Льготы по ндс в рб

Опубликовано: 18.05.2024

Bankchart рассказывает, что такое НДС, как рассчитывается налог, как осуществляется возврат налога на добавленную стоимость.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое НДС?
  2. Объекты налогообложения
  3. Плательщики НДС
  4. Ставки НДС в РБ
  5. Расчет НДС
  6. Возврат НДС
  7. Электронная счет-фактура по НДС
  8. Льготы по НДС
  9. НДС в Украине

Что такое НДС?

Наверное, многие из нас, делая покупку в том или ином магазине, видели в товарном чеке аббревиатуру НДС. Многие, наверное, даже знают, как она расшифровывается. Но, что это такое, знают, далеко, не все. Итак, что такое НДС и «с чем его едят», пробуем сегодня разобраться.

Налог на добавленную стоимость или НДС – один из наиболее распространенных косвенных налогов, взимаемый в большинстве стран мира. Суть сего налога состоит в том, что к цене реализуемого товара или предоставляемой услуги прибавляется надбавка в виде процента от их стоимости.

Для лучшего восприятия вышенаписанной информации, приведем пример.

Допустим, вы владелец компании, которая использует общую систему налогообложения. Ваша компания произвела продукт, стоимость которого составила 400 белорусских рублей. Перед тем, как отправлять сей продукт на прилавки магазина, согласно законодательству РБ, необходимо к указанной нами стоимости добавить 80 рублей (20% от 400 рублей). Получится 480 белорусских рублей, это будет цена вашего товара. Где 400 руб. – себестоимость, 80 руб. – НДС.

Но если, допустим, в цену сырья (например, 100 руб.), которое вы закупили для производства своего продукта, поставщиком также был заложен налог в размере 20% (то есть, 20 руб.), тогда при расчете НДС необходимо будет вычесть эти 20 руб. из 80 руб. В итоге вашей компании придется уплатить НДС, согласно данному примеру, в размере 60 бел. руб.

Приведенные нами расчеты являются достаточно упрощенными. На самом же деле все расчеты выглядят значительно сложнее.

Объекты налогообложения

Объектами обложения при расчете НДС в Республике Беларусь принято считать:

  • стоимость ввозимых на территорию РБ товаров;
  • обороты по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории страны.

Плательщики НДС

В первом пункте мы разобрали понятие налога на добавленную стоимость и его суть. Во втором – мы узнали, что же является объектами обложения по НДС. Пришло время выяснить, кто же является плательщиками сего налога.


Кстати, необходимо отметить, не признаются плательщиками НДС юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют упрощенную систему налогообложения (УСН).

Ставки НДС в РБ

В примере, описанном в первом пункте нашей статьи, мы взяли для расчета ставку в размере 20%, так как сия ставка является общей и применяется в большинстве случаях. Но существуют и другие размеры ставок: 25%, 10% и 0%. В каких случаях применяется каждая из перечисленных, смотрите ниже в таблице.


Также могут применятся ставки в размерах 9,09%, 16,67% и 0,5%. Первые две актуальны в случаях продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС. Ставка же на уровне 0,5% применяется в случаях, когда в страну из государств-членов Таможенного союза ввозятся алмазы и другие драгоценные камни для производственных нужд.

Расчет НДС

Многие предприниматели (настоящие или будущие) могут задаться вопросом: «Как посчитать НДС?» или «Как рассчитывается НДС?».

В силу развития современных технологий и свободного доступа к сети интернет, произвести расчет НДС достаточно просто. Необходимо лишь найти и использовать НДС калькулятор.

Так же для расчета можно использовать две простые и широко распространенные формулы:

Формула расчета НДС (для начисления):

НДС = Цена без НДС х 0,2 + Цена без НДС

Формула расчета НДС (выделить НДС)

НДС = Цена с НДС х 20/120

Возврат НДС

Теперь хотелось бы поговорить о таком явлении как возврат НДС. Данный пункт статьи будет актуальным, в первую очередь, любителям попутешествовать и чего-нибудь прикупить за границей.

Думаю, многие из нас слышали о таком понятии, как Tax Free – системе возврата НДС иностранным гражданам за приобретенные товары на территории государства при выезде из него. Целью сей системы является стимулирование импорта. Так как часть потраченной вами суммы возвращается, процесс осуществление покупок кажется намного привлекательным.

На размер суммы возврата влияют несколько факторов:

  • ставка НДС, принятая в том государстве, где был приобретен товар;
  • минимальна стоимость покупки, с которой возвращается НДС;
  • срок подачи заявления о возврате;
  • срок действия таможенной печати.

Нужно отметить, возврат средств осуществляется не по всем группам товаров (например, при покупке ювелирных изделий или продуктов питания).

Имейте ввиду, как правило, возврат осуществляется через компании-посредники, а они взимают комиссию (% от суммы возврата) за свои услуги. Получить же возврат можно либо на банковскую карту, либо наличными в одном из пунктов Tax Free cash Refund.

Основные правила для Белорусов, осуществляющих покупки за пределами РБ и желающих получить возврат НДС по системе Tax Free:


Электронная счет-фактура по НДС

Все расчеты по НДС возникшие в результате совершения сделки между продавцом и покупателем должны отражаться в предусмотренном для этого документе. Этим документом является электронный счет-фактура (ЭСЧФ). Также ЭСЧФ служит основанием для вычета налога на добавленную стоимость и контроля правильности совершения сделок.

Форма этого документа утверждается Министерством по налогам и сборам. И заполняется на портале сего же министерства.

Нужно отметить, ЭСЧФ не является первичным документом, поэтому счет-фактура по НДС формы СФ-1 является до сих пор обязательным для заполнения документом.

В каких случаях составляется и не составляется электронный счет-фактура?


Льготы по НДС

На сегодняшний день, в Республике Беларусь существует перечень работ и услуг, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. В их число входят:

  • медицинские услуги;
  • ветеринарные мероприятия;
  • услуги, связанных с организацией похорон;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) для физических лиц, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства;
  • туристические услуги;
  • работы (услуги) в области космической деятельности.

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

1. Письмо 18.01.2021 № 2-2-13/00095 «О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 512»

В части НДС в данном письме разъясняется:

1) как осуществляется зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС.

Согласно п.п. 1.1 п. 1 Указа № 512 продлен по 31 марта 2021 г. срок отчетных периодов, за которые плательщикам, перечисленным в перечне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 282 «Об определении перечня плательщиков» (с дополнениями), осуществляется зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом в установленном порядке решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы.

2) порядок пересчета НДС и выставление ЭСЧФ в связи с мораторием на увеличение базовой арендной величины и арендной платы.

П.п. 1.6 п. 1 Указа № 512 предусмотрено, что срок действия моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом продлен по 31 марта 2022 года. Необходимо обратить внимание, что действие данной нормы распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г, то есть на прошлый период.

При перерасчете арендной платы в сторону уменьшения за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. корректировка налоговой базы НДС производится арендодателем на основании статьи 129 НК в текущем периоде, т. е. в 2021 году на основании согласованного арендодателем и арендатором уменьшения стоимости услуг (арендной платы), выставленного арендодателем дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, подписанного арендатором электронной цифровой подписью, в случае если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП арендатором.

Отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации применительно к дате подписания арендатором ЭЦП дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного арендодателем, производится в порядке, установленном п. 4 статьи 129 НК.

Корректировка налоговых вычетов в сторону уменьшения производится арендатором на основании п. 18 с. 133 НК в том отчетном периоде, на который приходится согласованное арендодателем и арендатором в установленном порядке уменьшение стоимости услуг (арендной платы).

Таким образом, корректировки делаются не в 2020 году, а в 2021 году.

Подробнее с Письмом можно ознакомиться на сайте МНС по ссылке: nalog.gov.by

2. Письмо МНС Республики Беларусь от 15.01.2021 № 2-1-10/00078 «О налоге на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг»

К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере ноль (0) процентов, относятся в том числе транспортно-экспедиционные услуги, которые обязуется выполнить и (или) организовать выполнение экспедитор на основании договора транспортной экспедиции с клиентом (грузоотправителем, грузополучателем или экспедитором – в случае, если экспедитор привлекает другого экспедитора), если такие услуги связаны с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта по установленным Кодексом маршрутам (пункт 2 статьи 126 Кодекса).

То есть, с 01.01.2021 транспортно-экспедиционные услуги признаются экспортируемыми, если они оказываются:

  1. только по договору транспортной экспедиции, предусматривающему выполнение экспедитором услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов;
  2. только клиенту, являющемуся грузоотправителем, грузополучателем или экспедитором, – в случае, если экспедитор привлекает другого экспедитора.

К экспортируемым транспортно-экспедиционным услугам не относятся оказываемые по отдельно заключенному договору, не предусматривающему организацию и (или) обеспечение международной перевозки груза:

  1. вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» в категории 52.29.20.100;
  2. консультационные услуги по вопросам организации международных перевозок грузов, информационные услуги, связанные с международной перевозкой грузов;
  3. услуги по хранению грузов.

С 01.01.2021 не изменился порядок применения нулевой ставки НДС при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров. К таким услугам также относятся услуги таможенных представителей.

3. Письмо МНС Республики Беларусь от 31.12.2020 № 2-1-9/02663 «О ставках НДС с 01.01.2021»

Данным письмом разъясняется порядок взимания НДС по продовольственным товарам и товарам для детей, лекарственным средствам, медицинским изделиям.

1) С 01.01.2021 отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь, при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20 % вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10 %.

Следует обратить внимание, что Указ Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 (ред. от 18.02.2017) «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей».

2) С 01.01.2021 при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий (в т.ч. протезно-ортопедических изделий), при их ввозе на территорию Республики Беларусь применяется ставка НДС в размере 10 процентов (ранее применялось освобождение от НДС).

Применение ставки НДС в размере 10 % зависит от регистрации лекарственных средств, медицинских изделий в соответствующих государственных органах без соблюдения ранее обязательных условий привязки товара к коду единой ТН ВЭД ЕАЭС и использования товара в медицинских целях.

Необходимо обратить внимание, что согласно п.п. 26.2 п. 26 статьи 133 НК плательщики имеют право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС при отмене ранее установленного освобождения от налогообложения. При этом, выделение суммы НДС для вычета осуществляется из остатков товаров, имеющихся на дату отмены ранее установленного освобождения от налогообложения:

  1. на основании подписанного электронной цифровой подписью ЭСЧФ;
  2. путем самостоятельного выделения для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе этих товаров и отнесенных на увеличение их стоимости или включенных в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении.

Вычет сумм «входного» НДС, приходящегося на такие товары, осуществляется в полном объеме независимо от суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Справочно:

До 1.01.2021 суммы «входного» НДС, приходящегося на товары, по реализации которых применялось освобождение от НДС, к вычету не принимались, а относились на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

3) при изменении порядка исчисления НДС (в т.ч. ставок налога) новый порядок исчисления применяется:

  1. в отношении товаров, отгруженных с момента изменения порядка исчисления НДС;
  2. в отношении предметов лизинга, момент передачи которых в лизинг, определяемый в соответствии с п. 9 статьи 121 НК, наступил с момента изменения порядка исчисления НДС;
  3. в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу в соответствии с п. 4 статьи 120 НК.

При изменении порядка исчисления НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров с территории государств – членов Евразийского экономического союза (в т.ч. ставок налога), новый порядок исчисления применяется в отношении товаров, принятых на учет с момента изменения порядка исчисления НДС.

4) переходный период для НДС до 1 февраля 2021

Не позднее 1 февраля 2021 г. подлежат пересмотру цены (в части включения в них НДС в необходимой сумме) на остатки:

  1. продовольственных товаров, товаров для детей, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 г., ставка НДС при реализации которых с 1 января 2021 г. увеличивается с 10 до 20 процентов;
  2. лекарственных средств, медицинских изделий, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 г., ставка НДС при реализации которых с 1 января 2021 г. устанавливается в размере десять (10) процентов.

5) Разъясняется порядок увеличения налоговой база НДС при увеличении на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению).

6) Разъясняется порядок начисления НДС по договорам комиссии

7) Разъясняется порядок исчисления НДС по отгруженным на экспорт товаров в 2020 году. Так истечение установленного для подтверждения факта экспорта срока приходится на 2021 год, исчисление НДС по истечении указанного срока производится исходя из порядка налогообложения НДС, действовавшего в 2020 году.

Подробнее с разъяснениям можно ознакомится на сайте МНС по ссылке: nalog.gov.by

4. Совместное письмо Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.01.2021 № 5-1-8/3 2-1-9/00016 «О применении налога на добавленную стоимость»

Согласно данного письма Положения НК не применяются при реализации остатков товаров в период с 1 января 2021 г. и до приведения цен на них в соответствие с НК, но не позднее 1 февраля 2021 г. Необходимо обратить внимания, что данные нормы не распространяются на организации с оптовой торговлей.

При осуществлении розничной торговли имеют право на приведение цен в соответствие на остатки товаров, имеющихся на 1 января 2021 г. не позднее 1 февраля 2021 г., независимо от того, когда при внутреннем перемещении в пределах одного плательщика (например, со склада в торговый объект) данные остатки товаров поступили в торговый объект (объект общественного питания или иной объект – для осуществления розничной торговли).

Подробнее можно ознакомится по ссылке: nalog.gov.by

5. Письмо Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.01.2021 № 2-1-9/00014 «О налогообложении НДС мучных кондитерских изделий с 01.01.2021»

С 01.01.2021 отдельные позиции продовольственных товаров при их реализации на территории Республики Беларусь, при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

Товары, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1905 90 600 0, 1905 90 900 0 (включая и мучные кондитерские изделия), как до 01.01.2021, так и с 01.01.2021 облагаются НДС по ставке в размере 10 процентов.

Подробнее с письмом можно ознакомится на сайте МНС: nalog.gov.by

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Для целей данной статьи под жадностью следует понимать человеческую «добродетель», которая помогает людям быть бережливыми, разумными, способными здраво оценивать ситуацию и не переусердствовать с пополнением государственного бюджета. Не путаем со скупостью. Под ленью следует понимать источник вечных открытий и двигатель прогресса. Нежелание тратить свое драгоценное время на скучную лексику нормативно-правовых актов.

И вот для таких жадных и ленивых, но очень предприимчивых, удачливых и настойчивых мы расскажем о некоторых льготах по НДС, которыми можно воспользоваться, ничуть не рискуя оказаться наказанными за свою жадность в хорошем смысле этого слова.

Определение налоговым льготам, как и их видам, даны в Налоговом кодексе в ст. 43. Проще говоря, это расширенные возможности, преференции отдельных субъектов хозяйствования над возможностями всех остальных в рамках законодательства.

А рассмотрим мы самые популярные льготы по НДС, позволяющие создавать разные направления деятельности в существующих организациях, открывать новые предприятия, создавая дополнительные рабочие места, извлекать прибыль, уплачивать установленные налоги и повышать благосостояние нашего общества.

На основании ст. 94 Налогового кодекса РБ от налога на добавленную стоимость на территории нашего государства освобождается реализация лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения, медицинских услуг (нелечебные косметологические процедуры сюда не входят) и ветеринарных услуг. Перечни услуг, техники, лекарственных средств утверждаются Президентом Республики Беларусь. Нужно отметить, что наличие в перечне конкретной услуги еще не факт того, что льготу можно применить, например, для ветеринарных услуг необходима еще и лицензия.

Не облагаются НДС обороты по реализации ритуальных услуг, работ по уходу за могилами, надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению, по перечню таких услуг и работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.

Выручка от реализации изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства по перечню таких изделий, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, также освобождена от налогообложения.

Для тех, кто выполняет работы или оказывает услуги физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, предусмотрена льгота по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие платные услуги в сфере образования, могут воспользоваться льготой для образовательных программ дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования, для образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, для образовательных программ дополнительного образования взрослых (за некоторыми исключениями).

Также освобождаются от налогообложения услуги, сопутствующие получению образования, такие как проведение репетиционного тестирования, прием и оформление документов для участия в централизованном тестировании, проведение предварительной защиты квалификационной научной работы (диссертации) и рассмотрение квалификационной научной работы (диссертации) советом по защите диссертаций, репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию).

Очень интересное и набирающее популярность в нашей стране направление - экскурсионные туры оказались в списке льготников. Налогоплательщики, оказывающие туристические услуги по организации путешествий туристов в пределах РБ по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом Республики Беларусь, услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых в пределах РБ, могут рассчитывать на приятные бонусы.

И если, например, руководство организации приняло решение оказывать для физических лиц услуги парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, по ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров, полученную выручку, также можно освободить от налога на добавленную стоимость.

Льготы по НДС можно применить не только по объектам на территории РБ, но и при ввозе. Об этом подробно описано в ст. 96 Налогового кодекса.

Ну и в обязательном порядке помним, что для того, чтобы льготу применить, нужно обосновать право на ее получение соответствующими документами. При подаче налоговой декларации по НДС необходимо подготовить Справку о размере и составе использованных льгот по НДС (приложение № 1 к форме декларации).


Одним из основных недостатков делового климата в Беларуси является сложность и изменчивость налогового законодательства, связанного с исчислением и уплатой налогов. Если добавить сюда постоянное усложнение системы налогового администрирования и ужесточение системы наказаний, то создаются существенные налоговые барьеры для развития бизнеса.

Существенно упростить работу предприятий может система налоговой оптимизации, позволяющий минимизировать уровень налоговой нагрузки на основе экономических расчетов и правовых особенностей налогообложения в Беларуси. При этом сразу же отметим, что налоговая оптимизация – это уменьшение уровня налоговой нагрузки законными методами без применения теневых противозаконных схем, которые в долгосрочной перспективе являются экономически неэффективными, так как ведут к наказанию со стороны государства и соответственно к убыткам для бизнеса.

Наиболее сложным и обременительным для бизнеса, работающего в Беларуси, является налог на добавленную стоимость (далее – НДС). При этом сложность и многоступенчатость начисления НДС, содержит в себе, как недостатки (сложности в исчислении), так и некоторые преимущества (множество вариантов для налоговой оптимизации). На примере НДС можно продемонстрировать практически все методы и способы налоговой оптимизации налогов в Беларуси.

Не платить НДС законно

Первым и наиболее простым элементом налоговой оптимизации любого налога является выбор такой системы налогообложения, которая позволяет не уплачивать данный налог. Белорусским налоговым законодательством предусмотрена такая форма организации ведения бизнеса при которой НДС не уплачивается законно. В современном действующем белорусском налоговом законодательства такой формой налогообложения является упрощенная система налогообложения.

Сразу же отметим, что данная система налогообложения может быть использована не всеми представителям бизнеса, а только субъектами малого предпринимательства. К таковым по белорусскому налоговому законодательству в 2017 году относят предприятия с численностью работников до 50 человека и валовой выручкой до 1 058 400 рублей в год. Кроме того, могут не платить НДС и индивидуальные предприниматели, если их валовая выручка в 2017 году не превысила 168 900 рублей.

По сложившейся белорусской законодательной практике данный пороговый уровень ежегодно изменяется. В этой связи для тех представителей бизнеса, которые планируют не платить НДС, необходимо ежегодно уточнять пороговое значение выручки позволяющей применять упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС.

Кому выгодно работать без уплаты НДС? В первую очередь, это выгодно для индивидуальных предпринимателей, у которых не всегда достоточно экономических знаний для правильного ведения налогового учета НДС. С 2017 года, с момента обязательного введения электронных-счетов фактур по НДС, система начисления и уплаты НДС существенно усложнилась и требует много затрат времени и хороших знаний налогового законодательства.

Во вторую очередь не платить НДС выгодно и вновь создаваемым предприятиям, у которых на начальной стадии не определены перспективы развития бизнеса и нет достаточных финансовых средств для содержание квалифицированной бухгалтерской службы. Последнее, как отмечалось ранее, весьма необходимо для правильного ведения налогового учета при начислении и уплате НДС.

В-третьих, работать без уплаты НДС выгодно небольшим предприятиям, имеющим валовую выручку в пределах установленных законодательством лимитов. Упрощенный режим налогообложения без уплаты НДС позволяет вести упрощенный бухгалтерский и налоговый учет, то есть фактически предполагает ведение учета доходов, без обязательного ведения учета расходов предприятия. Последнее позволяет экономить денежные средства на содержание бухгалтерии и во многом снижает документооборот и расходы на содержание управленческого персонала на предприятии.

Какие ограничения существуют для упрощенной системы налогообложения без НДС? Помимо выгод применение упрощенной системы налогообложения имеет и ряд ограничения, снижающих экономическую эффективность его применения или не позволяющих его применять вовсе.

Во-первых, законодательством установлены количественные ограничения по выручке и количеству работников, которые не позволяют предприятиям применять данную систему налогообложения при превышении валовой выручки определенного уровня. Сразу же отметим, что налоговая оптимизация является дополнительным инструментом повышения эффективности ведения бизнеса и не должна являться простой самоцелью: “Налоговая оптимизация ради оптимизации”. Если в результате ведения бизнеса предприятие превысило размер установленных законом ограничений по выручке, то оно должно применять другие варианты налоговой оптимизации исходя из особенностей работы предприятия, а не пытаться искусственно ограничивать свой валовый доход. Налоговая оптимизация применима для предприятий любой организационно-правовой формы и любого размера валовой выручки и поэтому должна следовать вслед за развитием предприятия, а не наоборот.

Во-вторых, особенностью налогового законодательства Беларуси предусмотрено обязательная уплата НДС при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь. То есть для предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность сохраняется обязанность уплаты внешнеэкономического НДС. Это значит для этой категории предприятий и индивидуальных предпринимателей налоговый экономический эффект от применения упрощенной системы налогообложения без НДС будет нивелирован необходимостью уплаты внешнеэкономического НДС, а значит максимально оптимизировать налоговую нагрузку за счет неуплаты НДС не получиться.

В-третьих, ограничением для применения упрощенной системы налогообложения без НДС является законодательно установленное ограничение по видам деятельности, при осуществелнении которых упрощенная система налогообложения не применяется вовсе. Перечень видов деятельности, которым запрещено применение упрощенной системы налогообложения, установлен в пункте 5 статьи 286 Налогового кодекса Беларуси. К таковым видам деятельности относятся, например, производство подакцизных товаров, сдача зданий, сооружений в аренду, реализация изделий с драгоценными металлами и камнями и другие. Последнее обстоятельство выявляет необходимоть анализа всех аспектов деятельности предприятия (масштаб, вид деятельности, рынки сбыта и закупки, и так далее) при выборе методов налоговой оптимизации НДС.

Выгоды от уплаты НДС

Вторым важным элементом в налоговой оптимизации НДС является поиск таких вариантов организации производственных и управленческих процессов в бизнесе, при которых исчисление НДС становится экономически выгодным. Это может показаться странным, но в белорусском налоговом законодательстве есть такие экономические ситуации, при которых уплачивать НДС с точки зрения оптимизации уровня налоговой нагрузки становится выгоднее, чем НДС не уплачивать.

Так, одной из особенностей белорусского налогового законодательства является возможность применения нулевой налоговой ставки в случае экспорта товаров (работ, услуг). В чем же налоговая и экономическая выгода от применения нулевой ставки по НДС?

Процесс начисления НДС состоит из двух этапов. На первом этапе начисляется НДС на выручку от реализации товаров (работ, услуг). На втором этапе начисленный на выручку НДС уменьшается на сумму НДС, входящего в состав покупаемых товаров (работ, услуг), так называемый “входной НДС”.

В случае экспорта товаров (работ, услуг) предприятие получает двойную налоговую выгоду. Во-первых, НДС на выручку не начисляется, так как применяется нулевая ставка. А, во-вторых, предприятие имеет право возвратить из бюджета или зачесть в счет уплаты других налогов сумму входного НДС, уплаченного при покупке товаров (работ, услуг). В итоге на практике возникают такие ситуации, когда предприятия, у которых основная сумма выручки связана с экспортом, не только не платят налоги, но и возвращают суммы входного НДС из бюджета, так как эти суммы превышают суммы других, исчисленных к уплате налогов.

Какие ограничения для применения нулевой ставки НДС? При применении нулевой ставки НДС возможны два ограничения, затрудняющие его эффективное применение.

Во-первых, далеко не все предприятия, работая в Беларуси, могут вести свой бизнес с исключительной ориентацией на экспорт. Работа на экспорт предполагает наличие у предприятия высококачественного и конкурентоспособного по цене продукта, чего у большинства белорусских предприятий, судя по сальдо внешней торговли Беларуси, нет.

Последнее однако не означает, что белорусский бизнес не может воспользоваться налоговыми преимуществами нулевой ставки НДС. Реализация товаров на экспорт является не только стимулом улучшить финансовое положение предприятия за счет налоговой оптимизации, но и позволяет повысить конкурентоспособность бизнеса на внутреннем рынке, так как стимулирует предприятия к производству высококачественных конкурентоспособных товаров (работ, услуг).

Вторым ограничением в применении нулевой ставки НДС являются административные сложности, возникающие при экспорте товаров в страны с которыми отсутствуют таможенные границы. К таким странам относятся государства члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Россия, Казахстан, Армения и Кыргызстан.

Административной особенностью применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС является длительный и сложный порядок подтверждения нулевой ставки. В случае, когда товары экспортируются в страны, с которыми существует таможенный контроль, нулевая ставка НДС оформляется таможенными документами, на которых ставится отметка о том, что товар пересек границу.

В случае, когда таможенная граница фактически отсутствует, подтверждение нулевой ставки происходит через процедуру оформления иностранным покупателем заявления о ввозе товаров и уплате НДС на территории своего государства. Фактическое применение нулевой ставки в данном случае зависит от порядочности иностранного покупателя, который должен оформить заявление о ввозе товара и уплатить НДС. В противном случае нулевая ставка НДС для белорусского предприятия не будет подтверждена и белорусское предприятие её применить не сможет.

Зависимость от иностранного предприятия покупателя существенно снижает эффективность налоговой оптимизации с использованием нулевой ставки НДС в случае, когда речь идет о новых иностранных покупателях. В этой ситуации при заключении новых контрактов на экспорт предприятие должно закладывать дополнительные 20% в стоимость товара на случай отсутствия подтверждения от иностранного покупателя в форме заявления о ввозе товара. На практике такие случаи часто встречаются и это нужно учитывать при налоговой оптимизации НДС за счет экспорта в страны ЕАЭС.

Налоговые льготы по НДС

Третий элемент налоговой оптимизации НДС состоит в выборе видов деятельности, по которым предоставляются льготы по исчислению НДС, а именно освобождение от исчисления налога. Перечень льготный видов деятельности определен в статье 94 Налогового кодекса.

Использование льгот и освобождений от исчисления налога является одним из основных элементов налоговой оптимизации. Неуплата налога ведет к прямому снижению уровня налоговой нагрузки на предприятие, но в случае НДС имеет и некоторые отрицательные моменты.

Первым отрицательным моментов в применении льгот по НДС является особый порядок отражения в учете входного НДС. Так, в случае применения освобождения от НДС входной НДС относится на затраты предприятия, что увеличивает себестоимость товаров (работ, услуг). Соответственно, увеличиваются затраты и снижается рентабельность в производстве льготных товаров (работ, услуг). Выходом из сложившейся ситуации может быть поиск поставщиков товаров (работ, услуг), которые работают без НДС, что автоматически снижает затраты на сумму входного НДС.

Второй отрицательной составляющей льготирования оборотов по НДС является дополнительный налоговый контроль в ходе проверки. НДС является бюджетообразующим налогом, поэтому все льготы по нему дополнительно контролируются налоговыми органами. Минимизировать данное неприятное обстоятельство можно грамотно организованной системой бухгалтерского и налогового учета, которая позволяет исполнять все требования законодательства и обоснованно пользоваться льготой по НДС.

Уменьшенная ставка НДС

Четвертый элемент в налоговой оптимизации НДС заключается в выборе таких видов деятельности, по которым предусмотрена пониженная ставка налога в 10%. Условия применения ставка НДС в 10% определены в пункте 1.2 статьи 102 Налогового кодекса и касаются производства и продажи продовольствия, продукции растениеводства и животноводства, а также товаров для детей по перечню, утвержденному президентом.

Применение 10%-ой ставки имеет два преимущества. Во-первых, предприятие может использовать пониженную ставку налога, а значит налоговая нагрузка по НДС будет ниже, чем применение стандартной 20% налоговой ставки. Во-вторых, для 10%-ой ставки НДС предусмотрен такой же порядок вычета входного НДС, как и для нулевой ставки. То есть в случае превышения суммы входного НДС над начисленным налогом, предприятие имеет возможность зачесть НДС в другие налоги или возвратить “переплату” налога из бюджета. Последнее обстоятельство существенно оптимизирует уровень налоговой нагрузки по НДС.

Отрицательным моментом в налоговой оптимизации НДС за счет 10%-ой ставки является необходимость постоянного контроля за перечнем льготируемых товаров, который может изменяться, в том числе и в течение года. В этой связи необходимо учитывать возможность изменения законодательства для оперативного изменения подходов к налоговой оптимизации посредством пониженной ставки НДС.

Отсрочка начисления НДС

Пятый элемент налоговой оптимизации НДС заключается в такой организации бизнес процессов, при которой сроки уплаты НДС отодвигаются на максимально возможные — речь идет о выборе по законодательству такой даты отгрузки товаров (работ, услуг). Сразу же отметим, что не для всех случаев и видов деятельности такое возможно, но для некоторых предприятий такой элемент налоговой оптимизации может быть предусмотрен. Все варианты налоговой оптимизации по срокам уплаты НДС определены в статье 100 Налогового кодекса. Мы же здесь остановимся только на одном примере.

Так, например, при осуществлении транспортной деятельности днем оказания услуги по перевозке пассажиров и багажа является или день оформления проездных документов, или день начала осуществления перевозки пассажирова и багажа. С точки зрения налоговой оптимизации выгоднее использовать момент определения НДС по дню начала осуществления перевозки пассажиров и багажа.

Почему так выгоднее? Во-первых, если пассажир покупает билеты заранее, то предприятие, получая деньги, имеет возможность пользоваться ими без уплаты НДС. Так, например, в гипотетическом случае, если билет будет куплен в марте, а пассажир поедет в июле, то предприятие будет уплачивать НДС только в октябре. Следовательно, предприятие сможет пользоваться деньгами пассажира включая и сумму НДС в течение 6 месяцев.

Вторая выгода от метода определения выручки по НДС по дате перевозки пассажира и багажа заключается в том, что предприятие никогда не будет переплачивать НДС. Так, на основании выше рассмотренного примера можно понять, что если предприятие уплатит НДС по дате оформления проездного документа, а пассажир затем откажется от поездки, то предприятие переплатит НДС, уплатив его в июле. В дальнейшем переплаченный НДС необходимо будет засчитывать в счет уплаты других налогов или НДС в следующем налоговом периоде. В случае же уплаты НДС по дате начала перевозки пассажиров и багажа такого не может.

Ограничениями в применении данного метода налоговой оптимизации является необходимость экономически грамотного выбора среди установленных законодательством вариантов метода фактической реализации товаров (работ, услуг) для определения налоговой базы по НДС, чтобы не переплатить налог. Кроме того, предприятию необходимо закрепить в учетной политике выбранный порядок определения момента фактической реализации товаров (работ, услуг) для исчисления НДС, что необходимо по законодательству для избежания претензий контролирующих органов.

Следует отметить, что налоговая оптимизация НДС заключается не только в выборе наиболее оптимального объекта налогообложения или учете льготных налоговых ставок. Налоговая оптимизация НДС также предполагает управление налоговыми вычетами – входным НДС, а также разработке таких схем договорных отношений, при которых достигается оптимизация уровня налоговой нагрузки по НДС. Об этом речь пойдет в следующей статье рубрики “Азбука налоговой оптимизации”.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По договору российская организация разрабатывает и передает исключительные права на программное обеспечение заказчику из Республики Беларусь.
Каков порядок налогообложения (НДС и налог на прибыль) для российского исполнителя и белорусского заказчика? Кто какие налоги должен уплатить? Как в своем учете российская организация отражает создание нематериального актива и его передачу белорусской компании?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации работ по разработке программ для ЭВМ заказчику из Республики Беларусь местом реализации территория РФ не признается (для целей исчисления НДС). Поэтому у российской организации объекта обложения НДС не возникает. Такую реализацию нужно отразить в разделе 7 декларации по НДС. Белорусский контрагент должен заплатить НДС исходя из законодательства Республики Беларусь (РБ). Возможно, в законодательстве Беларуси есть льготы, аналогичные российскому законодательству. Если льготы нет, то надо иметь ввиду, что в цене договора содержится белорусский НДС, который заказчик удержит при выплате вознаграждения как налоговый агент. Соответственно, следует учесть это обстоятельство при ценообразовании.
Налог на прибыль платится российской стороной на общих основаниях исходя из всех доходов, полученных, в том числе от источника за рубежом. По соглашению об избежании двойного налогообложения белорусская сторона вправе удержать из дохода российской организации налог на прибыль в качестве налогового агента по ставке, не превышающей 10%.
В бухгалтерском учете расходы при исполнении договора включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Нет оснований отражать создание НМА, т.к. организация является исполнителем по договору, и для нее результат работ не будет являться нематериальным активом. По нашему мнению, в подобной ситуации возможно применение счета 20 "Основное производство" и счета 43 "Готовая продукция".

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 1296 ГК РФ исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

НДС

Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29.05.2014) (далее - Протокол).
Так, согласно пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных. Исходя из этой нормы, место реализации программного обеспечения - территория республики Беларусь, смотрите также письма Минфина России от 12.02.2020 N 03-07-08/9471, от 14.11.2019 N 03-07-13/1/87870 (по зеркальной ситуации), от 10.12.2019 N 03-07-14/95812, от 26.10.2018 N 03-07-13/1/77098, от 26.03.2018 N 03-07-13/1/18811 (по схожим ситуациям).
Соответственно, у российской организации объекта обложения НДС не возникает. Такую реализацию нужно отразить в разделе 7 декларации по НДС, код 1010821 "Реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (п. 29 Протокола)".
Белорусский контрагент должен заплатить НДС исходя из требований законодательства Республики Беларусь. Поэтому цена договора должна быть определена с учетом того, что белорусский контрагент будет выступать в качестве налогового агента по НДС. То есть в цену договора следует заложить белорусский НДС, который заказчик удержит как налоговый агент из вознаграждения, выплачиваемого российскому исполнителю.
Возможно, в законодательстве РБ есть льготы, аналогичные российскому законодательству (например, пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Тогда обязанностей налогового агента у белорусской стороны не возникнет и вознаграждение будет перечислено российскому исполнителю без удержания НДС.

Налог на прибыль

Российская организация в связи с реализацией работ контрагенту из Беларуси должна будет признать в налоговом учете доход от реализации (выручку) (п. 1 ст. 249 НК РФ). При применении метода начисления выручка от реализации будет признаваться в налоговом учете российской организации на дату перехода к покупателю права собственности (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами. При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 НК РФ (п. 2 ст. 311 НК РФ, письма Минфина России от 24.12.2019 N 03-08-05/101192, от 06.12.2019 N 03-08-05/95081).
Из вопроса следует, что договором с белорусским заказчиком предусмотрена передача исключительных прав на все работы, выполненные исполнителем. По мнению Минфина России, такой вид дохода квалифицируется как роялти, к которому применяются положения статьи 11 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение). Этот вывод представлен в письме Минфина России от 30.04.2019 N 03-08-05/31941.
Согласно п. 2 ст. 11 Соглашения доходы от авторских прав и лицензий российской организации могут облагаться в Республике Беларусь, но если получатель фактически имеет право на эти доходы. Налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10% валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
Таким образом, в случае если российская организация является фактическим получателем такого дохода, Белоруссии предоставлено право налогообложения доходов российской организации по ставке, не превышающей десяти процентов (письма Минфина России от 07.08.2019 N 03-03-06/59399, от 06.04.2018 N 03-08-05/23053, от 16.01.2015 N 03-08-05/595).
Налог с доходов российской организации от авторских прав и лицензий от источника в Республике Беларусь, уплаченный в Республике Беларусь, может быть учтен в уменьшение налога на прибыль в РФ в пределах ставки 10%, установленной Соглашением. Для зачета налога в налоговую инспекцию по своему местонахождению организация должна представить документы, подтверждающие уплату налога за границей (абзац 2 п. 3 ст. 311 НК РФ), и декларацию о доходах, полученных от источников за границей. Форма декларации и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@.
Возможность зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченной российской организацией (удержанной с доходов российской организации) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении следующих условий (письма Минфина России от 24.12.2019 N 03-08-05/101192, от 06.04.2018 N 03-08-05/23053, от 31.05.2017 N 03-12-11/3/33520, от 28.04.2017 N 03-03-06/1/26257, от 05.05.2015 N 03-08-05/25712, от 02.10.2014 N 03-08-05/49453, от 12.03.2013 N 03-08-05/7342):
- обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в РФ;
- фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве;
- наличие у организации действующего документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ;
- уплата налога на прибыль организаций в РФ.
В письме ФНС России от 13.11.2014 N ГД-4-3/23568@ указано, что в целях осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных российской организацией (удержанных с доходов российской организации) в иностранном государстве, российская организация должна:
- отразить доходы, полученные ею от иностранных организаций, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные (налоговые) периоды, в которых эти доходы получены;
- представить в налоговый орган РФ по месту своей постановки на учет вместе с декларацией по налогу на прибыль организаций декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, по форме, утвержденной приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, и документы, предусмотренные в п. 3 ст. 311 НК РФ (письмо Минфина России от 06.06.2016 N 03-03-06/1/32671).

Бухгалтерский учет

Так как организация является исполнителем по заказу сторонней организации, затраты, связанные с его выполнением, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Согласно п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, расходы накапливаются на счетах затрат и формируют остаток незавершенного производства до момента отражения реализации. Организация не отражает расходы на 08 счете, т.к. она создает программное обеспечение не для собственных нужд. В такой ситуации не выполняются критерии признания НМА из п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", т.к. объект предназначен для продажи, он не предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд в течение периода более 12 месяцев.
По нашему мнению, в подобной ситуации возможно рассмотреть применение счетов учета производства (в частности, счет 20 "Основное производство"), а также счета 43 "Готовая продукция".

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация планирует создать программу для ЭВМ и в дальнейшем продать исключительное право на ее использование другой организации. Программа создается не по заданию заказчика. Исключительные права на созданный организацией программный продукт не будут использоваться в деятельности организации в течение длительного времени, а будут переданы другому правообладателю. Каков порядок отражения данных операций в бухгалтерском и налоговом учете? Какие первичные документы необходимо оформить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)
- Вопрос: Компания (ООО) производит телевизионные программы по заказу организации телевизионного вещания (Телеканал). Далее Телеканалу передаются готовые выпуски телепрограмм и отчуждаются исключительные права на них в полном объеме. У организации-разработчика результат работы отражается в программе бухгалтерского учета как продукция, у контрагента - как услуги. В договоре упоминаются следующие термины: "постановка Программы", "выпуск Программы". Кем является данная компания-производитель в целях ведения учетной политики компании, ее бухгалтерского учета, а также метода списания расходов и оформления документов непосредственно у контрагента? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)
- Энциклопедия решений. Место реализации НИОКР, консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг и т.п. для целей НДС;
- письмо Минфина России от 21.10.2019 N 03-08-05/80786 (зеркальная ситуация);
- Вопрос: Организация, занимающаяся реализацией и настройкой оборудования, разработала программное обеспечение для мониторинга его работы. Планируется продать лицензию на неисключительное право пользования данным программным обеспечением другой организации, при этом само программное обеспечение будет передано бесплатно. Как учитываются расходы, связанные с разработкой программного обеспечения? Каков порядок признания дохода от передачи неисключительных прав? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2012 г.)
- Вопрос: Между сторонами (заказчик и исполнитель) заключен договор (далее - договор 1). Предметом договора является разработка заказчику программного обеспечения (ПО). После выполнения работ подписан акт сдачи-приемки работ, по которому приняты результаты работ, выполненные в рамках договора 1, и передано ПО на CD-носителе. Исключительные права по акту не переданы. По условиям договора 1 все права на использование результатов работ, являющихся предметом договора, принадлежат заказчику. Возможно ли на основании вышеперечисленных документов принять к бухгалтерскому и налоговому учету нематериальный актив по договорам 1, 2 и 3? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.);
- Вопрос: Организация - на УСН, занимается разработкой программного обеспечения. Бухучет ведется по начислению. Расходы - только зарплата. Один заказ - на установку и настройку ПО. Второй заказ - на техническую поддержку ПО в течение года. Себестоимость услуг складывается только из сумм заработной платы программистов и страховых взносов. Остальные расходы являются общехозяйственными. Каков порядок бухгалтерского учета в данной ситуации? Должна ли организация ежемесячно рассчитывать НЗП, или можно предусмотреть, что по техподдержке не рассчитывается НЗП? Необходимо ли формировать остатки НЗП по услугам техподдержки ПО? Возможно ли использование п. 13.2 ПБУ 5/01? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)
- Энциклопедия судебной практики. Произведения, созданные по заказу (Ст. 1296 ГК);
- Комментарий к письму Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 декабря 2019 г. N 03-08-05/101192 (В.Ю. Кирпичников, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читайте также: