Ндс на шины автомобильные

Опубликовано: 04.05.2024

Если компания часто использует в своей деятельности ТС, то при покупке авто нужно учитывать не только машину, но и шины к ней. Учет ведется относительно каждой операции: прибытие, выбытие, переустановка и прочее. Записи в коммерческих и бюджетных учреждениях будут разными.

Вопрос: Как отражается в учете автотранспортной организации продажа изношенных шин, снятых с автомобилей и не подлежащих дальнейшей эксплуатации и восстановлению?
Изношенные шины проданы шиномонтажному заводу как сырье для переработки по прейскурантным ценам: за 3 600 руб. (в том числе НДС 600 руб.). Плата за них поступила в месяце продажи. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ

Первичная документация

Учет производится на основании межотраслевой формы первички по МПЗ, утвержденной Постановлением Госкомстата №71а от 30 октября 1997 года. Это приходный ордер, составляемый по форме №М-4, специальная карта, составляемая по форме №М-8. Фирма может разрабатывать собственные формы. Однако они должны соответствовать положениям статьи 9 Закона о бухучете №402. Если фирма разработала свои формы, это должно быть отражено в учетной политике.

Вопрос: Как отразить в учете приобретение и установку комплекта новых шин на автомобиль взамен изношенных шин?
По причине износа шин автомобиля (объекта основных средств (ОС)) организация приобрела для установки на автомобиль комплект новых шин стоимостью 24 000 руб., в том числе НДС 4 000 руб. Установка шин произведена в автосервисе, стоимость услуг которого составила 3 600 руб. (в том числе НДС 600 руб.).
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления, резерв на ремонт ОС не создается.
Посмотреть ответ

Потребуется карточка учета. В ней прописывается состояние шины: основные характеристики, дефекты, описание повреждений. Если элементы уже были в эксплуатации, нужно указать имеющийся пробег. Нужно также прописать заводской номер, дату замены, дату демонтажа.

При утилизации комплектующих необходимо оформить карточку учета и акт на списание. Последняя бумага оформляется на основании решения комиссии. В акте нужно указать дефект, который не подлежит ремонту. К примеру, это может быть разрыв.

Вопрос: Как отразить в учете стоимость шин, снятых с автомобиля в связи с заменой на новые? Снятые шины пригодны к эксплуатации. Спустя три месяца принято решение об их продаже сторонней организации…
Затраты на снятие шин, осуществленное собственной автомастерской, составили 2 000 руб. Рыночная стоимость шин (цена приобретения аналогичных шин) по акту об их замене равна 8 000 руб. Шины проданы сторонней организации по цене 9 600 руб. (в том числе НДС 1 600 руб.).
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Наиболее существенные значения для учета:

  • Число шин.
  • Их модель и марка.
  • Стоимость.

Учет элементов разного типа (летние, зимние) осуществляется раздельно. Рекомендуется раздельно учитывать также новые и б/у шины.

Используемые проводки

ВАЖНО! Положение об эксплуатации и учете автошин от КонсультантПлюс доступно по ссылке

Приобретение шин, их направление в эксплуатацию и другие операции должны фиксироваться при помощи проводок. Используются эти записи:

  • ДТ60 КТ51. Перевод средств за купленные шины.
  • ДТ10 КТ60. Возникший долг по приобретенным элементам.
  • ДТ19 КТ60.НДС со стоимости продукции.
  • ДТ68 КТ19. НДС к вычету.
  • ДТ10 КТ10. Элементы введены в эксплуатацию.
  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Списание шин.

Стоимость элементов, взятых для замены изношенных шин, фиксируется на счете 10. На этом же счете нужно фиксировать уже используемые и резервные шины. Для раздельного учета нужно сформировать дополнительные счета к субсчету «Запаска».

Фиксация износа и других операций

Замена изношенных элементов может считаться составляющей ремонта. Списание выполняется на производственные издержки и расходы на ремонт ОС. Ремонтные траты нужно фиксировать по дебету учета расходов на производство, по кредиту учета затрат. Изношенные элементы ремонтируются и восстанавливаются. Учитываются они на субсчете «Запчасти, подлежащие восстановлению».

Замена сезонных шин входит в содержание ОС. Сопутствующие траты считаются расходами по основной деятельности. При замене стоимость относится на уменьшение расходов по текущей деятельности.

Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Стоимость сезонных деталей (после их износа) в расходах по главному направлению деятельности.
  • ДТ10 КТ91/1. Изношенные шины, которые подлежат восстановлению.
  • ДТ20, 26, 44 КТ10. Замена элементов и их отправка на склад. Стоимость запчастей относится на уменьшение трат по текущей деятельности.
  • ДТ10 КТ10. Сборка зимних шин, вводимых в использование.
  • ДТ10 (субсчет «Запчасти») КТ10. Снятие зимних элементов.

Бухгалтеру нужно обязательно создать субсчета. Нужны они для раздельного учета.

Учет шин в бюджетном учреждении

Бухучет в бюджетных учреждениях ведется на основании ФЗ №129 от 21 ноября 1996 года, Инструкции, утвержденной приказом Минфина №157н.

Приобретенные запчасти нужно поместить на счет 10506. В пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса указано, что при поступлении элементов нужно использовать эту запись: ДТ0.105.26.340 КТ0.302.34.730. Оприходование шин. Первичкой являются сопроводительные документы от поставщика.

При направлении шин в эксплуатацию нужно оформить ведомость по форме 0504210 или требование-накладную по форме 0315006. Соответствующее требование оговорено в пункте 25 Инструкции №162н.

Рассмотрим дополнительные записи:

  • ДТ0.401.20.272 КТ0.105.26.440. Списание с балансового учета запчастей, которые были установлены в ходе замены изношенных запчастей.
  • ДТ0.105.36.340 КТ0.105.36.340. Введение в эксплуатацию запчастей.

Соответствующие положения содержатся в пунктах 37 и 35 Инструкции №174н.

Карточка учета шин

Предприятия обязательно должны осуществлять учет расходных материалов, нужных для эксплуатации авто. Одно из направлений учета – контроль над движением шин. Карточка учета фиксирует поступление, эксплуатацию и выбытие запчастей. В ней нужно отразить сведения о каждой единице элементов. Прописывается, за каким ТС закреплена часть. Осуществляется ежемесячный контроль над эксплуатацией. Для этого проставляются отметки о пробеге авто. Эти отметки позволяют отслеживать техническое состояние элементов. Исходя из этого устанавливается, можно ли эксплуатировать запчасти дальше.

Карточка заполняется назначенным лицом. Вся информация заносится на базе решений экспертной комиссии. Состав последней устанавливает руководитель предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Обязательно ли заводить карточку? Да, это обязательное требование для всех предприятий. Карточки могут не заводить только те, кто перевозят грузы или пассажиров для личных нужд.

Налоговый учет

При приобретении ТС стоимость используемых и запасных шин включается в начальную стоимость авто на основании статьи 257 НК РФ. В качестве отдельных элементов шины не указываются. Отдельно приобретенные запчасти не включаются в состав купленного авто. Они не входят в его стоимость. Рассмотрим статьи, которые регламентируют учет:

  • Статья 254 (расходы плательщика на хознужды).
  • Статья 260 (реставрация ОС).
  • Статья 264 (содержание служебных ТС).

Отдельно приобретенные шины могут учитываться в качестве материальных затрат на содержание ОС. В этом случае учет осуществляется по себестоимости элементов. Ремонтные траты принадлежат к прочим расходам. Траты будут признаваться на дату сборки шин на ТС. Элементы, снятые с авто, не будут относиться к возвратным отходам.

Норма пробега

Нормы по списанию запчастей не утверждены законами. Пробег устанавливается предписаниями транспортного Министерства, установленными в Письме №03-01/10-2830ш от 24 августа 2012 года. В этом акте указано, что фирмы могут самостоятельно устанавливать нормы. Они разрабатываются на основании этих сведений:

  • Данные о шинах от заводского производителя.
  • Метод установления пробега норм РД 3112199-1085-02.
  • Опыт самого предприятия по эксплуатации ТС.

В стандартах РД 3112199-1085-02 указано, что разработанная норма не должна быть меньше 25% от среднего значения пробега. Рассмотрим приблизительные значения:

  • Для легковых ТС (российский производитель): 40-45 тысяч км.
  • Для грузовых ТС (российский производитель): до 100 тысяч км.
  • Для легковых ТС (иностранный производитель): 50-55 тысяч км.
  • Для грузовых ТС (иностранный производитель): до 180 тысяч км.

Несмотря на то, что компания получает свободу в разработке норм, она должна учитывать некоторые рекомендации. В частности, установленные нормы должны быть экономически оправданными, обоснованными.

ВАЖНО! На основании норм производится списание.

К СВЕДЕНИЮ!
Траты на утилизацию отходов входят в расходы по текущей деятельности. Они будут облагаться налогами.

Снятые шины пригодны к дальнейшей эксплуатации, их рыночная стоимость согласно составленному акту о замене шин составляет 8000 руб. Шины проданы сторонней организации по цене 9440 руб. (в том числе НДС 1440 руб.). Замена шин производится в соответствии с установленным в организации внутренним регламентом замены автомобильных шин.

Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.

Бухгалтерский учет

Комплект шин, установленный на автомобиле при его приобретении, входит в состав автомобиля как инвентарного объекта основных средств (ОС) (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания по учету ОС)).

Замена шин на автомобиле не приводит к изменению функционального назначения и не улучшает показатели функционирования автомобиля. Следовательно, замена шин относится к такому способу восстановления автомобиля, как ремонт, затраты на который являются текущими расходами и признаются в периоде их осуществления (п. п. 26, 27 ПБУ 6/01) .

Расходы по поддержанию в рабочем состоянии объектов ОС формируют расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Снятые с автомобиля шины, пригодные к эксплуатации, принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) по фактической себестоимости (п. п. 2, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания по учету МПЗ)).

Специального порядка принятия к учету МПЗ, полученных при ремонте объектов ОС, нормативно не закреплено. В связи с этим такой порядок разрабатывается организацией и может закрепляться в учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Так, фактическая себестоимость снятых шин может быть определена как их текущая рыночная цена (цена возможной продажи), аналогично стоимости МПЗ, полученных при ликвидации (выбытии) ОС (п. 9 ПБУ 5/01, п. 79 Методических указаний по учету ОС). При этом фактическая себестоимость принятых к учету шин может быть учтена в составе прочих доходов (что предусмотрено п. 66 Методических указаний по учету МПЗ, п. 86 Методических указаний по учету ОС). В данной консультации исходим из предположения, что организация применяет указанный подход.

Доход от продажи снятых шин является прочим доходом и признается на дату передачи шин покупателю (п. п. 7, 12, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Величина дохода определяется исходя из суммы, установленной договором (п. п. 10.1, 6, 6.1 ПБУ 9/99).

Одновременно фактическая себестоимость проданных шин учитывается в составе прочих расходов (п. п. 11, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Продажа шин признается реализацией и, соответственно, является объектом налогообложения по НДС (п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база по НДС определяется исходя из фактической цены реализации (без учета НДС) на дату отгрузки (передачи) шин покупателю (п. 1 ст. 154, пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Налогообложение производится по налоговой ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При реализации шин дополнительно к их цене организация-продавец обязана предъявить покупателю соответствующую сумму НДС и не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки шин, выставить счет-фактуру (п. п. 1, 3 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). О том, в каком случае организация может не выставлять счет-фактуру, см. в Практическом пособии по НДС.

Налог на прибыль организаций

Снятые шины для целей налогообложения являются материалами, полученными в результате ремонта объекта ОС - автомобиля. Стоимость шин, принимаемых к учету, учитывается в составе внереализационных доходов исходя из рыночных цен на основании ст. 250, п. п. 5, 6 ст. 274 НК РФ.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость МПЗ, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации ОС, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации ОС, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 8, 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Хотя стоимость МПЗ, полученных при ремонте ОС, прямо не указана в доходах, предусмотренных пп. 8, 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ, считаем, что она определяется в аналогичном порядке. Такой же вывод можно сделать на основании Писем Минфина России от 25.04.2011 N 03-03-06/1/267, от 02.06.2010 N 03-03-06/1/365.

Выручка от реализации снятых шин (без учета НДС) признается в составе доходов от реализации (пп. 1, абз. 5 п. 1 ст. 248, п. п. 1, 2 ст. 249 НК РФ). Выручка признается на дату реализации (передачи) шин покупателю независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Полученный доход организация вправе уменьшить на стоимость шин, определяемую, как указано выше, как сумма признанного при их принятии к учету внереализационного дохода (абз. 2 п. 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Аналогичный вывод можно сделать из Письма Минфина России от 25.12.2015 N 03-03-06/1/76196.

C 1 марта 2021 года на российском рынке не должно остаться шин без маркировки. Уже с 1 ноября этого года начинает действовать запретительный механизм — вводятся требования об обязательной маркировке к производителям и импортерам.

Компания СКБ Контур провела вебинар «Маркировка шин — решение для крупного бизнеса». Эксперты рассказали об изменениях, которые ожидают участников оборота шин, и объяснили, как подготовиться к ним.

В этой статье отдельно остановимся на ключевых тезисах Кирилла Волкова, руководителя товарной группы «Шины» оператора системы маркировки ЦРПТ.

Всю информацию мы объединили в несколько блоков:

Для правильной работы с маркировкой шин и покрышек стоит прежде всего изучить два постановления – № 515 (устанавливает общие правила маркировки) и № 1958 (вводит правила маркировки конкретно для шин).

Также следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 № 577 (утверждает размер платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки) и Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1955 (о доступе к информации из ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке).

Какие шины подлежат обязательной маркировке

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958, процессу маркировки подлежат следующие товары:

4011 10 000 3 — шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром не более 16 дюймов

4011 10 000 9 — шины и покрышки пневматические резиновые новые прочие

4011 20 100 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые с индексом нагрузки не более 121

4011 20 900 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые с индексом нагрузки более 121

4011 40 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые для мотоциклов

4011 70 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин

4011 80 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности

4011 90 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые прочие

22.11.11 — шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые

22.11.12.110 — шины пневматические для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов и квадрициклов

22.11.13.110 — шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новые

22.11.14 — шины и покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин; шины и покрышки пневматические прочие новые

22.11.15.120 — шины резиновые сплошные или полупневматические

Из проекта маркировки исключены:

  • шины и покрышки пневматические резиновые новые для использования на воздушных судах;
  • шины и покрышки пневматические резиновые новые для велосипедов;
  • шины и покрышки пневматические резиновые восстановленные;
  • протекторы взаимозаменяемые;
  • ободные ленты;
  • камеры резиновые.

Этапы маркировки шин

C 1 марта 2021 года на территории РФ не должно остаться шин без маркировки.

В Постановлении Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 обозначены три ключевые даты, на которые нужно обратить внимание:

  • С 1 ноября 2020 года начинает действовать запретительный механизм — вводятся требования об обязательной маркировке к производителям и импортерам.

То есть начиная с этой даты производители и импортеры должны производить и импортировать только маркированные шины. Требования распространяются и на участников оборота, которые напрямую работают с производителями и импортерами. Они обязаны приобретать только маркированные шины.

Кроме того, с 1 ноября 2020 года становится обязательной передача сведений в информационную систему «Честный знак» при розничной реализации маркированных шин. Следовательно, к этому времени кассовая техника должна уметь передавать сведения о выбытии маркированных шин через кассу при розничной продаже.

  • С 15 декабря 2020 года запрещается оборот и вывод из оборота немаркированных шин.

То есть с этой даты бизнес уже не может реализовывать товар без маркировки как по B2B-цепочке, так и в розницу. Все шины должны маркироваться перед тем, как будут отданы другому юрлицу, другому собственнику.

При этом до 15 декабря можно довезти на территорию РФ импортный товар, который был заказан до 1 ноября, но не успел доехать. С учетом этих обстоятельств тем участникам оборота, которые заказали товар до 1 ноября, но не успели его ввезти, дается на маркировку шин полтора месяца — с 1 ноября до 15 декабря.

  • С 15 декабря2020 года действует полный запрет на импорт немаркированных шин.

Также до 1 ноября 2020 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, которые не были реализованы до 15 декабря.

То есть Постановлением № 1958 установлен дополнительный срок, который позволяет хранить немаркированные шины на складе, но не позволяет реализовывать их другим участникам оборота или конечному потребителю.

  • C1 марта 2021 года все участники обязаны передавать сведения о всех действиях по обороту шин в систему маркировки «Честный знак». Таким образом, с 1 марта 2021 года на рыке не должно остаться шин без маркировки.

Правила маркировки шин

Шины маркируются кодом маркировки так же, как и все остальные товары, подлежащие этому обязательному процессу.

Код маркировки состоит из двух групп данных — код идентификации и код проверки. Код идентификации в свою очередь включает код товара (описание определенной номенклатурной позиции) и серийный номер. Фактически это позволяет идентифицировать каждую единицу товара: благодаря коду можно понять, что это за товар, какие атрибуты он имеет и чем отличается от других товаров этого же типа. По серийному номеру можно определить каждую единицу товара в конкретной товарной группе.

Код идентификации дополнительно оснащается кодом проверки, который позволяет с помощью российских криптоалгоритмов создать доверенную зону между реальным товаром и кодом, который был эмитирован в системе.

Таким образом, код идентификации и код проверки составляют код маркировки, который выглядит как Data Matrix код и в дальнейшем наносится на шину.

Этикетка как основное средство идентификации

Основным средством идентификации, то есть кодом маркировки, который наносится на товар, является этикетка на протекторе или внутренней поверхности шины.

Постановлением № 1958 не установлено каких-то дополнительных требований к этикеткам.

На сегодняшний день рынок демонстрирует следующие подходы к нанесению кодов: стандартные маркетинговые этикетки, которые клеятся на протекторы (в них предусматривается поле под переменную составляющую — Data Matrix код); различные специализированные этикетки, которые наносятся на протектор или внутреннюю сторону; специализированные этикетки, которые клеятся на боковину и наносятся на производстве до вулканизации, то есть фактически вплавляются в шину.

Дополнительным средством идентификации может выступать RFID-метка. Но она отличается высокой стоимостью интеграции. Кроме того, рынок плохо оснащен специализированным оборудованием для работы с шинами с RFD-метками.

В то же время у RFID-меток есть заметные преимущества: высокая скорость идентификации, возможность идентификации партий без необходимости поштучного сканирования, автоматизация процессов, автоматический поиск, высокая «выживаемость» в процессе логистики.

Как получить коды маркировки

Чтобы получить коды, нужно зарегистрироваться на сайте маркировки «Честный знак». Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) руководителя организации. Только физлицо, указанное в ЕГРЮЛ, может с помощью УКЭП оставить заявку на регистрацию в системе маркировки и подписать договоры на регистрацию.

Чтобы подать заявку на регистрацию в системе:

  1. Зайдите в личный кабинет на сайте оператора системы маркировки ЦРПТ.
  2. Проверьте готовность браузера и наличие всех необходимых компонентов для работы в системе.
  3. Заполните дополнительные поля для подачи заявки на регистрацию и отправьте её.

Заявка обрабатывается сразу же. Если вы попытаетесь после подачи заявки сразу войти в систему, то скорее всего вы сделаете это без проблем.

Зайдя в систему, вы увидите в выпадающем окне следующие компоненты:

  • маркировка товаров (система маркировки, в которой производятся все основные действия с маркированным товаром);
  • национальный каталог (в нем осуществляется описание товаров);
  • станция управления заказами (СУЗ) (позволяет заказывать и получать коды маркировки).

Алгоритм работы в системе «Честный знак»

Он довольно прост. Прежде всего необходимо описать товары в системе маркировки, эмитировать код и далее ввести его в оборот.

1. Описание товара в системе

Эта процедура предполагает получение кода товара. Речь идет о тех атрибутивных составах, которые позволяют определить конкретный тип товара.

Описание товара придется делать производителю или импортеру. Оно включает:

  • ИНН участника оборота товаров
  • код товара (GTIN) (при наличии)
  • полное наименование товара
  • код ТН ВЭД (4 и 10 знаков)
  • товарный знак
  • модель
  • типоразмер (ширина профиля, отношение высоты профиля к ширине, посадочный диаметр)
  • тип конструкции каркаса шины
  • тип шины по способу герметизации
  • индекс нагрузки и категория скорости
  • сезонность
  • сведения о сертификационных документах

При получении кода для описания остатков, которые необходимо промаркировать до 1 марта 2021 года, товар можно описать по минимальному атрибутивному составу:

  • ИНН участника оборота товаров
  • модель
  • код ТН ВЭД (2 знака) – для шин всегда 40
  • товарный знак (при наличии)

После того, как код получен и введен в оборот, в системе появляется статус о том, что товар находится в обороте, а именно может быть передан от одного участника другому. То есть становится возможной передача прав, и она осуществляется с использованием электронного документооборота (ЭДО).

2. Запрос и получение кодов маркировки

Происходит в несколько этапов. Стоимость услуги, согласно Постановлению Правительства РФ от 08.05.2019 № 577, составляет 50 копеек без НДС. Запрос кодов осуществляет собственник шин, он же работает в системе маркировки и наносит коды на шины.

Срок действия кода маркировки не ограничен. После выгрузки и осуществления оплаты коды хранятся бессрочно.

Часто участники рынка спрашивают про срок в 90 дней, указанный в Постановлении № 1958. Но это срок хранения кодов маркировки на стороне оператора системы «Честный знак». То есть, если вы заказали коды, система сгенерировала их, но вы не забрали их в течение 90 дней, то они аннулируются. И вам придется заказывать коды снова.

3. Ввод шин в оборот

Он происходит в нескольких случаях:

  • производство новых товаров (код наносится на товар до отгрузки от производителя);
  • ввоз товара с территории ЕАЭС или из других стран;
  • возврат шин от покупателя;
  • прием на комиссию от физлиц;
  • маркировка остатков / перемаркировка в случае утери кода.

4. Прослеживаемость движения шин с маркировкой

После того, как товар введен в оборот, его прослеживаемость происходит с помощью ЭДО. То есть все операции смены собственника должны быть отражены в системе маркировки.

Таким образом, до передачи новому собственнику товар должен быть зарегистрирован в системе. По факту подписания УПД с двух сторон оператор ЭДО передает в систему соответствующие сведения.

Эту операцию необходимо осуществить в течение 3-х дней с момента отправки (если вы продавец) или получения (если вы покупатель).

5. Вывод товара из оборота

Он возможен в следующих случаях:

  • продажа шин в розницу с использованием ККТ;
  • продажа юрлицу или ИП не для дальнейшей реализации (таксопаркам, автопаркам, горно-обогатительным комбинатам и др.);
  • списание в случае утери или порчи (с указанием реквизитов документа — акта списания, например);
  • экспорт (в целях помещения товаров под таможенные процедуры экспорта);
  • продажа по образцам (интернет-торговля).

Отдельное внимание следует обратить на вывод шин из оборота юрлицам, которые не являются участниками оборота, не для дальнейшей реализации. Если вы делаете отгрузку автопаркам, таксопаркам и иным юрлицам, которым в принципе не нужно работать с маркировкой и они не будут продавать эти шины в дальнейшем, вы можете выводить эти шины из оборота без использования ЭДО — прямой подачей сведений в систему «Честный знак».

Вывод из оборота при розничной продаже происходит в несколько шагов:

  1. С помощью ККТ сканируется код каждой единицы товара.
  2. Код отображается в чеке — в электронной версии.
  3. Код отправляется оператору фискальных данных и в систему маркировки. После этого меняется статус товара на «выбыл из оборота».

Запись вебинара «Маркировка шин — решение для крупного бизнеса»

В вебинаре даются ответы на целый спектр вопросов:

  • законодательная база системы маркировки шин и покрышек;
  • регистрация в системе «Честный знак»;
  • основные действия участников оборота шин в системе маркировки;
  • переход права собственности;
  • роль оператора ЭДО (отправка УПД, квитирование);
  • нестандартные ситуации: перемаркировка товара.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Приобретаем автомобильные шины

Для поиска необходимой информации выберем самый простой путь и наберём в строке быстрого поиска СПС «КонсультантПлюс» фразу «учёт автомобильных шин».

И в первой же статье «Типовая ситуация: Как учитывать шины?» (издательство «Главная книга», 2014) находим ответ на наш вопрос. В зависимости от того, как приобрели шины - с машиной или отдельно, и будет отражено поступление автомобильной резины. По обыкновению новые машины в автосалонах продаются на летней резине, и организация покупает зимние шины дополнительно. И в этом случае шины будут оприходованы как материалы. На субсчёте 10-5 «Запасные части» учитываются автомобильные шины в запасе и обороте 1 .

Оприходован на склад комплект зимней резины:

Дт 10 «Материалы», субсчёт 5 «Запасные части» - Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Отражена сумма «входного» НДС:

Дт 19 «НДС по приобретённым ценностям» - Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

НДС предъявлен к вычету:

Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «НДС» - Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Если автомобиль приобретён в комплекте с зимней резиной, то стоимость шин наряду с другими сопутствующими расходами формирует первоначальную стоимость ОС в бухгалтерском и налоговом учёте 2 .

Меняем автомобильные шины

Для целей бухгалтерского учёта фактическая себестоимость зимних шин, выданных со склада для замены летних шин включается в состав расходов по обычным видам деятельности 3 .

В день установки на автомобиль зимних шин делаются проводки:

Дт 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу») - Кт 10 «Материалы», субсчёт 5 «Запасные части»

Выбор счёта затрат по дебету зависит от вида деятельности организации (производство, торговля) и вида автомобиля (легковой, грузовой), на который данные шины устанавливаются.

Предложенный подход к списанию зимних шин не так однозначен. Их существует несколько вариантов. Познакомимся с ними. Для этого наберём в той же строке быстрого поиска «учёт зимних шин». И обратимся к статье «Бухгалтерский учёт сезонной смены автомобильных шин» (автор С. А. Алимов) 4 . В данной статье рассмотрены особенности учёта замены автомобильных шин в связи со сменой сезона, а также различные варианты списания затрат на приобретение шин.

Автор предлагает 4 варианта учёта списания в эксплуатацию сезонной автомобильной резины:

  • Первый и самый простой: списать стоимость шин, которые были учтены в составе материалов на счёте 10-5, на расходы в момент установки на автомобиль. При этом возврат зимних шин на склад в бухгалтерском учёте не отражать, а фиксировать в карточках учёта работы автомобильных шин до момента их снятия с эксплуатации.

  • Второй вариант предполагает, что при возврате на склад сезонных шин по окончании сезона следует уменьшить расходы организации на их остаточную стоимость. Снятые и возвращённые на склад шины оценивают исходя из цены их возможного использования с учётом данных о фактическом пробеге 5 .
Стоимость возвращённых на склад шин = (Норма пробега шины - Фактический пробег) / Норма пробега шины x Цена приобретения шины.

  • Третий вариант основан на аналитическом учёте. Предлагается открыть к счёту 10 «Материалы» субсчёта «Автомобильные шины в эксплуатации» и «Автомобильные шины в запасе». Списать на затраты стоимость шин можно, только когда они достигнут установленного ресурса пробега либо выйдут из строя.

  • Четвёртый способ отражает сезонность эксплуатации шин. Он предполагает списание стоимости шин пропорционально фактическому пробегу в течение сезона. Норматив списания определяется исходя из стоимости шин и норматива пробега шин для данной марки автомобиля. В конце сезона оставшаяся стоимость шин списывается на расходы единовременно. Для определения нормативного пробега шин используются Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02) работников (утв. Минтрансом РФ 04.04.2002) (вместе с Классификацией автотранспортных средств). При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 % среднестатистического пробега 6 .

Если ваша организация применяет ОСН, то стоимость шин можно включить в расходы на дату их установки на автомобиль в составе:

  • или материальных расходов 8 ;
  • или прочих расходов (расходов на содержание служебного транспорта) 9 .

При выборе варианта обратите внимание, что в налоговом учёте прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, относятся к косвенным. Косвенные же расходы в полном объёме включаются в расходы текущего (налогового) периода 10 . Таким образом, в налоговом учёте стоимость зимних шин будет учитываться в расходах, уменьшающих полученные доходы, в момент ввода их в эксплуатацию. В бухгалтерском же учёте, как видно из рассмотренных вариантов, это происходит не всегда.

При применении УСН стоимость шин учитывается в расходах только в случае, если шины получены от поставщика и оплачены 11 .

Таким образом, существуют разные варианты списания зимних шин. Какой из них выбрать - решать самой организации. Однако если на балансе один автомобиль, то первый вариант учёта является наиболее простым и удобным. При наличии большого автомобильного парка и необходимости контроля за сохранностью зимней и летней резины наиболее предпочтительным видится второй.

Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/43886 от 26.05.2020

В 2019 году было законодательно закреплено понятие обязательной маркировки товаров. Соответствующие изменения, внесенные тогда в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", позволили определить общие правила обязательной маркировки и перечень товаров, в отношении которых она применяется.

Какие шины подпадают под маркировку

По введенным с 2019 года правилам определять список товаров, подпадающих под обязательную маркировку, уполномочено Правительство РФ. Действующий перечень таких товаров утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Этот перечень приведен в нижеследующей таблице.

Таблица. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке

Наименование группы товаров

Код ТН ВЭД ЕАЭС

Срок введения обязательной маркировки

Духи и туалетная вода

1 декабря 2019 г.

Шины и покрышки пневматические резиновые новые

1 декабря 2019 г.

Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи

1 декабря 2019 г.

Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек

1 декабря 2019 г.

Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков

1 декабря 2019 г.

Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек

1 декабря 2019 г.

Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное

1 декабря 2019 г.

Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

1 декабря 2019 г.

20 января 2021 г.,

не позднее 1 октября 2021 г.

Как видно из таблицы, с 01.12.2019 действует требование о маркировке в отношении шин и покрышек, отнесенных по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 к кодам: 22.11.11, 22.11.12.110, 22.11.13.110, 22.11.14, 22.11.15.120. Этим же товарам при их вводе в Россию соответствуют коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельность Евразийского экономического союза: 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.

Правила маркировки шин

В компетенции Правительства РФ применительно к обязательной маркировке товаров находится также утверждение правил маркировки, ее особенностей в отношении отдельных товаров и вопросы ведения государственной информационной системы для контроля за оборотом маркированных товаров.

В отношении шин правила их обязательной маркировки утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958. Данным документом определены сроки, по истечении которых немаркированные шины запрещено ввозить с Россию или продавать:

до 01.11.2020 – разрешен ввоз шин в страну, их покупка у производителей или импортеров, их хранение, транспортировка, передача и продажа без маркировки и внесения сведений в информационную систему мониторинга;

до 15.12.2020 – разрешены только оборот и продажа шин без маркировки.

Все шины, подпадающие под обязательную маркировку, которые переданы производителем новому собственнику или ввезены в страну, должны быть снабжены штрих-кодом либо иным кодом в машиночитаемой форме, который наносится:

или на товарную этикетку;

или внутрь шины.

В соответствии с правилами маркировки шин с 01.11.2020 их производители и импортеры должны вносить в информационную систему мониторинга данные о маркировке шин уникальным кодом, а также об операциях с шинами в процессе их движения до конечного потребителя. Оптовые продавцы вносят в информационную систему данные в отношении закупки шин непосредственно у производителей или импортеров, а также данные о выводе шин из оборота. Розничные же продавцы вносят в информационную систему только данные о выводе шин из оборота.

Плата за код маркировки

Чтобы нанести на шину маркировочный штрих-код, организации или предпринимателю необходимо получить у оператора информационной системы соответствующую уникальную последовательность символов. За предоставление таких символов, то есть кода маркировки, взимается плата, размер которой уполномочено определять Правительство РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.05.2019 № 577, плата за услугу по предоставлению кода маркировки составляет 50 копеек за 1 код маркировки без учета НДС. В отношении шин такая плата взимается с 10.01.2020. При этом оплачивать коды маркировки необходимо до их внесения в информационную систему мониторинга за товарами.

Обмен информацией с системой мониторинга

Удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии можно получить после направления оператору информационной системы соответствующей электронной заявки. Удаленный доступ к устройству предоставляется безвозмездно. В связи с этим возникает вопрос: можно ли для целей налогообложения прибыли рассматривать право доступа к удаленному устройству регистрации эмиссии как имущественное право, полученное безвозмездно?

По мнению Минфина России, такое право не считается безвозмездно полученным и не может быть отнесено к активам, указанным в п. 2 ст. 248 НК РФ, так как оператор взимает с заявителя плату за предоставление кодов маркировки, без которых операции с шинами в России будут запрещены.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: