Льготы по ндс узбекистан 2021

Опубликовано: 10.05.2024

Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.

Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.

Налог в Узбекистане

Особенности налоговой системы РУ

Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.

Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.

А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.

К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.

Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:

Название налога Размер (%)
На прибыль 7–35
На доходы 7,5
Специальные платежи (сверхприбыль) 50
На имущество 5

Виды основных местных сборов:

  • благоустройство – 8%;
  • потребление бензина (для владельцев ТС) – 2%;
  • право розничной торговли – количество процентов зависит от типа оказываемых услуг.

Ставка и размер НДС

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

Плательщики налога

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Что относится к обороту по реализации

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Определение облагаемого и необлагаемого оборота

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Место, где реализуются товары

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Как определяется налогооблагаемая база

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Корректировка базы

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

При импорте

Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ввоз товаров в Узбекистан

Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости

Для нерезидентов

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Освобождение оборота от НДС

Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.

А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.

Заключение

Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.

Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».

Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.

Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.

Основные ставки сохранятся, снизятся ставки по импорту, повысятся некоторые акцизы и другое.


Министерство финансов подготовило проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год».

Основные ставки

Они остаются без изменений. Это НДС (15/%), налог на прибыль (15%, для отдельных категорий 20%), налог на доходы физических лиц (12%), налог на имущество юридических лиц (2%), земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения (0,95%), социальный налог (хозсубъекты — 12% и бюджетные организации — 25%), налог с оборота (базовая ставка 4%).

Акцизный налог

Ставки индексируются с 1 февраля 2021 года. На алкогольную продукцию включая пиво, а также на табачную продукцию индексируются в два этапа:

  • с 1 февраля 2021 года (с учетом отказа их индексации в 2020 году);
  • с 1 сентября 2021 года — в среднем на 7,5%.

По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту. Это пищевая продукция (20 видов товаров, среди которых соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты), электротехнические товары (35 видов товаров, среди которых холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины) и другие.

Это позволит обеспечить равные условия субъектам предпринимательства.

Для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20 до 15%.

Земельный налог

Устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения, в разрезе регионов республики в абсолютной величине, с учетом их индексации на 15%.

Ежегодная индексация ставок земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения связана с тем, что ставки установлены в абсолютной величине (сум) и позволит сохранить долю земельного налога в общих поступлениях.

При этом, конкретный размер налоговых ставок будет определяться органами государственной власти на местах на основании ставок, установленных Налоговым кодексом, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района.

С отменой единого земельного налога (с 1 января 2020 года), для фермерских хозяйств был сохранен порядок обложения земель сельскохозяйственного назначения, исходя из их нормативной стоимости с целью исчисления земельного налога.

С этого же периода этот порядок был распространен также и на остальных юридических лиц, имеющих земли сельскохозяйственного назначения. При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий (с 1 января 2019 года) и дехканских хозяйств был сохранен порядок исчисления земельного налога исходя из ставки, установленной в зависимости от категории земель (орошаемые и неорошаемые) и балл-бонитета.

С целью установления единого порядка налогообложения земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предусматривается распространение порядка исчисления земельного налога, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, на плодоовощеводческие сельскохозяйственные предприятия и дехканские хозяйства. Ставка налога будет установлена как для земель сельскохозяйственного назначения.

Налог за пользование водными ресурсами и недрами

Ставки устанавливаются в разрезе категории налогоплательщиков, а также в части объема воды, используемого на определенные цели.

Это влечет за собой ведение раздельного учета объема водных ресурсов, используемого на различные цели в целях исчисления налога.

Ставки индексируются на 15−30%, чтобы поэтапно довести их до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности.

Сохраняются ставки налога за пользование водными ресурсами на уровне 2020 года для предприятий коммунального обслуживания, а в части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сум за 1 куб.м.

По налогу за пользование недрами унифицируются ставки по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно из русел рек.

Предусмотрено расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет: стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынков и торговых комплексов.

Это позволит создать равные условия осуществления деятельности и предотвратить занижения поступлений по налогу за счет переноса доли прибыли от предприятий плательщиков НДС к лицам, не уплачивающим данный налог.

В условиях коронавирусной пандемии указом президента от 3 апреля 2020 года было предусмотрено, что в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе. Эту норму предлагается сохранить и в дальнейшем, и предусмотреть ее как постоянную в Налоговом кодексе.

Предусматривается возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), не зависимо от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать экспортеров, осуществляющих отгрузку товаров на экспорт на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Такое право было только у текстильных предприятий в соответствии с указом президента от 5 мая 2020 года.

Социальный налог

Предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельной категории физических лиц.

Так законопроектом предусматривается, что самозанятые граждане, ученики школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Узбекистана, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане Узбекистана, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Узбекистана уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа.

Соответственно для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.

Налог на имущество

Предусматривается увеличение пониженной ставки по налогу на имущество юридических лиц с 0,2 до 0,4% и понижающего коэффициента с 0,1 до 0,25, применяемого к ставкам земельного налога с юридических лиц, в отношении отдельных объектов и земельных участков.

Это позволит поэтапно довести их до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.

Пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога были введены с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Эта мера была введена с целью эффективного и рационального использования объектов недвижимости, а также в целях обеспечения полного учета земельных участков, принадлежащих юридическим лицам.


По инициативе депутатов Комилжона Эрназарова, Максуда Курбонбоева и Абдугани Умирова законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс был представлен на обсуждение парламента. В данное время законопроект утверждён нижней палатой и направлен в Сенат.

Настоящим законопроектом до 1 января 2021 года предусматривается временное освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по импорту в Республику Узбекистан сахара, в том числе, сахарного сырья, а до 1 июля 2021 года – картофеля, растительного масла, мяса, живого крупного рогатого скота и продукции, полученной в результате убоя, а также их реализации.

Целью принятия данного закона является снижение цен на сахар, мясо, растительное масло и картофель на внутреннем рынке. В соответствии с действующими законами, внедрение налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость установлено только Налоговым кодексом. По этой причине, по инициативе группы депутатов был разработан законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс» и представлен на обсуждение парламента.

Как говорил бывший премьер-министр России Виктор Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Дело в том, что в законопроекте предусмотрено предоставление льгот по НДС на импорт картошки, растительного масла, мяса, живого крупного рогатого скота и продукции, полученной в результате убоя. Кроме того, их продажа тоже может быть освобождена от НДС. Но местный производитель, импортирующий сырьё для производства растительного масла, корм для скота и семена картошки, будет облагаться налогом. Если принять закон так, как есть, то какие изменения он повлечёт? Далее представляем вашему вниманию несколько сценариев на примере производства масла.

Сценарий 1 – импортёр «сломает» производителя

Местный производитель не сможет вступить в сильную конкуренцию с импортным товаром по причине проблем с ценами и сырьём. Поскольку сырья для изготовления указанных товаров в Узбекистане не в избытке. К примеру, местные производители масла закупают семена подсолнечника в Казахстане и России. Они смогут конкурировать с импортом с преимуществом в цене примерно 500 сумов. А о качестве, упаковке и маркетинге масла и речи не идет. Если импортный товар освободят от НДС, то это не означает, что он подешевеет в Узбекистане на 15 процентов (действующая ставка НДС).

Если не будет разницы в цене 400-500 сумов и, следовательно, будет борьба, это не означает, что импортер, освобожденный от НДС, (если импорт 1 литра растительного масла в Узбекистан стоит 14 тысяч сумов, то после принятия закона, расходы уменьшатся на 2100 сумов) сразу снизит цену на 2100 сумов. Если импортёр назначит цену в 13 тысяч сумов, то он сэкономит 1100 сумов на освобождении от НДС, а также спокойно устранит местных конкурентов. Местному производителю, импортирующему сырьё из-за рубежа с НДС, отмена НДС при реализации товара пользы не принесёт. Они отдадут импортёру преимущество в 400-500 сумов. Скоро промышленность по производству масла в Узбекистане может превратиться в историю, а продовольственная безопасность страны сделает шаг в неизвестное будущее.

Сценарий 2 – цены на куриное мясо и яйца всё равно повысятся

Ни для кого не секрет, что остатки семян подсолнечника являются кормом для домашней птицы. Сейчас местные производители продают остатки импортируемого подсолнечника (шрот) местным птицефабрикам в качестве корма. При этом, даже если предприниматель не имеет никакой прибыли от шрота, он продаёт его птицефабрике так как у него нет возможности использовать его в иных целях. Поэтому, шрот, импортируемый из-за рубежа, не сможет устоять перед ценой, установленной в Узбекистане.

Но если законопроект будет одобрен в Сенате, то местные производители резко сократят импорт подсолнечника, а это вскоре отразится на ценах на яйца и куриное мясо. То есть, законопроект принят вслепую, без глубокого изучения воздействия одной отрасли промышленности на другую.

Сценарий 3 – психологический эффект

Целью принятия настоящего законопроекта является снижение цен, люди ждут, что товары значительно подешевеют. Но цифры не соответствуют ожиданиям. К примеру, импортируемое масло за 14 тысяч сумов может стать дешевле на 500-1000 сумов, то есть, НДС не является фактором, сильно влияющим на цену. Ожидания населения не оправдаются, и начнётся недовольство.

Кроме того, снизится местное производство, потребительский рынок перейдёт в руки импорта, а импортёр воспользуется дефицитом на товары, и у него появится возможность увеличить цены. В условиях высоких цен местные производители снова вступят в «игру». Но вернуть назад прежние цены уже не получится.

Сценарий 4 – все будут освобождены от НДС, и начнётся неопределённость

Представьте: производители масла освобождены от НДС на импортируемое сырьё. Возникает вопрос: освободят ли от НДС семена хлопчатника для хлопкового масла? А кластер, продающий семена? Согласно теории, следует разорвать цепочку с двух сторон, чтобы льгота на НДС дала свой эффект. Иначе в экономике снова появится чересчур много льгот, и «воспрянет духом» нечестная конкуренция.

Сценарий 5 – лоббизм и скорое изменение закона

Члены парламента знают, что законопроект даст отрицательный эффект, но принимают его. Тут возникает сомнение. Лоббисты, появившиеся среди депутатов, могут принять законопроект в интересах некоторых импортёров. После критики общественности, обратного эффекта на рынке и недовольства, в закон будет быстренько внесено изменение. Но некоторые импортёры за это время уже успеют ввезти в страну большой объём товара без уплаты НДС.

Почему повысились цены на растительное масло?

Как мы отметили, местное производство зависит от сырья, импортируемого из-за рубежа. Летом текущего года в регионах России, где выращивается подсолнечник, наблюдалась сильная засуха. Появился риск неурожая. Правительство выступило с предложением по возможности не экспортировать за границу семена подсолнечника. По урожаю этого года пока нет конкретных данных, это станет известно в конце октября. После этого, русские и казахские фермеры смогут беспрепятственно продолжать экспорт семян подсолнечника. А пока фермеры предпочитают экспортировать по высокой цене, без риска. Опасение фермеров, контроль экспорта российским правительством с тарифными и нетарифными ограничениями повлияли на деятельность предпринимателей Узбекистана. В результате, цены на рынке выросли.

Отсюда можно сделать вывод, что экономика не приемлет активного вмешательства политиков, и откликается негативом. Лучше, когда ею управляет только рынок. Прошу Сенат критически пересмотреть настоящий законопроект и отдавать приоритет только интересам народа.

Алишер Рузиохунов

Перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачева

Ташкент, Узбекистан ( UzDaily . uz ) – Некоторые налоговые послабления по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, предоставленные Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», в качестве бессрочных норм и положений, отражены в Налоговом кодексе.

Так, с 1 января 2021 года:

- для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом установлен квартал;

- налогоплательщики налога на прибыль вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале.

Наряду с этим, в 2021 году будет продолжено применение порядка, согласно которому не будут налагаться штрафы на налогоплательщиков за просрочку представления налоговой отчетности сроком не более пяти дней в случаях, определяемых Государственным налоговым комитетом.

2. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов

Расширена категория налогоплательщиков, на которых не распространяется налог с оборота, в частности, теперь стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынки и торговые комплексы, независимо от размера совокупного дохода являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, ставка налога

с оборота снижена с 25 до 13 процентов.

3. Акцизный налог

Уточняются налогоплательщики акцизного налога, в частности, при использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.

Перечень подакцизных товаров (услуг) и ставки по ним теперь установлены Налоговым кодексом.

Ставка акцизного налога по услугам мобильной связи снижена с 25 до 15 процентов.

4. Налог на прибыль

Начиная с 1 января 2021 года, устанавливается порядок, согласно которому:

- имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации;

- при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается;

- стоимость амортизируемого актива относится на расходы через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.

При этом стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.

5. Налог на доходы физических лиц

Введен порядок, согласно которому налог на доходы с физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, исчисляется и удерживается налоговыми агентами - индивидуальными предпринимателями - у источника выплаты, при выплате дохода налогоплательщику.

При этом упраздняется порядок, согласно которому физические лица, состоящие в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, вправе выбрать уплату налога на доходы физических лиц в фиксированном размере либо на основании декларации о совокупном годовом.

6. Социальный налог

Самозанятые граждане, а также граждане Республики Узбекистан, работающие за границей, для получения одного года трудового стажа должны будут уплачивать социальный налог в сумме не менее одного размера базовой расчетной величины.

7. Налог на имущество юридических лиц

Применяемая к некоторым объектам налогообложения пониженная ставка налога на имущество юридических лиц увеличивается с 0,2 до 0,4 процентов.

8. Налог на имущество физических лиц

Машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом, включается в объект налогообложения налогом на имущество физических лиц

9. Земельный налог

Для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств, вводится порядок уплаты земельного налога исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, с установлением налоговой ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.

К землям, занятым неэффективно используемыми искусственными водоемами для разведения (выращивания) рыбы будут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок и отмены налоговых льгот по земельному налогу.

Увеличен понижающий коэффициент к ставкам земельного налога с 0,1 до 0,25, применяемый в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

10. Налог за пользование водными ресурсами

Устанавливается порядок, согласно которому:

- рыбоводческие хозяйства, занимающиеся разведением рыбы в искусственных водоемах, налоговую базу определяют исходя из разницы объемов воды, забранной из естественных и искусственных водных объектов и обратно сбрасываемой в эти водные объекты, за исключением сбрасываемой в коллекторно-дренажную сеть;

- при отсутствии средств учета водных ресурсов и невозможности определения фактического объема используемых водных ресурсов

в сельском хозяйстве, включая рыбоводческие хозяйства, налоговая база определяется по нормативам потребления водных ресурсов, утвержденным уполномоченным органом в области водопользования и водопотребления.

- вводится понижающий коэффициент в размере 0,7 к ставке налога, установленной для объема воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства к объему использованной воды, определяемой на основании водоизмерительных приборов.

- налогоплательщики, занимающиеся несколькими видами деятельности, по которым установлены различные объекты налогообложения и (или) налоговые ставки, обязаны вести раздельный учет по таким видам деятельности и уплачивать налог по соответствующим налоговым ставкам.

11. Налог за пользование недрами

Устанавливается единая налоговая ставка в размере 5 процентов,

но не менее 7 500 сум/куб.м., по следующим видам полезных ископаемых: песок строительный, песчано-гравийная смесь, песчаники, щебень строительный (карбонатные породы), щебень строительный (граниты, порфириты и сланцевые породы).

13. Налоговые льготы

1. Уточняется порядок применения налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость, в частности:

льгота, предусмотренная по услугам пассажирского транспорта, будет применяться к услугам городского пассажирского транспорта и пассажирского автомобильного транспорта общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного), по которым тариф, устанавливается органами государственной власти на местах;

льгота, предусмотренная по товарам (услугам), приобретаемым за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, будет применяться, если их освобождение предусмотрено законом;

2. Из объекта налогообложения акцизным налогом исключаются натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.

3. Земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации, исключаются из объекта налогообложения земельным налогом с юридических лиц.

4. Земельные участки, на которых внедрена водосберегающая технология орошения любого вида, не облагаются земельным налогом с юридических лиц.

5. Водные ресурсы, используемые из коллекторно-дренажных сетей, исключаются из объекта налогообложения налогом за пользование водными ресурсами.

6. Отменяются некоторые налоговые льготы, предоставленные АКИБ «Ипотека банк», Народному банку и Микрокредитбанку.


Минфин опубликовал пресс-релиз к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год». Подробнее – в обзоре buxgalter.uz :

Налоговые ставки

В 2021 году предусматривается сохранение основных налоговых ставок:

  • НДС – 15%;
  • налог на прибыль – 15%, для отдельных категорий налогоплательщиков – 20%;
  • НДФЛ – 12%;
  • налог на имущество юридических лиц – 2%;
  • земельный налог за земли сельхозназначения – 0,95%;
  • социальный налог: хозсубъекты – 12%, бюджетные организации – 25%;
  • налог с оборота, базовая ставка – 4%.

В состав НК войдут ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц, установленных в фиксированном размере, а также – отдельные нормы, связанные с применением этих ставок.

Акцизный налог

По акцизам предусматривается выравнивание ставок при импорте и производстве. Разные ставки при импорте и производстве сохранятся только на алкогольную продукцию, табачные изделия и готовый сахар.

Ставки налога, установленные в абсолютной сумме, индексируются с 1 февраля:

  • на алкогольную (включая пиво) и табачную продукцию – в 2 этапа: с 1 февраля 2021 года – с учетом отказа от индексации в 2020 году и с 1 сентября 2021 года – в среднем на 7,5%;
  • на бензин марки АИ-80 – на 20% (опережающими темпами) для выравнивания ставок акцизного налога в 2022 году вне зависимости от октанового числа;
  • на дизтопливо, дизтопливо ЭКО и моторное масло для дизельных или карбюраторных (инжекторных) двигателей – на 20%.

По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту. Среди них – пищевая продукция (20 видов товаров – соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты и т. д.), электротехнические товары (35 видов товаров – холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины и т.д.) и другие товарные позиции.

Для юрлиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20% до 15%.

Ввоз сахара белого без вкусоароматических или красящих добавок на территорию Узбекистана предлагается облагать по ставке 20%. При этом ввоз сахара-сырца акцизным налогом не облагается.

НДС

Законопроект предусматривает расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки. В их число должны войти:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

По действующим правилам с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики НДС с оборотом по реализации товаров (услуг) не более 1 млрд сумов в месяц, применяющие ЭСФ, вправе исчислять и уплачивать НДС на ежеквартальной основе (№ УП-5978 от 3.04.2020 г.). Данную норму предлагается сохранить и в дальнейшем, предусмотрев ее как постоянную в Налоговом кодексе.

Законопроект предусматривает возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), вне зависимости от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать предприятия, экспортирующие товары на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Сегодня применение нулевой ставки при экспорте товаров обусловлено наличием выписки банка, подтверждающей оплату экспортируемых товаров (п. 5 части первой ст. 266 НК ).

НДФЛ и соцналог

В целях упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельных категорий физлиц. В частности, самозанятые граждане, ученики школы «Уста-шогирд» в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Узбекистана, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане Узбекистана, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах госорганами и другими организациями Республики Узбекистан, уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 БРВ в год для исчисления трудового стажа. Для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.

Налог на имущество и земельный налог с юридических лиц

Законопроект увеличивает с 0,2% до 0,4% пониженную ставку налога на имущество юрлиц и понижающий коэффициент, применяемый к ставкам земельного налога с юридических лиц по отдельным объектам и земельным участкам, – с 0,1 до 0,25. Это позволит поэтапно довести размер пониженной ставки до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.

Напомним: пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога введены с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

По земельному налогу устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения по регионам республики в абсолютной величине с учетом их индексации на 15%. На их основании органы государственной власти на местах будут определять конкретный размер налоговых ставок с применением повышающих и понижающих коэффициентов в зависимости от экономического развития и престижности района.

Плодоовощеводческие сельхозпредприятия с 2021 года возвращаются к исчислению земельного налога исходя из нормативной стоимости сельхозугодий. Ставка налога будет установлена как для земель сельскохозяйственного назначения. Это позволит установить единый порядок налогообложения земель данной категории.

Налог за пользование водными ресурсами

По налогу за пользование водными ресурсами ставки устанавливаются исходя из категорий налогоплательщиков и целей использования воды. Предусматривается, что налогоплательщики для исчисления налога будут ввести раздельный учет объемов водных ресурсов, используемых на различные цели.

Налоговые ставки индексируются на 15%, а для отдельных отраслей экономики – на 30%. Цель индексации – поэтапное доведение ставок до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности.

Для предприятий коммунального обслуживания ставки налога за пользование водными ресурсами сохраняются на уровне 2020 года.

По воде, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сумов за 1 куб. м.

Налог за пользование недрами

Унифицируются ставки налога по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно – из русел рек.

В рамках мониторинга и анализа эффективности норм НК в новой редакции разрабатывается отдельный законопроект – с поправками в НК исходя из предложений специалистов министерств и ведомств, экспертов и налоговых консультантов.

Читайте также: