Ндс на оказание услуг в узбекистане

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 мая 2018 г. N 03-07-08/31102 О применении НДС в отношении оказываемых российской организацией услуг по сборке и гарантийному ремонту промышленного оборудования на территории Республики Узбекистан, Азербайджанской Республики и Кыргызской Республики на основании договора, заключенного с польской компанией

Вопрос: Настоящим письмом ООО просит дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении услуг, оказываемых российской организацией за пределами территории РФ.

Наша организация (продавец услуг) планирует оказывать услуги по сборке и гарантийному ремонту промышленного оборудования на территории Узбекистана, Азербайджана и Киргизстана на возмездной основе на основании заключённого договора с польской компанией (покупатель услуг), которая поставляет указанное промышленное оборудование в разобранном виде в Узбекистан, Азербайджан, Киргизстан.

Для оказания услуг наша компания будет привлекать сторонние российские организации на основании соответствующих договоров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаётся реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьёй 148 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных подпунктами 1-4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ).

Поскольку услуги по сборке и гарантийному ремонту не предусмотрены подпунктами 1-4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, под местом реализации данных услуг следует признать место осуществления деятельности нашей организации, то есть территорию Российской Федерации.

Данный вывод основан также на разъяснениях Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ, изложенных в письмах от 01.02.2012 N 03-07-08/25 и от 06.02.2012 N 03-07-08/29.

Верна ли наша точка зрения? Правильно ли мы понимаем, что:

1) под местом реализации услуг, оказываемых польской компании (покупателю услуг) российской организацией (продавцом услуг) силами сторонних российских организаций, по сборке и гарантийному ремонту оборудования, поставленного польской компанией (покупателем услуг) и находящегося на территории Узбекистана, Азербайджана и Киргизстана, следует признать территорию Российской Федерации;

2) данные услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых российской организацией услуг по сборке и гарантийному ремонту промышленного оборудования на территории Республики Узбекистан, Азербайджанской Республики и Кыргызской Республики на основании договора, заключенного с польской компанией, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Так, согласно подпункту 2 пункта 1.1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, не признается территория Российской Федерации в случае, если такое имущество находится за пределами территории Российской Федерации. При этом к таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание.

В связи с этим местом реализации выполняемых российской организацией услуг по сборке и гарантийному ремонту промышленного оборудования на территории Республики Узбекистан, Азербайджанской Республики и Кыргызской Республики, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Российская организация оказывает услуги по сборке и гарантийному ремонту промышленного оборудования на территории Узбекистана, Азербайджана и Кыргызской Республики по договору, заключенному с польской компанией.

Согласно НК РФ местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, не признается территория России, если такое имущество находится за пределами нашей страны. При этом к таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техобслуживание.

В связи с этим в рассматриваемой ситуации местом реализации выполняемых российской организацией услуг по сборке и гарантийному ремонту промышленного оборудования территория России не признается. Такие услуги НДС не облагаются.

Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.

Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.

Налог в Узбекистане

Особенности налоговой системы РУ

Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.

Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.

А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.

К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.

Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:

Название налога Размер (%)
На прибыль 7–35
На доходы 7,5
Специальные платежи (сверхприбыль) 50
На имущество 5

Виды основных местных сборов:

  • благоустройство – 8%;
  • потребление бензина (для владельцев ТС) – 2%;
  • право розничной торговли – количество процентов зависит от типа оказываемых услуг.

Ставка и размер НДС

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

Плательщики налога

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Что относится к обороту по реализации

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Определение облагаемого и необлагаемого оборота

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Место, где реализуются товары

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Как определяется налогооблагаемая база

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Корректировка базы

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

При импорте

Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ввоз товаров в Узбекистан

Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости

Для нерезидентов

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Освобождение оборота от НДС

Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.

А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.

Заключение

Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.

Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».

Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.

Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.

Экспорт услуг вызывает множество вопросов у бухгалтеров. По просьбе buxgalter . uz разобраться в нюансах налогообложения таких хозяйственных операций помог эксперт «Нормы» Олег ЦОЙ:

– Экспорт услуг (работ) – это оказание услуг (выполнение работ) юридическим или физическим лицом Узбекистана юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их оказания (выполнения)
.

К экспортным контрактам приравниваются контракты на оказание услуг (выполнение работ) собственными силами, заключенные в иностранной валюте:

  • по результатам участия в международных тендерах по проектам, осуществляемым на территории Узбекистана за счет средств МФИ, стран-доноров, правительств иностранных государств, других нерезидентов;
  • с нерезидентами на условиях прямых договоров, если услуги или работы будут использоваться ими на территории Узбекистана.

Информация об этих контрактах должна вводиться в ЕЭИСВО
.

Рассмотрим налоговые последствия экспорта услуг с учетом преференций, предусмотренных НК.

Объектом обложения НДС является оборот по реализации услуг, если место их реализации – Узбекистан
.

Оборот по реализации услуг – любая деятельность, отличная от реализации товара, включающая в себя:

  • оказание услуг на возмездной основе, т.е. за плату;
  • безвозмездное оказание услуг, в том числе – предоставление имущества в безвозмездное пользование. Если безвозмездное оказание услуг экономически оправдано, оно не включается в оборот по реализации
    .

  • облагается НДС по ставке 15%, если местом реализации услуг является территория Узбекистана. Как определять место реализации услуг, указано в ст. 241 НК;
  • облагается по ставке 0% по отдельным видам услуг
    ;
  • не облагается НДС в случае экономически оправданного безвозмездного оказания услуг
    и в оборотах, освобожденных от НДС
    .

Для правильного налогообложения экспортируемых услуг определите:

1) место реализации услуг;

2) не применяется ли нулевая ставка НДС;

3) оправдано ли экономически безвозмездное оказание услуг;

4) не освобождены ли услуги от НДС.

1. Место реализации услуг

По общему правилу местом реализации услуг признается территория Узбекистана, если покупатель услуги осуществляет деятельность или находится на территории Узбекистана
.

Покупатель услуг действует на территории Узбекистана, если он фактически присутствует в республике на основе госрегистрации юрлица, его филиалов или представительств либо регистрации физического лица.

Если у покупателя услуг нет госрегистрации, его фактическое присутствие на территории Узбекистана устанавливается на основании:

  • места, указанного в учредительных документах юрлица;
  • места его управления;
  • места нахождения его постоянного учреждения – если услуги приобретаются через это ПУ;
  • места жительства физического лица.

Для отдельных видов услуг место реализации определяется не по общему правилу, а по правилам, указанным в п.п. 1–10 ч. 3 ст. 241 НК.

Например, местом реализации услуг является Узбекистан, если услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, находящимся на его территории. В частности, это:

  • строительные, монтажные, строительно-монтажные услуги;
  • услуги, связанные с разработкой архитектурного проекта, подготовкой и координацией строительной деятельности, авторским и техническим надзором;
  • пусконаладочные, ремонтные, реставрационные работы с недвижимостью, работы по озеленению;
  • предоставление недвижимости в аренду
    .

Проверьте, указаны ли оказываемые вами услуги в перечне, приведенном в ч. 3 ст. 241 НК. Если – да, определяйте место реализации услуг по этим правилам.

Если услуги не представлены в перечне, определяйте место их реализации по общему правилу, т.е. – по месту деятельности или нахождения покупателя.

Предприятие оказало нерезиденту Узбекистана услуги по размещению рекламы на телевидении, радио и в печатных СМИ на территории Узбекистана.

Покупатель услуг не осуществляет деятельность и не находится на территории Узбекистана. Но данный вид услуг входит в перечень услуг, место реализации которых определяется не по общему правилу
.

Поскольку реклама размещена на территории республики, местом реализации услуг будет Узбекистан. Оборот по реализации услуг облагается НДС по ставке 15%.

Если услуги носят вспомогательный характер по отношению к реализации основных услуг, местом их реализации признается место реализации основных услуг
.

2. Нулевая ставка НДС

По нулевой ставке НДС облагается оборот по реализации услуг:

  • по переработке товаров на таможенной территории Узбекистана – при условии вывоза продуктов переработки за пределы таможенной территории Узбекистана. Но если продукты переработки помещаются под таможенный режим выпуска для свободного обращения, они облагаются по ставке 15%
    ;
  • связанных с международной перевозкой товаров, пассажиров, почты и багажа, перечисленных в ст. 263 НК.

Уплачивайте НДС в общеустановленном порядке, если вы осуществляете оборот по реализации услуг:

  • иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам для официального пользования, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов семей, проживающих вместе с ними;
  • налогоплательщикам, приобретающим услуги в рамках деятельности по соглашению о разделе продукции, если оно предусматривает применение нулевой ставки.
По этим категориям потребителей услуг предусмотрен особый порядок применения нулевой ставки НДС путем возмещения (возврата) уплаченного налога по их заявлению
.


3. Экономически оправданное безвозмездное оказание услуг

Безвозмездное оказание услуг признается экономически оправданным, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

  • услуги произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
  • они необходимы для сохранения или развития предпринимательской деятельности и связь расходов с этой деятельностью обоснованна;
  • они вытекают из положений законодательства
    .

В качестве примера экономически оправданного безвозмездного оказания услуг можно привести услуги, оказанные в рекламных целях для широкого информирования потенциальных клиентов.

4. Обороты по реализации услуг, освобожденные от НДС

Освобождается от НДС оборот по реализации:

  • услуг, указанных в ст. 243 НК, при наличии у налогоплательщика соответствующих лицензий и иных разрешительных документов, если они требуются согласно законодательству;
  • финансовых услуг, перечисленных в ст. 244 НК;
  • услуг по страхованию, перечисленных в ст. 245 НК.

К примеру, освобожден от НДС оборот по реализации услуг, приобретаемых за счет займов МФИ и международных займов правительственных организаций, если заемное соглашение предусматривает их освобождение
.

Кроме того, нормативно-правовые акты могут предусматривать льготы по НДС для отдельных категорий налогоплательщиков.

Если у вас есть облагаемые обороты и обороты, освобожденные от НДС, учитывайте их раздельно
. Это необходимо для определения суммы НДС, принимаемой к зачету по приобретаемым товарам (услугам).

5. Зачет НДС

Если для оказания своих услуг, облагаемых НДС, вы используете товары и услуги других поставщиков, можете принять к зачету суммы НДС, указанные в их счетах-фактурах. Это распространяется и на оборот, облагаемый НДС по нулевой ставке
.

Индивидуальные предприниматели и юрлица Узбекистана, оказывающие услуги, местом реализации которых не признается Узбекистан, имеют право зачесть суммы НДС по фактически полученным товарам (услугам) – при соответствии всем условиям для зачета. В целях зачета оборот по реализации таких услуг приравнивается к облагаемому обороту.

Если у вас есть облагаемые и необлагаемые обороты по реализации товаров (услуг), принимайте к зачету только сумму налога, приходящуюся на облагаемый оборот.

Сумму налога, подлежащую зачету, определяйте раздельным и (или) пропорциональным методом . Выбранный метод закрепите в налоговой учетной политике .


II. Налог на прибыль

Прибыль от реализации услуг на экспорт облагается налогом на прибыль по ставке 0%, если:

  • доходы от экспорта товаров (услуг) составляют более 15% совокупного дохода;
  • оплата в иностранной валюте поступила в течение 180 календарных дней со дня оказания услуг
    .

Если у вас есть обороты, облагаемые по ставке 0% и по другим ставкам, ведите раздельный учет доходов и расходов одним из следующих методов:

  • пропорциональным;
  • прямым
    .

Порядок ведения раздельного учета отразите в учетной политике в целях налогообложения
.

Прибыль от экспорта услуг определяйте отдельно от прибыли от другой деятельности.

Предприятие оказывает услуги на внутреннем рынке и на экспорт. За отчетный период выручка от реализации услуг без учета НДС составила 540 млн сум., в том числе на экспорт – 216 млн сум. Других доходов не было.

Вычитаемые расходы за этот период составили 360 млн сум.

Доля выручки от реализации услуг на экспорт в совокупном доходе составила 40% (216 : 540 х 100).

Поскольку доходы от экспорта услуг составляют более 15% совокупного дохода, предприятие по прибыли от реализации услуг на экспорт вправе применить нулевую ставку налога.

Предприятие применяет пропорциональный метод учета доходов и расходов.

Вычитаемые расходы, связанные с экспортом, составляют 144 млн сум. (360 х 40%), где 40% – доля выручки от реализации услуг на экспорт в общей сумме выручки от реализации.

Прибыль по экспорту в сумме 72 млн сум. (216 – 144) облагается налогом на прибыль по нулевой ставке.

III. Налог с оборота

Доходы от реализации услуг на экспорт вычитаются из совокупного дохода при расчете налога с оборота, если они превышают 15% совокупного дохода
.

1. Совокупный доход предприятия за 2020 год составляет 120 млн сум., в том числе доход от экспорта услуг – 36 млн сум. (30%). Налоговая база по налогу с оборота – 84 млн сум. (120 – 36).

2. Совокупный доход предприятия за 2020 год составляет 120 млн сум., в том числе доход от экспорта услуг – 10,8 млн сум. (9%). Налоговая база по налогу с оборота – 120 млн сум.

Краткая информация

Столица: Ташкент

Валюта: Узбекский сум


  • Если вы поставщик
  • Если вы покупатель

Предположим к Вам обратился клиент из республики Узбекистан с запросом приобрести вашу продукцию. Для осуществления такой поставки вам необходимо подготовить все отгрузочные документы, сертификат СТ-1, подготовить пакет документов для подтверждения нулевой ставки НДС. В зависимости от Вашего опыта во внешнеэкономической деятельности, вы можете выбрать несколько вариантов отгрузки в Узбекистан: самостоятельное оформление экспорта и возврат НДС из бюджета, или передача вопроса экспорта на аутсорсинг.

Особенности экспорта из России в Узбекистан

1) Если товар попадает в список освобожденных от уплаты таможенной пошлины, то нужно предоставить СТ-1 (сертификат происхождения). Освобождаются от уплаты таможенной пошлины товары, которые произведены (импортируются) из стран зоны свободной торговли.

2) Срок оформления экспорта из РФ в Республику Узбекистан занимает не менее 5-7 рабочих дней. Это объясняется особенностями договоренностей между государствами.

Экспорт в Узбекистан с компанией ООО «ИФК «Титан74»

ООО «ИФК «Титан74» предлагает взять на себя бремя контрактодержателя и избавить российского поставщика от тягот внешнеэкономической деятельности в случае необходимости экспорта товаров и продукции, не попадающей под двойное назначение. Компания ООО «ИФК «Титан74» работает в соответствии с российским и международным законодательством и не советует прибегать к «серым» схемам. Наша компания более 15 лет занимается решением проблем российских поставщиков при ВЭДе и уже имеет позитивный опыт поставки российской продукции в Узбекистан.


Вы получили заявку от иностранного клиента, который хочет приобрести Ваш товар.

Вы отправляете нам счет/коммерческое предложение, согласно запросу клиента с НДС 20%.

Мы готовим расчет экспортной сделки, согласовываем условия поставки.

Заключаем с вами договор, а с покупателем мы заключаем контракт.

Клиент производит оплату товара с НДС 0% в адрес ООО "ИФК "Титан74".

Мы оплачиваем вам полную стоимость товара с НДС 20%.

Мы готовим документы, производим таможенное оформление (при необходимости).

Вы отгружаете нам товар.

Мы отгружаем товар вашему клиенту.

Таможенное оформление входит в комплекс внешнеэкономической деятельности компании ООО «ИФК "Титан74". Мы осуществляем таможенное оформление в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Владивостоке, Калининграде и других городах России. Стоимость таможенного оформления грузов от 7 000 рублей и она закладывается в счет покупателю.

Делегируя нашей компании экспорт, вам уже не нужно будет разбираться в кодах ТН ВЭД, определять и оплачивать сумму таможенных пошлин, готовить документы для таможенного оформления.

Таким образом, работая с ООО «ИФК "Титан74", вы избежите ряда возможных рисков, связанных не только с таможенным оформлением, но и банком, и налоговой инспекцией.

Оставляйте заявку и мы бесплатно вас проконсультируем

Самостоятельное оформление экспорта российской компанией

Для этого вам понадобятся профессиональные знания и опыт на каждом этапе:

  • оформление внешнеторгового контракта;
  • проверка товара на лицензирование и попадание в списки двойного назначения;
  • оформление справки о сырье, сертификата СТ-1;
  • таможенное оформление товаров;
  • поиск транспортной компании и организация доставки;
  • осуществление валютного контроля в обслуживающем банке;
  • подготовка пакета документов и подача заявления в налоговую службу.

В зависимости от того, под какой код ТН ВЭД попадает продукция, могут так же потребоваться дополнительные документы для экспорта:

  • Лицензия МЭРТ на вывоз;
  • Разрешения на вывоз МО, ФСБ, ФАПРИД, министерства здравоохранения, министерства культуры, министерство природных ресурсов и других специальных ведомств;
  • Сертификаты на вывоз: ветеринарный, фитосанитарный;
  • Экспертные заключения (документы, подтверждающие, что товар не подлежит экспортному контролю, выданные компетентными органами).

Перечень документов для отгрузки в Узбекистан аналогичен перечню для других стран не ЕАЭС.

Предоставление документов по экспорту в ИФНС

Организации, осуществляющие экспортные операции и не подавшие заявление на отказ от применения, обязаны подтверждать 0% ставку НДС – сдавать декларацию и имеют право на возмещение входящих сумм НДС.

Следует обратить внимание, что отдельно по экспортной деятельности не получится подать декларацию, нужно предоставлять данные по всему объему хозяйственных операций в организации.

Для подтверждения необходимо предоставить следующие документы:

  • Контракт с иностранным покупателем.
  • Таможенная декларация об отгрузке товаров. Сейчас налоговая не требует постановление таможни о выпуске экспорта. Копию декларации можно загрузить из личного кабинета участника ВЭД или через Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.
  • Транспортные документы (СMR). При отправке ж/д, морским или авиа транспортом требуется железнодорожная или авиа накладная, коносамент.
  • Товаросопроводительные документы.
  • Декларация.

В каждом документе должны быть четко указаны реквизиты, все фамилии и подписи контрагентов.

Пакет документов по каждой отгрузке необходимо представить не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

С даты поступления документации в налоговые органы начинается камеральная проверка. Срок камеральной проверки уменьшился с 3 месяцев до 2-х с 04.09.2018 года. Если во время проверки у инспектора возникнут основания для подозрения в нарушении или обнаружатся ошибки, то срок может быть продлён до 3 месяцев. Если предоставляется уточнённая декларация, то начинается новая проверка.

ИФНС будет проверять:
  • была ли проявлена должная осмотрительность при выборе поставщика,
  • наличие и реальность подписи уполномоченных лиц на отгрузочных документах,
  • соответствие данных в счетах-фактурах и в договорах,
  • свидетелей сделок,
  • производство и склады,
  • отсутствие задолженности перед бюджетом,
  • наличие перевода на русский язык всей документации,
  • и прочее.

На практике налоговый инспектор может запросить дополнительные документы, поэтому необходимо следить за тем, чтобы все документы, сопутствующие сделке были правильно оформлены и надежно хранились.

ИФНС может вынести вердикт об отказе или о частичном возмещении. В случае несогласия с таким решением, следует обратиться в вышестоящую инстанцию с апелляционной жалобой.

В случае верно заполненных документов и положительного решения налоговых органов после камеральной проверки, через 6-8 месяцев после отгрузки из бюджета вам возместят НДС, ранее уплаченный за товар, или комплектующие и сырье, использованных при его изготовлении.

Можно опустить этап подтверждения нулевой ставки НДС и отказаться от её применения.

Сложности при самостоятельном оформлении экспорта

  • Валютный контроль – для суммы контракта более 6 млн. рублей, потребуется соблюдать валютное законодательство, ведь в случае нарушения сроков предоставления документов возможны значительные штрафы для юридических лиц. Банк имеет право запросить копии контрактов на сумму более 200 тыс. рублей.
  • Подтверждение нулевой ставки НДС для ИФНС – если не получится подтвердить по какой-либо причине, то придется уплатить в бюджет всю сумму НДС по полной ставке и плюс пени с даты отгрузки. К тому же, будет проведена камеральная проверка всей деятельности предприятия – её пройти под силу только «белым» компаниям с опытными бухгалтерами и юристами.
  • Прохождение таможенного контроля – очень важно правильно выбрать код ТН ВЭД, иначе может быть доначислена сумма, которую придётся уплачивать за свой счет, а не за счёт покупателя. Правильное заполнение декларации и соответствие букве закона – залог успешного прохождения через таможенный пост.
  • Оформление фитосанитарного сертификата – в случае, если товар или поддоны относятся к подкарантинной продукции. Для получения заключения нужно договариваться с инспектором о дате и времени его посещения перед непосредственной погрузкой на заявленный транспорт с указанием его госномера. К сожалению, некоторые узнают о существовании Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору лишь после того как груз встанет на таможне.
  • Выбор оптимального решения по доставке груза – в случае, если покупатель не выбрал самовывоз. Ошибка в выборе транспортной компании может сулить множество неприятностей: нарушение сроков грузоперевозки, пропажа товара, отказ возмещать стоимость груза и т.п.
  • Прочие совершенно неожиданные нюансы .

Почему следует обратиться именно к нам?

Иностранным покупателям вашей продукции мы предоставим скидку, предложим консолидацию товаров от нескольких поставщиков из России и организуем доставку

Избавим вас от тягот внешнеэкономической деятельности

Не нужно будет дополнительно оплачивать какие-либо услуги, связанные с экспортом

Опыт работы группы компаний с 2003 года в сфере ВЭД

С 2004 года являемся действительным членом Южно-Уральской Торгово-Промышленной Палаты (ЮУТПП)

Генеральный директор д.э.н. профессор Ахтямов М.К. член правления ЮУТПП, член Российско-Казахстанского делового совета (РКДС)

Не участвуем в коррупционных схемах

Не являемся фирмой «однодневкой» и дорожим своей репутацией


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Читайте также: