Ндс на нефть 2020

Опубликовано: 01.05.2024

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

НДПИ в налогом законодательстве

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Методики и пример расчета

Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

  • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
  • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

  • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
  • 35000 * 250 = 8750000 руб.
  • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
  • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
  • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
  • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

Первая - предсказуемость налогового режима. Да, налоговый режим для отрасли ужесточается постоянно, но никогда это не происходило так, как происходит сейчас. Возьмем налоговый маневр. С точки зрения нефтяных компаний он предполагает поэтапное ухудшение налоговых условий, но при этом в нем есть четкий план пошаговых изменений до 2024 года. Дополнительные изъятия были согласованы и запланированы, что позволяло выстраивать инвестиционную политику, весьма важную для отрасли с долгим возвратом капвложений.

Основной мерой в рамках маневра была замена экспортной пошлины на растущий НДПИ. НДД же рассматривался как экспериментальный налоговый режим. Предполагалось, что в отношении пилотных проектов эксперимент с НДД будет длиться как минимум 5 лет без изменений, после чего будет принято решение о его дальнейшей судьбе и возможном более широком применении. НДД принимался после детальных расчетов и почти десятилетних обсуждений. Его параметры были результатом сложного компромисса.

Компании уже сделали инвестиции на основе утвержденных долгосрочных параметров, активизировав разработку ряда активов в Восточной Сибири, ЯНАО и НАО, рентабельность которых в обычном налоговом режиме была ниже минимально приемлемого для инвесторов уровня. И что теперь? Условия применения НДД с подачи минфина могут радикально измениться. Что мы получим: всех искусственно "загонят" в новый НДД вместо льгот по НДПИ? А ведь еще недавно представители минфина сами называли НДД ошибкой. Таким образом, вместо налоговой предсказуемости мы видим "википедизацию" - налоговые правила переписываются, словно статья в "Википедии".

Вторая ценность - ставка на долгосрочные цели развития. Нам часто говорят про необходимость смотреть в будущее и заниматься долгосрочным планированием. Но есть и другая логика: давайте заткнем текущие дыры, хоть и лишим себя перспектив. Изменение параметров НДД и другие новации, очевидно, приведут к пересмотру производственных программ в нефтяной отрасли. Ожидаемое снижение добычи нефти проектов в НДД за 2021-2030 гг. может составить 270 млн тонн, сокращение инвестиций - 2,3 трлн рублей. Мы постоянно слышим, что доля нефтяной отрасли в бюджетных доходах сокращается, но без нее бюджет пока немыслим. А провал в добыче нефти может привести к ощутимым, по некоторым оценкам до 2 трлн рублей, бюджетным потерям.


Нефтяников нередко представляют как "жирных котов", забирающих себе всю прибыль в виде дивидендов. Конечно, никто не собирается представлять их нищими. Но вот всего один пример: объем инвестиций "ЛУКОЙЛа" за последние 10 лет превысил размер дивидендов в 5 раз.

Из чего исходит минфин? Из того, что добыча не может обвалиться, какие налоги не устанавливай? Но был же опыт 90-х годов, когда добыча рухнула более чем на 200 млн тонн. Что тогда стало с доходами, думаю, помнят многие. Еще один популярный тезис - зачем думать о будущем нефтедобычи, если скоро нефть никому не будет нужна? А зачем тогда США за последние 10 лет нарастили добычу в 2,2 раза, обогнав нас по этому показателю? Нас пытаются выдавить с международных рынков, где растет конкуренция, а мы отвечаем на это тем, что создаем новые трудности для нашей же индустрии? Интересно, кто и чем будет заполнять дыры, если они возникнут.

Третья ценность - "непотопляемость" Фонда национального благосостояния (ФНБ) как фонда для стабилизации бюджетной системы на период низких нефтяных цен. Вообще рост налогов на нефтяную отрасль объяснялся во многом необходимостью наполнения ФНБ. Средства из него должны тратиться на покрытие возможного бюджетного дефицита в период падения цен на нефть. Этого почему-то не происходит, хотя именно нефтяники во многом и наполнили ФНБ. Получается, что в период низких цен его оберегают как священную корову, тем самым частично лишая экономику перспектив развития.

Четвертая - открытость представителей власти. Инициативы минфина, несмотря на их очевидную значимость, по какой-то причине не проходили процедуру публичного обсуждения в рамках оценки регулирующего воздействия. Даже не все профильные министерства были поставлены в известность фактически до внесения законопроекта в Госдуму, не говоря уже про экспертное сообщество. Инициативы по вязкой нефти разрабатывались словно в режиме повышенной секретности, хотя традиционно все крупные налоговые изменения предварительно проходили хоть какое-то обсуждение.

Пятая ценность - стимулирование занятости и борьба с бедностью. Мало кто задумывается, но нефтяная индустрия - это крупный работодатель. Последние же предложения могут изменить судьбу многих проектов. Туманными становятся перспективы Восточно-Мессояхского и Новопортовского месторождений "Газпром нефти". У "Татнефти" более 10% добычи приходится на вязкую нефть, закрытым может оказаться Ашальчинское месторождение и другие проекты. Только на Ярегском месторождении "ЛУКОЙЛа", также попадающего в зону нерентабельности, работает более 10 тысяч человек. А ведь есть еще нефтепереработка, нефтехимия, энергетика и сотни подрядных организаций в других отраслях промышленности. При этом для вязкой нефти переход на режим НДД даже не предложен!

Нефтяная индустрия испытывает перегрузку из-за снижения мирового спроса, падения цен и санкций. Теперь можно добавить к этому и некоторые предложенные новации, писавшиеся будто бы в спешке. Неужели у некоторых чиновников склонность к экспериментам становится "фирменным стилем"?

Данякина Е. И.

налоговый консультант, президент территориального представительства ИПБР

Расскажем, что изменилось по налогу на добавленную стоимость

Самые масштабные изменения в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Они коснулись большинства налогов и сборов. О самых важных из них мы рассказали в статье «11 важных изменений по налогам с 2020 года».

Теперь подробнее остановимся на изменениях по налогу на добавленную стоимость.

1. Новые льготируемые операции по НДС

С 1 января 2020 года появились новые льготируемые операции, которые связаны с импортом и реализацией гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров. Когда вы импортируете такое имущество, то НДС платить не нужно (ст. 150 НК РФ).

Реализация гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров облагается НДС по ставке 0% (пп. 15-17 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения ставки 0% нужно представить в налоговые органы документы, которые предусмотрены пп. 15.1-15.3 ст. 165 НК РФ.

2. Новые операции по ставке НДС 0%

Введены новые операции по ставке 0% (пп. 3.1, 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). С 1 января 2020 года на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов установлена нулевая ставка. Сохранен стандартный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0%, налоговых вычетов по соответствующим операциям и срок их предоставления в налоговый орган.

3. Восстановление НДС при реорганизации

Не признается объектом налогообложения передача правопреемнику имущества и имущественных прав реорганизуемой организации. Поэтому начислять НДС и восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по таким объектам не нужно. Это общее правило.

Правопреемник должен восстановить НДС, если (ст. 170 НК РФ):

  • применяет специальный налоговый режим (переходит на него после реорганизации);
  • использует товары (работы, услуги), ОС, НМА, имущественные права, приобретенные реорганизуемой организацией, для не облагаемых НДС операций;
  • принимает к учету товары, по которым реорганизуемая организация заявила вычет по авансу;
  • изменяет стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) реорганизуемой организации в сторону уменьшения.

Если организация применяет общую систему налогообложения, а потом переходит к упрощенной системе налогообложения, то она должна восстанавливать налог на добавленную стоимость.

В случае реорганизации ранее считалось иначе: право на вычеты использовала прежняя организация, а реорганизованная — это уже новая организация, у которой нет обязанности восстанавливать НДС по имуществу правопредшественника. На этом была основана схема: если вы хотели перейти на УСН и не восстанавливать НДС, то можно было это сделать через реорганизацию.

С 1 января 2020 года применять такую схему не получится — правопреемник должен восстановить НДС. Для этого правопреемнику нужно получить у правопредшественника все документы на передаваемое имущество, включая счета-фактуры. Если вдруг счета-фактуры не передавались, НДС, подлежащий восстановлению, будет исчисляться исходя из балансовой стоимости имущества.

4. Восстановление НДС при переходе на ЕНВД

С 1 января 2020 года изменился порядок восстановления НДС, если компания по некоторым видам деятельности переходит на ЕНВД, оставаясь при этом на ОСНО:

  • в таких случаях нужно восстановить суммы НДС, принятые к вычету, по товарам (работам, услугам, ОС, НМА), если их будут использовать в деятельности, по которой применяется ЕНВД;
  • не нужно восстанавливать НДС в отношении товаров (работ, услуг, ОС, НМА), которые после перехода на уплату ЕНВД будут продолжать использоваться в рамках деятельности, облагаемой в рамках ОСНО (пп. 2, 3 ст. 170 НК РФ).

Важный момент — нужно вести раздельный учет доходов, расходов, сумм «входного» НДС в разрезе видов деятельности, подпадающих под ЕНВД или осуществляемых в рамках общей системы налогообложения.

Если же товары (работы, услуги, ОС, НМА) используются как в деятельности, облагаемой по вмененному доходу, так и в деятельности, облагаемой НДС, то суммы входного НДС:

  • принимают к вычету либо учитывают в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в пропорции, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС (единым налогом на вмененный доход), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

5. Вычет НДС при создании нематериальных активов (НМА)

С 1 января 2020 года пункт 1 ст. 172 НК РФ дополнили новой нормой.

Если организация создает НМА собственными силами и для этого приобретает товары, работы, услуги, то входной НДС по ним можно принять к вычету, не дожидаясь завершения работ и отражения созданного объекта в составе НМА на счете 04. Достаточно принять к учету эти товары, работы, услуги.

6. НДС у плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)

Плательщики ЕСХН уплачивают НДС, но для них есть льготы: при выручке ниже лимита выручки они могут получить освобождение от уплаты НДС (пп. 1, 5 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание, в 2020 году лимит выручки для плательщиков ЕСХН, позволяющий применять освобождение от уплаты НДС, составляет 80 млн рублей (в 2019 году он был 90 млн рублей). На этот лимит должны ориентироваться те налогоплательщики, которые намерены реализовать право на освобождение от уплаты НДС с 1 января 2021 года.

Нефтегазовые доходы России в 2021 году не вернутся на уровень, предшествующий пандемии COVID-19, считают опрошенные NEWS.ru эксперты. Выручка от сырьевого экспорта может увеличиться на 25–30% по сравнению с 2020-м, но падение было ещё больше. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), доходы России от экспорта нефти и газа в прошлом году упали более чем на 40%. Это стало ударом по экономике, бюджету да и по простым россиянам, отмечают экономисты.

В период с января по ноябрь 2020 года доходы России от экспорта нефти снизились на 40,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го и составили $66,39 млрд. Такие данные приводит ФТС. При этом с точки зрения объёмов потери оказались гораздо ниже — 11%, а всего было продано 220,241 млн т.

Чуть лучше, чем у сырой нефти, обстоят дела у её производных — доходы компаний от экспорта бензина из России за 11 месяцев 2020-го снизились на 14% — до $2,06 млрд. Впрочем, для нашей страны куда важнее показатели дизельного топлива — выручка от его продажи упала на 32% — до $17,8 млрд. Всего доходы российских компаний от экспорта нефтепродуктов за 11 месяцев 2020-го составили $40,7 млрд — на 33% меньше уровня предыдущего года, сообщает ТАСС.

Очевидно, что основная причина столь резкого уменьшения доходов России от экспорта нефти — падение цен на сырьё.

Среднегодовая стоимость российской нефти марки Urals в 2020 году составила $41,73 за баррель, что на 34% ниже уровня 2019 года. Также падению доходов от экспорта способствовало снижение поставок нефти в натуральном выражении.


К нефтяным потерям добавились и газовые. Экспортные доходы «Газпрома» за январь — ноябрь 2020 года снизились на 41,8% — до $122 млрд. Физический экспорт газа за отчётный период упал на 10,5% — до 178,4 млрд кубометров. Доходы компаний Sakhalin Energy и «Ямал СПГ» от экспорта сжиженного природного газа (СПГ) за 11 месяцев уменьшились на 15,3% — до $6,481 млрд.

Проблемы со спросом на рынке газа были вызваны пандемией коронавируса, а вот негативная динамика цен началась ещё весной 2019 года и была связана с переизбытком на рынке СПГ, пояснил заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Нефтяной блок оказался затронут несколько сильнее, чем газовый, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. По его словам, потребление газа снизилось из-за падения экономической активности в промышленности и электроэнергетике.

Экономика в минусе


sibur.photas.ru

Если сложить все потери за 11 месяцев 2020 года от экспорта нефти, нефтепродуктов, природного газа, а также угля, получится цифра, близкая к $160 млрд. Это существенные средства для российской экономики и бюджета, отмечают эксперты.

Ранее в бюджет 2020 года Минфин закладывал цену Urals в $57 за баррель, а итоговая средняя цена Urals за 2020 год составила $42. В результате образовался дефицит бюджета около 4% ВВП вместо ранее планировавшегося профицита. Этот дефицит покрывался увеличением заимствований на внутреннем долговом рынке.


Однако, поскольку государство до сих пор вело очень осторожную долговую политику, этот временный рост займов не должен повлиять на риски бюджета, считает специалист.

Российский бюджет недосчитался как нефтегазовых доходов (НДПИ, экспортная пошлина), так и поступлений по другим налогам (НДС, налог на прибыль, НДФЛ), уплачиваемых нефтегазовыми компаниями и их смежниками — поставщиками нефтесервисных услуг, оборудования, отмечает Александр Шураков. Кроме того, ограничения по добыче нефти в рамках соглашения ОПЕК+ будут оказывать негативное влияние и в 2021 году, как с точки зрения масштабов производственной деятельности нефтегазовых компаний, так и с точки зрения их инвестиционных программ, предупреждает эксперт.

Сокращение экспорта нефти российская экономика ощутит достаточно болезненно, соглашается доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Каленов.

Многое будет зависеть не только от объёмов экспорта, но и от цены. Ведь договорённости ОПЕК+ были направлены на то, чтобы за счёт сокращения добычи поднять стоимость сырья. Цена пусть и медленно, но всё-таки начала расти. Основных факторов роста два: во-первых, выход из вынужденной рецессии транспорта, являющегося основным потребителем нефтепродуктов, промышленности, строительства и других сфер бизнеса. Во-вторых, снижение запасов нефтетрейдеров, которые они сделали в апреле прошлого года в период резкого падения нефтяных цен.


Олег Каленов

доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова

Падение нефтяных доходов докатилось и до простого населения. По словам Алексея Белогорьева, россияне могли это почувствовать через девальвацию рубля.

Сдержанный рост


sibur.photas.ru

Как следует из данных ФТС, в ноябре 2020-го ситуация по экспорту нефти, нефтепродуктов и природного газа стала выправляться. К примеру, стоимость поставок нефти выросла к октябрю на 9,5% — до $5,827 млрд.

Последние два месяца нефтяной рынок чувствует себя довольно неплохо. В первых числах ноября начался последовательный рост цен, в результате чего стоимость барреля марки Brent прибавила более чем 40% и поднялась к $55.

Начиная с лета национальные экономики постепенно стали оживать, соответственно, начало расти потребление энергоносителей, пояснил Олег Каленов. Но несмотря на рост в III квартале 2020 года, мировое восстановление спроса по-прежнему остаётся ограниченным из-за повторного ухудшения эпидемиологической ситуации, считает экономист.

По прогнозу Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), средняя стоимость нефти эталонной марки Brent в этом году составит $53 за баррель. В кризисном 2020-м сырьё в среднем стоило $42, а в 2019-м — $64. Так что котировки текущего года могут оказаться где-то между 2020-м и 2019-м.

Цены на газ на голландском хабе TTF на прошлой неделе достигли $337,9 за тысячу кубометров — максимума с сентября 2018 года, сообщает ПРАЙМ. Цены на газ в Европе в 2020 году на фоне пандемии упали практически втрое, в мае они опускались ниже $40 за тысячу кубов.

Цены на газ сейчас существенно выше, чем прошлой зимой, отмечает Алексей Белогорьев. По его словам, в основном это связано с погодными условиями — холодной зимой в Европе и Азии.

Спрос на газ сейчас высокий, поэтому и цены растут. Кстати, в нынешних условиях «Газпром» начинает выигрывать конкуренцию у других поставщиков. Если в I–III кварталах 2020-го цены «Газпрома» с их нефтяной привязкой были выше по сравнению со спотовыми ценами, то сейчас ситуация обратная. Судя по всему, у «Газпрома» должны быть хорошие показатели по экспорту за осенне-зимний период.


Алексей Белогорьев

заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов

Тем не менее до уровня 2019 года нефтегазовые доходы России не восстановятся, уверен эксперт. Остаётся всё ещё много неопределённостей и по спросу, и по цене. К уровню, который был до пандемии, нефтегазовые доходы России могут вернуться в 2023 году, считает экономист.

В текущем году мы ожидаем роста выручки от нефтегазового экспорта примерно на 25–30% по сравнению с уровнем прошлого года, сообщил Александр Шураков.

Основные факторы роста — более высокие среднегодовые цены, которые будут поддерживаться ожиданиями о постепенном возвращении глобальной экономики в режим нормального функционирования по мере вакцинации населения и выработки коллективного иммунитета. Также продолжит своё действие сделка ОПЕК++, поэтому новые ценовые войны в 2021 году маловероятны, — считает эксперт.

В 2021 году можно ожидать частичного восстановления доходов от российского экспорта энергоресурсов на фоне восстановления мирового спроса, считает Филипп Мурадян. По его словам, это будет достигнуто в том числе за счёт увеличения мобильности населения благодаря эффектам стартовавшей недавно вакцинации.

Степень восстановления будет определяться мировой динамикой заболеваемости коронавирусом, успешностью и оперативностью проводимой вакцинации. На рынке нефти поддержку ценам будет оказывать соглашение об ограничении добычи в формате ОПЕК+, — отметил экономист.

Динамика потребления энергоресурсов в 2021 году во многом будет зависеть от экономической активности в главных регионах потребления — Азиатско-Тихоокеанский регион, европейские страны, США, отмечает Александр Пасечник.

Нужно смотреть, что будет дальше с пандемией коронавируса. В Китае она сейчас повержена — лишь единичные случаи заражения, но в Европе и США темпы пока особо не замедляются. Пандемия всё ещё остаётся угрожающей — нет никакой гарантии, что в том же Китае не будет новой вспышки и КНР не устроит жёсткий карантин — это будет катастрофа для мирового спроса на нефть и газ.


Александр Пасечник

руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Риски остаются, отмечает эксперт, плюс конкуренция на рынке в 2021 году будет плотнее. Он обращает внимание, что даже компания «Транснефть», несмотря на то что 2021 год год ожидается позитивным, прогнозирует снижение прокачки нефти на экспорт на 5%.

При этом оптимизм также остаётся. Он связан в том числе с перспективами увеличения спроса на углеводороды в Азии. Здесь можно рассчитывать на рост экспорта российской нефти и газа в Китай, полагает специалист.

Yandex Zen

Самое интересное - в нашем канале Яндекс.Дзен

Режим НДД для сверхвязкой нефти может появиться не раньше 2024 г.

Москва, 28 апр - ИА Neftegaz.RU. Минфин РФ считает, что Венское соглашение ОПЕК + нанесло более сильный удар по российской нефтяной отрасли промышленности, чем отмена льгот, не торопясь с их возвращением.
Позицию министерства обозначил замминистра финансов РФ А. Сазанов 27 апреля 2021 г. в рамках Национального нефтегазового форума на выставке Нефтегаз - 2021.

Это тот самый А. Сазанов, который назвал НДД самой большой ошибкой в своей карьере.

Тезисы от А. Сазанова:

  • даже с учетом отмены льгот и, принимая во внимание девальвацию рубля и цену нефти, которая сейчас есть, если бы не было ограничения ОПЕК + , операционный денежный поток в отрасли в 1 м квартале 2021 г. был бы выше, чем в 2019 и 2020 гг.,
  • в течение 2021 г. каких-то резких шагов по донастройке налогового режима в нефтегазовом секторе не планируется,
  • поскольку сейчас действует сделка ОПЕК + , есть ограничения по добыче, Минфин будет исходить из того, что режим НДД для сверхвязкой нефти (СВН) может появиться не раньше 2024 г.,
  • в части сверхвязкой нефти действительно поступил к нам ряд обращений, в т.ч. от субъектов РФ - Татарстана и республики Коми,
  • мы будем прорабатывать режим налога на добавленный доход (НДД) для сверхвязкой нефти,
  • не думаю, что это будет отдельная группа, скорее всего, это все равно будет 3 я группа, возможно мы посмотрим пределы по затратам,
  • плодить группы не нужно, надо максимально ужиматься в те группы, которые сейчас уже созданы по НДД.
Проблемы в нефтегазе России случились не сегодня.
За пару лет нефтегазовые доходы бюджета страны упали почти на 3,8 трлн рублей!
Для страны, которую власти посадили на нефтегазовую иглу, это очень много.
Нужно чем- то восполнить выпавшие доходы.
Но, соответственно, упали доходы и компаний нефтегаза РФ.
Когда власти попробовали это сделать за счет компаний нефтегаза, те возмутились.

Напомним, что в 2020 г. были приняты изменения в налоговой сфере, которые привели к значительному увеличению налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль промышленности.
С 1 января 2021 г. для месторождений с выработанностью более 80% и СВН отменены понижающие коэффициенты:

  • к ставкам налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • на экспортную пошлину.
Причем наибольший негативный эффект пришелся пришелся именно на СВН, где налоговая нагрузка увеличивалась почти в 25 раз.


В презентации Татнефти на ННФ-2021 указывается, что компания вынуждена будет снизить налоговые отчисления в бюджеты на 1 трлн руб. из-за отмены льгот по вязкой нефти.
Однако, по мнению А. Сазанова, эта оценка слишком пессимистичная.

Российские ВИНКи и руководство нефтедобывающих регионов мнение Минфина не разделяют и стремятся привлечь к проблеме внимание.
К В. Путину обратились:

  • глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов на совещании о повышении инвестиционной активности 11 марта 2021 г. попросил дать поручение правительству РФ найти решение по стимулированию проектов СВН, а также по развитию высокообводненных и выработанных месторождений;
  • с аналогичной просьбой обращался президент Татарстана Р. Минниханов;
  • губернатор Н. Комарова заявила, что ХМАО будет добиваться льгот для добычи СВН до 2024 г.
По итогам совещания 11 марта В. Путин поручил правительству РФ проработать в рамках параметров НДД вопрос о стимулировании:
  • добычи вязкой нефти и СВН,
  • добычи нефти из высокообводненных скважин,
  • добычи трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ).
А. Сазанов тогда дерзко заявил:
  • просьба ЛУКОЙЛа о переводе месторождений на НДД с 2022 г. приведет к выпадающим доходам бюджета,
  • но поручение президента будет проработано.
Минфин предлагает нефтяникам перейти на НДД, но в условиях падения доходов те назвали его нынешние параметры экономически неэффективными.
Для роста добычи на таких проектах ВИНКи просят выделить для ТрИЗ и шельфовых проектов отдельную категорию в НДД.
По этому поводу Минфин заявлял, что это будет возможно не ранее 2024 г., что также не устраивает нефтегаз, поскольку компаниям необходимо планировать инвестиции, а отрасли в целом - адекватно подготовиться к наращиванию добычи после истечения срока действия ограничений по соглашению ОПЕК + в 2022 г.

Суета вокруг НДД происходит, поскольку этот новый налог тестируется с 2019 г. на отдельных месторождениях.
Налог позволяет учитывать экономику месторождений и разрабатывать даже сложные нерентабельные запасы нефти и газа.
Нефтяники, потупив взор, предлагали заменить рентный налог НДПИ на НДД.
Но когда нефтегаз недоплатил 213 млрд руб. из-за тестирования НДД, Минфин сильно разочаровался.

. не хлебом единым.
А. Сазанов поговорил и о нефтепеработке, сообщив, что Роснефть с Минфином пока лишь изучают возможные меры налоговой поддержки для проекта Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК).

Читайте также: