Налогоплательщик ндс 25 июля представил первичную налоговую декларацию по ндс в которой заявил

Опубликовано: 25.04.2024

ФНС запустила новый пилот по сокращению сроков камеральной проверки деклараций по НДС до одного месяца. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

Особенности проведения проверки в сокращенный срок приведены в письме ФНС от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129@.

В письме отмечается, что в отношении деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение сумм налога из бюджета, предусмотренное статьей 176 НК РФ, камеральная проверка может быть завершена по истечении месяца со дня представления декларации.

Днем представления декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, либо день представления уточненной декларации по НДС.

Не позднее 10 календарных дней со дня представления декларации по НДС, налоговые органы должны осуществить оценку на соответствие условиям:

а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;

  • налогоплательщик в соответствии с данными ПП «Контроль НДС» относится к низкому, среднему либо неопределенному (для индивидуальных предпринимателей) уровню риска;
  • возмещение НДС из бюджета заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении (полностью либо частично) подтверждение суммы НДС к возмещению составило более 70 % от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;
  • более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (индивидуальные предприниматели) уровней риска, и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;

б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации;

По истечении месяца со дня представления декларации, налогоплательщики, соответствующие указанным условиям оцениваются на одновременное соответствие следующим условиям:

  • отсутствие ошибок в декларации и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий между сведениями об операциях, содержащихся в декларациях по НДС, представленных налогоплательщиком и его контрагентами;
  • отсутствие признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС, определяется с учетом сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа.

В ФНС уверены, что сокращение срока камеральных проверок по НДС позволит бизнесу эффективнее распоряжаться оборотными капиталами и улучшит деловой климат.

По общему правилу камеральная проверка декларации по НДС и документов ее сопровождающих проводится в течение двух месяцев со дня представления такой декларации. Инспекторы могут увеличить срок проверки до 3 месяцев, если только выявят в декларации по НДС признаки налоговых нарушений.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию. Пояснения к декларации по НДС представляются в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Представить пояснения плательщик обязан в течение пяти дней с момента получения требования ИФНС (п. 3 ст. 88 НК РФ). При проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате, ИФНС также вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей.

  • call8 800 201 30 89
  • roomРоссия


В январе 2017 года налогоплательщик представил в ИФНС налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2016 года с суммой налога к возмещению. В том же месяце ИФНС направила налогоплательщику требование о предоставлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов по НДС. 10 февраля налогоплательщик сдал уточненную декларацию по НДС за тот же период, дозаявив налоговые вычеты. ИФНС направила новое требование о предоставлении документов, перечень которых был дополнен относительно затребованных по первоначальной декларации. Налогоплательщик в установленный срок документы ни по первому ни по второму требованию не представил. ИФНС привлекла его к ответственности за предоставление документов по двум выставленным требованиям. Правомерны ли действия налогового органа? Возможно ли привлечение к ответственности по первому требованию о предоставлении документов в случае подачи уточненной декларации?

Комментарий дает эксперт

О праве на возмещение НДС

Пунктом 8 ст. 88 Кодекса установлено, что при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом. При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов. Учитывая, что перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренный ст. 172 Кодекса, не является закрытым, налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены суммы этого налога к возмещению, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. При этом на основании положений ст. 23 Кодекса налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа, в том числе в части представления документов, необходимых для контроля за исчислением и уплатой налога.

О праве на уточнения в отчетности

Возможность внести изменения в налоговую декларацию предусмотрена положениями ст.81 НК РФ. При представлении уточненной декларации камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается проверка вновь поданной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).Указанная норма применяется в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), без исключений.

О выполнении требований ФНС

Что касается требования о представлении документов и другими мероприятиями налогового контроля по первоначальной проверке, которая исходя из условий п. 9.1 ст. 88 НК РФ должна быть прекращена, ведь в силу п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением, за которое предусмотрена ответственность.

В Налоговом кодексе отсутствует специальная норма, указывающая на то, должен ли налогоплательщик представлять документы, затребованные в рамках камеральной проверки, которая была прекращена по причине представления уточненной декларации. Ранее судьи придерживались мнения об отсутствии такой обязанности (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2010 г. № 09-АП-28331/2010-АК- «в соответствии с положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации исполнение требования о представлении документов по камеральной проверке первичной декларации становится необязательным»).

Однако в последнее время стала складываться иная арбитражная практика.

Ни ст. 88, ни ст. 93 НК РФ не содержат положений об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, а также о неисполнении требования налогового органа по мотиву представления уточненной декларации. Поэтому прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации не является основанием для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление затребованных документов. А вот иное толкование положений Налогового кодекса предполагает необоснованное освобождение от налоговой ответственности налогоплательщиков, представляющих с нарушением сроков документы, необходимые для налоговой проверки. Судья ВС РФ в Определении от 12 ноября 2015 г. № 306-КГ15-14509 по делу № А65-23543/2014 согласился с выводами судов, отметив: "Не представив в установленный срок документы по двум требованиям инспекции, выставленным в рамках самостоятельных камеральных проверок, общество совершило два самостоятельных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 Кодекса".

В каких случаях требование не имеет силы

Требование утрачивает свою силу и в том случае, если выставлено оно налогоплательщику по истечении трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку, тем не менее возможность истребовать документы по истечении данного срока у налоговых органов имеется.

Если по итогам камеральной проверки будут выявлены факты налоговых правонарушений (зафиксированные в соответствующем акте), налоговый орган вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, в рамках которых и истребовать необходимые документы. Кроме того, в силу ст. 93.1 НК РФ документы могут быть истребованы относительно конкретной сделки

Вам выставлены неправомерные требования? Давайте разберемся вместе! Звоните на горячую линию 8 800 707 87 02 и получите бесплатную первичную консультацию налогового эксперта.

С 1 июля 2021 года в НК РФ появятся новые основания, при обнаружении которых декларации и расчёты будут считаться непредставленными. В таком случае налоговая направит уведомление, на которое нужно ответить исправленным отчётом. Если сделать всё быстро, просрочки не будет. Расскажем, как отчитываться по новым правилам.

Когда декларации и расчёты считаются непредставленными

С 1 июля 2021 года появятся новые случаи, при которых налоговая посчитает декларации и расчёты непредставленными. Поправки к ст. 80 НК РФ вносит Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ. Они будут действовать для деклараций и расчётов, поданных после 1 июля 2021 года.

Декларации и расчёты будут считаться непредставленными, если во время камеральной проверки выяснится, что они:

  • подписаны неуполномоченным лицом (директор отказался от подписи и представления декларации);
  • подписаны физлицом, которое дисквалифицировано за административное правонарушение и срок дисквалификации которого на момент даты представления отчётности не истёк;
  • подписаны УКЭП физлица, которое на дату подписания документа считается умершим по данным ЗАГС;
  • подписаны лицом, по которому в ЕГРЮЛ до даты подачи отчётности внесена запись о недостоверности сведений;
  • представлены юрлицом, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении существования юридического лица;
  • представлены с нарушением ряда особенно важных контрольных соотношений (далее — КС) для РСВ и декларации по НДС.

На КС остановимся отдельно.

Контрольные соотношения для РСВ

  • есть ошибки в суммах выплат и иных вознаграждений физлицам;
  • неверно рассчитана база по взносам на ОПС и сумма взносов;
  • суммы одноименных показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику;
  • в расчёте указаны недостоверные персональные данные.

Контрольные соотношения для НДС

В ст. 174 НК РФ добавили п. 5.3, в котором говорится, что декларация по НДС должна соответствовать КС, чтобы её приняли. Проект приказа ФНС с 14 КС для проверки деклараций по НДС ещё 16 марта 2021 года внесён на федеральный портал проектов НПА.

Перечень КС не новый, они урегулированы письмом от 23.03.15 № ГД-4-3/4550@ и реализованы во многих учётных системах. Но раньше при их невыполнении налоговая не отказывалась принимать декларации.

Контрольное соотношение Расшифровка
1 р. 3. ст. 200 гр. 3 = р. 3. ст. 118 гр. 5 — ст. 190 гр. 3 Итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3, должна быть равна общей сумме исчисленного налога по разделу 3 за минусом всех вычетов раздела 3
2 ст. 040 р. 1 = (ст. 200 р. 3 + ст. 130 р. 4 + ст. 160 р. 6) - (ст. 210 р. 3 + ст. 120 р. 4 + ст. 080 р. 5 + ст. 090 р. 5 + ст. 170 р. 6) Сумма налога к уплате, которая отражена по каждому разделу декларации 3, 4 и 6 за минусом вычетов по всем разделам 3, 4, 5 и 6 должна быть равна итоговой сумме к уплате, отражённой по строке 040 раздела 1
3 гр. 5 ст. 118 р. 3 + сумма ст. 050 и 130 р. 6 + сумма ст. 060 по всем листам р. 2 + сумма ст. 050 р. 4 + ст. 080 р. 4 = [ст. 260 + ст. 265 + ст. 270] р. 9 + [ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС — ст. 050 прил. 1 к р. 9 — ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС — ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС] Общая сумма НДС по разделу 3 без учёта вычетов плюс сумма, уплаченная в качестве налогового агента по всем листам раздела 2, и сумма НДС, отражённая в разделе 4, должна быть сопоставлена с отражённым НДС по книге продаж и дополнительному листу книги продаж при его наличии
4 ст. 190 р. 3 + сумма стр. 030 и 040 р. 4 + ст. 080 и 090 р. 5 + ст. 060 р. 6 + ст. 090 р. 6 + ст. 150 р. 6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р. 8 — ст. 005 прил. 1 к р. 8] Общая сумма налоговых вычетов по разделам 3, 4, 5, 6 должна быть равна сумме вычетов по НДС в книге покупок и доп. листу к ней
5 сумма ст. 180 р. 8 = ст. 190 на последней странице р. 8 Сумма НДС по всем счетам-фактурам в книге покупок должна быть равна итоговой строке НДС в книге покупок
6 стр. 005 прил. 1 к р. 8 дНДС + сумма ст. 180 прил. 1 к р. 8 дНДС = ст. 190 на последней странице прил. 1 к р. 8 дНДС Итоговая сумма вычетов по книге покупок (отраженная в строке 005 дополнительного листа книги покупок) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги покупок, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги покупок
7 сумма ст. 200 р. 9 = ст. 260 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 20 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 20 % в книге продаж
8 сумма ст. 210 р. 9 = ст. 270 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 10 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 10 % в книге продаж.
9 сумма ст. 205 р. 9 = ст. 265 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 18 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 18 % в книге продаж
10 ст. 050 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 280 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 20 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 20 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
11 ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 290 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 10 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 10 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
12 ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 285 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 18 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 18 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
13 Плательщик, применяющий УСН, представил декларацию по НДС с заполненным разделом 12, но отсутствующей суммой налога к уплате по разделу 1 Организации на УСН, выставляющие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога, заполняют в декларации разделы 1 и 12 (п. 3 Порядка заполнения, утв. приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). Довольно часто налогоплательщики на УСН ошибочно заполняют другие разделы или забывают отразить сумму к уплате по строке 030 раздела 1 НДС.
14 Налогоплательщик УСН представил декларацию по НДС, в которой заполнен раздел 8 Чтобы принять НДС к вычету, нужно выполнить основные условия из п. 2 ст. 171, ст. 172 НК РФ. Одно из них: быть плательщиком НДС и не применять освобождение от этого налога. Таким образом, налогоплательщики на УСН права на вычет не имеют и поэтому книгу покупок не заполняют

Эти КС — простой контроль на итоговые суммовые показатели. В декларации нужно проверить суммы вычетов по налогу, восстановленный НДС, исчисленный налог, итоговую сумму НДС к уплате (возмещению) и суммовые показатели книг покупок и продаж.

Кроме того, с 1 июля 2021 года пояснения по запросу налогового органа при камеральной проверке декларации по НДС, не будут считаться представленными, если они направлены в налоговый орган не по установленному формату или на бумажном носителе. Такие изменения внесены в ст. 88 НК РФ. Сейчас непредставленными считаются только пояснения на бумажном носителе.

Как узнать, что в приёме отказали

Если налоговая обнаружит хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных выше, то в срок не позднее пяти дней со дня его установления уведомит вас о том, что декларация (расчёт) считаются непредставленными.

Для РСВ и декларации по НДС, в которых не соблюдаются контрольные соотношения, правила и сроки отличаются. Если отчёты сданы в электронном виде — налоговая уведомит вас не позднее следующего за получением рабочего дня. Если вы сдали РСВ на бумаге, то у налоговой будет 10 дней с момента получени. Для бумажной декларации по НДС другие сроки не предусмотрены.

Получив такое уведомление, налогоплательщик должен в пятидневный срок (10 дней, если уведомление получено на бумаге) представить декларацию или расчёт, в которых устранены несоответствия контрольным соотношениям. Если успеть вовремя, то налоговая будет считать, что вы отчитались в тот срок, в который сдали первый отчёт, признанный непредставленным.

Пример. Организация 26 июля 2021 (25 июля выпало на воскресенье) отправила первичную декларацию по НДС. В этот же день пришло уведомление о признании декларации непредставленной по невыполненным КС. Компания направила исправленную первичную декларацию 28 июля. Повторно направленная декларация принята успешно. В этом случае датой представления первичной декларации считается 26 июля.

Что грозит за непредставление декларации

Если налоговая посчитает декларацию непредставленной, то назначит штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной в срок суммы налога (взносов) по декларации за каждый полный и неполный месяц просрочки. Штраф не может быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы.

Ещё одна мера — приостановление операций по банковским счетам. Тут нас ждёт единственное приятное изменение. Чтобы снизить риск блокировки за непредставление деклараций и расчётов, с 1 июля 2021 года до 20 рабочих дней увеличили срок, по истечении которого инспекторы смогут заблокировать счета по этой причине (Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ). По действующим правилам налоговая вправе заблокировать счёт, если декларация по итогам налогового периода, РСВ или 6-НДФЛ не сданы в течение 10 рабочих дней после окончания установленного срока (подп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, налоговая за 14 дней до принятия решения о приостановлении операций по счетам уведомит об этом налогоплательщика.

Подведём итоги — как будут принимать электронные декларации и расчёты с 1 июля

Помните, что декларацию (расчёт) всё ещё могут признать непредставленными, если найдут нарушения в порядке подписания или представления, о которых мы говорили в начале. В таком случае уведомление поступит в течение пяти дней после обнаружения таких обстоятельств.

  • Новый бланк декларации по НДС в 2021 году
  • Всё про 6‑НДФЛ: новая форма, контрольные соотношения, ставка 15 %
  • Декларация по налогу на прибыль: изменения в 2021 году
  • РСВ в 2021 году: новая форма и правила заполнения
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Автор: Снегирев А. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Правомерно ли требование налогового органа о предоставлении всех первичных документов по поставщикам и покупателям при камеральной проверке декларации по НДС?

Правомерность действий налогового органа зависит от того, на каком основании (согласно какой норме Налогового кодекса) запрошены документы. Информация об этом зафиксирована в полученном налогоплательщиком требовании о представлении документов (форма требования утверждена Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (приложение 17)).

Приведем фрагмент требования.


Пункт 1 статьи 93 НК РФ

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. На основании данной нормы налоговые органы, как правило, запрашивают документы в рамках выездной налоговой проверки. Руководствуясь обозначенной нормой, налоговые органы, по сути, могут запросить любые документы, которые, как следует из общей нормы, закрепленной в пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ:

служат основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Минфин в Письме от 22.05.2019 № 03-02-07/1/36882 подчеркнул: Налоговым кодексом не определяется исчерпывающий перечень документов, которые налоговые органы вправе потребовать у проверяемого лица.

На это указала и ФНС: ст. 93 НК РФ не конкретизированы документы, которые вправе истребовать налоговые органы. К таким документам относятся документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика. Вопрос о том, имеется ли целесообразность истребования конкретного документа, содержащего сведения, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика и его изучения в ходе налоговой проверки, входит в компетенцию правоприменительного органа (налогового органа). При этом Налоговый кодекс не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения (Письмо от 02.11.2015 № ЕД-4-2/19099@).

Пункт статьи 88 НК РФ

В то же время в силу п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если:

иное не предусмотрено указанной статьей;

представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом.

При запросе документов в рамках камеральной проверки налоговый орган должен учитывать данное ограничение (см. Письмо Минфина РФ от 13.10.2015 № 03-02-07/1/58461, пп. 6 п. 2.8 Письма ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

На основании ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика:

1) документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот (если таковые применены организацией или ИП) (пп. 6);

2) документы, которые в соответствии с положениями НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, но не были представлены вместе с ней (п. 7);

3) документы, подтверждающие согласно ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (при камеральной проверке декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога – когда сумма налоговых вычетов превышает общую исчисленную сумму налога) (п. 8). Подчеркнем: под действие п. 8 ст. 88 НК РФ подпадают не все декларации по НДС, а только те, которые предполагают возврат (зачет) налогоплательщику соответствующих денежных средств (п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Письмо ФНС РФ от 22.08.2014 № СА-4-7/16692);

4) счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, содержащимся в декларации по НДС, в отношении которых выявлены противоречия или несоответствия (п. 8.1). Точнее, документы затребуются:

при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое возложена соответствующая обязанность;

если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.

Если кратко: основанием для истребования документов является выявление несоответствия сведений об операциях, содержащихся в представленной декларации по НДС, или их несоответствие данным декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представить декларацию.

К сведению: на основании п. 8.1 ст. 88 НК РФ истребуются только документы, относящиеся к указанным операциям. А в требовании о представлении документов приводятся сведения, конкретизирующие конкретную сделку (в отношении которой запрашиваются документы).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Декларация по НДС
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Ошибки в декларации по НДС выявляются, как правило, либо непосредственно бухгалтером предприятия, либо в ходе проведения аудиторской проверки налоговой отчетности, либо в ходе проведения камеральной и выездной проверки, осуществляемой налоговыми органами.

Рассмотрим в статье следующие вопросы:

  • какая предусмотрена ответственность за выявленные нарушения порядка составления налоговой отчетности;
  • каким образом следует составить уточненную декларацию по НДС.
И дадим рекомендации, как можно избежать налоговых последствий за допущенные ошибки.

Ответственность за ошибки в декларации по НДС

  • ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

При этом начисление штрафных санкций грозит организации, только когда ошибки привели к занижению НДС к уплате в бюджет.

Такая позиция подтверждается налоговыми органами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном названной статьей.

При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, в случае если неправильное заполнение налоговой декларации по НДС повлекло за собой налоговые последствия в виде занижения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговым законодательством за непредставление в установленный срок налоговой декларации статьей 119 Кодекса установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

На основании этого письма делаем следующие выводы:

  • штраф грозит организации, только когда ошибки привели к занижению НДС к уплате в бюджет;
  • размер санкций — 5% от неуплаченной суммы за каждый полный и неполный месяц, но не более 30% от недоплаты и не менее 1 000 руб. (ст. 119 НК РФ);
  • если же компания подаст отчет не в полном объеме, штраф составит 200 руб. как за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Порядок составления уточненных деклараций по НДС

Теперь рассмотрим основные правила, которые необходимо соблюдать при составлении уточненной декларации по НДС.

Основные правила, которые необходимо соблюдать при составлении уточненной декларации по НДС

То есть, чтобы составить декларацию по НДС, уточняющую значения уже ранее поданной декларации по НДС, надо составить новую декларацию с правильными суммами. При этом в уточненную декларацию по НДС вносятся все значения полностью, а не отображается разница между декларациями, ошибочно поданными и правильными.

Таким образом, образец уточненной декларации по НДС — это обычная декларация, только содержащая правильные (уточненные в сравнении с ранее сданным документом) цифры.

Признаком уточненного документа является специальный код (номер корректировки), который в декларации по НДС необходимо указать на титульном листе в отдельном поле.

Номер корректировки соответствует порядковому номеру подаваемой уточненной декларации по НДС за налоговый период, в котором были обнаружены ошибки.

Здесь следует обратить особое внимание на один момент, отличающий уточненную декларацию по НДС, а именно:

При уточнении разд. 7 налоговой декларации по НДС в разд. 8 — 12 необходимо указать признак актуальности.

Кроме этого в разд. 8 — 12 заполняют такой реквизит, как признак актуальности (строка 001).

Код актуальности уточненной декларации по НДС имеет 2 значения:

  • 1 — Если сведения, представленные ранее, актуальны (то есть, не требуют корректировки данных), то проставляют цифру «1», во всех остальных строках разделов ставятся прочерки.
  • 0 — Если ранее (в исходном варианте декларации) сведения по разделам 8 и 9 не представлялись (то есть не заполнялись), либо изменились (то есть, в них вносятся изменения), проставляют «0» (п. п. 45.2, 46.2, 47.2, 48.2, 49.2 и 50.2 Порядка заполнения декларации по НДС).
Внесение изменений требует заполнения приложений к разделам 8, 9. Особенности оформления этих разделов и приложений к ним описаны в письме ФНС России от 21.03.2016 № СД-4-3/4581@.

Пример

Допустим, организация в декларации по НДС за 4-й квартал текущего года не отразила операцию по реализации товара.

В книге продаж операция по поставке товара отражена в соответствии с отгрузочными документами.

При этом ошибка была обнаружена уже после представления отчетности в ИФНС.

В этом случае организация должна представить в инспекцию уточненную декларация по НДС, в которой следует указать:

  • на титульном листе в поле «Номер корректировки» — порядковый номер уточненной декларация по НДС «1—» (п. 19 Порядка заполнения декларации по НДС);
  • в разделе 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» в строке 001 «Признак актуальности ранее представленных сведений» — код «0». Этот код ставится в том случае, если сведения в этом разделе ранее не представлялись, либо представлялись, но в них были выявлены ошибки и они требуют замены. Соответственно, в раздел 9 уточненной декларация по НДС должны попасть все сведения из книги продаж, в том числе не отраженная (забытая) операция (п. 47.2 Порядка заполнения декларации по НДС, Письмо ФНС России от 17.06.2016 N СД-3-3/2770@);
  • в разделе 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» в строке 001 — код «1». Он означает, что ранее представленные в разделе сведения актуальны, достоверны и их корректировать нет необходимости. Поэтому во всех остальных строках раздела 8 проставляются прочерки (п. 45.2 Порядка заполнения, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, Письмо ФНС России от 17.06.2016 N СД-3-3/2770@).

Как можно избежать налоговых последствий за допущенные ошибки в декларации по НДС

  • срока подачи уточненной декларации по НДС;
  • того кто обнаружил нарушение;
  • времени уплаты недоимки по налогу и пеней за просрочку перечисления НДС в бюджет.
Если уточненная декларации по НДС подается в период, когда еще не истек срок подачи отчетной декларации, тогда она считается не уточненной, а поданной вовремя (п. 2 ст. 81 НК РФ).

Если уточняющая декларация подается после завершения периода, отведенного для подачи отчета, но до окончания момента уплаты налога, тогда налогоплательщик может избежать ответственности, если эту ошибку не обнаружил раньше налоговый орган.

Избежать привлечения к ответственности при подаче уточненной декларации по НДС после завершения срока для уплаты налога можно, если:

  • до подачи такой уточняющей декларации были уплачены недоимка по налогу и пени по уточненной декларации по НДС;
  • налоговый орган не обнаружил этой ошибки, если проводилась проверка до подачи уточненной декларации по НДС.
При этом платежное поручение на доплату НДС по уточненной декларации составляется по обычной форме.

В платежке следует указать тот период, за который делается доплата, и вид платежа, соответствующий погашению задолженности (ЗД вместо ТП).

В случае подачи уточненной декларации по НДС и уплате недоимки, но неоплате пени, на налогоплательщика налагается штраф (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Налоговая инспекция может назначить повторную выездную проверку при подаче налогоплательщиком уточненной декларации по НДС, уменьшающей сумму НДС, после завершения предыдущей выездной проверки и составления акта по ее результатам (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, письмо Минфина России от 21.12.2009 № 03-02-07/2-209 и постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09).

По отношению к налогоплательщикам, контроль за которыми осуществляется в форме налогового мониторинга, при подаче ими уточненной декларации по НДС с уменьшением суммы налога к уплате также может быть назначена выездная проверка (подп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Подведем краткие итоги:

  • налогоплательщик подает уточненной декларации по НДС, в случае обнаружения ошибок после окончания налогового периода, которые привели к уменьшению/увеличению суммы налога;
  • уточненная декларация по НДС составляется на бланке той формы, которая действовала в корректируемом периоде, и подается в ИФНС в электронном формате;
  • если в результате исправления ошибки образовалась недоимка по налогу, то следует ее погасить вместе с уплатой пени до момента подачи уточненной декларации по НДС;
  • если при подаче уточненной декларации по НДС образуется переплата по налогу, не исключена вероятность проведения камеральной или выездной проверки по нему.

Читайте также: