Курсовая ндс в китае

Опубликовано: 16.05.2024

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Глава I. Характеристика налоговой системы Китая. Виды налогов

      Налоговая система КНР
Налоговая система- это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимание налогов, налоговый контроль устанавливаемые в законодательном порядке.
Налоговая система КНР - сборник правил, постановлений и отношений, который гармонизирует между собой управление экономикой и ее рыночные формы, партийное руководство и современные технологии менеджмента, государственный сектор и частное предпринимательство. Многочисленные изменения, в том числе и придание гибкости в налоговой системе Китая - это экономический результат этой страны за последние 20 лет.
Налоговые поступления для каждой страны представляют собой самую главную и нормативной форму распределения через государственный бюджет национальных доходов, которая характеризуется принудительностью, безвозмездностью и устойчивостью.
Налоговые поступления - основной источник доходов бюджета в Китае. На сегодняшний день, налоговые доходы Китая составляют около 95 процентов финансовых доходов страны и служат самым главным источником поступлений госбюджета Китая. Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством посредством налогов, направляются на поддержку развития сельских районов, охраны окружающей среды и экологическое строительство, содействие развитию социальной сферы.
Следует отметить, что это важный экономический инструмент, используемый государством в целях макроэкономического регулирования и напрямую влияющий на процесс экономического и социального развития Китая.

Эта система играет неоценимую роль в деле обеспечения доходных поступлений бюджета, дальнейшего роста степени внешней открытости и продвижения поступательного, ускоренного и здорового развития народного хозяйства Китая.

      Виды налогов
Налог- это основная финансовая категория, которая выражает экономические отношения возникающие между разными субъектами и в первую очередь между государством и налогоплательщиком по поводу отчуждения части стоимости национального дохода в распоряжении государства с целью выполнения своих функций.
Налогообложение в КНР осуществляется Главным налоговым управлением КНР (ГНУ КНР) посредством местных налоговых управлений. В Китае существует две параллельные системы налоговых органов: управления по центральным налогам, находящиеся непосредственно в подчинении ГНУ КНР, и управления по местным налогам, которые находятся подчиняются ГНУ КНР и местным народным правительствам провинциального уровня.
На сегодня, налоговая система Китая состоит из 25 видов налогов:
    НДС;
    Налог на потребление;
    Налог на предпринимательскую деятельность;
    Налог на прибыль предприятий;
    Налог на прибыль с иностранными инвестициями и иностранных предприятий;
    Подоходный налог с физических лиц;
    Налог за пользование природными ресурсами;
    Налог за пользование землями городов и городских районов;
    Налог на поддержание городского строительства;
    Налог на занимаемые пахотные угодья;
    Налог на инвестиции в недвижимость;
    Налог на передачу оцениваемой недвижимости;
    Налог с владельцев домов;
    Налог на городскую недвижимость;
    Налог на имущество, переходящее в порядке наследования;
    Налог на использование автотранспорта и судов;
    Налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов;
    Гербовый сбор;
    Пошлина при продаже жилой недвижимости;
    Налог на забой скота;
    Налог на банкеты; налог с оборота ценных бумаг;
    Сельскохозяйственный налог;
    Налог на животноводство;
    Таможенные пошлины.
      Анализ по видам налогов Китая
- Налог на добавленную стоимость. Исчисляется в размере 17% и взимается при продаже товаров и некоторых услуг. Хотя в итоге налог оплачивается конечным потребителем, он взимается на всех этапах производства и реализации. Обязательство по оплате НДС возникает немедленно при выставлении инвойса (не после его оплаты), означает, что НДС должен быть взыскан даже несмотря на возможный безнадежный долг. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются предприятия, организации и лица, осуществляющие реализацию товаров, импортирующие товары, оказывающие услуги по производству, ремонту или технической замене на территории Китайской Народной Республики.
- Налог на потребление (налог с продаж). Потребительский налог взимается в дополнение к НДС при некоторых специальных видах потребления, таких как сигареты, алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, автомобили и т.д. Плательщиками потребительского налога являются предприятия, индивидуальные частно-семейные предприятия и частные лица. Этот налог взимается только один раз в процессе бизнеса и оплачивается конечным потребителем. Ставка налога варьируется в зависимости от различных категорий потребления от 3 до 50%.
- Налог на предпринимательскую деятельность. Ставка налога 16,4%. Данный налог уплачивают предприятия и граждане, занимающиеся предоставлением подлежащих налогообложению услуг, передачей нематериальных активов или продажей недвижимости на территории КНР. От уплаты налога освобождаются: услуги, предоставляемые медицинскими учреждениями, детскими садами, домами престарелых; брачные и похоронные услуги; услуги, предоставляемые инвалидами и организациями инвалидов населению; услуги в сфере образования, предоставляемые школами и другими учебными заведениями; орошение и осушение земель, предотвращение, профилактика и защита растений от заболеваний и их уничтожения насекомыми, предотвращение и профилактика заболеваний домашней птицы и домашнего скота; страхование сельского хозяйства (земледелия и животноводства); входная плата за посещение культурных мероприятий (музеев, художественных галерей, выставок, библиотек и т.д.), а также религиозные услуги.
- Налог на прибыль предприятий. Ставка налога 11,3%. Плательщиками налога на прибыль предприятий выступают государственные, коллективные, частные, совместные предприятия и другие организации (юридические лица). Объектом налогообложения по налогу на прибыль в КНР, как и во всем мире, выступает прибыль от реализации продукции, работ, услуг; прибыль от иной предпринимательской деятельности и прочих операций (источников). Налог на прибыль рассчитывается исходя из размера налогооблагаемой прибыли (равной общей сумме прибыли за год), полученной налогоплательщиком в отчетном году, уменьшенной на разрешенные вычеты (льготы). Помимо основной ставки (33%), применяются две пониженные ставки - 18% и 27% - для менее прибыльных (низкорентабельных) предприятий.

- Налог на прибыль с иностранными инвестициями и иностранных предприятий. Предприятия с иностранными инвестициями, головной офис которых расположен в Китае, уплачивают налог со всех полученных ими доходов (как на территории КНР, так и за рубежом). Иностранные компании уплачивают налог на прибыль только от источников на территории КНР. Налог уплачивается по ставке 33% (30% + 3% - "местный" налог на прибыль).
- Подоходный налог с физических лиц. Налогоплательщиками являются физические лица, имеющие постоянное местожительство в Китае, или не имеющие такового, но проживающие на территории КНР в течение года или более. Такие лица уплачивают налог со всех полученных ими доходов (как на территории КНР, так и за рубежом). Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в КНР, не являющиеся ее резидентами, или проживающие на территории страны менее года, уплачивают налог с доходов от источников на территории КНР. Объекты обложения и расчет налога:
а) Заработная плата рабочих и служащих. Налогообложению подлежит ежемесячно получаемая заработная плата рабочих и служащих, уменьшенная на 800 юаней (твердая сумма расходов). К полученной разнице применяется девятиступенчатая прогрессивная ставка налога (от 5% до 45%).
б) Индивидуальное подсобное хозяйство или доходы от предпринимательской деятельности. Налогообложению подлежит ежегодный валовый доход от подсобного хозяйства или предпринимательской деятельности, уменьшенный на связанные с его извлечением затраты, потери. К полученной разнице применяется девятиступенчатая прогрессивная ставка налога (от %5 до 35%).
- Налог за пользование природными ресурсами (природная рента). Плательщиками налога выступают юридические и физические лица природопользователи, занимающиеся добычей минеральных ресурсов на территории КНР. Ставки налога дифференцируются по видам минеральных ресурсов. Освобождается от налогообложения добыча нефти, если она используется для отопительных нужд. Налоговые вычеты предоставляются шахтам (артелям), осуществляющим добычу железных металлических руд и руд цветных металлов.
- Налог за пользование землями городов и городских районов (земельный налог). Налог уплачивают предприятия и граждане, за исключением организаций с иностранными инвестициями, иностранных компаний и иностранных граждан. Ставки налога за единицу дифференцируются по регионам. Для "бедных" местностей или районов с высоким потенциалом ставка налога может быть соответственно уменьшена или увеличена.
От налогообложения освобождаются: земли, занятые правительственными органами, общественными и военными организациями; земли, занятые предприятиями, финансируемыми из государственного бюджета; земли, занятые церковными храмами, парками, памятниками истории; земли общего пользования, принадлежащие муниципальной администрации, площади; земли, занятые полями, лесами; земли, на которых расположены животноводческие комплексы и рыбные хозяйства; земли, используемые для защиты окружающей среды, и земли, используемые для нужд и развития энергетики и транспортного хозяйства .
- Налог на поддержание городского строительства. Плательщиками налога являются предприятия и учреждения всех видов собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, иностранные предприятия и иностранцев, которые обязаны платить налог на добавленную стоимость, потребительских налог и/или предпринимательский налог. Этот налог подлежит уплате одновременно с указанными выше налогами. Объект налогообложения является сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость, потребительского и предпринимательского налогов.


Налоговые ставки дифференцируется в зависимости от района:

- Налог на занимаемые пахотные угодья. Плательщиками налога являются юридические и физические лица, за исключением предприятий с иностранными инвестициями, иностранных предприятий и иностранных граждан, занимающие и использующие пахотные угодья для строительства или иных несельскохозяйственных целях. Объектом налогообложения являются все земли в государственной и коллективной собственности сельскохозяйственного назначения (паровые земли, земли зернового севооборота, земли севооборота зерновых и кормовых культур и другие).
Ставки налога дифференцируются по регионам в зависимости от фактически занимаемых плательщиком площадей и экономической ситуации. С целью недопущения большого разрыва в ставках налога между соседними местностями, Министерство финансов утвердило среднюю ставку налога - для провинций, автономных округов и городов центрального подчинения, равную 2,5-9 юаней за единицу.

- Налог на инвестиции в недвижимость. Плательщиками налога являются юридические и физические лица, за исключением предприятий с иностранными инвестициями, иностранных компаний и иностранных граждан, инвестирующие средства в недвижимость на территории Китая.
Объекты налогообложения и налоговые ставки

- Налог на передачу оцениваемой недвижимости. Плательщиками налога являются юридические и физические лица, получающие доходы от отчуждения или в какой-либо другой форме передачи прав пользования государственными земельными участками и расположенными на них объектами.

Объект налогообложения - оценочная стоимость, полученная плательщиком налога в результате передачи недвижимости. Другими словами – это разница между доходом от отчуждения имущества и затратами, которые подлежат вычету.
Таблица№1
«4-хступенчатая прогрессивная шкала ставок»

- Налог с владельцев домов. Плательщиками налога являются собственники жилой и коммерческой недвижимости, держатели заложенного жилья, доверительные управляющие (арендаторы) и пользователи жилого фонда (за исключением предприятий с иностранными инвестициями, иностранных компаний и иностранных граждан).

Данный вид налога действует в уездных и волостных городах, а также в промышленных и добывающих районах.
Объекты налогообложения и налоговые ставки:
1) объект налогообложения - остаточная стоимость имущества (первоначальная стоимость минус 10% - 30%), то ставка налога - 1,2%;
2)объект налогообложения – доход от сдачи имущества в аренду, то ставка налога - 12%.
- Налог на городскую недвижимость. Плательщиками налога являются организации с иностранными инвестициями, иностранные компании и иностранные граждане, а именно: собственники, залогодержатели, арендаторы и другие пользователи жилого фонда.
Объекты налогообложения и налоговые ставки:
1) объект налогообложения - стоимость жилого фонда, то ставка налога - 1,2%;
2) объект налогообложения - доход от сдачи имущества в аренду, то ставка налога - 18%.
- Налог на использование автотранспорта и судов. Плательщиками налога являются физические и юридические лица, владеющие и использующие автотранспортные средства и водные суда на территории Китая (за исключением предприятий с иностранными инвестициями, иностранных компаний и иностранных граждан).

Объекты налогообложения и налоговые ставки:
1)автотранспорт
Налоговая база- количество транспорта либо его нетто-тоннаж.

- Налог на использование регистрационных номеров транспортных номеров и судов. Плательщиками налога являются предприятия с иностранными инвестициями, иностранные компании и иностранные граждане, использующие подлежащие налогообложению автотранспортные средства и водные суда.
Объекты налогообложения и налоговые ставки:
1) автотранспорт
Налоговая база- количество транспорта либо его нетто-тоннаж.

Налоговые поступления – весомая доля доходной части бюджета любой страны. [9] Налоговая система КНР не стала исключением. На сегодняшний день Китай занимает одно из первых мест по объемам взимаемых налогов. Это связано с экономическим положение страны. Китайская экономика – самая быстроразвивающаяся в мире; ее темпы роста достигли около 10 % за последние 30 лет. Сегодня Китай – это космическая и ядерная держава, которая к 2020 году экономически выйдет на первое место в мире, оттеснив США [8]. Такие успехи в сфере экономической жизни страны достигнуты за счет регулярно проводимых реформ. Система налогообложения также, как и экономика страны претерпевала ряд преобразований за последние годы.

Современная налоговая система КНР формировалась и эволюционировала постепенно. Изменения в ней, в том числе и придание гибкости, реально отвечали положению страны на каждом этапе развития. Сейчас доходы бюджета от налогов и сборов находится на уровне 85 % [1], что в значительной степени влияет на экономическое развитие. Эти доходы составляют 14 следующих налогов:

1. Налог на добавленную стоимость;

2. Потребительский налог;

3. Налог на хозяйственную деятельность;

4. Налог на доходы физических лиц (личный подоходный налог);

5. Налог на прирост земли;

6. Налог на городскую недвижимость;

7. Налог на передачу имущества;

8. Налог на приобретение автотранспорта;

9. Налог на использование автотранспорта и водных судов;

10. Налог на пользование землями городов и городских районов;

11. Налог на использование природных ресурсов;

12. Налог на поддержание города и строительство;

13. Налог на занятие сельскохозяйственных земель;

14. Гербовый сбор. [8]

Стоит заметить, что произошли изменения с НДС: вводится использование «потребительского НДС», то есть вычет суммы налога разрешается из суммы приобретаемых материалов, а также основных средств предприятия. Что же касается налогообложения физических лиц, то после реформ повышен необлагаемый уровень дохода до 3500 юаней и с 2011 года плательщики с годовым доходом свыше 120 тыс. юаней обязаны предоставлять налоговую декларацию.

Классификацию налогов КНР можно провести по нескольким признакам, основными из которых являются способ взимания (прямые и косвенные налоги), круг налогоплательщиков (организации и физические лица), принцип распределения налогов (местные и центральные) и так далее [10].

Стоит отдельно выделить вопрос управления центральными и местными налогами. Данные налоги классифицируются по бюджетам, в которые идут поступления. В КНР существует две системы: управлением центральных налогов занимается Государственное налоговое управление (ГНУ) КНР, а работу с местными налогами осуществляет местное правительство провинциального уровня совместно с ГНУ. Также существуют смешанные налоги, которые представляют собой комбинацию центральных и местных. Данные налоги поступают в центральный и местные бюджеты в соответствующей пропорции или в зависимости от вида налога и, как правило, взимаются управлениями по центральным налогам. К таким смешанным налогам в Китае относятся НДС, налог на хозяйственную деятельность, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на поддержание городского строительства, гербовый сбор и налог на использование природных ресурсов. Выделим отдельно последний налог из данного перечня.

Ставки ресурсного налога в КНР

8-30 юаней за тонну

2–15 юаней за 1000 м3

0,3–5 юаней за тонну

Руды черных металлов

2–30 юаней за тонну

Руды цветных металлов

0,4–30 юаней за тонну

Иные неметаллические руды

0,5–20 юаней за тонну или 1000 м3

10–60 юаней за тонну

2–10 юаней за тонну

Налог на использование природных ресурсов относится к группе ресурсных налогов и взимается в КНР с 1984 года. Плательщиками являются юридические и физические лица, которые ведут на территории КНР, включая и морскую территорию, добычу полезных ископаемых [4]. Изначально данный налог распространялся только на уголь, нефть и природный газ, но через четыре года данный список пополнила и железная руда. Сегодня же объектом налогообложения является добыча нефти, природного газа, редкоземельных элементов, соли (твердой и жидкой), угля, железной руды, неметаллической руды и руды цветных металлов.

Сумма налога на ресурсы находится как произведение объема или веса добытого полезного ископаемого и соответствующей налоговой ставки [таблица]. Данные ставки варьируются в зависимости от вида ископаемого и его разработки [7].

С 2010 года ресурсный налог в КНР начал претерпевать некоторые изменения, целью которых является отказ от применения налоговых ставок с количества добытого полезного ископаемого. Начались такие реформы с Синьцзян-Уйгурского автономного района, но постепенно обхватили и всю страну. Теперь налог имеет адвалорные ставки, которые предполагают расчет суммы налога с доходов от реализации добытого ресурса. Такие изменения положительно отразились на доходах в бюджете (налоговые поступления увеличились более чем на 68 % за первые два квартала).

Продолжением реформ стало введение в 2012 году Госсоветом КНР ряда льгот для совместных предприятий. Теперь ставка для совместных предприятий с иностранными инвестициями, которые добывают железную руду, снизилась на 40 %. Ставка аналогичных предприятий по добыче руды цветных металлов уменьшилась на 30 %. Также существуют льготы по налогу на импортирующие предприятия и на предприятия, которые производят капитальный ремонт скважин за свой счет. Учтена и возможность чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, аварии или другие серьезные потери). В этом случае применяется сокращения налоговых выплат или же их отмена, так же, как и в случае с добычей сырой нефти на цели разогрева или восстановления скважин в процессе нефтедобычи.

С точки зрения правовой стороны вопроса, то в Китае ресурсный налог регулируется Временными нормами и правилами КНР «О налоге на использование природных ресурсов» и подробными правилами применения Временных норм и правил «О налоге на использование природных ресурсов».

Первое о чем хочется сказать, так это о самом понятии ресурсного налога. В КНР ресурсный налог распространяется только на недра в единой форме. Более эффективную работу могут обеспечить специальные фискальные сборы. Например, роялти (регулярные изъятия за добычу полезных ископаемых), ренталс (платежи за поиски и разведку месторождений), бонусы (разовые платежи за право вести разведку недр), а также специальные таможенные пошлины на вывоз сырья.

Второе отличие ресурсного налога КНР от аналогичного российского заключается в том, что налог уплачивается только с использования полезных ископаемых, но совсем не затронуты водные и лесные ресурсы.

Также в Китае ставка ресурсного налога является количественной, то есть абсолютной. Исчисляется в денежных единицах (юанях) в расчете на натуральную единицу продукции. То есть нет процентной ставки, дифференцированной по видам ископаемых, присутствие которой бы придавала налогу справедливость выплат.

Доходы от налога КНР взимаются только в денежной форме. Возможно еще усовершенствование за счет выплат не только денежных средств, но и выполнения работ и предоставления услуг, выплат частями объёма добытых ресурсов и зачета суммы предстоящих платежей в различные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия [5].

Но также стоит отметить положительный опыт Китая в вопросе распределений доходов от ресурсного налога. В центральный бюджет идут только налоговые доходы от добычи нефти и природного газа, добываемого на морской территории КНР. Остальная же часть налога на использование природных ресурсов приходится на региональные бюджеты. В России же большая часть налоговых поступлений (в стоимостном исчислении) приходятся на федеральные бюджет. Это 100 % налога по углеводородному сырью, по добычам на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне РФ и за пределами территории РФ полезных ископаемых и 40 % по прочим видам полезных ископаемых. Таким образом, на региональные бюджеты остается малая часть доходов, что, естественно, снижает социально-экономическое развитие регионов.

Таким образом, можно предположить возможные направления дальнейшего усовершенствования ресурсного налога Китая:

1. Распространение налога на использование также лесных ресурсов (5 % природного капитала страны) и водных ресурсов, которые обеспечивают Китаю первое место по гидроэнергетическим ресурсам;

2. Введение относительной ставки, которая бы поспособствовала эффективному контролю за процессами использования полезных ископаемых со стороны государства.

3. Введение бонусов, ренталс и роялти.

Также, возможно, представляется целесообразным создание стабилизированного фонда в КНР по типу созданного в России Стабилизированного фонда Российской Федерации, который в свою очередь подразделяется на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Такое взаимодействие налоговых систем Китая и России очень благоприятно влияет на их взаимоотношения. Сегодня власти КНР намерены развивать сотрудничество с ЕАЭС в целях развития АТР на принципах взаимного дополнения, целесообразности и совместного участия [3]. Поэтому схожее положение наших стран в сфере природопользования способствует деловому сотрудничеству, усилению экономических связей и обмену опытом.

В заключении необходимо отметить, что Китай – это самая быстроразвивающаяся страна, охватывающая многие сферы экономик, в том числе связанные с природопользованием. Например, Китай уже стал ведущим мировым производителем стали и алюминия с долей на мировом рынке более 30 %. Дальнейшее развитие только будет увеличивать экономический потенциал страны. И налоговая система – неотъемлемая часть такого развития. Ведь от того как государство ведет налоговую политику зависит и развитие экономики в целом. КНР активно совершенствует свою налоговую систему. Уже с 1 мая 2016 года в Китае был отменен налог на прибыль предприятий [2]. Данный факт можно рассматривать как доказательство того, что система налогообложения Китая – это динамичная и «живая» система, которая является важнейшим компонентом инвестиционного климата государства, составляющего базис экономического роста.

Совершенствование ресурсного налога, в свою очередь, обеспечит основу экономической безопасности государства, путем появления возможности опираться на собственные ресурсы. Ведь разумное природопользование – основа экономической стабильности и безопасности страны, не последнюю роль в формировании которых играет эффективная и справедливая система налогообложения.

Высокий уровень экономического развития Китайской Народной Республики связан с регулярными налоговыми платежами, которые поступают в государственную казну. Правительство страны, проведя ряд реформ, избавилось от понятия теневая экономика. Граждане КНР и иностранцы платят налоги, освободиться от них мигранты не могут.

Система налогообложения в Китае

Налоговая система отличается сбалансированностью, что обеспечивает высокие позиции Китая в мировом ВВП. Система обложения состоит из трех уровней:

  • Центральный – это таможенные сборы, НДС от проводимых таможенных операций, налоги на бизнес, хозяйственную, финансовую, банковскую и торговую деятельность, госпредприятия.
  • Совместный – все виды НДС, кроме таможенного, бизнес-налоги, поступления от ценных и банковских бумаг, страхования.
  • Местный – налог на прибыль и недвижимость, гербовый сбор, подоходный с граждан страны.

Радикальное реформирование системы происходило в 1994 г. После этого изменения вносятся точечно.

Сбором налогов управляет Главное государственное налоговое управление, в подчинении которого находятся центральная и местная подсистемы налогов.

Какие налоги платят в Китае – виды

Платят китайцы и нерезиденты страны немало налогов. Общее их число составляет 25 видов, разделенные на группы:

  • С оборота. Размер определяется объемом проданной продукции.
  • Ресурсные – использование госземли.
  • На прибыль – платят физлица, китайские и иностранные компании.
  • Целевые – за пользование с/х землями, вложение средств в проекты, за проживание в мегаполисах и крупных населенных пунктах.
  • Недвижимость и имущество.
  • Пользование автомобилем и водным транспортом.
  • Передача имущества.
  • Доходы от ведения сельскохозяйственной деятельности.
  • Таможенные сборы за экспортные и импортные операции.

Есть и уникальные налоги – добычу сырой нефти, железной руды, газа, природных ископаемых. Налог на нефть не взимается, когда ее используют для восстановления скважин.

Налоги в Китае для физических лиц

Физлица платят сборы на доходы, которые получены на территории Китая и из-за границы. Налоговая ставка определяется видом дохода:

  • Работа по найму, которая приносит человеку зарплату, оклад, премии, бонусы, субсидии, компенсации, прибыль с дохода предприятия. Ставка варьируется от 3% до 45%, в зависимости от размера зарплаты (т.н. прогрессивная шкала налогообложения).
  • Проценты, дивиденды, роялти, сдача недвижимости в аренду – 20%.
  • Индивидуальные торгово-промышленные хозяйства и доходы от ведения деятельности по контракту подряда – от 5 до 35%.

С доходов, которые возникают в работе по найму, налог удерживают работодатели. Налог с роялти, процент взимает налоговый агент. Остальные виды налогов физлица платят самостоятельно.

Подоходный налог (прогрессивный)

Существует размер заработной платы, когда китаец платит всего 5% от суммы дохода. Так, если человек получает меньше 825 долл. США, то они платят 5%, если оклад доходит до 1000 долл. США, то ставка повышается до 10%. Заработок в размере 1350 долл. повышает ставку подоходного налога до 15%.

Другие тарифы указаны ниже:

  • От 5 тыс. до 20 тыс. юаней – 20%.
  • От 20 тыс. до 40 тыс. юаней – 25%.
  • От 40 тыс. до 60 тыс. – 30%.
  • От 60 тыс. до 80 тыс. юаней – 35%.
  • От 80 тыс. до 100 тыс. юаней – 40%.
  • Больше 100 тыс. юаней – 45 %.

Для каждой суммы месячного заработка есть своя сумма разовых отчислений.

Подобная прогрессивная система налогообложения позволяет равномерно распределять доходы по стране.

Налогом не облагается заработная плата, которая меньше 750 долл. США.

Отчисления на пенсию

В Китае существует накопительная пенсионная система, которая формируется за счет отчислений работодателя и работающего. Размер сборов равен 28%: из них 8% платит работник, а 20% – работодатель.

Государственная пенсия положена только людям, которые проработали на местную экономику не меньше 15 лет.

Налоги в Китае для бизнеса

Этот сбор идет в государственную казну в процессе ведения хозяйственной деятельности. Платят предприятия, которые созданы за счет иностранных вложений. Единой ставки нет, поскольку учитывается характер работы компании или фирмы.

Платится каждый месяц. Виды выплат:

  • Предприятия, занимающиеся транспортом, выплачивают 3% от прибыли.
  • Строительство и инженерные работы – 3%.
  • Финансовые услуги – почти 8%.
  • Спортивная деятельность, культурная работа, телекоммуникации – 3%.
  • Услуги, продажа недвижимости и покупка нематериальных активов – 5%.
  • Развлечения – от 5% до 20%.

Подоходный налог в Китае для иностранцев

Все нерезиденты в республике обязаны платить налоги. При найме на работу все иностранные граждане заключают договор о двойном налогообложении в Китае. Размер сборов зависит от периода проживания в стране:

  • Меньше 180 дней – никаких налогов платить не надо. Для этого между страной, откуда приехал мигрант, и КНР должен быть заключен договор о двойном налогообложении.
  • От 180 до 360 дней – вносят в казну налог для физических лиц.
  • От 1 года до 5 лет – индивидуальный подоходный налог со всех поступлений, полученных на территории Китайской Народной Республики.
  • От 5 лет – надо отчислять сборы с прибыли и зарплаты.

Иностранцы декларируют свои доходы путем подачи декларации в налоговую, но только если сумма заработанных средств больше 120 тыс. юаней (около 17,5 тыс. долл. США). Отчисления надо делать со всего размера заработной платы. Исключение – доход, который тратится на аренду жилья, командировку и обучение в школе.

Иностранцы должны платить налог на недвижимость – от 3% до 5%. Сборы за ведение фермерства или с/х зависит от отрасли и доходов предприятий. Средний размер составляет 15%.

Иностранные компании получают большие размеры налоговых льгот от государства, что стимулирует дополнительные потоки финансов в казну. Льготное налоговое законодательство разработаны и для иностранных ученых.

Размер НДС в Китае

Налог на добавленную стоимость применяется к продаже товаров, предоставлению услуг по обработке и ремонту, импорту товаров в Китай. Ставки зависят от размера выручки, от продаж, типа товара, типа сектора экономики.

Ставка налога составляет 16% (снижена в мае 2018 года). Другие ставки:

  • Ставка для малых налогоплательщиков – 3%.
  • Льготная ставка для обычных налогоплательщиков – 13%.
  • Реализация средств б/у – 2%, но нельзя вычитывать входной НДС.
  • Реализация товаров, которые были получены по итогам комплексного использования ресурсов – 0%.
  • Экспорт товаров также налогами не облагается.

Когда реализуются определенные услуг на территории Китая, то взимается особый вид НДС, который называется предпринимательский налог. Его размер варьируется от 3% до 50% от доходов. Платиться этот вид налога только при наличии специальной лицензии, которая нужна на продажу сигарет и алкоголя.

Нарушение налогового законодательства – последствия

Уклоняться в Китае от выплаты налогов не рекомендуется, поскольку нарушитель попадает под серьезную сумму штрафа. Сумма составляет пятикратную сумму невыплаченного налога.

Кроме того, налоговые органы имеют право забрать лицензии у предприятий и бизнесменов, забирать средства. Если иностранец сомневается в правильности выплаты налогов, лучше сходить в налоговый орган за консультацией, чтобы потом не платить штрафы за нарушение законодательства.

Китайское правительство приняло решение уменьшать ставку НДС, чтобы услуги и товары были более доступны для населения. Правительство КНР делает всё для народа, несмотря на потенциальные трудности для экономики страны.

История введения НДС и особенности налогообложения в Китае

НДС в Китае был введён в 2016 году. Он заменил налог на прибыль. Это дало толчок для роста экономики.

НДС в Китае

В том году налоговые поступления снизились на 77 млрд долларов, государство было готово пойти на увеличение дефицита в госбюджете до 3%. Реформа позволила развивать местные предприятия производства и получать хорошую прибыль с рынка.

Курс на снижение ставки НДС

В 2021 году НДС составляет 13%. Налоговая ставка снизилась на 3 % с апреля 2019 года. Китайская модель экономики предполагает огромный экспорт товаров. Потенциал страны позволяет снижать показатели.

Республика терпит убытки из-за торговой войны с США. Потери составляют 200 млрд долларов. Многие предприятия обанкротились. Идут массовые сокращения. Сниженные налоги помогают внутреннему рынку остаться на плаву.

КНР решила не наживаться на собственном населении, а упрощать деятельность бизнесменам, создавая более комфортные условия, тем самым повышая уровень жизни в стране.

Кто платит НДС

Наибольшая сумма в казну государства идёт от НДС и потребительского налога. Все плательщики делятся на 2 группы: обычные и малые налогоплательщики.

Не облагаются налогом на добавленную стоимость группы товаров:

  • сельскохозяйственная продукция;
  • контрацептивы разных типов;
  • оборудование для проведения научных исследований и опытов;
  • старинные товары, антикварная продукция;
  • товары из-за границы для инвалидов.

Для расчёта НДС количество проданных товаров умножают на процентную ставку НДС и отнимают входящий налог.

Перечисления в бюджет делают каждый месяц 15 числа.

Текущие ставки НДС в Китае

В 2021 году в КНР действуют 4 процентные ставки налога:

  • Общегосударственная ставка 13%. Действует при продаже любого товара, предоставлении услуг, строительстве, импорте товаров и сдаче жилья в аренду.
  • Пониженная ставка 9%. Распространяется на услуги перевозчиков и некоторые товары.
  • Ставка 6% начисляется на логистические и консалтинговые виды услуг.
  • Экспортные товары НДС не облагаются.

Налоги и сборы в Китае

Льготные ставки

Льготы предоставляют обычным налогоплательщикам. Сниженные ставки начисляют на продажу сельхозпродукции: первичной продукции, техники для работы в сфере сельского хозяйства, удобрений земли и кормов для животных.

Льготной ставкой пользуются при продаже печатных, аудиовизуальных и электронных материалов, пищевой соли. Топливо, газ и вода тоже облагаются сниженным налогом (о ценах на бензин в Китае узнайте по ссылке).

Возврат НДС

НДС начисляют на все товары, которые ввозят в Китай. Если ввозимый товар будет перерабатываться, то при вывозе экспортёр может надеяться на возврат уплаченной пошлины.

Крупные фирмы платят НДС по льготной ставке. Торгово-промышленная служба выдаёт бизнесменам бумагу с разрешением на экспорт из Китая. Когда товар доставлен, НДС возвращают. Это позволяет китайцам продавать продукцию за границу по низким ценам.

При импорте из Китая

Если товар был куплен, и в его стоимость уже был включен налог, то при импорте можно рассчитывать на возврат денег.

Для проведения операции понадобятся документы:

  • соглашение о поставках с КНР;
  • инвойс от поставщика;
  • чеки и другие документы, подтверждающие оплату НДС;
  • таможенная декларация.

Эти документы нужно вместе с налоговой декларацией подать до 20 числа в конце квартального отчётного периода. Если просрочить, могут начислить пени и отказать в возврате средств за НДС.

При экспорте в Россию

Чтобы претендовать на возврат НДС в Китае, должны быть соблюдены условия:

  • Товар должен быть зарегистрирован на материковой части Китайской Народной Республики. Не подходит продукция из Гонконга, Макао, Тайваня.
  • Работа должна осуществляться по общей системе налогообложения. Льготная и упрощённая не подойдёт.
  • Нужно иметь лицензию, которая разрешает вывоз товаров и подтверждает регистрацию багажа в миграционном органе.
  • Должна быть валютная прибыль из-за рубежа, подтверждающая экспортный вывоз товара.
  • Необходимо предъявить чек на товар с указанным НДС. Это подтвердит, что покупка совершалась на территории Китая.
  • Должна быть оформлена таможенная декларация на товар, проданный за границу.

После экспорта груза в налоговые органы нужно подать документы: счёт-фактуру и таможенную декларацию. После проверки будет решаться, в каком количестве вернут НДС.

Сроки

Обычно налог возвращают в течение нескольких месяцев. Но раньше, чем через 3 месяца, выплата вряд ли придёт. Иногда приходится ждать до полугода.

Крупные экспортёры состоят на особом статусе. Им средства возвращают в течение одного месяца. Если фирма ведёт себя нечестно с китайской стороной, деньги вернут через полгода.

Как НДС влияет на ценообразование

На формировании розничной цены влияют:

  • себестоимость;
  • затраты от производства до прилавка;
  • спрос на товар;
  • уникальность;
  • востребованность;
  • НДС.

Чем больше налоговая ставка в стране, тем выше стоимость товара. В Китае ставка невысокая, поэтому цены там ниже.

Подробнее о налогах в Китае можете узнать из статьи на нашем сайте и из видео.

Лазарев Т.А.
Российский государственный университет правосудия
студент 3 курса

Анализ истории Китая служит хорошей основой для изучения развития и становления налоговой системы и подтверждает, что понимание налоговых отношений требует учета совокупности исторических, культурных, географических факторов, совокупность которых отражает особенности той или иной налоговой системы.

Как мы знаем, современная КНР является преемницей Китайской Империи, авторитарной в политическом и аграрной в экономическом отношении. Еще Конфуций выработал правило «идеального налога», совокупность всех налогов, уплачиваемых гражданами, не должна составлять более 10% от их дохода. В большинстве Китайские императоры придерживались этого правила, хотя были и те, кто отходил от него, в одном случае это было оправданно строительством Великой Китайской Стены (налоги были увеличены до 50%), а в другом повышение происходило без явных на то причин [1].

Современная налоговая система Китая включает в себя широко распространенные в современном мире налоги: налог на прибыль корпораций, подоходный налог с физических лиц, НДС, а так же традиционные налоги на товары и услуги, ресурсы и собственность.

Правительство Китая стремится к поддержанию баланса между ростом доходов государства, социальной справедливостью и обеспечением стабильного роста экономики. Однако сам рост экономики является приоритетной задачей, так как он позволяет повышать уровень жизни граждан. Китай поставил перед собой амбициозную задачу, с 2010 по 2020 год вдовое увеличить ВВП и доходы граждан [2].

Налоги на душу населения (долларов США)

Налоговые доходы центрального правительства, в % к ВВП

Стоит отметить, что с 1994 года в Китае проводилась налоговая реформа, результатом которой стало формирование доходов центрального правительства за счет косвенных налогов, такая динамика сохранялась до 2009 года, когда их доля достигла 60%.

В настоящее время наибольшую долю поступлений составляет НДС – около 40% от всех налоговых поступлений центрального бюджета. Так же большое значение имеет внутренний налог на потребление, главным образом взимаемый с предметов роскоши, а так же товаров, опасных для жизни и здоровья человека (табак, алкоголь, фейерверки), энергоемких товаров, связанных с потреблением невозобновляемых природных ресурсов.

Вторым по значению является налог на прибыль корпораций, около 35% от всех налоговых поступлений центрального бюджета.

Говоря о местных бюджетах, для них главным источником налоговых поступлений является налог на предпринимательскую деятельность, которых составляет 30% налоговых поступлений местных бюджетов.

В целом же в центральный и местный бюджет поступает практически равные части налогов, 51% и 49% соответственно, что свидетельствует об относительно невысокой централизации общественных финансов [3].

Налоговое администрирование образует параллельно две системы налоговых органов: управление по центральным налогам во главе с Государственным налоговым управлением (SAT), которое является главным налоговым органом КНР и имеет статус министерства, руководит им Госсовет КНР и управление местными налогами, которое находится под управлением SAT и местных правительств [4].

Так же хотелось бы о составе и структуре налоговой системы КНР, которая включает более 20 видов центральный налогов, которые согласно национальной классификации разделены на 7 групп.

Основными прямыми налогами являются индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль организаций, косвенными – НДС и налог на предпринимательство.

Стоит отметить ставки подоходного налога, который является прогрессивным от 3% до 45%. Так же необходимо сказать, что в 2012 ставки данного налога были реформированы, снижена минимальная ставка, а так же повышен необлагаемый минимум. Причем в Китае необлагаемый минимум для граждан и иностранцев разный, для последних он выше – 4800 юаней.

Ставка налога после реформы 2012 года

Облагаемая сумма (в месяц) после вычета 3500 юаней (1юань= 9.17 руб)

Читайте также: