Минфин обсуждает повышение ндс до 23

Опубликовано: 14.05.2024

В 2020–2022 годах федеральный бюджет получит более 2 трлн руб. от повышения ставки НДС до 20%, которое вступило в силу с этого года: в 2020 году — 639 млрд руб., в 2021-м — 686 млрд руб., в 2022 году — 737 млрд руб.

Это следует из обновленных проектировок Минфина, содержащихся в проекте федерального бюджета на следующие три года, с которыми ознакомился РБК.

Минфин провел факторный анализ ожидаемых поступлений от НДС, выделив эффекты расширения налоговой базы в результате роста номинального ВВП, усиления администрирования этого налога Федеральной налоговой службой (ФНС) и повышения ставки на 2 п.п.

Таким образом, рост дополнительных поступлений исключительно от повышения ставки НДС (более 7% ежегодно в 2021 и 2022 годах) превысит инфляцию (по 4% ежегодно), то есть эти дополнительные доходы будут расти в реальном выражении.

Низкая база 2019 года

В 2020 году дополнительные поступления от увеличения ставки НДС вырастут на 26%. Это связано с низкой базой 2019 года, в котором эффект повышенных сборов НДС проявился только со второго квартала (в первом квартале 2019 года бюджет получал НДС еще с продаж четвертого квартала прошлого года, когда действовала прежняя ставка).

Сборов НДС, полученных только от повышения ставки, в 2020 году хватит, например, чтобы целиком профинансировать расходы федерального бюджета по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Охрана окружающей среды».

Они почти покроют расходы на выплаты пенсий военнослужащим и силовикам.

«Рекордный» рост

Изначально были сомнения, что повышение ставки НДС оправдает себя с точки зрения собираемости. Правительство критиковали за решение поднять налоговую нагрузку на фоне слабого экономического роста. Например, британская Oxford Economics подсчитала, что именно из-за повышения ставки вклад инвестиционных нацпроектов в рост российского ВВП будет сведен практически к нулю.

Но чисто фискальный эффект от повышения ставки оказался на уровне первоначальных ожиданий Минфина. Доходы от внутреннего НДС на товары, проданные в России, выросли на «рекордные» 25 и 22% во втором и третьем кварталах по сравнению с предыдущим годом, сообщила РБК директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская. Основной эффект от роста ставки НДС проявился во втором и третьем кварталах 2019 года, пояснила она.

«Налоговая база расширяется, в том числе за счет вовлечения тех, кто раньше НДС не платил», — отметила Лебединская.

Поступления могут оказаться больше

За девять месяцев 2019 года, по оперативным данным Минфина, общая сумма поступлений по внутреннему НДС выросла на 16% относительно того же периода предыдущего года (до 3,16 трлн руб.), по ввозному НДС рост составил 14% (до 2 трлн руб.).

Оперативные данные о поступлениях по НДС не являются окончательными, потому что некоторые компании возмещают уплаченный налог из бюджета, отмечает директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Илья Самуйлов. В лучшем случае возмещение НДС занимает два с половиной месяца после подачи декларации.

Ужесточение администрирования

Поступления бюджета от НДС будут расти не только из-за повышения ставки, но и благодаря усиленному администрированию со стороны ФНС, считает управляющий партнер юридический компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Лемчик. Он отмечает запуск на полную мощность системы АСК НДС-2 (автоматически выявляет уклонение от уплаты НДС), а также расширяющуюся практику борьбы с «необоснованной налоговой выгодой», доначисления по результатам проверок и т.д.

НДС — самый собираемый налог в России. Это крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от нефти и газа. В 2018 году государство получило за счет НДС более 6 трлн руб., или 31% всех доходов.

Хотя НДС перечисляет бизнес, оплачивают его потребители — налог включен в цены товаров и услуг.

Больше всего после повышения НДС подорожали недвижимость, автомобили, бензин, одежда, бытовая техника, платные медуслуги и услуги ЖКХ — товары с длинной производственной цепочкой и высокой наценкой. Не отразился рост налога на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров и услуг с льготной ставкой (10% — продукты, книги, обувь, некоторые лекарства и медизделия; 0% — диагностика и лечение, пассажирские перевозки, уход за детьми и обучение в школах).


Фото Сергея Фадеичева / ТАСС
Антон Силуанов Фото Сергея Фадеичева / ТАСС

Сегодня министр финансов Антон Силуанов рассказал о планах правительства повысить НДС с 18% до 22%. Соответствующее заявление Силуанов сделал в рамках недели российского бизнеса, проводимой РСПП. И это далеко не первое высказывание высокопоставленных чиновников на тему грядущего налогового маневра правительства.

Задачу по изменению налоговой системы перед министрами поставил президент Владимир Путин. В своем послании послании Федеральному собранию в декабре 2016 года глава государства заявил, что предложения по настройке налоговой системы и соответствующие поправки в законодательство должны быть приняты до конца 2017 года и введены с 2018 года. По итогам этих изменений должны быть зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период. Как поняли многие – на следующий президентский срок.

Forbes собрал заявления последнего времени о новациях в налоговой сфере, озвученных как представителями власти, так и околовластными экспертами.

Повышение НДС до 22%

Повышение налога на добавленную стоимость – одной из главных составляющих бюджетных доходов, обсуждается в рамках налоговой реформы, намеченной на 2018 год.

По словам главы Минфина Силуанова, предлагаемая конфигурация - уравнивание ставки – увеличение НДС и сокращение страховых взносов до 22% будет «нейтральной для бюджета». Тем не менее, увеличение НДС может вызвать разовое повышение инфляции на два процентных пункта.

Силуанов также добавил, что Минфин предлагает оставить льготы по уплате НДС для отдельных секторов. «По НДС мы предлагаем сохранить преференции для отдельных отраслей — сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор».

Снижение страховых взносов до 22%.

Повышение НДС планируется компенсировать снижением нагрузки на работодателей – с 30% до 22% ставки страховых взносов. Министр финансов Силуанов заявил, что полагает возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести соответственно нагрузку на косвенные налоги.

По мнению министра, увеличение ставки по страховым взносам приводит к росту теневого сектора: «здесь надо пойти в обратном направлении, наоборот, снизить эту тяжелую нагрузку для предприятий на фонд оплаты труда. Она у нас одна из самых высоких среди стран не только с развивающейся экономикой, но и с развитыми экономиками».

Изменение ставки подоходного налога

В конце февраля Алексей Кудрин заявил, что российские власти не исключают возможности повышения налога на доходы физических лиц.

Дискуссия о том, повышать или не повышать ставку НДФЛ возникает регулярно. На этот раз дискуссия сопровождается идей введения льготы по НДФЛ для граждан, вкладывающихся в свой индивидуальный пенсионный капитал – ИПК. В частности, Минфин, чтобы мотивировать граждан выплачивать в него взносы, предлагает регулировать ставку НФДЛ пропорционально пенсионным отчислениям. Не участвующие в ИПК граждане будут платить 15%, а тем, кто станет направлять на накопления 10% зарплаты, подоходный налог установят в размере тех же 10%.

Пока эта инициатива воспринимается критически, поскольку ударит по беднейшим слоям населения: у большинства россиян нет уверенности в том, что НПФ сохранятся через 10-15 лет, а заранее откладывать «в пустоту» желающих немного.

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ

Вопрос о целесообразности введения прогрессивного подоходного налога ведется с самого момента его отмены в 2000 году.

По словам Антона Силуанова, «за время применения прогрессивной шкалы с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года эффективности такая система не показала». При этом единая ставка на подоходный налог дает стабильный результат и обеспечивает регулярные поступления. Решить вопрос социальной несправедливости можно за счет увеличения дифференциации при налогообложении дорогостоящего имущества граждан.

Однако у идеи введения прогрессивной шкалы есть и влиятельные сторонники. Например, советник президента по экономике Сергей Глазьев. В январе этого года фактически в поддержку введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физ лиц выступил так же ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам 20% ставки НДФЛ могла бы быть введена для россиян, зарабатывающих более 150 000 – 200 000 рублей в месяц.

В прошлом году идею также поддерживала Ольга Голодец. Несмотря на определенный скепсис, полностью идею не отвергает и Минфин. «Этот вопрос может быть рассмотрен где-то после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация», — говорил в прошлом году Силуанов.

Налоги в нефтяной отрасли

Сегодня Силуанов так же предложил обнулить экспортную пошлину на нефть в период 2022-2025 годов.

По его словам, в правительстве идет обсуждение вопроса обнуления пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов с постепенным переносом нагрузки на внутреннее налогообложение. Минфин сейчас проводит консультации по этому вопросу с Минэнерго и нефтяниками.

Ранее Минфин предложил изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли и перейти с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на дополнительный доход). Это решение назрело, его надо принимать срочно, заявлял Силуанов в январе.

Спор о переходе на НДД между Минфином и Минэнерго ведется уже несколько лет, в числе главных разногласий между ведомствами – величина выпадающих доходов бюджета и размер компенсации. Вопрос об изменении налогового режима в нефтянке —вопрос вчерашнего дня, новый порядок нужно вводить с 2017-2018 годов, категоричен Силуанов.

В августе президент подписал Федеральный закон от 3.08.2018 № 303-ФЗ, предусматривающий повышение базовой ставки НДС с 18% до 20% в следующем году.

С предложением повысить базовую ставку НДС на 2% выступил Дмитрий Медведев на заседании правительства 14 июня. При этом он пообещал сохранение всех льгот по НДС на основные социально значимые товары и услуги: продовольствие, детские товары, медицинские товары. Также он предупредил, что нулевые ставки сохранятся на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

НДС 20 процентов: с какого числа

Федеральный закон от 03.08.18 № 303-ФЗ, который касается повышения НДС, вступит в силу с 1 января 2019 года.

16 июня правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в законодательстве о налогах и сборах, в числе которых предложение повысить НДС. Соответствующие распоряжения подписал Дмитрий Медведев.

Один законопроект, помимо повышения базовой ставки НДС с 18% до 20%, предполагал внесение следующих изменений в законодательство по налогам и сборам:

  • снижение совокупного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%;
  • сохранение права на вычет сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг за счет субсидий или бюджетных инвестиций, для организаций автомобильной промышленности на период до 1 января 2019 года.

Второй законопроект предлагал изменения в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», согласно которым тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен быть зафиксирован в размере 22% с предельной величиной базы для обложения взносами и 10% сверх предельной величины. В настоящее время постоянный тариф составляет 26%.

Как изменится законодательство о налогах и сборах в 2019 году

Подписанный президентом закон о повышении НДС с 2019 года до 20% сохраняет на постоянной основе ставку страховых взносов в социальные внебюджетные фонды на уровне 30%.

Кроме того, согласно документу, продолжают действовать все существующие льготные ставки по НДС и права автопроизводителей получать вычеты на суммы НДС, уплаченные за товары, работы и услуги, даже если они приобретались за счет бюджетных субсидий или бюджетных инвестиций.

До 2025 года будет действовать нулевая ставка НДС для авиаперевозок в Республику Крым и Севастополь, в регионы Дальневосточного федерального округа, Калининградскую область. Сейчас внутренние авиаперевозки облагаются НДС по льготной ставке 10%. Исключение распространяется на Республику Крым, Севастополь и Калининградскую область — для них установлен нулевой НДС (для Крыма и Севастополя — до 1 января 2019 года, для Калининградской области — на бессрочной основе).

Принятый закон сохраняет на постоянной основе действующую ставку взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 22%. Сохраняется ставка взноса в 10% на зарплаты сверх установленной предельной величины. До 2025 года для некоммерческих и благотворительных организаций продлено действие пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (20%), медстрахование и страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством (0%).

В настоящее время общая ставка страховых взносов — 30% от фонда оплаты труда, из которых 22% — это взнос в ПФР, 5,1% — в ФОМС, 2,9% — в ФСС. Предполагалось, что с 2021 года общая ставка должна вырасти до 34%, однако с учетом принятого закона она останется на уровне 30% .

НДС — 20 процентов: причины повышения

Повышение ставки НДС до 20% будет приносить бюджету более 600 млрд руб. дополнительных доходов в год, отмечает Дмитрий Медведев.

По словам премьер-министра, правительство также приняло решение отказаться в будущем от использования такого института, как консолидированные группы налогоплательщиков, из-за отмены требования о контроле за трансфертными ценами внутри страны.

«Проблема так называемых консолидированных групп не новая. У этого механизма есть существенные недостатки. Прежде всего речь идет о выпадающих доходах региональных бюджетов. Поэтому начиная с 2016 года, напомню, мы приостановили создание новых групп и запретили расширение уже действующих, ввели ряд ограничительных мер, — отметил премьер-министр на заседании правительства. – А с 2023 года этот институт на федеральном уровне вообще будет ликвидирован. Принимая это решение заранее, мы должны сделать так, чтобы и у налогоплательщиков, и у региональных властей было время подготовиться к изменению налоговых правил в части консолидированных групп налогоплательщиков».

Предложенные налоговые меры позволят поддержать экономический рост, будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства. Новую налоговую конфигурацию, если она будет принята, Медведев предложил зафиксировать на ближайшие шесть лет.

В текущем году правительство также планирует проработать решение о создании условий по улучшению администрирования и снижения административной нагрузки на бизнес. Это позволит снизить налоговую нагрузку на самозанятых, индивидуальных предпринимателей.

Переход на НДС 20%

В связи с повышением НДС до 20% возникает множество вопросов, связанных с переходным периодом. И нужно сказать, что Федеральный закон от 3.08.2018 № 303-ФЗ, подписанный президентом, не предусматривают никаких особых условий в этот период. Зато вышло несколько писем Минфина с разъяснениями о том, как действовать бухгалтерам в тех или иных ситуациях.

  • Вы закупаете товар в 2017 году по ставке НДС 18%, а реализуйте в 2019 году по ставке 20%.

Что нужно знать? При реализации после 1 января 2019 года товаров, приобретенных в 2018 году, применяется ставка НДС в размере 20%, то есть на налоговые преференции рассчитывать не стоит.

  • Аванс за товар был перечислен в 2018 году, а отгружен товар после 1 января 2019 года.

Документ уточняет, что Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», одобренный Советом Федерации, предусматривает увеличение с 1 января 2019 года ставки НДС до 20 процентов в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года. «При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых по договорам, заключенным до 1 января 2019 года, в том числе предусматривающих перечисление авансовых платежей, указанным Федеральным законом не предусмотрено», — говорится в Письме Минфина.

С учетом изменений могут возникнуть сложности с правильным заполнением декларации по НДС — когда в первом квартале 2019 года надо отобразить одновременно несколько ставок: 18/118 и 20%.

Также сложности могут возникнуть в случаях, когда принимаются к вычету не принятое ранее НДС по счетам-фактурам 2018 года — в этом случае необходимо указать в декларации ставку 18%.

  • ККТ должны печатать чеки с указанием ставки НДС 20%.

ФНС предупреждает владельцев онлайн-касс о том, что первый чек, пробитый после 1 января 2019 года, должен содержать ставку НДС 20%.

«После вступления в силу проекта приказа, но не ранее 1 января 2019 года в кассовом чеке и кассовом чеке коррекции ставка НДС должна быть указана в размере 20% или 20/120, а также расчет соответствующей суммы должен быть произведен по ставке НДС 20% или, соответственно, по расчетной ставке 20/120», — уточняется в Письме ФНС.

Поэтому владельцам касс необходимо позаботиться об установке к 1 января 2019 года соответствующего обновления в программном обеспечении ККТ, которые обеспечат формирование фискального документа с действующей ставкой НДС при первом расчете с 1 января 2019 года.

  • Что будет с налоговыми льготами по НДС, со ставкой НДС 10% и со специальными налоговыми режимами — ЕНВД и УСН?

Разъяснения дает Письмо Минфина от 24.08.2018 № 03-01-11/60358.

В письме говорится, что сохраняются:

  • льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения НДС;
  • пониженная ставка НДС в размере 10%, которая применяется в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

С целью поддержки бизнеса для налогоплательщиков предусмотрена возможность добровольного выбора оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики вправе применять в отношении осуществляемой деятельности специальные налоговые режимы.

  • Услуги по предоставлению в аренду имущества, оказываемые после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключены до указанной даты.

в этом случае договора придется пересмотреть: внести дополнительные соглашения и учесть в них повышение ставки НДС, а это может повлиять на повышение цены договора.

Ставка НДС в размере 20% применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Что касается определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется оказание услуг по предоставлению в аренду имущества, то данный вопрос регулируется нормами части первой Гражданского кодекса, разъяснения по применению, которого к компетенции Минфина не относятся.

Новая форма декларации по НДС в 2019 году

Декларацию по НДС и книгу продаж в 2019 году придется заполнять по новым формам. В новой редакции нужно обратить внимание на разделы 3, 9 и также приложение № 1 к разделу 9.

Раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1 — 4 статьи 164 НК РФ»: появятся строки для внесения налоговой базы и суммы налога, рассчитанной по ставкам 20% и 20/120. При этом строки для указания аналогичных показателей для ставок 18% и 18/118 останутся.

Появятся новые строки:

  • Строка 043 — для организаций, которые отказались от применения нулевой ставки НДС.
  • Строка 044 — для участников системы tax-free. Также для них появится строка 135, чтобы указывать вычет.

Раздел 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период»: появятся строки 036 для указания кода вида товара (вносится теми, кто экспортирует товары в страны ЕАС). Строки дублируются под номером 116 в приложении к разделу 9.

Также раздел 9 и приложение № 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж» дополнятся строками, в которых отражается стоимость продаж и налог, который исчислен по ставке 20%.

Калькулятор НДС

Рассчитать НДС можно как вручную, так и с помощью калькулятора НДС онлайн. Для этого достаточно указать цену и ставку НДС.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Повышение НДС
После повышения НДС цены в магазинах вырастут. ФОТО PIXABAY.COM

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

С 2019 года в России будет увеличен НДС. Сейчас ставка составляет 18 %, вырастет она на два процентных пункта и будет равна 20%. Чего ждать простым россиянам?

Куда пойдут деньги с налогов?

Увеличение НДС на 2 процента даст бюджету ежегодно 600 млрд рублей. Деньги пойдут на реализацию майских указов президента.

«Деньги не исчезнут, их получат другие адресаты. Сейчас правительство говорит, что за счет этих средств повысятся пенсии. Возможно, что средства будут направлены и на другие цели. Эти деньги обезличены. Попали в бюджет, а дальше их перераспределяют», - отмечает экономист Денис Ракша.

Напомним, Владимир Путин пообещал России настоящий экономический прорыв. Для этого будут улучшены все сферы жизни страны. На реализацию указов президента правительство должно изыскать 8 трлн рублей. Чтобы получить средства в стране обещают поднять пенсионный возраст и увеличить налоги. Таможня тоже предложила пополнить федеральную казну. Сделано это будет за счет посылок из иностранных интернет-магазинов. Планируется, что с каждого отправления, которое приходит в Россию, будут взимать по 110 рублей.

Что подорожает из-за повышения НДС?

Подорожают все товары и услуги, в которых заложен НДС. То есть, продукты питания, коммунальные и сервисные услуги, проезд на общественном транспорте, услуги салонов красоты и медицинских центров.

На социально значимые товары, такие как хлеб и молоко, лекарства и товары для детей останется льготная ставка НДС. Данную категорию не должно затронуть подорожание.

Повышение НДС не затронет цену на бензин. Она растет исходя из других налоговых и торговых механизмов.

Насколько вырастут цены из-за НДС?

Что бы не говорили в правительстве, НДС всегда платит конечный потребитель.

«Как бы не была длинна цепочка перепродаж товара или превращения сырья в товар, в конце цепочки всегда будет стоять потребитель. Это не обязательно физическое лицо, может быть государство. Минфин говорит, что объем собираемого НДС вырастет на 600 млрд в год, вот конечный потребитель его и заплатит», - разъясняет EG.RU экономист Денис Ракша.

Если увеличение заявлено на два процента, то именно они должны добавиться к существующим ценникам. На деле же все не так просто.

«Ценообразование-это процесс, который не регулируется нормативно, а регулируется рынком. Как правило, повышение всегда больше ставки НДС. То есть в реальных цифрах в магазинах все подорожает не на два процента, а гораздо больше», - поясняет EG.RU Наталья Корниенко, директор Центра развития налоговой системы РАНХиГС.

Как повышение НДС повлияет на кредиты?

Кредиты не должны подорожать, рассуждают специалисты. К налогам они не имеют никакого отношения. Но никто не берется утверждать, что процентные ставки не вырастут.

Что касается инфляции, то в Центробанке уже отметили, что нынешний уровень инфляции в 2,5 процента позволяет легко пройти через повышение НДС.

«По нашему прогнозу, инфляция может только временно подняться чуть выше цели, до 4,5%, в следующем году и потом вернется к 4%», - цитирует «Интерфакс» слова Эльвиры Набиуллиной.

Глава ЦБ отметила, что такая инфляция идеально «подходит для нашей экономики, защищает кошельки граждан, дает бизнесу возможность планирования, способствует повышению эффективности предприятий».

Юридический консультант ООО "Солантек" (Санкт-Петербург), к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

Ставка НДС с 1 января 2019 года увеличена с 18% до 20% (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", далее – Закон № 303-ФЗ). На практике возникла неопределенность в вопросе о том, каким образом должно распределяться бремя увеличения налоговой нагрузки между юридическим и фактическим плательщиками налога по сделкам, заключенным до 1 января 2019 года? Данные термины, сразу оговорюсь, заимствованы из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П применительно к другому косвенному фискальному платежу – налогу с продаж, который сегодня не входит в систему налогов РФ. Ответ на этот вопрос уже сформулирован (с поправкой на известную казуистичность фактических обстоятельств дела, которые тем не менее, являются довольно массовидными в коммерческой практике заключения гражданско-правовых договоров) на весьма убедительном уровне суда кассационной инстанции – об этом поговорим ниже. Поскольку мне пришлось отстаивать в итоге восторжествовавшую правовую позицию на стороне фактического плательщика, позволю себе предварить судебный прецедент кратким изложением использованной в суде аргументации.

Как известно, налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения и представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 53, ст. 164 Налогового кодекса). Законодательная конструкция исходит из первичности определения гражданско-правового измерителя хозяйственной операции в виде такого существенного условия как цена сделки для целей выведения величины публично-обязательных налоговых изъятий.

Что касается НДС, то обязанность налогоплательщика (или налогового агента, указанного в п. 4, п. 5-5.1 ст. 161 НК РФ) предъявить к оплате покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога возникает при их реализации или передаче дополнительно к установленному сторонами гражданско-правовой сделки цене (тарифу). Причем, предъявляемая сумма налога исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля применяемых цен (тарифов) (п. 1-2 ст. 168, подп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ).

В то же время Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 1 ст. 45 НК РФ внесена новелла, позволяющая уплачивать налоги за третьих лиц: "уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога" (норма вступила в силу с 1 января 2017 года согласно п. 3 ст. 13 указанного закона). Таким образом, может показаться, что новая ставка НДС обязывает фактического плательщика уплатить разницу в пользу юридического плательщика, если презюмировать непогрешимость налогового законодателя в части формулирования условий реализации фискальной обязанности (п. 6 ст. 3 НК РФ) и огульно применять принцип истолкования неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Попутно заметим, что нормы п. 3 ст. 7, ст. 9 НК РФ нуждаются в корректировке с включением в состав иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, также фактических плательщиков налогов и сборов. В противном случае, при разрешении рассматриваемой коллизии юридический налогоплательщик будет пользоваться преференциями в истолковании в его пользу налогового закона без каких-либо формально-логических оснований. Однако учитывая универсальный принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), спорную ситуацию нельзя разрешать автоматически в пользу юридического плательщика НДС.

Однако при более тщательном анализе можно сделать прямо противоположный практический вывод – тяготы "налогового маневра" должен нести как раз юридический, а не фактический налогоплательщик в виду нижеследующего:

1. Ставка НДС включается в цену (тариф) договора, что означает по сути применение сторонами расчетного метода на стадии согласования воль, с помощью которого их имущественные интересы балансируются на том уровне встречных имущественных удовлетворений, когда сумма брутто-платежа (включая НДС) адекватна справедливой оценке плательщиком своей экономической выгоды от предоставления определенного имущественного эквивалента (например, транспортного средства по договору финансовой аренды (лизинга)).

2. Цена договора не подлежит автоматическому пересмотру на величину законодательного повышения ставки НДС. Ведь Закон № 303-ФЗ не предусматривает в качестве переходных положений императивность (а с учетом его отраслевой принадлежности к актам законодательства РФ о налогах и не может вторгаться в зону ответственности гражданского законодателя) корректировки условий гражданско-правовых сделок, а лишь новеллизирует режим налогообложения хозяйственных операций, опосредующих реализацию товаров (работ, услуг) по длящимся правоотношениям, возникшим до 1 января 2019 года.

Этот вывод подтверждается, в частности разъяснениями фискальных органов:

2.1. "Исключений по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Закона № 303-ФЗ, и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, указанным Законом № 303-ФЗ не предусмотрено…. В этой связи внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Вместе с тем, стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав в связи с изменением налоговой ставки по НДС" (Письмо ФНС России от 23 октября 2018 г. № СД-4-3/20667).

2.2. "Что касается определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется реализация товаров (работ, услуг), то данный вопрос регулируется нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения по применению которого к компетенции Минфина России не относятся" (Письмо Минфина РФ от 7 сентября 2018 г. № 03-07-11/64045).

2.3. В Письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 октября 2018 г. № 03-07-11/78170 содержится ответ на следующий вопрос налогоплательщика:

"… с учетом того, что цена по договору не изменится, и увеличение общей стоимости товаров (работ, услуг) за счет увеличения налоговой ставки не будет оплачиваться (компенсироваться) организацией-покупателем, означает ли, что часть исчисленного по счету-фактуре при отгрузке НДС (в размере 2%) организация-продавец должна начислить и уплатить за счет собственных средств?" Фискальный орган признает правомерность и допустимость начисления и уплаты части исчисленного по счету-фактуре при отгрузке НДС (в размере 2%) организацией-продавцом за счет собственных средств и подчеркивает, что "в случае если налогоплательщиком сумма НДС, которая должна быть предъявлена покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается за счет собственных средств, то такая сумма НДС в целях налогообложения прибыли не учитывается".

2.4. Согласно Письму Минфина России от 28 августа 2018 г. № 24-03-07/61247 по вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость "риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке".

3. Согласно Решению Верховного Суда РФ от 2 апреля 2019 г. № АКПИ19-4 , федеральный законодатель, изменяя размер ставки налогообложения, применяемой в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 г., со дня вступления в силу таких положений Закона № 303-ФЗ не ввел норму, предусматривающую изменение с 1 января 2019 года цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС.

4. По смыслу правовой позиции, последовательно выраженной в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и в Определении Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. № 308-ЭС17-9467 по делу № А32-4803/2015: если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая заказчику исполнителем сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ). По смыслу приведенных разъяснений в гражданско-правовых отношениях заказчика и исполнителя сумма НДС является частью цены связывающего их договора, которая вычленяется (если иное не следует из условий сделки) из этой цены для целей налогообложения. Таким образом, если НДС действительно включен в цену договора, то ее актуальная (действующая на момент исполнения обязательства) ставка подлежит вычленению расчетным методом юридическим налогоплательщиком без увеличения конечной цены договора.

2.6. В Определении Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 № 308-ЭС17-9467 по делу № А32-4803/2015 констатируется, что риск любых неблагоприятных последствий в связи с неправильным пониманием налогового законодательства (в данном случае позиция применима по аналогии, поскольку спорные ситуации по поводу ставки НДС возникают в результате новации налогового законодательства, которую стороны не могли предвидеть при заключении договора) несет именно налогоплательщик (буквально по тексту судебного акта: "при заключении сделок стороны исходя из принципа свободы договора (ст. 421 Гражданского кодекса) не согласовали отступление от общего правила, согласно которому риск неправильного понимания налогового законодательства при определении окончательного размера цены приходится на обязанное по налоговому законодательству лицо – налогоплательщика (исполнителя)…").

3. В качестве средства давления налогоплательщики используют обычно такие нечестные методы ведения бизнеса как выставление счетов-фактур с измененной (на дельту ставки НДС) ценой договора. В случае неминуемого отказа со стороны налогового органа фактическому налогоплательщику в праве на налоговый вычет по "входящему" НДС по причине неправильно оформленных первичных документов (Правила заполнения счетов-фактур, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137; Письмо Минфина РФ от 18 сентября 2014 г. № 03-07-09/46708 ("таким образом, счета-фактуры, в которых неверно (в том числе с арифметическими ошибками) указаны стоимость товаров (работ, услуг) и сумма налога на добавленную стоимость, не могут являться основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость"); Письмо Минфина РФ от 30 мая 2013 г. № 03-07-09/19826 и др.), последний вправе предъявить в адрес недобросовестного контрагента требование о возмещении понесенных в результате этого убытков (в сумме недополученного налогового возмещения за каждый налоговый период), включая также сумму упущенной выгоды в результате невозможности использования денежных средств для финансирования корпоративных проектов; пополнения оборотных средств и т.д., а также судебных издержек.

Указанная выше правовая возможность прямо предусмотрена Постановлением ВАС РФ от 23 июля 2013 г. № 2852/13 по делу № А56-4550/2012 (см. также постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2016 г. № 06АП-124/2016 по делу № А73-15354/2015).

4. По смыслу ст. 450-451 ГК РФ незначительное увеличение согласно Закона № 303-ФЗ ставки НДС практические невозможно признать существенным изменением обстоятельств, влекущим для покупателя товаров (работ, услуг) обязательность согласования новой цены услуг, скорректированной на дельту ставок НДС, поскольку для этого требуется наличие одновременно следующих условий (п. 2 ст. 451 ГК РФ):

1) "в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет". Зачастую информация о законодательной инициативе становится публично доступной уже после заключения договора;

2) "изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота". Это условие в принципе невозможно выполнить с учетом отсутствия в российском конституционном праве института лоббирования;

3) "исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора". Применительно к цене договора сумма дополнительного налогового изъятия составляет крайне незначительную величину в абсолютном и относительном выражении. Скорее, наоборот, изменение цены договора на 2%, например, для компаний ИТ-сектора может повлечь невыгодность его с финансовой точки зрения в виду того, что данные субъекты предпринимательской деятельности обычно пользуются льготой по "исходящему" НДС (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

4) "Из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона".

Как видим, для применения принципа rebus sic stantibus не выполняются, как минимум, три из императивно установленных условий.

Сумма НДС включена в цену договора и ее изменение возможно только на основании двустороннего волеизъявления сторон. При этом в силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1), если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2).

В Законе № 303-ФЗ не предусмотрено обязательное изменение условий гражданско-правовых договоров, поэтому возможные требования юридического налогоплательщика не основаны на законе и являются ничем иным как экономическим давлением.

На основании изложенного выше, в большинстве случаев единственным вариантом адаптации условий гражданско-правовой сделки, заключенной до 1 января 2019 года к условиям повышенной ставки НДС, является согласование новых коммерческих условий между сторонами на основе принципов свободы договора и автономии воли (п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ).

Приведенная выше аргументация легла в основу правовой позиции организации по делу № А40-217162/2019, которое закончилось вынесением Постановления АС Московского округа от 30 июля 2020 г. в его пользу, признавшим, что в отношениях сторон цена договора лизинга окончательно сформирована в тех размерах, которые указаны в договоре, сумма налога на добавленную стоимость в размере 18% была включена в цену договора лизинга и ее изменение возможно только на основании двустороннего соглашения сторон, которое сторонами не заключалось, отказал в удовлетворении исковых требований.

Креативный разум опытного юриста на основании изложенной выше правовой аргументации наверняка окажется в состоянии сделать соответствующие прагматические выводы в интересах своего работодателя или клиента. В частности, допускаю возможность предъявления исков о признании недействительными (ст.167-168 ГК РФ) дополнительных соглашений к "длящимся" договорам (периоды действия которых охватывают диапазон до и после 2019 г.) об увеличении цены договора на дельту ставки НДС и о применении последствий недействительности сделки в виде односторонней реституции излишне уплаченных сумм компенсации фактического увеличения цены договора. Например, возможно использовать отсылку к существенному заблуждению относительно предмета и/или природы сделки (подп. 2-3 п. 2 ст. 178 ГК РФ).

Читайте также: