Ндс не облагается в связи с применением подрядчиком упрощенной системы налогообложения

Опубликовано: 02.05.2024

Ценообразование в строительстве

Как быть, если в тендере с НДС выиграл подрядчик на УСН?

Уважаемые Заказчики и Подрядчики! Несмотря на наши многочисленные разъяснения к нам в Союз продолжают поступать вопросы про т.н. «упрощенцев». Еще раз – не следует путать гражданско-правовые и налоговые отношения. Правовая позиция по этому вопросу четко определена в многочисленных документах и решениях судов, в том числе Верховного Суда РФ.

ПРИВЕДЕМ КОНСОЛИДИРОВАННУЮ ПОЗИЦИЮ: Государственный заказчик посчитал, что раз подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, не уплачивает НДС, то расчет стоимости выполненных работ должен был осуществляться с учетом применяемой ответчиком системы налогообложения (Заказчик считает, что расчет стоимости выполненных работ необходимо производить с учетом норм МДС 81-25.2001, Письма Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.10.2003 N 6292/10). По сути, основанием заявленных требований является именно применяемая ответчиком система налогообложения. Заказчик указывает, что неприменение коэффициентов при формировании цены контракта привело к оплате работ по завышенной стоимости; подрядные организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, обязаны применять понижающие коэффициенты.

ОБОБЩЕННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ СУДОВ: Фактически требования заказчика направлены на корректировку твердой цены контракта, предварительный расчет которой осуществлялся без учета возможного применения победителем торгов упрощенной системы налогообложения и без применения понижающих коэффициентов указанных в МДС 81-25.2001. В Законе о контрактной системе отсутствуют положения, предписывающие дифференциацию цены контракта в зависимости от системы налогообложения претендентов на заключение контракта. Равно отсутствуют положения, согласно которым цена контракта должна быть обязательно уменьшена при заключении контракта с лицом, находящимся на упрощенной системе налогообложения. Возможность уменьшения цены контракта на НДС при условии применения победителем конкурса упрощенной системы налогообложения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (в том числе, уменьшение) заказчиком цены контракта, в зависимости от применения лицом, с которым заключается контракт, упрощенной системы налогообложения, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена, и противоречит принципу твердости цены контракта, установленного частью 2 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, установленная контрактом стоимость оплаты соответствующих товаров, работ или услуг НЕ СООТНОСИТСЯ С НАЛОГОВЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ ПОБЕДИТЕЛЯ, поскольку является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Следовательно, налоговые обязательства участника закупки не могут быть регламентированы ни аукционной документацией, ни законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Указанный вывод согласуется с судебной практикой (постановление АС СКО от 27.04.2017 по делу N А53-24878/2016, от 21.10.2016 по делу N А32-8521/2016, от 09.06.2016 по делу N А53-26473/2015).

ВОЗМОЖНОСТЬ УМЕНЬШЕНИЯ ЦЕНЫ КОНТРАКТА НА НДС ПРИ УСЛОВИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ КОНКУРСА УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОМ N 44-ФЗ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА (определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2016 N 310-КГ16-10142 по делу N А14- 14925/2015, от 01.10.2015 N 303-ЭС15-11466 по делу N А37-662/2014, от 26.06.2015 N 306- КГ15-7929 по делу N А65-16826/2014, от 16.03.2015 N 304-ЭС15-3471 по делу N А75- 4212/2013).

Применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные заказчиком работы по согласованной цене. Данная правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации (определения от 15.11.2017 N 308-ЭС17-13912, от 01.10.2015 N 303- ЭС15-11466). На этом можно поставить точку в правовой стороне вопроса! Однако возникает второй вопрос, вытекающий из отношений, регулируемых Налоговым законодательством (НК РФ) –

КАК ВСЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ В КОНТРАКТАХ, АКТАХ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ, СПРАВКАХ О СТОИМОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ПЕРВИЧНЫХ РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ. УСН. КАК ОФОРМИТЬ В ДОКУМЕНТАХ?

1. В тексте Государственного контракта пишем:

3.1. Цена Контракта (цена работ) составляет: ____________руб._______коп. Примечание: НДС не упоминаем, но цена остается полной! Если используется типовой бланк (форма), где есть строка «в том числе НДС, то в ней ставим прочерк!

2. В смете и актах выполненных работ КС-2:

Итого: 100,00 руб. (сумма по гр. 8)
Итого с учетом цены контракта: 108,00 руб.

Примечание: 100 × 1,2 × 0,90, где 1,2 – коэффициент приведения (коэффициент выравнивания) к начальной максимальной цене контракта. Это и есть наш условный НДС 20% 0,90 (условная цифра!) – коэффициент контракта (снижения контрактной цены, коэффициент тендерного снижения и т.п.) Это Коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки. 3 Применение таких коэффициентов является широко распространенной практикой и позволяет, не меняя единичных расценок выполняемых работ, указанных в локальных сметных расчетах заказчика при проведении аукциона, привести итоговую стоимость работ по этим сметам к цене, предложенной победителем аукциона.

ВСЕГО ПО АКТУ: 108,00 руб.
Примечание: НДС не упоминаем!

3. В Справке КС-3:

Итого: 108,00 руб.
Сумма НДС: ставим прочерк! не заполняем
Всего с учетом НДС: ставим прочерк! не заполняем

Подрядчик выставляет Заказчику Счет на оплату по сумме акта с припиской "НДС не облагается" (Прим. Он может и не делать эту приписку). Счет-фактура не выставляется! Организации на УСН не являются плательщиками НДС и не должны составлять и выставлять заказчику счета-фактуры.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет УСН. Какую формулировку корректнее указывать в договорах для отражения того факта, что организация не является плательщиком НДС:
- НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ
или
- НДС не облагается на основании статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не установлены требования к содержанию договора в части указания, что цена договора установлена без НДС.
На практике принято указывать фразу НДС не облагается со ссылкой на норму НК РФ, на основании которой реализация товара (работы, услуги) не облагается НДС. При применении УСН такой нормой является п. 2 ст. 346.11 НК РФ.
Однако и фраза НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ также допустима и не вводит контрагента в заблуждение, поскольку также свидетельствует о том, что НДС не исчисляется в связи с тем, что продавец является налогоплательщиком УСН.
Анализ примеров судебной практики (по спорам, не касающимся рассматриваемого вопроса) показывает, что в договорах встречаются оба варианта формулировки, что не препятствует судьям правильно определять цену договора.

Обоснование вывода:
В общем случае при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к их стоимости добавляется НДС и предъявляется к оплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ). В связи с этим подразумевается, что согласованная сторонами стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанная в договоре, должна включать в себя НДС.
Однако НДС предъявляется покупателю только налогоплательщиками НДС (налоговыми агентами) и только при совершении операций, облагаемых НДС*(1).
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Это касается и цены договора. Исполнение гражданско-правового договора (то есть поставка товара, предоставление вещи в пользование, выполнение работы, оказание услуги и т.д.) должно быть оплачено по цене, которая установлена соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Однако законодательством не определена конкретная формулировка для указания в договоре о том, что договорная стоимость товара (работы, услуги) не содержит НДС.
На практике принято указывать фразу НДС не облагается со ссылкой на норму НК РФ, на основании которой реализация товара (работы, услуги) не облагается НДС.
Как установлено в п. 2 ст. 346.11 НК РФ, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость*(2).
Таким образом, от обложения НДС освобождены сами налогоплательщики, применяющие УСН, а осуществляемые ими операции не облагаются НДС именно вследствие этого.
В связи с чем в договорах для указания причины, по которой стоимость товара (работы, услуги) не облагается НДС, по нашему мнению, следует указывать НДС не облагается на основании статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ. Поскольку именно в данной статье указано на то, что применение УСН освобождает от обязанностей налогоплательщика НДС.
В то же время, применяя формулировку НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ, организация информирует контрагента о том, что она не является плательщиком НДС, поскольку перешла на упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ) и применяет ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (ст. 346.13 НК РФ).
Отсутствие судебной практики по вопросу корректной формулировки в рассматриваемой ситуации показывает, что оба варианта допустимы и не противоречат законодательству. При этом анализ примеров судебной практики (по иным вопросам) показывает, что в договорах встречаются оба варианта формулировки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, в частности, реализующие на территории РФ товары (работы, услуги) (п. 1 ст. 143 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 168 НК РФ плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.
Таким образом, на организации и ИП, реализующие на территории РФ какие-либо товары (работы, услуги), возлагается обязанность, помимо самой цены товара, предъявлять покупателям к оплате суммы НДС.
Исключение сделано для тех продавцов (исполнителей), которые освобождаются от обязанности исчисления НДС, например:
- применяющих специальные режимы налогообложения, которыми предусмотрено освобождение уплаты отдельных налогов, в т.ч. НДС (п. 2 и п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 и п. 11 ст. 346.43 НК РФ);
- получивших освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ;
- осуществляющих операции, не облагаемые НДС на основании ст. 149 НК РФ.
*(2) За исключением ввозного НДС, подлежащего уплате при импорте товаров, а также НДС, уплачиваемого налоговыми агентами, и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ (в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ соответственно).
*(3) Смотрите, например:
- постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2017 г. N 18АП-13626/17 (стоимость услуг не облагается НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
- постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2016 г. N Ф09-1339/16 по делу N А60-11841/2015 (Стоимость услуг по настоящему договору не облагается НДС на основании п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с применением исполнителем упрощенной системы налогообложения);
- постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2019 г. N 09АП-58332/19 (НДС не облагается на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
- постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2019 г. N Ф05-15386/19 по делу N А40-203796/2018 (НДС не облагается на основании статьи 346.11 (12) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Или:
- постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 г. N 02АП-7583/19 (НДС не облагается на основании статей 346.11 и статей 346.12 главы 26.2 НК РФ в связи с применением исполнителя упрощенной системы налогообложения);
- постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2019 г. N 10АП-11192/19
(НДС не облагается на основании ст. 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации);
- постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2019 г. N 07АП-4158/19 (НДС не облагается (согласно статье 346.12, статье 346 главы 26.2 НК РФ));
- Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 г. N 03АП-252/18 (НДС не облагается на основании пункта 2 статьи 346.13 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Добрый день, коллеги.

Если вы участвуете в тендерах, если вы работаете в соответствии с законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то эта статья для вас.

Бывает такое, что тендеры выигрывает компания не только на ОСН, но и на УСН. Тендер проводился с НДС, а тут упрощенец. В ряде регионов бывало такое, что заказчик снижал сумму платежей упрощенцу на размер НДС или самого упрощенца заставляли платить НДС. Бывало такое, что упрощенца при этом еще и слегка шантажировали, мол, иначе вообще денег не получишь. По-разному бывало. И вот в этой части ФАС попыталась навести порядок.

У меня в руках письмо Федеральной антимонопольной службы от 18 июня 2019 года № ИА/50880/19, подписанное Игорем Артемьевым. И здесь по этому вопросу написано следующее:

«В соответствии с положениями Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки.

При формировании своего ценового предложения победитель закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Лицо, применяющее УСН, не является плательщиком НДС, но при этом оплачивает налог в соответствии с НК РФ, который рассчитывается в зависимости от выбранного объекта налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ.

При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность корректировки (вычитания) заказчиком из цены контракта, предложенной победителем закупки, применяющим УСН, размер НДС».

Итак, коллеги, Артемьев говорит, что законом о контрактной системе не предусмотрена возможность корректировки, то есть вычитания заказчиком из цены контракта налога на добавленную стоимость. «Таким образом, в связи с отсутствием в Законе о контрактной системе положений, позволяющих заказчику в одностороннем порядке корректировать (уменьшать) цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, контракт заключается по цене, предложенной победителем». Вот ответ на первый вопрос.

Второй вопрос, который поставлен в этом письме.

«В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации (далее — Минфин России) от 27.12.2017 N 24-03-08/87276 при установлении начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные НК РФ». А дальше вывод: «Таким образом, любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

На основании изложенного, учитывая, что победителем закупки может быть лицо, которое не является плательщиком НДС и применяет УСН, заказчику в проекте контракта необходимо установить вариативное условие о цене контракта «включая НДС/НДС не облагается»». И дальше вывод: «Таким образом, указание в проекте контракта вариативного условия о цене контракта «включая НДС/НДС не облагается» является обязательным и не зависит от волеизъявления заказчика». Поняли идею? То есть они это должны указывать в контракте.

Третий вопрос, который Артемьев ставит, – самый сложный. «По вопросу об отказе заказчика исключать условие о включении НДС в цену контракта на стадии подписания контракта с лицом, применяющим УСН, ФАС России сообщает следующее.

Как следует из письма Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, пунктом 3 статьи 169 НК РФ установлено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения указанным налогом в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ).

Окей, мы это знаем. Упрощенцы счета-фактур не составляют. Идем дальше. «В связи с этим, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

Вместе с тем, в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет».

Верно. Если упрощенец захотел выставить счет-фактуру с указанием там НДС, конечно, он этот НДС вынужден будет заплатить в бюджет. Дальше Артемьев пишет: «Также, как следует из письма Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана «включая НДС» и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего УСН, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 НК РФ не возникает».

Получается, что все-таки заказчик включил в контракт НДС и он деньги платит упрощенцу, и платит ему с НДС. Но при невыставлении счет-фактуры у продавца, применяющего упрощенку, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 НК РФ, не возникает.

Дальше путаница пошла. Но я сейчас ее поясню. «Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного (муниципального) контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС». Так вот, заказчики отказываться больше не должны. Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, исполнители, применяющие упрощенку, вынуждены выставлять счета-фактуры. То есть их давят, их заставляют уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению прав таких упрощенцев.

И в самом конце он пишет: «Учитывая, что участником закупки может быть любое лицо, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, отказ заказчика исключать из проекта контракта на стадии подписания контракта условие о цене контракта «включая НДС», в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим УСН, приводит к ущемлению прав такого участника закупки, поскольку такое лицо обязано будет уплатить НДС». Конечно, оно будет обязано платить НДС! Если, с одной стороны, ему платят деньги с НДС, потом не подписывают договор, не подписывают никаких бумаг, пока ты, типа, не выставишь счет-фактуру, тут и возникает путаница.

Низкий поклон Игорю Артемьеву. Побольше бы таких чиновников. В данном случае, Игорь Артемьев, не нарушая ни одной буквы закона, наоборот, делает абсолютно все в соответствии с письмами Минфина и ФНС России, а также НК РФ. Он нам говорит, что заказчик, если контракт идет с НДС, обязан заплатить всю сумму, не уменьшая эту сумму на размер НДС. При этом заказчик не имеет права заставлять упрощенца подписывать документы и платить НДС, выставлять счета-фактуры. Вся сумма ушла вместе с НДС, упрощенец ее получил, оприходовал, заплатил 6%, счет-фактуру не выставляет, какие проблемы? Все нормально.

Итак, ребята, письмо очень хорошее, огромное спасибо Артемьеву. В конце тут еще вывод: «На основании изложенного, ФАС России сообщает, что при направлении победителем закупки, применяющим УСН, протокола разногласий по вопросу исключения из проекта контракта условия о включении НДС в цену контракта с приложением документов, подтверждающих факт применения таким участником закупки УСН, заказчику необходимо исключить указанное условие и внести изменения в проект контракта в части дополнения условием «НДС не облагается» с указанием основания». Но при этом, исходя из всего смысла этого письма, цена контракта уменьшаться не должна. И это очень и очень хорошо. Спасибо Артемьеву за это письмо. Я бы рекомендовал вам максимальный репост, потому что огромное количество бизнесменов зарабатывают по госконтрактам (муниципальным, региональным). И это пойдет им в помощь. И можете сами высказаться на этот счет.

Статья 346.11. Общие положения

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 346.11. Общие положения

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, руководствуясь положениями статей 346.11, 346.13 Налогового кодекса, учитывая разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришли к выводу о законности решения инспекции.

Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 70, 210, 146, 171, 173, 346.11, 346.15, 346.17, 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришел к выводам о законности и обоснованности решения инспекции в оспоренной части, а также о наличии оснований для удовлетворения требования налогового органа, поданного с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, о взыскании с предпринимателя 963 628 рублей 33 копеек НДС (с учетом имеющейся переплаты) в доход федерального бюджета.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались положениями статей 346.11 - 346.15 и статьей 346.25 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", и, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о доказанности инспекцией обстоятельств, указывающих на направленность действий налогоплательщика и его контрагентов исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие создания "искусственных" условий для применения УСН.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 168, 169, 172, 173, 174, 174.1, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения инспекции в оспариваемой заявителем части.

Оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 227, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, вступившего в действие с 01.01.2011) (далее - Закон о банкротстве), учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики N 2 за 2015 год (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015), суды установили, что полученное арбитражным управляющим после 01.01.2011 вознаграждение за осуществление регулируемой Законом о банкротстве профессиональной деятельности не является доходом от предпринимательской деятельности и не может облагаться единым налогом в рамках упрощенной системы налогообложения.

Удовлетворяя требование налогового органа о взыскании с общества сумм налогов по общей системе налогообложения, суды руководствовались положениями статей 346.11 - 346.15 и статьей 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", придя к выводу о доказанности инспекцией обстоятельств, указывающих на направленность действий общества и его контрагента исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие создания "искусственных" условий для применения УСН.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 105.1, 119, 122, 123, 168, 169, 171, 172, 252, 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали оспоренное решение инспекции законным и обоснованным.

Учитывая установленные обстоятельства и руководствуясь статьями 171, 346.11, 346.14, 346.18, 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии у предпринимателя, перешедшего с 01.07.2013 на общий режим налогообложения, правовых оснований для отнесения стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, и на применение налоговых вычетов по НДС, в связи с чем правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая данные обстоятельства, и руководствуясь положениями статей 146, 153, 154, 168, 247, 248, 249, 271, 346.11, 346.13 Налогового кодекса, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", суды пришли к выводу, что изменение условий контрактов в части включения в его цену НДС подлежит распространению на работы, относящиеся к 4 кварталу 2013 года, в связи с чем, частично удовлетворили заявленные обществом требования.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 84, 346.11, 346.12, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 49, 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суды первой и кассационной инстанций согласились с выводами налогового органа. При этом суды исходили из того, что общество, образовавшееся в результате реорганизации ранее существовавшего юридического лица, применявшего УСН, вправе применять данный режим налогообложения только при наличии соответствующего волеизъявления, оформленного в порядке и срок, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).

Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса). Данные предприятия предоставляют форму N ПМ на общих основаниях.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также микропредприятия форму N ПМ не предоставляют.

2. Для микропредприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 346.11, пункт 4). Данные предприятия предоставляют форму N МП(микро) на общих основаниях.

7. Для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (п. 4. статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные предприятия предоставляют форму N 1-ТР (автотранспорт) на общих основаниях.

Особенности использования упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима предусмотрены положениями статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации. Организации, перешедшие на уплату налога, взимаемого в связи с применением данной системы налогообложения, по общему правилу, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, указанные лица не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Для налогоплательщика переход на упрощенную систему налогообложения (в случае его соответствия установленным критериям) является добровольным.

Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 346.11, п. 4). Данные предприятия предоставляют форму N ПМ-1 (автогруз) на общих основаниях.

Малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения (Налоговый кодекс, статья 346.11 п. 4), предоставляют форму N ДАП-ПМ на общих основаниях.

Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения юридического лица. В случае, когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления деятельности.

Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса). Данные предприятия предоставляют форму N ПМ на общих основаниях.

Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (п. 4 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные предприятия предоставляют форму N ПМ на общих основаниях.

Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок предоставления статистической отчетности (п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные предприятия предоставляют форму N ПМ-торг на общих основаниях.

image_pdf
image_print

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от обязанности исчислять и уплачивать некоторые налоговые платежи, в том числе и НДС. Однако в ряде случаев у компаний на УСН возникает обязанность перечислить этот налог в бюджет и представить отчетность в органы ФНС. В статье рассмотрим подобные ситуации и все тонкости взаимоотношения НДС и УСН.

Роль налогового агента по НДС

На основании пункта 5 статьи 346.11 Налогового кодекса, компании, применяющие УСН, в некоторых случаях могут признаваться налоговыми агентами по НДС, а именно:

  • при аренде имущества у органов государственной власти и местного самоуправления;
  • при покупке на территории России товаров (работ, услуг), продавцами которых являются иностранные лица, не состоящие на учете в органах ФНС РФ;
  • осуществляя роль посредника, участвующего в расчетах, при реализации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в органах ФНС РФ;
  • при покупке либо получении государственного или муниципального имущества, которое не закреплено за какими-либо учреждениями;
  • при продаже имущества, которое подлежит реализации по решению суда, а также конфискованного имущества, бесхозных, скупленных и найденных ценностей (кладов);
  • в некоторых других случаях, установленных статьей 161 НК РФ.

Чаще всего на практике встречаются аренда госимущества и приобретение товаров у иностранцев — о них и поговорим более детально.

Аренда государственного и муниципального имущества

Арендуя имущество у органов государственной власти и местного самоуправления, компания на УСН становится налоговым агентом. Следовательно, ей вменяется в обязанность перечислить в бюджет НДС с арендной платы. В зависимости от условий договора расчеты с арендодателем могут осуществляться двумя путями:

  1. НДС выделен в составе арендной платы. При этом налог исчисляется следующим образом: НДС = АП × 18/118, где АП — сумма арендной платы по договору. В этом случае арендатор перечисляет арендодателю сумму платы за аренду имущества, уменьшенную на величину НДС, который подлежит перечислению в бюджет в установленном порядке.
  2. НДС не выделен в составе арендной платы. В этом случае налог исчисляется по формуле: НДС = АП × 18%, где АП — сумма арендной платы по договору. При этом арендодатель получает полную сумму, указанную в договоре, а арендатор перечисляет в бюджет НДС из собственных средств.

Рассмотрим отличие между этими вариантами на примере. ООО «Аякс», применяющее УСН, решило арендовать помещение у органа государственной власти. В договоре прописано, что арендная плата за месяц составляет 236 000 рублей, в том числе НДС — 36 000 рублей. Таким образом, арендодатель ежемесячно получает 200 000 рублей в качестве оплаты за аренду, а оставшиеся 36 000 рублей ООО «Аякс», которое в данной сделке выступает в роли налогового агента, удерживает и перечисляет в бюджет.

Если бы в договоре НДС не выделялся, то сумма ежемесячной платы за аренду должна была составить 200 000 рублей, которые арендодатель получал бы в полном объеме. При этом ООО «Аякс» должно было удерживать НДС в размере 36 000 рублей ежемесячно из собственных средств и в установленном порядке перечислять налог в бюджет.

Сделки, повлекшие исчисление НДС, оформляются в организациях на УСН составлением счета-фактуры. Сумма налога делится на 3 части, каждая из которых подлежит перечислению в бюджет не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. После оплаты сумма НДС может быть учтена в составе расходов того квартала, в котором она уплачена.

Покупка у иностранных компаний в России

В случае когда отечественная компания приобретает на территории России товары (работы, услуги) у иностранной организации, которая не стоит на учете в налоговой службе России, ей также вменяется роль налогового агента. А с ней — обязанность определить налоговую базу по НДС, исчислить, удержать и перечислить этот налог в бюджет.

Например, упомянутое выше ООО «Аякс» решило воспользоваться услугами европейской компании, не имеющей представительства в России. Таким образом, отечественная организация признается налоговым агентом по этой сделке: она обязана исчислить НДС и оплатить его в бюджет. По условиям договора оплата за услуги составляет 354 000 рублей, причем в нее включены все подлежащие уплате в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы. Следовательно, НДС уже включен в оплату, хотя и не выделен отдельной суммой.

Используя приведенную выше формулу, исчисляем сумму НДС: 354 000 * 18 / 118 = 54 000 рублей. Значит, за полученные услуги ООО «Аякс» должно заплатить 300 000 рублей непосредственно европейской компании, а остальные 54 000 рублей следует удержать и перечислить в бюджет в качестве НДС.

Мы рассмотрели распространенные ситуации, когда фирмы-«упрощенцы» выступают в роли налогового агента по НДС, то есть исчисляют и перечисляют налог в бюджет, тем или иным образом удерживая его сумму из средств контрагента. Однако порой компании на УСН сами приобретают роль налогоплательщика. О том, в каких случаях это происходит, поговорим далее.

Когда компания на УСН становится плательщиком НДС

В общем случае компании, применяющие УСН, освобождены от уплаты НДС. Однако в некоторых ситуациях и они признаются плательщиками этого налога. Какие же это ситуации?

Импорт товаров

Согласно статье 146 НК РФ, товары, ввозимые на территорию страны, являются объектом налогообложения. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 346.11, у компаний и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, при ввозе товаров на территорию России возникает обязанность уплатить НДС.

Срок уплаты НДС при импорте товаров из стран Таможенного союза может быть разным в зависимости от таможенной процедуры, под которую они помещаются, а именно:

  • в отношении товаров, ввозимых для внутреннего потребления — до выпуска товаров;
  • в отношении товаров, которые ввозятся временно — до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) при уплате всей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате за установленный срок временного ввоза;

Указанные выше сроки уплаты НДС устанавливаются соответственно статьями 211 и 283 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Расчет суммы НДС, подлежащего уплате, производится по формуле:

НДС = (Таможенная стоимость товаров + Таможенная пошлина + Акциз)* Ставка НДС

Если товары ввозятся из стран — членов Евразийского экономического союза, то порядок уплаты НДС будет несколько иным. Сумма налога рассчитывается по формуле:

НДС = (Цена сделки + Акциз) * Ставка НДС

Также читайте по теме: «Безопасный размер НДС» — какой максимальный удельный вес вычетов по НДС не привлекающий внимание налоговиков?

Срок уплаты НДС в этом случае — не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором товары были приняты на учет.

Выставление счетов-фактур с выделенным НДС

У организаций, применяющих УСН, при выставлении счетов-фактур с выделением суммы НДС на основании пункта 5 статьи 173 НК РФ возникает обязанность уплатить налог в бюджет. Помимо этого, в таком случае организация должна отчитаться по НДС, представив декларацию в орган ФНС по каналам электронной связи не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода.

Законодательство также устанавливает случаи, когда «упрощенцы» должны вести Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Эта обязанность возникает при осуществлении организацией посреднической деятельности в интересах других лиц, при осуществлении агентских и комиссионных операций от своего имени, а также при деятельности по договору транспортной экспедиции в интересах других лиц, если компания учитывает полученные по таким договорам суммы в составе доходов по УСН.

Операции по некоторым видам договоров

Другие случаи, когда у компаний-«упрощенцев» возникает обязанность уплаты в бюджет НДС, связаны с некоторыми видами договоров, на основании которых осуществляются сделки. К этой группе относятся договоры простого и инвестиционного товарищества, договор доверительного управления имуществом или концессионное соглашение на территории России. В этих случаях компания, помимо уплаты налога, должна представить декларацию по НДС в установленном порядке.

Когда компании на УСН должны составлять счета-фактуры

В рамках деятельно по указанным выше видам договоров (простого и инвестиционного товарищества, доверительного управления или концессионному соглашению) у участника товарищества, концессионера или доверительного управляющего возникает обязанность выставить соответствующие счета-фактуры.

Законом также предусмотрены иные ситуации, когда компании на УСН должны составлять счета-фактуры. Например, когда компания-комиссионер отгружает товары комитента — плательщика НДС. Или «упрощенец»-посредник, принимающий участие в расчетах, получает аванс либо отгружает товары, принадлежащие иностранной компании, не зарегистрированной в налоговых органах РФ.

Двойное налогообложение: грядущие перемены

Компании на УСН, которые в силу закона должны уплатить НДС, порой оказываются в ситуации двойного налогообложения: суммы уплаченного налога включаются в состав доходов от реализации и, следовательно, в налогооблагаемую базу по единому налогу в связи с УСН. Так происходит, например, при выставлении «упрощенцем» счета-фактуры с выделенным НДС.

Чтобы избежать подобной ситуаций, в Налоговый кодекс внесены поправки, которые вступят в силу с 1 января 2016 года. Согласно этим изменениям, компании на УСН, а также плательщики Единого сельскохозяйственного налога, больше не должны будут учитывать в составе выручки суммы налога, полученные по счетам-фактурам с выделенным НДС.

Читайте также: