Ндс на медицинские услуги

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 03-07-07/7863 Об освобождении налогообложения НДС медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями

В связи с письмом по вопросу о порядке применения подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в ситуации и условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением санитарно-эпидемиологических, косметических и ветеринарных услуг. При этом установленное ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

С учетом положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" и в целях применения главы 21 Кодекса к медицинским услугам, реализация которых не подлежит налогообложению НДС, в том числе относятся услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 г. N 132 "Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость", а также услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

При этом на основании пункта 6 статьи 149 Кодекса операции по реализации названных услуг не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом.

Таким образом, медицинские услуги, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, оказанные медицинской организацией освобождаются от налогообложения НДС при наличии соответствующей лицензии.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Медуслуги, оказанные медицинской организацией, освобождаются от НДС при наличии соответствующей лицензии.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Медицинские услуги не облагаются НДС (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а товары и изделия облагаются по льготной ставке (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). Но у этих положений есть много тонкостей, к тому же законодательство регулярно корректируется, и у представителей медицинского бизнеса возникают вопросы. Расскажем о ставках НДС для медицинской сферы в статье.

Медицинские услуги

В ст. 149 Налогового кодекса перечислены все товары и услуги, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. К ним относятся медицинские услуги и еще несколько видов услуг, которые можно встретить в клиниках:

  • уход за детьми и больными;
  • реализация ряда медицинских товаров.

Обязательное условие для освобождения от НДС — у клиники должна быть лицензия на оказание этих услуг.

Есть и другой документ, который декларирует освобождение от НДС для медуслуг в 2020 году — это постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 года. Постановление приводит перечень услуг в условиях дневного и круглосуточного стационара, услуги поликлиник и санаториев, услуги по проведению медэкспертизы и санитарно-гигиенических мероприятий.

Еще один документ, который разъясняет освобождение от НДС, — это письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ № 03-07-07/97292 от 12.12.2019.

Понятие медицинской услуги есть в ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». В этом документе сказано, что медицинская услуга — это комплекс медицинских вмешательств, включая диагностику, профилактику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию.

Закон относит к медицинским услугам, не облагаемым НДС:

  • услуги из перечня, которые предоставляют по ОМС;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132;
  • услуги по сбору крови;
  • услуги по скорой медицинской помощи;
  • услуги по дежурству медперсонала рядом с тяжелыми больными;
  • патолого-анатомические.

Облагаются НДС косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги (кроме тех ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, которые финансируются из бюджета).

НК РФ не дает предписаний по поводу формы оплаты медуслуг, так что услуги не облагаются НДС независимо от наличной или безналичной формы оплаты. Льгота применяется и при оказании услуг гражданам, которые оплачивают за них юрлица — например, их работодатели (письмо ФНС России от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@) или страховые компании (письма Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004, от 26.02.2013 № 03-07-07/5466).

Медицинские товары

Медицинские изделия и оборудование — социально значимые товары, поэтому для них установлены льготные ставки НДС — 0% и 10%. Перечни медицинских товаров для льготных ставок утверждаются Правительством РФ. Расскажем, какую именно льготу нужно применять в каждом случае.

Не облагаются НДС

НДС на медицинские товары

Прежде всего не облагаются НДС важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия. Они перечислены в постановлении Правительства РФ в от 30.09.2015 № 1042, которое опирается на п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ. Это закрытый перечень, его могут изменить или дополнить только сами чиновники, что они и делают при необходимости. Например, перечень медицинских товаров в постановлении Правительства №1042 в 2020 году обновлялся четыре раза.

Вот виды товаров, которые могут закупать и продавать медицинские учреждения и которые при этом не облагаются НДС:

  • медицинское оборудование и медицинские изделия по специальным перечням, которые вводит Правительство РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • оснащение для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности — перечень есть в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042;
  • продукты питания, которые произведены в столовых медучреждений и продаются в таких учреждениях, а также продукты питания, которые произведены на предприятиях общепита и продаются столовым в медучреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@).

НДС не облагаются медицинские товары, произведенные в России или других странах, реализуемые на территории России или импортируемые.

Облагаются НДС по ставке 10%

При импорте или реализации медицинских товаров работает льготная ставка 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Коды медицинских товаров, которые можно ввозить и продавать по льготной ставке 10%, перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 20.03.2018). Постановление № 688 чиновники тоже корректируют практически ежегодно.

Вот виды товаров, облагаемые по 10% ставке:

  • лекарственные средства для лечения и клинических исследований, в том числе фармацевтические субстанции, лечебные препараты, изготовленные аптеками;
  • медицинские изделия кроме важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий из Перечня №1042.

Условия применения льготных ставок

Регистрационное удостоверение. Для применения 0% или 10% льготной ставки у налогоплательщика должно быть регистрационное удостоверение на медизделия или оборудование. Если регистрационного удостоверения с кодом нет или оно просрочено, право на льготную ставку теряется, и НДС придется платить по ставке 20% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Соответствие кодам. В регистрационном удостоверении медицинского товара должен стоять код. Товары, произведенные на территории России имеют код из Общероссийского классификатора продукции (ОКПД 2), а импортные товары — код из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Для освобождения от НДС код по ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2 в регистрационном удостоверении медицинского товара должен совпадать с кодом из перечня в постановлении Правительства №1042 или в постановлении №688. Если компания не может предъявить такое регистрационное удостоверение, придется заплатить НДС по ставке 20%.

Будьте внимательны, запрашивайте у поставщиков регистрационные удостоверения на медицинские товары, чтобы применять льготные ставки, следите за сроками давности этих удостоверений. Тщательно сверяйте код в регистрационном удостоверении и код в Перечне №1042 или Перечне №688. При проверках налоговая запрашивает регистрационные удостоверения, сверяет коды, чтобы убедиться в вашем праве на льготную ставку. При несоответствии кодов или истечении срока давности удостоверения, вам доначислят НДС и могут назначить штраф.

Ведите учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия и оптимизируйте НДС законными способами. Система подскажет, как вы можете уменьшить налог и что для этого нужно сделать. В сервисе — простой учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для руководителя и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 23.08.2016 года

Медицинское учреждение оказывает платные медицинские услуги, которые в соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС. В перечне оказания данных услуг целый раздел выделен как "услуги терапевтической косметологии". На все услуги, оказываемые в учреждении, получен один код ОКВЭД 85.11.1. При этом оказываются такие услуги, как пилинг, введение ботулотоксина внутримышечно, проведение восковой депиляции, прокол мочек ушей, механическая чистка лица и т.д. Согласно номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004, это простые медицинские услуги. Медицинское учреждение имеет лицензию на ведение медицинской деятельности, в которой в том числе указаны данные виды деятельности. В соответствии с лицензией оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях.

Должны ли данные услуги облагаться НДС? Должна ли организация получить отдельный код ОКВЭД на данные услуги?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Операции по реализации косметологических услуг населению в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях освобождаются от налогообложения НДС при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Таким образом, операции по реализации услуг населению признаются объектом налогообложения НДС.

Из норм п. 1 ст. 39, абзаца второго пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ следует, что в целях главы 21 НК РФ реализацией услуг организацией признаются возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В статье 149 НК РФ содержится перечень осуществляемых на территории РФ операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения по НДС, но выводятся из-под налогообложения. При этом в соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения НДС) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства РФ.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В целях главы 21 НК РФ к медицинским услугам относятся, в частности, услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абзац третий пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а также услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию (абзац второй пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых, независимо от формы и источника их оплаты, не подлежит обложению НДС (далее - Перечень N 132), утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001.

В перечне не раскрываются названия конкретных услуг, которые являются услугами по диагностике, профилактике и лечению: последние перечислены по местам их оказания.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждена Номенклатура медицинских услуг (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н). В данной Номенклатуре выделена специальность "Дерматовенерология и косметология" (008) в подразделе класса "В". При этом упомянутая в вопросе номенклатура работ и услуг в здравоохранении, утверждённая Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004, согласно письму Министерства здравоохранения РФ от 28.07.2016 N 12-3/3060709-65, носит рекомендательный характер и может применяться только в части, не противоречащей Номенклатуре медицинских услуг.

Классификации видов экономической деятельности и информации о них представлены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенном в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД)*(1), однако понятие "медицинские услуги" в нем не используется.

В ОКВЭД в Разделе N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" указаны виды деятельности в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (класс 85). К ним относятся, в частности, деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных (подгруппа 85.11.1), врачебная практика (группа 85.12), стоматологическая практика (группа 85.13), прочая деятельность по охране здоровья (группа 85.14) и прочие.

По мнению Минфина России, освобождение от налогообложения НДС в отношении косметологических услуг (терапевтических) не применяется (смотрите письма Минфина России от 25.11.2011 N 03-07-07/77, от 11.02.2009 N 03-07-07/07). Минфин России мотивирует это тем, что косметологические услуги не подразделяются на лечебные и косметические и относятся к коду 85.14 "Прочая деятельность по охране здоровья" в соответствии с ОКВЭД*(2).

В письме Минфина России от 17.04.2013 N 03-07-07/12996 по вопросу отнесения конкретных видов услуг по косметологии к услугам, освобождаемым от налогообложения НДС согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, финансовое ведомство порекомендовало руководствоваться письмом Минздрава России от 25.12.2012 N 14-2/2150277.

В пределах своей компетенции Минздрав сообщил, что работы (услуги) по косметологии, за исключением отдельных позиций (А16.01.031 "Устранение рубцовой деформации", А22.01.003 "Лазерная деструкция ткани кожи", А24.01.004 "Криодеструкция"), не могут быть освобождены от налогообложения на добавочную стоимость согласно части второй пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ (услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию). Касательно вопроса отнесения согласно части третьей пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ работ (услуг) по косметологии к услугам, оказываемым населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ, сообщено, что он не входит в компетенцию Департамента медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России.

Вывод о том, что услуги косметологических подразделений медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, при наличии соответствующей лицензии НДС не облагаются, был поддержан и судьями в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 N 09АП-17283/2009. В постановлении указывается, что услуги косметологические относятся к медицинским услугам (врачебным процедурам), выполняются врачом-косметологом в соответствующих косметологических кабинетах только на основании выданной лицензии.

В письме ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@ было рассмотрено обращение по вопросу налогообложения НДС косметологических услуг, оказываемых в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Позиция, выраженная в данном письме, согласована с Минфином России (письмо от 29.12.2014 N 03-07-15/68344).

ФНС России в письме заостряет внимание на Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности указывается, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

То есть перечисленные в Перечне работы и услуги, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной медицинской помощи, составляют медицинскую деятельность.

Поскольку косметология поименована в Перечне, то этот вид медицинских работ и услуг может быть организован и выполнен при оказании первичной, специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.

Пунктом 2 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования), также установлено, что при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги) в том числе по косметологии (пп. 4 п. 2 Требований).

Учитывая изложенное, ФНС России приходит к выводу, что реализация населению косметологических услуг в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях освобождается от налогообложения НДС при наличии соответствующей лицензии. При этом ФНС России считает необходимым отметить, что косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 к косметологическим и указанные под кодовым обозначением 081501 этого классификатора, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Отметим, что и Минфин России указывает на то, что медицинские услуги, предусмотренные в приказе Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, не подлежат налогообложению НДС на основании нормы, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, при наличии соответствующей лицензии (письмо Минфина России от 22.10.2015 N 03-07-14/60747).

С учетом мнения, изложенного в письме ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@, а также в письме Минфина России от 22.10.2015 N 03-07-14/60747, полагаем, что операции по реализации косметологических услуг населению в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях могут быть освобождены от налогообложения НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ при наличии у организации, оказывающей данные услуги, соответствующей лицензии.

Отсутствие единого подхода к рассматриваемому вопросу в разъяснениях Минфина России и ФНС России (согласованных с Минфином России) может являться свидетельством наличия в налоговом законодательстве неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, которые в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должны трактоваться в пользу налогоплательщика (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 09.12.2008 N А06-2176/2008).

В заключение всё же напомним, что во избежание налоговых рисков организация может воспользоваться правом, предоставленным пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за разъяснениями по рассматриваемому вопросу в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России. При этом выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему Минфином России, ФНС России в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111, пп. 1 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-211).

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), п. 6 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584, юридическое лицо обязано представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ. Непредставление такого уведомления является административным правонарушением, за совершение которого организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.

Согласно п. 39 ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ осуществление деятельности в сфере обращения медицинских изделий (за исключением проведения клинических испытаний медицинских изделий, их производства, монтажа, наладки, применения, эксплуатации, в том числе технического обслуживания, а также ремонта) подпадает под перечень указанных выше видов деятельности.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой действующего в настоящее время классификатора ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) с 1 января 2017 г.

Коды ОКВЭД в отношении юридического лица также включаются в Статистический регистр хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр). Органы статистики вносят коды ОКВЭД в Статрегистр в отношении конкретного юридического лица:

- первоначально - на основании сведений, предоставленных регистрирующим органом о самостоятельно определенных хозяйствующим субъектом кодах ОКВЭД при государственной регистрации;

в последующем - указывается код фактически сложившегося в обследуемом периоде основного вида деятельности, определенного по данным статистического наблюдения (п. 7 Положения о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистре Росстата), утвержденного приказом Росстата от 05.08.2005 N 122).

Таким образом, осуществление организацией деятельности не поставлено законом в зависимость от того, внесены ли сведения об этом в ЕГРЮЛ путем указания на соответствующий код ОКВЭД.

Однако несоблюдение обязанности по сообщению в регистрирующий орган информации об изменении сведений о кодах ОКВЭД, соответствующих фактически осуществляемым видам деятельности, может явиться основанием для привлечения организации к административной ответственности.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

*(1) Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой действующего в настоящее время классификатора ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) с 1 января 2017 г.

В ОКВЭД 2 к деятельности в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (класс 85) отнесены виды деятельности, перечисленные в разделе Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг". Как указано в преамбуле к данному разделу, этот раздел включает предоставление деятельности в области здравоохранения и социальных услуг, которая включает широкий диапазон мероприятий - от медицинской помощи, которую обеспечивает обученный медицинский персонал в больницах и других организациях, а также мероприятий по уходу по месту жительства, которые включают некоторые мероприятия по охране здоровья человека, до социальных услуг без привлечения специалистов в области здравоохранения. При этом раздел Q также не содержит такого понятия, как медицинские услуги.

*(2) В письме Минэкономразвития России от 24.09.2009 N Д05-4535 также сказано, что подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", код 85.14 "Прочая деятельность по охране здоровья", включает косметологические услуги без деления на терапевтические и хирургические, а также без деления их на лечебные и косметические.

Автор: Зарипова М., эксперт журнала

Какие медицинские услуги по профилактике, диагностике и лечению, оказываемые населению учреждениями здравоохранения, не подлежат обложению НДС?

Статья 143 НК РФ относит к плательщикам НДС российские организации, в частности медицинские учреждения. В силу ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции:

по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ;

по передаче на территории РФ товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

по ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Операции, не признаваемые объектом обложения НДС, перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ, а освобожденные от налогообложения (не подлежащие налогообложению) – в п. 1 – 3 ст. 149 НК РФ.

В силу пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В целях применения гл. 21 НК РФ к медицинским услугам относятся:

услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по ОМС;

оказываемые населению услуги по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 (далее – Перечень);

услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, предоставляющими медицинскую по-мощь в амбулаторных и стационарных условиях;

услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

При этом для использования налоговой льготы не имеют значения форма и источник оплаты услуг, главное – чтобы учреждение имело лицензию на оказываемые виды медицинских услуг (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Как следует из вопроса, учреждение оказывает медицинские услуги по профилактике, диагностике и лечению. Для применения льготы по НДС необходимо, чтобы услуги входили в Перечень. Перечень включает только пять видов медицинской помощи:

1) услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;

2) услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;

3) услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы;

4) услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях;

5) услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.

Конкретных наименований медицинских услуг в Перечне нет. В связи с этим Минфин в Письме от 16.08.2018 № 03 07 14/57948 привел следующие разъяснения.
Медицинская деятельность является лицензируемой. В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к данному положению, которые выполняются (оказываются):

при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи;

при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении;

при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи;

при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Минздрава РФ от 11.03.2013 № 121н (далее – Требования).

Таким образом, на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются перечисленные в Перечне медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии. При этом следует отметить, что конкретные виды услуг, относящиеся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, прописаны в Положении № 291 и Требованиях.

Что касается Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.10.2017 № 804н, она представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении. Как отмечают чиновники Минфина в Письме № 03 07 14/57948, она также может использоваться для определения конкретных видов услуг, относящихся к услугам по диагностике, профилактике и лечению.

Медицинская организация оказывает услуги физическим лицам на основании договоров, заключенных с другими медицинскими организациями, не имеющими возможности провести ту или иную диагностику вследствие отсутствия необходимого оборудования. Освобождаются ли данные услуги от обложения НДС?

Медицинская услуга – это медицинское вмешательство (комплекс медицинских вмешательств), направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющее самостоятельное законченное значение. При этом медицинским вмешательством являются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, затрагивающие физическое или психическое состояние последнего и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, а также искусственное прерывание беременности (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ).

Следовательно, услуги по диагностике, профилактике и лечению, предусмотренные Положением № 291 и Требованиями и отраженные в лицензии, оказанные медицинской организацией – исполнителем физическим лицам, в том числе на основании договоров с заказчиками – юридическими лицами, освобождаются от обложения НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
Лилия Пьянова, руководитель компании «Перспектива», специализирующейся на предоставлении широкого спектра бухгалтерских и юридических услуг

Даже у опытных бухгалтеров порой возникают проблемы с тонкостями ведения налогового учета в определенных сферах деятельности. Необходимо с высокой профессиональностью точно определить и выбрать правильный метод ведения бухгалтерии. Нам при оказании бухгалтерских услуг часто приходится исправлять ошибки наших новых клиентов, возникшие при выборе неоптимальной системы налогообложения или организационно-правовой формы при регистрации фирмы.

Основные моменты, на которые должен обратить внимание главной бухгалтер при организации раздельного учета:

  • учетная политика;
  • документооборот;
  • настройка бухгалтерской программы;
  • распределение работы по участкам.
Остановимся на конкретном примере: Медицинский центр.

Основная сфера деятельности - медицинские услуги (ставка: без НДС)

Дополнительная сфера деятельности - оптовая торговля медицинскими препаратами (ставка НДС 10%).

Если организация занимается одновременно несколькими видами деятельности, подлежащими и не подлежащими обложению НДС, то она должна вести раздельный учет. Эта обязанность закреплена в НК РФ (п. 4 ст. 149 НК РФ). Но, в Налоговом кодексе ничего не сказано, как должны накапливаться и систематизироваться данные из первичных документов. Поэтому необходимо самостоятельно разработать правила ведения учета и закрепить их в приказе об учетной политике.

Как правильно организовать учет в программе 1С Бухгалтерия:8.2 можно посмотреть в видеоролике по теме раздельного учета НДС.

Учет ТМЦ (медицинских препаратов)

Так как основным видом деятельности является оказание медицинских услуг, освобожденных от уплаты НДС (подпункт 2 пункта 2 Ст.149 НК РФ), то закрепляем следующее "правило": входящий НДС учитывается в себестоимости материалов. Затем по мере осуществления облагаемых и необлагаемых операций по реализации, суммы «входящего» НДС перераспределяются в соответствии с законодательством.

Специфика деятельности обязывает организацию вести партионный учет, так как медицинские препараты имеют сроки годности и привязаны к сертификатам. В учетной политике устанавливается метод бухгалтерского учёта ТМЦ - FIFO (First In, First Out), в соответствии с которым ТМЦ, поставленные на учёт первыми выбывают с учёта тоже первыми.

Д41 К 19.03

Заведомо даем ответ: большинство российских организаций работают в настоящее время на программе 1С8.2. Поэтому все проводки показаны из расчета настройки данной бухгалтерской программы.

При наличии облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик кроме раздельного учета доходов от реализации должен обеспечить раздельный учет прямых расходов, относящихся к облагаемым и необлагаемым операциям. По таким расходам НДС, предъявленный налогоплательщику, также учитывается раздельно. И только по тем расходам, которые нельзя распределить прямым способом, НДС распределяется расчетным методом. В учетной политике данной организации принимаем правило:

Д20.01 К10.01 150 165000 В т.ч. НДС 10% -15000руб

Следует обратить внимание, что налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. Все суммы налога, предъявленные такому налогоплательщику продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.

Рассчитывая базу для распределения косвенных расходов, выручку от реализации товаров (работ, услуг) следует учитывать за вычетом всех косвенных налогов, в данном примере –за вычетом НДС.

Читайте также: