Уклонение от ндс мр банка россии

Опубликовано: 22.04.2024

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОДХОДАХ К УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РИСКОМ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

В целях оказания кредитным организациям методологической помощи в выявлении клиентов-резидентов, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - клиент), по банковским счетам которых могут осуществляться сомнительные операции , в развитие приведенных в методических рекомендациях Банка России от 21.07.2017 N 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" подходов к оценке деятельности клиентов с использованием критерия признака уплаты налогов , в частности налога на добавленную стоимость (далее - НДС), Банк России доводит до сведения кредитных организаций следующую информацию, полученную в рамках информационного взаимодействия с ФНС России, а также по результатам своей надзорной деятельности.
--------------------------------------------------------------
Под сомнительными операциями для целей настоящих методических рекомендаций понимаются операции, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем и другие противозаконные цели, в том числе операции, обладающие признаками транзитных операций, описанными в письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".
Признак, свидетельствующий о том, что по банковским счетам клиентов уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, несопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

В результате анализа кредитными организациями операций по банковским счетам отдельных клиентов может быть выявлено, что преобладающая часть денежных средств зачисляется на банковские счета клиентов с выделением НДС, а списывается клиентами в пользу контрагентов без НДС.

Согласно информации, полученной от ФНС России, указанные операции зачастую совершаются клиентами в целях реализации схем, направленных на уход налогоплательщика от уплаты НДС в бюджетную систему Российской Федерации либо намеренное занижение размера таких платежей, в том числе схем, предусматривающих получение налогоплательщиком оснований для вычета и последующего возмещения НДС.

В целях оценки прозрачности деятельности клиентов с точки зрения дальнейшей уплаты сумм НДС в бюджетную систему Российской Федерации и подтверждения проведения клиентами сомнительных операций Банк России рекомендует кредитным организациям еженедельно анализировать операции клиентов на предмет соотношения объема денежных средств, поступивших на банковский счет клиентов с учетом НДС, и денежных средств, списанных с банковского счета клиентов без учета НДС, с учетом следующего.

1. Доля НДС, подлежащая уплате в бюджет, в случае полного (100%) списания денежных средств с банковского счета без учета НДС (поступивших в аналогичном объеме на банковский счет с учетом НДС), может составлять 10% дебетового оборота в объеме приобретения продукции, в отношении которой применяется ставка налога, установленная пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также 18% дебетового оборота в случае, если операция облагается по ставке налога, установленной пунктом 3 статьи 164 НК РФ, либо от 10% до 18% дебетового оборота в случае осуществления операций, облагаемых по разным ставкам НДС.

2. На начальном этапе применения настоящих методических рекомендаций предлагаем уделять повышенное внимание тем операциям по банковскому счету клиента, при совершении которых доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объеме зачислений денежных средств на банковский счет клиента составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания денежных средств с банковского счета клиента.

В дальнейшем при анализе платежей с учетом НДС и без учета НДС по банковским счетам клиента соотношение таких платежей кредитная организация может изменять с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности.

3. Отмечаем следующие виды переводов денежных средств, предусматривающие преимущественное списание денежных средств с банковского счета без НДС, предположительной целью которых может быть создание условий для неуплаты в дальнейшем налоговых платежей в бюджет:

переводы денежных средств на счета филиалов ФГУП "Почта России" ;
--------------------------------------------------------------
Методические рекомендации Банка России от 02.04.2015 N 10-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

переводы денежных средств на счета платежных агентов и банковских платежных агентов;
--------------------------------------------------------------
Методические рекомендации Банка России от 02.04.2015 N 9-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

переводы денежных средств юридическими лицами со своих банковских счетов на банковские счета физических лиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;

переводы денежных средств на счета лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность и иную деятельность по организации путешествий (туристическая деятельность).

Также отмечаем, что исключение НДС в расходных операциях по счету либо совершение по счету налоговых отчислений по НДС ниже обозначенных в настоящих методических рекомендациях значений налоговой нагрузки с учетом ставки, определенной НК РФ, может являться показателем действий клиента, направленных на уклонение от уплаты налоговых платежей, в следующих отраслях экономики:

сельскохозяйственная сфера и сферы торговли лесоматериалами, строительными материалами, в том числе при экспорте зерновых культур, растительных масел, рыбы (ракообразных и моллюсков), лесоматериалов, а также поступление сельскохозяйственного сырья, лесоматериалов во внутреннюю переработку, где клиенты, как правило, специализируются на перепродаже сельскохозяйственных культур, рыбы (ракообразных и моллюсков) лесоматериалов, строительных материалов и имеют основным либо дополнительным видом деятельности "Торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных" (код по ОКВЭД2 46.21), "Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков" (код по ОКВЭД2 46.38), "Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием" (код по ОКВЭД2 46.73);
--------------------------------------------------------------
ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

переводы денежных средств в сфере оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом (код по ОКВЭД2 49.4);

переводы денежных средств в сфере строительства (раздел F по ОКВЭД2);

переводы денежных средств в сфере оптовой торговли металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов;

переводы денежных средств в сфере предоставления персонала;

переводы денежных средств в сфере торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.

4. При выявлении в операциях клиентов признаков отсутствия платежей по НДС в бюджетную систему Российской Федерации либо признаков занижения сумм этих платежей кредитным организациям рекомендуется проводить анализ взаимосвязей таких клиентов с другими своими клиентами, в адрес которых производятся перечисления, используя подходы, предусмотренные пунктами 2 и 3 методических рекомендаций Банка России от 21.07.2017 N 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", запрашивать у перечисленных клиентов документы (их надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату клиентом НДС либо подтверждающие отсутствие оснований для уплаты НДС в бюджетную систему Российской Федерации за налоговый период, в отношении которого запрошена информация.

В случае непредставления запрошенных документов либо возникновения сомнений в их достоверности, а также в случае, если клиент является лицом, в отношении которого в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице, рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету, подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае, если такое право предусмотрено в договоре кредитной организации с клиентом, а также руководствоваться иными рекомендациями, приведенными в письме Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)".

Рекомендуется возобновлять обслуживание (начинать обслуживание) клиента с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) при условии предоставления клиентом запрошенных кредитной организацией документов, на основании которых кредитная организация сможет сделать вывод об отсутствии у нее подозрений в том, что целью совершения операции является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от налогообложения, а также отсутствия в едином государственном реестре юридических лиц записей о недостоверности сведений о данном клиенте.

Повторно отмечаем , что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного Банком России уровня не является единственным определяющим фактором для "автоматического" признания факта совершения клиентом сомнительных операций.
--------------------------------------------------------------
Указано в методических рекомендациях Банка России от 21.07.2017 N 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".

С Федеральной налоговой службой (Д.В. Егоров) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Заместитель
Председателя Банка России
Д.Г.СКОБЕЛКИН

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина
Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

Центробанк и ФНС продолжают отлов компаний, уклоняющихся от уплаты налогов, в частности, от налога на добавленную стоимость. Арсенал методов разоблачения организаций, практикующих схемы ухода от НДС, регулярно пополняется. Так, в феврале 2018 года Банк России наделил кредитные организации правом приостанавливать операции по счетам клиентов на основании признака уплаты налога ( Методические рекомендации ЦБ РФ от 16.02.2018 № 5-МР).

Банки контролируют НДС, опираясь на оценку объема отчислений в бюджет в соответствии с масштабом деятельности налогоплательщика. Другими словами, банки обращают внимание на размер НДС, фигурирующий в исходящих платежках, и соотносят его с рекомендуемым ЦБ уровнем. Если кредитная организация увидит, что в денежных переводах клиента присутствуют признаки уклонения от НДС, например, предприниматель снизил рекомендованный объем налоговых отчислений или же вовсе налог не перечислил, операции по счету клиента могут быть приостановлены, а интернет-банк заблокирован.

Конечно, данная система — повод отказаться от «секретных» схем заплатить налогов поменьше. Но что делать тем компаниям, кто попадает под подозрение в силу особенностей своей деятельности?

О контроле перечисления и расчете НДС банками, сомнительных операциях и организациях, которые рискуют больше всего, рассказываем в нашем материале.

Зачем нужен контроль НДС в банках

Цель директивы ЦБ — выявление фирм-однодневок, которые намеренно уклоняются от уплаты налогов. Поэтому в Методических рекомендациях кредитным организациям предлагается усилить контроль над всеми платежами, содержащими НДС, и приостанавливать операции, не внушающие доверия.

В список таких операций Центробанк включил действия, результатом которых может являться:

  • уход от уплаты налогов (в т.ч. НДС) и/или таможенных платежей;
  • вывод денег из страны;
  • отмывание незаконных доходов.

Центробанк и ФНС считают подозрительными те компании, которые преобладающую часть денежных средств получают с выделенным налогом на добавленную стоимость (например, это может быть платежка от покупателя товара), а перечисляют практически всю сумму уже без НДС (например, поставщику компонентов).

Банк России даже рекомендует контрольные соотношения, характерные для схем обналичивания, — НДС выделен более чем в 70% платежей, направленных на зачисление денежных средств на клиентский счет, и менее чем в 30% платежей, подразумевающих списание средств со счета клиента.

К слову, в тех же методических рекомендациях ЦБ акцентирует внимание, что налоговые платежи в размере ниже рекомендованного — не единственное основание «наградить» компанию статусом подозрительной, а операции по счету клиента признать сомнительными.

Как банки контролируют НДС

Кредитным организациям рекомендовано проверять платежи с НДС еженедельно. У клиентов, заподозренных в использовании схем ухода от налогов, банк обязан запросить документы, подтверждающие, что налоговый платеж все-таки был, либо у компании есть основания его не уплачивать.

В ситуациях, когда предприниматель отказался предоставлять запрашиваемые документы или же информация, содержащаяся в них, не соответствует действительности, кредитная организация блокирует любые движения средств по счету клиента.

Если в течение одного календарного года банк дважды (или более раз) отказывал клиенту в выполнении распоряжений, он полномочен расторгнуть с клиентом договор обслуживания и закрыть счет (абзац 3 пункта 5.2. статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

В каких операциях банки видят схемы обналичивания с НДС

ЦБ РФ с учетом сложившейся банковской практики сформировал список рискованных операций, в которых предприниматели активно используют схемы уклонения от НДС. Главным образом такие платежи предполагают списание денежных средств без выделенного налога на добавленную стоимость. В качестве примера можно привести:

  • денежные переводы в адрес «Почты России»;
  • перечисление денежных средств платежным агентам;
  • переводы физлицам на банковские счета, операции по которым осуществляются с использованием банковских карт;
  • перечисление денежных средств на счета туристических компаний.

Если добросовестной организации необходимо осуществить денежный перевод, который попадает в приведенный выше перечень, стоит с пониманием отнестись к повышенному интересу со стороны банковской структуры и заранее подготовить документы, подтверждающие уплату налога (либо право не платить его).

В каких отраслях много незаконных схем ухода от НДС

Центробанк в своей методичке также составил список отраслей экономики, в которых предприниматели чаще всего пользуются услугами фирм-однодневок, созданных с целью получения незаконной налоговой выгоды. К подозрительным отраслям относятся:

  • сельское хозяйство, торговля строительными и лесоматериалами;
  • грузоперевозки автомобильным транспортом;
  • строительство;
  • оптовая торговля металлоломом;
  • предоставление персонала;
  • торговля драгоценными металлами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями.

Допустим, у клиента даже в мыслях не было обойти закон, уклонившись от НДС, но банк заподозрил в благих намерениях недобрый умысел и заблокировал счет. Что делать? Наши эксперты рекомендуют как можно быстрее предоставить в кредитную организацию запрашиваемые документы. Проанализировав их, банк установит, что в операциях по счету клиента отсутствуют признаки схемы ухода от НДС, и восстановит обслуживание.

Резюме

  1. Банки контролируют не только сам факт перечисления в бюджет НДС, но и оценивают размер налоговых отчислений в зависимости от масштаба деятельности компании.
  2. Если клиенту необходимо провести одну из операций из списка подозрительных, пристальное внимание со стороны банка обеспечено.
  3. Чтобы обезопасить себя от блокировки операций по счету, клиенту необходимо иметь документы, подтверждающие уплату НДС либо право не платить налог.

Если ваша компания перечисляет НДС ниже рекомендуемого Центрбанком минимума, и вы хотите обезопасить себя от претензий налоговиков, смело обращайтесь к нам.

Банки останавливают сомнительные переводы компаний, блокируют счета и заносят компании в черный список. Так бывает, когда они подозревают компании в обналичивании нечестных денег. Почитайте об этом в других наших статьях:

Центробанк выпустил новые методические указания для банков. Теперь они касаются НДС. Рассказываем, чем это грозит компаниям и какие требования надо соблюдать, чтобы не попасть под подозрение банков.

Анастасия

Что случилось

Появились новые методические рекомендации для банков. Они касаются компаний, которые платят НДС.

Компании платят НДС на общей системе налогообложения с товаров, которые продают. А НДС по платежам поставщикам они могут зачесть. Это называется вычетом НДС. Как правильно зачесть НДС, описывает Налоговый кодекс.

ООО «Ромашка» покупает запчасти у ООО «Тюльпан» и продает их ООО «Лютик».

«Ромашка» покупает запчасти по 350 рублей, вместе с НДС 18%. НДС составляет 53,39 рублей.

«Лютик» платит 500 рублей за запчасть, в НДС 18%. Эти деньги приходят на счет «Ромашке». НДС составляет 76,27 рублей.

«Ромашка» должна заплатить в налоговую по НДС: 76,27 − 53,39 = 22,88 рублей.

Некоторые компании устраивают с НДС налоговые схемы. Например, есть транзитная компания, она не торгует реальными товарами и не предоставляет услуги. Она нужна, чтобы переводить через себя деньги. Компания получает платежи с НДС, а отправляет деньги ИП без НДС, а те выводят себе наличные деньги. Сама компания налоги не платит.

Налоговая считает такие схемы незаконными. Новые методические рекомендации касаются таких и похожих ситуаций.

Что будут делать банки

Банки будут проверять переводы клиентов и выявлять компании, которые специально занижают налог по НДС. Вот какие операции выглядят подозрительно:

  • деньги пришли на счет с НДС, а оплата идет компаниям, которые работают без НДС;
  • 70% входящих платежей проходит с НДС, а исходящих платежей с НДС менее — 30%;
  • платежи уходят на счета Почты России, частным лицам на банковские карты, платежным агентам и на виртуальные кошельки, на счета туристических компаний.

Новые требования не означают, что компаниям теперь запрещено получать деньги на счет с НДС, а отправлять партнерам без НДС. В этом не обязательно злой умысел, чтобы уйти от налогов. У компании может быть такая особенность бизнеса. И никто не запрещает ей так работать и дальше.

Главное — соблюдать требования по оплате НДС. У НДС есть ставки 0%, 10% и 18%. Компании работают по одной ставке или сразу по нескольким. Значит, НДС должен составлять 10% или 18% от от дебетового оборота в объеме приобретения продукции, если она работает по одной из ставок, или от 10% до 18%, если работает по двум.

На кого банки будут обращать внимание

Банки не будут подозревать каждую компанию, у которой 70% входящих платежей с НДС, а исходящих с НДС — меньше 30%. Они будут оценивать сферу деятельности, размер компании, ее налоговую нагрузку, особенности платежа и только потом делать выводы.

По статистике чаще всего компании занижают НДС в таких сферах:

  • сельское хозяйство,
  • торговля лесом,
  • экспорт зерна и рыбы,
  • оптовая торговля зерном, лесом, строительными материалами, семенами и кормами для животных, рыбой, ракообразными, моллюсками, устрицами, металлическим ломом;
  • грузовые перевозки,
  • предоставление персонала;
  • строительство;
  • торговля драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями, их ломом.

Банки более внимательно следят за такими компаниями.

Чем грозит

Если у банка появятся подозрения, что компания специально занижает НДС, он может попросить у компании подтверждающие документы: договоры с партнерами, налоговые декларации, счета-фактуры, акты. Банк будет проверять документы, а если сомнения не исчезнут, попросит разъяснения.

Если клиент откажется предоставить документы или они покажутся недостоверными, банк может отказать в переводе и закрыть счет. Банк возобновит платежи, когда клиент докажет, что платит налоги правильно.

Как действовать

Банки могут остановить любой перевод и попросить по нему подтверждения. Вот как можно себя обезопасить:

  • считать, сколько платите по НДС от своего оборота. Должно быть 10% от дебетового оборота в объеме приобретения продукции, если работаете по ставке 10%, и 18%, если по ставке 18%;
  • сохранять все документы, которые подтверждают, что вы работаете с настоящими поставщиками и клиентами: договоры, счета-фактуры, акты;
  • если банк остановил перевод, как можно скорее предоставить ему подтверждающие документы. Ругаться или молчать не поможет. Банк обязан проверять переводы, поэтому запрашивает информацию. Как только поймет, что перевод не вызывает сомнения, можно будет продолжить операции по счету.

Самое главное для банка, что компания платит на уровне средней налоговой нагрузки в своей сфере, а значит — работает честно.

Продакт-плейсмент

Еще один способ обезопасить себя — подключить услугу «Белый бизнес». Сервис рассчитывает риски, которые описаны в 115-ФЗ:

  • считает налоговую нагрузку и предлагает доплатить налоги, если их не хватает;
  • проверяет репутацию партнеров и предупреждает, если переводить платеж партнеру рискованно;
  • оценивает скорость ухода денег со счета.

Всего 17 критериев. Сервис показывает уровень риска и дает рекомендации, как его снизить. Это помогает вести бизнес непрерывно: узнать о рисках не когда счет уже заблокирован, а когда это только потенциальная опасность. Подключить сервис могут клиенты любых банков.

Банк России выпустил методичку для кредитных организаций по выявлению клиентов, использующих схемы ухода от уплаты НДС
Massimo Vernicesole / Shutterstock.com

Методические рекомендации Банка России от 16 февраля 2018 г. № 5-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" 1 (далее – Методические рекомендации) разработаны совместно с ФНС России и выпущены с целью оказания кредитным организациям помощи в оценке операций клиентов на предмет наличия в их действиях признаков, указывающих на осуществление расчетов в целях ухода от уплаты НДС в бюджетную систему РФ либо намеренного занижения размера таких платежей.

Речь идет о ситуациях, когда кредитные организации в результате анализа операций по банковским счетам отдельных клиентов выявляют, что преобладающая часть денежных средств зачисляется на банковские счета клиентов с выделением НДС, а списывается в пользу контрагентов без НДС. По информации ФНС России, такие операции часто совершаются в целях реализации схем, направленных на уход от уплаты НДС либо намеренное занижение размера таких платежей, а также получение оснований для вычета и последующего возмещения НДС.

В связи с этим Банк России предлагает уделять повышенное внимание тем операциям по банковскому счету, при совершении которых доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объеме зачислений денежных средств на банковский счет клиента составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания.

При этом в Методических рекомендациях приводятся примеры видов переводов денежных средств, предположительной целью которых может быть создание условий для неуплаты в дальнейшем налоговых платежей в бюджет. Это могут быть переводы:

  • на счета филиалов ФГУП "Почта России";
  • на счета платежных агентов и банковских платежных агентов;
  • юрлицами со своих банковских счетов на банковские счета физлиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;
  • на счета лиц, осуществляющих туристическую деятельность.

Также перечислены сферы экономики, в которых часто используются схемы расчетов, направленные на незаконную неуплату (возмещение) НДС: сельскохозяйственная сфера, сферы торговли лесоматериалами и стройматериалами, сферы оказания грузовых транспортных услуг, строительства, оптовой торговли металлоломом, предоставления персонала, торговли драгметаллами и т. д.

Зависит ли возможность применения освобождения от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС от добросовестного исполнения предпринимателем обязанностей по уплате налогов? Узнайте из раздела "Налоговый кодекс РФ" в "Энциклопедии судебной практики" интернет-версии си стемы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В документе даны рекомендации по работе с клиентами, вызывающими подозрения в осуществлении ими незаконных действий, связанных с уплатой НДС. Так, если кредитная организация выявила сомнительную операцию, то рекомендуется запрашивать у клиентов документы (их заверенные копии), подтверждающие уплату НДС или отсутствие оснований для уплаты НДС. В случае непредставления таких документов либо возникновения сомнений в их достоверности, а также при наличии в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице, рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету, подписанных аналогом собственноручной подписи (в случае, если такое право предусмотрено договором между кредитной организацией с клиентом).

Банк России считает, что возобновлять или начинать обслуживание клиента с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) следует при условии предоставления клиентом документов, подтверждающих, что целью совершения операции является не легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и не уход от налогообложения, а также отсутствие в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений о клиенте.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Методические рекомендации Центрального Банка Российской Федерации (Банк России, ЦБР) от 16 февраля 2018 г. №5-МР "Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"

В целях оказания кредитным организациям методологической помощи в выявлении клиентов-резидентов, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - клиент), по банковским счетам которых могут осуществляться сомнительные операции 1 , в развитие приведенных в методических рекомендациях Банка России от 21.07.2017 № 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» подходов к оценке деятельности клиентов с использованием критерия признака уплаты налогов 2 , в частности налога на добавленную стоимость (далее - НДС), Банк России доводит до сведения кредитных организаций следующую информацию, полученную в рамках информационного взаимодействия с ФНС России, а также по результатам своей надзорной деятельности.

В результате анализа кредитными организациями операций по банковским счетам отдельных клиентов может быть выявлено, что преобладающая часть денежных средств зачисляется на банковские счета клиентов с выделением НДС, а списывается клиентами в пользу контрагентов без НДС.

Согласно информации, полученной от ФНС России, указанные операции зачастую совершаются клиентами в целях реализации схем, направленных на уход налогоплательщика от уплаты НДС в бюджетную систему Российской Федерации либо намеренное занижение размера таких платежей, в том числе схем, предусматривающих получение налогоплательщиком оснований для вычета и последующего возмещения НДС.

В целях оценки прозрачности деятельности клиентов с точки зрения дальнейшей уплаты сумм НДС в бюджетную систему Российской Федерации и подтверждения проведения клиентами сомнительных операций Банк России рекомендует кредитным организациям еженедельно анализировать операции клиентов на предмет соотношения объема денежных средств, поступивших на банковский счет клиентов с учетом НДС, и денежных средств, списанных с банковского счета клиентов без учета НДС, с учетом следующего.

1. Доля НДС, подлежащая уплате в бюджет, в случае полного (100%) списания денежных средств с банковского счета без учета НДС (поступивших в аналогичном объеме на банковский счет с учетом НДС), может составлять 10% дебетового оборота в объеме приобретения продукции, в отношении которой применяется ставка налога, установленная пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также 18% дебетового оборота в случае, если операция облагается по ставке налога, установленной пунктом 3 статьи 164 НК РФ, либо от 10% до 18% дебетового оборота в случае осуществления операций, облагаемых по разным ставкам НДС.

2. На начальном этапе применения настоящих методических рекомендаций предлагаем уделять повышенное внимание тем операциям по банковскому счету клиента, при совершении которых доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объеме зачислений денежных средств на банковский счет клиента составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания денежных средств с банковского счета клиента.

В дальнейшем при анализе платежей с учетом НДС и без учета НДС по банковским счетам клиента соотношение таких платежей кредитная организация может изменять с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности.

3. Отмечаем следующие виды переводов денежных средств, предусматривающие преимущественное списание денежных средств с банковского счета без НДС, предположительной целью которых может быть создание условий для неуплаты в дальнейшем налоговых платежей в бюджет:

переводы денежных средств на счета филиалов ФГУП «Почта России» 3 ;

переводы денежных средств на счета платежных агентов 4 и банковских платежных агентов;

переводы денежных средств юридическими лицами со своих банковских счетов на банковские счета физических лиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;

переводы денежных средств на счета лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность и иную деятельность по организации путешествий (туристическая деятельность).

Также отмечаем, что исключение НДС в расходных операциях по счету либо совершение по счету налоговых отчислений по НДС ниже обозначенных в настоящих методических рекомендациях значений налоговой нагрузки с учетом ставки, определенной НК РФ, может являться показателем действий клиента, направленных на уклонение от уплаты налоговых платежей, в следующих отраслях экономики:

сельскохозяйственная сфера и сферы торговли лесоматериалами, строительными материалами, в том числе при экспорте зерновых культур, растительных масел, рыбы (ракообразных и моллюсков), лесоматериалов, а также поступление сельскохозяйственного сырья, лесоматериалов во внутреннюю переработку, где клиенты, как правило, специализируются на перепродаже сельскохозяйственных культур, рыбы (ракообразных и моллюсков) лесоматериалов, строительных материалов и имеют основным либо дополнительным видом деятельности «Торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных» (код по ОКВЭД2 5 46.21), «Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков» (код по ОКВЭД2 46.38), «Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием» (код по ОКВЭД2 46.73);

переводы денежных средств в сфере оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом (код по ОКВЭД2 49.4);

переводы денежных средств в сфере строительства (раздел F по ОКВЭД2);

переводы денежных средств в сфере оптовой торговли металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов;

переводы денежных средств в сфере предоставления персонала;

переводы денежных средств в сфере торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.

4. При выявлении в операциях клиентов признаков отсутствия платежей по НДС в бюджетную систему Российской Федерации либо признаков занижения сумм этих платежей кредитным организациям рекомендуется проводить анализ взаимосвязей таких клиентов с другими своими клиентами, в адрес которых производятся перечисления, используя подходы, предусмотренные пунктами 2 и 3 методических рекомендаций Банка России от 21.07.2017 № 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», запрашивать у перечисленных клиентов документы (их надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату клиентом НДС либо подтверждающие отсутствие оснований для уплаты НДС в бюджетную систему Российской Федерации за налоговый период, в отношении которого запрошена информация.

В случае непредставления запрошенных документов либо возникновения сомнений в их достоверности, а также в случае, если клиент является лицом, в отношении которого в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице, рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету, подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае, если такое право предусмотрено в договоре кредитной организации с клиентом, а также руководствоваться иными рекомендациями, приведенными в письме Банка России от 27 апреля 2007 года № 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)».

Рекомендуется возобновлять обслуживание (начинать обслуживание) клиента с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) при условии предоставления клиентом запрошенных кредитной организацией документов, на основании которых кредитная организация сможет сделать вывод об отсутствии у нее подозрений в том, что целью совершения операции является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от налогообложения, а также отсутствия в едином государственном реестре юридических лиц записей о недостоверности сведений о данном клиенте.

Повторно отмечаем 6 , что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного Банком России уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций.

С Федеральной налоговой службой (Д.В. Егоров) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель
Председателя Банка России
Д.Г. Скобелкин

1 Под сомнительными операциями для целей настоящих методических рекомендаций понимаются операции, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем и другие противозаконные цели, в том числе операции, обладающие признаками транзитных операций, описанными в письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

2 Признак, свидетельствующий о том, что по банковским счетам клиентов уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

3 Методические рекомендации Банка России от 02.04.2015 № 10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

4 Методические рекомендации Банка России от 02.04.2015 № 9-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

5 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

6 Указано в методических рекомендациях Банка России от 21.07.2017 № 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Обзор документа

Приведены Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В результате анализа кредитными организациями операций по банковским счетам отдельных клиентов может быть выявлено, что преобладающая часть средств зачисляется на счета с выделением НДС, а списывается клиентами в пользу контрагентов без НДС.

Согласно информации ФНС России, указанные операции зачастую совершаются клиентами в целях реализации схем, направленных на уход налогоплательщика от уплаты НДС либо намеренное занижение размера таких платежей, в т. ч. схем, предусматривающих получение оснований для вычета и последующего возмещения НДС.

ЦБ РФ рекомендует кредитным организациям еженедельно анализировать операции клиентов на предмет соотношения объема средств, поступивших на счет с учетом НДС, и средств, списанных со счета без учета НДС.

На начальном этапе применения рекомендаций предлагается уделять повышенное внимание операциям, при совершении которых доля платежей, связанных с зачислением средств с НДС, в общем объеме зачислений на счет составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания средств со счета.

Особое внимание необходимо обращать на переводы на счета филиалов ФГУП "Почта России", на счета платежных агентов и банковских платежных агентов, переводы юрлицами средств на счета физлиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт; переводы на счета туроператоров и турагентов.

Также особое внимание должны обращать на себя с/х сфера и сферы торговли лесоматериалами, строительными материалами, переводы средств в сферах оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом, строительства, оптовой торговли металлоломом, предоставления персонала, торговли драгметаллами и камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.

При выявлении в операциях клиентов признаков отсутствия платежей по НДС либо признаков занижения сумм этих платежей рекомендуется запрашивать у таких клиентов документы, подтверждающие уплату НДС либо отсутствие оснований для уплаты НДС.

В случае непредставления запрошенных документов либо возникновения сомнений в их достоверности рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету, подписанных аналогом собственноручной подписи.

Читайте также: