Льгота по ндс в строительстве рб

Опубликовано: 06.05.2024

Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость», утвержден Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения НДС (далее - Перечень).

Согласно пункту 7 Перечня от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) освобождаются работы по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, выполняемые по договорам подряда (субподряда).

Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в целях налогообложения под инженерной инфраструктурой, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, понимаются инженерные сооружения и распределительные (внутриквартальные) сети независимо от того, создаются они на основании сводного сметного расчета на строительство объекта жилищного фонда или по отдельному сводному сметному расчету.

При этом, к инженерным сооружениям и распределительным сетям относятся локальные инженерные сооружения (центральные тепловые пункты (ЦТП), трансформаторные пункты (ТП), повысительные насосные станции (ПНС), газорегуляторные пункты (ГРП) и другие инженерные сооружения), а также распределительные сети, по которым транспортируемый продукт от ЦТП, ТП, ПНС, ГРП и других инженерных сооружений поступает к отдельным потребителям, в т.ч.:

  • при создании системы электроснабжения: трансформаторные пункты 6-10/0,4 кВ и линии электропередачи 0,4 кВ от ТП 6-10/0,4 кВ;
  • при создании слаботочных электрических сетей связи (кабельное телевидение, телефон, радио): сети от жилого дома до места ближайшего подключения;
  • при создании системы теплоснабжения: центральные тепловые пункты и тепловые сети от них либо тепловые сети от первой отпаечной задвижки;
  • при создании системы водоснабжения и канализации: насосные станции и сети водоснабжения и канализации от них;
  • при создании системы газоснабжения: газорегуляторные пункты и сети газоснабжения от них.

При строительстве указанных объектов инженерной инфраструктуры от НДС освобождаются работы по строительству сетей и сооружений в доле, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, которая определяется проектной организацией пропорционально проектным нагрузкам по воде, газу, теплу, электроэнергии и представляется заказчику в виде справки (расчета).

При этом работы по созданию магистральных инженерных сетей и отводов от них до распределительных устройств (локальных инженерных сооружений - ЦТП, ТП, ПНС, ГРП и др.) подлежат обложению НДС.

Работы по строительству дорог, улиц, маршрутов общественного транспорта облагаются НДС.

Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в целях налогообложения под транспортной инфраструктурой, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, понимается благоустройство отведенной под строительство жилого дома территории, включая работы по вертикальной планировке, устройству внутридворовых проездов, заборов, тротуаров, пешеходных дорожек, игровых и спортивных площадок, озеленение этой территории, независимо от того, производятся эти работы на основании сводного сметного расчета на строительство объекта жилищного фонда или по отдельному сводному сметному расчету.

При строительстве объектов транспортной инфраструктуры от НДС освобождаются работы в части, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, которая определяется проектной организацией исходя из удельного веса общей площади жилой части жилых домов в общей площади всех объектов строительства.

Следует отметить, что неправильное начисления НДС по вышеуказанным объектам строительства приводит к завышению стоимости их строительства, за что действующим законодательством предусматривается административная ответственность по статье 21.7 КоАП.

При этом, контрольными мероприятиями Комитетом государственного контроля Гомельской области в 2018 г. установлены факты не правильного начисления строительными организациями НДС по объектам строительства инженерной инфраструктуры, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, в результате которых допущены завышения стоимости строительства на сумму около 400 тыс. руб.

Таким образом, руководителям и специалистам организаций, осуществляющим строительство, необходимо принять к сведению вышеуказанные особенности исчисления НДС при строительстве (реконструкции) инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда с целью недопущения нарушений действующего законодательства.

Сметная документация на строительство объекта изначально была рассчитана без учета льгот по НДС. Через несколько месяцев после начала строительства проектная организация выдала справку о соотношении жилой и нежилой частей по объекту по некоторым сметам.

Должны ли быть внесены изменения в локальные сметы и сводный сметный расчет стоимости строительства? Как правильно составлять акт формы С-2а?

Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость», в редакции от 13.05.2013 № 219.

В целях применения освобождения от обложения НДС работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда по перечню № 138 МНС и Минстройархитектуры опубликовали письмо от 23.10.2007 № 2-1-8/670/11-2-16/419 «О применении отдельных норм Указа Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость».

Согласно п. 5 указанного письма в случае размещения в жилых зданиях встроенных и пристроенных объектов объектные сметы должны быть составлены отдельно для жилых частей зданий и этих объектов. Однако поскольку нормативными актами разрешается составление одной объектной сметы с выделением за ее итогом стоимости жилой части здания и стоимости встроенных или пристроенных объектов, при передаче результата работ по проектированию проектные организации должны предоставлять расчет (справку) о соотношении жилой и нежилой частей в разрезе соответствующих объектов строительства. Определение освобождаемого от НДС оборота по реализации работ, указанных в пп. 6, 7, 9, 11—13 перечня № 138, выполняемых в жилых частях здания со встроенными и (или) пристроенными нежилыми частями, осуществляется на основании вышеуказанной справки (расчета).

Однако такое разделение на жилую и нежилую части объекта за итогом локальной сметы и, соответственно, за итогом акта выполненных работ корректно только для объектов, сметная документация на строительство которых разработана в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., поскольку при формировании текущих цен на эксплуатацию машин и механизмов в нормативах расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР) ввиду большого количества показателей (и не только стоимостных), применяемых в расчете, и того, что не на все статьи затрат (например, на заработную плату машинистов в составе текущей цены на эксплуатацию машин) начисляется НДС, соотношение цена с НДС : цена без НДС = 1,2 : 1 не сохраняется.

Таким образом, если в рассматриваемом случае справка (расчет) о соотношении жилой и нежилой частей строящегося объекта была предоставлена после разработки сметной документации, то существующая сметная документация должна быть откорректирована в соответствии с представленными данными.

Учитывая вышеизложенное, корректировку сметной документации для объектов, сметная документация на строительство которых разработана в НРР, следует выполнять путем составления отдельных объектных смет для жилой части, гаражей и стоянок в составе объекта и встроенных и пристроенных частей. Разделение на жилую и нежилую части целесообразней производить в соответствии с проектом, а не согласно расчету (справке) о соотношении жилой и нежилой частей объекта – для более точного начисления НДС.

После внесения изменений в сметную документацию, которая является частью проектной документации, согласно п. 10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 18.11.2011 № 1061, должна быть откорректирована и неизменная договорная (контрактная) цена на строительство объекта с заключением соответствующего дополнительного соглашения к договору строительного подряда.

Акты выполненных работ, предусмотренные договором подряда, составляются в соответствии со сформированной неизменной договорной (контрактной) ценой и графиками строительства (производства) работ.

В рассматриваемой ситуации в случае необходимости выполнения расчетов по объекту на основании имеющейся, пока не откорректированной сметной документации с учетом предоставленного проектной организации расчета можно предложить выполнять расчет путем составления двух актов выполненных работ: по методикам для объектов с льготой по НДС и без такой льготы.

Например, сметой предусмотрено выполнение следующих работ:

  • кладка стен наружных кирпичных объемом 100 м 3 ;
  • кладка стен внутренних кирпичных объемом 10 м 3 .

В этом случае в акты формы С-2а указанные работы будут включены следующим образом (условно принимаем, что согласно расчету (справке) проектной организации жилая часть занимает 90 %, встроенные помещения – 10 % объекта):

  • по встроенным и пристроенным помещениям:
    • кладка стен наружных кирпичных объемом 10 м 3 ;
    • кладка стен внутренних кирпичных объемом 1 м 3 ;
  • по жилой части объекта (цены с НДС):
    • кладка стен наружных кирпичных объемом 90 м 3 ;
    • кладка стен внутренних кирпичных объемом 9 м 3 .

Составление актов выполненных работ по объектам жилищного строительства со встроенными и пристроенными помещениями с составлением отдельных актов для жилой и нежилой частей здания позволяет корректно формировать стоимость частей объекта и вести аналитический бухгалтерский учет затрат на их строительство.

Елена Матвеева, заместитель начальника производственно-технического отдела

Будьте готовы, что льготы, заявленные в декларации по НДС, придётся подтвердить. Налоговая вышлет требование о пояснениях, на которое нужно ответить в течение пяти дней. С 23 ноября 2020 года направляйте в ответ электронный реестр подтверждающих документов по форме ФНС, тогда инспекция запросит только часть документов.

Когда и как подтверждать льготы по НДС в 2021 году

На льготы по НДС имеют право организации и предприниматели, которые занимаются определённой деятельностью (ст. 56 НК РФ). Например, от НДС освобождены продажа некоторой медтехники, булочек в школьной столовой, услуги по перевозке пассажиров, ритуальные услуги и пр.

Если вы указали такие льготы в разделе 7 декларации по НДС, будьте готовы подтвердить их налоговой (п. 6 ст. 88 НК РФ). ИФНС направит требование о пояснениях, ответить на которое нужно в течение пяти рабочих дней. Если этого не сделать, последует штраф — 5 000 рублей за первое и 20 000 рублей за повторное нарушение.

Как подать реестр документов, подтверждающих льготу

Реестр документов подаётся в ответ на требование налоговой о представлении пояснений. Начиная с 23 ноября 2020 года, его можно направлять по ТКС, в электронном виде в формате xml (письмо ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589).

Форма реестра рекомендована, но не обязательна. Подать пояснения можно в любом виде, но у электронного реестра по форме есть преимущество — только при его подаче налоговая потребует не все документы по льготе, а только часть. Если пояснения составлять не по форме или подать реестр в бумажном виде, документы придётся представлять в полном объёме.

Инспекция изучит информацию в представленном реестре и истребует документы, подтверждающие обоснованность налоговых льгот (ст. 93 НК РФ). С помощью системы АСК-НДС инспекция оценит уровень налогового риска организации. Именно от него зависит количество истребуемых документов — 5 % при низком уровне и до 40 % при высоком. На подачу документов отводится 10 рабочих дней со дня получения требования.

Есть ещё одно ограничение по списку документов — минимум 50 % от объема запрошенных документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены льготы.

Критерии оценки риск-ориентированного подхода

Критерии оценки риск-ориентированного подхода к проведению камеральных проверок деклараций с льготами приведены в письме ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и дополнены письмом от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589.

При проведении камеральных проверок налоговики учитывают совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее — СУР);
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС на правомерность применения налоговых льгот.

СУР автоматически распределяет плательщиков НДС на три группы риска: высокий, средний, низкий. Распределение основано на данных о налогоплательщике, которые есть в налоговой. Информация о присвоенной группе риска закрыта.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в программном комплексе «АСК НДС-2». Результаты оценки налоговики используют при камеральных, выездных и встречных проверках.

Как заполнить реестр документов по НДС

Порядок заполнения реестра дан в Приложении № 1 к Письму ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. Перечисляя все документы в реестре, сгруппируйте их сначала по кодам операций, затем по видам, а затем по контрагентам. Разберём заполнение по графам:

  • Графа 1 — семизначный код операции, который указали в разделе 7 декларации (приложение № 1 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  • Графа 2 — вид, группа, направление операции внутри кода налоговой льготы. Например, медицина — услуги по обязательному медицинскому страхованию, услуги по диагностике, профилактике и лечению, услуги скорой помощи и пр.
  • Графа 3 — сумма квартальной выручки по каждой операции из графы 2. В последней строке графы 3 «Всего по коду» укажите сумму выручки по всем операциям.
  • Графы 4, 5, 6 — наименование/ФИО, ИНН и КПП контрагента по договору.
  • Графы 7, 8, 9 — тип, номер и дата документа, подтверждающего льготу.
  • Графа 10 — общая сумма операции по контрагенту или нескольким контрагентам при использовании типового договора. Выручка по графе 10 суммируется по всем операциям с одним кодом и указывается в строке «Всего по коду».

Общую сумму льготной операции укажите в строке «Всего по коду».
Общую сумму по всем контрагентам укажите в строке «Всего сумма операции».

Пример реестра подтверждающих документов по НДС

Рассмотрим заполнение реестра на примере аптеки ООО «Булат». В I квартале 2021 года организация оказывала услуги по изготовлению лекарственных препаратов и ремонту протезно-ортопедических изделий.
Лекарства изготавливались по запросу городских медицинских учреждений. Общая сумма выручки по необлагаемым операциям — 500 000 рублей. Услуги по ремонту протезно-ортопедических изделий оказывались юридическим и физическим лицам на общую сумму 125 000 рублей.

Общая стоимость медицинских услуг, предоставленных аптекой, составила 625 000 рублей. Напомним, что такие медицинские услуги не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ).

Аптека сдала в налоговую декларацию по НДС за I квартал 2021 с заполненным разделом 7 по коду операции 1010269 (реализация услуг аптечных организаций) и получила требование о представлении пояснений по льготе. В ответ на требование «Булат» представит заполненный реестр:


Можно ли не отвечать на требование налоговой по льготам

Налоговики запрашивают пояснение практически по всем декларациям с заполненным разделом 7. При этом они ссылаются на п. 6 ст. 88 НК РФ. Но эта статья разрешает истребовать пояснения и документы именно по льготным операциям, а не по всем, которые освобождены от НДС или не признаются объектами налогообложения (ст. 146, 149 НК РФ). При истребовании органы должны опираться на понятие «льготы», закреплённое в п. 1 ст. 56 НК РФ.

Требовать подтверждения права на льготу налоговая может, только если организация на самом деле имеет преимущества перед другими налогоплательщиками. Иными словами, операции облагаются налогом не у всех, а только у компаний из определённых категорий. Например, не облагаются налогом и не являются льготными операции по продаже земли, гарантийному ремонту, распространению рекламных материалов стоимостью до 100 рублей за штуку, получению процентов по займам.

По таким операциям налоговики не вправе запрашивать документы (письма Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029 и от 03.12.2014 № 03-07-15/6190, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). Привлечь к ответственности и оштрафовать за непредставление пояснений в этом случае нельзя.

Письмо об отказе в представлении документов должно содержать ссылку на статью, в соответствии с которой операцию нельзя признать льготной. Вот пример:

«В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков и долей в них не признаются объектом обложения НДС. Отсутствие таких операций в перечне объектов налогообложения не является налоговой льготой. Правом не начислять НДС с выручки от продажи земельных участков могут пользоваться любые организации без каких-либо ограничений. В связи с этим ООО “Звезда” уведомляет об отказе представить документы, указанные в требовании от 12.04.2021 № 321».

  • Расхождения налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
  • Как возместить НДС быстрее — новые правила камеральных проверок
  • Новая декларация по НДС с IV квартала 2020 года. Что изменилось?
  • НДС при банкротстве: можно ли получить вычет
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Bankchart рассказывает, что такое НДС, как рассчитывается налог, как осуществляется возврат налога на добавленную стоимость.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое НДС?
  2. Объекты налогообложения
  3. Плательщики НДС
  4. Ставки НДС в РБ
  5. Расчет НДС
  6. Возврат НДС
  7. Электронная счет-фактура по НДС
  8. Льготы по НДС
  9. НДС в Украине

Что такое НДС?

Наверное, многие из нас, делая покупку в том или ином магазине, видели в товарном чеке аббревиатуру НДС. Многие, наверное, даже знают, как она расшифровывается. Но, что это такое, знают, далеко, не все. Итак, что такое НДС и «с чем его едят», пробуем сегодня разобраться.

Налог на добавленную стоимость или НДС – один из наиболее распространенных косвенных налогов, взимаемый в большинстве стран мира. Суть сего налога состоит в том, что к цене реализуемого товара или предоставляемой услуги прибавляется надбавка в виде процента от их стоимости.

Для лучшего восприятия вышенаписанной информации, приведем пример.

Допустим, вы владелец компании, которая использует общую систему налогообложения. Ваша компания произвела продукт, стоимость которого составила 400 белорусских рублей. Перед тем, как отправлять сей продукт на прилавки магазина, согласно законодательству РБ, необходимо к указанной нами стоимости добавить 80 рублей (20% от 400 рублей). Получится 480 белорусских рублей, это будет цена вашего товара. Где 400 руб. – себестоимость, 80 руб. – НДС.

Но если, допустим, в цену сырья (например, 100 руб.), которое вы закупили для производства своего продукта, поставщиком также был заложен налог в размере 20% (то есть, 20 руб.), тогда при расчете НДС необходимо будет вычесть эти 20 руб. из 80 руб. В итоге вашей компании придется уплатить НДС, согласно данному примеру, в размере 60 бел. руб.

Приведенные нами расчеты являются достаточно упрощенными. На самом же деле все расчеты выглядят значительно сложнее.

Объекты налогообложения

Объектами обложения при расчете НДС в Республике Беларусь принято считать:

  • стоимость ввозимых на территорию РБ товаров;
  • обороты по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории страны.

Плательщики НДС

В первом пункте мы разобрали понятие налога на добавленную стоимость и его суть. Во втором – мы узнали, что же является объектами обложения по НДС. Пришло время выяснить, кто же является плательщиками сего налога.


Кстати, необходимо отметить, не признаются плательщиками НДС юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют упрощенную систему налогообложения (УСН).

Ставки НДС в РБ

В примере, описанном в первом пункте нашей статьи, мы взяли для расчета ставку в размере 20%, так как сия ставка является общей и применяется в большинстве случаях. Но существуют и другие размеры ставок: 25%, 10% и 0%. В каких случаях применяется каждая из перечисленных, смотрите ниже в таблице.


Также могут применятся ставки в размерах 9,09%, 16,67% и 0,5%. Первые две актуальны в случаях продажи товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС. Ставка же на уровне 0,5% применяется в случаях, когда в страну из государств-членов Таможенного союза ввозятся алмазы и другие драгоценные камни для производственных нужд.

Расчет НДС

Многие предприниматели (настоящие или будущие) могут задаться вопросом: «Как посчитать НДС?» или «Как рассчитывается НДС?».

В силу развития современных технологий и свободного доступа к сети интернет, произвести расчет НДС достаточно просто. Необходимо лишь найти и использовать НДС калькулятор.

Так же для расчета можно использовать две простые и широко распространенные формулы:

Формула расчета НДС (для начисления):

НДС = Цена без НДС х 0,2 + Цена без НДС

Формула расчета НДС (выделить НДС)

НДС = Цена с НДС х 20/120

Возврат НДС

Теперь хотелось бы поговорить о таком явлении как возврат НДС. Данный пункт статьи будет актуальным, в первую очередь, любителям попутешествовать и чего-нибудь прикупить за границей.

Думаю, многие из нас слышали о таком понятии, как Tax Free – системе возврата НДС иностранным гражданам за приобретенные товары на территории государства при выезде из него. Целью сей системы является стимулирование импорта. Так как часть потраченной вами суммы возвращается, процесс осуществление покупок кажется намного привлекательным.

На размер суммы возврата влияют несколько факторов:

  • ставка НДС, принятая в том государстве, где был приобретен товар;
  • минимальна стоимость покупки, с которой возвращается НДС;
  • срок подачи заявления о возврате;
  • срок действия таможенной печати.

Нужно отметить, возврат средств осуществляется не по всем группам товаров (например, при покупке ювелирных изделий или продуктов питания).

Имейте ввиду, как правило, возврат осуществляется через компании-посредники, а они взимают комиссию (% от суммы возврата) за свои услуги. Получить же возврат можно либо на банковскую карту, либо наличными в одном из пунктов Tax Free cash Refund.

Основные правила для Белорусов, осуществляющих покупки за пределами РБ и желающих получить возврат НДС по системе Tax Free:


Электронная счет-фактура по НДС

Все расчеты по НДС возникшие в результате совершения сделки между продавцом и покупателем должны отражаться в предусмотренном для этого документе. Этим документом является электронный счет-фактура (ЭСЧФ). Также ЭСЧФ служит основанием для вычета налога на добавленную стоимость и контроля правильности совершения сделок.

Форма этого документа утверждается Министерством по налогам и сборам. И заполняется на портале сего же министерства.

Нужно отметить, ЭСЧФ не является первичным документом, поэтому счет-фактура по НДС формы СФ-1 является до сих пор обязательным для заполнения документом.

В каких случаях составляется и не составляется электронный счет-фактура?


Льготы по НДС

На сегодняшний день, в Республике Беларусь существует перечень работ и услуг, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. В их число входят:

  • медицинские услуги;
  • ветеринарные мероприятия;
  • услуги, связанных с организацией похорон;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) для физических лиц, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства;
  • туристические услуги;
  • работы (услуги) в области космической деятельности.

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Добрый день, дорогие коллеги!

Наше законодательство, как известно, характеризуется большим количеством изменений. И понятно, не всегда есть время следит за изменениями оперативно.

Мы заботимся о ВАС.

мы запускаем серию статей по основным изменениям в законодательстве за 2019 год! Готовимся к закрытию года!

Освежаем в памяти прочитанное, если что-то пропустили — берем на заметку.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС 2019

Объекты налогообложения НДС (ст. 115 НК):

  • отгрузка возвратной тары – новый вид объекта налогообложения, соответственно исключены особенности определения налоговой базы как разница(подп. 1.17 п.1 ст. 115 НК);

Исключения из объектов налогообложения:

  • безвозмездная передача объектов бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта (подп. 2.5.5 п.2 ст. 115 НК);
  • передача товаров (работ, услуг), приобретенных за счет нанимателя, членам профсоюза, являющимся работниками (подп. 2.8.2 п.2 ст. 115 НК).

Место реализации товаров (ст. 116 НК):

  • перенесли из общей части НК;
  • конкретизировали порядок определения места реализации при отгрузке товаров по договорам комиссии.

Место реализации работ, услуг, имущественных прав (ст. 117 НК):

  • перенесли из общей части НК;
  • перечень электронных услуг дополнен услугой по организации и (или) проведению азартных игр через Интернет, т.е. если мы покупаем, то платим в Республике Беларусь за нерезидента (подп. 4.13 п. 4 ст. 117 НК).

Освобождение от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 118 НК):

  1. Из отдельных Указов перенесены перечни освобождаемых видов работ, услуг:
  • медицинских услуг;
  • ветеринарных мероприятий;
  • услуги, связанные с похоронами;
  • работы, услуги по ведению личного подсобного хозяйства;
  • работы по строительству и ремонту садоводческих товариществ.

2. Особенности применения освобождения от НДС предприятиями инвалидов:

Исключается необходимость наличия сертификата, подтверждающего отнесение товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства.

3. Дополнения по налоговым льготам:

  • освобождение от НДС при реализации гаражей (машино-мест) применяется не только застройщиком, но и заказчиком (подп. 1.36 п. 1 ст. 118 НК);
  • при оказании бытовых услуг освобождение от НДС будет распространяться и на услуги в области фотографии, оказываемые для физических лиц (подп. 1.43 п. 1 ст. 118 НК).

4. Новые льготы:

  • в случае приобретения республиканскими органами государственного управления у нерезидента за счет бюджетных средств (подп. 1.10.3 п. 1 ст. 118 НК);
  • услуги ломбардов освобождаются от НДС (подп. 1.50 п. 1 ст. 118 НК).

Налоговая база НДС (ст. 120 НК):

  • по договорам, в которых сумма обязательств выражена в рублях эквивалентно валюте по курсу, отличному от Нацбанка, а также в которых сумма обязательств выражена в валюте эквивалентно сумме в иной валюте, корректировка налоговой базы осуществляется в зависимости от того, когда подписали ЭЦП ЭСЧФ;
  • в отношении операций по возмещаемым расходам в рамках исполнения договоров аренды либо безвозмездного пользования предусмотрена возможность по таким операциям исчислять НДС. В п.п. 11 и 12 установлен порядок определения налоговой базы;
  • особенности корректировки налоговой базы при приобретении объектов у иностранных организаций: с 01.01.2019 налоговая база при реализации на территории РБ объектов не состоящими на учете иностранными организациями увеличивается на суммы, полученные сверх цены реализации (штрафы, пени, неустойки и т.д.).

Определение момента фактической реализации (далее – МФР) товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 121 НК):

  • при реализации в рознице и общепите по сменам, предусматривающим их завершение на следующий календарный день, МФР определяется как дата открытия смены (п. 3 ст. 121 НК);
  • установлен единый с бухучетом порядок определения МФР при реализации работ, услуг (п. 6 ст. 121 НК);
  • изменен порядок определения дня передачи имущественных прав: теперь это либо последний день месяца, либо день передачи прав (п. 8 ст. 121 НК);
  • при передаче имущества в аренду (лизинг) уточнен порядок определения периода пользования: теперь это последний день каждого месяца, а не периода пользования по договору как было ранее (п.п. 9, 10 ст. 121 НК);
  • конкретизирован порядок определения дня оказания транспортных услуг (п. 16 ст. 121 НК);
  • уточнен порядок признания дня оказания туруслуг, санаторно-курортных услуг, услуг в сфере образования и медицинских услуг.

Ставки НДС (ст. 122 НК):

  • исключены ставки налога 9,09% и 16,67%;
  • ставка НДС в размере 0% в отношении работ по ремонту и ТО большегрузных транспортных средств продлена до 2020 года включительно;
  • расширена сфера применения ставки НДС в размере 10% – теперь такая ставка применяется при ввозе и реализации сельхозпродукции, произведенной на территории ЕАЭС.

Порядок документального подтверждения вывоза за пределы РБ товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов) (ст. 125 НК):

  • применение ставки НДС в размере 0% по давальческим работам: с 2019 года в целях применения ставки НДС в размере 0% исключена обязанность выполнения таких работ только собственными силами, т.е. с указанной даты можно привлекать и подрядчиков. Соответственно, исключена обязанность наличия сертификата об отнесении произведенных работ (услуг) к работам (услугам) собственного производства.

Порядок подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% в отдельных случаях (ст. 126 НК):

  • особенности применения ставки НДС в размере 0% по транспортным услугам: для обоснованности применения нулевой ставки теперь нет необходимости представления в налоговый орган соответствующего реестра. Необходимая информация будет отражаться в ЭСЧФ, который и будет служить основанием для применения ставки 0%. Уточнен порядок определения экспортируемых транспортных услуг, соответственно, не все услуги по транспортной экспедиции будут облагаться по ставке 0% (п.2 ст. 126 НК).

Налоговый и отчетный периоды НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 127 НК):

  • предоставлена возможность уточнения ранее выбранного отчетного периода, но однократно и до 20 февраля текущего года.

Порядок исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 128 НК):

  • введена формула для исчисления НДС расчетным методом 20/120, а также определены операции, в отношении которых такой порядок применяется (п. 2 ст. 128 НК).

Порядок корректировки оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (исчисленной суммы НДС) в отдельных случаях (ст. 129 НК):

  • корректировка оборотов по реализации не производится не только в случае возврата товара для ремонта, но и в случае такого возврата для замены, в т.ч. в рамках исполнения гарантийных обязательств (п. 1 ст. 129 НК);
  • детально описаны случаи, в каких отчетных периодах должна осуществляться корректировка оборотов по реализации в сторону увеличения либо в сторону уменьшения, в т.ч. в зависимости от даты получения и подписания соответствующего ЭСЧФ ЭЦП.

Сумма НДС, предъявляемая плательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 130 НК):

  • установлен механизм предъявления сумм НДС и выставления ЭСЧФ по требованию покупателя при реализации товаров по розничным ценам, а также при реализации через подотчетных лиц (п. 4 ст. 130 НК).

Электронный счет-фактура (ст. 131 НК):

  • смещен срок выставления ЭСЧФ для плательщиков, работающих по «оплате», – теперь это 10-е число месяца, следующего за месяцем, но который приходится МФР;
  • срок выставления ЭСЧФ в ситуациях, когда счет должен был выставляться в двухдневный срок, увеличен до 3-х дней;
  • установлены сроки выставления ЭСЧФ при ликвидации филиала и реорганизации – до даты ликвидации или реорганизации соответственно. При ликвидации организации – не позднее 10 рабочих дней до дня направления ликвидационного баланса;
  • уточнены случаи, когда ЭСЧФ не выставляется в адрес покупателя, а также порядок выставления ЭСЧФ по «ввозному» НДС;
  • детализирован порядок создания дополнительных ЭСЧФ.

Налоговые вычеты (ст. 132 НК):

  • уточнены основания применения налоговых вычетов по НДС и определены отчетные периоды, в которых суммы налога принимаются к вычету (п.п. 5–9 ст. 132 НК).

Порядок применения налоговых вычетов (ст. 133 НК):

  • уточнен порядок применения налоговых вычетов в отношении возникающих «суммовых» разниц (п. 12 ст. 133 НК);
  • расширен перечень случаев, когда не применяется особый порядок вычета сумм НДС, приходящихся на безвозмездную передачу, – передача имущества при реорганизации, взносы в уставный фонд;
  • уточнен порядок корректировки сумм налоговых вычетов при изменении размера ранее уплаченного «ввозного» НДС с территории государств-членов ЕАЭС (п. 17 ст. 133 НК);
  • уточнен порядок применения ограничения права вычета сумм налога в отношении товаров, по которым произошла порча (утрата) (подп. 24.15 п. 24 ст. 133 НК).

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Читайте также: