Ндс на строительство дорог

Опубликовано: 07.05.2024

Есть способы уменьшить НДС при строительстве для собственного потребления

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления является объектом обложения НДС (подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ). База определяется исходя из всех расходов на выполнение СМР (п. 2 ст. 159 НК РФ). Начисленный налог можно принять к вычету на конец того же периода при выполнении следующих условий: объект предназначен для операций, облагаемых НДС, и расходы на него уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ). Если эти условия не выполняются, налог учитывается в первоначальной стоимости объекта основных средств.

Однако соблюсти условия для вычета бывает проблематично или чревато налоговыми претензиями. Поэтому на практике некоторые организации обходят эту норму и изначально не начисляют налог.

Вариант первый: изменить назначение объекта. Целью строительства изначально заявляется продажа объекта. Тогда на стоимость работ НДС начислять не нужно. В дальнейшем, когда объект построен, общество меняет решение и включает его в состав основных средств.

Такой подход рискован. Компании нужно будет убедительно объяснить налоговикам (а в дальнейшем, возможно, суду) причины перемены решения. Иначе инспекторы попытаются доначислить НДС. А поскольку общество фактически не заявляло вычет налога по СМР для собственного потребления (это дело добровольное), то доначисления будут отнюдь не нулевыми.

Вариант второй: привлечь дружественную компанию. Чтобы и избежать споров, и не начислять налог с СМР для собственного потребления, привлекают дружественную компанию. И строят или монтируют объект специально по ее заказу. Построенный объект вместе с землей по цене, близкой к себестоимости, передается по акту выполненных работ партнеру. После чего строитель берет недвижимость обратно в аренду и использует в своей деятельности.

Вариант третий: привлечь к строительству подрядчиков. Если строительно-монтажные работы ведутся не только силами самой организации, но также и с привлечением сторонних подрядчиков, в облагаемую базу стоимость подрядных работ включать не надо. Ведь фраза «для собственного потребления» явно не относится к привлеченным третьим лицам, которые выполняют работу для заказчика (решение ВАС РФ от 06.03.07 № 15182/06, письмо ФНС России от 04.07.07 № ШТ-6-03/527).

Временные строения не являются основными средствами

В процессе капитального строительства (не важно для кого, для себя или для стороннего инвестора) практически всегда приходится возводить временные строения: забор вокруг стройплощадки, подъездные пути для строительной техники и т.п.

От того, как учитывать такие объекты, прямо зависит сумма налога на имущество. Существуют две точки зрения.

Временные строения являются основными средствами. Действительно, подпункт «а» пункта 3.1.8 Положения по бухучету долгосрочных инвестиций (утв. письмом Минфина России от 30.12.93 № 160) указывает, что временные здания и сооружения по их вводу в эксплуатацию зачисляются в состав основных средств. Кроме того, на первый взгляд, выполняются все условия, необходимые для принятия объекта в состав ОС на основании пункта 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»: оно используется в производстве более 12 месяцев, не предполагается к продаже и способно приносить выгоду.

Временные строения не являются основными средствами. Есть аргументы, которые могут позволить рассматривать затраты на возведение таких временных сооружений в качестве текущих затрат по строительству. Причина в том, что одно из условий принятия объекта в состав ОС здесь не выполняется. В частности, в ПБУ 6/01 оно звучит так: «объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев».

Логично предположить, что операционным циклом в нашем случае является период строительства «основных» объектов, для создания которых необходимы временные сооружения. Поскольку по окончании этого процесса они подлежат ликвидации. Поэтому и с точки зрения ПБУ 6/01 они не подпадают под определение основных средств.

Выбрав второй вариант, компания экономит на налоге на имущество. Хотя его применение связано с налоговыми рисками, так как инспекторы, скорее всего, будут придерживаться иной позиции.

В споре суд может поддержать компанию. Так, в постановлении от 06.07.09 № КА-А41/6316-09 Федеральный арбитражный суд Московского округа согласился с тем, что временные строительные сооружения не являются основными средствами.

Проценты по заемным средствам выгоднее отнести на счет инвестора

У компании-застройщика существует два варианта учета затрат на уплату процентов по займам, привлеченными для целей строительства: учесть их как внереализационные расходы или включить в стоимость строящегося объекта. Налоговые последствия каждого из вариантов могут быть различными.

Экономия достигается, если инвестиционным договором предусмотрено, что разница между фактическими затратами на строительство производственного объекта и инвестиционным взносом является вознаграждением застройщика. Начисленные проценты могут либо уменьшать сумму экономии застройщика, либо относиться за счет инвестора. Какой же вариант выгоднее?

на цифрах Предположим, сумма инвестиций в строительство составила 1000 млн рублей, себестоимость строительства объекта без учета процентов – 700 млн рублей, сумма процентов по займам, привлеченным для строительства, – 50 млн рублей

Если компания учтет проценты в составе внереализационных расходов, то по этой сделке налоговые платежи составят 86,6 млн рублей, а именно:

– НДС – 45,8 млн руб. ((1000 млн руб. – 700 млн руб.) × 18 : 118);

– налог на прибыль – 40,8 млн руб. ((1000 млн руб. – 700 млн руб. – 50 млн руб. – 45,8 млн руб. ) × 20%).

Если же компания относит проценты за счет инвестора, в налоговых расходах их сумма не учитывается. Тогда по сделке налоговые платежи будут равны 80,5 млн рублей, в частности:

– НДС – 38,1 млн руб. ((1000 млн руб. – 750 млн руб.) × 18 : 118);

– налог на прибыль – 42,4 млн руб.((1000 млн руб. – 750 млн руб. – 38,1 млн руб.) × 20%).

Экономия от выбора варианта учета процентов составит 6,1 млн руб. (86,6 – 80,5).

Получается, за счет отнесения процентов на расходы инвестора застройщик уменьшает размер своего вознаграждения, с суммы которого платит НДС в бюджет. Безопаснее, если такой порядок учета процентов будет прописан прямо в инвестиционном договоре.

Что же касается реализации услуг застройщика по договору долевого строительства, то эта операция не облагается НДС на основании подпункта 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Поэтому общая сумма налогов (фактически только сумма налога на прибыль) в обоих вариантах расчета будет одинаковой.

Почему создание резерва в бухгалтерском учете помогает снизить налоги

Распространенная на практике ситуация: уже получено разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, но расходы по нему еще осуществляются. Уменьшение налога на прибыль застройщика на такие суммы после передачи объекта инвесторам чревато спорами с инспекторами. Особенно если затраты должны были быть произведены за счет самих инвесторов, а не за счет организации.

Выход – заблаговременное создание в бухгалтерском учете застройщика специального резерва предстоящих расходов. Его формирование не запрещено инструкцией по применению плана счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н), следовательно, не противоречит законодательству. При этом в налоговом учете подобный резерв не создается. Формулировка учетной политики для целей бухучета может быть следующей.

детально «Обществом создаются резервы предстоящих расходов, которые включаются в стоимость объектов капитального строительства. Резервы создаются в случаях, когда существует высокая степень уверенности в том, что затраты, под которые создается резерв, будут понесены в будущем и необходимы для создания объектов капитального строительства».

Каким же образом бухгалтерский резерв поможет учесть спорные расходы при налогообложении прибыли? Через корректировку вознаграждения застройщика. Ведь в большинстве случаев оно представляет собой разницу между ценой договора и затратами на создание объекта, определяемыми по правилам бухгалтерского учета. Сумма резерва уменьшит вознаграждение компании, облагаемое налогом на прибыль. При этом для целей налогового учета спорные затраты, осуществленные после введения объекта в эксплуатацию, не будут отражены вовсе. В дальнейшем при получении первичных документов, подтверждающих несение зарезервированных расходов, они списываются за счет этого резерва.

Конечно, при таком учете вероятность спора с налоговиками исключать нельзя. Но у организации есть шансы отстоять свою позицию. Для этого нужно доказать, что резервируемые затраты были произведены в интересах инвестора. А на момент создания резерва расходы не осуществлялись по объективным причинам.

Например, на момент сдачи объекта инвестору жилой дом находился на временном электроснабжении, но вскоре должен был перевестись на постоянное. При этом необходимая сумма полностью оплачена электроснабжающей организации. Здесь осуществление расхода (в частности, подписание акта выполненных работ) произойдет позже фактической сдачи объекта инвестору.

Кроме того, создание такого резерва позволит снизить НДС, если услуги застройщика облагаются этим налогом. Ведь уменьшение расчетной суммы вознаграждения уменьшит и этот налог.

Тогда как без резерва НДС с затрат, произведенных после передачи объекта инвесторам, вряд ли можно будет принять к вычету. Тяжело будет доказать, что эти расходы произведены в рамках деятельности, облагаемой НДС.

Использование давальческих материалов позволяет сэкономить на НДС

Еще один пример из практики: заказчик-застройщик заключает договор подряда с генеральным подрядчиком. При этом создается объект, который будет использован в операциях, не облагаемых НДС (допустим, жилой дом). Следовательно, НДС заказчик не принимает к вычету, а включает в стоимость строительства. Генподрядчик находится на общей системе налогообложения, а материалы, необходимые для строительства, закупаются у организации, применяющей упрощенный режим.

Есть два варианта, влекущих различные налоговые последствия для обеих сторон. Либо генеральный подрядчик закупает материалы самостоятельно, включая возмещение их стоимости застройщиком в цену своей работы. Либо материалы закупает застройщик, предавая их на давальческой основе генподрядчику.

на цифрах Допустим, стоимость работ без НДС и без учета материалов составляет 1 млн рублей, стоимость использованных материалов, приобретаемых без НДС, – 2 млн рублей.

Если генподрядчик использует собственные материалы, то общая стоимость его работ составит 3 млн руб. (1 + 2). С этой суммы генподрядчик уплатит НДС в бюджет 0,54 млн руб. (3 млн руб. × 18%).

Если же генподрядчик использует для строительства материалы заказчика, то стоимость его работ так и останется равной 1 млн рублей. Следовательно, и НДС составит 0,18 млн руб. (1 млн руб. × 18%).

Налоговая экономия генподрядчика будет равна 0,36 млн руб. (0,54 – 0,18).

Получается, что, если речь идет о дружественных компаниях, работать на давальческих материалах при таких условиях выгоднее и застройщику, и генподрядчику. Ведь в целом по группе НДС, подлежащий уплате в бюджет, уменьшится.

Аренда земли под строительство может оказаться выгоднее приобретения участка в собственность

В Градостроительном кодексе сказано, что строительство ведется на принадлежащем застройщику земельном участке. Принадлежать он может как на праве собственности, так и по договору аренды. В первом случае организация уплачивает земельный налог, во втором – арендную плату. Что же выгоднее для организации? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, но здесь есть налоговый нюанс.

Как следует из письма Минфина России от 23.06.10 № 03-05-05-02/43, застройщик утрачивает обязанность по уплате земельного налога только после внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Конечно, только по той части земельного участка, которая соответствует доле покупателя помещения в праве общей собственности. Аналогичный подход Минфин России применяет и к отражению в налоговых расходах самой стоимости земельного участка (письмо от 03.06.10 № 03-03-06/1/375). Однако на практике внесение указанных изменений в ЕГРП обычно сопряжено с большими сложностями.

А если строится жилой дом, в котором сотни квартир? Это означает, что нужно либо переплачивать земельный налог, пока все квартиры не будут распроданы, либо проходить процедуру внесения изменений в ЕГРП не один раз. При этом кадастровая стоимость участка в процессе строительства не меняется, так что даже по окончании стройки земельный налог будет весьма значительным.

Если же земля под строительство берется в аренду, то с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию арендная плата, как правило, существенно уменьшается. Это объясняется тем, что арендодателями земли обычно выступают различные муниципалитеты, которые заинтересованы в сокращении сроков строительства. Уменьшение арендной платы – это своеобразный стимул избегать долгостроя. На практике снижение может достигать 100 и более раз.

Исходя из этого, если у застройщика есть выбор, на каких правах ему будет принадлежать земельный участок, при прочих равных условиях аренда может оказаться выгоднее.

Налог на добавленную стоимость. Итак, мы отметили, что особенностью при дорожном строительстве является то, что денежные средства, выделяемые из бюджета для текущего ремонта либо капитального ремонта дорог, а также их строительства могут быть целевыми или не целевыми.

В том случае, если выделяемые денежные средства не являются целевыми, то у строительной организации, занимающейся строительством и ремонтом дорог, средства, полученные из бюджета, рассматриваются как выручка от реализации работ, которая является объектом налогообложения по НДС.

Следовательно, в соответствии со статьей 146 НК РФ, объем работ, выполненных собственными силами, а, также включая объем работ, выполненных, субподрядными организациями облагается НДС.

Порядок исчисления и применения налоговых вычетов по НДС при использовании средств из бюджета на строительство и ремонт дорог имеет некоторые особенности. НДС не облагаются целевые средства, не связанные с оплатой реализуемых товаров, выполнением работ (оказанием услуг), передачей имущественных прав.

К вычету из бюджета не принимаются суммы НДС, по приобретенным товарам (работам, услугам), а покрываются за счет целевых средств.

Земельный налог. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

Статьей 31 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1999 года №4092-II ГД "О проекте федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" определено:

"1. Земельные участки, предназначенные для размещения государственных и муниципальных автомобильных дорог, предоставляются в порядке отвода земель для государственных или муниципальных нужд, а для частных дорог по правилам предоставления земель для несельскохозяйственных нужд в соответствии с земельным законодательством.

2. Предоставление земельных участков для размещения государственных и муниципальных автомобильных дорог, а также установление придорожных полос на автомобильных дорогах общего пользования осуществляются по ходатайству дорожного органа или по его поручению органом, выступающим в качестве заказчика соответствующих дорожных работ, на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

Все расходы, связанные с изъятием земельных участков, в том числе с компенсацией убытков их владельцам или собственникам, несут организации и лица, в пользу которых производится изъятие соответствующих участков".

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 НК РФ). Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Таким образом, объектом налогообложения земельным налогом являются любые земельные участки, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), части земельных участков, представленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ установлен перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения. Такими участками являются все земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (Письмо ФНС Российской Федерации от 20 января 2005 года №21-4-04/32@ "О земельном налоге").

Статья 390 НК РФ предусматривает единый порядок определения налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.

Порядок определения налоговой базы установлен в статье 391 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (статья 393 НК РФ).

Согласно статье 395 НК РФ освобождены от налогообложения:

"2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования".

Таким образом, земли, предоставленные для размещения государственных автомобильных дорог общего пользования и их конструктивных элементов и дорожных сооружений, для размещения автовокзалов и автостанций, установленных полос отвода этих государственных автомобильных дорог общего пользования, освобождаются от уплаты земельного налога.

Налог на добычу полезных ископаемых. Организация, занимающаяся строительством и ремонтом дорог, может являться плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), если при строительстве и ремонте автомобильных дорог организация добывает полезные ископаемые (например: песок, глину, гравий).

Такие организации подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр признается территория того российского региона, на котором он расположен (пункт 1 статьи 335 НК РФ).

Особенности постановки организаций и/или индивидуальных предпринимателей на учет в качестве плательщиков НДПИ осуществляется в порядке, определенном Приказом МНС Российской Федерации от 31 декабря 2003 года №БГ-3-09/731 "Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых". Для постановки на учет необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения участка недр, предоставляемого в пользование, заявление определенной формы (для организаций - форма №9-НДПИ-1, для индивидуальных предпринимателей - форма №9-НДПИ-2).

Ставки налога на добычу полезных ископаемых определены в пункте 2 статьи 342 НК РФ.

Как определить стоимость добытого полезного ископаемого указано в статье 340 НК РФ, в соответствии, с которой может быть: либо цена реализации добытого полезного ископаемого, либо его расчетная стоимость.

Пример 3. Организация "А" с отведенного участка при строительстве автомобильной дороги добыла 200 тонн гравия. При этом было реализовано 50 тонн гравия по цене 708 рублей за тонну, в том числе НДС -108 рублей.

Так как часть гравия была реализована, то организация исчисляет сумму налога исходя из цены реализации добытого гравия.

Для целей исчисления НДПИ цена реализации одной тонны гравия составит 600 рублей (без НДС), следовательно, налоговая база по НДПИ будет равна 120 000 рублей (600 рублей х 200тонн).

Таким образом, организация "А" должна уплатить в бюджет сумму налога в размере 6 600 рублей (120 000 рублей х 5,5 %).

Транспортный налог. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен главой 28 "Транспортный налог" НК РФ (статьи 356-363 НК РФ).

На основании статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых, в соответствии с российским законодательством, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются различные виды самоходных транспортных средств на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется:

  • · в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Согласно пункту 18 Методических рекомендаций мощность двигателя определяется, исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство, и указывается в регистрационных документах. В случае, если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 лошадиных сил). Округление полученного результата производится с точностью до второго знака после запятой;
  • · в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется, исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство, и указывается в регистрационных документах (пункт 21 Методических рекомендаций);
  • · в отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость, - как единица транспортного средства. К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Порядок исчисления транспортного налога определен пунктом 2 статьи 362 НК РФ. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Для того чтобы определить ставку налога любого транспортного средства (кран, бетономешалка, экскаватор) строительной организации необходимо исходить из данных, которые зафиксированы в первичных документах на данное средство (паспорт технического средства) и документы о его регистрации.

Легковые и грузовые автомобили регистрируются в органах ГИБДД согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств, и ставки налога определяются исходя из мощности двигателя.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (статьей 361 НК РФ). Особое внимание следует обратить организациям, у которых имеются филиалы, ставка налога на один вид транспортного средства в одном регионе может значительно отличаться от ставки налога в другом регионе.

При отнесении конкретных специальных и специализированных машин к категориям автотранспортных средств можно также обратиться к Краткому автомобильному справочнику, разработанному Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения по транспортному налогу для организаций, занимающихся строительством и ремонтом дорог признаются транспортные средства, используемые в дорожном строительстве и ремонте автодорог, в частности: асфальтоукладчики, катки, погрузчики, автогрейдеры, автокраны, бурильные машины, экскаваторы, ямобуры, грузовые автомобили, компрессорные станции, другие дорожные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении таких транспортных средств льгот не предусмотрено (статья 358 НК РФ).

Отметим, что в соответствии с главой 28 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налог на имущество. Порядок исчисления и уплата налога на имущество организаций регулируется главой 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ. Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год (статья 379 НК РФ).

Отчетными периодами признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставка налога на имущество не должна превышать 2,2 %.

Плательщиками налога на имущество организаций признаются:

  • · российские организации,
  • · иностранные организации.

На основании статьи 374 НК РФ:

"Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета".

При этом не имеет значения, основные средства находятся в самой организации или переданы во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление или внесены в качестве вклада в совместную деятельность.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В расчет налоговой базы берется его остаточная стоимость, которая определяется по правилам бухгалтерского учета.

В случае если по основному средству начисляется не амортизация, а износ, для расчета налога необходимо взять его стоимость за минусом износа.

Налоговая база по налогу на имущество организаций, в соответствии со статьей 376 НК РФ, определяется отдельно в отношении имущества:

  • - подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах);
  • - каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • - каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • - имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество определен статьей 376 НК РФ.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу на имущество установлен статьей 382 НК РФ.

Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально по окончании отчетного периода как 1/4 суммы налога, исчисленной по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом (статья 383 НК РФ).

Налоговая база по налогу на имущество организаций и сумма налога (авансовых платежей по налогу) исчисляются отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, и в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (пункт 1 статьи 376 НК РФ и пункт 3 статьи 382 НК РФ).

Обособленное подразделение организации это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (пункт 2 статьи 11 НК РФ). Для целей налогообложения в составе организации образованы три обособленных подразделения, из которых одно (филиал) выделено на отдельный баланс, а два других - самостоятельного баланса не имеют, при этом их движимое имущество учитывается на балансе филиала.

Наша организация (общий режим налогообложения) строит (СМР для собственного потребления) офисное здание и цех для производства собственной продукции силами подрядной организации, которая применяет УСН. Материалы для строительства приобретаем сами и учитываем на 10 счете, суммы входного НДС накапливаем на счете 19. Подрядная организация выполняет работы в три этапа с подписанием актов выполненных работ. Мы оплачиваем выполненные работы после подписания актов. Когда производится вычет НДС по закупленным материалам?

Территория предприятия огорожена забором, внутри благоустраиваем территорию – дорожки из тротуарной плитки и деревья. На какие статьи расхода ставить эти затраты?

В соответствии со ст. 740 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

По общему правилу, установленному ст. 745 ГК РФ, обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик.

Однако договором строительного подряда может быть предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.

Глава 37 ГК РФ «Подряд» предусматривает два способа обеспечения работ.

Ст. 704 Гражданского кодекса РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами.

Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

В то же время ст. 713 ГК РФ допускает выполнение подрядчиком работы с использованием материала заказчика.

Если заказчик передает подрядчику материалы для переработки без оплаты (то есть в качестве давальческих), то эти материалы остаются в собственности заказчика.

Следовательно, договором подряда может быть предусмотрено, что работы по строительству выполняются из материалов заказчика (генподрядчика).

В этом случае в договоре должен быть прописан порядок передачи материалов субподрядчику и цена материалов.

Если заказчик передает подрядчику давальческие материалы, то стоимость этих материалов не учитывается в цене договора подряда.

То есть стоимость строительных работ определяется без учета стоимости материалов заказчика (генподрядчика).

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н, установлено, что давальческие материалы – это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции.

Организация, передавшая свои материалы другой организации для переработки (обработки, выполнения работ, изготовления продукции) как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывает, а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете).

Принятые организацией давальческие материалы учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Заказчик передает подрядчику материалы по накладной на отпуск материалов на сторону (унифицированная форма № М-5, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71).

Принятие к учету полученных от заказчика стройматериалов подрядчик отражает по дебету счета 003.

Согласно ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ применяется Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2).

На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Обе унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. № 100.

Справка по форме № КС-3 применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы.

Поскольку право собственности на передаваемые материалы не переходит к подрядчику, последний их не оплачивает и, соответственно, стоимость давальческих материалов не признается расходом организации-подрядчика.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом налогообложения НДС.

В случае если строительство объектов осуществляется подрядными организациями без производства строительно-монтажных работ собственными силами налогоплательщиков, то данная норма ст. 146 НК РФ не применяется (письмо Минфина РФ от 09.09.2010 г. № 03-07-10/12).

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ).

Если строительные работы выполняются полностью силами подрядной организации, то стоимость работ, выполненных подрядной организацией, в налоговую базу по НДС не включается.

В данном случае по общему правилу операции по реализации строительных работ признаются объектом налогообложения НДС у подрядчика и суммы НДС должен предъявить организации подрядчик.

Если организация-заказчик передает подрядным организациям материалы на давальческих условиях при проведении капитального строительства подрядным способом, то, отметил Минфин РФ в письме от 17.03.2011 г. № 03-07-10/05, такая передача объектом налогообложения НДС не признается на основании п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

П. 6 ст. 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.

Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В соответствии с п. 20 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137, счета-фактуры, полученные покупателем от продавцов в отношении приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, регистрируются в книге покупок в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету в порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ.

Таким образом, право на вычет НДС по приобретенным материалам возникает у Вашей организации после принятия на учет данных материалов (отражения на счете 10) и при наличии счета-фактуры от продавца.

Счета-фактуры, предъявленные покупателю подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, регистрируются в книге покупок в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету на основании п. 6 ст. 171 НК РФ, в порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ.

Однако организация, применяющая УСН, счета-фактуры не выставляет.

Если договором предусмотрена поэтапная сдача работ, то при принятии этапов работ на учет заказчик имеет право на вычет предъявленного подрядчиком НДС.

Вопрос об учете объектов внешнего благоустройства до сих пор является спорным.

До 2006 года в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» прямым текстом говорилось о том, что объекты внешнего благоустройства являются основными средствами.

Поэтому Минфин РФ сообщал, что тротуары, дорожки, газоны и т.п. являются объектами внешнего благоустройства и должны учитываться в составе основных средств организации (письма от 30.05.2006 г. № 03-03-04/1/487 и от 18.11.2005 г. № 07-05-06/307).

Теперь упоминания об объектах внешнего благоустройства в ПБУ 6/01 уже нет.

Но в п. 5 ПБУ 6/01 указано, что к основным средствам относятся, в том числе, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Для целей бухгалтерского учета актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления в аренду;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 4 ПБУ 6/01).

Объекты внешнего благоустройства могут быть признаны объектами основных средств, если будут соответствовать перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01 условиям признания активов основными средствами.

И тогда в зависимости от стоимости они могут амортизироваться либо отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

В то же время п. 17 ПБУ 10/99 «Расходы организаций», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н, установлено, что расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

И расходы на благоустройство можно учесть как прочие расходы.

В письме от 27.01.2012 г. № 03-03-06/1/35 Минфин РФ указал, что определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве, в связи с чем возможно руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства.

Так, под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.

Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации.

К ним относят, например, устройство дорожек, скамеек, посадку деревьев и кустарников, устройство газонов и т.д.

Чиновники считают, что капитальные расходы на создание (приобретение) объектов внешнего благоустройства в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Расходы на благоустройство территории текущего характера также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Ссылается Минфин на п.п. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, которым установлено, что объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты не подлежат амортизации.

Все споры развернулись вокруг минфиновской трактовки данной нормы НК РФ.

Минфин как бы не замечает слов «с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования».

Но это замечают суды и указывают, что исходя из логического толкования п.п. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации только те объекты внешнего благоустройства, которые сооружались с привлечением источников бюджетного или иного целевого финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки.

При этом суды подчеркивают, что критериями учета расходов в налоговой базе по налогу на прибыль являются их экономическая обоснованность и документальное подтверждение.

Также к числу критериев учета расходов относится их обусловленность достижением экономического эффекта – направленностью на получение прибыли от предпринимательской деятельности.

Если расходы налогоплательщика, связанные с благоустройством территории, направлены на создание организации производства, обеспечивающей надлежащие санитарно-гигиенические условия для работников и нормальное функционирование объектов основных средств, то указанные расходы напрямую связаны с производственной деятельностью (постановления ФАС Московского округа от 12.10.2010 г. № КА-А40/12233-10, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 г. № А56-33207/2008).

ФАС Уральского округа признает правомерным начисление амортизации по объектам внешнего благоустройства в том случае, если эти объекты используются в целях извлечения дохода (постановление от 26.06.2008 г. № Ф09-4500/08-С3).

Кстати, Минфин также считает этот критерий определяющим.

Так, например, в отношении аквапарка, производящего затраты по озеленению территории аквапарка, финансовое ведомство считает, что затраты на озеленение территории аквапарка могут рассматриваться в качестве обоснованных расходов, так как напрямую связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

При этом при удовлетворении критериям, предусмотренным ст. 256 НК РФ, указанные затраты должны рассматриваться в качестве амортизируемого имущества.

В противном случае данные затраты, согласно п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, необходимо учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо от 09.11.2011 г. № 03-03-06/1/736).

А в письме от 17.07.2012 г. № 03-03-06/2/81 Минфин вновь сообщил, что определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве.

Следовательно, необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей законодательства о налогах и сборах.

Под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.

Расходы на благоустройство территории текущего характера, не связанные с коммерческой деятельностью организации, также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

image_pdf
image_print

Статья 171 Налогового кодекса устанавливает случаи, в которых налогоплательщики могут принять к вычету НДС. Среди прочих операций, эта возможность предусмотрена и при капитальном строительстве. В статье мы расскажем о нюансах применения вычетов НДС при строительных работах, которые производятся по договору подряда и инвестирования.

Общие правила

Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ, при капитальном строительстве вычетам подлежат суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику в следующих случаях:

  • когда он приобретает объекты незавершенного капитального строительства;
  • когда он приобретает товары, работы или услуги, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ;
  • когда работы по сооружению либо ликвидации, монтажу либо демонтажу, сборке либо разборке объектов основных средств производится подрядчиком, и тот предъявляет НДС налогоплательщику.

Если подрядчики и поставщики предъявляют НДС непосредственно налогоплательщику, то вычет производится в общем порядке. Для этого необходимо выполнение трех условий:

  • строительный объект предназначен для облагаемой НДС деятельности;
  • налогоплательщик принял на учет приобретенные товары, работы или услуги, по которым собирается заявить вычет;
  • поставщики и подрядчики оформили и передали налогоплательщику счета-фактуры с выделенными в них суммами НДС.

Напомним, что помимо официальной формы счета-фактуры, утвержденной постановлением правительства № 1137, компании могут использовать составленный на его основе универсальный передаточный документ (письмо ФНС России от 21.10.13 № ММВ-20-3/96@).

Если оформлен договор строительного подряда

Договором строительного подряда может быть предусмотрено, что объект передается заказчику по завершении всех строительных работ или же поэтапно. Однако на практике нередки случаи, когда несмотря на отсутствие в договоре условий о поэтапной сдаче, заказчик переводит оплату подрядчику периодически, например, ежемесячно. Основанием для этого являются акты приемки по форме КС-2 и справки по форме КС-3, а также выставленные подрядчиком счета-фактуры.

Между тем, рассчитываясь с подрядчиком в указанном выше порядке, заказчик может лишиться права на применение вычетов по НДС до момента приемки всего объема работ. Из положений пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что принять к вычету НДС, предъявленный подрядчиком, можно на основании выставленного счета-фактуры после принятия к учету выполненных им работ. Именно в моменте принятия к учету работ, произведенных подрядчиком, и заключается проблема, которая делает рискованным вычет «подрядного» НДС в указанном случае.

Дело в том, что в налоговом законодательстве прямо не пояснено, что понимается под принятием на учет работ подрядчика. Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требует при ведении учета опираться на федеральные и отраслевые стандарты, но и они пока отсутствуют. Таким образом, на основании пункта 1 статьи 30 закона № 402-ФЗ, необходимо опираться на правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином до 1 января 2013 года. Обратимся к ПБУ 10/99 «Расходы организации». В соответствии с документом, расходы должны повлечь уменьшение экономических выгод организации, а такая уверенность имеется в случае, когда в отношении передачи актива отсутствует какая-либо неопределенность.

Получается, что до того, как результаты работ будут переданы подрядчиком заказчику, последний не может принять их учету. При этом формы КС-2 и КС-3 не могут рассматриваться в качестве актов поэтапной приемки выполненных работ, а являются лишь расчетными документами для авансирования. Об этом сказано в письме ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860@, а также в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.01.00 № 51.

Раз заказчик не может принять на основании этих актов результаты работы к учету, то и заявить о вычете НДС с расходов на оплату этих работ он также не вправе. Такие выводы соответствуют позиции Минфина, выраженной, например, в письме от 5.03.09 № 03-07-11/52 и других. Специалисты ведомства указывают, что вычет «подрядного» НДС возможен только тогда, когда заказчик примет к учету результаты работы в объеме, определенном в договоре строительного подряда.

Однако в судебной практике есть случаи, когда арбитры принимали сторону заказчиков, которые произвели вычет НДС указанной ситуации (постановление Московского округа от 19.04.12 по делу № А40-77285/11-107-332). Таким образом, при отсутствии в договоре строительного подряда условия о поэтапной приемке работ заказчик может заявлять о вычетах НДС до принятия на учет всего объема работ на свой страх и риск. В таком случае велик шанс того, что ФНС с налогоплательщиком не согласится, и ему придется отстаивать свою позицию в суде.

Если объект возводится по инвестиционному договору

При заключении договора инвестирования суммы налога предъявляются не инвестору, а посреднику (заказчику), который организует процесс строительства. Глава 21 Налогового кодекса не содержит порядка применения вычета при заключении инвестиционного договора, что дает почву для существования разных точек зрения на саму возможность его применения.

Согласно другой точке зрения, НДС не облагается лишь передача имущества, носящая инвестиционный характер, тогда как строительные операции по реализации этого инвестиционного проекта, которые оплачивает инвестор, под налогообложение попадают. В соответствии с этой позицией, «входной» НДС, который инвестор передает заказчику, может быть принят к вычету.

Заказчик, осуществляющий деятельность по договору инвестирования, по сути, является посредником между инвестором и подрядчиками (поставщиками). Средства, которые он получает от инвестора, являются источником целевого финансирования и не облагаются НДС. Однако расходы в адрес подрядчиков и поставщиков, осуществляемые заказчиком, как правило, включают НДС. Когда заказчик передает инвестору результат строительства, то объекта обложения НДС не возникает, поскольку отсутствует факт реализации (право собственности на построенный объект изначально принадлежит инвестору). При этом объект передается по фактической стоимости с учетом НДС.

Тот факт, что суммы налога, предъявленные поставщиками и подрядчиками застройщику, последний может передать инвестору, подтверждает президиум ВАС РФ (постановление от 26.06. 12 по делу № А38-1216/2011). Делается это на основании сводного счета-фактуры, который составляет заказчик в адрес инвестора.

Порядок составления и учета сводного счета-фактуры

Итак, чтобы передать инвестору входной НДС, заказчик должен составить сводный счет-фактуру. Делается это на основании счетов-фактур, полученных заказчиком от поставщиков и подрядчиков, причем приобретенные строительно-монтажные работы и товары выделяется в отдельный позиции.

Надо отметить, что нормы законодательства никогда не вводили такого документа, как сводный счет-фактура. Этот так называемый понятийный документ, предложенный Министерством финансов в 2006 году. Его введение было вызвано всплеском инвестиционной деятельности. И вот уже 10 лет застройщики составляют в адрес инвесторов сводный счет-фактуру, чтобы передать ему «входной» НДС.

Сводный счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый из них передается инвестору – именно на его основании НДС принимается к вычету. Вместе с ним инвестор должен получить копии счетов-фактур, которые поставщики и подрядчики выставили в адрес заказчика, а также копии сопровождающих операции первичных документов. Инвестор регистрирует сводный счет-фактуру в книге покупок и отражает в Журнале учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Что касается заказчика, свой экземпляр сводного счета-фактуры он отражает в первой части Журнала. Обращаем внимание, что в книге продаж он этот документ не отражает.

На сумму своего вознаграждения заказчик выставляется инвестору отдельный счет-фактуру – в сводный документ она не включается. Этот счет-фактуру застройщик должен отразить не только в Журнале учета счетов-фактур, но и в книге продаж.

На балансе числятся автомобильные дороги, которые не относятся к дорогам общего пользования и находятся на территории Организации, в том числе действующие, но не переведенные в состав основных средств на счет 01 «Основные средства». Обязана ли Организация по этим объектам начислять налог на имущество?

Объектом налогообложения по налогу на имущество на основании положений п. 1 ст. 374 НК РФ признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ. Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) (пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). По смыслу данной нормы, основным критерием для квалификации имущества в качестве недвижимого является невозможность его отделения от земли (перемещение) без несоразмерного ущерба его назначению.

При решении вопроса о признании дороги объектом недвижимости, необходимо учитывать правовую позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 по делу № 310-ЭС15-16638, пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25). Перечисленные решения судов отражены и в письме Минфина РФ от 14.02.2020 № 03-05-05-01/10366.

В Постановлении Девятого ААС от 30.10.2017 г. № 09АП-47635/2017 отражена аналогичная позиция суда о том, что дорожное покрытие является улучшением земельного участка и не может быть квалифицировано как недвижимое имущество.

В письме Минфина России от 13.11.2019 № 03-05-05-01/87416 отражено мнение, что, если асфальтированная площадка не является самостоятельной недвижимой вещью (сооружением — объектом капитального строительства), а является только замощением земельного участка (улучшениями земельного участка), покрытый асфальтом земельный участок (асфальтированная площадка), по мнению Департамента, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

Поэтому для целей исчисления налога на имущество организаций данный вопрос должен разрешаться с учетом отсутствия/наличия доказательств того, что дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил (например, подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство) и введена в эксплуатацию (в соответствии с требованиями ст. 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).

Включение объекта в состав основных средств определяется его экономической сущностью и фактом его готовности к эксплуатации. Факт отсутствия ввода объекта в эксплуатацию при фактическом использовании объекта не является основанием для непринятия объекта на учет как основного средства и освобождения имущества от налогообложения. (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.09.2017 № Ф09-5209/17 по делу № А60-49363/2016, Определения Верховного Суда РФ от 25.12.2017 № 309-КГ17-19545 и от 16.04.2020 № 307-ЭС20-5312 по делу № А56-25258/2019).

Читайте также: