Научные статьи по ндс

Опубликовано: 07.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболева А.А.

Данная статья раскрывает значение налога на добавленную стоимость в сфере федерального налогообложения. Рассмотрены случаи налоговых вычетов , а также расчет конкретных примеров.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соболева А.А.

This article reveals the value of the value added tax in the sphere of Federal taxation. The cases of tax deductions and calculation of specific examples.

Текст научной работы на тему «Сущность налога на добавленную стоимость в России»

Данная работа может быть использована студентами, преподавателями учебных заведений и работодателями для глубокого изучения аддиктивного поведения.

1. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: https://psychology.academic.ru/6303

2. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - Питер: 2011. 224 с.

3. Келли Макгонигал. Сила воли. Как развить и укрепить. -Москва: Манн, Иванов и Фербер. 2018. 304 с.

4. Сэг Джей. Важные годы. - Москва: Манн, Иванов и Фербер. 2018. 320 с.

5. Larry Rosen. iDisorder // URL: http://drlarryrosen.com/2011/03/idisorder/

6. Mary Helen Immordino-Yang. Rest Is Not Idleness: Implications of the Brain's Default Mode for Human Development and Education [Текст] // Perspectives on Psychological Science 2012 7: 352. Р. 352-364.

7. National campaign to prevent teen pregnancy [Электронный ресурс] // URL: https://powertodecide.org

8. Young K. S., PistnerM., O'MaraJ. et al. Cyber disorders: the mental health concern for the new millennium [Текст] // CyberPsychol. Behavior. 1999. Vol. 3, N 4. P. 475-479.

канд. юр. наук, доц. Каширина Ю.П.

СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: значение НДС, налоговые вычеты, налогоплательщики, условия уплаты НДС.

Аннотация: Данная статья раскрывает значение налога на добавленную стоимость в сфере федерального налогообложения. Рассмотрены случаи налоговых вычетов, а также расчет конкретных примеров.

Keywords: the value of VAT, tax deductions, taxpayers, terms of payment of VAT.

Abstract: This article reveals the value of the value added tax in the sphere of Federal taxation. The cases of tax deductions and calculation of specific examples.

На сегодняшний день одной из основных предпосылок развития экономики страны и обеспечения ее стабильности является эффективное функционирование налоговой системы, поскольку мобилизация налоговых платежей в бюджет страны дает возможность органам государственной власти осуществлять реализацию внутренней и внешней политики, финансировать социальные мероприятия [5]. Совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном законодательством порядке, является государственной налоговой системой. Налог на добавленную стоимость является одним из общегосударственных налогов, который обеспечивает стабильность денежных поступлений в государственный бюджет. Но, на сегодняшний день современная экономическая ситуация в стране вызывает реформирования налоговой системы и влияет на постоянные изменения налогового законодательства.

Государству необходимы финансовые ресурсы для реализации своих функций, это означает, что оно не может существовать без бюджета, формируемого за счет налоговых поступлений. Налог на добавленную стоимость, как один из федеральных налогов, играет большую роль в формировании бюджета государства и приносит основной доход.

Под налогом на добавленную стоимость (НДС) понимается форма изъятия в бюджет определенной в соответствии с налоговыми ставками части прибавочной стоимости товаров (работ, услуг) [1].

НДС входит в состав федеральных налогов и его регулирование осуществляется главой 21 НК РФ («Налог на добавленную стоимость»).

Иными словами, налогом на добавленную стоимость облагается именно то, что прибавляется к цене купленного товара. Например, если организация закупила партию товара по 100 рублей за единицу, а продает (с учетом НДС) - по 150 рублей за единицу, то НДС будет уплачиваться с 50 рублей.

НДС представляет собой косвенный налог, поскольку включается в цену реализуемых товаров (работ, услуг): сумма НДС, исчисленная как процентная доля цены, увеличивает цену товаров (работ, услуг). Именно поэтому при уплате НДС юридический и фактический плательщики налога различаются.

К юридическим плательщикам (т.е. лицам, на которых НК возлагает обязанность по перечислению налога в бюджет) относят организации и индивидуальных предпринимателей, реализующие товары. А к фактическим плательщикам относят потребителей, то есть лица, которые покупают товары (работы, услуги) и уплачивают налог "из своего кармана" в составе цены [2].

Налогоплательщики представлены тремя группами, для которых принципиальным образом различается порядок налогообложения НДС:

1) организации, совершающие налогооблагаемые операции;

2) индивидуальные предприниматели, которые совершают налогооблагаемые операции;

3) лица, которые признаются налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (для них порядок уплаты НДС устанавливается Налоговым кодексом РФ и Таможенным кодексом таможенного союза).

Организации и ИП освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, при условии если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных) не превысила в совокупности 2 000 000 рублей. Данная льгота не распространяется на лица, реализующие подакцизные товары.

В качестве объекта налогообложения признаны операции, совершаемые на территории Российской Федерации (перечисленные статьей 146 НК РФ):

- реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав. Реализацией в целях налогообложения признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе по договорам купли-продажи, мены, поставки, подряда, выполнения работ, оказания услуг. Передача на безвозмездной основе признается реализацией;

- передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Одним из ключевых моментов для начисления НДС является место

реализации товаров, работ, услуг, т.к. по правилам статьи 147 НК НДС

начисляется только при реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.

Размер налоговой базы по НДС определяется в соответствии со статьей 153 НК и имеет различные особенности в зависимости от вида облагаемой операции. Так, при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, которые определены в соответствии со статьей 40 НК, с учетом акцизов - для подакцизных товаров - и без включения в цену НДС (статья 154 НК).

За налоговый период принимается каждый квартал года.

Основная ставка налога представлена размером равной 18%, однако, существуют и льготные ставки для которых операций: 10% и 0%. С 2019 года базовая ставкка по НДС составит 20 %.

По общему правилу налогоплательщик исчисляет и уплачивает сумму НДС самостоятельно. Сначала рассчитывается сумма налога как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Далее рассчитывается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, первоначально исчисленная сумма НДС уменьшается на сумму налоговых вычетов [2].

Важным элементом налога на добавленную стоимость считаются налоговые вычеты, то есть возмещение. Налоговые вычеты по НДС -это суммы налога, предъявленные налогоплательщику его поставщиками (подрядчиками) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Но суммы НДС могут рассматриваться как налоговые вычеты только в том случае, если они были предъявлены налогоплательщику при совершении операций в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретенные для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, а также для перепродажи.

Основанием для налоговых вычетов являются счета-фактур, которые выставляются продавцами в соответствии со статьей 169 НК при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также при наличии соответствующих документов, установленных главой 21 НК.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница

подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке статьи 176 НК.

При наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам [3]. При отсутствии у налогоплательщика недоимки и задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма налога, подлежащая возмещению, возвращается налогоплательщику.

Уплата НДС по общему правилу по всем операциям, за исключением операций ввоза товаров на таможенную территорию РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ НДС уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Обязанностью налогоплательщиков, или же налоговых агентов, является представление налоговой декларации по НДС в налоговые органы по месту своего учета. Важно отметить, что срок ограничен, а именно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Но вместе с положительными сторонами достаточно много проблемных вопросов, которые постоянно возникают по мере их поступления. В сфере взимания этого универсального акциза происходит значительная минимизация, что проявляется [1; 4; 6]:

1. В сокрытии и в уклонении от уплаты НДС путем декларирования начислений НДС и / или неадекватное декларирования НДС в соответствии с объемами поставки (искусственное занижение цены товара при импорте; завышение цены товара при экспорте; фиктивный экспорт, приобретение фиктивного товара, бестоварные операции и т.п.);

2. В незаконном возмещении НДС (использование фиктивного кредита, осуществление операций экспорта, использование налогоплательщиками непрозрачных схем с давальческим сырьем и т.д.),

3. В совершении правонарушений в сфере налогообложения в контексте развития международно-правового сотрудничества

(использование незаконных сделок, расчетов, отсутствие товарных операций, используя при этом несовершенство законодательной базы и др.)

4. Во многих других случаях уже давно налаженных схем, особенно связанных с бюджетными средствами.

В то же время, не секрет, что этот налог является одним из самых проблемных для администрирования. Одним из основных факторов, подтверждающих этот тезис, является низкий уровень налоговой дисциплины и многочисленные методы уклонения от налогообложения этим налогом. При этом налоговые риски администрирования НДС могут возникать как при неполной уплате выходного НДС (при продаже товаров, работ, услуг), так и при завышении налогового кредита.

Итак, в нашем государстве, как и во многих других странах мира, налог на добавленную стоимость является одним из основных источников формирования доходной части бюджета, а потому нормальное функционировании ния этого налога является важным для экомики страны. Отметим, что важнейшее преимущество налога на добавленную стоимость является его потенциально высокая фискальная эффективность, так как он имеет широкую базу, которая включает большинство групп товаров и услуг, то есть изменения ассортимента потребления существенно не влияют на поступление налога в бюджет. Налог должен полностью соответствовать своей природе - в полном объеме взиматься в пользу государства с целью выполнения социально-экономических, политических, правовых функций, и льготы должны быть, по нашему мнению, обязательны для поддержки развития слабых сфер производства .

1. Аблаев И.М. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в инновационной сфере // Экономические науки.

2012. № 96. С. 197-201.

2. Аксенова А.А. Исторический аспект формирования и эволюции принципов налогообложения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 3. С. 11-14.

3. Аксенова А.А. Налогообложение доходов физических лиц: индивидуальное или семейное? // Интернет-журнал Науковедение.

4. Буров В.Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства. - Saarbrucken, 2011. - 290 с.

5. Костюков А.Н., Маслов К.В. Правовые аспекты обеспечения налоговой безопасности государства // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. № 4 (45). С. 117-121.

6. Таюрская О.В., Шаркова А.А. Управление финансовыми результатами - основа динамического развития организации // Экономический альманах Сборник научных статей. Министество образования и науки РФ; Иркутский национальный исследовательский технический университет; институт экономики, управления и права;. Иркутск, 2016. С. 198-203.

Научный руководитель: канд. геог. наук, доц. Токарчук С.М.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Ключевые слова: земельный фонд, Республика Беларусь, Брестская область.

Аннотация: Изучение земельного фонда, рациональное использование земельных ресурсов территории есть важное направление в научной и административной деятельности, поскольку земля является основой всех материальных благ, одним из главных богатств, от которого зависит существование человека. Выявление специфики структуры земельного фонда, закономерностей наблюдаемых процессов и отражения на в комплексе сфер хозяйствования способно дать всем четкое представление о необходимом мудром управлении и использовании земель.

Key words: land fund, Republic of Belarus, Brest region.

Abstract: The study of the land fund, the rational use of the land resources of the territory is an important direction in scientific and administrative activities, because land is the basis of all material wealth, one of the main riches on which human existence depends. The identification of the specific nature of the structure of the land fund, the laws of the observed processes and the reflection on the complex of spheres of management can give everyone a clear idea of the necessary wise management and use of land.

Введение. Земельные, почвенные ресурсы являются важнейшим национальным богатством любого народа, любого государства. От настоящего состояния, эффективности использования земель (включая


В конце 1991 г. были заложены основы российской налоговой системы, существующей в настоящее время. В это время был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. М-2118-1 и законы по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.

Система налогообложения России в части соотношения косвенного и прямого налогообложения создавалась, исходя из того, что прямые налоги должны служить экономическим регулятором доходов корпораций и физических лиц, а фискальную задачу выполняет – косвенные налоги (НДС, акцизы и т.д.). Налоговую систему РФ по обеспечению доходной части государственного бюджета принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения. При этом фактически 4 вида из всего многообразия налогов являются решающими с фискальной точки зрения: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц.

Налог на добавленную стоимость – федеральный налог, который взимается на всей территории РФ. Данный налог является стабильным и основным источником налоговых поступлений, которые формируют федеральный бюджет. Также он является обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением льготников и освобождающихся, выделенных в особые группы. Устанавливается 21 главой Налогового Кодекса РФ, вступившей в законную силу с 1 января 2001 года. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части создаваемой на всех стадиях производства добавленной стоимости, которая определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав. Для того чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС, исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС и, при необходимости – сумму НДС которую нужно восстановить к уплате. При этом восстановлению подлежат ранее принятые к вычету суммы НДС по операциям, указанным в п. 3 ст. 170 НК РФ [2].

Распространение налога на добавленную стоимость вызвано многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Налогом на добавленную стоимость облагается доход, идущий на конечное потребление. Доход, который идет на инвестирование и накопление, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Также преимуществом данного налога является то, что он приводит к увеличению доходов государства от доходов, идущих на потребление, потому что имеет базу обложения более широкую, чем у других налогов. В отличие от других косвенных налогов государство получает часть дохода на каждой стадии цикла производства. При этом конечный доход государства от данного налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Цель написания данной статьи – определение проблематики исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Задачи написания статьи:

  • исследовать опыт взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации и зарубежных странах;
  • изучить проблемы, возникающие при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость;
  • найти пути решения проблем, возникающих при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость.

Распространение налога на добавленную стоимость началось в 1957 году с подписания договора о создании Европейского экономического сообщества в Риме. Согласно этому договору все подписавшие его страны должны были организовать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году второй директивой Совета ЕЭС налог на добавленную стоимость был провозглашен главным косвенным налогом Европы. При этом в данной директиве закреплялось введение данного налога в свои налоговые системы всеми членами Сообщества до конца 1972 года.

Также в 1967 году данный налог начал функционировать в Дании, а в 1968 – в ФРГ. Шестая директива 1977 года утвердила базу системы обложения НДС, действующей в настоящее время в Европе. Также данная директива способствовала унификации взимания НДС в Европе. Десятой директивой Совета ЕЭС в 1991 году в системе обложения данным налогом были сделаны последние уточнения. Положения данной директивы были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС [3].

Взимание НДС в настоящее время применяется более чем в сорока странах мира: Латинской Америке, Индонезии, Турции, почти во всех европейских странах, ряде стран Южной Америки. В Канаде и США применяется налог с продаж, который по методу взимания близок к НДС. Распространение НДС свидетельствует о том, что данный налог соответствует требованиям рыночной экономики.

Существуют разные подходы к установлению ставок НДС. Средний уровень ставок колеблется от 15 до 25 %. Во многих странах применяется шкала ставок в зависимости от вида и социально-экономической значимости товара: пониженные (2–10 %), стандартные или основные (от 12 до 23 %) и повышенные (свыше 25 %).

Налог на добавленную стоимость в России был введен 1 января 1992 года. Он сменил налог с оборота, который существовал в стране около 70 лет, и налог с продаж, введенный в декабре 1990 года. Предшественники налога на добавленную стоимость были эффективны только в условиях жесткого контроля государства за ценообразованием, к ним можно отнести налог с оборота (в виде разницы между розничными и твердыми оптовыми ценами, зафиксированными государством) и налог с продаж (5 %).

Ставка налога на добавленную стоимость была первоначально установлена в размере 28 %. Спустя год она была снижена до 20 %. Также в это время для детских товаров и продуктов питания по перечню была введена льготная ставка в размере 10 %. На сегодняшний день в России существует 3 вида ставок: 0, 10 и 18 %. Размер ставки зависит от вида товара, работ или услуг и условий их реализации.

Налог на добавленную стоимость в России является не только основным косвенным налогом, но и главным налогом, формирующим доходную часть бюджетов различных уровней. Поступления по налогу на добавленную стоимость превышают поступления по любому другому налогу, в том числе и по налогу на прибыль.

Споры с налоговыми органами происходят в основном по вопросам исчисления НДС, оформления первичных документов, возмещения (возврата, зачета) НДС, применения налоговых вычетов по НДС, добросовестности контрагентов в цепочке плательщиков НДС.

В современном мире путей решения этих проблем предлагается множество, но Россия должна разработать свою методику реформирования НДС с проведением сравнительного анализа опыта функционирования систем НДС в зарубежных странах.

Одной из наиболее сложных и серьезных проблем является возмещение налога на добавленную стоимость. Согласно оценке Федеральной налоговой службы РФ лишь около 17 % налогоплательщиков регулярно и в должном объеме платят в бюджет налоги, около 40 % вообще не платят. В Российской Федерации зарегистрировано свыше 4 млн организаций. Из них в налоговых органах не отчитываются более половины. В нашей стране распространена практика использования данных организаций для необоснованного возмещения НДС из бюджета.

Одним из способов решения данной проблемы является создание системы специальных банковских счетов для осуществления расчетов по НДС и специальные правила возмещения НДС. Другим способом решения проблемы возмещения налога на добавленную стоимость является закрепление возможности возместить НДС законодательным путем лишь при условии реальной уплаты НДС поставщиками организации.

Данную идею можно реализовать закреплением обязанности налогоплательщика предоставлять в налоговый органы при предъявлении НДС к возмещению документы, которые свидетельствуют о фактической уплате налога ее поставщиками по реализуемому товару. Таким документами могут служить счета-фактуры с отметками налоговых органов, в которых поставщики состоят на учете, об уплате НДС по данным счетам-фактурам.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что модернизация и администрирование налога на добавленную стоимость – это трудоемкий вопрос, который необходимо решать взвешенно, чтобы не навредить экономике государства и способствовать повышению производительности труда и росту ВВП.

Также возникают трудности с подачей деклараций по НДС в электронном виде. С 1 января 2014 г. вводится обязанность сдавать декларации по НДС в электронном виде почти для всех организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от численности их работников [3].

Представлять электронные декларации по НДС, в том числе нулевые, будут:

  • все плательщики НДС;
  • организации, применяющие специальные режимы, и те, кто освобожден от обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК, – если выставят покупателю счет-фактуру с выделенным НДС.

Сдавать декларации по НДС на бумаге смогут только налоговые агенты по НДС со среднесписочной численностью не больше 100 человек, которые на момент подачи декларации не являются плательщиками НДС, поскольку применяют специальные режимы или освобождены от обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ.

Электронной декларацией считается декларация, сданная в электронном виде через спецоператора. При этом если организация выбирает второй вариант, декларация будет считаться сданной не в момент передачи ее посреднику, а в момент подтверждения ее приема спецоператором от посредника. Кроме того, роль таких посредников (в отличие от роли спецоператоров) в НК РФ не закреплена. Если отчетность не будет сдана вовремя по вине посредника, то наказание все равно понесет организация. Если организация предоставит декларацию в инспекцию лично или отправит почтой декларацию на флешке, диске, дискете, то новое требование об электронном виде не будет выполнено. Возможность отправки деклараций через сайт ФНС в НК РФ не предусмотрена [5].

Также важной проблемой является трудная методика исчисления НДС. Процедура исчисления налога на добавленную стоимость различается в зависимости от отраслевой специфики хозяйствования, содержания финансово-хозяйственных операций, цели коммерческих сделок.

Также возникают проблемы при исчислении НДС у контрагентов, не являющихся налогоплательщиками по НДС. Данные контрагенты также должны выставлять счета-фактуры в соответствии с Правилами Постановления № 1137, что в то же время не делает их налогоплательщиками по НДС [4].

Федеральным законом № 134-ФЗ от 28.06.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» были внесены изменения в ст. 169 НК РФ. Согласно п. 3.1 данной статьи лица, не являющиеся налогоплательщиками (например, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), в случае выставления или получения ими счетов-фактур обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. При этом критерием применения данного положения является осуществление предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, договоров поручения либо агентских договоров. Данные контрагенты обязаны вести журналы только в отношении указанной деятельности.

Со времени своего появления налог на добавленную стоимость создает массу проблем организациям и контрольным органам. Если организации испытывают трудности с зачетом НДС, то у налоговых органов возникают проблемы с администрированием данного налога. Поэтому депутаты Государственной Думы предлагали упростить процедуру взимания налога. А некоторые настаивают на его полной отмене и замене НДС налогом с продаж или оборота.

Проблема администрирования НДС настолько актуальна, что поставлен вопрос о замене НДС налогом с продаж. В отличие от НДС налог с продаж не будет передаваться по всей цепи производства от продавца к покупателю. Он начисляется и взимается на стадии конечного потребления. Замена НДС на налог с продаж не должна существенно повлиять на положение населения, так как НДС также входит в цену товаров (работ, услуг) и полностью оплачивается конечным потребителем. Счет-фактура является основным документом, который определяет величину НДС к уплате в бюджет или возмещению. Сумма налога на добавленную стоимость всех выставленных и полученных на территории России счетов-фактур равна нулю. Население является единственным покупателем, который полностью оплачивает НДС в стоимости товара и не возмещает его из бюджета [6].

Основными достоинствами налога с продаж авторы данного исследования считают простоту исчисления; меньшую стоимость администрирования и т.д. Но у налога с продаж есть и недостатки. Прежде всего, существуют сложности с практическим регулированием налога. Во многих странах, которые используют или раньше использовали налог с продаж, практикуется дифференциация ставок налога по группам и видам товаров. Поэтому администрирование данного налога, которое должно быть недорогим и простым в теории, не всегда оказывается таковым на практике.

Налог с продаж в отличие от налога на добавленную стоимость не является экономически нейтральным налогом, т.к. он создает кумулятивный эффект. Также данный налог не позволяет поддерживать экспортеров. Налог на добавленную стоимость является показателем высокой фискальной техники государства. Поэтому переход от НДС к налогу с продаж будет шагом назад. Отказ от НДС только потому, что существуют злоупотребления, означает перекладывание на налогоплательщиков рисков, которые государство должно нести самостоятельно [1].

При введении налога с продаж выпадающие доходы придется компенсировать другими налогами. Таким образом, возникнет необходимость пересмотра системы налогообложения, действующей в России, что является нецелесообразным. Поэтому необходимо выбрать способ совершенствования системы налогов, действующей в настоящее время. Следовательно, вопрос о том, какой способ администрирования НДС будет выбран в России, до сих пор остается открытым.

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., председатель комитета по социальной политике и делам ветеранов Думы города Владивостока, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., директор института международного бизнеса и экономики, профессор кафедры международного маркетинга и торговли, ФГБОУ ВПО ВГУЭС, г. Владивосток.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.01.2017 2017-01-16

Статья просмотрена: 1953 раза

Библиографическое описание:

Гуслякова, М. Г. Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации / М. Г. Гуслякова, Э. С. Токмакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 396-399. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38270/ (дата обращения: 17.05.2021).

В данной статье рассматривается налог на добавленную стоимость в Российской Федерации, а именно базовые ставки, кто именно является налогоплательщиком НДС, какие документы формируются при предъявлении в налоговые органы, также недостатки и рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость (НДС), налоговые ставки, налогоплательщики, книга продаж и книга покупок

This article discusses the value-added tax in the Russian Federation, namely the base rate who is a VAT taxpayer which documents are sent, upon presentation to the tax authorities, the shortcomings and recommendations for their elimination.

Key words: value added Tax (VAT), tax rates, taxpayers, sales book and purchase book

Данная тема актуальна в Российской Федерации, так как налог на добавленную стоимость является основным из федеральных налогов и составляет доходную часть бюджета.

Впервые НДС ввели во Франции в 1958 году, изобретателем стал Морис Лоре.

В России НДС начал действовать с 1 января 1992 года. Первым законом о НДС назывался «О налоге на добавленную стоимость», а с 2001 года сформировалась статья 21 НК РФ.

Под налогом на добавленную стоимость понимают налог, а именно косвенный, который взимается с каждой продажи, начиная с производственного цикла и заканчивая продажей конечному покупателю.

Налогоплательщики состоят из двух групп:

− налогоплательщики «внутреннего» НДС, то есть НДС, уплачиваемый при реализации товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации;

− налогоплательщики «ввозного» НДС, то есть НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на территорию Российской Федерации;

В соответствии статьи 145 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики имею право получить освобождение от исполнения обязанностей от уплаты НДС.

  1. Имеют право на освобождение налогоплательщики у которых за три последних идущих предшествующих календарных месяцев, сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг без учёта НДС не превысило 2000000 рублей.
  2. Право на освобождение используется на протяжении двенадцать месяцев (отказаться от этого права в течение двенадцать месяцев нельзя), но действует при выполнении установленного выше условия [2].

Налог на добавленную стоимость закреплён в статье 21 Налогового Кодекса Российской Федерации и входит в федеральные налоги. Доля НДС в федеральном бюджете составит 40 % НДС [1].


Рис. 1. Доля НДС в доходах федерального бюджета

Плательщиками НДС могут выступать организации (в том числе некоммерческие), индивидуальные предприниматели и лица, которые перемещают товары через таможенную границу.

Налогоплательщики состоят из двух групп:

− налогоплательщики «внутреннего» НДС, то есть НДС, уплачиваемый при реализации товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации;

− налогоплательщики «ввозного» НДС, то есть НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

В соответствии статьи 145 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики имею право получить освобождение от исполнения обязанностей от уплаты НДС.

  1. Имеют право на освобождение налогоплательщики у которых за три последних идущих предшествующих календарных месяцев, сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг без учёта НДС не превысило 2 000 000 рублей.
  2. Право на освобождение используется на протяжении двенадцать месяцев (отказаться от этого права в течение двенадцать месяцев нельзя), но действует при выполнении установленного выше условия [2].

Если налогоплательщик воспользовался правом до двадцатого числа месяца, с которого он начал пользоваться освобождением в налоговый орган предоставляется уведомлении (то есть действующий уведомления механизм), и соответствующие документы, к ним относятся:

− выписка из бухгалтерского баланса;

− выписка из книги продаж;

− выписка из книги учётов доходов и расходов (ИП) [3]

Если в период действующего освобождения нарушены условия меньше двух миллионов рублей, то право на освобождение утрачивается с месяца в котором это превышение произошло.

Если после окончания периода права на освобождения налогоплательщик решил продолжить им пользоваться, он так же должен уведомить об этом налоговые органы [4].

Плательщиками НДС не являются:

− Международная федерация футбола (FIFA);

− Национальная футбольная ассоциация;

− налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, уплачивают НДС только в случае установленных налоговыми органами;

− Олимпийских и параолимпийских игр в Сочи.

Объектом налогообложения НДС (по статье 146 НК РФ) являются:

− операции по реализации товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации;

− передача на территории РФ товаров, работ и услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету с момента исчисления на прибыль;

− выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

− ввоз товаров на РФ [5].

НДС «Исходящий» — это когда предприятие начисляет НДС на всю сумму, которое оно предполагает получить от покупателей [9].

Если оборот предприятия не превышает 20 000 000 рублей в год, то НДС не уплачивается.

Разница между налогом — начисленным с продаж и входящим налогом по покупкам подлежит уплате в бюджет (возмещению из бюджета).

Налоговым периодом по НДС является месяц, уплате в бюджет подлежит сумма налога, которую налогоплательщик рассчитал за квартал.

Представление декларации по НДС и его уплате производится не позднее 20 числа месяца следующим за истёкшим периодом [6].

Под счётом фактуры понимается, документ служащий основанием для принятия покупателям предъявленный продавцом сумм НДС к вычету.

Его составляют обычно в двух экземпляров.

Для вычета покупателем сумм входящего НДС предоставление необходимого документа, так называемого счёт-фактура от продавца.

На основании полученных счетов-фактур формируется «книга покупок», а на основании выданных счетов-фактур «книга продаж».

Для регистрации счетов-фактур подтверждающих НДС при покупке, предназначена — книга покупок.

Для регистрации счетов-фактур при реализации товаров, предназначена — книга продаж.

Базовые ставки НДС:

− 10 % — продовольственные товары, кроме деликатесов, товары для детей, книжная продукция, периодика, за исключением рекламной и эротической и медицинские товары.

− 18 % — остальные товары;

− 0 % — экспортирующие товары.

На текущий момент российская экономика находится в трудной ситуации, каждый из компонентов, которые регулируют экономику, может привести к улучшению, так и ухудшению состояние экономики в стране.

Налоги играют важную роль в решении ряда проблем в экономики страны.

Одним из недостатков НДС является оптимизация налоговых ставок НДС. Если мы уменьшим налоговые ставки НДС, то доход бюджета будет значительно уменьшаться, что приведёт к избытку распределения средств. С другой стороны, если мы повысим ставки, большинство организаций принудит к уклонению налога, этого нельзя допустить, так как бюджет государства недополучит финансовые средства [7].

Для решения данной проблемы необходимо выделить среднюю ставку налога, то есть предприятия не будут уклоняться от налога и одновременно пополнять бюджет.

Другой проблемой является экспорт товаров, так как он не облагается НДС, предприятия пытаются уклониться от НДС, то есть если даже предприятия не производят экспорт, то по документам проводят как экспортируемый, далее пытаются реализовать на территории Российской Федерации [8].

На сегодняшний день эта проблема решается таможенными органами, которые обладают определёнными полномочиями.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том что, НДС составляет почти половину бюджета РФ, а именно 40 %. Так же входит в федеральные налоги РФ. По выявленным недостаткам были разработаны рекомендации.

  1. Баяндурян Г. Л. Федеральные налоги и сборы: Учебное пособие / Г. Л. Баяндурян, А. А. Полиди, М. Л. Осадчук; Под общ. ред. Г. Л. Баяндуряна. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 240 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978–5-9776–0222–8.
  2. Богданова Е. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. П. Богданова. — М.: МФПА, 2010. — 432 с. — (Университетская серия). — ISBN 978–5-902597–17–9.
  3. Дадашев А. З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А. З. Дадашев. — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 240 с.: 60x90 1/16. (переплет, с с/о) ISBN 978–5-9558–0272–5, 1000 экз.
  4. Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В. Р. Захарьин. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. — 320 с.: ил.; 60x90 1/16. — (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978–5-8199–0477–0, 500 экз.
  5. Косарева Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц: Учебное пособие / Т. Е. Косарева и др.; Под ред. Т. Е. Косаревой. — 8-e изд., испр. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 240 с.: 60x90 1/16. — (ВО: Бакалавриат).(п) ISBN 978–5-16–006546–5, 500 экз.
  6. Малис Н. И. Теория и практика налогообложения: Учебник / Н. И. Малис, И. В. Горский, С. А. Анисимов; Под ред. Н. И. Малиса — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 432 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978–5-9776–0261–7, 500 экз.
  7. Павлова Е. В., Дорожко Д. А. Безработица как социально-экономическое явление в современной экономике. Проблемы безработицы в Российской Федерации и меры по её снижению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 3 (18). С. 29–31.
  8. Павлова Е. В. Налоги и налогообложение: электронное учебное пособие / Е. В. Павлова. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. — 1 оптический диск.
  9. Семкин К. К., Российские нормы взимания НДС в свете зарубежного законодательства: Монография / К. К. Семкин, О. В. Медведева, Т. И. Семкина. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 160 с.: 60x88 1/16. (обложка) ISBN 978–5-9776–0290–7, 50 экз.

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент

УДК 336.2

Государству необходимы финансовые ресурсы для реализации своих функций, это означает, что оно не может существовать без бюджета, формируемого за счет налоговых поступлений. Налог на добавленную стоимость, как один из федеральных налогов, играет большую роль в формировании бюджета государства и приносит основной доход. Анализ поиска путей реформирования данного налога является значительной задачей на сегодняшний день.

На практике бюджет нашего государства недополучает в полном объеме уплату НДС из-за неправильного возмещения из бюджета. В первую очередь, это связано со сложностью структуры экспортных цепочек и количеством участников, которые ничем не ограничены. Среди таких участников могут быть фирмы, которые имеют льготы, показывающие прирост недоимки, а так же подставные фирмы-однодневки, в которые переносят налогооблагаемую базу, а деньги с помощью определенных схем переводятся в другие фирмы. В результате таких махинаций может сложиться ситуация, когда к возмещению из бюджета предъявляется сумма, которая превышает объем НДС, оплаченный в бюджет на всех стадиях создания реализуемого товара.

Налог на добавленную стоимость является относительно молодым налогом. Большее количество налогов было введено в эксплуатацию еще в 19 веке. Но сам НДС стал применяться только в 20 веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре, на основании его работ, он и был введен во Франции в 1958 году. Так же, еще с конца прошлого века, добавленная стоимость начала применяться в аналитических и динамических целях.

В Российской Федерации налог на добавленную стоимость действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления и уплаты налога изначально определялся законом «О налоге на добавленную стоимость». Данный налог регламентируется Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации статьями 143-178.

В настоящее время около 40 % лиц, обязующихся уплачивать налог, не перечисляют НДС в бюджет. Если поставщик не подает отчет в налоговые органы, следовательно, он никогда не перечислит полученный НДС в бюджет, а покупатель, который имеет доказательства отплаты товара, предъявит оплаченный поставщику налог к возмещению из бюджета. К сожалению, привлекать налогоплательщика, который намеренного заключил договор с не отчитывающейся организацией, к ответственности нет возможности, даже если будет доказано, что сделка произведена незаконно.

Правонарушения, встречающиеся в реальности, которые связанны с неправомерным возмещением НДС, весьма разнообразны. К ним можно отнести [1, с. 588]:

- Использование для доказательства обоснованности применения налоговой ставки 0% фальшивых документов, предусмотренных статьей 165 Налогового Кодекса Российской Федерации;

- Составление поддельных документов, которые послужат основанием для произведения налоговых вычетов, например счет – фактур, поставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (услуг, работ), где выделена отдельной строкой сумма НДС, которая якобы подтверждает фактическую уплату суммы налога;

- Оформление документов от имени мнимых организаций, которые были зарегистрированы по утерянным или украденным документам;

Для раскрытия круга действий, который необходим для эффективной борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, потребуется детальный анализ неправомерного возмещения из бюджета НДС.

Так же в налоговом законодательстве Российской Федерации необходимо будет учесть экономическую область действия горизонтального налога на добавленную стоимость и установить взаимосвязь в исчислении НДС хозяйствующих субъектов. Данная взаимосвязь предполагает добровольное взаимное отражение одной и той же хозяйственной операции в налоговом и бухгалтерском учете у лиц, которые ее совершили, и определение зависимости между вычетом сумм перечисленного покупателем поставщику сумм налога на добавленную стоимость и уплатой последним налога в бюджет. В результате право на возмещение за счет бюджета сумм входного НДС у налогоплательщика возникнет только в том случае, если будет наличии уплаты выходного НДС его контрагентом – другим налогоплательщиком. Таким образом, сначала должна быть уплата в бюджет сумм выходного НДС, а затем возмещение из бюджета сумм входного НДС.[2]

Для эффективного и скорейшего решения проблем, с которыми сталкиваются при контроле возмещения налога на добавленную стоимость, необходимо исходить от уже имеющихся государственных и рыночных институтов с учетом их реальной эффективности. Одним из таких, наиболее развитых и прогрессирующих, является институт коммерческих банков и Банка России. Он характеризуется относительной полнотой необходимой законодательной базы и достаточно современной технической базой.

Изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, планируется осуществить в два этапа. Они предусмотрены Федеральным законом от 26.06.2013 года № 134-ФЗ.[3]

Первый этап начал свою работу с 1 января 2014 года. В нем предполагается, что большая часть предприятий и компаний должны будут в обязательном порядке предоставлять декларацию в электронном виде. Исключением составят налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или лица, освобожденные от него. Последние вправе, по-прежнему, присылать декларацию в налоговые органы в бумажном виде. Кроме этого, все посредники, а именно агенты, комиссионеры и поверенные, не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны будут вести журнал учета полученных и выставленных счет-фактур.

На втором этапе, который должен стартовать 1 января 2015 года, предполагается, что всем плательщикам налога на добавленную стоимость необходимо будет включать в декларацию сведения из книг продаж и книг покупок. Лица, которые не являются плательщиками данного налога, но выставившие хотя бы один счет-фактуру, будут указывать в декларации сведения из данного счета-фактуры. Посредники же в свою очередь в неукоснительном порядке должны будут включать в декларацию информацию из журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур в части, которая относится к посреднической деятельности.

По завершению реализации второго этапа государственные органы смогут свободно и досконально сверять данные, указанные в декларации покупателя и продавца. Такая операция позволит удостовериться, что каждый счет-фактура своевременно отражен как в книге продаж у поставщика, так и в книге покупок у покупателя.

Так же, не исключено, что малые агенты, которые в свою очередь не являются плательщиками налога на добавленную стоимость или лица, избавленные от него, но исполняющие обязанности посредников, обязаны будут сдавать декларацию исключительно в электронном виде.

При этом выше перечисленные решения должны быть выгодными и для государства, и для бизнеса. Также они должны реализоваться на практике. Это означает, что никаких принципиальных организационных, технических, а также особо значительных финансовых затрат требоваться не должно.

Если сверка деклараций двух субъектов экономических отношений не даст положительного итога, то есть, счет-фактура, который зарегистрирован в книге покупок у покупателя не был отображен в книге продаж у поставщика.

В данной ситуации налоговые органы не станут сразу предпринимать какие-либо санкции, а в первую очередь потребуют пояснения у поставщика и у покупателя, и только на основании предъявленных пояснений примут решение о возможности возмещения заявленных покупателем вычетов.

Таким образом, решение выявленной задачи, в первую очередь, лежит в корректировке правил функционирования налога на добавленную стоимость так, чтобы с одной стороны, налоговые и другие проверяющие органы могли обеспечить администрирование налога, а с другой стороны, любые добросовестные налогоплательщики (производители и экспортеры), были в более выгодном положении, чем они располагаются сейчас. В итоге у предприятий и организаций появится стимул добровольно и добросовестно следовать указанным новым правилам.

23.12.2014, 20:41 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Уважаемый автор, перечитайте предоставленный материал, очень много стилистических и грамматических ошибок. Особое внимание обратите на 2 абзац: (На практике бюджет нашего государство недополучает в полном объеме уплату НДС из-за неправильного возмещения из бюджета. В первую очередь это связано из-за сложности структуры экспортных цепочек и количеством участников, которые ничем не ограничены. Среди таких участников могут быть фирмы, которые имеют льготы, показывающие прирост недоимки, а так же подставные фирмы «однодневки», в которые переносят налогооблагаемую базу, а деньги с помощью определенных схем переводятся в другие фирмы. В результате таких махинаций может сложиться ситуация, когда к возмещению из бюджета будет предъявляется сумма, которая превышает объем НДС, оплаченный в бюджет на всех стадиях создания реализуемого товара. Статья в предложенном виде не рекомендуется к публикации.

30.01.2015, 17:24 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Необходимо доработать статью, по стилистике не соответствует научному стилю изложения ("налог на добавленную стоимость действует") уместнее написать налогообложение. "решение выявленной задачи, в первую очередь, лежит в корректировке правил"-доработайте материал

30.01.2015, 21:18 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Согласна с мнением Демчук Н.И., что статья требует научной редакции. Также следует уточнить цель и предмет исследования. Статью надо доработать.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Схема “бумажного” НДС

В конце квартала бухгалтер делает предварительный расчет НДС и знакомит с суммой руководителя. Тот понимает, что денег для уплаты налога не хватает. Компания ищет “дружественного” поставщика, который за определенный бонус готов оформить документы на поставку каких-то товаров или услуг.

Поставщик оформляет фиктивный “бумажный” счет-фактуру, ее включают в Книгу покупок, корректируют НДС к уплате, сдают декларацию.

Самое интересное начинается как раз после подачи такой декларации по НДС. И чаще всего налог доначисляют и назначают штрафы. А за сокрытие налогов свыше 5 млн рублей руководителю грозит уже уголовная ответственность.

Что такое бумажный НДС

Проверка цепочек НДС в налоговой

Налоговая проверяет непрерывность цепочек НДС с помощью программного комплекса АСК НДС-2. Сопоставляет операции купли-продажи из деклараций поставщиков и покупателей, их вычеты и точно видит, где происходит налоговый разрыв. Также программа устанавливает величину разрыва и определяет, с какой компании начинать проверки и вскрывать возможные налоговые нарушения.

Схемы обхода АСК НДС-2, которые используют мошенники (например, удлинение цепочек “бумажного” НДС), в любом случае не могут скрыть разрыв НДС, но часто дают отсрочку в его выявлении.

Развитие событий: беседа в налоговой

Если поставщик компании, предоставивший “бумажный” счет-фактуру, не сдает декларацию по НДС, или налоговая отклоняет его декларацию, или легко выявляет разрыв НДС, то организация-покупатель получает требование сдать уточненку по неподтвержденным суммам налога.

Вне зависимости от того, сдаст компания уточненку с подтверждающими документами или нет, директора могут вызвать на допрос в налоговую. Скорее всего, здесь ему расскажут, что его контрагент — подозрительная и неблагонадежная организация и лучше добровольно отказаться от “бумажных” счетов-фактур и доплатить НДС. Иначе возможен суд, а вместе с ним штрафы и пени.

Не всегда такие доводы действуют на директора: он считает, что у налоговой есть только программа для окрашивания организаций в цвета светофора и субъективное мнение инспектора, основанное на инструкциях ФНС. А у директора при этом есть грамотно оформленные документы, договоры, накладные, акты, платежки и счета-фактуры.

Развитие событий: камеральная проверка и суд

Если в ходе камеральной проверки инспекция видит в книге покупок неблагонадежных контрагентов, она может отказать в приеме к вычету сумм НДС по ним. А еще выставить штраф и пени. Обоснованием для такого шага служит вывод налоговой о том, что компания сформировала фиктивные документы для получения необоснованной налоговой выгоды.

Суды с готовностью рассматривают данные, которые предоставляет программный комплекс налоговой инспекции АСК НДС-2, особенно если эти данные подкреплены другими доказательствами о фиктивности сделки с сомнительным контрагентом. А банковский контроль помогает прояснить ситуацию.

Налоговая может инициировать углубленную проверку и запросить у компании не только акты, накладные и договоры, но и транспортные документы, а также любые другие свидетельства, которые подтверждают покупку товара или услуги, их доставку на склад компании. Если на складе не найдут должного количества товара, не увидят актов о недостаче, то это будет работать против компании — заявителя вычета.

Директор сомнительного поставщика обычно на допрос налоговой не приходит. А еще инспекторы могут проверить финансовые потоки неблагонадежного контрагента и увидеть поступление со счетов подсудной компании некоторых сумм, которые затем ушли на счета физлиц. Если еще и численность сотрудников сомнительной компании — ноль человек, суд встанет на сторону налоговой.

Подход налоговой к камеральной проверке и инструменты ФНС технически совершенствуются. Поэтому простые схемы, вроде “бумажного” НДС раскрываются все чаще, а налоговая повышает собираемость НДС. Налогоплательщики проигрывают суды, даже если все документы по требованию оформлены правильно. Пример — постановление ААС от 27.02.2018 №11АП-618/2018 из Казани.

Признаки обоснованной налоговой выгоды

Есть формальные требования для признания правомерности налогового вычета, они перечислены в ст. 172 НК РФ.

Хозяйственная операция, которая дает компании право на вычет, должна быть реальной. У покупателя должны быть документы, которые продемонстрируют эту реальность: договор с транспортной компанией, закупка тары и др. Также готовьтесь продемонстрировать склады. Налоговая не всегда готова верить одним документам.

Еще одно требование — должная осмотрительность при выборе контрагента. Доказательством такой осмотрительности служит не только типовой перечень документов, но и мотивы компании при выборе поставщика, а еще — обстоятельства, при которых заключался и исполнялся договор. Если вы можете все это объяснить и прокомментировать непротиворечиво, это докажет вашу должную осмотрительность.

Читайте также: