Для каких объектов необходимы разработка пдв и ндс

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 января 2020 г. № 12-47/2081 “О разъяснении положений Методики разработки НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333”

Минприроды России в пределах компетенции рассмотрело письмо Национальной ассоциации природопользователей от 23.12.2019 N H19/00952-ГО о разъяснении положений Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика), а также Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, (далее - Порядок N 205) и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 Методики величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте (створе) сформировавшегося природного фонового качества воды.

Также согласно Методике НДС рассчитываются с учетом разбавления и ассимилирующей способности водного объекта, что определяет фоновое качество воды водного объекта, гидрологические и морфометрические особенности водного объекта (расход воды, скорость течения и т.д.).

Согласно пункту 5 Методики при сбросе сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных вод.

При этом согласно пункту 9 Методики если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным, в том числе дренажным водам. То есть если фоновая концентрация ( ) больше чем предельно допустимая концентрация вещества для водного объекта ( ), тогда принимается равной .

Расчет НДС для отдельных выпусков сточных, в том числе дренажных вод, в водотоки регламентирован Главой 3 Методики.

Учет гидрологических особенностей водотоков при расчете НДС определен в пункте 27 Методики при расчете кратности начального разбавления при выпуске сточных, в том числе дренажных вод, в водотоки.

Как определено пунктом 25 Методики фоновая концентрация химического вещества представляет собой расчетное значение концентрации химического вещества в конкретном створе водного объекта, расположенном выше одного или нескольких контролируемых источников этого вещества, при неблагоприятных условиях, обусловленных как естественными, так и антропогенными факторами воздействия.

Створ, задаваемый для определения фоновой концентрации веществ должен располагаться выше проектируемого или действующего выпуска сточных, в том числе дренажных вод на расстоянии, гарантирующем отсутствие влияния сточных, в том числе дренажных вод на качество вод водных объектов (для больших и средних рек это расстояние составляет 1 км, для малых рек 500 м, выбор иного расстояния должен быть обоснован водопользователем).

Для водотоков НДС (концентрации) в случае, если природная фоновая концентрация превышает норматив качества воды водного объекта (ПДК), створ для определения которой должен располагаться выше проектируемого или действующего выпуска сточных, в том числе дренажных вод на расстоянии, гарантирующем отсутствие влияния сточных, в том числе дренажных вод иных водопользователей на качество вод водных объектов, тогда НДС (концентрации) принимается равной ПДК. При этом влияние иных водопользователей, места сброса сточных вод которых, расположены выше по течению реки, а также сточные воды которых не позволяют обеспечивать ПДК в таком водном объекте, при расчете НДС исключается.

Таким образом, если фоновая загрязненность водного объекта, створ для определения которой в случае с водотоками определен в соответствии с пунктом 25 Методики, по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), в том числе и который расположен ниже по течению по сравнению с местом определения фоновой концентрации, то НДС (концентрация) для такого контрольного створа принимается равной ПДК. Превышение ПДК при этом будет являться нарушением природоохранного законодательства.

Также сообщаем, что согласно форме 3.3 "Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод", которая является приложением к Порядку N 205, в качестве фактического сброса загрязняющих веществ, который служит основанием для формирования платежной базы для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).

Аналогичное требование предъявляется и к заполнению форм 2.1 и 2.2 при учете качества сточных и (или) дренажных вод.

Директор
Департамента государственной
политики и регулирования в сфере
охраны окружающей среды и
экологической безопасности
И.В. Ивачёв

Обзор документа

Минприроды разъяснило особенности исчисления нормативов допустимых сбросов для отдельных выпусков сточных, в т. ч. дренажных, вод в водотоки. Указана используемая формула.

Дополнительно разъяснен порядок заполнения формы 3.3 "Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод".

Проект ПДВ представляет собой природоохранную документацию предприятия или организации, в рамках разработки которой промышленная площадка (объект негативного воздействия на окружающую среду) рассматривается с точки зрения создаваемого загрязнения атмосферного воздуха.

В проекте ПДВ составляется характеристика юридического лица как источника загрязнения атмосферы на основе инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (которая как правило выполняется в рамках проекта), анализируются концентрации загрязняющих веществ на границе ближайших нормируемых территорий (жилые дома, санитарно-защитная зона и т.д.), определяются нормативы ПДВ, разрабатываются мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ), формируется план-график контроля соблюдения нормативов ПДВ.


Основной задачей проекта ПДВ является установление таких ПДВ, чтобы максимальная приземная концентрация по всем веществам, выбрасываемым юридическим лицом в атмосферу, не превышала санитарно-гигиенических нормативов (в том числе с учетом фоновой концентрации загрязняющих веществ формируемых сторонними предприятиями).

C 1 января 2019 года вступили в силу измененные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ и Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, в соответствии с которыми скорректирован подход к нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Разработка необходимых документов получила привязку к присвоенной категории объекта негативного воздействия:

  • для объектов I категории НВОС в составе заявки на комплексное экологическое разрешение (КЭР) производится расчет нормативов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также расчет технологических нормативов;
  • для объектов II категории НВОС расчет нормативов допустимых выбросов производится в составе декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
  • для объектов III категории НВОС рассчитываются нормативы радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
  • для объектов IV категории НВОС выбросы в атмосферный воздух не нормируются.

Учитывая неготовность нормативно-правовой базы к реализации новой стратегии государства в сфере экологического нормирования, были приняты переходные положения законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона « О внесении изменений в статью 14 Федерального закона « Об экологической экспертизе » и Федеральный закон « О внесении изменений в Федеральный закон « Об охране окружающей среды » и отдельные законодательные акты Российской Федерации » от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по действовавшей до 2019 года схеме. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

С 1 января 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» от 09.12.2020 г. № 2055.

Согласно п. 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055, нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. При этом согласно п. 10 данного Положения, нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

В настоящий момент разработка проекта ПДВ для предприятий I-III категории НВОС позволяет решить следующие задачи:

  • проведение инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (требование Приказа Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, остается неизменным вне зависимости от присвоенной категории НВОС);
  • расчет нормативов ПДВ (выполнение требования ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);
  • расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере (доказательство непревышения санитарно-гигиенических критериев качества атмосферного воздуха);
  • составление плана-графика контроля стационарных источников выбросов (необходимо для программы производственного экологического контроля (ПЭК), см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»);
  • составление плана снижения выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ);
  • согласование в уполномоченных на то государственных органах и организациях.

Разработку проекта ПДВ нужно проводить в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела, занимающегося вопросами охраны атмосферного воздуха;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных методик, количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны атмосферного воздуха, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • для проведения лабораторных замеров мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего две аккредитованные инструментальные лаборатории;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество проектов ПДВ в различных регионах РФ);
  • специалистами группы компаний успешно разработаны и согласованы проекты ПДВ для крупнейших предприятий страны;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс «Воздух», разработанный программистами ГК «ЭКО ЦЕНТР», что позволяет выполнить работу намного быстрее путем автоматизации процессов;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке проектов ПДВ в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что приводит либо к перерасходу денежных средств заказчика на использование лаборатории, либо к претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
  • неверно разработанный проект ПДВ приводит к ошибкам при реализации программы производственного экологического контроля;
  • отсутствие в структуре организации собственной лаборатории влечет необходимость привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
  • проектировщики требуют представить протоколы инструментальных замеров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в качестве исходных данных;
  • проектировщики из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате значительную часть работы приходится выполнять сотрудникам заказчика (фотофиксацию источников выбросов загрязняющих веществ, определение систем вентиляции, обозначение на картографических материалах различных данных и т.д.);
  • при разработке проекта ПДВ часть источников не учитывается, что приводит к проблемам у заказчика при реализации в отношении него контрольно-надзорных мероприятий;
  • особенности технологического процесса производства создают непреодолимые сложности для проектной организации при расчете количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (невозможно подобрать методику, нет результатов замеров на аналогичном объекте, отсутствует практика выбора загрязняющих веществ при балансовых методах расчета химических реагентов и т.д.);
  • повышенные значения расчетных приземных концентраций приводят к невозможности завершения работы из-за недостатка опыта у подрядчиков;
  • проектная организация отказывается от сопровождения процесса согласования работы;
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.

Правовые основы для разработки

  • Федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.12.2018 г. № 496-ФЗ (п. 3 статьи 2)
  • Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 30)
  • Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух»
  • ГОСТ 17.2.3.02-2014. «Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями»
  • Приказ Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»
  • Приказ Минприроды России от 06.06.2017 г. № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе
Согласующие органы
  • ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или иной аккредитованный орган)
  • Роспотребнадзор (или территориальные органы Роспотребнадзора, в зависимости от категории объекта по санитарной классификации)
  • Департамент (либо Управление) Росприроднадзора по субъекту РФ - в зависимости от категории НВОС
Результат работ
  • Утвержденный проект ПДВ
  • Экспертное заключение о соответствии проекта санитарным нормам и правилам
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение
  • Нормативы и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу - в зависимости от категории НВОС
Срок действия
  • 7 лет или до получения КЭР
Ответственность
  • ст. 8.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.
  • ст. 8.5 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 80 тыс. руб.
  • ст. 8.21 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 250 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
Дополнительная информация
  • Проект ПДВ - новое про хорошо забытое старое

    Что это такое

    Проект НДС (нормативно допустимые сбросы) является важнейшей частью природоохранной документации, которая должна составляться предприятиями, осуществляющими сброс отходов в централизованную канализацию или природные водные объекты. Без него невозможно получить разрешение на осуществление сброса сточных вод предприятием и рассчитать плату за негативное воздействие на экосистему.

    Зачем нужен проект НДС?

    Проект НДС разрабатывается в целях нормирования объемов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, определения оптимального метода очистки сточных вод и снижения их количества.

    Для кого нужен проект НДС

    Проект НДС необходим тем предприятиям, которые осуществляют отвод ливневых, хозяйственно-бытовых и производственных вод путем сброса их в виде сточных вод в любой водный объект (озеро, реку, ручей, водохранилище, море). И это не только действующие предприятия, но и предприятия, находящиеся на стадии строительства.

    А также, проект НДС следует разрабатывать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» следующим компаниям:

    Лицам заключившим или обязанным заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

    Осуществляющим деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения.

    Имеющим среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

    Санкции за нарушение экологического законодательства относительно НДС

    КоАП РФ, статья 8.14: несоблюдение правил водопользования влечет наложение штрафа на юридических лиц - до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Плюс от необходимости разработать данный проект оплаченные штрафы не освобождают.

    Этапы разработки и согласования проекта НДС

    1. Инвентаризация источников образования и выпусков сточных вод

    Определение способов отведения стоков, анализ характеристик ливневой канализации очистных сооружений

    Получение Справки о гидрологической характеристике и фоновом загрязнении водного объекта в ФГБУ

    2. Расчет годового объема сточных вод

    Определение количества ЗВ и микроорганизмов, допустимых к сбросу

    Отбор проб сточных вод и проведение анализа КХА

    Расчёт нормативов допустимых сбросов

    Разработка плана экоаналитического контроля

    3. Согласование проекта в государственных органах

    При необходимости доработка проекта

    Получение Разрешения на сбросы ЗВ

    Согласование проекта НДС в настоящее время осуществляется в 6 инстанциях и занимает в среднем 6 месяцев.

    Все государственные органы, имеющие отношение к согласованию проекта НДС, представлены ниже:

    Федеральное агентство водных ресурсов - 30 дней - Согласование проекта НДС.

    Росгидромет - 30 дней - Заключение о соответствии требованиям.

    ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» - 30 дней - Санитарно-эпидемиологическое заключение.

    Роспотребнадзор - 30 дней - Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям.

    Федеральное агентство по рыболовству - 30 дней - Заключение о соответствии расчетов нормативам.

    Департамент Росприроднадзора по ЦФО - 30 дней - Разрешение на сброс.

    Срок действия НДС

    Срок действия проекта НДС и Разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов — 5 лет.

    Наши гарантии

    В случае возникновения замечаний к отчетам у надзорных органов, мы устраняем их и всегда добиваемся главного результата – согласованного проекта.

    Наши преимущества:

    - Срок от 10 дней

    - Собственная Аккредитованная Лаборатория. Одна из самых крупных коммерческих лабораторий в России

    (Аттестат № RA.RU.21ЭМ03, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц – 12.09.2016)

    - Прозрачная и гибкая ценовая политика. Наши цены гораздо ниже, чем многочисленные штрафные санкции.

    - Опыт работы более 10 лет

    - Высококвалифицированный штат специалистов

    - САНГИК - лидер на рынке услуг в сфере экологии, экспертной оценке и лабораторного исследования

    - Мы работаем по всей России

    - Бесплатная консультация от наших экспертов

    Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды», ст. 22, Проект нормативов допустимых сбросов (НДС), рассчитывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

    Однако, существует Приказ №246 от 02.06.2014 года «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования».

    На основании этого приказа территориальное БВУ принимает проекты НДС на согласование и утверждение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ не зависимо от категории объекта НВОС.

    1. Проект НДС: Что необходимо для разработки и согласования?

    Для начала работы необходимо выяснить, к какой категории относится предприятие:

    • Если сброс осуществляется в ЦСВ, и при этом абонент не относится к категориям, указанным в постановлении Правительства РФ от 18.03.2013 № 230, то НДС разрабатывать не нужно;
    • Если предприятие входит в данные категории, НДС нужно разрабатывать и утвердить к 01.01.2019;
    • Если предприятие осуществляет сброс непосредственно в водный объект, необходима полноценная разработка проекта НДС.

    Для начала собираются исходные данные предприятия и запрашиваются сведения у государственных органов. Предлагаем ознакомиться с примерным перечнем необходимых данных предприятия:

    • Краткая характеристика деятельности предприятия, сведения и реквизиты;
    • Характеристика технологии производства с точки зрения водопользования и сброса сточных вод;
    • Описание схемы водопользования, водоотведения;
    • Картографический материал: ситуационная карта объекта сброса и водного объекта, мест сброса (выпусков), фонового створа, а также план территории водопользователя со схемами инженерных коммуникаций;
    • Характеристика объектов очистки сточных вод –состав, эффективность очистки, схема и описание водоподготовки и очистки стоков (при наличии данных объектов);
    • Баланс водопотребления и водоотведения;
    • Протоколы анализа и акты анализов качества воды в контрольном створе за последний год, выполненные аккредитованной лабораторией, с приложением аттестата аккредитации;
    • Данные о расходе сточных вод по каждому выпуску;
    • Список показателей, которые нормируются в сточных водах;
    • Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, земельные участки, лицензии на право пользования недрами или участками водных объектов;
    • Координаты точек сброса сточных вод;
    • План-график контроля за выпуском сточных вод;
    • План мероприятий по рациональному использованию и охране сточных вод;
    • Информация о фоновых концентрациях вредных веществ в водном объекте;
    • Гидрологическая характеристика водного объекта;
    • Решение о праве пользования водным объектом;
    • Рыбохозяйственная характеристика водного объекта.
    • Информация о водном объекте общего характера (запрашивается в территориальном бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов по установленной форме).

    2. Расчет для Проекта НДС

    Нормативы допустимых сбросов рассчитываются согласно Приказу Минприроды России от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

    Расчёт проводится с учётом объёма выпускаемых сточных вод и предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водоёме, при этом формулы расчёта различаются для водохозяйственного участка водотока, для отдельных выпусков в водохранилища и озера или в водотоки, для совокупности выпусков в водохранилища и озёра, расположенных в пределах водохозяйственного участка, для отдельных выпусков во внутренние морские воды и территориальное море и т.д.

    Согласно Приказу от 31 июля 2018 года N 342 «О внесении изменений в «Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333»:

    НДС разрабатываются и утверждаются на 5 лет. При том условии, если не изменяется технология производства или экологическая ситуация в водном объекте – приёмнике сбросов.

    Разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях:

    • При изменении на 30 и более процентов годового объема сточных, в том числе дренажных, вод, в течение двух лет подряд;
    • При изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ;
    • При изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса;
    • При утверждении в установленном порядке** нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

    Отметим, что для проведения расчёта необходимо собрать все указанные ранее сведения.

    3. Сроки разработки Проекта НДС

    Сроки разработки проекта НДС могут растянуться на годы, если указанные справки и сведения собирать с низкой оперативностью. Однако, при наличии всей нужной информации, сама разработка занимает всего несколько недель.

    При наступлении указанных обстоятельств, утвержденные в установленном порядке НДС и выданные разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее – разрешения на сбросы), продолжают действовать до момента утверждения новых НДС и выдачи нового разрешения на сбросы, в пределах срока, указанного в утвержденных НДС и выданных разрешениях на сбросы, но не более 3-х месяцев.

    4. Ответственность за нарушения

    КоАП РФ Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов:

    1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.
    4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

    КоАП РФ Статья 8.14. Нарушение правил водопользования:

    1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 1500 до 2000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1500 до 2000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    КоАП РФ Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств:

    Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 тысячи рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.

    О штрафах

    Стоит отметить, что для разработки и утверждения проекта НДС необходимо получить Решение о предоставлении водного объекта в пользование. Как показывает практика, исполнительный орган, выдающий решение, прописывает одно из условий: разработка и утверждение нормативов допустимых сбросов. Согласно ст. 7.6 КоАП РФ, предприятие обязано соблюдать условия пользования водным объектом. В противном случае это влечет административную ответственность со стороны природопользователя.

    Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий – влечет наложение административного штрафа:

    • На граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
    • На должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
    • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
    • На юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Вне зависимости от категории объекта НВОС, предприятия, осуществляющие сбросы в водные объекты обязаны иметь решение о предоставлении водного объекта в пользование.

    разработка проекта ндс

    Чтобы не допустить загрязнения водоемов, всем предприятиям, осуществляющим сброс стоков в водные объекты, определяется норматив допустимых сбросов, которые оно может сливать за определенное время (НДС). Такой подход позволяет не допустить значительного загрязнения водной среды и препятствует образованию предельных концентраций опасных веществ (ПДК).

    Что такое проект НДС

    После соблюдения требуемых норм, приведенных в данном документе, предприятие получает нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) в водоем. Документ имеет несколько разделов.

    1. Введение, где указываются законодательные акты, на основании которых проводится разработка проекта. Это Закон №7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в ред. от 29.07.17, Водный кодекс № 74-ФЗ от 03.06.06, Пост. 23.07.2007 № 469, СанПиН 2.1.5.980-00. Пр. Росрыболовства от 18.01.2010, ГОСТы 17.1.1.01.-77 и 17.1.1.01.-78, ГН 2.1.5.1316-03.

    В этом же разделе указываются данные об уже имеющихся у предприятия разрешениях на сброс в водные объекты.

    1. Сведения о хозяйственном объекте – реквизиты, вид деятельности, ФИО руководителя и лица, ответственного за экологию.

    В этом разделе содержатся данные о географических особенностях расположения предприятия, его размере и площади водосбора.

    К проекту прилагается план производственной территории с указанием водных коммуникаций, ливневок, очистных установок и сооружений. Это позволяет оценить размер предприятия и степень загрязнения им водного объекта. В этом разделе сообщаются сведения об организации, занимающейся контролем сточных вод. Это должна быть аккредитованная лаборатория, имеющая разрешение на такие работы. Чаще всего – один из филиалов ФБУЗ.

    1. Характеристика состояния водоема , в который осуществляется сброс. В ней указываются размеры водоёма, его расположение, глубина и рельеф. Вносятся данные о температуре воды, солености, течении и длительности замерзания. Поясняется текущая степень загрязнения, перечисляются предприятия, расположенные рядом, и указывается сфера их деятельности. Указываются сведения о текущем загрязнении. Все эти данные можно найти в открытых научных источниках. Состояние воды подтверждается лабораторными пробами.

    Информация дает представление, какую нагрузку от вредных стоков может выдержать водный объект.

    1. Работа предприятия . В этом разделе разъясняется, как производственная деятельность влияет на экологию. Перечисляются объекты, осуществляющие сброс, и объясняются особенности техпроцесса. Указывается объем сточных вод, учтенный при помощи специальных счетчиков, перечисляются выпуски, через которые стоки сливаются в водоем. Эти данные позволяют оценить влияние производства на экологию водоема.
    2. Расчет нормативов НДС ведется в соответствии с методическими указаниями Минприроды N 333 от 17.12.07.

    При расчетах учитываются:

    • Характеристики производственного процесса, приводящие к образованию стоков.
    • Особенности водного объекта.
    • Данные о предприятии – тип водопользования и местонахождение стоков, через которые осуществляется сброс использованной воды.
    • Данные о коммуникациях и мощностях очистных сооружений.
    • Данные о качестве воды в водоеме, полученной с помощью проб.

    Для расчета сброса воды в водоем рассчитывается количество воды, проходящее через каждый выпуск, а затем эти данные суммируются.

    При составлении проекта ДС для давно работающих предприятий к расчету прилагаются сведения о загрязнении стоков от каждого выпуска вредными веществами и микроорганизмами за пять предыдущих лет. Это позволяет проанализировать отдаленное влияние работы предприятия на экологию.

    1. Обработка осадков . В разделе указывается, какие осадки остаются при очистке отработанной воды и как происходит их утилизация. Это может быть вывоз лицензированным перевозчиком с захоронением на полигоне, как отходы, или дальнейшее использование, например, для производства биогаза или извлечения фосфорных солей.

    Предлагаются мероприятия по снижению выбросов и предотвращению аварийных ситуаций. Указываются меры, которые помогут сделать работу предприятия экологически более безопасной.

    Баланс водоснабжения и водоотведения (БВВ) – важная часть расчета проекта ПДС

    Необходимость такого расчета указывается в ФЗ N 416 от 07.12.11. В нем определяется баланс между водоснабжением и водоотведением, т.е. количество воды, необходимое для работы хозяйствующего субъекта.

    Расчёт проводится на основании характеристик предприятия, количества работников, особенностей источников подачи воды, технического состояния водных сетей и прочей инфраструктуры. Для его расчета нужны следующие документы:

    • Копия лицензии или договора на добычу питьевой воды и на обслуживание канализации. При привлечении сторонних компаний, понадобится договор с ней.
    • Справка о месторасположении приёмника сточной воды с обозначением расстояния в метрах.
    • Справка о количестве транспорта, в т.ч. спецтехники, находящейся на балансе с указанием пробега и техсостояния.
    • Результаты лабораторных анализов воды из поверхностного почвенного слоя, и стоков. К документу прикладывается копия свидетельства об аккредитации проводившей их лаборатории.
    • Паспорта на очистные с приложением заключения ГСЭН РФ и указанием их санитарного состояния.
    • Документ об образовании сотрудника, ответственного за экологическое состояние.
    • План контроля состава воды.

    БВВ составляется в виде таблицы с указанием водопотребления и водоотведения, необходимого для работы технических объектов и персонала. К проекту прилагаются данные о содержании опасных веществ в стоках предприятия с указанием их концентрации, класса опасности и сведений об эффективности сооружений водоочистки.

    После представления всех документов наши специалисты подготовят проект для подачи в Росприроднадзор.

    Каким предприятиям нужна разработка НДС

    Проект и выдаваемые на его основании разрешения нужны всем предприятиям, вне зависимости от направления деятельности и объемов производства, сбрасывающим использованную воду в водоемы. Нормирование сброса позволяет снизить нагрузку на водный бассейн, предотвратить гибель природных ресурсов (рыбы, ракообразных, водорослей).

    Распределение выбросов между предприятиями делает невозможным увеличение предельных концентраций (ПДК) опасных веществ, превышение уровня которых влияет на состояние здоровья людей и губит природу.

    Зачем предприятию нужен проект нормативов НДС

    Без проекта невозможно получить разрешение на предоставление водного объекта в пользование и утвердить нормативы, определяющие предельный сброс. Отсутствие документов приводит к наложению штрафов и приостановке деятельности предприятия.

    Согласно ст. 8.14 Административного Кодекса РФ об от 30.12. 01 № 195-ФЗ, работа предприятия без проекта НДС и разрешения на сброс приводит к наложению штрафов:

    • для ИП – на сумму 20-30 тыс. руб.:
    • для предприятий — юрлиц – до 100 тыс. руб.

    Предприятия-нарушители могут быть дополнительно наказаны приостановлением деятельности на срок до 90 сут. Наложение взысканий не освобождает от оформления проекта, разрешений и нормативов. Документы все равно придется приводить в порядок.

    Если при проверке состояния водоема обнаружится повышенная концентрация опасных веществ, это будет означать, что предприятие превысило нормы, нанеся вред природе. Такие действия караются по ст. 250 УК – Загрязнение воды. К штрафу в 80 тыс. руб. прибавляется дисквалификация ответственного лица на срок до 5 лет.

    Если удастся доказать, что ситуация вызвала проблемы со здоровьем людей и сопровождалась нанесением существенного вреда природе, ответственное лицо накажут лишением свободы на срок до 2 лет, а размер штрафа вырастет до 200 тыс. руб. Если загрязнение приведет к гибели людей, ответственный будет наказан лишением свободы сроком до 5 лет.

    Составление проекта и разработка нормативов допустимых сбросов

    Для создания проекта ДС предприятие предоставляет:

    • Реквизиты;
    • Данные о территории (размер, площадь дорог и зданий), водоснабжении и канализации;
    • План предприятия в масштабе 1:2000 с охваченным радиусом в 200 м, одобренный местным отделом архитектуры;
    • Схему промышленной территории в масштабе 1:500, на которой указываются строения, сооружения, канализационные и водоснабжающие коммуникации. Отмечаются места сброса стоков.

    По полученным данным, согласно методическим указаниям Минприроды N 333 от 17.12.07, составляется проект, который передаётся на согласование. Поскольку проектная документация проходит несколько инстанций, этот процесс довольно сложен и длителен. Согласно регламенту, на каждое согласование отводится до 30 дней.

    ОрганизацияЭтап согласования
    Росводресурсы Общее согласование
    Центры гидрометеорологии ЦГМС Выдача заключения
    ФБУЗ Проверка соответствия проекта сан-эпид. нормам
    Роспотребнадзор Выдача санитарного заключения
    Росрыболовство Проверка на соответствие требованиям Пр. Росрыболовства от 18.01.2010
    Росприроднадзор Выдача разрешения

    Все документы выдаются сроком на 5 лет, но, если предприятие изменит техпроцесс или проведет модернизацию, увеличив выпуск продукции и, соответственно, сброс воды, документы придется оформлять заново. Поэтому ежегодно в Росприроднадзор представляются данные о неизменности техпроцессов, состава и количества используемого сырья. Это значит, что сброс использованной воды в водоем не изменился.

    Указанные в разрешении концентрации веществ постоянно контролируются. Для этого проводится забор воды вблизи предприятия. Неправильно составленный проект приведет к постоянным нарушениям, и организация погрязнет в штрафах.

    Особенности процедуры

    Разрешение на сброс дается не для всех водных объектов. Согласно ст. 44 и 60 Водного кодекса, проект не утвердят и документы не выдадут, если планируется сбрасывать отработанную воду в водоем, являющийся лечебным и курортно-оздоровительным ресурсом или расположенным в заповеднике.

    Не удастся оформить сброс в границах:

    • санитарных зон источников забора воды;
    • лечебно-оздоровительных местностей и курортных местностей;
    • природоохранных, рыбоохранных, рыбохозяйственных зон.

    Иногда по объективным причинам, например, при неполном запуске или ремонте очистных систем или недавнем пуске предприятия точно подсчитать ПДС невозможно. Иногда концентрация вредных веществ превышает нормативную.

    В этих случаях согласно п.19. Пр. №2 Минприроды от 09.01.13 выдается временное согласование на сбросы (ВВС), сроком на год. Для его получения нужно предоставить в Росприроднадзор список мероприятий, направленных на снижение загрязнения воды. Продление разрешения через год проводится только при условии соблюдения заявленных мер.

    Разработка проекта ДС и получение разрешения на сброс отработанной воды – сложный процесс, который лучше доверить опытным профессиональным экологам.

    Читайте также: