Сумма ндс относимая на вычеты в соответствии с пунктом 9 статьи 243 налогового кодекса рк

Опубликовано: 11.05.2024

Елизавета Кобрина

Налоговые вычеты по НДС

Что такое «НДС к вычету»

Общую сумму НДС, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджет, можно уменьшить на налоговые вычеты. В ст. 171 НК РФ есть полный и закрытый список операций, по которым НДС можно принять к вычету. Льгота действует в следующих случаях:

  1. Уплачен НДС по товарам, работам, услугам, имущественным правам (далее — ТРУ), которые планируется перепродать или использовать в деятельности, облагаемой НДС.
  2. Исчислен и уплачен НДС при импорте ТРУ в РФ или при выполнении обязательств налогового агента.
  3. Выполнены строительно-монтажные работы для собственных нужд.
  4. Подрядчики предъявили НДС при проведении сборки-разборки, монтажа-демонтажа, капстроительства или ликвидации основных средств.
  5. Получен или выдан аванс в счет будущей оплаты.
  6. После реализации изменилась цена или количество отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, имущественных прав.
  7. Товары возвращены продавцу или проведен обратный выкуп.
  8. Получен вклад в уставный капитал в виде имущества, имущественных прав или нематериальных активов.
  9. НДС уплачен по командировочным расходам.
  10. НДС компенсирован по системе tax free.
  11. Иностранная организация выставила НДС за покупку электронных услуг.

Кто может применять вычеты по НДС

Воспользоваться вычетом могут только плательщики НДС — то есть организации и предприниматели на ОСНО или ЕСХН.

Остальные спецрежимы освобождены от уплаты НДС, поэтому на них нельзя принимать налог к вычету. Вместо этого суммы налога включают в стоимость приобретенных товаров или отдельно учитывают в расходах.

Для принятия НДС к вычету нужно соблюдать все условия из ст. 171 НК РФ. Если этого не делать, налоговая при проверке может лишить права на вычет и доначислить входной налог. В общем случае НДС можно принять к вычету, если одновременно выполнены четыре условия:

  • НДС предъявлен поставщиком;
  • приобретенные ТРУ будут перепроданы, использованы в облагаемых НДС операциях или в экспорте;
  • приобретенные ТРУ приняты к учету;
  • поставщик предъявил корректно оформленный счёт-фактуру или УПД.

Фактически платить НДС поставщику, чтобы получить право на вычет, не обязательно. Но есть исключения, например НДС со стоимости импортных товаров можно принять к вычету только после уплаты налога на таможне.

Рассмотрим условия подробнее.

Условие 1. НДС предъявлен поставщиком

Дополнительно к цене реализованных ТРУ поставщик должен предъявить к оплате НДС. Сумма налога отражается в договоре, счете и первичных документах на реализацию.

Когда поставщик не выделил НДС в документах, его нельзя самостоятельно исчислять и принимать к вычету. Такое бывает, например, при работе с контрагентами на УСН или зарубежными продавцами.

Но если покупатель выполняет обязанности налогового агента, он должен самостоятельно исчислить и заплатить НДС в бюджет.

Условие 2. Приобретенные ТРУ будут перепроданы, использованы в облагаемых НДС операциях или в экспорте

Нельзя заявлять вычет по ТРУ, которые используют в необлагаемых НДС операциях. В таком случае входной налог включают в стоимость приобретенных ТРУ.

Вычет можно использовать, только если входной НДС уплачен по объекту, который участвует в налогооблагаемых операциях или экспортных работах и услугах (искл. ст. 149 НК РФ).

Если изначально вы покупали товары для использования в необлагаемых операциях, но потом решили перепродать или использовать в облагаемой деятельности, НДС можно будет принять к вычету. И наоборот, при покупке товаров для использования в облагаемых налогом операциях и фактическом использовании в необлагаемых, принятый к вычету НДС нужно восстановить.

Если в течение отчетного квартала у вас были и облагаемые, и необлагаемые НДС операции, начните вести раздельный учет. Часть налога по облагаемым операциям принимайте к вычету, а остальной входной НДС включайте в стоимость покупок.

Условие 3. Приобретенные ТРУ приняты к учету

Приобретенные ТРУ нужно оприходовать по правилам бухгалтерского учета, только тогда входной НДС можно принять к вычету. Оприходование надо подтвердить документально — правильно оформленной первичкой.

Оприходованными можно считать ТРУ, стоимость которых отражена на счетах бухучета. Например, товары для перепродажи должны быть отражены на счете 41, работы и услуги — на счетах 20, 44 и пр.

Также оформите первичку на принятые к учету ТРУ. Это могут быть типовые документы или самостоятельно разработанные формы: товарные накладные, приходные ордера, акты, товарно-транспортные накладные и т.п.

Условие 4. Поставщик предъявил корректно оформленный счёт-фактуру или УПД

От поставщика надо получить счет-фактуру или универсальный передаточный документ (УПД). Если счетов-фактур нет, они оформлены с нарушениями или не отражены в декларации по НДС — входной налог к вычету не принимайте (ст. 172 НК РФ, письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20/3/96).

Счет-фактура или УПД требуются не всегда (п. 2.1, 3, 6–8 ст. 171 НК, письмо Минфина от 16.09.2019 № 03-07-14/71091). Это не нужно при импорте товаров, получении вклада в УК, компенсации НДС иностранцу, покупке электронных услуг у иностранных компаний. В таких случаях счета-фактуры можно заменить другими документами. Например, по имуществу в счет вклада в уставный капитал это могут быть акты ОС-1, ОС-1а и др. Для этого в документах также нужно указать сумму восстановленного участником НДС.

Дополнительные условия

Чтобы принять к вычету НДС по некоторым операциям, нужно выполнить дополнительные условия. Например, для вычета НДС, который вы должны заплатить самостоятельно, налог обязательно нужно перечислить в бюджет. Для вычета НДС по имуществу в счет вклада в УК участник должен восстановить налог в бюджет.

Также по некоторым операциям установлены особые условия принятия налога к вычету, а все четыре, перечисленные выше, не действуют. Например, для вычета НДС по выданному авансу у покупателя нужен счет-фактура от продавца, договор с условием об авансе и платежный документ на его уплату. Чтобы продавец мог принять к вычету НДС по полученному авансу, он должен отгрузить товар или вернуть аванс покупателю.

Когда можно предъявить вычет по НДС

Предъявить вычет можно в том квартале, в которым выполнены все обязательные условия.
Пример. ООО «Алгоритм» приобрело товары для перепродажи и оприходовало их 1 июля (3 квартал). При этом поставщик выдал счет-фактуру с выделенной суммой НДС еще 30 июня (2 квартал). ООО «Алгоритм» выполнило последнее условие (приняло товары к учету) только в 3 квартале, поэтому заявить вычет организация может не раньше, чем в декларации за 3 квартал.

Если бы организация оприходовала товары 30 июня, а получила счет-фактуру 24 июля, то могла бы воспользоваться вычетом еще во 2 квартале. Тут есть важное условие: счет-фактура должен быть получен до 25 числа следующего за кварталом месяца, то есть до срока подачи декларации.

Вычет по НДС за прошлые периоды можно заявить в течение трех лет с момента оприходования. При возврате аванса или товаров вычет можно заявлять в течение года, трехлетний период в этом случае не действует.

Расчет НДС к вычету

Чтобы рассчитать НДС к вычету, сложите весь НДС по вашим операциям, перечисленным в ст. 171 НК РФ. При этом помните, что для предъявления вычета должны быть выполнены все условия, проверьте это перед включением налога по операции в расчет.

Налоговая проверяет весь заявленный к вычету НДС на соответствие условиям, а еще один критерий — его размер. У инспекторов есть свои нормативы вычетов. Если ваш окажется больше, налоговики могут потребовать пояснений или прийти с проверкой.

Точных данных о том, как ФНС считает «Безопасный вычет» нет. Обычно применяется один из двух способов:

  • Способ 1. ИФНС считает долю по данным деклараций за год и сравнивает с пороговым значением 89 процентов.
  • Способ 2. ИФНС считает долю по данным деклараций за квартал и сравнивает ее со средней долей вычетов по регионам.

Свою долю вычетов считайте по формуле:

Доля вычетов = Все вычеты (стр. 190 разд. 3) / Начисленный НДС (стр. 118 разд. 3) × 100%

Если доля вычетов больше, чем безопасное значение, можно перенести их на более поздние кварталы или заявить по частям в течение трех лет. И перенос, и разделение на части действует только для вычетов из п. 2 ст. 171 НК РФ.

Как отразить вычет по НДС в декларации

Суммы НДС к вычету отражаются в строках 120-190 раздела 3 декларации по НДС. В строках 120-185 вычет распределяется по видам. А в строке 190 подсчитывается общая сумма вычета за квартал, для этого значения из строк 120-185 складывают.

Далее из строки 118, в которой указана сумма налога с учетом восстановления, вычтите строку 190. Так вы получите сумму НДС к уплате или к возмещению. Если разница строк 118 и 190 больше 0, отразите НДС к уплате в строке 200, если меньше — НДС к возмещению в строке 210.

Проводки для оформления вычета по НДС

Ведите учет НДС в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис укажет, какие документы нужно довнести и какие операции проконтролировать, чтобы избежать штрафов и уменьшить НДС к уплате. В системе легко вести учет, начислять зарплату и отчитываться через интернет. Первые две недели в Бухгалтерии бесплатны для всех новичков.

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 15 июня 2020 года на вопрос от 30 мая 2020 года № 620239 (dialog.egov.kz)

На портале «Открытый диалог» размещен вопрос (№ 551095 от 21.05.2019 г. (https://dialog.egov.kz/questioncontroller/view?id=551095) касательно отнесения на вычеты расходов по чекам ККМ, которые по техническим причинам не оформлены в соответствии с последними изменениями в налоговом законодательстве (письмо НАБ от 18 апреля 2019 года №10-04/19).

Согласно разъяснению Председателя КГД МФ РК «…контрольный чек также является документом, подтверждающим факт расхода, подлежащего вычету. При этом такой чек должен соответствовать требованиям по выдаче чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу».

Из ответа следует, что в случае, если фискальный чек оформлен не должным образом, то это не дает право покупателю взять НДС в зачет и отнести расходы на вычеты через себестоимость товара, что ставит в неравное положение покупателей, купивших товар и/или услугу у одного и того же поставщика, но с разными формами оплаты — безналичным платежом без рисков, наличными средствами, без права отнесения на вычеты.

Таким образом, нарушается принцип справедливости налогообложения: поставщик, предоставляющий покупателям некорректный (не в полном объеме заполненный) фискальный чек, не подвергается административной ответственности, в то время как такой документ не является основанием для вычета покупателем.

В связи с вышеизложенным, просим разъяснить следующие вопросы:

1) Относится ли данное разъяснение только к отнесению на вычеты расходов по компенсациям при служебных командировках или же данное разъяснение следует учитывать при отнесении на вычеты любых расходов, связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, если оплата товары, работы, услуги была осуществлена посредством наличных денег?

2) Правильно ли мы понимаем, что · если налогоплательщиком были получены, но не были оплачены товары, работы, услуги, то эти расходы могут быть отнесены на вычеты при наличии первичных документов, отвечающих требованиям Законодательства РК? · данные расходы не могут быть отнесены на вычеты, если товары, работы, услуги были получены и оплачены, но в то же время чек ККМ не соответствует требованиям, установленным п.7 ст. 166 НК РК?

3) Если контрольный чек является документом, подтверждающим факт расхода, подлежащего вычету, то как тогда нам следует понимать ст. 192 НК РК, согласно которой, налогоплательщики осуществляют ведение налогового учета по методу начисления?

Согласно п.2 ст. 192 «метод начисления является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалента».

Согласно же п.6 ст. 165 НК РК «чек контрольно-кассовой машины — первичный учетный документ контрольно-кассовой машины, подтверждающий факт осуществления между продавцом (поставщиком товара, работы, услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета, выданный в бумажном виде либо в электронном виде». Нет ли противоречия между определениями, указанными выше, и разъяснением, что «контрольный чек также является документом, подтверждающим факт расхода, подлежащего вычету»?

4) При наличии возможности относить на вычеты расходы по приобретенным товарам, работам, услугам на основании чека ККМ, достаточно ли будет соблюдения требований п. 7 ст. 166 НК РК, без учета требований, установленных п. 3 ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (требования, приведенные в указанных пунктах, имеют различия)?

5) Исходя из положений Налогового Кодекса, на вычет относятся расходы «на основании первичных документов, по форме и требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности». При этом не уточняется количество таких подтверждающих документов.

Например, если в подтверждение оказанных услуг предоставлены корректно оформленные счет — фактура и Акт выполненных работ, а также чек ККМ с неполными данными, почему налогоплательщик не вправе отнести на вычет такие расходы?

6) Достаточно ли будет наличия одного лишь фискального чека соответствующего требованиям п.7 ст.166 НК РК для отнесения расходов на вычеты в целях исчисления КПН или это дополнительный документ для подтверждения вычетов?

7) Какие налоговые риски возникают по принятию товаров и услуг по одному лишь фискальному чеку, который содержит все реквизиты согласно п.7 ст.166 НК РК, не отнесенные на вычеты в целях КПН?

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.

Ответ, размещенный на портале «Открытый диалог» № 551095 от 21 мая 2019 года касательно отнесения на вычеты расходов по чекам контрольно — кассовых машин (далее — ККМ), которые по техническим причинам не оформлены в соответствии с последними изменениями в налоговом законодательстве разъясняет вычет расходов именно по компенсациям при служебных командировках.

В соответствии с подпунктом 6) пункта статьи 165 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) чек контрольно-кассовой машины — первичный учетный документ контрольно-кассовой машины, подтверждающий факт осуществления между продавцом (поставщиком товара, работы, услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета, выданный в бумажном виде либо в электронном виде.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса, на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением ККМ.

Следует отметить, что при применении ККМ предъявляется требование по выдаче чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу (подпункт 2) пункта 6 статьи 166 Налогового кодекса).

Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» от 2 апреля 2019 года № 241-VI ЗРК (далее — Закон) внесены изменения в Налоговый кодекс по порядку применения ККМ.

Так, Налоговым кодексом, расширен перечень информации, подлежащей отражению в чеке ККМ согласно пункту 7 статьи 166, следующего содержания:

7) цену товара, работы, услуги за единицу;

10) наименование товара, работы, услуги;

11) количество приобретаемых товаров, работ, услуг, единицу их измерения;

12) общую сумму продажи товара, работы, услуги;

13) сумму налога на добавленную стоимость с указанием ставки по облагаемым налогом на добавленную стоимость оборотам по реализации товаров, работ, услуг — в случае, если налогоплательщик является плательщиком налога на добавленную стоимость;

14) адрес места использования контрольно-кассовой машины;

15) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке контрольно-кассовой машины.

При этом на чеки контрольно-кассовых машин без функции передачи данных не распространяются положения подпунктов 9) и 15) пункта 7 данной статьи.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона РК «О правовых актах» (далее — Закон о ПА) все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие.

Следует отметить, что соблюдение требований, предъявляемых при применении ККМ, установленных Налоговым кодексом, является обязанностью налогоплательщика (подпункт 4) пункта 3 статьи 13 Налогового кодекса). Закон вступает в действие в течение 10 дней с момента официального опубликования.

Соответственно, учитывая, что норма прямого действия, по истечению вышеуказанного срока ККМ должны печатать чеки с учетом новых требований. Вместе с тем, в соответствии с действующим Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» административных мер к новым требованиям по содержанию чека ККМ не предусмотрено.

Относительно вычета расходов связанных с осуществлением деятельности направленной на получение доходов

В соответствии с пунктом 1 статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

Согласно пункту 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктами 1 и 2 статьи 192 Налогового кодекса определено, что если иное не установлено Налоговым кодексом, налогоплательщик (налоговый агент) осуществляет ведение налогового учета в тенге по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Метод начисления является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалента.

Согласно положениям пункта 1 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных данной статьей и статьями 243 — 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Положениями пункта 3 статьи 242 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Формы и порядок оформления бухгалтерской документации установлен статьей 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Формы первичных учетных документов утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов», а требования — приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета».

Таким образом, учитывая, что перечень подтверждающих документов зависит от договорных отношений, условий сделки, приобретаемого товара, работ, услуг, а также других факторов возможность предоставления исчерпывающего перечня отсутствует.

Вместе с тем, в целях подтверждения расходов в соответствии с пунктом 3 статьи 242 Налогового кодекса, в случаях обязанности налогоплательщика по выдаче чека ККМ покупателю товаров, работ, услуг утвержденной формы, такие чеки, в совокупности с другими документами, являются подтверждающими осуществление расходов.



Внесенные изменения направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей

Согласно внесенным изменениям и дополнениям в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) предоставлены дополнительные налоговые льготы по НДС.


Новые нормы по освобождению от НДС

Согласно новым нормам освобождаются от НДС обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан. Освобождения предоставлены при:

1) реализации товаров, произведенных и реализуемых при осуществлении приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ при одновременном соблюдении следующих условий:

- наличие договора (контракта) на поставку товаров с организациями, осуществляющими деятельность на территории СЭЗ;

- наличие документов, подтверждающих отгрузку товаров участнику СЭЗ;

- наличие документов, подтверждающих получение товаров покупателем – участником СЭЗ;

2) оказании услуг назначенного оператора, оформленные едиными документами в соответствии с актами Всемирного почтового союза, по транзиту международных почтовых отправлений назначенных операторов других стран-членов Всемирного почтового союза через территорию Республики Казахстан;

3) оказании услуг исключительно по осуществлению социально значимых перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском (сельском), пригородном, внутрирайонном, межрайонном (междугороднем внутриобластном) сообщении, а также трамваями.

Данные дополнения внесены в статью 394 Налогового кодекса.


Освобождение от НДС при импорте

Действующим Налоговым кодексом предусмотрено применение уполномоченными экономическими операторами (УЭО) отсрочки по уплате НДС на импортпри соблюдении определенных условий.

Согласно внесенным изменениям в статью 399 Налогового кодекса освобождается от НДС импорттоваров, по которым изменен срок уплаты косвенных налогов в соответствии с пунктом 10 статьи 49 кодекса и исполнены требования, установленные статьей 457.

Порядок и условия применения освобождения от НДС при импорте товаров утверждаются уполномоченным органом.

В случае нарушения порядка подтверждения экспорта товаров НДС на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты НДС на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством ЕАЭС или таможенным законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, законом внесена поправка, предусматривающая освобождение от НДС на импорт для определенной категории налогоплательщиков НДС по которым применена отсрочка уплаты НДС на импорт при условии вывоза ранее импортированных товаров в государства члены-ЕАЭС.


Применение дополнительного зачета по НДС

Согласно внесенным дополнениям в статью 411 Налогового кодексаперечень видов деятельности, по которым применяется дополнительный зачет по НДС дополнены следующими видами деятельность:

  • подготовка хлопчатобумажного волокна, хлопка-волокна;
  • производство дрожжей;
  • производство шоколада, сахаристых кондитерских изделий, печенья и мучных кондитерских изделий длительного хранения при условии заключения налогоплательщиком соглашения в порядке, определенном уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;
  • производство сахара из сахарной свеклы.

Внесенные изменения направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей.

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):

Налогоплательщик имеет право относить произведенные расходы по предпринимательской деятельности на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога (КПН).

В соответствии с положениями НК РК, некоторые виды расходов относятся на вычеты не в полном размере, а в пределах норм, установленных законодательством РК.

К таким расходам относятся, например, представительские расходы, командировочные расходы, вычет по налогам и обязательным платежам и другие.

Рассмотрим подробнее законодательные аспекты отнесения на вычеты по КПН расходов, которые имеют установленные нормы и ограничения.

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет

В соответствии со статьей 263 НК РК , налоги и другие обязательные платежи в бюджет РК или другого государства, уплаченные в отчетном периоде (или предыдущем) относятся на вычеты по КПН.

При этом относимая на вычет сумма определяется в пределах начисленной за отчетный период и/или периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду.

То есть отнести на вычет можно:

  • Сумму, уплаченную в текущем отчетном периоде, в пределах начисленной в текущем или предыдущем отчетном периоде;

Предприятием начислен социальный налог с доходов работников за 2019 год в размере 100 000 тенге. При этом сумма уплаченного налога за 2019 года составила 80 000 тенге.

Сумма СН, относимая на вычеты по КПН за 2019 год составляет 80 000 тенге.

  • Сумму, уплаченную в предыдущем отчетном периоде, в пределах начисленной в текущем отчетном периоде (переплату по налогам).

Сумма начисленного предприятием социального налога в 2019 году составила 50 000 тенге. Предприятие в 2019 году уплатило СН в сумме 30 000 тенге.

С 2018 года по СН имеется переплата в размере 20 000 тенге.

Сумма СН, относимая на вычеты по КПН за 2019 год составляет 50 000 тенге.

В соответствии со статьей 263 НК РК , вычету не подлежат:

  • налоги, исключаемые до определения совокупного годового дохода. К ним относятся, например: налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз;
  • КПН и налоги на доходы юридических лиц, уплаченные на территории РК и в других государствах;
  • налоги, уплаченные в странах с льготным налогообложением;
  • налог на сверхприбыль.

Представительские расходы

В соответствии со статьей 245 НК РК , представительские расходы относятся на вычеты в размере не превышающем 1% от суммы расходов работодателя по доходам сотрудников, подлежащим налогообложению за текущий налоговый период.

Виды доходов работников определены в пункте 1 статьи 322 НК РК .

Товар, безвозмездно переданный в рекламных целях

В соответствии с пунктом 13 статьи 243 НК РК товар, переданный безвозмездно в рекламных целях (в том числе в виде дарения), относится на вычеты по КПН в размере, не превышающем 5-кратный размер МРП, установленный на соответствующий финансовый год.

Стоимость единицы такого товара относится на вычеты в том налоговом периоде, в котором товар был передан.

Компания по изготовлению кондитерских изделий организовала дегустацию своей продукции (пирожных) для увеличения числа покупателей в марте 2019 года. Общая сумма понесенных расходов равна 25 000 тенге.

Стоимость единицы продукции - 250 тенге, что не превышает 5-кратный размер МРП — 12 625 тенге ( 2 525 * 5).

Таким образом, сумма в размере 25 000 тенге полностью относится на вычеты по КПН за период 2019 года.

Выплаченные сомнительные обязательства

В соответствии с пунктом 1 статьи 230 НК РК сомнительные обязательства — это обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам), а также по начисленным доходам работников и не удовлетворенные в течение 3-х лет.

В соответствии со статьей 247 НК РК , если ранее признанные доходом сомнительные обязательства были выплачены кредитору, сумма выплаченных сомнительных обязательств относится на вычеты по КПН в пределах выплаченной суммы, в том налоговом периоде, в котором была произведена выплата.

Организация погасила в 2019 году часть кредиторской задолженности, возникшей в 2014 году, за услуги по сертификации продуктов питания в сумме 80 000 тенге.

Общая сумма задолженности в размере 150 000 тенге была признана доходом по сомнительным обязательством в 2017 году по истечении срока исковой давности — 3 года и была включена в совокупный годовой доход (СГД) в 2017 году.

Сумма выплаченного обязательства в 2019 году относится на вычеты по КПН в размере 80 000 тенге.

Сомнительные требования

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РК сомнительные требования — это требования, возникшие по реализованным товарам, работам, услугам и не удовлетворенные дебитором по истечении 3-х лет.

Дебитором в данному случае могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Сомнительными также признаются, не удовлетворенные требования, возникшие по реализованным товарам, выполненным работам, оказанным услугам в случае признания дебитора банкротом.

Сомнительные требования относятся на вычеты по КПН в пределах размера ранее признанного дохода от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг при соблюдении следующих условий:

  • наличие подтверждающих требование документов;
  • отражение в бухгалтерском учете списания на расходы таких требований либо отнесения на вычеты.
  • копия решения суда о завершении процедуры банкротства (в случае признания дебитора банкротом).

Предприятие реализовало ТОО «Смарт» в январе 2016 года товары на сумму 100 000 тенге. Покупатель оплатил 80 000 тенге.

Данная реализация подтверждена накладной на отпуск товаров, счет-фактурой, договором на поставку товаров.

В январе 2019 года составлен акт сверки взаиморасчетов, подтверждающий отсутствие факта оплаты задолженности от покупателя в сумме 20 000 тенге. ТОО «Смарт» признано банкротом в июле 2019 года. Копия решения суда о признании ТОО «Смарт» банкротом получена в августе 2019 года.

Согласно приложенным документам, сумма расходов по сомнительному требованию в размере 20 000 тенге подлежит отнесению на вычеты по КПН в 2019 году.

Членские взносы субъектов частного предпринимательства

В соответствии со статьей 243 НК РК на вычеты по КПН относятся членские взносы субъектов частного предпринимательства, уплаченные:

  • объединениям субъектов частного предпринимательства;
  • Национальной палате предпринимателей (НПП).

Членские взносы, уплаченные объединениям субъектов частного предпринимательства относятся на вычеты по КПН в размере не более 1 МРП на одного работника, исходя из среднесписочной численности работников.

К аккредитованным объединениям субъектов частного предпринимательства относятся, например:

  • Национальная телекоммуникационная ассоциация Казахстана;
  • Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана и т.д.

Членские взносы, уплаченные «Национальной палате предпринимателей», относятся на вычеты по КПН в размере, не превышающем предельный размер обязательных членских взносов, утвержденный на отчетный период.

Предприятие уплатило ежегодные членские взносы за 2019 год в Национальную палату предпринимателей в сумме 150 000 тенге.

ПП РК от 31 декабря 2013 года № 1560 для субъектов частного предпринимательства (размер СГД свыше 60 тыс. кратного размера МРП, но не более 1,5 млн размера МРП) определен предельный размер членских взносов — 160 МРП.

Предельный размер в 2019 году: 160 * 2 525 = 404 000 тенге.

Сумма взноса — 150 000 тенге не превышает установленного предельного размера и относится на вычеты по КПН в полном размере.

По данной теме также рекомендуем ознакомиться с материалами.

1. Потери товаров, понесенные налогоплательщиком, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, подлежат вычету в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством Республики Казахстан.

2. Потери, понесенные субъектом естественной монополии в целях предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), подлежат вычету в пределах нормативных технических потерь и (или) с учетом ограничений, установленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Расходы налогоплательщика в размере балансовой стоимости товаров, не отнесенной ранее на вычеты, в связи с утратой, порчей которых или наступлением страхового случая по которым от лица, нанесшего ущерб, или страховой организации получены суммы компенсации ущерба, в том числе в виде страховой выплаты, подлежат вычету в пределах суммы полученной компенсации в периоде, на который приходится дата получения суммы компенсации ущерба.

Для целей настоящего раздела:

порча товара означает ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован в деятельности, направленной на получение дохода;

под утратой товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. Не является утратой потеря товаров, понесенная налогоплательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством Республики Казахстан.

4. Вычету подлежат расходы налогоплательщика на обязательные, периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и предсменное, послесменное и иное медицинское освидетельствование (осмотр) работников, на содержание или услуги по организации медицинских пунктов в случаях, предусмотренных соглашением, коллективным договором, законодательством Республики Казахстан.

5. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по обеспечению работникам условий труда, отвечающих требованиям безопасности, охраны и гигиены труда, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям, по обеспечению работникам возможности отдыха и приема пищи в специально оборудованном месте в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами или актами работодателя.

6. Подлежат отнесению на вычеты расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности по организации общественного питания работников, дошкольного воспитания и обучения, социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов.

7. Вычету подлежат присужденные или признанные неустойки (штрафы, пени), если иное не установлено статьями 246 и 264 настоящего Кодекса.

8. В случае, если условиями сделки предусмотрено предоставление налогоплательщиком гарантии качества реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, то сумма фактических расходов налогоплательщика по устранению недостатков реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, произведенных в течение установленного сделкой гарантийного срока, подлежит отнесению на вычеты в соответствии с настоящим Кодексом.

9. Если иное не установлено настоящей статьей, в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг учитываются следующие затраты по налогу на добавленную стоимость:

сумма налога на добавленную стоимость, не относимого в зачет в соответствии с пунктом 1 статьи 402 настоящего Кодекса;

сумма налога на добавленную стоимость, не разрешенного к отнесению в зачет в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 409 и статьей 410 настоящего Кодекса;

сумма корректировки налога на добавленную стоимость, относимого в зачет в сторону уменьшения в случаях, указанных в подпунктах 1) и 4) пункта 2 статьи 404 настоящего Кодекса.

Плательщик налога на добавленную стоимость вправе отнести на вычеты сумму:

1) налога на добавленную стоимость, не разрешенного к отнесению в зачет, в соответствии со статьей 408 и подпунктом 3) пункта 2 статьи 409 настоящего Кодекса, если в бухгалтерском учете такой налог не учтен в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг;

2) корректировки налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, в сторону уменьшения в случае, указанном в подпункте 1) пункта 2 статьи 404 настоящего Кодекса, по фиксированным активам, запасам, работам, услугам, использованным при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

3) уменьшения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, в случае, указанном в подпункте 4) пункта 2 статьи 404 настоящего Кодекса, за исключением передачи в качестве вклада в уставный капитал активов, не подлежащих амортизации.

Вычет, предусмотренный подпунктом 1) части второй настоящего пункта, производится в налоговом периоде, в котором возникает налог на добавленную стоимость, не разрешенный к отнесению в зачет.

Вычеты, предусмотренные подпунктами 2) и 3) части второй настоящего пункта, производятся в налоговом периоде, в котором подлежит корректировке сумма налога на добавленную стоимость, относимого в зачет.

Суммы корректировки налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, в сторону уменьшения в случае, указанном в подпунктах 1) и 4) пункта 2 статьи 404 настоящего Кодекса, по активам, не подлежащим амортизации, учитываются в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса.

В случае если плательщиком корпоративного подоходного налога является недропользователь, осуществляющий деятельность по соглашению (контракту) о разделе продукции в составе простого товарищества (консорциума), и исполнение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость возложено на оператора согласно пункту 3 статьи 426 настоящего Кодекса, то на вычеты относится налог на добавленную стоимость, предусмотренный частью второй настоящего пункта, в размере, приходящемся на долю указанного недропользователя по данным декларации оператора по налогу на добавленную стоимость.

Положения настоящей статьи не применяются по налогу на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, стоимость которых подлежит отнесению на вычеты в соответствии с пунктом 3 статьи 258 настоящего Кодекса.

10. Вычету подлежат членские взносы субъектов частного предпринимательства, уплаченные налогоплательщиком:

1) объединениям субъектов частного предпринимательства в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере предпринимательства в размере, не превышающем месячный расчетный показатель, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года, на одного работника исходя из среднесписочной численности работников за год;

2) Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан в размере, не превышающем предельный размер обязательных членских взносов, утвержденный Правительством Республики Казахстан.

Положения подпунктов 1) и 2) части первой настоящего пункта применяются также в случае уплаты членских взносов в отчетном налоговом периоде за предыдущий и (или) предшествующий предыдущему налоговые периоды.

11. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан.

12. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании:

1) в отчетном налоговом периоде – в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду;

2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, – в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период.

13. Стоимость безвозмездно переданного в рекламных целях товара (в том числе в виде дарения) подлежит отнесению на вычеты в налоговом периоде, в котором осуществлена передача такого товара, в случае, если стоимость единицы такого товара не превышает 5-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой передачи.

14. Вычету подлежат расходы, понесенные энергопередающей организацией в связи с безвозмездным оказанием услуг по передаче электрической энергии субъектам, использующим возобновляемые источники энергии.

Пункт 14-1 действует до 01.01.2022 в соответствии с Законом РК от 27.12.2019 № 295-VІ.

14-1. Вычету подлежат расходы, понесенные Национальным оператором инфраструктуры в связи с оказанием услуг магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом железнодорожному перевозчику, осуществляющему деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, на безвозмездной основе, в том числе с применением временного понижающего коэффициента в размере 0 к тарифу на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

15. Налогоплательщик, осуществляющий производство и (или) реализацию товара под фирменным наименованием товарным знаком и (или) знаком обслуживания, которым (которыми) такой налогоплательщик владеет и (или) пользуется (в том числе на основании лицензионного или сублицензионного договора (соглашения) в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, и (или) международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, относит на вычеты расходы по деятельности, направленной на поддержание и (или) увеличение объемов продаж такого товара независимо от наличия права собственности на него.

16. В целях настоящего раздела в случае, когда на доверительного управляющего настоящим Кодексом возложено исполнение налогового обязательства по деятельности по доверительному управлению имуществом, расходы такого доверительного управляющего для целей отнесения на вычеты определяются с учетом положений статей 40, 42, 43, 44 и 45 настоящего Кодекса.

17. Обязательные пенсионные взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в пользу работника, подлежат вычету в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

Сноска. Статья 243 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.2019 № 241-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 27.12.2019 № 295-VІ (вводится в действие с 01.01.2020); от 10.12.2020 № 382-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

В заголовок статьи 244 предусмотрено изменение Законом РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2022).

Читайте также: