Ндс казахстан рекламные услуги

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 августа 2013 г. N 03-07-13/1/33717 О применении НДС в отношении консультационных и маркетинговых услуг, а также услуг по обработке информация, приобретаемых российской организацией у казахстанского хозяйствующего субъекта, не являющегося плательщиком НДС в соответствии с законодательством Республики Казахстан

Вопрос: Российская организация (Заказчик) заключила договор с организацией-нерезидентом, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в Республике Казахстан (Исполнитель) на оказание услуг (далее - Услуги):

1. Доведение информации о товарах, эксклюзивным дистрибьютером которых на территории республики Казахстан является заказчик, до потенциальных потребителей и стимулирование спроса на товар.

2. Поиск юридических лиц, зарегистрированных в республике Казахстан, намеренных заключить с Заказчиком договор купли-продажи.

3. Представление интересов Заказчика в государственных органах республики Казахстан.

В результате оказания этих услуг Исполнитель (организация-нерезидент) передает Заказчику отчеты и акт по проведенным работам.

Исполнитель по законодательству республики Казахстан не является плательщиком НДС.

Согласно ст. 148 НК РФ в целях налогообложения НДС местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, в частности: в случае оказания ему консультационных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации.

1. Относятся ли Услуги Исполнителя к консультационным, маркетинговым услугам, к услугам по обработке информации?

2. Является ли в описанной выше ситуации Российская организация налоговым агентом и, следовательно, обязана ли она исчислять и удерживать НДС из сумм, уплачиваемых предприятию Казахстана за оказание услуг?

3. Каким образом организация должна начислять как налоговый агент суммы НДС при условии, что Исполнитель не является плательщиком налога на территории республики Казахстан?

4. Подлежит вычету начисленный НДС в общеустановленном порядке?

Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении консультационных и маркетинговых услуг, а также услуг по обработке информация, приобретаемых российской организацией у казахстанского хозяйствующего субъекта, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Применение налога на добавленную стоимость при оказании услуг хозяйствующими субъектами Таможенного союза регламентируется нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года (далее - Протокол).

Согласно статье 2 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг производится в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства.

На основании положений статьи 3 Протокола местом реализации консультационных, маркетинговых услуг и услуг по обработке информации, оказываемых налогоплательщику государства - члена Таможенного союза, признается территория этого государства.

Таким образом, местом реализации вышеуказанных услуг, оказываемых российской организации казахстанским хозяйствующим субъектом, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим российская организация, приобретающая услуги, местом реализации которых является территория Российской Федерации, у казахстанского хозяйствующего субъекта, признается налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость по таким операциям, независимо от того является ли казахстанский хозяйствующий субъект налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Что касается принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по услугам, приобретаемым у казахстанского хозяйствующего субъекта, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, то в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в соответствии со статьей 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами. Данная норма применяется при условии, что услуги были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса, и при их приобретении он удержал и уплатил налог при перечислении доходов иностранному лицу.

Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Департаменте, утвержденному приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 169, консультационные услуги по вопросам налогообложения Департаментом не оказываются и конкретные хозяйственные ситуации не рассматриваются.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Обзор документа

Применение НДС при оказании услуг хозяйствующими субъектами Таможенного союза регламентируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. Так, при оказании услуг НДС взимается в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом их реализации, по налоговому законодательству данной страны. При этом местом реализации консультационных, маркетинговых услуг и услуг по обработке информации, оказываемых налогоплательщику государства - члена Таможенного союза, является это государство.

Таким образом, местом реализации названных услуг, которые казахстанский хозяйствующий субъект оказывает отечественной компании, признается Россия. Следовательно, такие услуги облагаются НДС в нашей стране в соответствии с НК РФ. В данном случае российская организация признается налоговым агентом. Она обязана исчислить и уплатить НДС в бюджет Российской Федерации. При этом не имеет значения, является ли казахстанское юрлицо плательщиком НДС в Казахстане.

По вопросу принятия к вычету НДС по указанным услугам Минфин России пояснил следующее. Вычетам подлежит НДС, уплаченный покупателями - налоговыми агентами. Это возможно, если услуги были приобретены налогоплательщиком - налоговым агентом для облагаемых НДС операций или перепродажи и при их приобретении он удержал и уплатил налог при перечислении доходов иностранному лицу.

Добрый день!
Вам отвечает эксперт Справочно-правового сервиса Норматив https://normativ.kontur.ru/

При приобретении услуг налоговые последствия по НДС зависят от того, территория какого государства (территория РФ или территория иностранного государства) признается местом реализации услуг в соответствии со ст. 148 НК РФ. При заключении договора с резидентом Республики Казахстан, являющегося резидентом государства - члена ЕАЭС (начиная с 1 января 2015 г.) также следует руководствоваться п.п. 28, 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).

Исходя из условий вашего вопроса у вас заключен договор на оказание рекламных услуг с контрагентом Республики Казахстан.
В соответствии с п.п. 4 п. 29 Приложения № 18 если налогоплательщиком государства-члена ЕАЭС приобретаются рекламные услуги, то местом реализации услуг признается территория государства-члена ЕАЭС. Следовательно, в вашем случае вы, как налогоплательщик государства -члена ЕАЭС (России), приобретаете рекламные услуги у другого налогоплательщика государства-члена ЕАЭС (Казахстан). Значит местом их оказания признается территория РФ.

Если местом реализации услуг является территория РФ, то операции по оказанию услуг облагаются НДС и российский заказчик в этом случае признается налоговым агентом ( пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ). Российская организация в качестве налогового агента обязана при перечислении иностранному исполнителю оплаты за оказанные услуги удержать НДС и уплатить его в бюджет (п. 2 ст. 161, п. 4 ст. 173, абз. 2.3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Сумма налога определяется расчетным методом исходя из договорной стоимости с учетом НДС, к которой применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 4 ст. 164 НК РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ).

В случае когда в договоре, заключенном с иностранным исполнителем, указана стоимость услуг без учета НДС, подлежащего удержанию в соответствии с российским законодательством, организации (заказчику) следует самостоятельно определить налоговую базу - увеличить стоимость услуг на сумму НДС(Письма Минфина России от 05.06.2013 № 03-03-06/2/20797, от 04.02.2010 № 03-07-08/32).

Уплаченную в бюджет сумму НДС заказчик имеет право принять к вычету в том же налоговом периоде при наличии правильно оформленного счета-фактуры и документов, подтверждающих уплату НДС, при условии, что приобретенные услуги используются в облагаемых НДС операциях (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.10.2013 № 03-07-11/44418).

Подведем итог.
Так как вы уплатили аванс, то получается, что иностранный контрагент уже получил доход. За этот налоговый периоде, в котором перечислен аванс поставщику, вы должны составит счет-фактуру в одном экземпляре, зарегистрировать ее в книге продаж и сдать декларацию по НДС, где в заполнить раздел 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента
При оказании вам рекламных услуг и предоставления Поставщиком акта вы заполняете соответствующие строки в разделе 2 декларации (показываете выполненные работ и восстанавливаете НДС с перечисленной предоплаты) и сумму НДС, исчисленную в качестве налогового агента, также отражаете в разделе 3 декларации "Налоговые вычеты" по строке 180. То есть, у вас получится НДС и к уплате, и к возмещению. Следует отметить, что при перечислении НДС в качестве налогового агента вам следует в платежном поручении правильно указать статус "2". Если указать статус "1", то этот НДС поступит в счет "обычного" НДС и будет считаться, что НДС в качестве налогового агента вы не уплатили.

Что касается суммы НДС, предъявленные иностранным исполнителем (в том числе резидентом государства - члена ЕАЭС) за оказанные услуги, местом реализации которых территория РФ не признается, к вычету не принимаются, поскольку нормами Налогового кодекса РФ вычет таких сумм налога не предусмотрен.

Расходы по уплате налога, предъявленного иностранным исполнителем (в том числе резидентом государства - члена ЕАЭС), могут быть учтены при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.07.2014 N 03-07-08/31595).

В отношении налога на прибыль ( если вы являетесь плательщиком налога на прибыль) следует отметить, что по прибыли (доходам), полученной иностранными организациями от выполнения работ (оказания услуг) на территории иностранных государств, такие иностранные организации налогоплательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации не являются. Доходы иностранных организаций от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства не являются доходами от источников в Российской Федерации и, соответственно, налогообложению в Российской Федерации налогом на прибыль организаций не подлежат ( ст.ст. 309, 310 НК РФ, Письма Минфина России от 03.10.2011 № 03-03-06/1/618, от 11.07.2007 № 03-03-06/1/478).

Хотела бы добавить по вопросу предъявления вам иностранным контрагентом "своего казахстанского НДС". Ваш поставщик не должен начислять НДС. Предъявляя вам «свой» НДС он нарушает положения п. 2 ст. 72 раздела «Налоги и налогообложение» Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

В данном разделе предусмотрены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах и налогообложение доходов физических лиц. Так, например, в ст. 71 Договора товары, ввозимые с территории одного государства - члена ТС и ЕЭП на территорию другого государства-члена, а также работы и услуги, осуществляемые и оказываемые на единой территории, облагаются косвенными налогами.

В частности, в ст. 71 Договора пределен принцип недискриминации в рамках единого экономического пространства. Так, государства-члены при осуществлении взаимной торговли взимают налоги в государстве-члене, на территории которого реализуются товары других государств-членов. Это не менее благоприятно, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории. Кроме того, в данной статье предусмотрено, что государства-члены определяют направления, формы и порядок осуществления сближения законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:
- гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;
- дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий.

В ст. 72 предусмотрено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется согласно Приложению № 18 к Договору о ЕАЭС.

Как я уже указала ранее, местом реализации рекламных услуг признается территория того государства -члена ЕАЭС, налогоплательщик которого приобретает данные услуги. Услуги в данному случае приобретаются российским налогоплательщиком, соответственно такие услуги облагаются НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если бы вы в свою очередь окажете казахстанскому контрагенту рекламные услуги, то тогда получается, что налогоплательщик страны Казахстан приобретает рекламные услуги и местом оказания услуг будет признаваться территория его государства и налогообложение НДС должно производиться в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Вы в таком случае не должны будете ему предъявить наш, российский, НДС, но при выплате вам дохода казахстанский контрагент должен будет удержать из него свой 12% - й НДС и уплатить его в свой бюджет.

Таким образом, положениями Договора ЕАЭС устраняется двойное налогообложение, а вашей ситуации ваш контрагент не соблюдает этот принцип.

Я рекомендую вам указать казахстанского контрагенту на то, что он не должен включать в стоимость рекламных услуг сумму «своего» НДС и сослаться на положения Договора о Евразийском экономическом союзе. Возможно, ему необходимо проконсультироваться у специалистов по данному вопросу.
В случае если ваш контрагент не согласится с вашими доводами, то вам придется уплатить и сумму «казахского НДС» и НДС в бюджет согласно российскому законодательству с одной сделке. То есть налицо факт двойного налогообложения.

Наряду с Россией участниками Таможенного союза являются Казахстан и Белоруссия. С 1 января 2010 года на территории этих стран действует единый таможенный тариф и порядок взимания косвенных налогов. В целом существование таможенного союза трех стран открывает возможности по оптимизации НДС и налога на прибыль, а также позволяет выгодно построить структуру группы с участием этих стран.

Анализ показывает, что в плане налоговой экономии и ведения бизнеса наиболее благоприятна юрисдикция Казахстана. Это утверждение справедливо в отношении НДС, а также налога у источника на дивиденды, выплачиваемые российскому собственнику.

Конечно, использование казахской компании в группе сулит выгоды в случае, если собственник будет также заинтересован в ведении бизнеса на территории этой страны. При этом на практике существуют способы, которые позволяют вернуть прибыль от ведения такой деятельности в Россию без налоговых потерь.

Россия и Казахстан уплачивают косвенные налоги по правилам Евразийского сообщества

Следующим шагом после присоединения Казахстана к единому таможенному союзу России и Белоруссии стала ратификация Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе», далее – Протокол о товарах (Федеральный закон от 19.05.10 № 98-ФЗ). С 1 июля 2010 года участники таможенного союза обязаны руководствоваться этим документом при экспорте и импорте товаров во взаимной торговле (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.10 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза»).

Протокол о товарах является частью Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение). С точки зрения налогового планирования этот документ привлекателен в части НДС.

Казахские работодатели уплачивают социальный налог в размере 11 процентов

В целом налоговая система Казахстана существенно мягче российской. В частности, это касается социальных и подоходных налогов.

В Казахстане действует три режима налогообложения компаний. Это общий порядок, специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, а также специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств и для производителей сельскохозяйственной продукции.

Общеустановленный порядок. Выбрав этот режим, компания обязана рассчитывать корпоративный подоходный налог по ставке 20 процентов от полученного дохода за минусом вычетов, связанных с получением дохода и с учетом переносимых убытков.

Социальный налог казахский работодатель уплачивает по ставке 11 процентов. Пониженный тариф в размере 4,5 процента установлен для инвалидных организаций (ст. 358 Налогового кодекса Республики Казахстан – НК РК). Не облагаются социальным налогом государственные премии, стипендии, денежные награды за призовые места на спортивных соревнованиях или конкурсах. Налог также не начисляется на компенсации при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя и при сокращении численности штата работников, а также на выплаты за неиспользованный трудовой отпуск (ст. 357 НК РК).

Индивидуальный подоходный налог (аналог российского НДФЛ) взимается по ставке 10 процентов. Исчисление налога на имущество рассчитывается по ставке 1,5 процента от налоговой базы (п. 1 ст. 398 НК РК).

Специальный налоговый режим. Это льготный режим, предусматривающий ограничения по размеру дохода (25 тыс. тенге в квартал – примерно 5,1 млн рублей), по предельной среднесписочной численности работников (не более 50 человек), а также по виду деятельности. При использовании этого режима доход компании облагается по ставке 3 процента от суммы выручки. При этом расходы к вычету не принимаются.

Специальный режим не вправе применять юрлица, которые имеют филиалы или представительства в разных населенных пунктах. Не вправе перейти на льготное налогообложение и компании, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов или у которых учредитель одновременно является учредителем другого юрлица, применяющего специальный налоговый режим.

Специальный режим не распространяется на следующие виды деятельности:

  • производство подакцизной продукции;
  • реализацию отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;
  • организацию и проведение лотерей;
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклотары;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухучета или аудита;
  • финансовую и страховую деятельность, деятельность страхового брокера и страхового агента.

В Казахстане проще всего организовать товарищество с ограниченной ответственностью

Наиболее распространенной формой юрлица в Казахстане является товарищество с ограниченной ответственностью. По сути, это аналог российского ООО.

Так, участники казахского товарищества не отвечают по его обязательствам. Но при этом они несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Чаще всего доли всех участников в уставном капитале пропорциональны их доле в стоимости имущества. Но в уставе может быть указан и иной порядок распределения долей (ст. 59 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Упрощенная система регистрации делает товарищество с ограниченной ответственностью наиболее привлекательным для ведения бизнеса в Казахстане. Чтобы зарегистрировать такое товарищество, собственнику не придется эмитировать акции и соблюдать требования, предъявляемые к размеру минимального акционерного капитала.

Учреждение компании в Казахстане позволит снизить НДС с реализации товаров более чем в три раза

В целом положения Таможенного союза создают благоприятные условия для ведения бизнеса в Казахстане. В первую очередь это касается НДС. В частности, ставки этого налога в России и Белоруссии составляют соответственно 18 и 20 процентов, а в Казахстане – 12 процентов.

На практике группа с участием казахской компании может совмещать две цели. В частности, наладить в Казахстане сбыт товаров и в то же время в несколько раз снизить по таким торговым операциям ставку НДС.

Причем здесь важно отметить, что правила налогообложения Таможенного союза действуют не только в отношении товаров, происходящих с территории его государств – членов Таможенного союза, но также и из любых стран извне (письмо Минфина России от 08.09.10 № 03-07-08/260).

В случае если российская компания учредит компанию в Казахстане, то общая нагрузка по НДС в группе сформируется следующим образом. Российское ООО закупает товары за 100 у.е. и продает казахской компании за 120 у.е. При этом российское общество предъявит к возмещению из бюджета в связи с применением экспортной ставки НДС 18 у.е.

Казахская компания уплатит НДС при ввозе исходя из закупочной цены товаров, установленной в договоре, и налога по ставке 12 процентов – 14,4 у.е. (120 у.е. 12%). Уплаченный при ввозе налог казахская сторона примет к вычету. Затем она реализует товар потребителям за 200 у.е. При такой реализации она уплатит НДС в размере 24 у.е. (200 у.е. 12%). В результате общая нагрузка по НДС для группы с участием казахской компании составит 6 у.е. (24 + 14,4 – 14,4 – 18). Если бы товар не покидал Россию, то нагрузка по НДС составила бы 18 у.е. ((200 у.е. – 100 у.е.) 18%).

Здесь важно учесть следующие нюансы. При отгрузке товаров российской компании нужно восстановить относящийся к отгруженным товарам входной НДС не позднее того квартала, в котором эти товары отгружены на экспорт. После чего подать декларацию по экспортному НДС. С 1 октября 2011 года такое требование прямо прописано в НК РФ в подпункте 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Для подтверждения экспорта товара и обоснования нулевой ставки НДС положения подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Протокола о товарах требуют выписку банка. Однако с 1 октября 2011 года в НК РФ этот документ исключен из числа документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте (подп. «а» п. 13 ст. 2 Федерального закона от 19.07.11 № 245-ФЗ). А Протокол о товарах позволяет не представлять документы, которые не предусмотрены законодательством страны-экспортера (п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

Российскому собственнику выгодно возвращать прибыль из Казахстана путем выплаты дивидендов

Учреждение казахской компании не образует для группы потерь по налогу на прибыль при реализации товаров внутри этой страны. Во-первых, ставка по этому налогу в Казахстане такая же, как и в России, – 20 процентов. А вот в Белоруссии ставка на 4 процента выше.

Во-вторых, установленный в Казахстане налог у источника на дивиденды в отношении России не может превышать 10 процентов (ст. 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал»). В то время как в Белоруссии эта ставка составляет 15 процентов, а полученные дивиденды там облагаются в обычном порядке по ставке 24 процента.

Однако если российский учредитель участвует в капитале казахской «дочки» более чем три года, налог у источника выплаты дивидендов не удерживается совсем (подп. 3 п. 5 ст. 193 НК РК). То есть при перечислении прибыли в Россию, сформированной от торговых операций в Казахстане, налоговая нагрузка может быть нулевой. Ведь в российском законодательстве тоже есть норма, освобождающая полученные дивиденды от налога (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). При условии не менее чем годового участия в капитале в доле не менее чем 50 процентов.

Если же ни российские, ни казахские условия освобождения не выполняются, казахская компания при выплате дивидендов в Россию удержит налог у источника в размере 10 процентов. Российский учредитель вправе зачесть эти 10 процентов при уплате в России налога с полученных им дивидендов в размере 9 процентов (п. 3 ст. 311 НК РФ). Для этого нужно в российский налоговый орган, в частности, представить подтверждение налогового агента об удержании налога в соответствии с законодательством Республики Казахстан (письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.10 № 16-12/015966@).

При импорте из Казахстана важно, чтобы российская материнская компания не применяла спецрежим

При импорте товаров в Россию из Казахстана налог взимается в стране импортера, то есть обязанность заплатить НДС возникнет у российского покупателя (ст. 3 Соглашения). Причем, в отличие от ввоза товаров из других стран, где налог платится на таможенной границе, в данном случае перечислить налог в бюджет российской компании следует непосредственно через свою налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения, п. 1 ст. 2 Протокола).

Важно отметить, что «ввозной» налог обязаны платить даже те компании, которые применяют упрощенную систему налогообложения, а также ЕНВД (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Эта же обязанность есть и у налогоплательщиков, которые имеют освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).

В пункте 2 статьи 2 Протокола сказано, что при ввозе товаров их стоимостью является цена сделки, указанная в контракте, которую импортер должен уплатить поставщику. Получается, что сумма, которая будет фактически перечислена поставщику, на величину налоговой базы не повлияет. В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ).

Российская сторона вправе принять «ввозной» налог к вычету, если товары приняты на учет и куплены для операций, облагаемых НДС. В случае же если импортер будет на «спецрежиме», то принять НДС к вычету не удастся. Общество на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» сможет учесть этот налог в составе расходов в виде сумм НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)или в качестве таможенных платежей (подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При ввозе товара из Казахстана в Россию не напрямую НДС может и не возникнуть

На практике может возникнуть ситуация, при которой российский собственник решит часть товаров из Казахстана продать в Белоруссию. В этом случае налоговых потерь по НДС в группе также не возникнет.

Дело в том, что в пункте 1 статьи 1 Протокола о товарах сказано, что место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государства – участника Таможенного союза. Для российской компании таким местом реализации товаров признается территория России, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на ее территории (ст. 147 НК РФ). Вне территории России объекта обложения НДС при реализации не возникает (ст. 146 НК РФ).

Таким образом, поскольку товары ввозятся сразу на территорию Республики Беларусь, то собственником этих товаров является белорусский покупатель, который будет обязан уплатить НДС при таком импорте. В свою очередь российская компания платить НДС не должна. Это мнение подтверждает позиция ФНС России (письмо от 12.08.10 № ШС-37-3/8975@).

Образование постоянного учреждения в Казахстане связывают с конкретными видами деятельности

В случае если российский собственник примет решение учредить в Казахстане филиал или представительство, то важно учесть, что нерезидент, осуществляющий деятельность в Казахстане, которая приводит к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в казахском налоговом органе.

В течение семи–девяти дней регистрирующий орган выдает соответствующие документы, подтверждающие регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Это отдельное свидетельство о регистрации филиала или представительства и его регистрационный номер.

Согласно налоговому законодательству Казахстана, под постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается постоянное место деятельности в республике, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность. В частности, это:

  • любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой или поставкой товаров;
  • любое место управления;
  • любое место осуществления предпринимательской деятельности, связанной с добычей природных ресурсов, включая любое место добычи углеводородов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой природных ресурсов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском или обслуживанием оборудования, за исключением монтажа энергетического и технологического оборудования;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов, компьютерных сетей и каналов связи, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой.

Постоянным местом деятельности при оказании услуг в Республике Казахстан признается место оказания услуг через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается в Республике Казахстан более 183 календарных дней.

Нерезидент также образует постоянное учреждение в Республике Казахстан в случае:

  • проведения страхования или перестрахования рисков через уполномоченное лицо;
  • реализации товаров с определенного места на территории Казахстана;
  • проведения выставок в Казахстане, на которых реализуются товары, если такая деятельность длится более десяти дней;
  • открытия филиала или представительства, за исключением представительства.

При этом следует иметь в виду, что занятие предпринимательской или иной деятельностью в Республике Казахстан без регистрации влечет административный штраф с конфискацией предметов и орудия совершения административных правонарушений (ст. 3571 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).

Порядок уплаты НДС при ввозе товара из Казахстана

Российское общество обязано представить в инспекцию пакет документов, подтверждающих импорт товаров из Казахстана (п. 8 ст. 2 Протокола), в частности, это:

– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе и в электронном виде;

– выписка банка, подтверждающая уплату налога в бюджет;

– транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, установленным в соответствующих государствах);

– счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств – членов Таможенного союза);

– контракт, на основании которого товар ввозится в Россию.

В течение десяти рабочих дней инспекторы обязаны подтвердить факт уплаты «ввозного» налога (письмо ФНС России от 13.08.10 № ШС-37-2/9030@).

НДС на электронные услуги

accounting-balance-banking-159804.jpg

Ведение

В настоящее время Правительством Республики Казахстан (далее – «РК») рассматривается проект закона о внесении изменений в налоговое законодательство.

Указанный проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс на данный момент находится лишь на стадии обсуждения Правительством. При этом до конца этого года планируется подписание проекта со вступлением в силу с 1 января 2020 года.

Одни из значимых нововведений коснутся налога на добавленную стоимость (далее – «НДС»). В частности, проектом закона вводится новая статья, согласно которой оказание нерезидентом услуг в электронной форме физическим лицам Казахстана будет облагаться НДС.

На сегодняшний день согласно Налоговому кодексу РК, нерезиденты платят НДС в случае, если у лица возникает облагаемый оборот на территории РК и нерезидент зарегистрирован в качестве плательщика НДС. При этом оказание электронных услуг через сеть интернет в настоящее время не рассматривается облагаемым оборотом.

Каких-либо официальных пояснительных записок к проекту закона и комментариев относительно данного нововведения пока не было. Однако начало такой реформе было положено еще в апреле, когда депутат мажилиса Аманжан Жамалов «выступил с инициативой взимания налогов с иностранных интернет-компаний и назвал сумму, которую, по его данным, казахстанцы потратили в 2015 году на онлайн-покупки – порядка $3,5 млрд, из которых только $60 млн пришлись на внутренний рынок.»[1]

Ниже мы приводим анализ изменений в Налоговый кодекс РК, которые планирует внести законодатель.

Плательщики

На сегодняшний день, обязанность по постановке на регистрационный учет по НДС, помимо других лиц, лежит на нерезидентах, которые осуществляют деятельность в Казахстане через филиал, представительство, и чей годовой оборот превышает необлагаемый минимум оборота – 30 000 МРП [2] (75 750 000 тенге, что составляет около 194 730 ДСША).

В новой редакции Статья 367 Налогового кодекса («Плательщики НДС») дополнится пунктом, который определяет, что плательщиками НДС являются юридические лица-нерезиденты, оказывающие физическому лицу услуги в электронной форме. То есть, если нерезидент оказывает такие услуги и превышает размер необлагаемого оборота, такой нерезидент будет обязан зарегистрироваться как плательщик НДС, ежеквартально сдавать декларацию по НДС и платить налог на добавленную стоимость по ставке 12%.

На данный момент представители Комитета Государственных Доходов Министерства Финансов РК разъясняют в КГД, алгоритм действий в этом направлении будет выглядеть примерно следующим образом: «Сначала налоговые органы будут выявлять иностранные организации, оказывающие электронные услуги в Казахстане, затем им направят уведомления о необходимости регистрации, сдачи декларации и уплаты НДС.[3]

Услуга в электронной форме

Новая статья 426-1 «Особенности исполнения налогового обязательства по НДС нерезидентом, оказывающим услуги в электронной форме физическим лицам» Налогового кодекса также определяет, какие виды услуг относятся к услугам в электронной форме. Всего перечень содержит 15 видов услуг, в числе которых:

  • предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;
  • оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  • оказание рекламных услуг в сети Интернет, в том числе с использованием программного обеспечения и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети Интернет;
  • оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет.

Более полный перечень приведен для Вашего внимания отдельной страницей далее.

Важным условием для обложения услуг налогом на добавленную стоимость является их реализация на территории Казахстана. При этом, статья 370 НК РК ясно предусматривает, что услуги, реализованные вне Казахстана, относятся к необлагаемому обороту. То есть в настоящее время различные услуги или товары, приобретенные казахстанскими гражданами через иностранные интернет-компании, не рассматриваются как реализованные в Казахстане.

Однако теперь ситуация может кардинально измениться. Законодатель вносит в Налоговый кодекс новую статью 426-1 «Особенности исполнения налогового обязательства по НДС нерезидентом, оказывающим услуги в электронной форме физическим лицам». Новая статья определяет, что местом реализации услуг в электронной форме должна быть Республика Казахстан. При этом Казахстан определяется как место реализации если физическое лицо-покупатель услуг (1) живет в Казахстане; (2) использует счет казахстанского банка или оператора денежных средств для оплаты услуг; (3) при приобретении услуг использует сетевой адрес, зарегистрированный в Казахстане; (4) для приобретения или оплаты услуг использует телефонный номера, которому присвоен международный код Казахстана.

Глава 50 Налогового Кодекса РК устанавливает, что для резидентов стран Евразийского союза, оказывающих некоторые электронные услуги, местом реализации услуг может признаваться их страна налогового резидентства. Теоретически, физическое лицо Казахстана, приобретающее услуги в электронной форме у российской интернет-компании, не должно создавать налоговых обязательств по казахстанскому НДС у такой интернет-компании. Однако, какие в итоге будут приняты изменения в налоговое законодательство, каковы будут интерпретация положений Налогового кодекса и практика их применения, сложно предсказать.

Мы надеемся, что эта информация, подготовленная Налоговым Департаментом Юридической фирмы GRATA, окажется для вас полезной. Если у вас есть какие-либо вопросы или вам нужны дополнительные комментарии, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы будем рады помочь вам.

Эта информация предоставляется для вашего удобства и не является юридической консультацией. Информация была подготовлена для уведомления наших клиентов и других заинтересованных лиц. Эта информация не должна использоваться в какой-либо конкретной ситуации без соответствующей юридической консультации. Эта информация может содержать ссылки на веб-сайты, отличные от веб-сайта GRATA.

Перечень услуг в электронной форме, согласно проекту новой статьи 426-1 Налогового кодекса РК:

  1. предоставление прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
  2. оказание рекламных услуг в сети Интернет, в том числе с использованием программного обеспечения и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети Интернет;
  3. оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет;
  4. оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  5. оказание через сеть Интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети Интернет в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);
  6. обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети Интернет, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
  7. хранение и обработка информации в электронной форме с использованием серверного инфокоммуникационного оборудования (услуги дата-центров) при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть Интернет;
  8. оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  9. предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
  10. предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  11. оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети Интернет;
  12. предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;
  13. ведение статистики на сайтах в сети Интернет;
  14. оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть Интернет при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в том числе, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
  15. предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем просмотра или прослушивания через сеть Интернет.


ТОО просит Вас дать разъяснение по следующим видам услуг, оказываемых нерезидентом: 1) предоставление информационных услуг нерезидентом, в которых не передаются авторские права — подлежат ли обложению КПН и НДС; 2) авторские права и услуги — подлежат ли обложению КПН и НДС?

1 Ответ

  • Активный
  • Новейший
  • Старейший


1. В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 192 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс) доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан, признаются доходы от выполнения работ, оказания услуг в Республике Казахстан.

Согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса, доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, указанным в статье 194 Налогового кодекса, без осуществления вычетов.

Таким образом, если информационные услуги оказываются на территории РК, то при выплате дохода нерезиденту за такие услуги, у Вас возникают обязательства по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога у источника выплаты.

Согласно пункту 1 статьи 241 Налогового кодекса, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика РК, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом.

На основании подпункта 4) пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя работ, услуг. При этом положения настоящего подпункта применяются в отношении консультационных, аудиторских, инжиниринговых, дизайнерских, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, адвокатских, рекламных услуг, а также услуг по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средств массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на веб-сайте в общедоступных телекоммуникационных сетях.

Дополнительно сообщаем, что на основании подпункта 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса плательщиками НДС являются лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по НДС в Республике Казахстан.

Таким образом, при выплате дохода нерезиденту за предоставленные информационные услуги у ТОО возникает обязательство по уплате НДС за нерезидента.

2. Согласно подпункту 30) пункта 1 статьи 12 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс), роялти — платеж за использование или право использования авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков или других подобных видов прав; использование или право использования промышленного оборудования, в том числе морских и воздушных судов, арендуемых по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, а также торгового или научно-исследовательского оборудования; использование «ноу-хау»; использование или право использования кинофильмов, видеофильмов, звукозаписи или иных средств записи.

В соответствии с подпунктом 12) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы в форме роялти, получаемые от резидента или нерезидента, имеющего постоянное учреждение в Республике Казахстан, если расходы по выплате роялти связаны с деятельностью такого постоянного учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса, доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, указанным в статье 194 Налогового кодекса, без осуществления вычетов.

На основании вышеизложенного, доходы нерезидента в форме роялти подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты по ставке 15 процентов, согласно подпункту 6) статьи 194 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан, и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика РК, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом.

При этом место реализации товара, работы, услуги определено статьей 236 Налогового кодекса.

Согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса, местом реализации услуг по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности признается место предпринимательской или любой другой деятельности покупателя услуг.

Учитывая изложенное, поскольку покупателем услуг по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности является Ваше ТОО, следовательно, при выплате дохода юридическому лицу-нерезиденту у Вас возникает обязательство по НДС за нерезидента.

Читайте также: