Ндс при утилизации автомобилей

Опубликовано: 12.05.2024

Автор: Кравченко Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Учет нефинансовых активов долгое время оставался вопросом хорошо изученным и практически неизменным. СГС «Основные средства» с 1 января 2018 года внес множество изменений в привычные учетные процедуры. О нововведениях в учете процесса утилизации автомобиля расскажем далее.

Под термином «утилизация» понимают употребление с пользой, повторное употребление, возвращение в оборот отходов производства или мусора. Утилизацией также считается стадия жизненного цикла продукции, на которой продукция, уже не используемая по прямому назначению, подвергается либо переработке для получения другой продукции, либо захоронению (уничтожению, депонированию, обезвреживанию). В любом значении данного термина автомобилю придется пройти несколько этапов, прежде чем он дойдет до утилизации:

1) принятие решения о списании автомобиля;

2) согласование списания с собственником в установленных законодательством случаях;

3) собственно утилизация в различных формах, в том числе реализация автомобиля по программе трейд-ин.

Несмотря на кажущуюся простоту, каждый из названных этапов может быть весьма объемен и поэтому заслуживает отдельного внимания.

Принятие решения о списании

Порядок оформления решения о списании напрямую связан с причиной списания. Если эта причина вынужденная, то есть необходимость списания возникает в результате хищений, порчи имущества, а также в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, то в первую очередь проводится инвентаризация (п. 81 СГС «Концептуальные основы») у лица, у кого находился автомобиль. Факт хищения или порчи фиксируется в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) (ф. 0504087) как недостача инвентаризуемого объекта. На основании описи составляются ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Далее составляется непосредственно акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), где в качестве причины списания указывается хищение либо повреждение с невозможностью восстановления.

Сам факт хищения или порчи подтверждают справками – из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, органов Министерства чрезвычайных ситуаций – о произошедшем стихийном бедствии.

В случае, когда прекращение эксплуатации автомобиля происходит по причине физического, морального износа, решение о списании принимает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Такое решение оформляется также актом о списании (ф. 0504105), и в качестве причины списания следует указать перечень неисправностей, исключающий дальнейшую эксплуатацию, либо иные основания, по которым дальнейшая эксплуатация невозможна. Перечень неисправностей, особенно если он длинный, уместнее оформлять отдельным документом (например, дефектной ведомостью), а уже в акте о списании сослаться на него. Форма дефектной ведомости для организаций госсектора не унифицирована, ее можно составить в любом удобном для учреждения виде. И поскольку она не является первичным учетным документом, на нее не распространяются требования о составе обязательных реквизитов.

Приведем примерный образец дефектной ведомости.

В учреждении может не оказаться специалистов должного уровня квалификации для составления дефектной ведомости, необходимой квалификацией могут не обладать и члены комиссии по поступлению и выбытию активов. В этом случае, как правило, прибегают к помощи сторонних специализированных организаций (автосервисных компаний) для оформления акта технического осмотра. Заметим, что наличие подобного акта экспертизы может быть обязательным требованием к составу документов при согласовании списания с собственником имущества в установленных законодательством случаях.

В рамках утвержденного субъектом учета графика документооборота списание основных средств (в частности, автотранспорта) может дополнительно оформляться приказом на списание.

Как и дефектная ведомость, приказ не имеет установленной унифицированной формы, его вид и содержание будут определяться правилами оформления внутренних локальных актов, принятых в учреждении. В содержательной части приказа указываются лица, ответственные за процедуру списания, контролирующие исполнение приказа; также приводится информация (в случае необходимости) о привлечении виновного лица к материальной ответственности, подготовке и отправлении материалов в следственные или судебные органы и др. Приказ подписывается руководителем учреждения или лицом, его заменяющим.

Выбытие автотранспортного средства с балансового учета может осуществляться в случае выявления несоответствия условиям признания актива, которое фиксируется инвентаризационной комиссией в инвентаризационной ведомости (ф. 0504087) (Письмо Минфина РФ от 25.07.2018 № 02-07-10/52275). Дальнейший учет при этом осуществляется на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества. При этом не исключена ситуация, что в дальнейшем объект может быть отремонтирован, отреставрирован и снова признан в учете как актив, то есть его эксплуатация, возможно, продолжится и ни о какой утилизации речи еще не идет.

Согласование списания

Согласование списания требует недвижимое и особо ценное движимое имущество (п. 10 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), критерии отнесения к которому устанавливают органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Напомним, порядок отнесения имущества бюджетного, автономного учреждений к категории особо ценного движимого имущества был установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

Органы исполнительной власти публично-правовых образований РФ, исполняющие полномочия по распоряжению имуществом, закрепляют порядки согласования списания имущества для учреждений соответствующего уровня бюджета. Например, федеральные государственные учреждения в общей части руководствуются Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления». Кроме того, утверждены отраслевые порядки Минздрава, Минобрнауки, Минкультуры и т. д. Аналогичные порядки действуют в регионах и муниципальных образованиях.

В пакет документов на списание входят:

перечень объектов федерального, государственного или муниципального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

копия решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

копия протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества;

акты о списании имущества и документы согласно перечню, утверждаемому органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Как правило, это:

копия инвентарной карточки;

техническое заключение независимого эксперта с приложением документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ. К техническому заключению должны быть приложены фотографии объектов движимого имущества, в отношении которых принято решение о списании.

Кроме того, при списании автотранспортного средства дополнительно необходимо представить:

а) копию паспорта транспортного средства;

б) копию свидетельства о регистрации транспортного средства;

в) копию документа о прохождении последнего техосмотра.

В упомянутых приказах учредителей устанавливаются сроки рассмотрения всех представленных документов и утверждения согласования списания имущества. Учреждение, в свою очередь, до получения решения собственника не отражает в бухгалтерском учете выбытие объекта ОС и не проводит никаких мероприятий, преду­смотренных актом о списании (п. 52 Инструкции № 157н), так как собственник может и не согласовать списание и учреждение будет обязано продолжать быть балансодержателем транспортного средства.

Обратите внимание, что необходимость согласования с собственником имущества не распространяется на операции выбытия с балансового учета по причине несоответствия критериям признания актива. Как отметил Минфин в Письме от 21.09.2018 № 02-07-10/67934, определение способа ведения бухгалтерского учета относится к исключительной компетенции субъекта учета, не является распоряжением имуществом и не требует согласования с собственником.

Процедура списания автотранспортного средства также включает в себя снятие с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле. С этой даты транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом. Автомобиль, находящийся в розыске, не признается объектом обложения транспортным налогом. Но факт угона необходимо подтвердить документом, выдаваемым уполномоченным органом (справкой об угоне ТС, выдаваемой органами внутренних дел РФ). Прекращение обязанностей налогоплательщика наступит с даты угона, указанной в справке.

Утилизация списанного автомобиля

Мы уже отмечали, что утилизация может осуществляться в разных формах: учреждение может сдать списанный автомобиль на металлолом и получить выручку от реализации металлолома, может только понести затраты, связанные с утилизацией (например, в случае, когда утилизация автомобиля производится силами специализированной организации и учреждение оплачивает услуги утилизации и уничтожения), наконец, старый, списанный автомобиль может быть принят автосалоном в качестве частичной оплаты приобретения нового автомобиля по программе трейд-ин.

Бухгалтерские записи возможных вариантов действий представим в таблице:

Содержание операции

Кредит

Списание автомобиля в бухгалтерском учете при получении разрешения на списание

Списана начисленная ранее амортизация

0 104 25 (35) 411

0 101 25 (35) 410

Списан ранее начисленный убыток от обесценения (при наличии)

0 114 25 (35) 412

0 101 25 (35) 410

Списана остаточная стоимость автомобиля (при наличии)

0 101 25 (35) 410

Оприходованы запасные части, пригодные к дальнейшему использованию

Принят к забалансовому учету списанный автомобиль до момента его утилизации

Оприходование и реализация металлолома

Оприходован металлолом в результате разбора, демонтажа автомобиля

Начислена задолженность вторресурсной организации за сданный металлолом

Списана себестоимость реализованного металлолома

Получены денежные средства от реализации металлолома

0 201 11 510*
Забалансовый счет 17

Уменьшен показатель по счету 02 после проведения мероприятий по утилизации

Утилизация силами сторонней организации за плату

Отражена задолженность перед организацией за проведенную утилизацию

0 201 11 610
Забалансовый счет 18

Определен финансовый результат операций по утилизации

Уменьшен показатель по счету 02 после проведения мероприятий по утилизации

Реализация автомобиля по программе трейд-ин

Отражена задолженность покупателя (автосалона) в оценочной стоимости сдаваемого автомобиля

Сформированы капитальные вложения при приобретении нового автомобиля и признана кредиторская задолженность перед поставщиком (автосалоном)

0 106 21 (31) 310

Погашены взаимные требования

Принят к учету и введен в эксплуатацию автомобиль

0 101 25 (35) 310

0 106 21 (31) 310

* В таблице приведен пример отражения получения денежных средств в учете бюджетных (автономных) учреждений, у казенных учреждений средства могут быть зачислены на счет ПБС – 1 304 05 000 либо на счет администратора доходов – 1 210 02 000.

Напомним, что доходы от выбытия активов – пригодные к эксплуатации (реализации) запасные части, металлолом с возможностью реализации – являются собственными доходами бюджетного или автономного учреждения и отражаются по коду финансового обеспечения 2 (приносящая доход деятельность), вне зависимости от источника, на котором учитывался ранее сам выбывший объект. Денежные средства от реализации металлолома, иных пригодных к реализации деталей и узлов списанного имущества у бюджетных и автономных учреждений остаются в их распоряжении, у казенных – подлежат зачислению в соответствующий бюджет.

Материальные запасы, полученные от ликвидации (при разборке, утилизации) основных средств, принимаются к учету в текущей оценочной стоимости. Этот вопрос находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, которая, в свою очередь, руководствуется:

данными о ценах на аналогичные материальные ценности, полученными в письменной форме от организаций-изготовителей;

сведениями об уровне цен, имеющимися у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

экспертными заключениями (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов (п. 25 Инструкции № 157н).

При принятии имущества на забалансовый учет на счете 02 «Материальные ценности, полученные на хранение» до момента его утилизации применяется условная оценка «один объект – один рубль» (п. 335 Инструкции № 157н). В том случае, когда на этот же счет к учету принимается имущество, переставшее отвечать критериям актива, оценка может быть как условной, так и иной – в сумме остаточной или балансовой стоимости выбывшего имущества. Правила оценки такого имущества должны быть установлены учетной политикой учреждения (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

Немного о налогах

Учреждения – плательщики налога на прибыль должны помнить, что стоимость материалов (запасных частей и металлолома), полученных при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, относится к внереализационным доходам (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов станет день их принятия к учету, что оформляется актом приемки материалов (ф. 0504220). Одновременно налоговая база может быть уменьшена на сумму внереализационных расходов, к которым относятся расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (п. 8 ч. 1 ст. 265 НК РФ), но только в том случае, если выводимое из эксплуатации имущество отвечает признакам амортизируемого имущества в целях применения гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ). В случае, когда имущество изначально приобреталось за счет бюджетных средств, расходы на его ликвидацию (утилизацию) не включаются в налоговую базу.

Выручка от реализации металлолома, в свою очередь, является доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ), который может быть уменьшен на рыночную стоимость этого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Таким образом, если металлолом реализован по той же цене, по которой он был оприходован, то налогооблагаемая прибыль от реализации будет равна нулю.

С 1 января 2018 года реализация лома цветных и черных металлов подлежит обложению НДС. Уплачивает налог покупатель лома, являющийся налоговым агентом.

В заключение еще раз сформулируем основные выводы.

Выбытие с балансового учета основного средства, в том числе автомобиля, инициируется всегда его балансодержателем, то есть учреждением.

Не требуют согласования с собственником выбытие с балансового учета имущества по причине его несоответствия критериям активов, а также списание имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества.

Во всех остальных случаях выбытие объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке соответствующего решения не допускаются.

Оставшиеся в распоряжении учреждения запасные части и металлолом, пригодные к дальнейшему использованию и/или реализации, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости, которая включается во внереализационные доходы по налогу на прибыль. Операция реализации таких отходов формирует уже доходы от реализации, которые могут быть уменьшены на их первоначальную стоимость при принятии к учету.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация на ОСНО в конце года сдает на утилизацию отходы в виде люминесцентных ламп, макулатуры, отработанных автомобильных аккумуляторных батарей в специализированное предприятие, имеющее соответствующую лицензию на утилизацию. Контрагент принимает отходы и выставляет счет за утилизацию отходов.
Признается ли реализацией передача отходов на утилизацию для целей НДС? Включается ли в расходы по налогу на прибыль организаций стоимость услуг специализированной организации по утилизации отходов? Подлежат ли вычету суммы НДС, предъявленные такой организацией? Каков порядок бухгалтерского учета расходов по утилизации?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача отходов на утилизацию для целей НДС реализацией не признается. Однако есть риски признания данной операции безвозмездной передачей, но при этом плательщиком НДС тогда будет получатель этих отходов - специализированная организация, принявшая эти отходы на утилизацию.
НДС, предъявленный специализированной организацией в составе стоимости услуг по утилизации, вычету не подлежит и должен учитываться в стоимости указанных услуг.
В налоговом учета расходы на утилизацию учитываются в составе материальных расходов.
В бухгалтерском учете данные расходы отражаются в составе прочих.
Проводки по ситуации приведены ниже в тексте ответа.

Обоснование вывода:

Налог на добавленную стоимость

Обращение с отходами в РФ регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Утилизацией признается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (абзац восьмой ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона N 89-ФЗ). Применительно к ТКО в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.07.2020 N 25-47/17005 сказано, что вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Отметим, что поскольку отходы в рассматриваемой ситуации (отработанные автомобильные аккумуляторные батареи, люминесцентные лампы, макулатура) передаются не в распоряжение исполнителя, а для выполнения конкретной цели - утилизации (т.е. получателю не передаются права владения, пользования и распоряжения), то ее передача не признается реализацией для целей НК РФ. Например, в письме Минфина России от 20.02.2019 N 03-07-14/10689 отмечено, что если запасы передаются для хранения и дальнейшей утилизации без передачи права собственности на них, то такая передача не является реализацией.
Так, в постановлении АС Московского округа от 10.12.2014 N Ф05-14321/14 по делу N А41-59418/2013 суд указал, что передача налогоплательщиком готовой продукции (мясной) на утилизацию в связи с невозможностью ее использования для реализации по истечении сроков годности не признается объектом налогообложения НДС. В данном случае налоговый орган настаивал на начислении НДС на безвозмездную передачу права собственности на упомянутые отходы.
Схожий вывод суда представлен и в постановлении Шестнадцатого ААС от 23.08.2011 N 16АП-1963/11 (постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2011 N Ф08-7540/11 по делу N А63-852/2011 оставлено без изменения), где суд указал, что в соответствии со ст. 146 НК РФ операции по передаче отходов на утилизацию не являются объектом налогообложения по НДС. На этом основании налогоплательщику было отказано в принятии к вычету НДС по услугам утилизации. В данном случае налоговый орган настаивал на том, что передача отходов на утилизацию объектом налогообложения НДС не является.
Между тем Минфин России в письме от 19.01.2018 N 03-07-11/2791 ранее указывал, что если отходы лома черных и цветных металлов (в каких случаях отработанные аккумуляторы признаются ломом цветных металлов, смотрите в материале: Вопрос: Порядок исчисления НДС при реализации свинцовых аккумуляторов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.) передаются безвозмездно в качестве товаров, то такие операции подлежат обложению НДС в соответствии с порядком, установленным п. 8 ст. 161 НК РФ. Исчислить и уплатить в бюджет налог обязаны получатели товаров в случае получения ими лома и отходов черных и цветных металлов у организаций, которые являются плательщиками НДС (смотрите также письмо Минфина России от 11.12.2018 N 03-07-14/89845). Аналогичный подход применяется и к операциям по безвозмездной передаче макулатуры.
Таким образом, исходя из указанного письма Минфина России, организация - плательщик НДС, передающая право собственности на макулатуру и лом и отходы черных и цветных металлов на безвозмездной основе, должна выставить в адрес получателя счет-фактуру (смотрите также Вопрос: Средняя общеобразовательная школа собирает со школьниками макулатуру. В последующем школа передает макулатуру безвозмездно коммерческой организации - ООО (общая система налогообложения). Необходимо ли школе выставлять счет-фактуру в адрес получателя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.)). При этом полагаем, что применение или неприменение НДС к операциям по передаче отходов на утилизацию зависит и от порядка документального оформления такой передачи между сторонами.
Заметим, что каких-либо иных примеров судебной практики с аналогичной или противоположной позицией по данному вопросу нам не встретилось. Поэтому в данном случае нельзя сказать, что по рассматриваемому вопросу сложилась обширная арбитражная практика с какой-либо устоявшейся позицией.
Поэтому в рассматриваемой ситуации организации необходимо принять самостоятельное решение, какой позицией руководствоваться.
По вопросу применения налоговых вычетов по НДС с услуг специализированной организации отметим следующее.
В общем случае в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты при одновременном выполнении следующих условий:
- приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (в установленных НК РФ случаях - иные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Однако в случае, когда приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), предъявленные поставщиками суммы НДС, в силу нормы пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации предъявленный исполнителем НДС учитывается организацией в стоимости услуг по утилизации отходов (если будет принято решение руководствоваться позицией, что переход права собственности и, соответственно, реализация отходов контрагенту не происходит (письмо Минфина России от 20.02.2019 N 03-07-14/10689)).
Если же из договорных отношений будет следовать, что имеет место переход права собственности на утилизируемое имущество, операция будет признаваться реализацией, и в отношении такой облагаемой НДС операции НДС, предъявленный исполнителем, может быть принят к вычету.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
В составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются, в частности, материальные расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ), перечисленные в ст. 254 НК РФ.
Так, на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов.
Исходя из этого считаем, что в рассматриваемой ситуации затраты предприятия на оплату услуг специализированной организации по утилизации отработанных (утративших потребительские свойства) люминесцентных ламп, аккумуляторов, макулатуры можно учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов. Документальным подтверждением факта оказания услуг в данном случае может служить акт выполненных работ (оказанных услуг), подписанный заказчиком и исполнителем.
Сделанный нами вывод подтверждают разъяснения Минфина России (письмо от 21.08.2007 N 03-11-05/193).

Бухгалтерский учет

На основании п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).
На наш взгляд, расходы, которые несет организация в связи утилизацией отходов, не связаны непосредственно с его основной деятельностью.
Поэтому считаем, что такие расходы целесообразно учитывать в составе прочих.
Проводки в учете предприятия могут быть следующими:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60 (76)
- учтена стоимость услуг специализированной организации (с учетом НДС (если исходить из того, что перехода права собственности (облагаемой НДС операции по реализации) при передаче отходов не возникает));
Дебет 60 (76) Кредит 50 (51)
- оплачены услуги.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: В процессе хозяйственной деятельности у Общества возникают такие отходы, как макулатура и полиэтилен. Общество заключило расходный договор с индивидуальным предпринимателем на предмет приема, транспортирования и передачи на утилизацию отходов специализированной организации. Общество не учитывает на балансе макулатуру и полиэтилен, не приходовало отходы от списания соответствующих материалов. Возникнет ли в 2019 году у Общества обязанность по исчислению и уплате НДС при передаче бумажных и картонных отходов, в том числе в ситуации, когда оно выставит счет-фактуру с указанием "Без налога (НДС)"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.)
- Вопрос: Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, сдала макулатуру. В счете-фактуре в графе "Налоговая ставка" организация указала, что НДС исчисляется налоговым агентом. Какой код операции необходимо указать при реализации макулатуры в книге продаж? В каком разделе декларации по НДС отразить эту операцию? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)
- Вопрос: Какие налоговые обязанности возникают у заказчика услуг по утилизации списанной мебели, если по условиям договора полученные в ходе утилизации материалы, запчасти и иные компоненты остаются в собственности у исполнителя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)
- Вопрос: Организацией (ОСНО) оплачены услуги специализированной организации по сбору и обезвреживанию отработанных люминесцентных ламп, аккумуляторов, шин. Получен акт выполненных работ. Стоимость передаваемых для обезвреживания отработанных люминесцентных ламп, аккумуляторов, шин ранее была учтена в расходах, после чего данные материальные ценности учитывались за балансом. В акте стоимость услуг указана с учетом НДС, получен счет-фактура. При этом деятельность предприятия освобождена от обложения НДС на основании ст. 149 НК РФ. Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете данных расходов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)
- Вопрос: В деятельности организации образуются самые различные отходы, например, разбитые ртутные лампы или пришедшая в негодность компьютерная техника. Обязана ли организация уплатить НДС в случае передачи права собственности на отходы при заключении договоров на транспортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов (имеется в виду отказ заказчика от полученных продуктов переработки при передаче отходов на обезвреживание и пр.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.)
- Вопрос: В процессе деятельности организации образуется макулатура. С ООО заключен договор безвозмездного оказания услуг по вывозу для дальнейшей обработки и передачи на утилизацию вторичного сырья. Как отразить в учете операции по данному договору? Как правильно оформить счет-фактуру? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.)
- Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения. Изношенные автошины сдаются на утилизацию сторонней организации. Как производится учет расходов по утилизации изношенных автошин? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2010 г.)
- Вопрос: Признаются ли в целях исчисления налога на прибыль расходы, связанные с оплатой услуг специализированной организации по утилизации ртутьсодержащих отходов - люминесцентных ламп? ("В курсе правового дела", N 23, декабрь 2009 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

28 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В процессе производства товаров и услуг, выполнения работ неизбежно образование отходов. Их состав определяется видом деятельности фирмы. Правила обращения с производственными отходами определены ФЗ-89 от 24/06/98 г. Производственные отходы – это ТМЦ, полученные в процессе переработки начального сырья, утратившие свои потребительские свойства, непригодные в дальнейшем для использования по назначению. Одним из этапов обращения с ними является утилизация.

Законодательное регулирование

Основные положения и обязанности по обращению с отходами содержит ФЗ-89. Ответственность за утилизацию отходов лежит на первоначальном собственнике, на организации, где они образовались.

Отходы производства подразделяются на безвозвратные и возвратные. Первые представляют собой материалы с полностью утраченными исходными полезными свойствами. Их реализация или повторное использование невозможно. Вторые могут быть использованы в производстве, проданы для дальнейшего использования.

Безвозвратные отходы отдельно не отражаются в балансе. Это производственные (технологические) потери, норматив которых закладывается в нормы расхода сырья при расчете себестоимости готового продукта: усушка, улетучивание, угары, испарение. Согласно «Основным положениям по калькулированию себестоимости продукции» п. 27 (утв. 20/07/70 г., действующий документ), безвозвратные отходы не подлежат оценке. Это означает, что бухгалтеру не нужно определять их стоимость и формировать проводки. Можно сказать, что косвенным образом их утилизацию оплачивает сама фирма через механизм расчета издержек производства. Необходим лишь их технологический учет.

Возвратные отходы могут быть утилизированы непосредственно. ФЗ-89 определяет утилизацию отходов как их использование в производстве продукции, услуг, осуществлении работ. При этом в учетных целях отходами не признаются остатки материалов, которые сохранили все свои потребительские свойства и передаются в другие подразделения, цеха (ст. 254-6 НК РФ).

Порядок утилизации

Собственник может пойти двумя путями.

  1. Поручить вывоз и дальнейшую утилизацию специализированной фирме. Для этого понадобятся учетные данные по объемам отходов, зафиксированные в документах. Опасные отходы (ст. 4.1 ФЗ-89) требуют наличия лицензии на утилизацию.
  2. Самостоятельно учитывать отходы и принимать решение об их утилизации, например, о передаче отходов в производство.

ВАЖНО! Образец договора об утилизации отходов производства от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Чтобы иметь основания для отражения утилизации в БУ и НУ, необходимо создать внутреннюю комиссию по списанию отходов. В нее включаются технические специалисты, сотрудники экономической службы, руководитель. Комиссия определяет ТМЦ, подлежащие утилизации. Решение комиссии оформляется актом.

Бухгалтерский учет

В связи с многообразием видов отходов и способов их утилизации могут применяться различные схемы проводок и учета. Остановимся на наиболее существенных моментах БУ отходов у первоначального собственника и у фирмы, работающей в сфере утилизации.

У собственника

Контроль за движением возвратных отходов и их утилизацией начинается у собственника с построения детального аналитического учета: по видам продукции, местам возникновения отходов, информации о качественном и количественном их составе. Для подсчета образовавшихся отходов используют фактические замеры, взвешивания либо применяют расчетный метод по нормам на единицу продукции.

При утилизации путем продажи возвратных отходов на сторону могут формироваться проводки:

  • Дт 10/6 Кт 20, 23 – оприходованы из производства отходы;
  • Дт 62 Кт 91/1 – зафиксирована выручка от продажи возвратных отходов;
  • Дт 91/НДС Кт 68/НДС – начислен налог с выручки;
  • Дт 91/2 Кт 10/6 – списана с/стоимость возвратных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получена оплата;
  • Дт 90/9 Кт 99 – получена прибыль от продажи возвратных отходов.

Собственник может утилизировать отходы, передав их в производство внутри своей организации.
Для этого используется проводка, обратная приведенной выше: Дт 20,23 Кт 10/6 – передача отходов в производство.

В специализированной фирме

Расходы по утилизации здесь относятся к обычным видам деятельности согласно ПБУ 10/99. Расходы признаются в БУ согласно п. 18 указанного документа, в зависимости от того, применяется кассовый метод признания доходов или нет.

Если возвратные отходы приобретены для использования в собственном производстве, применяется счет 10.

  • Дт 10 Кт 60, 76 – оприходовано вторичное сырье от поставщика;
  • Дт 60, 76 Кт 50, 51 – оплата поставщику за вторичное сырье.

Если приобретение было сделано для дальнейшей перепродажи, сырье выступает как товар (41).

Пусть организация использует общую систему НО. Проводки при реализации будут такими:

  • Дт 62 Кт 90/1 – выручка с продажи;
  • Дт 90/НДС Кт 68/НДС – начислен НДС с продажи;
  • Дт 90/2 Кт 41 – списана с/стоимость проданных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получены деньги за реализованное сырье;
  • Дт 90/9 Кт 99 – прибыль от перепродажи сырья.

Нередки случаи, когда фирма заключает с организацией, сетью торговых точек договор безвозмездной передачи отходов, мусора, например, использованной бумажной, деревянной тары в целях переработки своими силами. Условия договора могут предусматривать оплату со стороны контрагентов. В подобных случаях ключевым будет счет 98/2 – «доходы будущих периодов, безвозмездные поступления».

  • Дт 10, 15 Кт 98/2 – безвозмездное поступление ТМЦ, в рыночной (договорной) оценке;
  • Дт 20, 23 Кт 10 – сырье отправлено в переработку;
  • Дт 98/2 Кт 91/1 – внереализационный доход от безвозмездного поступления ТМЦ;
  • Дт 76 Кт 90/1, 91/1 – услуги по переработке, отражена выручка от реализации (работ);
  • Дт 90/НДС, 91/НДС Кт 68/НДС – начисление НДС на услуги по переработке;
  • Дт 50, 51 Кт 76 – оплата услуг переработки;
  • Дт 40, 43 Кт 20, 23 – выпуск готовой продукции, результат утилизации отходов.

Утилизация может оформляться такими первичными документами:

  • акт приема-передачи;
  • накладная на отпуск материалов на сторону;
  • товарная накладная;
  • отчет о переработке;
  • акт выполненных работ;
  • требование-накладная;
  • лимитно-заборная карта.

При утилизации отходов с помощью специализированной фирмы заключается договор (об утилизации, о переработке отходов).

Кстати говоря! При переработке давальческого сырья давалец является собственником образовавшихся отходов. Возвратные отходы либо уменьшают своей стоимостью стоимость исходного, переданного для переработки, сырья, либо снижают стоимость услуг переработчика.

Налоговый учет

Приведенные корреспонденции счетов показывают: операции по утилизации отходов, связанные с их реализацией, переработкой, облагаются НДС. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является всякая реализация, т.е. передача права собственности как возмездного, так и безвозмездного характера (ст. 146-1(1), 39-1 НК РФ). В частности, услуги по переработке отходов приравниваются к выручке от реализации работ. В ситуации, когда давалец безвозмездно передает исполнителю работ возвратные отходы, эта операция признается облагаемой НДС, как и реализация посредством уменьшения стоимости услуг на стоимость отходов. Начисление НДС на эти операции обязательно.

С текущего года операции по утилизации металлолома, макулатуры облагаются НДС (ФЗ-424 от 27/11/18 г.). Налоговым агентом здесь будет не продавец, а покупатель, т.е. сторонняя организация, специализированная фирма-переработчик. Продавец должен иметь статус плательщика НДС, а покупатель – налоговый агент может применять и общий режим, и «упрощенку», и иные спецрежимы – исчислять и перечислять налог в бюджет он все равно обязан. Агентские обязанности возложены и на тех покупателей, кто имеет освобождение от НДС (ст. 145 НК РФ). Продавец будет обязан начислить налог только в том случае, если реализует отходы физлицу или в договоре с покупателем отходов не прописал НДС, будучи его плательщиком.

В целях НУ для включения в расчеты по налогу на прибыль возвратные отходы:

  • оцениваются по рыночным ценам (ценам возможной реализации) при утилизации путем продажи;
  • по заниженной, по сравнению с исходными ТМЦ, цене, если утилизированы передачей в производство.

В последнем случае учитывается, что выход продукции будет занижен, а расход вторичного сырья – выше обычной нормы (по ст. 254-6, 40 НК РФ, письмо №03-03-06/4/49 Минфина от 26/04/10 г. и др).

Для налогоплательщика это прежде всего означает возможность уменьшить затраты по налогу на прибыль на рыночную стоимость вторичных отходов.

Безвозмездное поступление отходов — внереализационный доход. Его надо признать при списании отходов в производство для переработки.

Тезисно

Учет утилизации отходов, как бухгалтерский, так и налоговый, связан с выбором способа утилизации: утилизируются отходы на месте или передаются на сторону. Передача на сторону может иметь возмездный и безвозмездный характер. В БУ для учета применяют стандартные счета и проводки для реализации продукции и передачи ТМЦ в производство.

При безвозмездной передаче на сторону используется счет 98/2. В НУ все операции, связанные с реализацией отходов, в том числе и безвозмездной, облагаются НДС. С этого года НДС облагается также утилизация макулатуры и металлолома. Налоговым агентом выступает не продавец, а покупатель.

В целях учета налога на прибыль отходы и операции с ними оцениваются по правилам ст. 254 НК РФ.

Если старое авто пришло в негодность, то собственник может его утилизировать и получить скидку при покупке новой машины. Для этого ему нужно найти утилизирующую организацию, заключить с ней договор и передать транспортное средство для уничтожения. Если владелец не хочет приобретать новую машину, то получит компенсацию за металлолом. Но иногда автомобилисты встречаются с недобросовестными компаниями, которые не избавляются от авто, из-за чего возникают проблемы с начислением транспортного налога или штрафов от ГИБДД.

Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.

Автомобиль продается в рамках исполнительного производства: платить ли транспортный налог?

В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса - до 3,5 т. согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.

Бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД её не получится.

Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию, а автомобилист покупает новое со скидкой. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:

  • машина находилась в собственности не менее 1 года;
  • возраст автомобиля - более 6 лет, иначе его можно только продать;
  • в транспортном средстве есть все детали для его передвижения, при этом водитель вправе снять магнитолу, навигатор и другую электронику.

После утилизации водитель получит свидетельство и акт, затем собственник передает эти документы и ПТС в автосалон, где ему предлагают скидку на новый автомобиль. Она будет зависеть от марки и типа утилизируемой машины, а также от приобретаемой модели. Более подробно с условиями утилизации и льготами на новое транспортное средство можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров.

Для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об её реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.

Так, если автомобилист предоставит справку об утилизации машины в автосалон "Nissan", то может выбрать скидку 30 000 руб. на новый авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2 % годовых по кредиту. А производители машин "Hyundai", УАЗ предлагают скидку 50 000 руб., KIA - 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину на утилизацию и купит новую.

Включается ли амортизация по автомобилю ИП в профессиональный вычет?

При этом юристы советуют не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.

Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.

Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля

Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.

Так, мужчина обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Он пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил её утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии мужчина выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, истцу пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому он просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.

Собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.

В судебном заседании судья изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ истца составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал истцу. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).

Правила уплаты транспортного налога в 2021 году

В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с мужчины транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал ещё в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.

Просто так снять авто с учета по утилизации нельзя - нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за её продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД.

Судья запросила сведения о регистрации авто. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации онне сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет


Каждое транспортное средство проходит тот период, когда его списание с баланса учреждения неизбежно. Ведь пока автомобиль не снят с учета, он считается объектом транспортного средства. Кроме того, подержанный автомобиль с большим сроком службы влечет за собой существенные финансовые потери для бюджета своего владельца. Если такой автомобиль не представляет особой ценности, то лучшим решением будет его списание и утилизация.

Списание автомобиля с последующей утилизацией может быть произведено по разным причинам:

  1. физический износ транспортного средства;
  2. повреждение (порча) в результате аварии (ДТП);
  3. стихийное бедствие (пожар, наводнение);
  4. прочие обстоятельства, при наступлении которых транспортное средство становится непригодным для дальнейшей эксплуатации, а восстанавливать (ремонтировать) его нецелесообразно.

Порядок списания автомобиля можно разделить на следующие этапы:

  1. принятие комиссией учреждения решения о списании и оформление соответствующих документов;
  2. согласование принятого решения с вышестоящим государственным органом;
  3. отражение списания автомобиля в бюджетном учете;
  4. демонтаж и утилизация автомобиля;
  5. оприходование запчастей и металлолома, оставшихся в распоряжении учреждения после демонтажа автомобиля, и учет средств, полученных от реализации металлолома;
  6. снятие автомобиля с учета;
  7. передача данных о списанном автомобиле в Росимущество.

Остановимся на этих этапах подробнее.

Принятие решения о списании автомобиля

Для принятия решения о списании транспортного средства в учреждении создается постоянно действующая комиссия.

Эта комиссия обладает следующими полномочиями:

  1. комиссия производит внешний осмотр транспортного средства, подлежащего списанию, учитывая данные, которые содержатся в учетно-технической и иной документации;
  2. определяет целесообразность (пригодность) дальнейшего использования транспортного средства, а также возможность использования его отдельных деталей, конструкций и материалов, полученных от утилизации объекта, а также возможность и эффективность его восстановления;
  3. устанавливает основные причины списания транспортного средства, среди которых может быть физический и (или) моральный износ, возможные нарушения условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительный простой транспортного средства, а также другие причины, которые могли привести к необходимости списания имущества;
  4. определяет виновных лиц, деятельность которых могла повлиять на преждевременное списание транспортного средства, а также выносит решение о привлечении к ответственности данных лиц, согласно законодательству РФ;
  5. устанавливает возможность эксплуатации отдельных деталей, конструкций и материалов ликвидируемого транспортного средства и определяет их рыночную стоимость;
  6. осуществляет контроль над снятием деталей, изготовленных из цветных и драгоценных материалов, путем их взвешивания и передачи в пункты хранения;
  7. формирует пакет документов, необходимый для получения разрешения от вышестоящего органа и подготавливает акт о списании транспортного средства.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя учреждения. Возглавляет комиссию председатель, он непосредственно и осуществляет руководство деятельностью комиссии, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии, при возникновении спорных вопросов обеспечивает коллегиальность в их обсуждении. При необходимости, если в учреждении отсутствуют работники, обладающие специальными знаниями, по решению председателя комиссии для участия в заседаниях могут приглашаться эксперты.

Решение о списании транспортного средства принимается только в том случае, если за это проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании, после того, как решение о списании принято, подписывается акт о списании транспортного средства.

Согласно Приказу № 52н от 30.03.2015, списание автомобиля оформляется актом о списании транспортного средства (ф. 0504105), который утверждается руководителем казенного учреждения только после получения соответствующего разрешения.

Обратите внимание: до утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), а также списание имущества в бюджетном учете не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).

Порядок действий необходимый для получения разрешения на списание автомобиля

Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

В соответствии с пп. «д» п. 4 Положения № 834 решение о списании федерального движимого имущества, находящегося у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления, принимается казенными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся указанные учреждения.

Порядок согласования определяется каждым учреждением самостоятельно. Например, учреждения подведомственные Минобрнауки, при списании имущества руководствуются Приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2011 № 1676. Основываясь на этот документ при рассмотрении вопроса согласования решения списания имущества подведомственным учреждением, необходимо представить в Минобрнауки следующие документы на бумажном и электронном носителях:

  1. сопроводительное письмо о согласовании решения о списании транспортного средства;
  2. заключение учреждения о возможности списания транспортного средства;
  3. перечень объектов транспортных средств учреждения, по которым необходимо принять решение о списании;
  4. инвентарные карточки учета транспортных средств, по которым необходимо принять решение о списании;
  5. выписка из реестра федерального имущества по транспортным средствам подлежащим списанию;
  6. копия приказа об утверждении комиссии по подготовке и принятию решений о списании транспортных средств с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения;
  7. копия протокола заседания комиссии учреждения;
  8. акт о списании транспортного средства;
  9. фотография транспортного средства, по которому необходимо принять решение о списании, подписанная и с указанием даты съемки.

При списании автотранспортного средства необходимо представить копии:

  • технического паспорта;
  • свидетельства о регистрации;
  • документа о прохождении последнего технического осмотра;
  • заключения о его техническом состоянии, подтверждающего непригодность дальнейшего использования (в случае отсутствия соответствующего специалиста в штате учреждения — копию заключения, выданную лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности, с приложением копии лицензии).

Документы предоставляются в прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью виде. При рассмотрении Министерство принимает решение о согласовании списания или дает отказ в списании транспортного средства. При принятии положительного решения руководитель подведомственного учреждения в течение 10 дней с момента принятия решения направляет в Минобрнауки утвержденный акт о списании транспортного средства и документы, подтверждающие его утилизацию.

Операции по списанию и утилизации автомобиля в бюджетном учете

Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля будет утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), к нему необходимо приложить копию инвентарной карточки списываемого автомобиля (ф. 0504031).

После того, как утвержденный руководителем оформленный акт принят, бухгалтер делает бухгалтерские записи в разделе «Отметка бухгалтерии о списании» акта. На его основании в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта.

Списанный с баланса автомобиль подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества, либо его демонтажа и (или) утилизации. В соответствии с п. 335 Инструкции № 157н в данном случае учет автомобиля принятого на забалансовый счет подлежит условной оценке «один объект — 1 руб.».

Также необходимо учитывать разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития РФ от 05.10.2016 № Д 28и-2716, при заключении контракта на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей металлолома в собственность утилизирующей организации по предложенной цене.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов — это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены ст. 93 данного закона.

На основании вышеизложенного заказчик не имеет право заключать контракт на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей лома и отходов черных металлов в собственность утилизирующей организации по предложенной цене без проведения торгов.

Снятие автомобиля с государственного учета

Юрлица обязаны снять с учета зарегистрированные за ними в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора транспортные средства, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Снятие транспортного средства с государственного учета по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, производится только после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

При предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства, регистрационное подразделение снимает транспортное средство с государственного учета (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).

В акте о списании в специально отведенном поле ставится дата снятия автомобиля с учета.

Передача сведений об автомобиле в Росимущество

Акт о списании автомобиля оформленный комиссией учреждения утверждается только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До момента утверждения акта мероприятия по утилизации и демонтажу автомобиля не допускаются.

Списанный с баланса учреждения автомобиль необходимо одновременно отражать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Металлолом и запчасти, оставшиеся в распоряжении учреждения от демонтажа списанного автомобиля, необходимо принять к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000), а доходы, полученные от реализации металлолома, перечисляются в доход бюджета.

После того, как автомобиль утилизирован, он снимается с государственного учета и по нему направляются сведения в Росимущество.

Читайте также: