Ставка ндс в узбекистане

Опубликовано: 05.05.2024

Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.

Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.

Налог в Узбекистане

Особенности налоговой системы РУ

Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.

Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.

А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.

К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.

Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:

Название налога Размер (%)
На прибыль 7–35
На доходы 7,5
Специальные платежи (сверхприбыль) 50
На имущество 5

Виды основных местных сборов:

  • благоустройство – 8%;
  • потребление бензина (для владельцев ТС) – 2%;
  • право розничной торговли – количество процентов зависит от типа оказываемых услуг.

Ставка и размер НДС

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

Плательщики налога

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Что относится к обороту по реализации

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Определение облагаемого и необлагаемого оборота

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Место, где реализуются товары

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Как определяется налогооблагаемая база

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Корректировка базы

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

При импорте

Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ввоз товаров в Узбекистан

Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости

Для нерезидентов

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Освобождение оборота от НДС

Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.

А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.

Заключение

Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.

Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».

Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.

Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.

Налог на добавленную стоимость сейчас уплачивается по единой ставке – 15%. Однако представители отдельных отраслей предлагают ввести пониженные ставки НДС или вообще освободить от налога какие-то виды деятельности. Кроме того, что это опять усложнит жизнь бухгалтерам, даст ли оно желаемый эффект с точки зрения потребителя и бизнеса? Что думает Минфин о целесообразности введения дифференцированных ставок?

Buxgalter.uz делится с вами мнением заместителя министра финансов Дильшода СУЛТАНОВА:



1. Стоит ли установить пониженные ставки или освободить от НДС услуги, оказание которых не требует больших материальных затрат? Например, – для поддержки гостиниц и туроператоров предлагается их услуги облагать по ставке 5% или вообще не облагать.

Дильшод СУЛТАНОВ считает, что авторы подобных предложений не учитывают, что НДС – это налог, который платит конечный потребитель. Поэтому политики, которые во многих странах выступают за сниженные ставки НДС, обосновывают это интересами потребителей, а не производителей и торговли.

Предположим, введены льготы по НДС для какой-то отрасли, например, – для гостиничных услуг. Какая-то часть бизнеса может выиграть, какая-то – проиграет. Например, сегодня государство возмещает компаниям, открывающим гостиницы, весь НДС, уплаченный ими в ходе строительства. Если вы инвестировали в гостиницу 11,5 млрд сум., из которых 1,5 млрд – это НДС, уплаченный за стройматериалы, услуги и т.п., то фактически гостиница обойдется вам в 10 млрд сум. Полтора миллиарда вам вернет бюджет. Единственное условие – гостиница должна быть плательщиком НДС. Неплательщику налог из бюджета не возмещается, он включается в стоимость гостиницы, увеличивая амортизацию и снижая прибыль.

Не все так однозначно и с точки зрения интересов потребителя. Первое, о чем мы здесь должны подумать, – выиграет ли от этого конечный потребитель? Второе – перекроют ли эти выгоды дополнительные издержки в налоговом администрировании?

И наш, и международный опыт показывают, что снижение ставки НДС, как правило, не делает услуги и товары адекватно дешевле. Полтора года назад снизили ставку налога с 20% до 15%. Кто-нибудь из потребителей почувствовал реальное уменьшение цен на 5%? По абсолютному большинству товаров и услуг цены не снизились. Не подешевели и импортные товары, по которым с января 2021 года отменили акцизы. Это говорит или об отсутствии конкуренции, или о том, что потребитель готов платить эту цену, и розница не собирается ее снижать.

Пониженные ставки НДС вводятся, как это чаще всего декларируется, в интересах потребителей с низкими доходами, т.е. – в социальных целях. Чтобы это сработало, снижение налоговой ставки должно быть передано потребителям в форме снижения цен.

Теоретически, это действительно должно быть так, если рынок является полностью конкурентным. Однако, даже в странах с развитой рыночной экономикой, рынки товаров и услуг не являются полностью конкурентными, и на практике сниженные ставки НДС не приводят к адекватному уменьшению цен.

Предположим, освободим мы туристические услуги от НДС. Абсолютно уверен, что это не приведет к снижению цен на 15%. Во-первых, мы не сможем дать такие же льготы всем контрагентам туркомпаний, и у них повысится себестоимость услуг. Во-вторых, есть рыночные цены на гостиничные номера – от 250 тыс. сум. до нескольких млн сум. – и никто их понижать не будет.

Есть эффективная альтернатива снижению ставки НДС – поддержка отрасли через адресные субсидии. К примеру, за 4-звездочную гостиницу со 100 номерами инвестор получит субсидию в размере 6,5 млрд сум. Таким образом, государство стимулирует выход на рынок новых гостиниц, что должно подстегнуть конкуренцию и действительно снизить цены. Такая целевая поддержка бизнеса значительно эффективнее, чем освобождение или введение пониженных ставок НДС, которые ничего не дают потребителю.

Кроме того, у бизнеса с введением льготных режимов появятся сложности с налоговым администрированием и введением раздельного учета. Когда есть льготная ставка НДС, велика вероятность налоговых споров. Например, завтрак, который включен в стоимость гостиничных услуг, – это услуги общепита или проживания? При единой ставке проблем нет – все облагается 15% НДС. А если мы установим пониженные ставки на гостиничные услуги, по какой ставке будем облагать стоимость завтраков – 5% или 15%?

Такие же споры будут по всем другим услугам, которые оказывает гостиница, – прачечным, фитнесу, перевозке туристов и т.п.

Постоянные судебные разбирательства – обычное явление для стран, где есть дифференцированные ставки НДС. Так, большинство судебных процессов Европейского суда по НДС связаны со спорами, по какой ставке облагать тот или иной товар или услугу. То же самое происходит в России, Турции, Австралии и других странах.

Например, печатная продукция в отдельных странах облагается пониженной ставкой НДС. А если к печатной продукции идет электронная версия на флешке и ее стоимость выше, чем стоимость печатного издания, какую ставку применять? Введение раздельного учета с такими оборотами всегда вызывает сложности и судебные споры.

При этом, как показала практика, есть иной способ помочь бизнесу – увеличивать сроки уплаты налога в бюджет. НДС, который бизнес берет с покупателя, – это деньги бюджета. Уплачивая налог до 20 числа следующего месяца, вы фактически пользуетесь беспроцентным кредитом со дня получения денег от покупателя до даты перечисления НДС в бюджет. А если увеличить этот срок, обязав платить налог раз в квартал? Срок пользования беспроцентным кредитом увеличится в 2–3 раза.

Именно это и сделали в Узбекистане в прошлом году. С апреля 2020 года плательщики НДС, чей оборот по реализации товаров (услуг) не превышает 1 млрд сум. в месяц, стали уплачивать НДС раз в квартал. Это увеличило оборотные средства предприятий, сократив их потребность в кредитных ресурсах и сэкономив десятки млрд сум. на уплату банковских кредитов.


2. Почему же так много стран применяют сниженные ставки НДС, несмотря на убедительные доказательства против этого?

В Европе пониженные ставки использовались с введения НДС в 1967 году. Тогда о возможных негативных последствиях никто не знал. Проблемы стали очевидны десятилетия спустя. Но отменить льготы значительно сложнее, чем их ввести.

Кроме того, у сниженных ставок НДС есть мощное лобби в лице объединений предпринимателей из отраслей с льготной ставкой НДС.

Еще одной наиболее вероятной причиной льготного налогообложения некоторых товаров и услуг в развитых странах представляется неспособность или нежелание объяснять избирателям необходимость единообразного налогообложении всех товаров и услуг, включаемых в базу НДС.

В развивающихся странах причиной использования льготных ставок на товары первой необходимости является неуверенность органов власти в эффективности действующих механизмов социальной защиты населения. Они просто не могут задействовать более эффективные методы прямой социальной поддержки нуждающихся.

Налог на добавленную стоимость Республики Узбекистан

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости, добавленной в процессе производства, реализации товаров (работ, услуг) и импорта товаров (работ, услуг) на территорию Республики Узбекистан.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность. Плательщиками налога на добавленную стоимость на импортируемые товары (работы, услуги) являются юридические лица, импортирующие эти товары (работы, услуги), а также физические лица, завозящие товары для собственных нужд сверх норм беспошлинного ввоза.
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является оборот по реализации товаров (работ, услуг), импорт товаров, а также импорт работ (услуг), выполняемых (оказываемых) на территории Республики Узбекистан. Облагаемым является оборот по реализации товаров (работ, услуг), за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость и используемых для собственных производственных нужд.
Размер облагаемого оборота по реализации определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов, с учетом акцизного налога без включения в них налога на добавленную стоимость.
При обмене товарами (работами, услугами) или при их передаче безвозмездно размер облагаемого оборота определяется исходя из уровня цен, без включения в них налога на добавленную стоимость, сложившегося у налогоплательщика на момент обмена или передачи, но не ниже фактически сложившихся затрат .
При реализации товаров (работ, услуг) от налога на добавленную стоимость освобождаются:
1) операции по страхованию и перестрахованию, включая услуги, связанные с этими операциями, осуществляемые посредниками и агентами по страхованию;
2) операции по выдаче и передаче ссуд;
3) операции, касающиеся денежных вкладов, текущих счетов, платежей, перечислений, чеков и прочих ценных бумаг, а также оборот средств накопительной пенсионной системы; (Пункт в редакции Закона РУз от 23.09.2005 г. N ЗРУ-8)
4) операции, касающиеся обращения иностранной валюты и денег, являющихся законными платежными средствами, за исключением тех, которые используются в нумизматических целях;
5) операции, касающиеся обращения ценных бумаг, за исключением операций по их изготовлению и хранению;
6) действия, выполняемые специально на то уполномоченными органами, за которые взимаются государственная пошлина, сборы и т.д.
При импорте товаров (работ, услуг) от налога на добавленную стоимость освобождаются:
1) товары, импортируемые физическими лицами в пределах норм беспошлинного ввоза, утвержденных таможенным законодательством;
2) товары, ввозимые на территорию Республики Узбекистан для оказания помощи в результате стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, несчастных случаев или аварий, в качестве гуманитарной помощи и безвозмездного технического содействия, а также товары, ввозимые на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций;
3) оборудование, материалы (работы и услуги), ввозимые юридическими лицами, включая нерезидентов Республики Узбекистан, за счет займов и грантов, предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми и экономическими организациями по договорам (соглашениям), заключенным Республикой Узбекистан;
4) завозимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения и т.д.
По нулевой ставке облагаются:
 экспорт за свободно конвертируемую валюту товаров, а также выполняемых (оказываемых) вне территории Республики Узбекистан работ (услуг), включая поставки в страны Содружества Независимых Государств, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан;
 минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы, поставляемые сельскохозяйственным предприятиям на производственные сельскохозяйственные нужды;
 товары (работы, услуги), реализуемые для официального пользования иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Республики Узбекистан и не проживают в республике постоянно, при условии применения иностранной стороной принципа взаимности;
 работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим “переработка на таможенной территории”, выполняемые (оказываемые) за свободно конвертируемую валюту;
 услуги по перевозке иностранных грузов через территорию Республики Узбекистан (транзитные перевозки);
 коммунальные услуги, оказываемые населению по водоснабжению, теплоснабжению и газоснабжению.
Налог на добавленную стоимость уплачивается по ставке 20 процентов.
По отдельным социально значимым продовольственным товарам налог на добавленную стоимость может уплачиваться по пониженным ставкам.
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет (сумма налога, подлежащего уплате по полученным счетам-фактурам за фактически поступившие в течение отчетного периода товары (работы, услуги), в том числе импортированные, которые будут использоваться для облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке) .

Краткая информация

Столица: Ташкент

Валюта: Узбекский сум


  • Если вы поставщик
  • Если вы покупатель

Предположим к Вам обратился клиент из республики Узбекистан с запросом приобрести вашу продукцию. Для осуществления такой поставки вам необходимо подготовить все отгрузочные документы, сертификат СТ-1, подготовить пакет документов для подтверждения нулевой ставки НДС. В зависимости от Вашего опыта во внешнеэкономической деятельности, вы можете выбрать несколько вариантов отгрузки в Узбекистан: самостоятельное оформление экспорта и возврат НДС из бюджета, или передача вопроса экспорта на аутсорсинг.

Особенности экспорта из России в Узбекистан

1) Если товар попадает в список освобожденных от уплаты таможенной пошлины, то нужно предоставить СТ-1 (сертификат происхождения). Освобождаются от уплаты таможенной пошлины товары, которые произведены (импортируются) из стран зоны свободной торговли.

2) Срок оформления экспорта из РФ в Республику Узбекистан занимает не менее 5-7 рабочих дней. Это объясняется особенностями договоренностей между государствами.

Экспорт в Узбекистан с компанией ООО «ИФК «Титан74»

ООО «ИФК «Титан74» предлагает взять на себя бремя контрактодержателя и избавить российского поставщика от тягот внешнеэкономической деятельности в случае необходимости экспорта товаров и продукции, не попадающей под двойное назначение. Компания ООО «ИФК «Титан74» работает в соответствии с российским и международным законодательством и не советует прибегать к «серым» схемам. Наша компания более 15 лет занимается решением проблем российских поставщиков при ВЭДе и уже имеет позитивный опыт поставки российской продукции в Узбекистан.


Вы получили заявку от иностранного клиента, который хочет приобрести Ваш товар.

Вы отправляете нам счет/коммерческое предложение, согласно запросу клиента с НДС 20%.

Мы готовим расчет экспортной сделки, согласовываем условия поставки.

Заключаем с вами договор, а с покупателем мы заключаем контракт.

Клиент производит оплату товара с НДС 0% в адрес ООО "ИФК "Титан74".

Мы оплачиваем вам полную стоимость товара с НДС 20%.

Мы готовим документы, производим таможенное оформление (при необходимости).

Вы отгружаете нам товар.

Мы отгружаем товар вашему клиенту.

Таможенное оформление входит в комплекс внешнеэкономической деятельности компании ООО «ИФК "Титан74". Мы осуществляем таможенное оформление в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Владивостоке, Калининграде и других городах России. Стоимость таможенного оформления грузов от 7 000 рублей и она закладывается в счет покупателю.

Делегируя нашей компании экспорт, вам уже не нужно будет разбираться в кодах ТН ВЭД, определять и оплачивать сумму таможенных пошлин, готовить документы для таможенного оформления.

Таким образом, работая с ООО «ИФК "Титан74", вы избежите ряда возможных рисков, связанных не только с таможенным оформлением, но и банком, и налоговой инспекцией.

Оставляйте заявку и мы бесплатно вас проконсультируем

Самостоятельное оформление экспорта российской компанией

Для этого вам понадобятся профессиональные знания и опыт на каждом этапе:

  • оформление внешнеторгового контракта;
  • проверка товара на лицензирование и попадание в списки двойного назначения;
  • оформление справки о сырье, сертификата СТ-1;
  • таможенное оформление товаров;
  • поиск транспортной компании и организация доставки;
  • осуществление валютного контроля в обслуживающем банке;
  • подготовка пакета документов и подача заявления в налоговую службу.

В зависимости от того, под какой код ТН ВЭД попадает продукция, могут так же потребоваться дополнительные документы для экспорта:

  • Лицензия МЭРТ на вывоз;
  • Разрешения на вывоз МО, ФСБ, ФАПРИД, министерства здравоохранения, министерства культуры, министерство природных ресурсов и других специальных ведомств;
  • Сертификаты на вывоз: ветеринарный, фитосанитарный;
  • Экспертные заключения (документы, подтверждающие, что товар не подлежит экспортному контролю, выданные компетентными органами).

Перечень документов для отгрузки в Узбекистан аналогичен перечню для других стран не ЕАЭС.

Предоставление документов по экспорту в ИФНС

Организации, осуществляющие экспортные операции и не подавшие заявление на отказ от применения, обязаны подтверждать 0% ставку НДС – сдавать декларацию и имеют право на возмещение входящих сумм НДС.

Следует обратить внимание, что отдельно по экспортной деятельности не получится подать декларацию, нужно предоставлять данные по всему объему хозяйственных операций в организации.

Для подтверждения необходимо предоставить следующие документы:

  • Контракт с иностранным покупателем.
  • Таможенная декларация об отгрузке товаров. Сейчас налоговая не требует постановление таможни о выпуске экспорта. Копию декларации можно загрузить из личного кабинета участника ВЭД или через Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.
  • Транспортные документы (СMR). При отправке ж/д, морским или авиа транспортом требуется железнодорожная или авиа накладная, коносамент.
  • Товаросопроводительные документы.
  • Декларация.

В каждом документе должны быть четко указаны реквизиты, все фамилии и подписи контрагентов.

Пакет документов по каждой отгрузке необходимо представить не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

С даты поступления документации в налоговые органы начинается камеральная проверка. Срок камеральной проверки уменьшился с 3 месяцев до 2-х с 04.09.2018 года. Если во время проверки у инспектора возникнут основания для подозрения в нарушении или обнаружатся ошибки, то срок может быть продлён до 3 месяцев. Если предоставляется уточнённая декларация, то начинается новая проверка.

ИФНС будет проверять:
  • была ли проявлена должная осмотрительность при выборе поставщика,
  • наличие и реальность подписи уполномоченных лиц на отгрузочных документах,
  • соответствие данных в счетах-фактурах и в договорах,
  • свидетелей сделок,
  • производство и склады,
  • отсутствие задолженности перед бюджетом,
  • наличие перевода на русский язык всей документации,
  • и прочее.

На практике налоговый инспектор может запросить дополнительные документы, поэтому необходимо следить за тем, чтобы все документы, сопутствующие сделке были правильно оформлены и надежно хранились.

ИФНС может вынести вердикт об отказе или о частичном возмещении. В случае несогласия с таким решением, следует обратиться в вышестоящую инстанцию с апелляционной жалобой.

В случае верно заполненных документов и положительного решения налоговых органов после камеральной проверки, через 6-8 месяцев после отгрузки из бюджета вам возместят НДС, ранее уплаченный за товар, или комплектующие и сырье, использованных при его изготовлении.

Можно опустить этап подтверждения нулевой ставки НДС и отказаться от её применения.

Сложности при самостоятельном оформлении экспорта

  • Валютный контроль – для суммы контракта более 6 млн. рублей, потребуется соблюдать валютное законодательство, ведь в случае нарушения сроков предоставления документов возможны значительные штрафы для юридических лиц. Банк имеет право запросить копии контрактов на сумму более 200 тыс. рублей.
  • Подтверждение нулевой ставки НДС для ИФНС – если не получится подтвердить по какой-либо причине, то придется уплатить в бюджет всю сумму НДС по полной ставке и плюс пени с даты отгрузки. К тому же, будет проведена камеральная проверка всей деятельности предприятия – её пройти под силу только «белым» компаниям с опытными бухгалтерами и юристами.
  • Прохождение таможенного контроля – очень важно правильно выбрать код ТН ВЭД, иначе может быть доначислена сумма, которую придётся уплачивать за свой счет, а не за счёт покупателя. Правильное заполнение декларации и соответствие букве закона – залог успешного прохождения через таможенный пост.
  • Оформление фитосанитарного сертификата – в случае, если товар или поддоны относятся к подкарантинной продукции. Для получения заключения нужно договариваться с инспектором о дате и времени его посещения перед непосредственной погрузкой на заявленный транспорт с указанием его госномера. К сожалению, некоторые узнают о существовании Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору лишь после того как груз встанет на таможне.
  • Выбор оптимального решения по доставке груза – в случае, если покупатель не выбрал самовывоз. Ошибка в выборе транспортной компании может сулить множество неприятностей: нарушение сроков грузоперевозки, пропажа товара, отказ возмещать стоимость груза и т.п.
  • Прочие совершенно неожиданные нюансы .

Почему следует обратиться именно к нам?

Иностранным покупателям вашей продукции мы предоставим скидку, предложим консолидацию товаров от нескольких поставщиков из России и организуем доставку

Избавим вас от тягот внешнеэкономической деятельности

Не нужно будет дополнительно оплачивать какие-либо услуги, связанные с экспортом

Опыт работы группы компаний с 2003 года в сфере ВЭД

С 2004 года являемся действительным членом Южно-Уральской Торгово-Промышленной Палаты (ЮУТПП)

Генеральный директор д.э.н. профессор Ахтямов М.К. член правления ЮУТПП, член Российско-Казахстанского делового совета (РКДС)

Не участвуем в коррупционных схемах

Не являемся фирмой «однодневкой» и дорожим своей репутацией

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


НДС при экспорте традиционно относится к сложным темам, которые вызывают у бухгалтера множество вопросов. Обязательно ли облагать экспортные отгрузки ставкой 0%? Каковы особенности экспорта в страны ЕАЭС? Есть ли нюансы в заполнении декларации при опоздании со сбором подтверждающих документов? Рассмотрим сложные моменты экспортного НДС в нашей статье.

Ставка НДС при экспорте

С одной стороны, НДС — это косвенный налог, уплачиваемый покупателем. Иностранные покупатели не подчиняются российскому НК РФ, следовательно, не должны уплачивать российский НДС. В связи с этим реализация иностранцам российских товаров и услуг должна происходить без налога.

С другой стороны, экспорт имеет большое значение для экономического роста страны, поэтому государство заинтересовано в том, чтобы бизнес стремился развивать продажи не только внутри страны, но и за ее пределами. Для повышения интереса предпринимателей к экспортным операциям существуют различные стимулирующие экономические инструменты. Одним из них является ставка НДС при экспортных операциях, равная 0%. На фоне достаточно высоких регулярных ставок НДС, одна из которых к тому же недавно была увеличена, применение нулевой ставки НДС при экспорте выглядит весьма привлекательно.

Напомним, какие ставки НДС существуют в России в 2019 году:

 11

Нулевая ставка

Пункт 7 ст. 164 НК РФ введен недавно и разрешает в некоторых ситуациях отказаться от ставки 0%:

11

Логично спросить, а с какой целью или по каким причинам можно отказаться от льготной ставки? Одна из причин такова: нельзя просто взять и применить ставку 0 НДС при экспорте, необходимо подтвердить ее. А подтверждение ставки 0 НДС при экспорте требует сбора большого количества документации, то есть трудовых и временных затрат.

Что нужно для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте, расскажем дальше.

Подтверждение права на ставку 0 процентов

Для доказательства правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте необходимо сформировать следующий пакет документов:

11

Вместо копий указанных документов п. 15 ст. 165 НК РФ позволяет представлять электронные реестры с указанием регистрационных номеров соответствующих деклараций.

Электронные реестры должны быть составлены по утвержденным форматам и отправлены в налоговый орган по ТКС через оператора ЭДО, должным образом зарегистрированного в РФ.

Необходимо иметь в виду, что в ходе проверки налоговики могут потребовать представить документы из электронного реестра.

Если налогоплательщик все же соберет весь пакет документов по истечении 180 дней и уплатит НДС по ст. 164 НК РФ, то право представить документы в налоговую сохраняется. Если налоговики придут к выводу, что ставка 0% стала подтвержденной, уплаченный ранее НДС с экспорта вернут налогоплательщику.

Пункт 10 ст. 165 НК РФ гласит, что декларация по НДС и документы-подтверждения надо сдавать в налоговую инспекцию одновременно.

Особенности учета НДС при наличии экспортных операций

Рассмотрим понятие экспорта применительно к товарам. При экспорте услуг НДС уплачивается в общем порядке, если они оказаны на территории РФ. Услуги не облагаются НДС, если оказаны за пределами РФ.

Если организация совершает как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, то п. 4 ст. 149 НК РФ предписывает вести раздельный учет таких операций, ведь одним из основных для принятия входного НДС от поставщика к вычету является условие о том, что приобретенный товар (работа, услуга) используется для операций, облагаемых НДС.

По аналогии можно говорить, что при применении ставки 0% возникает необходимость вести раздельный учет таких операций. Таким образом, необходим раздельный учет НДС при экспорте.

Обратимся к нормативной базе. Абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ предписывает вести раздельный учет НДС по правилам, установленным самим налогоплательщиком, если у него есть деятельность, облагаемая по ставке 0%. Однако из этого правила есть исключение: при экспорте несырьевых товаров, принятых на учет после 01.07.2016, раздельный учет можно не вести и принимать НДС к вычету в общем порядке.

Срок определения налоговой базы:

22

Налогоплательщики, применяющие УСН, согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, должны уплачивать НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Однако ничего не сказано о необходимости уплаты НДС при экспорте. Таким образом, при экспорте никаких обязанностей в части НДС у упрощенцев не возникает.

Вычет при экспортных операциях

Отнестись к процессу вычета НДС с особым вниманием необходимо лицам, кто занимается распределением НДС при экспорте.

Порядок применения вычетов при исчислении налога на экспорт описан в п. 3 ст. 172 НК РФ. В нем говорится, что экспортеры несырьевых товаров могут принимать к вычету входной НДС в общем порядке, то есть так же, как при обычной неэкспортной реализации. Данные правила были введены с 01.07.2016. Аналогичным образом поступают те экспортеры, кто отказался от использования льготной ставки.

Для экспортеров сырьевых товаров процесс применения вычетов зависит от того, собран пакет документов, подтверждающих нулевую ставку, или нет. Кроме того, если НДС был принят к вычету ранее, потребуется восстановление НДС при экспорте данного товара.

33

Заполнение декларации по НДС при экспорте

Декларация при экспорте несырьевых товаров

Пример заполнения декларации в части экспорта, то есть заполнения указанных строк, показан ниже.

3у

Как отчитаться по НДС, если экспортируют сырьевые товары

12

Заполненные разделы декларации (они могут быть в разных декларациях за разные налоговые периоды) представлены ниже:

efwe

Возмещение НДС при экспорте

Такая же ситуация, как с возвратом экспортного НДС, может возникнуть и по обычным операциям, проводимым внутри страны. Порядок возмещения экспортного НДС и обычного никак не различается. Отличается только пакет необходимых документов: как уже упоминалось, для возврата НДС при экспорте из России необходимо собрать документы, подтверждающие нулевую ставку налога.

Отличия экспорта в ЕАЭС и другие страны

На особых условиях находятся страны, входящие в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС):

21

Итак, какие особенности учета НДС при экспорте в Белоруссию и другие страны ЕАЭС существуют?

2ц

Несмотря на то что НДС при экспорте в Казахстан и прочие государства ЕАЭС равен нулю, так как в любом случае применяется нулевая налоговая ставка, счет-фактура должен быть составлен. Указание нулевой ставки НДС и кода вида товара по ТН ВЭД обязательно. Приведем пример заполнения счета-фактуры с указанием нулевой ставки НДС при экспорте в Белоруссию в 2019 году:

wd

Импорт из стран ЕАЭС

Главная особенность состоит в том, что при импорте из Казахстана в Россию НДС придется уплатить в любом случае, в отличие от уплаты НДС при экспорте в Казахстан. Даже упрощенцам и тем, кто от уплаты НДС освобожден.

Декларация по импортному НДС отличается от обычной декларации по данному налогу. Она представляется в налоговый орган по месту учета организации до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортных товаров к учету. Те же сроки установлены для уплаты данного налога. Впоследствии его можно принять к вычету.

Учет НДС при экспорте — достаточно трудоемкий процесс. Экспорт может облагаться по льготной нулевой ставке, но для этого необходимо в определенный срок представить в налоговую пакет документов. Если этого не сделать, необходимо будет применять к экспортным операциям регулярную ставку НДС.

Читайте также: