Ндс налоговый агент участие в конференции

Опубликовано: 02.05.2024

С 1 января 2019 года вносятся изменения в статью 174.2 НК РФ, которая посвящена уплате “налога на Гугл”. Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в эту статью внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2019 года. С этой даты обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, которая оказывает электронные услуги, либо ее агента, участвующего в расчетах с покупателем.

Кто покупает эти услуги – физическое лицо, ИП или юридическое лицо – значения не имеет. Российские юридические лица и ИП, приобретающие на территории России услуги в электронной форме у иностранных компаний, больше не будут за них платить этот налог.

Меняется состав налоговых агентов

Согласно пункту 3 статьи 174.2 НК РФ, иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, сами исчисляют и платят налог, если эта обязанность не возложена на налогового агента.

Налоговыми агентами при оказании электронных услуг с 1 января 2019 года признаются посредники, осуществляющие деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. В качестве таких посредников могут выступать обособленные подразделения иностранных компаний, расположенные на территории Российской Федерации, состоящие на учете в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Пункт 9 статьи 174.2 НК РФ, согласно которому налоговыми агентами до 1 января 2019 года признавались непосредственные покупатели электронных услуг, российские организации и ИП, с этой даты утрачивает силу. Больше они налоговыми агентами не признаются.

Напомним, что не признаются посредниками, участвующими в расчетах (соответственно, налоговыми агентами по НДС), компании, которые являются субъектами национальной платежной системы, а также операторы связи, которые переводят денежные средства за услуги иностранных IT-компаний (абз. 3 п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Особенности налогоплательщика – иностранной компании

Иностранные организации, оказывающие на территории Российской Федерации услуги в электронной форме, перечисленные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежат постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ. Сведения о таких иностранных организациях должны быть размещены на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Это наименование, ИНН, КПП и дата постановки на учет в налоговых органах.

Налоговый орган регистрирует иностранную компанию на основании ее заявления о постановке на учет и иных документов, перечень которых утверждает Минфин России. Эти документы могут быть представлены в налоговый орган через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме через официальный сайт ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” без применения усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

Для расчета налога применяется процентная доля налоговой базы – расчетная налоговая ставка. Налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации (п. 2 ст. 174.2 НК РФ).

В силу пункта 3.2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры иностранные организации в отношении услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.1 НК РФ, не составляют. Они самостоятельно уплачивают НДС, а также представляют в налоговый орган налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (при определенных обстоятельствах – по ТКС через оператора электронного документооборота) (подп. 7, 8 ст. 174.2 НК РФ).

Таковы особенности “новых” налогоплательщиков. Они, несомненно, определяют и особенности налогообложения у покупателей.

Что с вычетами?

На основании пункта 2.1 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса у покупателя-налогоплательщика возникает право на вычет НДС, предъявленного ему при приобретении электронных услуг у иностранной организации, которая должна состоять на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

Основание для вычета – договор и (или) расчетный документ с выделением суммы налога.

Ответственность за неуплату налога

Как быть, если иностранная компания не зарегистрируется в налоговом органе и не будет платить налог?

Этот момент разъяснил Минфин России. В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Так, статьей 123 НК РФ предусмотрена ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

Однако российская организация – покупатель услуг в электронной форме у иностранной организации с 1 января 2019 года не признается налоговым агентом по НДС. Соответственно, с 2019 года не возникает оснований для привлечения покупателя таких услуг к ответственности по указанной статье.

Каких-либо прямых оснований для привлечения российской организации – покупателя к ответственности за непостановку иностранного поставщика на налоговый учет или за неуплату НДС при оказании услуг в электронной форме, местом реализации которых признается РФ, в Налоговом кодексе не установлено.

И если указанная иностранная организация не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет она сама – она будет оштрафована по статье 116 НК РФ – в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей. А в письме от 03.09.2018 № 03-07-08/62624 Минфин России отметил, что вопрос постановки на учет в российских налоговых органах иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, относится к компетенции ФНС России.

Но если иностранная компания не зарегистрируется и не будет платить налог, покупатель в таком случае не сможет применить налоговый вычет НДС, поскольку условия для него не будут выполнены. Напомним, что с 1 января 2019 года вычет по электронным услугам иностранной компании предусмотрен новым пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ.

Более того, если российская компания или ИП решат заплатить налог из своих средств, они также потеряют деньги – они больше не являются налоговыми агентами по электронным услугам, полученным от иностранных поставщиков.

Напомним, что НДС (“налогом на Гугл”) облагают услуги иностранных интернет-компаний, предусмотренные пунктом 1 статьи 174.2 Налогового кодекса:

  • продажа программ для электронно-вычислительных машин (сокращенно – ЭВМ), приложений, игр и баз данных, в том числе обновлений к ним;
  • рекламные услуги в интернете и предоставление рекламных площадок;
  • онлайн-аукционы;
  • платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг;
  • хранение данных;
  • услуги хостинг-провайдеров;
  • регистрация доменов;
  • предоставление прав на цифровые книги, музыку, аудиовизуальную продукцию, графические изображения;
  • администрирование информационных систем и сайтов в Интернете;
  • хранение и обработка информации при условии, что предоставивший информацию имеет к ней доступ через Интернет;
  • поиск и представление информации о потенциальных покупателях;
  • доступ к поисковым системам в Интернете;
  • статистика посещений сайтов и др.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Дата: 22 апреля 2021 года
Время: с 10:00 до 17:00
Лектор: Механикова И.М.

Стоимость: 8 500 руб.

ПРОГРАММА

Агенты по доходам

  • Специфика контрактных оговорок по сделкам с иностранцами и как они упрощают жизнь налоговым агентам. .
  • Почему с 1 января 2021 года экономить на уплате налогов при выплатах за рубеж станет сложнее
  • Финансовый разворот: выход России из соглашений о двойном налогообложении с некоторыми странами.
  • Как новая международная конвенция усложнит жизнь налоговым агентам на доходы.

Новые налоговые агенты по доходам с 2020г

  • Налоговый агент в поисках «бенефициара» и как выполнить требования ФНС.
  • О порядке налогообложения доходов, выплачиваемых иностранному лицу, фактическим правом на которые обладает:
    • российское физическое лицо,
    • российское юридическое лицо,
    • иностранное лицо, место регистрации которого в офшорах ,
    • иностранное лицо, на которое распространяется согдашение об избежании двойного налогообложения,
    • иностранное лицо, на которое не распространяется согдашения об избежании двойного налогообложения

  • Когда налоговый агент не обязан удерживать суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям

Что делать. если доход выплачен не бенефициару.

  • Практика рассмотрения споров по вопросу неправомерного применения налоговыми агентами льготных условий налогообложения при взимании налога на прибыль с доходов иностранных организаций”
  • Как избежать двойного налогообложения.
  • Когда непогашенная задолженность по долговому обязательству не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью

Сквозной подход и выплата дивидендов: ФНС разъяснила, что делать налоговому агенту

  • Если чистая прибыль распределена непропорционально доле участия, как это повлияет на начисленный налог.

О порядке налогообложения процентов, приравненных к дивидендам
Особенности налогообложения процентных доходов, получаемых иностранными компаниями от источников в РФ

  • О налоге на прибыль с доходов иностранной организации от отчуждения доли в уставном капитале российской организации
  • Доходы иностранного экспедитора и иностранного перевозчика. Разница в налогообложении.

Особенности заполнения расчета о выплаченных иностранным компаниям доходов и удержанных налогах в 2021 году

  • Нюансы отражения в налоговом расчете выплаченных иностранным компаниям доходов, фактическое право на которые имеют налоговые резиденты РФ или резиденты других стран.
  • Какие доходы иностранных компаний можно не отражать в налоговом расчете

В каких случаях юр лицо становится одновременно налоговым агентом по доходам и НДС.
Особенности налогообложения доходов, выплаченнных резидентам стран ЕАЭС.
Налогообложение отдельных доходов иностранцев.

  • Выплата дивидендов через иностранную компанию: сложности "сквозного подхода"
  • Неоднозначная трактовка "сквозного" подхода в НК РФ.
  • Выплата процентов иностранной организации по договору займа: когда платить налог на прибыль?
  • Как учесть при налогообложении проценты по контролируемой задолженности
  • Как поступить, если при выплате процентов иностранной компании , задолженность уже не контролируемая.
  • Нюансы перечисления налога на прибыль с "дивидендов" по контролируемой задолженности
  • Плата за интеллектуальные права иностранцам: когда российская компания признается налоговым агентом по налогу на прибыль . Исключения.
  • Позиция ФНС России по вопросам налогообложения доходов резидентов СНГ и ЕАЭС : ( премий за выполнение условий договора , от международных перевозок, Фрахта , дивиденды, аренда, штрафы. бонусы … )
  • Российское лицо простило долг иностранному лицу. Позиция ФНС
  • Заключили сделку с организацией из Казахстана: как не платить налоги дважды
  • Когда заказчики-резиденты РФ становятся одновременно налоговыми агентами по доходам и по НДС . Исключение из правил для участников ЕАЭС
  • Особенности исчисления налога на прибыль с доходов участника при выходе из организации

Упрощенцы в роли налоговых агентов
Порядок заполения налогового расчета о выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов .

  • Как составить и сдать расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям и ответственность за ее непредставление. Нюансы заполнения налогового расчета.
  • Противоречивая позиция чиновников.

Какие доходы иностранных компаний можно не отражать в налоговом расчете

  • Об отражении в налоговом расчете доходов иностранной организации, относящихся к ее постоянному представительству в РФ и доходов от предпринимательской деятельности..

Зачет российской организацией налога, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве ( включая СНГ и ЕАЭС), в целях налога на прибыль и отражения в бух.учете и налоговом учете.
Последствия нарушения налоговым агентом своих обязанностей.

  • Когда с налогового агента можно взыскать пени , а когда компанию не оштрафуют и за неуплату

Выполнение функций налогового агента по НДС в 2021 году

  • Необходимые и достаточные условия ,чтобы стать «налоговым агентом»
  • Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями
  • Когда и как определить место реализации товаров (работ, услуг) - контрагенты из дальнего зарубежья, СНГ, из ЕАЭС . Документы, способные подтвердить место выполнения работ и оказания услуг . Позиция Минфина и ФНС РФ в вопросах- ответах.
  • Особенности освобождения от налогообложения НДС услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных с 1 января 2021 года
  • Специфика выставления(оформления) налоговым агентом счетов-фактур , отражение в книге покупок и продаж . заполнение декларации по НДС
  • Правила исчисления , сроки уплаты и момент принятия НДС к вычету . Жесткая позиция ФНС
  • НДС при расторжении налоговым агентом договора и возвращении товаров ( отказ от работ, услуг) , возврат аванса иностранной организации. Как составить счета-фактуры.

Особенности вычета НДС у налогового агента. Взаимоисключающая позиция Минфина и ФНС.
Российский посредник- налоговый агент - для иностранной компании: счета-фактуры, книги покупок и продаж, отсутствие журналов.

  • Департамент общего аудита по вопросу ввоза товара и продажи товара через посредника

Правила уплаты "налога на Google" в 2021 году

  • Когда российская компания будет по-прежнему считаться налоговым агентом "налога на Google"
  • Когда необходимо сделать выбор между статьями 148 НК и 174.2 Нк
  • "Налог на Google": кто исчисляет НДС, если электронные услуги оказывает иностранный предприниматель
  • Передача прав по лицензионному договору в электронной форме в 2021 году
  • Оказание иностранцами электронных услуи не только через Интернет-особый случай
  • Об НДС при оказании рекламных услуг в РФ, в том числе иностранными лицами в сети Интернет.
  • Когда не получить вычет по НДС покупателю иностранных услуг . как с этим бороться и что предпринять.
  • Когда по "Налогу на Google" для вычета НДС по услугам все-таки нужен счет-фактура
  • Как уплачивается НДС, если иностранная организация оказывает в России как электронные, так и иные услуги?
  • Должен ли дистрибьютор зарубежного ПО платить НДС за нерезидента
  • Российский заказчик через российского посредника покупает услуги « Google».-особый случай. Заполнение журналов , книг покупок и продаж.
  • Определение базы по НДС при приобретении услуг у исполнителя -- иностранного лица (оплата услуг в валюте )
  • Практические рекомендации. Ответы на вопросы.

Документы:

  • оплата онлайн-семинара происходит по счету согласно договору публичной оферты
  • оригиналы документов будут направлены Почтой России
  • по окончании семинара будет выдан сертификат о повышении квалификации

В стоимость включено:

  • участие в онлайн-семинаре
  • ответы на вопросы
  • методические материалы в эл.виде
  • запись вебинара
  • для входа в вебинарную комнату предварительно будет направлена ссылка, необходимо пройти регистрацию, указав все актуальные данные

Остались вопросы? Задайте их специалисту УМЦ "Градиент Альфа"

Шалиткина Татьяна, консультант в группе компаний «ЮНИФИН»

Впервые опубликовано в журнале «Налоговый Вестник» № 6, июнь

Участие в международных выставках наряду с командировочными расходами предполагает осуществление как в России, так и в иностранном государстве разнообразных расходов, включая такие специфические их виды, как расходы на аккредитацию и приобретение пригласительных билетов на выставку и приемы, аренду выставочных стендов и площадей, на проведение пресс-конференций и др. Факт осуществления указанных расходов за границей определяет ряд особенностей налогообложения НДС у российского участника выставки. Данные особенности рассматриваются в предлагаемой статье.

Участие российских компаний в международных выставках предполагает оплату иностранным устроителям выставки и иным иностранным организациям комплекса услуг, имеющих в отдельности различную правовую квалификацию и стоимость. С позиций налогового законодательства России в этом случае существует необходимость установить, возникают ли у российской компании обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДС по конкретным видам оказанных для нее иностранными организациями услуг, а именно - определить место реализации конкретной услуги.

Как известно, если иностранная организация не состоит на учете в качестве налогоплательщика в России, то при реализации услуг данной организации на территории РФ НДС должен быть уплачен российской организацией – покупателем услуг.

В этом случае следует руководствоваться положениями ст. 148 НК РФ, в пп.4 п.1 которой установлен перечень работ (услуг), местом реализации которых признается территория РФ при условии, что их покупатель на основе государственной регистрации осуществляет свою деятельность на территории России.

П. 4 той же статьи устанавливает перечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг). В него включены контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Однако сложность заключается в том, что, во-первых, ряд оказываемых услуг (например, регистрация, аренда выставочного стенда или проведение пресс-конференций) не имеет однозначной квалификации и может быть отнесен как к видам услуг, местом реализации которых признается территория РФ, так и к услугам, местом реализации которых территория РФ не признается.

Во-вторых, договор с иностранным контрагентом может не содержать детализации оказываемых услуг и/или их отдельной стоимости.

Ниже речь пойдет о наиболее актуальных ситуациях, в которых компаниям-участникам международных выставок требуется достоверно определить место реализации оказываемых им иностранной компанией услуг.

Квалифицировать указанные действия устроителя выставки в качестве рекламных услуг представляется неправомерным, так как сама по себе регистрация не является осуществлением действий, направленных на распространение информации об участнике выставки или его товарах (работах, услугах), то есть не соответствует определению рекламных услуг.

При данных обстоятельствах место реализации услуг по регистрации следует определять в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ по месту осуществления деятельности продавца услуг, которым территория РФ не является. Следовательно, у российского участника выставки обязанности налогового агента в отношении оплаты услуг по регистрации не возникает.

Тот факт, что местом реализации услуг по регистрации российских участников в выставке, проводимой за рубежом, не признается территория РФ, подтверждает и Минфин РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2006г. № 03-04-03/08).

Таким образом, услуги по регистрации участников, включая стоимость бэйджа и входных билетов на выставку (как подтверждение факта услуги по регистрации), не подлежат обложению НДС в РФ.

Аренда выставочных площадей, стендов и др.

Предоставление в аренду площади в выставочном павильоне, оснащенной необходимыми для участия в выставке техническими возможностями (электричество, осветительные приборы, розетка и др.) по своей гражданско-правовой природе является предоставлением в аренду части недвижимого имущества.

Согласно требованиям подп.1 п.1.1. ст.148 НК РФ, местом реализации услуг не признается территория РФ, если данные услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ. К таким услугам налоговым законодательством отнесены, в частности, и услуги по аренде.

Таким образом, местом реализации услуг компании-устроителя выставки по предоставлению ее участникам в аренду (субаренду) площади в павильоне (части помещения, являющейся частью недвижимого имущества, находящегося за пределами территории РФ) не признается территория РФ. В таком случае, у организации отсутствует обязанность налогового агента по удержанию из доходов иностранной компании и перечислению в российский бюджет НДС.

В то же время, в случае предоставления в аренду организации как участнику подобного мероприятия (выставки и т.п.) информационного стенда (в качестве рекламного носителя), не отождествляемого с помещением (не являющегося элементом оборудования передаваемого в аренду помещения), данный стенд следует признать движимым имуществом. Согласно подп.4 п.1 ст.148 НК РФ, местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества признается место осуществления деятельности покупателя – в данном случае территория РФ, что влечет необходимость для организации как налогового агента начисления и перечисления в бюджет НДС, удержанного из доходов иностранной компании.

Проведение пресс-конференции

Услуги организации-устроителя по проведению пресс-конференции также не поименованы в перечне работ (услуг), в отношении которых местом реализации признается место деятельности покупателя услуг. В этой связи местом их реализации территория РФ не признается.

Сами по себе, услуги по проведению (организации) пресс-конференции не являются рекламными. Однако контрактом или договором может быть закреплено, что проведение пресс-конференции осуществляется её организатором в целях рекламирования участника и его товаров, либо сама конференция по содержанию может носить рекламный характер. В частности, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определено понятие рекламы: она представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В связи с этим, если документально подтвержден рекламный характер пресс-конференции (содержание, форма и сфера распространения информации), то услуги по её проведению могут быть отнесены к рекламным. При таких условиях, НДС должен быть исчислен и уплачен в бюджет РФ российским покупателем услуг при их оплате.

С учетом вышесказанного следует отметить, что определяющим моментом при решении вопроса отнесения услуг по проведению пресс-конференции к рекламным в целях исчисления НДС является цель проведения конференции и существо действий компании - организатора. Иными словами, для минимизации возникающих налоговых рисков в договоре с компанией-устроителем цель проводимого мероприятия должна быть четко определена, равно как и действия которые организатор пресс-конференции обязуется осуществить в целях ее проведения. Именно из этих условий договора, заключаемого с иностранной компанией, следует исходить при определении целесообразности отнесения услуг по проведению пресс-конференции к рекламным.

Рекламные услуги

Выше рассматривался вопрос о правомерности отнесения отдельных видов услуг к рекламным. Однако, по мнению контролирующих органов, если в контракте или договоре с иностранной организацией-устроителем выставки наряду с оказанием иных услуг (по аренде площадей, регистрации и т.д.), предусмотрены также услуги по размещению информации о товарах участника в официальных каталогах выставки, то данный факт является основанием для квалификации всего комплекса услуг в качестве рекламных, местом реализации которых является РФ. (Письмо Минфина РФ от 15.03.2006г. №03-04-08/62, Письмо УМНС по г.Москве от 11.06.2004г. №24-11/39269).

Однако при условии документального подтверждения факта оказания и стоимости каждого вида услуг данный вывод теряет логическую обоснованность с позиций налогового и гражданского законодательства, что указывает на его неправомерность.

Представляется целесообразным при квалификации того или иного вида услуг в целях определения места их реализации следует исходить не из характера (направления) их использования покупателем, а их из содержания самой услуги: как она квалифицируется при оказании исполнителем (то есть вида осуществляемой им деятельности).

Вместе с тем, существование вышеупомянутой позиции Минфина РФ увеличивает вероятность возникновения судебного разбирательства по вопросу отнесения всей совокупности услуг по договору с иностранной организацией - устроителем выставки к рекламным в целях исчисления НДС.

В силу того, что в целях исчисления НДС каждую услугу, оказываемую иностранными компаниями российскому участнику выставки, следует квалифицировать как самостоятельную, то в целях правильного исчисления НДС представляется целесообразным определять стоимость каждой конкретной услуги в отдельности, а не устанавливать сумму оплаты услуг за участие в выставке в целом по договору.

Если же в договоре отсутствует детализация стоимости отдельных видов услуг, то при определении места реализации комплекса услуг придётся руководствоваться мнением Минфина и квалифицировать услуги в целом, как рекламные. Однако если участие в выставке не связано с рекламированием участника и его товаров (например, осуществляется в целях поиска поставщиков), то оснований для квалификации услуг устроителя выставки в качестве рекламных не имеется. При этом местом реализации услуг по организации участия в выставке как не поименованных в подп.4 п.1 ст.148 НК РФ следует признать место осуществления деятельности устроителя услуг, которым РФ не является и, следовательно, НДС по данным услугам участником выставки при их оплате не исчисляется.

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

СЕМИНАР В МОСКВЕ

Время проведения: 20 марта 2018

Семинар предназначен для: Главных бухгалтеров, специалистов финансовых и бухгалтерских служб, аудиторов, руководителей, юристов, ведущих внешнеэкономическую деятельность.

Цели семинара: Рассмотреть практические решения спорных вопросов уплаты налогов с доходов иностранной компании, проанализировать разъяснения ФНС, изучить практику оказания услуг иностранных перевозчиков и экспедиторов и выяснить, когда российская организация выступает в роли налогового агента. А также сложные вопросы составления декларации налоговому агенту, являющемуся и не являющемуся плательщиком НДС.

ПРОГРАММА

Договоры с иностранцами на выполнение работ (оказании услуг), когда российское лицо становится налоговым агентом по НДС и налогу на доходы.

  • Специфика заключения таких контрактов с иностранцами. Основные условия контракта.
  • Документооборот, который сопровождает аналогичные контракты.
  • Неблагоприятное влияние контрактных условий на налогообложение.

Налоговый Кодекс и налоговые агенты (функции, обязанность, ответственность).

Налог на доходы иностранных юридических лиц в 2017 году (в том числе на доходы иностранных организаций стран ЕАЭС).

  • Кто такой налоговый агент и какие доходы облагаются налогом на доходы
  • Особенности оформления договорных отношений с иностранными организациями
  • Сложности в квалификации определения: «источник дохода» и «источник выплаты»
  • Как подтвердить налоговый статус плательщика в иностранном государстве и какие требования предъявляются к сертификату резидентства
  • Особенности Сертификатов резидентсва Республики Казахстан

Налоговый агент в поисках «бенефициара» и кто такой «бенефициар».

  • Как распознать лицо, которое имеет фактическое (а не юридическое) право на доходы с целью применения соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения
  • Требования ФНС к документальному подтверждению резидентства иностранного лица
  • Что делать, если доход выплачен не бенефициару
  • Когда налогообложение иностранного лица осуществляется в соответствии с нормами российского законодательства без применения налоговых льгот, согласно Международным соглашениям
  • Практика рассмотрения споров по вопросу неправомерного применения налоговыми агентами льготных условий налогообложения при взимании налога на прибыль с доходов иностранных организаций
  • О порядке налогообложения доходов, выплачиваемых иностранному лицу, фактическим правом на которые обладает российское физическое лицо
  • Нюансы перечисления налога на прибыль с "дивидендов" по контролируемой задолженности
  • Как поступить, если при выплате процентов Иностранной компании, задолженность уже не контролируемая

Как составить и сдать расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям и ответственность за ее непредставление.

Когда с налогового агента можно взыскать пени, а когда компанию не оштрафуют.

Разъяснения ФНС России по вопросам налогообложения доходов резидентов СНГ и ЕАЭС: (премий за выполнение условий договора, от международных перевозок, Фрахта, дивиденды, аренда, штрафы … )

Упрощенцы в роли налоговых агентов.

Кто и как может заявить о возврате переплаты по налогу на доходы иностранной фирмы.

Порядок зачета налога, уплаченного (удержанного) за пределами РФ, в том числе при получении убытка. Когда зачет невозможен.

  • Подразделение за рубежом: зачет сумм налогов, уплаченных за границей, документальное их подтверждение, предельная сумма налога, подлежащая зачету, отчетность
  • Когда нельзя зачесть иностранный налог на прибыль

Налоговые агенты по НДС при расчетах с иностранными организациями.

  • Кто и как должен исполнить обязанности налогового агента по НДС в 2017 году
  • Как налоговому агенту рассчитать налоговую базу и определить ставку НДС при покупке товаров (работ, услуг) у иностранной организации
  • Какую отчетность подают налоговые агенты по НДС, и какие проводки составляет налоговый агент по НДС
  • Специфика выставления (оформления) счетов-фактур налоговым агентом (в том числе по авансам) и отражения в книге покупок и продаж и в декларации
  • Когда налоговый агент по НДС выставляет корректировочный счет-фактуру
  • Правила исчисления, сроки уплаты и момент принятия НДС к вычету налоговыми агентами (в том числе оплаты НДС за счет собственных средств)
  • НДС при расторжении налоговым агентом договора и возвращении товаров иностранной организации
  • Выставление (оформление счетов-фактур, сроки и порядок уплаты НДС при реализации налоговым агентом товаров (работ, услуг) иностранной организации по посредническим договорам
  • Иностранец простил долг: что с НДС у налогового агента
  • Определение базы по НДС при приобретении услуг у исполнителя - иностранного лица (оплата услуг в валюте)
  • Приобретение услуг через российского посредника
  • Как составить и сдать декларацию по НДС налоговому агенту, являющемуся и не являющемуся плательщиком НДС

Интернет-услуги в 2017 году: кто, когда и как должен заплатить НДС и кто может не платить "налог на Google" все про «налог на Google» с примерами.

  • В каком случае новый перечень интернет-услуг, введенный для налогообложения иностранцев, изменит порядок исчисления НДС у россиян, а в каком нет
  • Перечень услуг, у которых место реализации не измениться с 2017 года и перечень услуг, которые поменяют место реализации
  • Услуги, которые могут как поменять, так и сохранить место реализации в зависимости от дополнительных условий договора
  • Когда налоговым агентом будет российская организация или ИП, а когда российские посредники
  • Особенность отчетности российских организаций и российских посредников – налоговых агентов по «налогу на Google»

Когда «упрощенцы» являются налоговыми агентами по НДС.

Когда у организации при выплате дохода иностранной организации никогда не возникнет обязанности налогового агента по НДС и налогу на прибыль организаций.

Об исполнении обязанности налогового агента по НДС от выполнения работ (оказания услуг) на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

МЕХАНИКОВА Ирина Марковна

Практикующий, аттестованный аудитор. Опыт налогового планирования, участие в налоговых спорах, подготовка заключений и рекомендаций по спорным вопросам налогообложения.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Стоимость обучения составляет 11 800 рублей.

При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка - 7 %.

В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.

Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

Читайте также: