Налог гов бай ндс

Опубликовано: 20.04.2024

Главная
Архив новостей
Content RU
Экономика
Информация по налогам и сборам
О ставках НДС с 1 января 2021 года

О ставках НДС с 1 января 2021 года

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее — Закон) проинформировало об особенностях применения его отдельных положений в отношении изменения с 01.01.2021 порядка взимания налога на добавленную стоимость по продовольственным товарам и товарам для детей, лекарственным средствам, медицинским изделиям.

1. С 01.01.2021 отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров дя детей при их реализации на территории Республики Беларусь, при их ввозе на территорию Республики Беларусь будут облагаться НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%*.
*Справочно. С 01.01.2021 Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10% при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, сокращен и в новой редакции включен в состав Налогового кодекса Республики Беларусь (приложение № 26) (далее — Кодекс). Указ Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 будет признан утратившим силу.
2. С 01.01.2021 при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий (в т.ч. протезно-ортопедических изделий), при их ввозе на территорию Республики Беларусь будет применяться ставка НДС в размере 10% **.
**Справочно. В отношении лекарственных средств и отдельных позиций медицинских изделий до 01.01.2021 применялось освобождение от НДС. Из Кодекса с 01.01.2021 исключены подпункт 1.1 пункта 1 статьи 118 и подпункт 1.5 пункта 1 статьи 119. Статья 122 Кодекса дополнена подпунктом 2.21.
Применение ставки НДС в размере 10% будет зависеть от регистрации лекарственных средств, медицинских изделий в соответствующих государственных реестрах (включая регистрацию в ЕАЭС по правилам ЕАЭС)*** без соблюдения ранее обязательных условий привязки товара к коду единой ТН ВЭД ЕАЭС и использования товара в медицинских целях****.
*** Справочно. Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза; Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза.
**** Справочно. Указ Президента Республики Беларусь от 06.03.2005 № 118 (далее — Указ № 118) и Указ Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 № 107 (далее — Указ № 107) будут признаны утратившими силу.
Следовательно, в отношении медицинского изделия, зарегистрированного в государственном реестре, код которого согласно единой ТН ВЭД ЕАЭС не был включен в Указ № 118 (в Указ № 107 — в случае ввоза товаров), либо не соблюдалось целевое использование товара и по этим причинам производилось исчисление НДС по ставке в размере 20%, с 01.01.2021 возможно будет применить ставку НДС в размере 10%.
Если необходимой регистрации нет, то:

  • при ввозе на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств основанием для применения ставки НДС в размере 10% является наличие заключения (разрешительного документа) на ввоз на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством (далее — заключение (разрешительный документ));
  • при реализации на территории Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств основанием для применения ставки НДС в размере 10% является наличие заключения (разрешительного документа) или его копии (а при реализации лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества — копия лицензии и разрешения Министерства здравоохранения на ввоз наркотических средств или психотропных веществ) совместно с письмом Министерства здравоохранения на реализацию на территории Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, где также указывается цель ввоза и реализации таких лекарственных средств. Если же регистрация была, но срок действия регистрационного удостоверения истек, то реализация лекарственного средства с налогообложением НДС по ставке в размере 10% возможны до окончания срока годности лекарства, указанного на упаковке, на основании протокола испытаний и документа производителя, в соответствии с которыми лекарственное средство было допущено к реализации и медицинскому применению на момент действия его регистрационного удостоверения (см. совместное письмо МНС и Минздрава от 22.03.2018 № 2-1-9/00537/5-2-8/3762);
  • при ввозе на территорию Республики Беларусь, реализации на территории Республики Беларусь незарегистрированных медицинских изделий основанием для применения ставки НДС в размере 10% является наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2021 применяется ставка НДС в размере 20% при ввозе на территорию Республики Беларусь:

  • сырья и материалов для изготовления лекарственных средств, медицинских изделий (в т.ч. протезно-ортопедических изделий);
  • комплектующих изделий для производства лекарственных средств, медицинских изделий (в т.ч. протезно-ортопедическим изделиям);
  • полуфабрикатов к лекарственным средствам, медицинским изделиям (в т.ч. протезно-ортопедическим изделиям).

В свою очередь подпунктом 26.2 пункта 26 статьи 133 Кодекса в этой части предусмотрено, что плательщики имеют право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС при отмене ранее установленного освобождения от налогообложения.
Выделение суммы НДС для вычета осуществляется из остатков товаров, имеющихся на дату отмены ранее установленного освобождения от налогообложения:

  • на основании подписанного электронной цифровой подписью электронного счета-фактуры;
  • путем самостоятельного выделения для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе этих товаров и отнесенных на увеличение их стоимости или включенных в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении.

Следует иметь в виду и особенности осуществления налоговых вычетов сумм НДС по товарам, по которым налог с 01.01.2021 исчисляется по ставке НДС в размере 10%, — вычет сумм «входного» НДС, приходящегося на такие товары, осуществляется в полном объеме независимо от суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Ранее: суммы «входного» НДС, приходящегося на товары, по реализации которых применялось освобождение от НДС, к вычету не принимались, а относились на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
3. Согласно пункту 6 статьи 128 Кодекса при изменении порядка исчисления НДС (в т.ч. ставок налога) новый порядок исчисления применяется:

  • в отношении товаров, отгруженных с момента изменения порядка исчисления НДС;
  • в отношении предметов лизинга, момент передачи которых в лизинг, определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 121 Кодекса, наступил с момента изменения порядка исчисления НДС;
  • в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу в соответствии с пунктом 4 статьи 120 Кодекса, отражение которых произведено в бухгалтерском учете с момента изменения порядка исчисления НДС.

В отношении заключенных до 01.01.2021 договоров финансовой аренды (лизинга), например, медицинского оборудования, предусматривающих выкуп предмета лизинга: если момент фактической реализации по таким договорам в части контрактной стоимости предмета лизинга приходится на 2021 год, то лизингодателем исчисляется НДС по ставке в размере 10% вместо ранее применявшегося освобождения от НДС. В связи с этим сторонам рекомендуется заключить дополнительное соглашение к договору и внести изменения в график лизинговых платежей, включив в контрактную стоимость сумму налога.
Согласно пункту 2 статьи 139 Кодекса при изменении порядка исчисления налога на добавленную стоимость, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров с территории государств — членов Евразийского экономического союза (в т.ч. ставок налога), новый порядок исчисления применяется в отношении товаров, принятых на учет с момента изменения порядка исчисления налога на добавленную стоимость.
4. Пунктом 9 статьи 2 Закона предусмотрены особенности применения нового порядка исчисления НДС и действия плательщиков НДС в переходный период.
Так, не позднее 1 февраля 2021 г. подлежат приведению в соответствие с положениями Кодекса в редакции, вступающей в силу с 1 января 2021 г., цены (в части включения в них налога на добавленную стоимость в необходимой сумме) на остатки:

  • продовольственных товаров, товаров для детей, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 г., ставка налога на добавленную стоимость при реализации которых с 1 января 2021 г. увеличивается с 10 до 20 процентов;
  • лекарственных средств, медицинских изделий, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 г., ставка налога на добавленную стоимость при реализации которых с 1 января 2021 г. устанавливается в размере десять (10) процентов.

Положения Кодекса в редакции, вступающей в силу с 1 января 2021 г., не применяются при реализации остатков, указанных в части первой пункта 9 статьи 2 Закона, в период с 1 января 2021 г. и до приведения цен на них в соответствие с положениями Кодекса в редакции, вступающей в силу с 1 января 2021 г., но не позднее 1 февраля 2021 г.
5. Согласно пункту 4 статьи 120 Кодекса налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):

  • за реализованные товары сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров;
  • в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
  • в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом.

Принимая во внимание положения пункта 2 статьи 118, подпункта 2.3 пункта 2 статьи 122, подпункта 3.4 пункта 3 статьи 122 и абзаца пятого пункта 6 статьи 128 Кодекса, по суммам, увеличивающим налоговую базу по товарам, порядок налогообложения НДС с 01.01.2021 которых изменился, можно сделать вывод о том, что если плательщик*, реализовал такие товары в 2020 году и суммы, увеличивающие налоговую базу НДС, поступили ему в 2021 году, то:

  • если он осуществляет налогообложение сумм увеличения налоговой базы НДС (согласно учетной политике) и в 2020 году и в 2021 году по факту их получения, то поступившие в 2021 году суммы он облагает в том же порядке, в котором в 2020 году производил налогообложение НДС оборотов по реализации товаров (пункт 2 статьи 118, подпункт 2.3 пункта 2 статьи 122, подпункт 3.4 пункта 3 статьи 122 Кодекса);
  • если он осуществляет налогообложение сумм увеличения налоговой базы НДС (согласно учетной политике) в 2020 году по факту их получения, а в 2021 году по факту начисления, то поступившие в 2021 году суммы он облагает в новом порядке, применяющемся с 01.01.2021 (абзац пятый пункта 6 статьи 128 Кодекса);
  • если он осуществляет налогообложение сумм увеличения налоговой базы НДС (согласно учетной политике) в 2020 году по факту начисления, а в 2021 году по факту их получения (либо по факту начисления), то начисленные в 2020 году, но поступившие в 2021 году суммы он не включает в налоговую базу НДС 2021 года, поскольку они уже были включены в налоговую базу НДС в 2020 году.

*Примечание. Плательщик НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и в 2020 г. и в 2021 г.
6. Если реализация товаров, порядок исчисления НДС по которым изменился, осуществляется на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров и днем отгрузки товаров их собственником, правообладателем признается дата отгрузки товаров комиссионером (поверенным) покупателю.
Оборот по реализации товаров на основе таких договоров возникает непосредственно у комитента (доверителя).
В этой связи комитент (доверитель) должен учитывать, что в случае отгрузки товаров комиссионером (поверенным) покупателю в 2021 году у комитента (доверителя) указанные обороты по реализации будут облагаться в новом порядке независимо от того, когда комитент (доверитель) отгружал товар комиссионеру (в т.ч. и до 01.01.2021).
7. В случае если в 2020 году поступил аванс исходя из цены, сформированной согласно порядку налогообложения НДС, действовавшему в 2020 году, по ставке НДС в размере 10% (например, 110 руб.) по договору поставки, заключенному в 2020 году и определяющему цену как 110 руб., то при отсутствии достигнутой договоренности между продавцом и покупателем об увеличении цены продавец в 2021 году выписывает покупателю первичный учетный документ, исходя из цены 110 руб. с предъявлением суммы НДС, исходя из порядка налогообложения НДС, действующего в 2021 году по ставке НДС в размере 20% (например, цена 110 руб., в т.ч. сумма НДС 18,3 руб.). Сумма НДС, исчисленная исходя из выручки 110 руб. по новому порядку налогообложения, при определении налогооблагаемой прибыли снимается с выручки от реализации и тем самым уменьшает налогооблагаемую прибыль.
8. В случае, если по товарам, отгруженным на экспорт в 2020 году, истечение установленного для подтверждения факта экспорта срока приходится на 2021 год, исчисление НДС по истечении указанного срока производится исходя из порядка налогообложения НДС, действовавшего в 2020 году.
9. Плательщики, оприходовавшие с 01.01.2021 товары, которые были им отгружены поставщиками до 01.01.2021 (например, 31.12.2020), к вычету принимают суммы НДС, фактически указанные продавцами в первичных учетных документах. При этом увеличение вышеуказанных сумм налога, предъявленных продавцом исходя из порядка налогообложения НДС, действовавшего в 2020 году, в цене приобретения товаров, до суммы налога, исчисленной исходя из порядка налогообложения НДС, действующего в 2021 году, покупателями не производится.

Пресс-центр инспекции
МНС Республики Беларусь
по Могилевской области
тел. 29 40 61

Bankchart рассказывает, что такое НДС, как рассчитывается налог, как осуществляется возврат налога на добавленную стоимость.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое НДС?
  2. Объекты налогообложения
  3. Плательщики НДС
  4. Ставки НДС в РБ
  5. Расчет НДС
  6. Возврат НДС
  7. Электронная счет-фактура по НДС
  8. Льготы по НДС
  9. НДС в Украине

Что такое НДС?

Наверное, многие из нас, делая покупку в том или ином магазине, видели в товарном чеке аббревиатуру НДС. Многие, наверное, даже знают, как она расшифровывается. Но, что это такое, знают, далеко, не все. Итак, что такое НДС и «с чем его едят», пробуем сегодня разобраться.

Налог на добавленную стоимость или НДС – один из наиболее распространенных косвенных налогов, взимаемый в большинстве стран мира. Суть сего налога состоит в том, что к цене реализуемого товара или предоставляемой услуги прибавляется надбавка в виде процента от их стоимости.

Для лучшего восприятия вышенаписанной информации, приведем пример.

Допустим, вы владелец компании, которая использует общую систему налогообложения. Ваша компания произвела продукт, стоимость которого составила 400 белорусских рублей. Перед тем, как отправлять сей продукт на прилавки магазина, согласно законодательству РБ, необходимо к указанной нами стоимости добавить 80 рублей (20% от 400 рублей). Получится 480 белорусских рублей, это будет цена вашего товара. Где 400 руб. – себестоимость, 80 руб. – НДС.

Но если, допустим, в цену сырья (например, 100 руб.), которое вы закупили для производства своего продукта, поставщиком также был заложен налог в размере 20% (то есть, 20 руб.), тогда при расчете НДС необходимо будет вычесть эти 20 руб. из 80 руб. В итоге вашей компании придется уплатить НДС, согласно данному примеру, в размере 60 бел. руб.

Приведенные нами расчеты являются достаточно упрощенными. На самом же деле все расчеты выглядят значительно сложнее.

Объекты налогообложения

Объектами обложения при расчете НДС в Республике Беларусь принято считать:

  • стоимость ввозимых на территорию РБ товаров;
  • обороты по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории страны.

Плательщики НДС

В первом пункте мы разобрали понятие налога на добавленную стоимость и его суть. Во втором – мы узнали, что же является объектами обложения по НДС. Пришло время выяснить, кто же является плательщиками сего налога.


Кстати, необходимо отметить, не признаются плательщиками НДС юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют упрощенную систему налогообложения (УСН).

Ставки НДС в РБ

В примере, описанном в первом пункте нашей статьи, мы взяли для расчета ставку в размере 20%, так как сия ставка является общей и применяется в большинстве случаях. Но существуют и другие размеры ставок: 25%, 10% и 0%. В каких случаях применяется каждая из перечисленных, смотрите ниже в таблице.


Также могут применятся ставки в размерах 9,09%, 16,67% и 0,5%. Первые две актуальны в случаях продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС. Ставка же на уровне 0,5% применяется в случаях, когда в страну из государств-членов Таможенного союза ввозятся алмазы и другие драгоценные камни для производственных нужд.

Расчет НДС

Многие предприниматели (настоящие или будущие) могут задаться вопросом: «Как посчитать НДС?» или «Как рассчитывается НДС?».

В силу развития современных технологий и свободного доступа к сети интернет, произвести расчет НДС достаточно просто. Необходимо лишь найти и использовать НДС калькулятор.

Так же для расчета можно использовать две простые и широко распространенные формулы:

Формула расчета НДС (для начисления):

НДС = Цена без НДС х 0,2 + Цена без НДС

Формула расчета НДС (выделить НДС)

НДС = Цена с НДС х 20/120

Возврат НДС

Теперь хотелось бы поговорить о таком явлении как возврат НДС. Данный пункт статьи будет актуальным, в первую очередь, любителям попутешествовать и чего-нибудь прикупить за границей.

Думаю, многие из нас слышали о таком понятии, как Tax Free – системе возврата НДС иностранным гражданам за приобретенные товары на территории государства при выезде из него. Целью сей системы является стимулирование импорта. Так как часть потраченной вами суммы возвращается, процесс осуществление покупок кажется намного привлекательным.

На размер суммы возврата влияют несколько факторов:

  • ставка НДС, принятая в том государстве, где был приобретен товар;
  • минимальна стоимость покупки, с которой возвращается НДС;
  • срок подачи заявления о возврате;
  • срок действия таможенной печати.

Нужно отметить, возврат средств осуществляется не по всем группам товаров (например, при покупке ювелирных изделий или продуктов питания).

Имейте ввиду, как правило, возврат осуществляется через компании-посредники, а они взимают комиссию (% от суммы возврата) за свои услуги. Получить же возврат можно либо на банковскую карту, либо наличными в одном из пунктов Tax Free cash Refund.

Основные правила для Белорусов, осуществляющих покупки за пределами РБ и желающих получить возврат НДС по системе Tax Free:


Электронная счет-фактура по НДС

Все расчеты по НДС возникшие в результате совершения сделки между продавцом и покупателем должны отражаться в предусмотренном для этого документе. Этим документом является электронный счет-фактура (ЭСЧФ). Также ЭСЧФ служит основанием для вычета налога на добавленную стоимость и контроля правильности совершения сделок.

Форма этого документа утверждается Министерством по налогам и сборам. И заполняется на портале сего же министерства.

Нужно отметить, ЭСЧФ не является первичным документом, поэтому счет-фактура по НДС формы СФ-1 является до сих пор обязательным для заполнения документом.

В каких случаях составляется и не составляется электронный счет-фактура?


Льготы по НДС

На сегодняшний день, в Республике Беларусь существует перечень работ и услуг, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. В их число входят:

  • медицинские услуги;
  • ветеринарные мероприятия;
  • услуги, связанных с организацией похорон;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) для физических лиц, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства;
  • туристические услуги;
  • работы (услуги) в области космической деятельности.

Необходимость проверки плательщиков НДС обычно возникает у их контрагентов. Если поставщик признан недобросовестным плательщиком налогов, фирме отказывают в вычете или возмещении НДС. То есть проверка позволит избежать негативных последствий сделки.

Для чего требуется проводить проверку

Перед сотрудничеством с новым контрагентом нужно проверить его благонадежность. В первую очередь нужно удостовериться в том, что потенциальный партнер не является фирмой-однодневкой. Важно подтвердить, что контрагент исправно уплачивает налоги.

Закон не обязывает фирму осуществлять проверку. Это право каждой компании, а не обязанность. Однако нужно учитывать, что накладная, предоставленная поставщиком, признается недействительной в том случае, если он лишен свидетельства налогоплательщика. То есть нельзя будет получить вычет входного НДС. Следовательно, у фирмы будет убыток.

Закон не предусматривает никакой ответственности фирмы, заключившей договор с недобросовестным налогоплательщиком. На нее не накладываются санкции. Однако на практике у фирмы есть ответственность. В частности, это следующие негативные последствия:

  • Лишение права на вычет входного налога.
  • Особое внимание со стороны ИФНС.
  • Необходимость в доказывании своей правоты в суде, если фирма не согласна с ИФНС.

То есть у фирмы есть основания для проявления осмотрительности.

Как узнать нужную информацию у контрагента

Для проверки необязательно обращаться за помощью к специальным сервисам напрямую. Можно запросить всю нужную информацию у самого контрагента. В частности, нужно попросить бумагу из налоговой инспекции о том, что лицо является плательщиком налогов.

Однако подобный запрос может поставить контрагента в затруднение. Не существует установленного документа, подтверждающего уплату НДС. Запросить такие документы могут только лица, использующие упрощенку. Это следующие бумаги:

  • Копия последней декларации об уплате НДС с отметкой налоговой о ее принятии.
  • Книга продаж.
  • Регистрационные бумаги (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП).
  • Документ, подтверждающий применяемую контрагентом систему налогообложения.

Все эти бумаги официально указывают на налоговый статус лица. Однако не все компании готовы их предоставить. В частности, редкий контрагент даст заказчику копию книг продаж, так как в ней есть информация коммерческого значения (перечень партнеров, обороты). Контрагент также может предоставить справку об отсутствии долгов по налогам. Получить ее можно в ФНС по адресу регистрации.

ВАЖНО! Все перечисленные документы предоставляются контрагентом исключительно на добровольной основе. Потребовать их нельзя. Однако обычно получить все эти бумаги, если они не составляют коммерческую тайну, можно без особых проблем.

Самостоятельная проверка плательщика НДС

В первую очередь заказчику нужно проделать эти действия:

  • Проанализировать правильность реквизитов, прописанных в счете-фактуре.
  • Выяснить достоверность регистрационных сведений.
  • Проверить руководство фирмы на предмет дисквалификации.
  • Проверить наличие долгов по налогам и сборам.
  • Выяснить форму обложения налогами.

Нужную информацию можно взять из электронных сервисов ФНС. Она содержится в блоке «Проверьте, не рискует ли ваше дело?».

Рассмотрим прочие сервисы для проверки:

  • «Сведения о государственной регистрации ЮЛ и ИП» (https://egrul.nalog.ru). Сервис нужен для проверки регистрации контрагента. Здесь можно скачать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Проверка счетов-фактур (http://npchk.nalog.ru). Обеспечивает проверку правильности счета-фактуры, который был предоставлен контрагентом. Поиск осуществляется через ИНН/КПП.
  • Реестр дисквалифицированных лиц (https://service.nalog.ru/disqualified.do). Поиск ведется по ФИО, названию ЮЛ, его реквизитам. Сервис позволяет узнать, является ли руководитель фирмы дисквалифицированным лицом, можно ли ему вообще управлять компанией.
  • Сервис https://service.nalog.ru/addrfind.do. Через него можно узнать, сколько ЮЛ зарегистрировано по одному юридическому адресу. Множество зарегистрированных лиц косвенно подтверждает то, что фирма является однодневкой.
  • Страничка https://service.nalog.ru/mru.do. Позволяет узнать, сколькими ЮЛ руководит одно лицо.
  • Сервис «Сведения об ЮЛ с долгом по налогам». Обеспечивает выявление задолженностей контрагента перед бюджетом. Если долг есть, высок риск, что лицо не уплачивает НДС. То есть у его партнера возникнет проблема с вычетом налогов. Фирма может не предоставлять налоговую отчетность, что также является настораживающим признаком. На приведенном сервисе можно узнать и эту информацию.

Желательно обратиться сразу к нескольким сервисам. Они бесплатны, а потому это не составит особого труда.

Можно ли обратиться в налоговую?

Обращение в налоговую является самым логичным действием. Именно этот орган владеет всей необходимой информацией. Однако это обращение не имеет смысла. Дело в том, что ФНС не имеет обязанности разглашать сопутствующую информацию. То есть запрос вероятно просто останется без ответа. Отсутствие обязанности инспекторов предоставлять информацию подтверждается Письмом ФНС №ЕД-4-2/13005@ от 24 июля 2015 года.

Системы «Контур-Фокус» и «Контур.Сверка»

Система «Контур-Фокус» является комплексным инструментом, позволяющим проверить контрагента перед началом сотрудничества с ним. Предназначается и для уменьшения рисков отказа в вычете НДС. Пользуется этой системой сам бухгалтер. Он может самостоятельно подобрать перечень критериев для проверки контрагентов на надежность. Это могут быть следующие критерии:

  • Недавняя регистрация фирмы.
  • Фирма проходит процедуру банкротства или ликвидации.
  • В состав руководителей входят дисквалифицированные лица.
  • Контрагент является ответчиком в деле о взыскании долга.
  • В отношении фирмы ведутся исполнительные производства.
  • Не обнаружено, что компания вообще ведет какую-либо деятельность.
  • Негативные финансовые показатели с тенденцией к ухудшению.

К СВЕДЕНИЮ! Если контрагент получит негативную оценку сразу по ряду критериев, имеет смысл отказаться от заключения контрактов с ним. Система отличается целым рядом преимуществ. Она обеспечивает отслеживание динамики оценки, быстрое получение всех сведений.

Существует также система «Контур.Сверка». Она обеспечивает автоматизацию сверки сведений по выставленным и полученным счетам-фактурам. Система позволяет проверить достоверность предоставленных сведений, наличие ошибок, расхождений. Однако для пользования сервисом в нем нужно регистрироваться не только самой фирме, но и ее контрагенту.

Что будет, если не проверить плательщика НДС

Игнорирование необходимости проверки контрагента приводит к этим негативным последствиям:

  • Убыток, связанный с отказом в вычете НДС.
  • Убытки, связанные с тем, что заказчик не может исполнить взятые на себя обязательства.
  • Повышенное внимание со стороны налоговой.

Для углубленной проверки плательщиков НДС можно обратиться в специализированные фирмы. Однако в большинстве случаев в этом нет необходимости. Все требуемые сведения можно получить из бесплатных сервисов.

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

1. Письмо 18.01.2021 № 2-2-13/00095 «О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 512»

В части НДС в данном письме разъясняется:

1) как осуществляется зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС.

Согласно п.п. 1.1 п. 1 Указа № 512 продлен по 31 марта 2021 г. срок отчетных периодов, за которые плательщикам, перечисленным в перечне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 282 «Об определении перечня плательщиков» (с дополнениями), осуществляется зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом в установленном порядке решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы.

2) порядок пересчета НДС и выставление ЭСЧФ в связи с мораторием на увеличение базовой арендной величины и арендной платы.

П.п. 1.6 п. 1 Указа № 512 предусмотрено, что срок действия моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом продлен по 31 марта 2022 года. Необходимо обратить внимание, что действие данной нормы распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г, то есть на прошлый период.

При перерасчете арендной платы в сторону уменьшения за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. корректировка налоговой базы НДС производится арендодателем на основании статьи 129 НК в текущем периоде, т. е. в 2021 году на основании согласованного арендодателем и арендатором уменьшения стоимости услуг (арендной платы), выставленного арендодателем дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, подписанного арендатором электронной цифровой подписью, в случае если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП арендатором.

Отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации применительно к дате подписания арендатором ЭЦП дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного арендодателем, производится в порядке, установленном п. 4 статьи 129 НК.

Корректировка налоговых вычетов в сторону уменьшения производится арендатором на основании п. 18 с. 133 НК в том отчетном периоде, на который приходится согласованное арендодателем и арендатором в установленном порядке уменьшение стоимости услуг (арендной платы).

Таким образом, корректировки делаются не в 2020 году, а в 2021 году.

Подробнее с Письмом можно ознакомиться на сайте МНС по ссылке: nalog.gov.by

2. Письмо МНС Республики Беларусь от 15.01.2021 № 2-1-10/00078 «О налоге на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг»

К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере ноль (0) процентов, относятся в том числе транспортно-экспедиционные услуги, которые обязуется выполнить и (или) организовать выполнение экспедитор на основании договора транспортной экспедиции с клиентом (грузоотправителем, грузополучателем или экспедитором – в случае, если экспедитор привлекает другого экспедитора), если такие услуги связаны с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта по установленным Кодексом маршрутам (пункт 2 статьи 126 Кодекса).

То есть, с 01.01.2021 транспортно-экспедиционные услуги признаются экспортируемыми, если они оказываются:

  1. только по договору транспортной экспедиции, предусматривающему выполнение экспедитором услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов;
  2. только клиенту, являющемуся грузоотправителем, грузополучателем или экспедитором, – в случае, если экспедитор привлекает другого экспедитора.

К экспортируемым транспортно-экспедиционным услугам не относятся оказываемые по отдельно заключенному договору, не предусматривающему организацию и (или) обеспечение международной перевозки груза:

  1. вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» в категории 52.29.20.100;
  2. консультационные услуги по вопросам организации международных перевозок грузов, информационные услуги, связанные с международной перевозкой грузов;
  3. услуги по хранению грузов.

С 01.01.2021 не изменился порядок применения нулевой ставки НДС при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров. К таким услугам также относятся услуги таможенных представителей.

3. Письмо МНС Республики Беларусь от 31.12.2020 № 2-1-9/02663 «О ставках НДС с 01.01.2021»

Данным письмом разъясняется порядок взимания НДС по продовольственным товарам и товарам для детей, лекарственным средствам, медицинским изделиям.

1) С 01.01.2021 отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь, при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20 % вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10 %.

Следует обратить внимание, что Указ Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 (ред. от 18.02.2017) «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей».

2) С 01.01.2021 при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий (в т.ч. протезно-ортопедических изделий), при их ввозе на территорию Республики Беларусь применяется ставка НДС в размере 10 процентов (ранее применялось освобождение от НДС).

Применение ставки НДС в размере 10 % зависит от регистрации лекарственных средств, медицинских изделий в соответствующих государственных органах без соблюдения ранее обязательных условий привязки товара к коду единой ТН ВЭД ЕАЭС и использования товара в медицинских целях.

Необходимо обратить внимание, что согласно п.п. 26.2 п. 26 статьи 133 НК плательщики имеют право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС при отмене ранее установленного освобождения от налогообложения. При этом, выделение суммы НДС для вычета осуществляется из остатков товаров, имеющихся на дату отмены ранее установленного освобождения от налогообложения:

  1. на основании подписанного электронной цифровой подписью ЭСЧФ;
  2. путем самостоятельного выделения для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе этих товаров и отнесенных на увеличение их стоимости или включенных в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении.

Вычет сумм «входного» НДС, приходящегося на такие товары, осуществляется в полном объеме независимо от суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Справочно:

До 1.01.2021 суммы «входного» НДС, приходящегося на товары, по реализации которых применялось освобождение от НДС, к вычету не принимались, а относились на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

3) при изменении порядка исчисления НДС (в т.ч. ставок налога) новый порядок исчисления применяется:

  1. в отношении товаров, отгруженных с момента изменения порядка исчисления НДС;
  2. в отношении предметов лизинга, момент передачи которых в лизинг, определяемый в соответствии с п. 9 статьи 121 НК, наступил с момента изменения порядка исчисления НДС;
  3. в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу в соответствии с п. 4 статьи 120 НК.

При изменении порядка исчисления НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров с территории государств – членов Евразийского экономического союза (в т.ч. ставок налога), новый порядок исчисления применяется в отношении товаров, принятых на учет с момента изменения порядка исчисления НДС.

4) переходный период для НДС до 1 февраля 2021

Не позднее 1 февраля 2021 г. подлежат пересмотру цены (в части включения в них НДС в необходимой сумме) на остатки:

  1. продовольственных товаров, товаров для детей, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 г., ставка НДС при реализации которых с 1 января 2021 г. увеличивается с 10 до 20 процентов;
  2. лекарственных средств, медицинских изделий, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 г., ставка НДС при реализации которых с 1 января 2021 г. устанавливается в размере десять (10) процентов.

5) Разъясняется порядок увеличения налоговой база НДС при увеличении на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению).

6) Разъясняется порядок начисления НДС по договорам комиссии

7) Разъясняется порядок исчисления НДС по отгруженным на экспорт товаров в 2020 году. Так истечение установленного для подтверждения факта экспорта срока приходится на 2021 год, исчисление НДС по истечении указанного срока производится исходя из порядка налогообложения НДС, действовавшего в 2020 году.

Подробнее с разъяснениям можно ознакомится на сайте МНС по ссылке: nalog.gov.by

4. Совместное письмо Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.01.2021 № 5-1-8/3 2-1-9/00016 «О применении налога на добавленную стоимость»

Согласно данного письма Положения НК не применяются при реализации остатков товаров в период с 1 января 2021 г. и до приведения цен на них в соответствие с НК, но не позднее 1 февраля 2021 г. Необходимо обратить внимания, что данные нормы не распространяются на организации с оптовой торговлей.

При осуществлении розничной торговли имеют право на приведение цен в соответствие на остатки товаров, имеющихся на 1 января 2021 г. не позднее 1 февраля 2021 г., независимо от того, когда при внутреннем перемещении в пределах одного плательщика (например, со склада в торговый объект) данные остатки товаров поступили в торговый объект (объект общественного питания или иной объект – для осуществления розничной торговли).

Подробнее можно ознакомится по ссылке: nalog.gov.by

5. Письмо Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.01.2021 № 2-1-9/00014 «О налогообложении НДС мучных кондитерских изделий с 01.01.2021»

С 01.01.2021 отдельные позиции продовольственных товаров при их реализации на территории Республики Беларусь, при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

Товары, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1905 90 600 0, 1905 90 900 0 (включая и мучные кондитерские изделия), как до 01.01.2021, так и с 01.01.2021 облагаются НДС по ставке в размере 10 процентов.

Подробнее с письмом можно ознакомится на сайте МНС: nalog.gov.by

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


В начале 2017 года многие организации и индивидуальные предприниматели с удивлением узнали, что они являются налоговыми агентами по НДС, причем по тем услугам, которые им давно оказывали иностранные компании. Речь идет о так называемом «налоге на Гугл».

Что случилось

Но для российских организаций и ИП совсем не важно, встал иностранный контрагент на учет или нет, поскольку обязанности налогового агента, возложенные на них, от этого факта не зависят. Дело в том, что на учет как плательщик НДС встает только та иностранная организация, которая оказывает услуги физлицам, ведь в этом случае она сама обязана уплачивать налог. Те фирмы, которые не оказывают электронные услуги гражданам, а работают с российскими юридическими лицами и ИП, на учет не встают, налог за них платят налоговые агенты – эти самые организации и индивидуальные предприниматели.

Если иностранная компания оказывает услуги и физлицам и юрлицам, то все равно у налоговых агентов есть обязанность удерживать и уплачивать НДС, это следует из формулировки в п.9 ст.174.2 НК РФ. Так что со списком вставших на учет компаний следует ознакомиться скорее для удовлетворения любопытства.

По каким услугам надо уплачивать НДС налоговым агентам

1. Предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним. Сюда попадает покупка нелицензионных прав на программы у Microsoft, Apple, Google. McAfee и др. Следует обратить внимание на то, что покупка лицензионных прав НДС не облагается

2. Оказание рекламных услуг в сети Интернет, в том числе предоставление рекламной площадки. Под эту категорию попадает, например, реклама в Фейсбуке.

3. Оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет. Сюда относятся услуги систем онлайн-бронирования отелей, таких как Airbnb, Booking.сom и др., сервисы такси (Uber и др), торговые площадки (Amazon, eBay, Alibaba и т.п.).

4. Предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга.

5. Оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях.

За чей счет уплачивается НДС

Однако у налоговых агентов, которые должны удерживать НДС, всё не так просто. Прежде всего, не всегда возможно НДС удержать, да и сумма контракта зачастую не содержит оговорок об удержании налога. Поэтому налоговому агенту приходится платить за счет собственных средств.

Такой позиции придерживается Минфин и её подтвердил ВАС в Постановлении Президиума от 03.04.2012 N 15483/11. По мнению судей, «вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию НДС из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает ее от обязанности исчислить этот налог и уплатить его в бюджет».

Если организация уплачивает НДС за счет собственных средств, налог считается по расчетной ставке 18/118. Это следует из п.1 ст.161 НК РФ.

Как оформить счет-фактуру

Т.е. в строке «Продавец» ставится название иностранного контрагента так, как оно указано в договоре. В поле «Адрес» указывается адрес тоже в соответствии с договором. В поле ИНН/КПП проставляется прочерк. Остальные поля заполняются как обычно, но в графе 7 ставится ставка налога 18/118. Сумма дохода иностранного контрагента указывается в рублях. Если ему платили в иностранной валюте, то пересчет в рубли производится по курсу ЦБ РФ на день оплаты.

Скачайте пример заполнения счета-фактуры для налоговых агентов иностранных фирм.

Многие иностранные фирмы, оказывающие электронные услуги и получающие за них деньги от третьих лиц, оставляют себе вознаграждение по договору, а остаток перечисляют российскому контрагенту. Так поступает, например, компания Uber. При работе с этой компанией возникает и вторая проблема – услуги такси могут в день оказываться десятками, а то и сотнями в день. Комиссия Uber берется за каждую поездку, т.е. получается, что и счет-фактуру надо выставлять на каждую поездку. Объем работы бухгалтера может резко увеличиться.

Счет-фактура, выставленная налоговым агентом самому себе, регистрируется в книге продаж. Обратите внимание, что всё вышеперечисленное обязаны делать и организации (ИП), находящиеся на спецрежимах и не являющиеся налогоплательщиками НДС.

Как заплатить агентский НДС в бюджет

И тут возникает еще одна проблема при работе с компаниями, которые самостоятельно удерживают комиссию: для таких ситуаций нет отдельной нормы в главе 21 НК РФ, т.е. платить надо в день удержания контрагентом своей комиссии. Но ведь налоговый агент может и не знать эту дату и поэтому не исполнить свои обязанности в срок. Что может привести к начислению пеней и даже налоговым санкциям по ст.123 НК РФ. Кроме того, комиссия иностранной фирмой может сниматься каждый день и не по одному разу, каким образом это отслеживать для уплаты НДС? Ответа Налоговый кодекс не содержит.

При перечислении НДС в бюджет следует обратить внимание на статус плательщика. Ни в коем случае не надо ставить 01, только 02 (налоговый агент). КБК по агентскому НДС такой же, как и у обычного - 182 1 03 01000 01 1000 110.

Налоговая декларация

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС,сдают декларацию в следующем составе: титульный лист, раздел 1 и раздел 2.

Скачайте пример заполнения декларации по НДС для налоговых агентов иностранных фирм.

В разделе 2 заполняются строки 020, 040-070, в остальных строках ставятся прочерки. Строки 080-100 заполняют налоговые агенты, работающие с иностранными организациями по посредническим договорам, но в этой статье этот вариант не рассматривается.

В строке 020 указывается название фирмы-продавца так, как указано в договоре (инвойсе, счете и т.п.), например, Booking.com B.V. В строке 040 указывается КБК налога, в строке 050 ОКТМО налогового агента. Сам налог, который удержан (или уплачивается за счет налогового агента) указывается в строке 070.

Если налоговый агент работал с несколькими иностранными организациями, то на каждую фирму заполняется отдельный раздел 2. Также несколько разделов 2 может быть при работе с одним контрагентом, но по разным видам услуг.

Проблемы и неясности

Первичка. Прежде всего, многих бухгалтеров и предпринимателей волнует вопрос первичных документов, поскольку иностранные компании не обязаны соблюдать наши законы о бухучете, и требовать от них те же акты оказанных услуг налоговые агенты не смогут. Как показывает практика, кроме инвойсов редко что удается получить. Будет ли такой документ устраивать налоговые органы при проверке правильности уплаты агентского НДС, непонятно. Разъяснений по этому поводу пока не было.

Двойное обложение НДС. Еще один актуальный вопрос – не получится ли двойного обложения НДС? Тот же Uber уже заявлял о том, что они платят НДС за всех без разбору - юрлица ли их клиенты, ИП или физлица. ФНС даже выпустила письмо о том, что налоговики не могут требовать повторной уплаты НДС с налоговых агентов и обещала подумать над изменениями в порядке взимания налога. Но как российским лицам выяснить, уплачен этот НДС самой иностранной фирмой или нет, ведь никто не будет извещать российских клиентов об этом?

Комиссия. Еще две связанные между собой проблемы были описаны выше – не всегда возможно узнать дату взимания комиссии, если иностранная фирма сама её удерживает, а потом уже перечисляет деньги российскому клиенту. Предложения, высказанные Минфином и некоторыми консультантами о том, что надо составлять счет-фактуру на каждое взимание комиссии иностранным контрагентом, не осуществимы на практике, если таких операций десятки, сотни, а то и тысячи в день. И тем более нереально платить в бюджет НДС каждый день.

Читайте также: