Гарантийный ремонт в декларации ндс

Опубликовано: 22.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Одним из видов деятельности организации (находится на ОСНО) является гарантийный ремонт автомашин. Данные услуги освобождались от НДС согласно п. 2 ст. 149 НК РФ. Начиная с 1 января 2019 года положение об освобождении от НДС услуг по проведению гарантийного ремонта перенесено из п. 2 в п. 3 ст. 149 НК РФ (а именно, пп. 13 п. 2 признан утратившим силу). Данная поправка дает организации возможность отказаться от льготы по освобождению от НДС и вычитать входной НДС с закупаемых для гарантийного ремонта запчастей. Необходимо ли организации представлять в налоговый орган по месту регистрации заявление об отказе от освобождения от НДС (и если это необходимо, то в какие сроки)? Можно ли будет подать данное заявление на 2019 год на отказ от данной льготы уже в 2019 году?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налогоплательщик вправе отказаться от применения освобождения от налогообложения НДС в отношении операций по гарантийному ремонту (обслуживанию) автомобилей начиная с I квартала 2019 года, подав соответствующее заявление либо в 2018 году, либо непосредственно 09.01.2019. При подаче заявления позднее, например 10.01.2019, право не применять "льготу" возникает уже со следующего налогового периода.

Обоснование вывода:
Действительно, с 1 января 2019 года вступают в силу изменения, уточняющие порядок освобождения от налогообложения услуг по гарантийному ремонту (обслуживанию) (п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ).
Так, с указанной даты утрачивает силу пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождающий от налогообложения НДС услуги, оказываемые на территории РФ без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.
В свою очередь, аналогичные положения, освобождающие от налогообложения НДС услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию) товаров, предусмотрены в новом пп. 37 п. 3 ст. 149 НК РФ. Заметим, приведенный пункт изложен в несколько иной, уточняющей формулировке, но не изменяющей сути операции*(1).
В отличие от операций, перечисленных в п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик, осуществляющий операции, предусмотренные п. 3 этой статьи, может отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. Такое право предоставлено п. 5 ст. 149 НК РФ. Этим же пунктом определен соответствующий порядок: налогоплательщику, изъявившему такое желание, следует представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (смотрите также письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@ "Об обзоре судебных актов. ").
Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Поэтому налогоплательщик, осуществляющий гарантийный ремонт, с 2019 года может принять решение об отказе от освобождения начиная с 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября, представив соответствующее заявление не позднее указанных дат. Следует учитывать, что не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
Вместе с тем новые положения вступают в силу только с 1 января 2019 года. Формально до указанной даты у налогоплательщика, осуществляющего гарантийный ремонт, нет оснований для подачи заявления об отказе от "льготы" до указанной даты (т.е. в 2018 году).
В связи с чем обращаем внимание на следующее.
Во-первых, формулировка "не позднее" предполагает включение указанной даты в срок. При этом срок для целей налогообложения исчисляется с учетом положений ст. 6.1 НК РФ. То есть в случае, когда налогоплательщик, осуществляющий операции, освобождаемые от налогообложения НДС на основании п. 3 ст. 149 НК РФ, решил воспользоваться правом отказа от освобождения с 01.01.2019, то соответствующее заявление должно быть представлено им в налоговый орган до 24 часов 09.01.2019 (поскольку в соответствии со ст. 112 ТК РФ именно этот день является первым рабочим днем после выходных и нерабочих праздничных дней в 2019 году). Что следует из разъяснений в письме ФНС России от 26.08.2010 N ШС-37-3/10064. Иными словами, даже если считать, что в 2018 году у налогоплательщика нет оснований для подачи заявления на освобождение от "льготы", то такое право может быть им реализовано непосредственно 09.01.2019.
Во-вторых, в письме Минфина России от 26.12.2016 N 03-07-07/78016 по ситуации, близкой к рассматриваемой, финансовое ведомство указало на возможность налогоплательщика подать соответствующее заявление в налоговой орган до вступления в силу конкретной нормы (в письме - также введенной в п. 3 ст. 149 НК РФ), руководствуясь информацией об официальном опубликовании Федерального Закона, которым данная норма была введена.
Принимая во внимание приведенные разъяснения и тот факт, что Федеральный закон от 27.11.2018 N 424-ФЗ на сегодняшний день официально опубликован, приходим к выводу о праве налогоплательщика отказаться от применения освобождения от налогообложения НДС в отношении операций по гарантийному ремонту (обслуживанию) автомобилей начиная с I квартала 2019 года, подав соответствующее заявление либо в 2018 году, либо 09.01.2019. При подаче такого заявления позднее, например 10.01.2019, право не применять "льготу" возникает у налогоплательщика, осуществляющего гарантийный ремонт, начиная со II квартал 2019 года (или в последующих налоговых периодах)

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС услуг по гарантийному ремонту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

26 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) На основании пп. 37 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ услуги по осуществлению ремонта и технического обслуживания товаров (в том числе медицинских товаров), включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, оказываемые в период гарантийного срока их эксплуатации в целях исполнения обязательств по гарантийному ремонту таких товаров, при условии невзимания дополнительной платы за такие услуги.

Будьте готовы, что льготы, заявленные в декларации по НДС, придётся подтвердить. Налоговая вышлет требование о пояснениях, на которое нужно ответить в течение пяти дней. С 23 ноября 2020 года направляйте в ответ электронный реестр подтверждающих документов по форме ФНС, тогда инспекция запросит только часть документов.

Когда и как подтверждать льготы по НДС в 2021 году

На льготы по НДС имеют право организации и предприниматели, которые занимаются определённой деятельностью (ст. 56 НК РФ). Например, от НДС освобождены продажа некоторой медтехники, булочек в школьной столовой, услуги по перевозке пассажиров, ритуальные услуги и пр.

Если вы указали такие льготы в разделе 7 декларации по НДС, будьте готовы подтвердить их налоговой (п. 6 ст. 88 НК РФ). ИФНС направит требование о пояснениях, ответить на которое нужно в течение пяти рабочих дней. Если этого не сделать, последует штраф — 5 000 рублей за первое и 20 000 рублей за повторное нарушение.

Как подать реестр документов, подтверждающих льготу

Реестр документов подаётся в ответ на требование налоговой о представлении пояснений. Начиная с 23 ноября 2020 года, его можно направлять по ТКС, в электронном виде в формате xml (письмо ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589).

Форма реестра рекомендована, но не обязательна. Подать пояснения можно в любом виде, но у электронного реестра по форме есть преимущество — только при его подаче налоговая потребует не все документы по льготе, а только часть. Если пояснения составлять не по форме или подать реестр в бумажном виде, документы придётся представлять в полном объёме.

Инспекция изучит информацию в представленном реестре и истребует документы, подтверждающие обоснованность налоговых льгот (ст. 93 НК РФ). С помощью системы АСК-НДС инспекция оценит уровень налогового риска организации. Именно от него зависит количество истребуемых документов — 5 % при низком уровне и до 40 % при высоком. На подачу документов отводится 10 рабочих дней со дня получения требования.

Есть ещё одно ограничение по списку документов — минимум 50 % от объема запрошенных документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены льготы.

Критерии оценки риск-ориентированного подхода

Критерии оценки риск-ориентированного подхода к проведению камеральных проверок деклараций с льготами приведены в письме ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и дополнены письмом от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589.

При проведении камеральных проверок налоговики учитывают совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее — СУР);
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС на правомерность применения налоговых льгот.

СУР автоматически распределяет плательщиков НДС на три группы риска: высокий, средний, низкий. Распределение основано на данных о налогоплательщике, которые есть в налоговой. Информация о присвоенной группе риска закрыта.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в программном комплексе «АСК НДС-2». Результаты оценки налоговики используют при камеральных, выездных и встречных проверках.

Как заполнить реестр документов по НДС

Порядок заполнения реестра дан в Приложении № 1 к Письму ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. Перечисляя все документы в реестре, сгруппируйте их сначала по кодам операций, затем по видам, а затем по контрагентам. Разберём заполнение по графам:

  • Графа 1 — семизначный код операции, который указали в разделе 7 декларации (приложение № 1 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  • Графа 2 — вид, группа, направление операции внутри кода налоговой льготы. Например, медицина — услуги по обязательному медицинскому страхованию, услуги по диагностике, профилактике и лечению, услуги скорой помощи и пр.
  • Графа 3 — сумма квартальной выручки по каждой операции из графы 2. В последней строке графы 3 «Всего по коду» укажите сумму выручки по всем операциям.
  • Графы 4, 5, 6 — наименование/ФИО, ИНН и КПП контрагента по договору.
  • Графы 7, 8, 9 — тип, номер и дата документа, подтверждающего льготу.
  • Графа 10 — общая сумма операции по контрагенту или нескольким контрагентам при использовании типового договора. Выручка по графе 10 суммируется по всем операциям с одним кодом и указывается в строке «Всего по коду».

Общую сумму льготной операции укажите в строке «Всего по коду».
Общую сумму по всем контрагентам укажите в строке «Всего сумма операции».

Пример реестра подтверждающих документов по НДС

Рассмотрим заполнение реестра на примере аптеки ООО «Булат». В I квартале 2021 года организация оказывала услуги по изготовлению лекарственных препаратов и ремонту протезно-ортопедических изделий.
Лекарства изготавливались по запросу городских медицинских учреждений. Общая сумма выручки по необлагаемым операциям — 500 000 рублей. Услуги по ремонту протезно-ортопедических изделий оказывались юридическим и физическим лицам на общую сумму 125 000 рублей.

Общая стоимость медицинских услуг, предоставленных аптекой, составила 625 000 рублей. Напомним, что такие медицинские услуги не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ).

Аптека сдала в налоговую декларацию по НДС за I квартал 2021 с заполненным разделом 7 по коду операции 1010269 (реализация услуг аптечных организаций) и получила требование о представлении пояснений по льготе. В ответ на требование «Булат» представит заполненный реестр:


Можно ли не отвечать на требование налоговой по льготам

Налоговики запрашивают пояснение практически по всем декларациям с заполненным разделом 7. При этом они ссылаются на п. 6 ст. 88 НК РФ. Но эта статья разрешает истребовать пояснения и документы именно по льготным операциям, а не по всем, которые освобождены от НДС или не признаются объектами налогообложения (ст. 146, 149 НК РФ). При истребовании органы должны опираться на понятие «льготы», закреплённое в п. 1 ст. 56 НК РФ.

Требовать подтверждения права на льготу налоговая может, только если организация на самом деле имеет преимущества перед другими налогоплательщиками. Иными словами, операции облагаются налогом не у всех, а только у компаний из определённых категорий. Например, не облагаются налогом и не являются льготными операции по продаже земли, гарантийному ремонту, распространению рекламных материалов стоимостью до 100 рублей за штуку, получению процентов по займам.

По таким операциям налоговики не вправе запрашивать документы (письма Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029 и от 03.12.2014 № 03-07-15/6190, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). Привлечь к ответственности и оштрафовать за непредставление пояснений в этом случае нельзя.

Письмо об отказе в представлении документов должно содержать ссылку на статью, в соответствии с которой операцию нельзя признать льготной. Вот пример:

«В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков и долей в них не признаются объектом обложения НДС. Отсутствие таких операций в перечне объектов налогообложения не является налоговой льготой. Правом не начислять НДС с выручки от продажи земельных участков могут пользоваться любые организации без каких-либо ограничений. В связи с этим ООО “Звезда” уведомляет об отказе представить документы, указанные в требовании от 12.04.2021 № 321».

  • Расхождения налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
  • Как возместить НДС быстрее — новые правила камеральных проверок
  • Новая декларация по НДС с IV квартала 2020 года. Что изменилось?
  • НДС при банкротстве: можно ли получить вычет
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

1. Не для кого не секрет, что налоговые органы при проведении камеральной проверки сравнивают налоговую базу по НДС и налогу на прибыль. И довольно часто данные суммы не сходятся. Как правило, причиной расхождения являются внереализационные доходы, которые не облагаются НДС. В связи с эти возникает вопрос: нужно ли их отражать в Разделе 7 декларации по НДС? Например, нужно ли отражать в декларации по НДС:

  • проценты по депозиту
  • проценты, начисленные банком на остаток денежных средств по счету
  • курсовые разницы
  • штрафы по хозяйственным договорам
  • списанную по истечение срока исковой давности кредиторскую задолженность

Для начала, давайте разберемся, кто должен заполнить Раздел 7 декларации по НДС? Порядок заполнения раздела 7 декларации по НДС приведен в разделе XII Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок заполнения декларации). И в нем есть ответ на наш вопрос.

В графе 1 Раздела 7 Декларации по НДС необходимо указать код операции из Приложения № 1 к Порядку заполнения декларации, а в графе 2 по каждому коду операции — стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) и приведен перечень случаев, при которых эту графу нужно заполнить (п.44.3 Порядка заполнения декларации). Из этого следует, что раздел 7 должны заполнить только те налогоплательщики и налоговые агенты по НДС, которые в прошедшем квартале осуществили:

  • операции по реализации, не облагаемы НДС (освобождаемые от НДС) в соответствии со ст.149 НК РФ;
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения, перечисленные в п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 39 НК РФ;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ в соответствии со ст. ст. 147, 148 НК РФ.

Также должны заполнить Раздел 7 налогоплательщики, получившие суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев. Для этого есть специальная строка 010.

Обратите внимание, в Порядке заполнения декларации приведен закрытый перечень операций, которые должны быть отражены в Разделе 7. Все внереализационные доходы, указанные в вопросе (курсовые разницы, штрафы по хозяйственным договорам, списанная кредиторская задолженность, процентный доход по депозиту, проценты, начисленные банком на остаток денежных средств по счету) к данным операциям не относятся.

При получении таких доходов отсутствует факт реализации товаров (работ, услуг) (п.1 ст.39 НК РФ), т.е. налогоплательщик не реализует товары, не выполняет работы и не оказывает услуги.

А значит на основании п.1 ст.146 НК РФ нет объекта обложения НДС. Кроме того, для отражения операций, не являющихся объектом обложения НДС именно в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ не предусмотрены коды, которые указывают в графе 1 Раздела 7 (пункты 44.2 — 44.5 Порядка), что еще раз подтверждает, что «необъекты» по п.1 ст.146 НК РФ (отсутствие реализации) в разделе 7 декларации не отражаются.

Таким образом, внереализационные доходы, перечисленные в вопросе, отражать в Разделе 7 декларации по НДС не нужно.


2. Наша организация выдала заем своему работнику под проценты. Нужно ли заполнять Раздел 7 декларации, и если нужно, то какой код указать в графе 1?

Операции по предоставлению займа в денежной форме, включая проценты по ним освобождаются от НДС в соответствии с п.п. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Соответственно такие необлагаемые операции должны быть включены в Раздел 7 декларации по НДС(пункты 44.2 — 44.5 Порядка заполнения декларации).

Но в разделе 7 декларации нужно отразить только сумму процентов, начисленных за квартал, а сумма предоставленного займа не отражается (Письмо ФНС РФ от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7896). Данные о сумме начисленных процентов указывают в графе 2 Раздела 7(п.44.3 Порядка заполнения декларации). При этом в графе 1 указывается код 1010292 (п. 44.2 Порядка заполнения декларации).

3. А нужно ли заполнить Разделе 7 при начислении купонного дохода по облигациям?

Начисленные проценты по облигациям Минфин РФ квалифицирует в качестве процентов по займу (Письмо Минфина России от 03.02.2016 N 03-07-11/5310). Свою позицию он обосновал тем, что в соответствии со ст. 816 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. Поэтому начисленный купонный доход следует отразить в разделе 7 декларации по НДС так же как и начисленные проценты по выданным займам, указав в графе 1 код операции 1010292 .

4. Как заполнить графы 1 и 2 Раздела 7 декларации по НДС при раздаче товаров в рекламных целях, не облагаемых НДС?

Действительно, передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей не облагаются НДС в соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ. При заполнении раздела 7 декларации по НДС в графе 1 следует указать код операции 1010275, а в графе 2 — стоимость отгруженных товаров (работ, услуг).

Учитывая, что товары в рекламных целях раздаются без взимания оплаты, в графе 2 следует указать рыночную стоимость розданных рекламных товаров, а при невозможности ее определения — стоимость этих рекламных товаров, исчисленную исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (создание) и передачу (это и будет рыночная цена).

Такие выводы можно сделать из разъяснений Минфина РФ (Письма Минфина России от 20.07.2017 N 03-07-11/46167, от 27.04.2010 N 03-07-07/17, от 26.10.2016 N 03-07-11/62251).

5. Наша организация является производителем товаров и сама осуществляет их гарантийный ремонт. Как заполнить графу 2 Раздела 7 декларации, если плата за гарантийный ремонт не взимается?

Услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, освобождены от обложения НДС (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ). Поэтому в графе 1 Раздела 7 декларации следует указать код 1010244.

В графе 2 раздела 7 декларации по НДС, как уже говорилось, отражается стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению. Но что считать стоимостью реализованных услуг (работ) в случае выполнения гарантийного ремонта

Порядок заполнения декларации не уточняет. Учитывая, что услуги по гарантийному ремонту оказываются собственными силами (т.е. выручка от реализации отсутствует) и без дополнительной оплаты (т.е. стоимость гарантийного ремонта для покупателя равна нулю), считаем, что в данной графе следует указать цифру ноль. К сожалению, разъяснений Минфина и ФНС России по данному вопросу нет, автор можем выразить лишь экспертную точку зрения.

6. Как заполнить графы 3 и 4 Раздела 7 декларации по НДС, что в них указывать?

В графе 3 по каждому коду операции, отражается стоимость товаров (работ, услуг), при приобретении которых продавец не предъявил НДС (п. 44.4 Порядка заполнения декларации):

Например:
При реализации ценных бумаг, в графе 3 может быть отражена стоимость приобретения ценных бумаг (такая операция НДС не облагается), а при раздаче товаров в рекламных целях, в случае, если такая операция освобождена от НДС в графе 3 можно указать стоимость рекламных сувениров, приобретенных у организации, применяющей УСН.

В графе 4 по каждому коду операции, отражаются суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, которые не подлежат вычету в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 170 НК РФ (п.44.5 Порядка заполнения декларации).

Т.е. в этой графе нужно отразить суммы НДС, не принятые к вычету при осуществлении раздельного учета.

Обратите внимание, что с 1 января 2018 года «правило 5%», позволяющее не вести раздельный учет и принимать к вычету всю сумму НДС официально изменилось (п.4 ст.170 НК РФ). НДС, относящийся исключительно к необлагаемым операциям к вычету принять нельзя, не зависимо от доли расходов на необлагаемые операции. Если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышают 5%, то налогоплательщик вправе принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, т.е. НДС, относящегося к товарам (работам, услугам), приобретенным одновременно для облагаемых и для необлагаемых операций.

Иными словами, при применении «правила 5%» у налогоплательщика нет необходимости распределять входной НДС в пропорции между облагаемыми и необлагаемыми операциями (такой НДС можно принять к вычету). При этом необходимо вести раздельный учет НДС, относящегося исключительно к облагаемым операциям (его принимаю к вычету) и исключительно к необлагаемым операциям (его включают в стоимость приобретений) (п.4 ст.170 НК РФ).

Заметим, что аналогичные разъяснения давала ФНС РФ еще в 2017 году с учетом Определения ВС РФ (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, Письмо ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@).

Соответственно, при проверке Раздела 7 декларации по НДС налоговые органы будут уделять особое внимание графам 3 и 4. Отсутствие сумм НДС, не принятых к вычету в графе 4 и одновременное отсутствие стоимости «безНДСных» приобретений в графе 3 позволит налоговым органам сделать вывод об отсутствии у налогоплательщика раздельного учета входного НДС.

Конечно, если по операциям, указанным в Разделе 7 могут быть какие-то расходы. Например, если налогоплательщик отражает в Разделе 7 декларации по НДС проценты по выданным займам, то скорее всего отразить в графе 4 и 3 ему будет нечего (расходов по займу, так же как и предъявленного НДС по таким расходам как правило нет).


Среди современных способов доведения товара до конечного покупателя модель, в которой не участвует специализирующийся на продажах субъект, — исключение. Нередко продавцы стимулируют продажи реализуемого товара путем предоставления покупателям дополнительных преференций. Одна из них — увеличение гарантийного срока, установленного изготовителем.

В этой статье рассматривается вопрос о возможности освобождения от обложения НДС реализации услуг по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию в пределах срока, установленного продавцом товара сверх гарантийного срока, установленного изготовителем.

Течение гарантийного срока — условие освобождения от обложения НДС (1 ур)

По смыслу подп. 13 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ для применения освобождения от обложения НДС в связи с оказанием услуг по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию (далее — услуги по гарантийному ремонту) необходимо выполнение следующих условий:

— оказываемая услуга должна заключаться в проведении ремонта и технического обслуживания;

— указанный ремонт и техническое обслуживание должны производиться в период гарантийного срока эксплуатации товаров;

— оказание данной услуги должно производиться без взимания дополнительной платы с покупателя товара.

Точно так же эти условия воспринимаются и в арбитражной практике (см. постановление ФАС Московского округа от 10.12.2007 № КА-А40/12621-07).

Понятие гарантийного срока в отраслевом законодательстве (1 ур)

В НК РФ понятие «гарантийный срок» специально для применения в налоговых отношениях не определено. Поэтому в целях налогообложения использовать его нужно в том значении, в котором оно употребляется в отраслевом законодательстве (п. 1 ст. 11 НК РФ).

К профильным нормативно-правовыми актам, на которые можно ориентироваться при выборе применимого к налоговым правоотношениям значения понятия «гарантийный срок», следует отнести Гражданский кодекс РФ и Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).

Из буквального содержания норм Закона о защите прав потребителей следует, что гарантийный срок может устанавливаться изготовителем (п. 6 ст. 5) и продавцом — только если он не установлен изготовителем (п. 7 ст. 5). При этом указанный закон предусматривает возможность принятия продавцом на себя обязательства в отношении недостатков товаров, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем, однако такое обязательство не входит в объем понятия «гарантийный срок» и обозначается как «дополнительное обязательство продавца».

С точки зрения Закона о защите прав потребителей, различия в правовом режиме гарантийного срока и дополнительного обязательства обусловлены различным регулированием отношений между сторонами. При установлении гарантийного срока требования потребителя должны быть удовлетворены в соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей, а при принятии на себя дополнительного обязательства его содержание, срок действия и порядок осуществления потребителем прав по нему определяются договором между потребителем и продавцом (абз. 2 п. 7).

Гражданское законодательство под гарантийным сроком подразумевает установленный в договоре купли-продажи (т.е. в договоре между продавцом и покупателем) отрезок времени, в течение которого переданный продавцом покупателю товар должен соответствовать законодательным требованиям к качеству товара (п. 2 ст. 470 ГК РФ). Понятие «дополнительное обязательство» в ГК РФ вообще не предусмотрено.

Таким образом, в гражданском законодательстве термин «гарантийный срок» может применяться к различным предметам регулирования. Можно выделить «гарантийный срок» в узком смысле (как определяет его Закон о защите прав потребителей) и в широком смысле (как определяет его ГК РФ).

Какой термин «гарантийный срок» применять в налоговых правоотношениях? (1 ур)

Для того чтобы понять, какое значение нужно вкладывать в термин «гарантийный срок» при рассмотрении налоговых отношений, нужно правильно определить нормы, которыми должны регулироваться те гражданско-правовые отношения, для которых подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС.

Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, одной стороной в которых всегда является потребитель, а в качестве другой могут выступать изготовитель, исполнитель и продавец. Иными словами, данным законом регулируются отношения, вытекающие из таких разновидностей договоров купли-продажи, одной стороной в которых всегда выступает гражданин, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Нормами главы 30 ГК РФ, которыми установлено одно из вышеприведенных определений «гарантийного срока», регулируются отношения, вытекающие из договора купли-продажи. Причем ст. 470 ГК РФ, содержащая это определение, вынесена в параграф, который включает общие для всех разновидностей договора купли-продажи положения (в частности, как для поставки, так и для розничной купли-продажи).

С точки зрения налогового законодательства, не имеет значения, по какому гражданско-правовому договору был реализован товар — по договору поставки или розничной купли-продажи. В любом случае реализация товара облагается НДС в одном порядке. Это соответствует общим принципам налогообложения — налоги имеют экономическое основание и не могут быть дискриминационными. Если предположить, что освобождение от обложения НДС услуг по гарантийному ремонту применяется только в течение гарантийного срока в узком смысле (т.е. только в течение срока, который установлен изготовителем товара), то такой подход и будет означать наличие дискриминации и нарушение экономического принципа при установлении налогов.

Действительно, в эквивалентных условиях может быть допущено различное налогообложение в зависимости от того, кто является покупателем — гражданин (потребитель) или коммерческая организация (т.е. возникает дискриминация). Кроме того, различный порядок налогообложения возможен и в отношении одинаковых экономических ситуаций — во всех случаях гарантийный ремонт выполняется без взимания платы с покупателя. Однако, в одном случае (при использовании термина «гарантийный ремонт» в узком значении) происходит обложение НДС, а в другом (при использовании термина «гарантийный ремонт» в широком значении) — нет.

Следовательно, в целях применения подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ следует использовать термин «гарантийный срок» в том значении, в котором он используется в главе 30 ГК РФ (в широком значении). Иначе говоря, услуги по гарантийному ремонту, оказываемые покупателям в течение гарантийного срока, установленного продавцом, должны освобождаться от обложения НДС.

Анализ правоприменительной практики (1 ур)

Минфин России. Изложенная выше позиция находит подтверждение в отдельных письмах финансовых органов. Минфин России в письме от 05.02.2008 № 03-11-04/2/26 указал, что «услуги по гарантийному ремонту товаров (транспортных средств), оказываемые организацией, заключившей договоры как с заводом — изготовителем данных товаров, так и с торгующей организацией, освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость при условии фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации указанных товаров».

Налоговые органы. В письме УФНС России по г. Москве от 16.05.2007 № 19-11/045476 указано, что освобождение или неосвобождение от обложения НДС операций, подобных предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ, не может быть поставлено в зависимость от того, «кто является покупателем соответствующих товаров (работ, услуг)». Этот довод также может быть использован в пользу применения освобождения от обложения НДС услуг по гарантийному ремонту в рамах гарантийного срока, установленного продавцом, а не изготовителем.

Арбитражный суд. Кроме того, есть позиция Федерального арбитражного суда Московского округа, в соответствии с которой положения Закона о защите прав потребителей не исключают возможности установления гарантийного срока любым третьим лицом (не изготовителем и не продавцом, реализующим товар конечному покупателю). Так, в постановлении от 30.10.2003 № КА-А40/8536-03 названный суд указал, что «право потребителя требовать от конечного продавца или изготовителя товара устранения недостатков товара (на что ссылается Инспекция, приводя положения Закона РФ «О защите прав потребителей») не означает запрета на установление гарантийного срока любым третьим лицом». Данной позицией, во-первых, подтверждается возможность установления гарантийного срока в смысле, придаваемом ему Законом о защите прав потребителей, не только изготовителем и даже не только продавцом, который реализует товар конечному покупателю, но и субъектами, которые играют роль связующего звена между этими участниками отношений, а во-вторых, позволяет отходить от буквального толкования норм Закона о защите прав потребителей при применении термина «гарантийный срок» к налоговым правоотношениям.

Варианты аргументов для налогового спора (1 ур)

Ранее действовавшая инструкция Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (утратила силу в связи с вступлением в силу главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ) (далее — инструкция) содержала указание на то, что услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров выполняются за счет средств, учтенных изготовителем в цене товара (абз. 3 п. 39 инструкции). Тогда льготирование стоимости услуг по гарантийному ремонту объясняется тем, что с нее изготовителем уже уплачен налог, так как расходы на гарантийный ремонт изначально были учтены в стоимости реализуемого товара.

После отмены инструкции законодательное регулирование обязательства, возникающего вследствие передачи продавцом (изготовителем) некачественного товара, не претерпело сколько-нибудь существенных изменений. Следовательно, поскольку сохраняется императивная обязанность продавца (изготовителя) по устранению недостатков в переданном товаре (ст. 475 ГК РФ, ст. 18 Закона о защите прав потребителей), продавец экономически учитывает предстоящие расходы на гарантийный ремонт в стоимости реализуемых товаров.

Применение этого подхода подтверждает возможность применения освобождения к реализации услуг по гарантийному ремонту, оплачиваемых продавцом, т.к. в его рамках не имеют значения различия в субъекте оплаты услуг и источниках регламентации содержания отношений между сторонами в ходе гарантийного срока и в рамках дополнительного обязательства. Рассмотрим вариант такой защиты.

Вариант 1. Налогообложения не возникает, поскольку налог уже уплачен (2 ур)

Разумно предполагать, что стоимость понесенных расходов на организацию гарантийного обслуживания экономически закладывается в разницу между ценой приобретения продавцом товаров у изготовителя и ценой, по которой эти товары в дальнейшем им отчуждаются. Эта разница подлежит обложению НДС у продавца, соответственно, обложение НДС реализации услуг по гарантийному ремонту при взятом на себя продавцом дополнительном обязательстве приведет к двойному налогообложению у него одних и тех же сумм, что является недопустимым.

Этот вывод следует из сути рассматриваемых правоотношений, однако «слепое следование» этому аргументу в случае возникновения спора может привести к тому, что изготовитель или продавец должен доказывать, что стоимость гарантийного ремонта фактически включена в стоимость товара. Если это утверждение не будет доказано, то налоговый орган сможет отказать в применении освобождения только лишь на том основании, что двойного налогообложения не возникает, поскольку стоимость гарантийного ремонта не закладывалась в стоимость товара.

Вариант 2. Получение счета-фактуры с НДС от сервисной организации (2 ур)

Если организация принимает решение о том, что реализация услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию в течение срока, установленного продавцом, подлежит обложению НДС, ей стоит обратить внимание на следующее.

С одной стороны, формулировка п. 5 ст. 149 НК РФ позволяет предположить, что налогоплательщики, оказывающие услуги, предусмотренные подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ, не вправе отказаться от данной льготы и, соответственно, не имеют права выставлять НДС за свои услуги. Эта позиция подтверждается в письме УФНС России по г. Москве от 16.05.2007 № 19-11/045476: применение освобождения от обложения НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 2 ст. 149 НК РФ (в т.ч. услуг по гарантийному ремонту), является обязательным для налогоплательщиков.

С другой стороны, п. 5 ст. 173 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики, имеющие право на льготу, но все же выставившие счет-фактуру покупателю с выделением суммы налога, обязаны уплатить этот НДС в бюджет. Таким образом, налицо законодательная коллизия о налоговых последствиях предъявления и оплаты НДС по счету-фактуре за гарантийный ремонт.

Если счет-фактура все же выставлен организацией, непосредственно оказывающей услуги по гарантийному ремонту (далее — сервисная организация), и «входной» НДС уплачен продавцом, то это обстоятельство не лишает его возможности применить налоговый вычет по таким услугам. Основанием принять к вычету предъявленный налог будет являться счет-фактура сервисной организации и принятие к учету оказанных услуг.

Предложенный подход согласуется с позицией высшей судебной инстанции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06. По данному делу ВАС РФ признал правомерность применения покупателем налогового вычета в случае предъявления продавцом счета-фактуры с выделенной суммой НДС по необлагаемым операциям (услуги вневедомственной охраны). Аналогичные выводы содержат постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2006 № А82-15226/2005-99, Московского округа от 20.11.2006, 27.11.2006 № КА-А40/11296-06, Северо-Западного округа от 14.08.2008 по делу № А56-1302/2006, от 24.11.2006 № А56-13319/2006.

Однако в связи с рассмотренной выше неопределенностью в нормах ст. 149 НК РФ возможно предъявление налоговыми органами претензии к организации, которая оплачивала услуги по гарантийному ремонту товаров по счетам, включающим НДС, в том случае, если налоговый орган займет позицию, согласно которой обязательному применению подлежала льгота, предусмотренная подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ. В подобной ситуации в применении вычета НДС может быть отказано (незаконно, по их мнению, предъявленного сервисными центрами).

Регулярная отчетность по НДС требует от бухгалтера особой внимательности и точного понимания порядка заполнения всех строк декларации. Неверно проставленные коды или нарушение контрольных соотношений – причина отказа в приеме отчета, проведения камеральной проверки или привлечения к административной/налоговой ответственности.

Регламент сдачи отчетности

По действующему налоговому законодательству все декларации по НДС в обязательном порядке сдаются по ТКС-каналам. При формировании отчета необходимо следить за изменениями, вносимыми Министерством финансов в электронный формат документа. Для корректной сдачи декларации следует использовать только актуальную версию отчета.

На составление отчета плательщику НДС или налоговому агенту дается 25 дней после завершения квартала.

Имейте в виду: использование бумажного варианта декларации по НДС допускается лишь для тех субъектов хозяйственной деятельности, которые освобождены от налога на законном основании либо не признаны плательщиками НДС и отдельные категории налоговых агентов.

Состав декларации

Квартальная декларация по НДС содержит два раздела, обязательных к заполнению:

  • головной (титульный лист);
  • сумма НДС, подлежащих уплате в бюджет/возврату из бюджета.

Отчетный документ с упрощенным вариантом оформления (Титул и раздел 1 с проставленными прочерками) представляются в следующих случаях:

  • осуществление в подотчетном периоде хозяйственных операций, не подлежащих обложению НДС;
  • ведение деятельности за пределами российской территории;
  • наличие производственных/товарных операций длительного периода действия – когда для окончательного выполнения работ требуется более полугода;
  • субъект коммерческой деятельности применяет спецрежимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, ПСН, УСНО);
  • при выставлении счета-фактуры с выделенным налогом налогоплательщиком, освобожденным от НДС.

При наличии указанных предпосылок суммы реализации по льготируемым видам деятельности проставляются в разделе 7 декларации.

Для субъектов налогообложения, ведущих деятельность с применением НДС, обязательно заполнение всех разделов декларации, имеющих соответствующие цифровые показатели:

Раздел 2 – исчисленные суммы НДС для организаций/ИП, имеющих статус налоговых агентов;

Раздел 3 – суммы реализации, подпадающие под обложение налогом;

Разделы 4,5,6 – используются при наличии хозяйственных операций по нулевой налоговой ставке или не имеющих подтвержденного статуса «нулевиков;

Раздел 7 – указываются данные по освобожденным от НДС операциям;

Разделы 8 – 12 включают в себя свод сведений из книги покупок, книги продаж и журнала выставленных счетов-фактур и заполняются всеми плательщиками НДС, применяющими налоговые вычеты.

Заполнение разделов декларации

Отчетный регламент по НДС должен соответствовать требованиям инструкции Минфина и ФНС, изложенной в приказе № ММВ-7-3/558 от 29.10.2014г.

Титульный лист

Порядок заполнения главного листа декларации по НДС не отличается от правил, установленных для всех видов отчетности в ФНС:

  • Данные об ИНН и КПП плательщика прописываются в верхней части листа и не отличаются от сведений в регистрационных документах;
  • Налоговый период указывается кодовым обозначением, принятым для налоговой отчетности. Расшифровка кодов указана в приложении № 3 к Инструкции по заполнению Декларации.
  • Код налоговой инспекции – декларация представляется в то подразделение ФНС, где плательщик зарегистрирован. Точная информация обо всех кодах территориальных налоговых органов обнародована на сайте ФНС.
  • Наименование субъекта предпринимательской деятельности – в точности соответствует названию, указанному в учредительной документации.
  • Код ОКВЭД – в титульном листе прописывается основной вид деятельности по статистическому коду. Показатель указан в информационном письме Росстата и в выписке ЕГРЮЛ.
  • Контактный номер телефона, количество заполненных и передаваемых листов декларации и приложений.

Образец налоговой декларация по НДС, часть 1

На титульном листе проставляется подпись представителя плательщика и дата формирования отчета. В правой части листа отведено место для подтверждающих записей уполномоченного лица налоговой службы.

Раздел 1

Раздел 1 является итоговым разделом, в котором плательщик НДС сообщает о суммах, подлежащих уплате или возмещению по результатам бухгалтерского/налогового учета и сведениям из раздела 3 декларации.

В листе обязательно указывается код территориального образования (ОКТМО), где налогоплательщик осуществляет деятельность и состоит на учете. В строке 020 фиксируется КБК (код бюджетной классификации) по этому виду налога. Плательщики НДС ориентируются на КБК по стандартной деятельности – 182 103 01 00001 1000 110. Уточнить КБК можно в последней редакции приказа Минфина № 65н от 01.07.2013г.

Внимание: при неточном указании КБК в декларации по НДС уплаченный налог не поступит на лицевой счет налогоплательщика и будет депонирован на счетах Федерального казначейства до выяснения принадлежности платежа. За просрочку уплаты налога будет начислена пеня.

Строка 030 заполняется только в том случае, если счет-фактура выставляется налогоплательщиком-льготником, освобожденным от НДС.

В строках 040 и 050 следует записать суммы, полученные по расчету налога. Если результат подсчета положительный, то сумма НДС к уплате указывается в строке 040, при отрицательном итоге результат записывается в строку 050 и подлежит возмещению из госбюджета.

Образец налоговой декларация по НДС, часть 2

Раздел 2

Этот раздел обязаны заполнять налоговые агенты по каждой организации, в отношении которой они имеют этот статус. Это могут быть зарубежные партнеры, не уплачивающие НДС, арендодатели и продавцы муниципального имущества.

Для каждого контрагента заполняется отдельный лист раздела 2, где обязательно указывается его название, ИНН (при наличии), КБК и код операции.

При перепродаже конфиската или осуществлении торговых операций с иностранными партнерами налоговые агенты заполняют строки 080-100 раздела 2 – величина отгрузки и суммы, поступившие в качестве предоплаты. Итоговая сумма, подлежащая уплате налоговым агентом, отражается в строке 060 с учетом величин, проставленных в следующих строках – 080 и 090. Сумма налогового вычета по реализованным авансам (стр.100) уменьшает конечную сумму НДС.

Раздел 3

Основной раздел отчетности по НДС, в котором налогоплательщики совершают расчет подлежащего уплате/возмещению налога по предусмотренным законодательством ставкам, вызывает наибольшее количество вопросов у бухгалтеров. Последовательное заполнение строк раздела выглядит следующим образом:

  • В стр.010-040 отражается величина выручки от реализации (по отгрузке), облагаемой, соответственно, по применяемым налоговым и расчетным ставкам. Сумма, зафиксированная в этих строках, должна равняться величине дохода, учтенного на счете 90.1 и показанного в расчете налога на прибыль. При обнаружении расхождений показателей в декларациях фискальные органы затребуют пояснений.
  • Стр. 050 заполняется в частном случае – когда продается организация, как комплекс учетных активов. База налогообложения в этом случае – балансовая стоимость имущества, умноженная на специальный поправочный показатель.
  • Стр. 060 касается производственных и строительных организаций, ведущих СМР для собственных нужд. В этой строке воспроизводится стоимость выполненных работ, включающая в себя все реальные затраты, понесенные при строительстве или монтаже.
  • Стр.070 – в графе «Налоговая база» в этой строке следут поставить сумму всех денежных поступлений, поступивших в счет предстоящий поставок. Сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118 или 10/110, в зависимости от вида товаров/услуг/работ. Если реализация происходит в течение 5 дней после того, как предоплата «упадет» на расчетный счет, то эта сумма не указывается в декларации, как полученный аванс.

Образец налоговой декларация по НДС, часть 3

В разделе 3 необходимо проставить суммы НДС, которые, в соответствии с требованиями п.3 ст.170 НК необходимо восстановить в налоговом учете. Это касается сумм, задекларированных ранее как налоговые вычеты по льготным основаниям – применение спецрежима, освобождение от обложения НДС. Восстановленные величины налога суммарно отражаются в стр. 080, с конкретизацией по строкам 090 и 100.

В строках 105-109 вводятся данные о корректировке сумм НДС в учете на протяжении подотчетного периода. Это может быть ошибочное применение пониженной налоговой ставки, неправомерное отнесение операций к необлагаемым или невозможность подтверждения нулевой ставки.

Общая величина начисленного НДС указывается в строке 110 и состоит из суммы всех показателей, отраженных в графе 5 строк 010-080, 105-109. Конечная цифра налога должна равняться сумме НДС в книге продаж по итогу оборотов за отчетный квартал.

Строки 120-190 (графа 3) посвящены вычетам, призванным сумму НДС к уплате:

  • Величина вычетов по строке 120 формируется на основании полученных от контрагентов-поставщиков счетов-фактур и равна сумме НДС в книге покупок.
  • Строка 130 заполняется по аналогии со стр. 070, но содержит данные от суммы налога, уплаченного поставщику, как предварительная оплата.
  • Строка 140 дублирует строку 060 и отражает налог, исчисленный от суммы фактических издержек при проведении СМР для нужд налогоплательщика.
  • Строки 150 – 160 относятся к внешнеторговой деятельности и составляют суммы НДС, уплаченные на таможне или начисленные на стоимость товаров, ввезенных в Россию из стран ТС.
  • В строке 170 необходимо прописать размер НДС, ранее начисленный на поступившие авансы, если в отчетном квартале произошла реализация.
  • Строка 180 заполняется налоговыми агентами и содержит величину НДС, указанную в строке 060 Раздела 2.

Результат от сложения сумм вычетов по всем законным основаниям фиксируется в строке 190, а строки 200 и 210 – итог от совершения арифметических действий между строками 110 гр.5 и 190 гр.3. Если результат от вычитания из начисленного НДС суммы вычетов будет положительным, то полученная величина отражается в строке 200, как НДС к уплате. В противном случае, если размер вычетов превышает рассчитанную сумму НДС, следует заполнить стр. 210 гр. 3, как НДС к возмещению.

Отраженные в строках 200 или 210 раздела 3 суммы налога должны попасть в строки 040-050 раздела 1.

В декларации по НДС предусмотрено заполнение двух приложений к разделу 3. Эти формуляры заполняются:

  • По основным средствам, которые используются в не облагаемой НДС деятельности. Важное условие – налог по этим активам ранее был принят к вычету и теперь подлежит восстановлению в течение 10 лет. В приложении отражается индивидуально вид ОС, дата ввода в эксплуатацию, сумма, принятая к вычету за текущий год. Это приложение должно быть заполнено только в декларации за 4 квартал.
  • По зарубежным компаниям, работающим на территории РФ через собственные представительства/филиалы.

Разделы 4, 5, 6

Указанные разделы подлежат заполнению только теми плательщиками, которые в своей деятельности используют право на применение нулевой ставки НДС. Отличие между разделами состоит в некоторых нюансах:

  • Раздел 4 заполняется налогоплательщиком, который способен документально подтвердить правомерное использование ставки в 0%. В разделе 4 предусмотрено обязательно отражение кода хозяйственной операции, суммы полученной выручки и величины декларируемого налогового вычета.
  • Раздел 6 заполняется в случаях, когда на дату представления декларации налогоплательщик не успел собрать полный пакет документов для подтверждения льготы. Необоснованные операции вносятся в раздел 6, но впоследствии могут быть приняты к возмещению и перенесены в раздел 4. Для этого необходимо наличие документации.
  • Раздел 5 предстоит заполнить тем «нулевикам», которые ранее заявили вычет по документам, но получили право на применение льготной ставки только в данном отчетном периоде.

Важно: при наличии нескольких оснований по применению раздела 5 налогоплательщик должен заполнить раздельно каждый отчетный период, когда был заявлен вычет.

Раздел 7

Этот лист предназначен для передачи сведений по операциям, которые были совершены в отчетном квартале и, согласно ст. 149 п.2 НК РФ, освобождены от обложения НДС. Все задокументированные коммерческие действия группируются по кодам, которые поименованы в Приложении № 1 к действующей инструкции.

К категории операций, отражаемых в разделе 7, относятся и денежные суммы, поступившие на банковский счет налогоплательщика в счет готовящихся поставок.

Необходимо соблюсти только одно условие – изготовление продукции или претворение работ носит долговременный характер и будет завершено через 6 календарных месяцев.

Разделы 8, 9

Относительно недавно появившиеся разделы предусматривают внесение в декларацию сведений, перечисленных в книге продаж/книге покупок за подотчетный период. Для того, чтобы фискальные органы могли автоматически провести камеральную проверку, в этих листах указываются все контрагенты, «попавшие» в налоговые регистры по НДС.

Образец налоговой декларация по НДС, часть 4

Образец налоговой декларация по НДС, часть 5

По регламенту в разделах 8 и 9 следует раскрыть информацию о поставщиках и покупателях (ИНН, КПП), реквизитах полученных или выданных счетах-фактурах, стоимостных характеристиках товаров/услуг, суммах выручки и начисленного НДС.

Важно: модули электронной отчетности дают возможность до сдачи декларации провести сверку данных разделов 8 и 9 с контрагентами. Иначе, в случае несоответствия данных в ходе перекрестной проверки в ИФНС суммы к вычету, не соответствующие книге продаж поставщика, могут быть исключены из расчета и сумма НДС к уплате возрастет.

В случае исправления данных в ранее задекларированные счета-фактуры налогоплательщик обязан сформировать приложения к разделам 8 и 9.

Раздел 10, 11

Эти листы носят специфический характер и подлежат оформлению только субъектам предпринимательства нескольких категорий:

  • комиссионеры и агенты, работающие в пользу третьих лиц;
  • лица, оказывающие экспедиторские услуги;
  • предприятия-застройщики.

В разделах 10-11 должны быть перечислены сведения из журнала полученных и предъявленных счетов-фактур с суммами НДС и облагаемого оборота.

Раздел 12

Лист предназначен для включения в декларацию налогоплательщиками, имеющими освобождение от НДС. Критерий заполнения раздела 12 – наличие счетов-фактур с выделенным НДС, предъявленных контрагентам.

Читайте также: