Ндс в молдове 2021

Опубликовано: 29.04.2024

Налоги в Молдове, согласно законодательству страны, платятся всеми гражданами. В декабре 2017 года властями государства были приняты поправки в налоговый кодекс. В соответствии с ними был изменен размер годового налогооблагаемого дохода для физ. лиц.

Рост налогов в Молдове

Власти изменили размер годового налогооблагаемого дохода для физ. лиц

Общая информация

Под налогами понимаются обязательные платежи, которые имеют безвозмездный характер. А также они именуются пошлинами. Власти страны взимают с граждан государственные и местные пошлины.

Государственные пошлины Местные пошлины
Подоходный налог, НДС, акцизы, приватный налог, таможенная пошлина, дорожный сбор, поимущественная пошлина, единый налог с резидентов технологически-информационных парков. Налог на недвижимость, приватная пошлина, сборы за естественные ресурсы, выплаты, предназначенные для облагораживания территорий, пошлины для лиц, размещающих рекламные баннеры, а также для организаторов аукционов и лотерей, рыночный сбор, пошлина на временное проживание, курортный сбор, налог на собак, налог на владельцев транспортных средств, занимающихся перевозкой людей по коммунальным и городским маршрутам, сбор на парковку.

Субъекты налогообложения

Информация о субъектах налогообложения представлена в табличке.

Кто платит налоги? Описание
Лица, оказывающие профессиональные услуги Налогами облагаются юр. и физ. лица, являющиеся резидентами страны и занимающиеся бизнесом.
Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью Пошлины выплачиваются физическими лицами-резидентами и молдавскими гражданами, которые получают прибыль из любых источников, которые находятся на территории страны.
Лица, получающие инвестиционный доход. Они должны иметь источники дохода, которые находятся за пределами государства.
Иностранцы и лица, не имеющие молдавского гражданства. Они могут заниматься любой законной деятельностью и получать доход из любых источников, которые находятся на молдавской территории.
Лица, не являющиеся резидентами. Они не являются предпринимателями, и, в соответствии с главой 11 налогового кодекса, получают доходы из источников, находящихся в стране.

Лица, являющиеся субъектами, обязуются задекларировать валовую прибыль, которую они получают из любых источников.

Что представляют собой акцизы

К плательщикам акцизов следует отнести субъекты бизнес-деятельности независимо от организационной и правовой формы хозяйствования. А также сюда нужно включить фирмы с иностранными инвестициями, которые реализуют подакцизную продукцию.

Эта продукция может быть изготовлена из собственного сырья. Фирмы, в соответствии с законодательством Молдавии, имеют статус юридического лица.
К объектам налогообложения следует отнести:

  • оплату труда сотрудников предприятия, через кассу фирмы;
  • обмен на иную продукцию;
  • производство иной продукции, которая не облагается акцизами;

Молдавский парламент

Акцизные ставки устанавливаются молдавским парламентом, при установлении государственного бюджета

Обязанности налогоплательщиков

Лица, которые, в соответствии с законодательством, должны облагаться налогами, обязуются:

  1. Придерживаться правил гос. регистрации.
  2. Своевременно регистрироваться в «своем» отделении налоговой службы.
  3. Вести бухгалтерию в соответствии с порядком, принятыми законодательством страны.
  4. Своевременно задекларировать сведения о прибыли, которая была получена от любого вида бизнес-деятельности.
  5. Своевременно предоставлять уполномоченным лицам учетную документацию и налоговые отчеты.

Особенности государственных налогов

Подробное описание государственных налогов Молдавии представлено в табличке.

Вид пошлины Ставка Описание
Подоходный 7% – для индивидуальных предпринимателей и физ. лиц, 12% – для юр. лиц. Базой обложения является валовая прибыль. При этом вычитываются полагающиеся налогоплательщикам освобождения и льготы. Исключение составляют дивиденды иностранцев и апатридов, полученные из источников, находящихся за пределами страны.
НДС 20%. Для отдельных категорий товаров – 8%. Налогообложению подвергаются товары и услуги, произведенные на территории страны. А также это касается импортируемых товаров.
Акцизы Ставка зависит от стоимости товара. Пошлинами облагаются только некоторые виды товаров.
Приватный 1% от стоимости имущества. Пошлина выплачивается в бюджет, как государства, так и конкретного населенного пункта.
Дорожный налог Зависит от типа транспортного средства и от объема его двигателя. Выплачивается владельцами любых транспортных средств, а также лицами, пользующимися охранной зоной.

Особенности местных налогов

В табличке дано подробное описание местных пошлин.

Вид пошлины Описание
На недвижимость Сумма зависит от стоимости имущества.
За естественные ресурсы Сумма исчисляется в зависимости от объема воды, стоимости полезных ископаемых, объема древесины.
На облагораживание территорий Сумма фиксирована. Этот налог является обязательным для владельцев фирм. Налогооблагаемая база – среднесписочная численность штата/1 квартал.
За организацию аукционов Это касается дивидендов от продажи аукционных товаров.
За объекты торговли Сумма фиксирована. Она зависит от площади объекта.
Рыночная пошлина Исчислена в леях/12 мес. Сумма зависит от кв. м. площади объекта, который находится на территории рынка.
За временное проживание Касается % от прибыли, полученной фирмами от услуг по предоставлению жилища иногородним.
Курортный сбор Касается % дивидендов, полученных с продажи путевок на курорты и в санатории.
«Собачий» налог Сумма пошлины фиксирована. Налог выплачивается за каждое животное, проживающее в квартире.
За санитарную очистку Пошлина начисляется каждые 30 дней. Сумма – твердая.

Размер налоговой ставки варьируется в зависимости от решения властей региона страны.

Основные изменения 2021 года

В 2018 году власти Молдовы внесли некоторые изменения в налоговый кодекс. Это касается:

  • отчетности за товары, которые загрязняют окружающую среду;
  • НДС;
  • подоходного налога.

Смотрите в видео: снижение подоходного налога у физических лиц.

Отчетность за товары, загрязняющие окружающую среду

Согласно изменениям, внесенным в приказ № 5 в январе 2017 года, в перечень товаров, загрязняющих окружающую среду, следует отнести:

  1. Первичную упаковку из пластмасс, которая содержит продукты.
  2. Композитную первичную упаковку, которая содержит продукты.
  3. Алюминиевую первичную упаковку, которая содержит продукты.

В приказе уточняется очередность заполнения некоторых граф. В табличке предоставлена информация о том, что следует указывать в графу 6 по продукции, которая включена в приложении к закону №8.

Импортируемая продукция. Фактурированная стоимость.
Продукция, которая приобретается у физ. и юр. лиц, не имеющих налоговых отношений с бюджетной системой страны. Закупочная стоимость.
Продукция собственного производства. Стоимость доставки продукции без НДС.

Изменения в НДС

В 2021 году налогоплательщикам предоставляются некоторые льготы. Граждане освобождаются от выплаты НДС без права вычета при импорте:

  • комплектующих;
  • материалов;
  • сырья.

Допускается одна налоговая льгота, которая предоставляется на весь процесс производства и поставки продукции на рынок.

Чиновники министерства финансов полагают, что это объединение обуславливает сокращение числа нормативных актов, изучаемых экономическими субъектами.

Какие налоговые изменения ждут граждан Молдовы можете узнать из видео.

Изменения об удержании подоходного налога

Этот документ был одобрен правительством во второй декаде марта 2018 года. По словам министра финансов, О. Армашу, изменения потребовались с учетом поправок, которые были внесены в налоговый кодекс.

В январе 2018 года была внедрена обновленная типовая форма отчетности по пошлинам и взносам, которые удерживаются с заработной платы. В отчет включаются показатели отчета о сумме выплаченного дохода, а также о подоходном налоге, который удерживается из этой прибыли.

В соответствии с изменениями в пункте 8 Положения, талоны на питание относятся к льготам, которые предоставляются работнику руководителем предприятия.

Размер номинальной стоимости 1 талончика на питание на 1 сутки, подлежащей вычету, варьируется от 36 до 46 леев.

Повышение налогов

Министерство финансов Молдавии разработало новые пошлины и акцизы, которые были откорректированы в сторону повышения.

О. Армашу полагает, что это позволяет обеспечить четкие конкурентные условия для развития предпринимательской среды. Это способствует восстановлению экономики страны.

Какой налог повышается? На сколько повышается? Сумма, которая поступает в бюджет государства.
Пошлина на прибыль, которую граждане получают в результате передачи от одного физического лица другому недвижимость во владение или пользование. 5-10% 2,700000 леев.
Пошлина на прибыль физических лиц с поставок эконом агентам натуральной животноводческой, садоводческой и растениеводческой продукции. Исключение составляет натуральное молоко. 2-3% 4,200000 леев.
Акцизы на нефтепродукты в контексте их постепенной корректировки в соответствии с директивами Европейского Союза. 9% 139,90000 леев.
Акцизы на табачную продукцию с фильтром и без фильтра. 300,40000 леев.
Фиксированные акцизы на спиртосодержащую продукцию и заменители табака. 5% 28,800000 леев.

Также планируется аннулирование акцизов на продукцию, не облагаемую акцизами в международной практике.

В первую очередь это касается:

  • радиоприемников;
  • видеокамер;
  • аппаратуры звукозаписи;
  • ювелирных изделий;
  • бижутерии.

Ставка акциза на ТС с большим объемом двигателя будет снижена с 3,72 до 3,6 евро.

Налоги и пособия в Молдове

Изменения в Молдове, коснувшиеся налогов и пособий

Как высчитать налоги?

Схема расчета у каждого занятого гражданина Молдавии строго индивидуальна. Она зависит от множества различных факторов. Для того чтобы точно рассчитать сумму налогов, рекомендуется воспользоваться Интернет-порталом Salarii.MD.

Из з/п сотрудника предприятия высчитывается сумма взносов обязательного гос. страхования. Ее размер составляет 6%. Также высчитывается сумма обязательного мед. страхования. Она составляет 4,5%.

Личное освобождение

Из з/п высчитывается личное освобождение сотрудника предприятия. Это право имеется у каждого гражданина страны. Под личным освобождением понимается сумма освобождения от подоходного налога. В прошлом году ее размер составлял 10062 леев/12 месяцев, или 845 леев/30 дней.

Сумма освобождения для спутника жизни налогоплательщика, если он им не пользуется, сегодня составляет 11029 леев/12 месяцев. Размер суммы личного освобождения для спутников жизни лиц, которые получают повышенное годовое личное освобождение, составляет 15061 леев.

12-месячное освобождение на каждого несовершеннолетнего или нетрудоспособного члена семьи составляет 2257 леев. Сумма годового личного освобождения для иждивенцев, которые с детства являются нетрудоспособными, составляет 11029 леев.

На дополнительное освобождение могут рассчитывать кураторы лиц, не достигших совершеннолетия, а также их законные попечители. Сумма в этом случае также составляет 11029 леев/12 мес.

Если на протяжении 12 месяцев в семье работника произошло пополнение, он обязуется в течение 1,5 недели представить руководителю предприятия обновленную заявку. К ней прилагаются соответствующие справки.

Как определить общую сумму налогов

Для того чтобы определить общую сумму налогов, нужно высчитать:

  • взносы в социальный фонд и на медицинское страхование;
  • размер освобождения, который не облагается подоходным налогом;
  • сумму, облагаемую налогом;
  • размер подоходного налога;
  • размер суммы, которую человек получает на руки.

Расчет налога

Заключение

Вычеты расходов со стороны граждан страны должны иметь документальное подтверждение. И также они должны вписываться в рамки норм, которые были установлены молдавским правительством.

Вычет налогов, выплачиваемых каким-либо иным лицом, кроме налогоплательщика, не разрешен.

Бельцкий независимый портал

Сообщить новость | Задать вопрос

Чтобы отправлять сообщения "СП", авторизуйтесь с помощью одного из сервисов

Войти через соцсеть

  • Login with Facebook
  • Login with Одноклассники
  • Login with ВКонтакте
  • Login with Google

Калькулятор курса валют

Налоги на проценты с вкладов и пошлины на посылки свыше 100 евро. Какие изменения предлагает правительство на 2021 год

  • Семидневная Панорама

Налоги на проценты с вкладов и пошлины на посылки свыше 100 евро. Какие изменения предлагает правительство на 2021 год


За посылки из онлайн-магазинов дороже 100 евро придётся платить пошлину. Фото иллюстр.: akket.com

Правительство Молдовы обнародовало проект изменений финансовой и таможенной политики на 2021 год. Это поправки в различные законы и Налоговый кодекс, которые предстоит принять парламенту. А пока они вынесены на публичное обсуждение, отзывы принимаются до сегодняшнего дня, 26 ноября.
Вот некоторые изменения, которые коснутся многих граждан, если их всё-таки примут.

Введение налога с процентов по банковских вкладам

Правительство предлагает внедрить с нового года налог в размере 3%, которые жители Молдовы платили бы с процентов, начисляемых по банковским вкладам и некоторым ценным бумагам вроде облигаций.

Это дополнение в статью 90 1 Налогового кодекса звучит так: «Банки, ссудо-сберегательные ассоциации и эмитенты корпоративных ценных бумаг будут удерживать налог в размере 3% от процентных начислений, уплаченных в пользу физических лиц-резидентов».

Monitorul Fiscal отмечает, что в Молдове налог на финансовые доходы физлиц предусмотрен в законодательстве давно, однако ежегодно его применение откладывается.

В Минфине считают, что такая мера нужна для обеспечения справедливого и равноправного налогообложения доходов. И обращают внимание, что в 2021 году будет применяться не полная ставка подоходного налога, как предусмотрено в законодательстве (12 %), а лишь её четвертая часть — 3 %.

Издание NewsMaker пишет, что банки, бизнес-ассоциации и профсоюзы выступают против такой меры. Там считают, что реакция людей на эту инициативу может быть губительной — они начнут снимать деньги со счетов. А вот финансовый эксперт заявил NM, что размер нового налога будет небольшим, его не заметят на фоне банковских комиссий. По его мнению, налог вызовет неприязнь у людей, но со временем к нему привыкнут.

К примеру, если по вкладу в 10 000 леев при ставке в 4-5% годовых за год набегает 400–500 леев, то с них придётся заплатить 12–15 леев (3% подоходного налога). И это за год.

Пошлины на посылки с товарами дороже 100 евро

Ещё одна инициатива правительства, которая уже успела вызвать недовольство граждан, — облагать пошлинами посылки с товарами от 100 евро и выше, которые жители Молдовы получают от зарубежных экономических агентов — онлайн-магазинов и т.д. — для некоммерческого использования.

Сейчас не облагаются налогом посылки стоимостью до 200 евро.

Минфин выступил с уточнениями, что эта мера не касается посылок, которые граждане Молдовы отправляют на родину из-за рубежа. Для таких посылок порог не облагаемой налогами стоимости останется прежним: 430 евро для отправленных воздушным путём и 300 евро — наземным.

В Министерстве финансов считают, что хотя необлагаемый порог для посылок с товарами был снижен до 200 евро с 1 января этого года, он все еще остается высоким по сравнению с европейским уровнем, где начинают платить налоги за посылки от 22 евро. В ведомстве полагают, что высокий беспошлинный порог представляет собой угрозу для налоговых поступлений и способствует развитию нелояльной конкуренции по отношению к местным производителям и местным импортерам, которые платят все налоги.

В министерстве считают также, что благодаря этой мере бюджет получит дополнительные доходы, которые будут направляться на решение социально-экономических проблем, пишет Monitorul Fiscal.

Критики этого предложения говорят: когда Минфин говорит о потолке в 22 евро в странах ЕС, он умалчивает, что это действует только для посылок из-за пределов ЕС, в частности, из Китая. Если же посылка получена с территории ЕС (а многие онлайн-магазины имеют склады в Евросоюзе), то такого потолка нет.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Бельцкий независимый портал

Сообщить новость | Задать вопрос

Чтобы отправлять сообщения "СП", авторизуйтесь с помощью одного из сервисов

Войти через соцсеть

  • Login with Facebook
  • Login with Одноклассники
  • Login with ВКонтакте
  • Login with Google

Калькулятор курса валют

Налоги на проценты с вкладов и пошлины на посылки свыше 100 евро. Какие изменения предлагает правительство на 2021 год

  • Семидневная Панорама

Налоги на проценты с вкладов и пошлины на посылки свыше 100 евро. Какие изменения предлагает правительство на 2021 год


За посылки из онлайн-магазинов дороже 100 евро придётся платить пошлину. Фото иллюстр.: akket.com

Правительство Молдовы обнародовало проект изменений финансовой и таможенной политики на 2021 год. Это поправки в различные законы и Налоговый кодекс, которые предстоит принять парламенту. А пока они вынесены на публичное обсуждение, отзывы принимаются до сегодняшнего дня, 26 ноября.
Вот некоторые изменения, которые коснутся многих граждан, если их всё-таки примут.

Введение налога с процентов по банковских вкладам

Правительство предлагает внедрить с нового года налог в размере 3%, которые жители Молдовы платили бы с процентов, начисляемых по банковским вкладам и некоторым ценным бумагам вроде облигаций.

Это дополнение в статью 90 1 Налогового кодекса звучит так: «Банки, ссудо-сберегательные ассоциации и эмитенты корпоративных ценных бумаг будут удерживать налог в размере 3% от процентных начислений, уплаченных в пользу физических лиц-резидентов».

Monitorul Fiscal отмечает, что в Молдове налог на финансовые доходы физлиц предусмотрен в законодательстве давно, однако ежегодно его применение откладывается.

В Минфине считают, что такая мера нужна для обеспечения справедливого и равноправного налогообложения доходов. И обращают внимание, что в 2021 году будет применяться не полная ставка подоходного налога, как предусмотрено в законодательстве (12 %), а лишь её четвертая часть — 3 %.

Издание NewsMaker пишет, что банки, бизнес-ассоциации и профсоюзы выступают против такой меры. Там считают, что реакция людей на эту инициативу может быть губительной — они начнут снимать деньги со счетов. А вот финансовый эксперт заявил NM, что размер нового налога будет небольшим, его не заметят на фоне банковских комиссий. По его мнению, налог вызовет неприязнь у людей, но со временем к нему привыкнут.

К примеру, если по вкладу в 10 000 леев при ставке в 4-5% годовых за год набегает 400–500 леев, то с них придётся заплатить 12–15 леев (3% подоходного налога). И это за год.

Пошлины на посылки с товарами дороже 100 евро

Ещё одна инициатива правительства, которая уже успела вызвать недовольство граждан, — облагать пошлинами посылки с товарами от 100 евро и выше, которые жители Молдовы получают от зарубежных экономических агентов — онлайн-магазинов и т.д. — для некоммерческого использования.

Сейчас не облагаются налогом посылки стоимостью до 200 евро.

Минфин выступил с уточнениями, что эта мера не касается посылок, которые граждане Молдовы отправляют на родину из-за рубежа. Для таких посылок порог не облагаемой налогами стоимости останется прежним: 430 евро для отправленных воздушным путём и 300 евро — наземным.

В Министерстве финансов считают, что хотя необлагаемый порог для посылок с товарами был снижен до 200 евро с 1 января этого года, он все еще остается высоким по сравнению с европейским уровнем, где начинают платить налоги за посылки от 22 евро. В ведомстве полагают, что высокий беспошлинный порог представляет собой угрозу для налоговых поступлений и способствует развитию нелояльной конкуренции по отношению к местным производителям и местным импортерам, которые платят все налоги.

В министерстве считают также, что благодаря этой мере бюджет получит дополнительные доходы, которые будут направляться на решение социально-экономических проблем, пишет Monitorul Fiscal.

Критики этого предложения говорят: когда Минфин говорит о потолке в 22 евро в странах ЕС, он умалчивает, что это действует только для посылок из-за пределов ЕС, в частности, из Китая. Если же посылка получена с территории ЕС (а многие онлайн-магазины имеют склады в Евросоюзе), то такого потолка нет.

Читайте также: