Ндс при ремонте судов

Опубликовано: 03.05.2024

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 августа 2015 г. № Ф06-26552/2015 по делу № А55-25293/2014

Обстоятельства спора:

По результатам камеральной проверки общества вынесено решение о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обществу отказано в возмещении НДС, так как налоговые вычеты применены в нарушение законодательства. Оно привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога; в решении инспекции указана также выплата недоимки и пени. Общество решило оспорить решение налогового органа в судебном порядке.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления (п. 2 ст. 171 НКРФ). Условиями принятия НДС к вычету являются: - наличие первичных документов (счетов – фактур или документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации); - принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, основных средств, оборудования к установке, и нематериальных активов; - дальнейшее использование товаров (работ, услуг), основных средств, оборудования в предпринимательской деятельности.

При прибытии теплохода на территорию таможенного союза заявителем подана въездная декларация на транспортное средство, в которой заявлено о ремонте судна за пределами таможенного союза, в связи с чем, таможенным органом исчислены таможенные пошлины, в том числе НДС. Указанные суммы были уплачены в полном объеме, что подтверждается таможенным приходным ордером.

Потребность в ремонте возникла во время использования теплохода в международной перевозке. Выполненные ремонтные работы относятся к операциям по техническому обслуживанию, текущему ремонту. Они не привели к изменению (улучшению) технических характеристик судна.

Теплоход при ввозе на территорию Таможенного союза имел статус продукта переработки вне таможенной территории, поскольку его ремонт был осуществлен за пределами территории Таможенного союза. Ввезенный грузовой теплоход принят обществом к бухгалтерскому учету и отражается на забалансовом счете "Арендованное имущество".

Указанный теплоход используется обществом в предпринимательской деятельности: осуществляются международные и внутренние перевозки грузов, приобретается ГСМ, необходимые для функционирования водного судна. Таким образом, решение налогового органа должно быть аннулировано./

Инспекция считает, что обществом неправомерно заявлены к вычету суммы НДС, уплаченные на таможне при ввозе на территорию России транспортного средства, которые начислены за ремонт, произведенный сторонней компанией (субарендатором).

Статьей 79 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации плательщиками таможенных пошлин и НДС являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Декларантом должна была являться иностранная компания, у которой в субаренде находится транспортное средство. Следовательно, общество не должно было уплачивать НДС и заявление этих сумм к вычету неправомерно.

Позиция суда:

Судами установлено, что теплоход использовался обществом на основании бербоут-чартерного договора (договор фрахтования судна без экипажа). По такому договору судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Фрахтователь же уполномочен распоряжаться судном в течение срока действия чартера по своему усмотрению на правах владельца. Он принимает на себя всю ответственность и издержки по совместному предприятию, в том числе и на ремонт.

В период действия договора между обществом (судовладельцем) и сторонней компанией (фрахтователем), на аренду теплохода судно вывезено за пределы таможенной территории Таможенного союза для завершения международной перевозки грузов, в связи с чем оформлена процедура "временного вывоза".

В период нахождения судна за пределами Таможенного союза заключен контракт с иностранной фирмой (исполнителем) на ремонт судна. В подтверждение этого представлены ведомости ремонта, акт выполненных работ, чеки на оплату по контракту.

В ходе судебного разбирательства служители фемиды установили следующие факты: - спорное судно при ввозе на территорию Таможенного союза имело статус основного средства «переработка вне таможенной территории», поскольку его ремонт был осуществлен за пределами территории Таможенного союза; - сумма НДС со стоимости ремонтных работ уплачена обществом, что подтверждается таможенным приходным ордером, а ввезенный грузовой теплоход принят обществом к бухгалтерскому учету; - ремонтные работы были выполнены за счет иностранной компании, поэтому их результат не может быть принят к учету обществом, поскольку общество не является стороной договора на выполнение ремонтных работ и у него отсутствуют документы, необходимые для принятия ремонтных работ к учету; - общество является плательщиком НДС, и использует теплоход в деятельности, признаваемой объектам налогообложения НДС, а именно, осуществляет перевозки грузов по территории Российской Федерации и за ее пределами.

С учетом изложенного, суды, установив, что ввоз основного средства был произведен по таможенной процедуре "переработка вне таможенной территории", то у налогового органа не имелось оснований для отказа налогоплательщику в применении налогового вычета и отказа в возмещении из бюджета.

НДС при ремонте военных судов

В соответствии с пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ обложению НДС не подлежит реализация на территории РФ работ (услуг) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (всех видов портовых сборов, услуг судов портового флота). При этом в Налоговом кодексе уточнено, что к услугам также относятся услуги по ремонту судов. Может ли ремонтный завод воспользоваться данной льготой при оказании услуг по ремонту военных судов?

Разбираемся с терминологией

Ключевым моментом, при соблюдении которого налогоплательщик может воспользоваться льготой по НДС, является факт выполнения (оказания) работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию судов во время стоянки судна в порту. Другими словами, льгота применяется при условии оказания услуг по ремонту в пределах территории порта и во время стоянки судна.

Разберемся, что следует понимать под стоянкой в порту. Поскольку в Налоговом кодексе понятия стоянки и порта не приведены, следует использовать их в том значении, в котором они применяются в других отраслях законодательства. Так, чиновники и судьи считают возможным ориентироваться на понятие морского порта, представленного в Кодексе торгового мореплавания, который регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Правила этого кодекса как раз распространяются на те виды судов, о которых идет речь в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ (морские суда, суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания).

Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры*(1), расположенных на специально отведенной территории и акватории, которые предназначены:

- для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания;

- для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота;

- для обслуживания пассажиров;

- для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки;

- для оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг и взаимодействия с другими видами транспорта. Так, к иным услугам отнесены услуги по организации перегрузки грузов с судна на судно.

Стоянка судов в морских портах - строго регламентированная процедура, прописанная в Общих правилах плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 N 140. Например, стоянка судов у причальных устройств (причалов) осуществляется в соответствии с графиком расстановки судов в морском порту, утверждаемым капитаном морского порта (п. 92 указанных правил). Длительная стоянка судов в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузо-разгрузочных операций или оказания судну услуг по его обслуживанию, осуществляется с разрешения капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту на основании заявки судовладельца или капитана судна.

На этом этапе поисков становится актуальным понятие "обслуживание судов". В приведенных документов оно отсутствует. Если заглянуть в Положение о технической эксплуатации судов рыбной промышленности, утвержденное Приказом Госкомрыболовства РФ от 05.05.1999 N 107, можно узнать, что техническое обслуживание судов, а также ремонт судов - это функциональные элементы технической эксплуатации судов. Техническое обслуживание судов включает в себя комплекс работ по поддержанию судов в исправном техническом состоянии, осуществляемый судовым экипажем, базами технического обслуживания судовладельца (БТО, СРЗ, мастерскими), а также судоремонтными предприятиями (СРП). Под ремонтом судов понимается комплекс работ по восстановлению уровня работоспособности судов, обеспечивающего возможность их эксплуатации в межремонтные периоды, выполняемый СРП различных отраслей и форм собственности. Аналогичные "выкладки" приведены в РД 31.20.01-97 "Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство", утвержденных Распоряжением Минтранса РФ 08.04.1997 N МФ-34/672. Здесь указано, что техническим обслуживанием морских судов являются поддержание в эксплуатации судна, судовых технических средств, корпусных конструкций и систем (СТСиК) в исправном техническом состоянии и соблюдение установленных технико-эксплуатационных показателей, ремонтом - восстановление исправного технического состояния судна, СТСиК и установленных технико-эксплуатационных показателей. Таким образом, обслуживание судов и их ремонт - это разные составляющие технической эксплуатации судов.

Кстати, в ОК 034-2007 (КПЕС 2002) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности"*(2) к услугам по обслуживанию морских судов и судов внутреннего водного транспорта в период стоянки в портах отнесены агентское, снабженческое (шипчандлерское), обследовательское (сюрвейерское) обслуживание (коды ОКПО 63.22.16.111, 63.22.16.112).

Получается, что целью стоянки судна в порту может быть обслуживание судна, но не его ремонт. В связи с этим считаем вполне логичными утверждения Минфина о том, что льготу по НДС можно применять при оказании услуг на территориях портов по ремонту судов, входящих в порты не специально для ремонта, а в целях обслуживания судов, перевозки пассажиров, осуществления операций с грузами (Письмо от 30.12.2009 N 03-07-11/338). Представленные выкладки позволяют понять и утверждение Президиума ВАС о том, что ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах (Постановление от 25.09.2007 N 4566/07).

То же самое касается целевого планового ремонта находящегося в порту судна (Постановление от 01.09.2009 N 4050/09). Прибытие судна в порт непосредственно для ремонта является основанием для отказа в применении льготы (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А51-10265/2012, оставленное без изменения Постановлением ФАС ДВО от 20.06.2013 N Ф03-2294/2013).

Вывод. Льгота по НДС не может применяться, если:

- ремонт являлся плановым (судно заходит в порт для ремонта, ремонт является заранее запланированным и не носит характера непредвиденных работ);

- ремонт осуществлен в специализированных условиях (в доках, на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов);

- на время ремонта судно выведено из эксплуатации.

Ремонт военных судов

Приведенная интерпретация пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ основана на понятиях, приведенных в законах и правилах, регулирующих деятельность в морских портах судов торгового и рыбного флота. Что касается военных кораблей РФ, Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" предусмотрен их заход в военно-морскую базу или пункт базирования военных кораблей. Если военно-морская база или пункт базирования военных кораблей имеет смежную с морским портом акваторию, порядок захода в морской порт и выхода из морского порта всех судов устанавливается старшим морским начальником по согласованию с капитаном морского порта, должностным лицом по пограничной службе и должностным лицом таможенного органа.

В связи с этим для решения вопроса о том, можно ли применять льготу по НДС, в первую очередь необходимо выяснить, в каком месте находился корабль во время ремонта. Если окажется, что это военно-морская база или пункт базирования военных кораблей, то ни о каком освобождении речи быть не может. Подтверждает это и арбитражная практика.

Именно с такими обстоятельствами столкнулся Арбитражный суд Приморского края в деле N А51-7023/2013. Оказалось, что во время проведения ремонта военные корабли находились не на стоянке в морских портах, а в пункте своего постоянного базирования - на территории соответствующих войсковых частей. Получается, что во время проведения ремонтных работ корабли не находились на стоянке в порту в значении, определенном соответствующим законодательством, а возвращались на территорию своей воинской части в место постоянного базирования, то есть не соблюдалось основополагающее условие для применения льготы по НДС - нахождение судна во время ремонта на стоянке в порту. Кроме того, ремонт носил целевой и плановый характер. В итоге судом был сделан вывод: ремонтный завод является специализированным участником рынка, а ремонт, производимый им на военных кораблях, не может приравниваться к ремонту, освобождаемому от уплаты НДС (Решение от 05.06.2013, оставленное без изменения постановлениями Пятого арбитражного суда апелляционной инстанции от 02.09.2013 по тому же делу и ФАС ДВО от 26.12.2013 N Ф03-6174/2013).

К таким же выводам Пятый арбитражный апелляционный суд пришел в деле N А51-12764/2012: положения пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ о льготном обложении НДС ремонтных работ в отношении судов во время их стоянки в порту относятся только к судам торгового и рыбного флота в период их стоянки в порту у причальной стенки в пределах времени, установленного графиком стоянки для погрузоразгрузочных операций или обслуживания судна (в том числе краткосрочного ремонта), но не относятся к военным кораблям, находящимся в месте своего постоянного базирования (Постановление от 17.12.2012, оставленное в данной части без изменения Постановлением ФАС ДВО от 20.03.2013 N Ф03-665/2013). ВАС согласился с тем, что ремонтным заводом не было соблюдено одно из условий для применения льготы - нахождение судна во время ремонта на стоянке в порту, поэтому указанное дело не было передано в Президиум ВАС (Определение от 10.07.2013 N ВАС-8627/13). Точно такая же "судьба" постигла дело N А51-14519/2012, которое рассмотрено теми же судами (постановление апелляционной инстанции датировано тоже 17.12.2012, оно оставлено без изменения Постановлением ФАС ДВО от 27.03.2013 N Ф03-647/2013). В передаче данного дела в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 25.07.2013 N ВАС-9055/13.

Обратим внимание на еще одно дело - дело N А51-19943/2011 Амурского суда Приморского края, по которому было принято Решение от 20.02.2013. Судом были учтены специфика военных судов, плановость проведения ремонта, цель захода военных судов в порт. В итоге был сделан вывод о том, что произведенные обществом ремонтные работы не относятся к работам, осуществляемым с целью устранения возникших неполадок, производимым на судне в период его захода в порт с целью загрузки, выгрузки, заправки или еще каких-либо работ по обслуживанию судов, выполнение которых освобождается от обложения НДС.

Вывод. Осуществление ремонта военных судов во время их нахождения в пунктах постоянного базирования военных кораблей РФ, расположенных на территории морского порта, не может быть приравнено к оказанию услуг по ремонту судов в период их стоянки в портах. Поэтому льгота по НДС не применяется.

Льгота по НДС при ремонте судов может быть применена только в том случае, если ремонт осуществлен во время стоянки судна в порту. Это означает, что целью захода судна в порт не должен являться непосредственно ремонт. В отношении военных кораблей ситуация усложняется тем, что осуществление ремонта судов во время их нахождения в пунктах базирования или на военно-морской базе вообще не может рассматриваться как стоянка судна в порту в том значении, которое используется для целей налогообложения. Следовательно, в данном случае освобождение от НДС операций по оказанию услуг ремонта невозможно.

редактор журнала "Промышленность:

бухгалтерский учет и налогообложение"

"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2014 г.

*(1) Что следует понимать под объектами инфраструктуры морского порта, указано в Федеральном законе от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

*(2) Принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Минпромторг дорабатывает законопроект, вводящий нулевой НДС для всех видов судоремонта. Сейчас такую льготу имеют лишь мелкие предприятия, ведущие техническое обслуживание и незначительный ремонт судов в портах. А судоремонтные верфи оказались в кризисном положении и потеряли конкурентоспособность. Эксперты отмечают, что обнуление НДС — давно назревший вопрос и необходимый элемент господдержки отрасли. Но, по данным “Ъ”, против выступил Минфин, который считает, что выпадающие доходы федерального бюджета не будут компенсированы и возникнет прецедент для других налогоплательщиков.

Минпромторг дорабатывает законопроект, обнуляющий НДС на все виды судоремонта с привлечением «Центра технологии судостроения и судоремонта», ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и других институтов развития отрасли и судоремонтных организаций, сообщили “Ъ” в министерстве. Новая версия будет повторно направлена на согласование и по итогам внесена в правительство.

Он предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс для исключения неоднозначной трактовки действующей редакции в отношении освобождения от НДС услуг по ремонту, модернизации, реконструкции и техническому обслуживанию судов, которая, по мнению Минпромторга, привела к кризису судоремонтных предприятий.

Как отмечается в пояснительной записке, действовавшая до 2002 года редакция НК РФ позволяла без обложения НДС проводить разные виды ремонта судов под российским флагом в РФ. Потом президиум Высшего арбитражного суда постановил, что нахождение предприятия на территории порта не может быть безусловным основанием для получения нулевого НДС, а ремонт судна в доках и судоверфях не равнозначен ремонту по обслуживанию судов во время стоянки в портах. В связи с этим с операций по заводскому обслуживанию и плановому ремонту предприятие обязано платить НДС.

В результате, объясняется в документе, льгота стала применяться только при техобслуживании и незначительном ремонте судов в порту. Эти работы по демпинговым ценам выполняют мелкие фирмы, не несущие соцобязательства и нагрузку по содержанию основных фондов. Верфям массово доначислили НДС за прошлые периоды: более 2,3 млрд руб. за 2005–2007 годы. Отечественные верфи потеряли конкурентоспособность, российский флот, задействованный в международном судоходстве, предпочел зарубежные верфи.

Выпадающие доходы бюджета от НДС на конец 2021 года превысят 4,4 млрд руб., 2024-го — более 6,3 млрд руб., но будут компенсированы за счет роста привлекательности отрасли, поступлений от налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов.

Почему добывающие компании были обеспокоены ужесточением правил ремонта судов

По данным “Ъ”, законопроект согласовал Минсельхоз без замечаний. Минтранс счел необходимым его доработать по ряду формулировок. Минфин, по его отзыву от 10 июля (есть у “Ъ”), не поддержал предложения Минпромторга, полагая, что возмещение НДС будет являться субсидированием налогоплательщиков, осуществляющих такие операции. Поступления от НДС, налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов зачисляются в бюджеты разных уровней, напоминают в Минфине, добавляя, что ожидаемый прирост не компенсирует выпадающие доходы федерального бюджета. Кроме того, принятие закона создаст прецедент для других налогоплательщиков, занимающихся ремонтом прочей техники, в том числе авиа- и автотранспорта. В Минпромторге “Ъ” пояснили, что замечания Минфина будут оформлены в таблице разногласий. В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) “Ъ” сообщили, что обнуление НДС позволит при сохранении бюджетных лимитов заказчиков провести больший объем работ по ремонту и модернизации флота. В других компаниях тему не комментировали.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что установление нулевой ставки НДС для всех видов ремонта судов — давно назревший вопрос. Но этого решения может быть недостаточно для развития судоремонтной отрасли, полагает эксперт: сейчас стоимость ремонтных работ на российских верфях как минимум в 1,5 раза выше, чем, например, в Китае. Без дополнительной поддержки доля российских компаний на рынке ремонта работающего в РФ коммерческого флота не превысит 20%, уверен эксперт.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
На фото Алексей Борисов, юрист Юридической компании "Юков, Хренов и Партнеры"

На заседании Президиума ВАС РФ 1 сентября 2009 года было рассмотрено дело по применению льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения судоремонтными заводами услуг по ремонту, оказываемых в порту.

По результатам рассмотрения дела судом были отменены судебные акты апелляционной и кассационной инстанции, а решение суда первой инстанции оставлено без изменений. Президиум посчитал применение льготы по НДС Дальневосточным заводом «Звезда» необоснованным.Ранее по схожему делу Президиум ВАС РФ уже принимал Постановление, также не в пользу судоремонтного завода.

Позиция Президиума ВАС РФ, по сути, сводилась к следующим моментам: «Не может толковаться как проведение работ по обслуживанию судна ремонт судна, пребывшего на предприятие с целью осуществления ремонта в специализированных доках и на судоверфях, с выводом его из эксплуатации».

Такой вывод ВАС РФ сделал, исходя из толкования понятия стоянки судна и обслуживания в порту. По мнению Президиума, только ремонтные работы, проводимые во время нахождения судна в акватории порта при условии, что судно вошло в порт не с целью ремонта (не выведено из эксплуатации), освобождаются от налогообложения НДС в силу пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Но только при одном взгляде на данную норму, неоднозначность толкования становится видна. Так, согласно диспозиции нормы освобождаются от налогообложения НДС услуги, включая ремонтные, по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах. Если исходить из буквального толкования нормы, то льготированию подлежат любые услуги по ремонту при соблюдении следующих условий:

· услуга оказана в границах порта;

· в период проведения работ судно не выводилось из эксплуатации.

Что касается границ порта, то здесь все ясно: согласно ФЗ «О морских портах в РФ», пределами границ порта является его акватория и территория. При этом сами по себе специализированные судоверфи и доки судоремонтных заводов, являясь объектами инфраструктуры порта, входят в его границы - территория порта. В соответствии со словарем морских терминов временем стоянки судна в порту следует считать временной интервал между входом и выходом судна из порта. При таких обстоятельствах, можно смело утверждать, что законодатель, ограничивая круг субъектов имеющих право на применение льготы по НДС, исключил из их числа лиц, оказывающих услуги вне портов.

Намного сложнее обстоит ситуация с толкованием термина обслуживание в период стоянки. К примеру, если следовать прямой логике, то, исходя из системного толкования ст.ст. 11, 149 НК РФ под обслуживанием для целей налогообложения понимаются в том числе и ремонтные работы. Какие-либо ограничения по виду ремонтных работ в норме отсутствуют. Следовательно, можно сделать вывод о том, что льготированию подлежат любые услуги по ремонту при условии, что они были оказаны в границах порта. На аналогичную мысль наталкивает и предыдущая редакция данной нормы, согласно которой освобождались от налогообложения НДС ремонтные работы вне зависимости от места оказания услуги. При внесении изменений в данную норму, исходя из пояснительной записки к проекту ФЗ, которым такие изменения были внесены, следует, что законодатель, принимая норму в новой редакции, хотел исключительно ограничить круг лиц, применяющих льготу, по территориальному признаку – в порту или не в порту. Никакой речи о видах работ никогда не шло. До Постановлений Президиума ВАС РФ по данному вопросу судебная практика шла по однозначному пути – судоремонтные заводы имеют право на применение льготы вне зависимости от вида работ при условии, что такие работы оказаны в границах порта. Аналогичной позиции придерживается Минфин, а также ФНС РФ.

Несмотря на это, Президиум ВАС посчитал, что законодатель связал применение льготы помимо места оказания услуги, также и с характером ремонтных работ, приравняв ремонтные работы к обслуживанию. По мнению Президиума ВАС РФ, ремонт на судоремонтных заводах, а точнее в их доках (судоверфях), не равнозначен ремонту, сравнимому с обслуживанием. К таким работам относятся работы, осуществляемые у причальной стенки, т.е. в акватории порта, при условии, что судно зашло в порт не с целью ремонта.

Подобная логика Президиума не может иметь однозначной оценки. По моему мнению, Президиум ВАС РФ, делая такой вывод, не учел ряда моментов, ставящих заводы на грань банкротства, оставив без возможности применения льготы.

Так, судом не принято во внимание, что предоставление льготы является исключительной санкцией государства. Только законодатель решает, кому дать льготу, а кому нет. Основной целью любой льготы является стимулирование. В данном случае, целью льготы являлось стимулирование деятельности судоремонтных заводов, обеспечивающее возможность конкурирования с иностранными заводами, оказывающими аналогичные услуги. На практике же правовая позиция Президиума исключила возможность применения льготы заводами в части всех услуг заводов (исключая малую толику). И это при том, что 70% услуг, которые оказывают заводы, приходится на гособоронзаказы. Контракты по госооборонзаказам заключаются государством с заводами без НДС, принимая во внимание предоставленную льготу.

После принятия первого Постановления Президиумом по данному вопросу (2007 год) судоремонтным заводам в результате пересчета налоговой базы по НДС было доначислено более 1 млрд. руб., что является колоссальной суммой для заводов и так находящихся далеко не в лучшем состоянии. До настоящего времени с момента принятия первого Постановления большинство заводов в принципе отказались от применения льготы, по большому счету, выведя из оборота 18% (налог с оборотов, постоянно находящийся в бюджете).

Я считаю, что действительно, исходя из понятия обслуживания, даже принимая во внимание тот факт, что с точки зрения НДС ремонтные работы равнозначны обслуживанию, характер работ играет роль при применении льготы. Думаю, что критерием, разграничивающим ремонтные работы равнозначные обслуживанию от иных ремонтных работ, выступает факт вывода судна из эксплуатации.

На такой вывод наталкивает, по большому счету, цель захода судна в порт, т.к. судно, находясь в порту и являясь транспортным средством, в период стоянки в порту в принципе по назначению не используется. Фактологическое значения при толковании понятия обслуживания с точки зрения ремонта имеет фактическая возможность судна к эксплуатации. Любые ремонтные работы при условии, что судно находится в состоянии, пригодном для эксплуатации, является обслуживанием судна. Также как и разгрузка (погрузка) судна в порту, являясь целью захода в порт, проведение ремонтных работ также является обслуживанием. К примеру, целью захода судна в порт зачастую является необходимость прохождения классификационного освидетельствования. Учитывая систематические износы и поломки частей судна в период его эксплуатации, прохождение классификационного освидетельствования всегда связано с проведением ремонтных работ. Такие работы равнозначны техническому обслуживанию по аналогии с ТО для автотранспортных средств. Ни у кого ведь не вызывает сомнения, что ремонтные работы, проводимые в ходе ТО, являются техническим обслуживанием.

Почему-то, по мнению Президиума ВАС РФ, ремонтные работы судна, проводимые при прохождении классификационного обслуживания, не равнозначны обслуживанию судна в порту. Это при том при всем, что военные суда в ходе проведения подобных ремонтных работ находятся на боевом дежурстве в соответствующей степени боевой готовности. А ведь именно такие ремонтные работы рассматривались судом на заседании 1 сентября 2009 года.

Подобное толкование нормы не отвечает целям законодателя, смыслу нормы, а также существующей экономической обстановке в стране в условиях кризиса, когда все действия государства должны быть направлены на поддержание государственных предприятий, каковыми и являются все судоремонтные заводы нашей страны.

Если брать во внимание европейские страны, то в подавляющем большинстве из них НДС не облагаются (либо ставка 0%) любые ремонтные работы вне зависимости от их вида при условии, что они оказаны в границах порта. В ряде стран существует ограничение лишь по длине судна – льгота не предоставляется при проведении ремонтных работ на малогабаритных судах.

Подобная хладнокровность суда к ситуации в судостроительной отрасли при толковании нормы, как мы видим достаточно не однозначном, вызывает только удивление, а ведь это отрасль с оборотами в 150 млрд. руб., обеспечивающая многие тысячи рабочих мест.

Последней надеждой заводов на благоприятный исход этой ситуации является Конституционный суд. Может быть, его члены прислушаются к мнению отрасли.

Ряд изменений, которые в ч. 2 НК РФ внес Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ, связаны с правилами восстановления НДС. Их нужно будет учитывать уже с 1 января, но для этого придется разобраться с учетной политикой.

С 1 января 2020 года будет расширен список случаев, когда нужно восстанавливать НДС. В частности, в этот список попадают правопреемники, которые получают от реорганизованной компании товары, работы или услуги (ТРУ). Кроме того, прояснились правила восстановления НДС при реорганизации. Соответствующие поправки внесены в ст. 170 НК РФ.

Восстановление НДС при реорганизации

Если правопреемник работает на общем режиме и получает при реорганизации ТРУ, которые ранее реорганизованная компания учла в вычетах по НДС, то восстанавливать ничего не нужно.

Если организация-правопреемник получила от реорганизованной компании ТРУ и будет эти ТРУ использовать либо в другой деятельности, которая не подпадает под налогообложение, или в другой деятельности, которая не подлежит обложению НДС, тогда ей в обязательном порядке нужно восстановить не свой НДС, который был заявлен к вычету, а НДС реорганизованной компании (п. 3.1 ст. 170 НК РФ).

Поэтому при реорганизации правопреемник в первую очередь должен разобраться, был ли заявлен вычет реорганизованной компанией, а также куда будут направляться ТРУ, в какую деятельность — облагаемую или не облагаемую НДС.

Согласно изменениям, восстановление сумм налога правопреемником производится на основании счетов-фактур, выставленных такой организации и прилагаемых к передаточному акту или разделительному балансу, исходя из стоимости указанных в них переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а в отношении переданных основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.


Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН.

Если счетов-фактур нет, то восстановление сумм налога производится правопреемником на основании бухгалтерской справки-расчета с применением налоговых ставок, действовавших на момент приобретения ТРУ, имущественных прав, основных средств указанной организацией, к стоимости ТРУ, имущественных прав, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, указанной в передаточном акте или разделительном балансе.

Восстановление НДС при переходе на ЕНВД

Изменения, которые вступят в силу уже с 1 января 2020 года, позволят компаниям и ИП сократить восстанавливаемые суммы НДС. Но для этого им нужно будет внимательно вести раздельный учет.

Так, налогоплательщики, которые после перехода на ЕНВД продолжат платить НДС (по иным видам деятельности), могут восстановить НДС только после того, как начнут использовать соответствующие ТРУ, основные средства или нематериальные активы в деятельности, переведенной на ЕНВД.

Согласно новой редакции пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, налог в таком случае восстанавливается в том периоде, когда налогоплательщик стал использовать эти объекты указанным образом.

Как изменения коснутся учетной политики

Изменения затронут раздельный учет как облагаемых, так и необлагаемых НДС операций. Поэтому важно посмотреть, что прописано именно у вас, есть ли у вас раздельный учет.

Если вы будете правопреемником или той организацией, которая совмещает «вмененку» с общим режимом налогообложения, то раздельный учет должен быть в обязательном порядке. И его нужно прописать в учетной политике. Важно определить, что такое не облагаемые НДС операции, как считается пропорция по распределению входного НДС и как вести раздельный учет.

Благодаря раздельному учету можно будет определить, в какой именно момент лучше отнести объект в деятельность, облагаемую ЕНВД, чтобы без проблем восстановить НДС в наиболее подходящем периоде.

Изменения по НДС для экспорта и новый перечень документов для подтверждения нулевой ставки

Эти изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 года. Они затронут тех, кто заявляет нулевую ставку и занимается экспортом. Согласно изменениям, меняется перечень документов, которым нужно подтвердить эту нулевую ставку.

При международном почтовом отправлении или для экспресс-грузов в перечень документов добавляется реестр таможенной декларации. Он ведется в электронном виде. В пакет документов, которые собираются для подтверждения нулевой ставки, этот реестр нужно будет включать обязательно. Без него пакет документов будет неполным, и налоговики могут спокойно отказать в применении нулевой ставки.

Подробнее об изменениях рассказывает Елена Строкова, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса, эксперт-консультант по налогам и бухгалтерскому учету:

Уточнение порядка принятия к вычету НДС по нематериальным активам

Изменения будут действовать с 1 января 2020 года. Нужно обратить внимание на новые редакции п. 6 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.

В случае создания нематериальных активов вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении ТРУ, имущественных прав либо фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию РФ для создания таких нематериальных активов, можно принять после принятия на учет соответствующих ТРУ, имущественных прав.


Записывайтесь на вебинары и онлайн-курсы по бухгалтерскому и налоговому учету, чтобы быть в курсе важных изменений.

Новые льготы по НДС для гражданской авиации в 2020 году

Поправки в гл. 21 НК РФ, которые внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 324-ФЗ, расширили льготы по НДС. Они начинают действовать с 1 января 2020 года.

Так, нулевая ставка НДС установлена на ввоз в Россию гражданских воздушных судов, подлежащих регистрации в Госреестре гражданских воздушных судов РФ, и авиадвигателей, запчастей и комплектующих, используемых для строительства, ремонта и модернизации на территории России гражданских воздушных судов (ст. 150 НК РФ).

Также освобождены от НДС ряд операций, связанных с гражданской авиацией:

  • по реализации гражданских воздушных судов, зарегистрированных в Госреестре гражданских воздушных судов РФ;
  • по передаче в аренду или лизинг гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Госреестре гражданских воздушных судов РФ;
  • по реализации авиадвигателей, запчастей и комплектующих, используемых для строительства, ремонта и модернизации в России гражданских воздушных судов.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: