных, предоставлению программного обеспечения и информации, банковскими, финансовыми и страховыми услугами и услугами по лизингу движимого имущества (кроме транспортных средств). В случае, когда указанные услуги предоставляются налогоплательщиком НДС нерезиденту или нерезидентом налогоплательщику НДС, правила определения места реализации услуг следующие:
    • Считается, что услуги реализованы в месте, где получатель услуг осуществляет предпринимательскую деятельность или имеет постоянный офис (т.е. ность или имеет постоянный офис (т.е. если получатель имеет постоянный офис в Армении, то услуги облагаются НДС).
    • Считается, что услуги реализованы в месте проживания получателя, если получатель не осуществляет предпринимательскую деятельность и не имеет постоянного офиса.

НДС на импортирование

Если законом однозначно не предусматривается освобождение от налога, в отношении импортированных товаров применяется 20%-ная ставка НДС во время таможенной очистки. Налогооблагаемая база — это таможенная стоимость товаров плюс сумма любых импортных пошлин и акцизных налогов (при наличии таковых). Обложение НДС таможенными органами не зависит от того, состоит ли ввозящее лицо на налоговом учете или нет. НДС должен быть оплачен в течение 10 дней после ввоза товаров. Особые правила действуют в отношении товаров, которые ранее были экспортированы из Армении для переработки или ремонтирования. В этом случае НДС облагается с учетом стоимости услуг, предоставленных иностранной стороной. Если невозможно определить стоимость услуг, НДС облагается с учетом разницы между таможенной стоимостью услуг после переработки или ремонтирования и их заявленной таможенной стоимостью в момент их экспортирования.

Нулевая ставка налога

Экспортирование товаров и предоставление услуг, сопутствующих экспортированию, облагаются нулевой ставкой налога. Нулевая ставка налога также применяется к предоставлению услуг по международным перевозкам (включая транзит через Армению) и платных услуг производства. Рекламные, консультационные, инжиниринговые, юридические, бухгалтерские и переводческие услуги, услуги по обработке данных, банковские, финансовые и страховые услуги, предоставляемые нерезидентам, облагаются нулевой ставкой налога, если деятельность нерезидента осуществляется вне Армении.

Освобожденные от налога операции

Согласно армянскому законодательству, ряд операций освобожден от НДС. Среди наиболее часто освобождаемых операций — большинство финансовых операций, осуществляемых финансовыми организациями, услуги по оплате обучения в средних, профессиональных и высших учебных заведениях, продажа учебных материалов, продажа газет и журналов и т.д. Продажа прав собственности в компа- нии или бизнесе, а также операции по реорганизации компании или бизнеса не облагаются НДС.

В большинстве случаев сумма НДС определяется на основе стоимости операции по поставке товаров или услуг. В том случае, когда товары и услуги предоставляются безвозмездно, поставщик несет ответственность по уплате НДС на основе рыночной стоимости товаров или услуг, за исключением случаев, когда поставка включает гарантийное обслуживание, предоставляемое продавцом товара, замену дефектных товаров.

Общие правила зачета входящего НДС следующие:

  • Применительно к НДС, уплаченному при приобретении товаров и услуг, которые будут использованы для осуществления налогооблагаемых продаж, применяются правила зачета входящего НДС.
  • Применительно к НДС, уплаченному для приобретения или ввоза товаров и услуг, которые будут использованы для осуществления освобожденных от НДС или не облагаемых НДС продаж, не применяются правила зачета.
  • В том случае, когда товары и услуги используются для осуществления частично налогооблагаемых и частично не облагаемых налогом продаж, зачет входящего НДС определяется распределением НДС между налогооблагаемыми и не облагаемыми налогом продажами, учитывая соотношение налогооблагаемых продаж к общим продажам за каждый отчетный период.

Требование принятия к вычету должно обосновываться действительной счет-фактурой с выделенным НДС, выписанной поставщиком или должным образом составленной таможенной декларацией ввоза. Кроме того, при приобретении товаров или услуг зачет входящего налога обычно применяется только в случае, когда оплата произведена банковским переводом и товары и услуги приобретены для коммерческих целей. В отношении наличных покупок принимается к вычету входящий налог в сумме до 300 000 армянских драмов на каждую операцию и в максимальной сумме 3 миллиона армянских драмов в месяц, с условием, что вся необходимая информация по НДС включена в квитанцию продаж или счет-фактуру с выделенным НДС. Обычно уплаченный НДС, в отношении которого не могут быть применены правила принятия к вычету, рассматривается как часть стоимости приобретения для целей налога на прибыль или подоходного налога.

Налоговые требования по НДС

Следующие налогоплательщики автоматически несут ответственность по учету НДС:

  • Бизнесы со стоимостью продаж, превышающей 58,35 миллиона армянских драмов в предыдущем календарном году, несут обязательства по учету НДС на свои продажи в следующем календарном году
  • Бизнесы, для ведения которых требуется лицензия стоимостью более 100 000 армянских драмов, и бизнесы, производящие товары, облагаемые акцизным налогом, также несут обязательства по учету НДС на свои продажи
  • Бизнесы, которые производят или импортируют товары, облагаемые акцизным налогом
  • Прочие бизнесы несут обязательства по учету НДС на любые продажи, осуществленные в календарном году, свыше 58,35 миллиона армянских драмов
  • Существуют специальные правиласогласно которым взаимосвязанные стороны (совместная собственность в учредительном капитале, соотношение дохода и расходов, относящихся к одному поставщику или клиенту) несут обязательства по уплате НДС в силу взаимосвязанности.

Начиная с 1 января 2012 года налогоплательщики по НДС обязаны приобретать регистрационные номера НДС от налоговых органов.

Требования по предъявлению отчетности

Налогоплательщики по НДС обязаны вести раздельный учет для налогооблагаемых и освобожденных от НДС продаж и покупок. Если невозможно вести отдельные счета, сумма входящего НДС, подлежащего вычету за каждый отчетный период, рассчитывается на основе соотношения налогооблагаемых продаж к общим продажам за данный период.

Информация о счет-фактурах с выделенным НДС

За исключением розничных продаж, лицо, зарегистрированное как налогоплательщик НДС, должно выписать счет-фактуру с выделенным НДС для каждой налогооблагаемой продажи товаров или услуг. Счет-фактура с выделенным НДС должна быть выписана электронным путем либо с использованием не подлежащих передаче другому лицу нумерованных форм, полученных от налоговых органов. Налоговая счет-фактура должна иметь уникальную серию и номер. В том случае, когда сумма фактуры превышает 100 000 армянских драмов, информация о данном счете должна передаваться налоговым органам обеими сторонами операции, за исключением электронных счет-фактур. Счет-фактура с выделенным НДС не выписывается для операций, освобожденных или не облагаемых НДС. Действуют также специальные правила в отношении подготовки счет-фактур для продаж, облагаемых нулевой ставкой.

Обязательства по уплате НДС

Обязательства по уплате НДС рассчитываются с использованием метода входящего и исходящего налогов. Обязательства по уплате НДС за любой отчетный период — это общая сумма исходящего налога, рассчитываемого по продажам, за вычетом суммы входящего НДС, уплаченного в связи с налогооблагаемыми продажами. Обязательства по НДС следующие:

  • Обязательства по НДС на реализацию товаров возникают тогда, когда товары разгружаются или доставляются покупателям
  • Обязательства по НДС на реализацию услуг возникают тогда, когда услуги предоставляются клиентам
  • Возможность вычета входящего налога на приобретения возникает в день выполнения оплаты, с условием, что фактура с выделенным НДС получена до конца отчетного периода. Если фактура получена после указанного срока, то, согласно основному правилу, представляется исправленная налоговая декларация
  • Возможность вычета входящего налога по вывезенным товарам возникает в день вывоза.

Удержание НДС у источника дохода

К услугам, предоставляемым в Армении нерезидентами, не стоящими на налоговом учете в Армении, применяется удержание НДС у источника дохода. Для обоснования соответствующего требования о принятии к вычету входного НДС получатель услуг должен выписать себе счет-фактуру от имени нерезидента, указав в качестве идентификационного номера поставщика услуг свой идентификационный номер.

Подача деклараций и уплата НДС

Как правило, налогоплательщики НДС представляют налоговые декларации по НДС ежеквартально. Однако налогоплательщики, чья сумма продаж (без НДС) в предыдущем календарном году превысила 100 миллионов армянских драмов, должны представлять налоговые декларации по НДС ежемесячно. Уплата НДС и подача налоговых деклараций по НДС должна осуществляться в течение 20 дней после окончания отчетного периода. В течение 20 дней после окончания отчетного периода представляется отдельный отчет с информацией о счет-фактурах по реализациям и приобретениям, превышающим 100 000 армянских драмов. Если отчет не предоставляется, есть возможность того, что налоговые органы не допустят принятия к вычету входного НДС.

Как правило, превышение входящего НДС за отчетный период над исходящим НДС за тот же период переносится на будущие периоды и зачитывается против НДС, подлежащего уплате в течение будущих отчетных периодов. Возмещение разрешается только для приобретений и ввоза, прямым образом относящихся к операциям, облагаемым нулевой ставкой налога (за исключением вывоза черных и цветных металлов). Согласно законодательству, возврат сумм НДС осуществляется в течение 90 дней после подачи ходатайства о возмещении. Если сумма НДС не возмещается в течение 90 дней, рассчитываются штрафы для уплаты налогоплательщику. Штрафы рассчитываются на сумму превышения за каждый просроченный день после установленного срока, а размер штрафов определяется на основе процентной ставки, установленной Центральным банком Армении (с ежедневным перерасчетом).

Читайте также: