Консультационные услуги облагаются ндс или нет

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 февраля 2020 г. N 03-07-13/1/11084 О применении НДС при оказании консультационных услуг хозяйствующим субъектам Республики Казахстан и Республики Беларусь, местом реализации которых не признается территория РФ

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью выражает свое почтение и в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ просит разъяснить вопрос относительно порядка учета входящего НДС, относящегося к консультационным услугам, оказанным резидентам Казахстана и Беларуси.

Наша компания оказывает консультационные услуги резидентам Казахстана, Беларуси и другим компаниям, зарегистрированным на территории стран - членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) консультационные услуги, оказанные российской организацией резидентам других государств - членов Евразийского экономического союза на территории РФ, НДС не облагаются, и у российской организации не возникают обязанности по исчислению НДС на территории РФ.

С 01.07.2019 г. вступили в силу положения Федерального закона РФ от 15.04.2019 N 63-ФЗ, согласно которым п. 2 ст. 171 НК РФ дополнен пп. 3, в соответствии с которым вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), а также имущественным правам, приобретенным для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 48 НК РФ не признается территория РФ, за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ. В связи с этим у нашей организации возникли следующие вопросы:

1. У нашей организации присутствуют суммы входящего НДС, относящиеся к операциям по реализации консультационных услуг резидентам, зарегистрированным на территории других стран - членов Евразийского экономического союза. Правильно ли мы понимаем, что мы можем применить положения подп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ и принять к вычету НДС, относящийся к описанным операциям?

2. Согласно положениям Федерального закона РФ от 15.04.2019 N 63-ФЗ п. 4 ст. 170 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания: "Для целей настоящего пункта, а также пункта 4.1 настоящей статьи к операциям, подлежащим налогообложению, относятся также операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 настоящего Кодекса не признается территория Российской Федерации (за исключением операций, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса)". Таким образом, для целей расчёта пропорции, необходимого для правильного учета сумм входящего НДС, консультационные услуги, оказанные иностранным покупателям, включаются в состав операций, подлежащих налогообложению.

Правильно ли мы понимаем, что операции по реализации консультационных услуг в адрес резидентов других государств - членов Евразийского экономического союза относятся к операциям, подлежащим налогообложению, о которых говорится в рассматриваемом абзаце п. 4 ст. 170 НК РФ?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании консультационных услуг хозяйствующим субъектам Республики Казахстан и Республики Беларусь, местом реализации которых в соответствии с пунктом 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, не признается территория Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 июля 2019 года вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в соответствии с Протоколом.

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен пунктом 29 Протокола.

Вместе с тем, на основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров после 1 июля 2019 года, используемых для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, как в соответствии со статьей 148 Кодекса, так и в соответствии с пунктом 29 Протокола, принимаются к вычету на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 171 Кодекса. При этом для целей применения пунктов 4 и 4.1 статьи 170 Кодекса к операциям, подлежащим налогообложению, относятся также операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых согласно пункту 29 Протокола не признается территория Российской Федерации.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Отвечая на вопрос об НДС при оказании консультационных услуг хозяйствующим субъектам Казахстана и Белоруссии, местом реализации которых не признается Россия, Минфин разъяснил следующее.

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров после 1 июля 2019 г., используемых для выполнения работ (оказания услуг) за рубежом, принимаются к вычету. При этом к операциям, подлежащим налогообложению, относится также реализация работ (услуг) за пределами России.

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Этот вопрос задала одна из участниц вебинара по теме УСН, проведенного в Контур.Школе. Мы решили поделиться ответом с вами

Универсального понятия информационно-консультационных услуг, закрепленного на законодательном уровне, нет. Посмотрим, как в разных нормативных документах трактуются такие определения. Для начала обратимся к статье 148 Налогового кодекса — эта норма не дает четкого определения, тем не менее разделяет консультационные услуги с юридическими, бухгалтерскими, аудиторскими, инжиниринговыми, маркетинговыми услугами, услугами по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Таким образом, можно предположить, что с позиции главы 21 «НДС» Налогового кодекса это совершенно разные услуги.

В то же время статья 148 Налогового кодекса определяет услуги по обработке информации — услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.

Услуги на практике

Вопрос: «Затраты на информационно-консультационные услуги не принимаются для налогообложения при УСН. Мы — издательство бухгалтерских журналов (УСН — 15%). Нам оказывают услуги сторонние организации (физлица и юрлица) по подготовке материалов и статей по бухгалтерскому и налоговому учету для последующей обработки и публикации в наших журналах. Не попадают ли эти услуги (авторские договоры не рассматриваем) под статус информационно-консультационных? Можем ли мы их принять к учету при расчете единого налога?»

Первое, на что обращаем внимание, — статья 346.16 НК РФ не предусматривает таких расходов. Значит, если организация осуществила такие затраты, то она не вправе отнести их в состав расходов. Однако есть важное замечание: эти расходы можно квалифицировать по другим основаниям для включения в состав расходов при УСН.

Предлагаю автору вопроса рассмотреть свои расходы с указанной выше точки зрения. Тогда такие расходы можно квалифицировать как производственные и, например, отнести их к материальным расходам с позиции включения при УСН. В силу того что ст. 254 НК РФ не приводит закрытый перечень материальных расходов, то, прописав их в своей учетной политике для целей налогообложения, можно будет отнести их на расходы. Конечно, такая позиция не бесспорна и, возможно, придется отстаивать ее в суде. Все дело в «цене вопроса».

Обратимся также к другим документам. Например, к договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014). В этом документе сказано, в частности, что консультационными услугами признаются услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом. Следовательно, если в организации, применяющей УСН, имеются подобного рода затраты, то включать их в расходы, скорее всего, будет нерационально в силу того, что все виды консультаций, перечисленных в этом определении не включены в ст. 346.16 НК РФ.

Как учитывать?

Далее обратимся к Приказу Минфина России № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (с изм. от 17.05.2012) «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей». Данный документ не имеет никого отношения к УСН. Однако некоторые определения в нем приведены. Так, с позиции Минфина России в состав прочих расходов включены расходы на оплату консультационных и юридических услуг, оказываемых по договорам возмездного оказания услуг, в которых содержится перечень определенных действий или указана определенная деятельность, которую обязан осуществить исполнитель по заданию индивидуального предпринимателя (заказчик), с последующим предоставлением заказчику результатов действий (деятельности) исполнителя (например, письменные консультации, разъяснения, проекты договоров, заявлений и других документов).

При этом не относятся к расходам по оплате консультационных и юридических услуг затраты индивидуального предпринимателя по уплате услуг его уполномоченного представителя, а также услуг, связанных с выполнением возложенных законодательством Российской Федерации на индивидуального предпринимателя обязанностей. Опять мы видим, что консультационные услуги и юридические услуги разведены. Поэтому…

Необходимо четко понимать состав действий организации, прежде чем говорить о включении (или нет) тех или иных затрат в расходы и, самое главное — на квалификацию расходов. От этого будут зависеть и основания для включения в расходы».

Анализируя нормы этого Приказа, ряд авторов приводит определение информационных услуг. В частности, это приобретение специальной литературы, периодических изданий по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью индивидуального предпринимателя, необходимых для осуществления деятельности, а также информационных систем при наличии подтверждающих документов об их использовании. Часть из этих расходов прямо предусмотрены в ст. 346.16 НК РФ и при наличии оснований включаются в расходы при УСН.

Ряд авторов, проводя экономический анализ, приводят определения и информационных услуг, и консультационных услуг.

Консультационные услуги — это. Информационные услуги — это.
…особый вид услуг по предоставлению информации в различных формах. Консультирование может осуществляться в письменной (ответы на вопросы) или в устной (консультационные семинары) форме. Причем информация, полученная в процессе консультирования, может касаться любой из сфер деятельности организации …действия субъектов (собственников и владельцев) по сбору, обобщению, систематизации информации и предоставлению результатов ее обработки в распоряжение пользователя (т.е. обеспечение пользователей информационными продуктами). Информационная продукция предоставляется пользователю в разной форме — на электронных носителях, на бумаге, сброшюрованной в сборники нормативных актов, официальных документов, в устной форме и т.д.

Как видите, универсального определения информационных и консультационных услуг нет. Кроме того, статья 346.16 НК РФ не разрешает относить на расходы такого рода услуги. Однако в ряде случаев если такие затраты разбить по «элементам», то можно часть таких затрат включить в расходы по УСН, но по другим основаниям или под другим названием. Безусловно, нельзя забывать в этой ситуации, что если налоговое законодательство четко не регламентирует порядок налогообложения и предоставляет возможность принимать решение, налогоплательщику необходимо отразить свою позицию в налоговой учетной политике.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Константин ГАЙДАРОВ

Генеральный директор ООО "ТИЛЬДА - Аудит"

Что это такое? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к:

  • Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 06.11.01 № 454-ст), вступившему в силу 1 января 2003 года;
  • частями II и III Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 (утв. постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17).

К консультационным, в частности, услугам относятся следующие их виды:

  • по программному обеспечению (код ОКДП 7220000);
  • по вопросам коммерческой деятельности и управления (код ОКДП 7410000) в том числе:

- правовые услуги (код ОКДП 7411000);

- услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета, ревизий и налогообложения (код ОКДП 7412000);

- по вопросам управления коммерческой деятельностью (код ОКДП 7414000).

Цель консультирования, как правило, сводится к даче рекомендаций, заключений, представление и защита интересов заказчиков в судах и иных органах.

Особенность консультационных услуг заключается в том, что консультант дает обоснованные ответы на вопросы заказчика.

Консультационные услуги могут оказываться в виде разовых консультаций, групповых консультаций (семинары, демонстрации, бизнес-тренинги и т. п.), а также на постоянной основе в виде абонентского обслуживания заказчика консультантом по определенному кругу вопросов. Например консультирование постоянных клиентов юридическими фирмами по правовым вопросам, консультирование постоянных клиентов аудиторско-консалтинговыми компаниями по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения и финансового менеджмента, консультирование постоянных клиентов по вопросам управления коммерческой деятельностью.

Консультирование может осуществляться в устной или письменной форме (вљ последнем случае консультант подготавливает обоснованные письменные рекомендации или заключения по запросам заказчиков), а также в форме совершения определенных действий.

Консультирование в форме совершения определенных действий наиболее характерно при представлении интересов заказчиков во взаимоотношениях с третьими лицами и в первую очередь это относится к правовым услугам и, в определенных случаях, к услугам в области налогообложения.

Все формы консультирования могут сочетаться.

Например, по первичному обращению заказчика консультационные услуги могут быть предоставлены в устной форме. Впоследствии заказчик может обратиться к этому же консультанту за получением письменного экспертного заключения (с необходимым обоснованием) для отстаивания своих интересов во взаимоотношениях с налоговыми органами. В дальнейшем заказчик может обратиться за представлением его интересов при разрешении разногласий с налоговыми органами. Если же для разрешения спора заказчика с налоговыми органами требуется рассмотрение спора в суде, то необходимо участие адвоката. В соответствии с новым АПК РФ, представителями интересов организаций (юридических лиц) в арбитражном процессе могут быть штатные сотрудники этих организаций, а также адвокаты, а сам аудитор может быть привлечен в качестве эксперта. Если же заказчик - физическое лицо (в том числе ПБОЮЛ), то в его представителем может быть не только адвокат, но и любое лицо, оказывающее юридическую помощь (п. 3 ст. 59 АПК РФ).

Подробнее о возможных вариантах оформления представительства можно прочитать в "ПБУ" № 3, 2003 (Примеч. ред.).

Правовое регулирование

Правовое регулирование данного вида услуг осуществляется в соответствии с общими нормами ГК РФ, а также нормами АПК РФ и ГПК РФ. Кроме того, деятельность аудиторских организаций и адвокатов в части оказания консультационных услуг регулируется соответствующими федеральными законами:

  • от 07.08.01 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - закон об аудиторской деятельности);
  • от 31.05.02 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - закон об адвокатуре).

Пунктом 6 статьи 1 закона об аудиторской деятельности определены виды консультационных услуг, относящиеся к разрешенным видам деятельности аудиторских организаций:

  • бухгалтерское;
  • налоговое;
  • управленческое;
  • финансовое;
  • экономическое;
  • правовое консультирование;
  • включая представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.

Законом об адвокатуре установлен порядок разграничения адвокатской деятельности и иных правовых услуг, а также установлены организационно-правовые формы деятельности адвокатов.

Правоотношения консультантов и их заказчиков при оказании консультационных услуг регулируются нормами главы 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг", а при оказании консультационных услуг в форме представительства интересов заказчиков - нормами главы 49 ГК РФ "Поручение".

Важнейшей особенностью возмездного оказания услуг является обязанность исполнителя оказать обусловленные договором услуги лично, если иное не установлено договором (ст. 780 ГК РФ).

В случае одностороннего расторжения договора заказчик обязан возместить исполнителю фактически понесенные расходы, а исполнитель в случае одностороннего расторжения договора возмездного оказания услуг - полностью возместить заказчику понесенные убытки (ст. 782 ГК РФ).

Договор возмездного оказания услуг может заключаться в устной или письменной форме. В соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 38) услугой для целей налогообложения признается "деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности". Несмотря на это факт оказания консультационных услуг должен подтверждаться документально.

Если речь идет о разовой услуге, то договор может быть заключен в устной форме. Но акт сдачи-приемки оказанных услуг должен быть развернутым, с указанием тех вопросов и проблем, которые были решены в ходе оказания услуг. Так что целесообразнее заключить договор в письменной форме.

При заключении договора на оказание консультационных услуг в письменной форме существенными условиями договора могут быть предусмотрены следующие способы оформления документов, подтверждающих факт оказания консультационных услуг исполнителем заказчику:

  • составление и подписание сторонами акта выполнения работ (оказания услуг) по каждой оказанной консультации с одновременным выставлением исполнителем заказчику счета-фактуры за оказанные услуги;
  • составление и подписание сторонами акта выполнения работ (оказания услуг) ежемесячно, ежеквартально или ежегодно (в случае договора возмездного оказания консультационных услуг, носящего долгосрочный характер) с одновременным выставлением исполнителем заказчику счетов-фактур за каждую оказанную консультацию или с той же периодичностью, с какой осуществляется составление и подписание актов выполнения работ (оказания услуг).
Бухгалтерский учет

Затраты на оказание консультационных услуг потребители (заказчики) учитывают в бухгалтерском учете в полном объеме как расходы от обычных видов деятельности или как прочие расходы. Это зависит от того, к доходам от какого вида деятельности будут относиться соответствующие затраты на консультационные услуги (п. 7 ПБУ 10/99).

По дебету счета 20 "Основное производство" или счета 26 "Общехозяйственные расходы" (в зависимости от того, к какому виду расходов относятся консультационные услуги) ведется аналитический учет по видам (статьям) расходов.

В конце каждого календарного месяца затраты на консультационные услуги списываются. Затраты, которые относятся к расходам по обычным видам деятельности, списываются в дебет счета 90 субсчет "Себестоимость продаж", а относящиеся к прочим расходам - в дебет счета 91 субсчет "Прочие расходы".

Расходы на оплату консультационных услуг признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при выполнении условий, перечисленных в пункте 16 ПБУ 10/99.

Если договор возмездного оказания услуг заключен в письменной форме, то затраты на консультационные услуги признаются заказчиком (потребителем) расходами в том периоде, к которому относится дата подписания акта выполнения работ (оказания услуг).

Если консультационные услуги оказываются по договору поручения, то расходы на их оплату признаются в периоде, когда акцептован и утвержден заказчиком - доверителем отчет поверенного.

В случае оказания разовых консультационных услуг на основании устного договора между сторонами, затраты признаются расходами на дату выставления исполнителем услуг счета-фактуры.

Пример АО "Виктория" в январе 2003 года заключило с аудиторской фирмой договор оказания консультационных услуг в области бухгалтерского, налогового, финансового консультирования сроком на один год. В соответствии с договором консультирование может осуществляться в устной или письменной форме по запросам заказчика. Кроме того, аудиторская фирма вправе представлять интересы АО "Виктория" при возникновении споров с налоговыми и таможенными органами в указанных органах, а также в суде с правом привлечения третьих лиц - адвокатов в качестве субповеренных (отдельные договоры поручения не заключаются). С этой целью в необходимых случаях общество выдает аудиторской фирме доверенности.

Оплата за консультации осуществляется в виде фиксированных ежемесячных платежей в сумме 15 000 руб. (включая НДС в сумме 2500 руб.). В счет оказания услуг общество производит авансовые платежи ежемесячно в срок до 5-го числа очередного месяца платежа.

-24 марта 2003 года аудиторская фирма выставила обществу дополнительный счет-фактуру за оказанные консультации в сумме 25 800 руб., в том числе НДС - 4300 руб. Кроме того, дополнительное вознаграждение аудиторской фирмы за представление интересов акционерного общества при досудебном урегулировании спора с налоговой инспекцией в марте 2003 года составило 66 000 руб., в том числе НДС - 11 000 руб. Сумма расходов, возмещаемых- обществом аудиторской фирме, составила 46 800 руб., в том числе НДС - 7800 руб. Все дополнительные счета были оплачены 31 марта, кроме счета за возмещаемые расходы. Он был оплачен 1 апреля 2003 года.

В соответствии с учетной политикой АО "Виктория" доходы и расходы в целях исчисления НДС и налога на прибыль признаются по методу начисления. В бухгалтерском учете за - квартал 2003 года общество отразило указанные операции следующим образом:

5 января и 5 февраля

Дебет 60 "Авансы выданные" Кредит 51

- 15 000 руб. - авансовая оплата консультационных услуг за январь, февраль;

31 января и 28 февраля

Дебет 20 Кредит 60

- 12 500 руб. - учтены затраты на консультационные услуги в расходах по основной деятельности за январь, февраль в соответствии со счетами-фактурами аудиторской фирмы;

Дебет 19 Кредит 60

- 2500 руб. - учтен НДС, оплаченный аудиторской фирме в январе, феврале;

Дебет 60 Кредит 60 "Авансы выданные"

- 15 000 руб. - зачтен ранее выданный аванс.

Дебет 60 "Авансы выданные" Кредит 51

- 15 000 руб. - авансовая оплата консультационных услуг за март;

Дебет 20 Кредит 60

- 115 500 (25 800 - 4300 + 66 000 - 11 000 + 46 800 - 7800) - приняты к оплате счета аудиторской фирмы за дополнительные консультационные услуги;

Дебет 19 Кредит 60

- 23 100 руб. (4300 + 11 000 + 7800) - учтен НДС;

Дебет 20 Кредит 60

- 12 500 руб. - учтены затраты на консультационные услуги за март;

Дебет 19 Кредит 60

- 2500 руб. - учтен НДС, оплаченный аудиторской фирме в марте;

Дебет 60 Кредит 60 "Авансы выданные"

- 15 000 руб. - зачтен ранее выданный аванс;

Дебет 60 Кредит 51

- 91 800 руб. - оплачены частично счета аудиторской фирмы за дополнительные консультационные услуги;

Дебет 68 Кредит 19

- 15 300 руб. (4300 + 11 000) - предъявлен к вычету НДС, уплаченный за дополнительные консультационные услуги.

Конец примера

Налогообложение

С 1 января 2002 года затраты потребителей (заказчиков) консультационных услуг в целях налогообложения прибыли учитываются в полном объеме в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу. В зависимости от предмета оказанных консультационных услуг эти затраты могут квалифицироваться либо как материальные расходы (подп. 6 п. 1 ст. 254), либо как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 18, 34, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Так, в составе материальных расходов должны учитываться затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. К такого рода услугам относятся, в частности, выполнение отдельных операций по обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, консультации по техническому обслуживанию основных средств и другие подобные работы.

К услугам производственного характера могут быть отнесены консультационные услуги по программному обеспечению, используемому при производстве продукции, (работ, услуг) заказчиком таких услуг, а также услуги по управленческому, экономическому, финансовому консультированию, напрямую связанные с производством продукции (работ, услуг) заказчиком.

Затраты на оказание сторонними организациями (индивидуальными предпринимателями) прочих видов консультационных услуг в целях налогообложения прибыли должны учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

На основании пункта 1 статьи 318 НК РФ расходы на консультационные услуги относятся к косвенным расходам. Сумма косвенных расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ (п. 2 ст. 318 НК РФ). Такие требования содержит пункт 1 статьи 272 НК РФ. Согласно этому пункту "при получении доходов в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов". Это значит, что при оплате расходов авансом или в течение более, чем одного отчетного (налогового) периода, расходы на консультационные услуги налогоплательщики должны учитывать равномерно в течение всего времени оказания услуг.

В целях налогообложения прибыли расходы на консультационные услуги признаются в определенном отчетном или налоговом периоде в зависимости от того, какой метод (начисления или кассовый) применяет налогоплательщик - потребитель консультационных услуг.

Порядок признания даты осуществления прочих расходов, связанных с производством и реализацией при методе начисления, установлен пунктом 7 статьи 272 НК РФ. В частности, расходы на оплату сторонним организациям за предоставленные услуги признаются в целях налогообложения прибыли следующим образом:

  • на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • на последний день расчетного периода.

При кассовом методе расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Вместе с тем при уменьшении налогооблагаемой прибыли на расходы по оплате консультационных услуг необходимо иметь в виду, что если эти услуги связаны с приобретением активов (оборотных и внеоборотных), то их стоимость подлежит включению в первоначальную стоимость соответствующих активов (основных средств, нематериальных активов, материалов, ценных бумаг и т.п.). Так, например, в первоначальную стоимость основных средств включаются "суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств" (п. 8 ПБУ 6/01 и п. 1 ст. 257 НК РФ).

Учет НДС ведется в соответствии с общими нормами главы 21 НК РФ.

НДС, уплаченный налогоплательщиком - потребителем консультационных услуг их исполнителю, может быть принят к вычету при определении налоговой базы по НДС только на основании надлежащим образом оформленного счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В случае, если исполнитель консультационных услуг освобожден от обязанностей плательщика НДС в соответствии с нормами статьи 145 НК РФ, то в выставляемом им счете-фактуре НДС отдельной позицией не выделяется и налогоплательщиком - потребителем консультационных услуг к вычету не принимается.

Если же исполнитель консультационных услуг в 2003 году применяет упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ), то он вообще не признается плательщиком НДС, и следовательно, никакого вычета НДС у налогоплательщика-потребителя этих консультационных услуг вообще не возникает.

Консультационные услуги российской организации может оказывать иностранная компания, не состоящая на учете в РФ в качестве плательщика НДС. В этом случае местом реализации консультационных услуг признается территория РФ, являющаяся местом регистрации российской организации (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 161 НК РФ российская организация рассматривается в качестве налогового агента независимо от того, исполняет ли она обязанности плательщика НДС, установленные главой 21 НК РФ. При этом налоговая база по НДС, в соответствии с пунктом 1 статьи 161 НК РФ определяется налоговым агентом как сумма брутто-дохода (с учетом НДС) иностранной компании от реализации этих консультационных услуг и определяется отдельно при совершении каждой операции по оказанию консультационных услуг этой иностранной компанией потребителю.

Таким образом, российская организация-потребитель консультационных услуг, оказываемых иностранной компанией обязана исчислить, удержать у иностранной компании-исполнителя услуг и уплатить в бюджет сумму НДС, равную сумме брутто-дохода иностранной компании, умноженной на ставку 20/120. Налоговые агенты уплачивают НДС в сроки, установленные статьей 174 НК РФ.

Издержки предпринимателей и организаций, связанные с получением нематериальных услуг, привлекают повышенное внимание контролирующих органов. К категории «опасных» в налоговом учете относятся затраты по информационно-консультационным услугам. Суть проблемы в сложности подготовки доказательной базы о том, что консультация по факту имела место, была полезна, а уплаченная стоимость – обоснована.

Вопрос: Работница организации больше двух лет находится в отпуске по уходу за ребенком. На дому она оказывает консультационные услуги по налоговому и бухгалтерскому учету и применяет НПД с 2019 г. (г. Москва). Вправе ли она оказать организации-работодателю такую услугу разово в рамках НПД?
Посмотреть ответ

Информационно-консультационные услуги

Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):

  • консультационные;
  • юридические;
  • бухгалтерские;
  • инжиниринговый тип услуг;
  • предоставляемые аудиторами и аудиторскими фирмами;
  • маркетинговые;
  • научно-исследовательского характера;
  • опытно-конструкторской разновидности.

Вопрос: Как отразить в учете организации-исполнителя выручку от оказания консультационных услуг на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), оформленного выдачей заказчиком собственного простого дисконтного векселя со сроком погашения на определенный день?
Посмотреть ответ

Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.

СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.

Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.

В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).

ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.

Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).

В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:

  • в невозможности идентификации перечня вопросов, по которым оказывалась консультация;
  • неясности определения временного диапазона выполнения услуг;
  • отсутствии признаков, по которым можно проследить цели обращения к консультантам.

Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.

Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия

ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.

Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.

Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.

Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»

Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).

Из этого правила может быть несколько исключений:

  1. Компания, получившая информационные услуги, специализируется на консультировании (оказание нематериальных инфоуслуг является для нее основным направлением деятельности). Расходы должны быть отнесены в состав материальных издержек.
  2. Аудиторская, бухгалтерская или юридическая консультации. При возникновении спора с ФНС в отношении аудиторской информационной поддержки необходимо обосновывать свою позицию п. 2 ст. 1 Закона от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в этой части закон определяет, что аудиторские услуги – это не только аудит, но и сопутствующие услуги).

Типовые корреспонденции

В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.

Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:

  1. Д26 (или 20, 25, 44) – К60 – обозначение факта принятия к учету аудиторских, юридических или других услуг, связанных с обработкой информации и профессиональным консультированием.
  2. Д19 – К60 – выделяется размер НДС, заложенного в счет на оплату услуг.

Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.

Статьей 148 Налогового кодекса установлен механизм определения места оказания как аудиторских, так и консультационных услуг. Указанный порядок позволяет решить вопрос наличия или отсутствия реализации услуг, которые являются объектом обложения НДС.

Аудиторские услуги

По общему правилу местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги). Это правило распространяется, в частности, и на оказание аудиторских услуг.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК).

Сразу заметим, что следует четко разделять понятие аудиторских и бухгалтерских услуг, ведь место реализации при оказании таких услуг определяется по-разному. Бухгалтерский учет, согласно Закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Определение понятия «аудит» содержится в статье 1 Закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Так, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Из закона № 119-ФЗ можно сделать вывод, что аудит является самостоятельным видом деятельности. Для определения места реализации аудиторских услуг необходимо руководствоваться положением подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса.

Согласно указанному положению, местом реализации услуг признается территория нашей страны, если деятельность оказывающей услуги организации (индивидуального предпринимателя) осуществляется именно на территории Федерации в той части деятельности, которая не предусмотрена подпунктами 1–4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса (а аудиторские услуги, надо сказать, этими подпунктами как раз-таки не предусмотрены).

При этом местом осуществления деятельности оказывающей услуги организации или индивидуального предпринимателя будет считаться территория Федерации в случае их фактического присутствия на данной территории на основании государственной регистрации. А при отсутствии такой регистрации — на основании места, указанного в учредительных документах, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства либо места жительства индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 148 НК).

То есть в случае, если иностранная организация оказывает аудиторские услуги для российского налогоплательщика и при этом не состоит на учете в налоговых органах нашей страны, обложение НДС указанных услуг на территории Федерации не производится.

Если же услуги оказаны представительством (отделением, филиалом) иностранной организации, состоящим на учете в налоговых органах нашей страны, то местом реализации аудиторских услуг будет признаваться территория Федерации, а обложение НДС будет производиться в общеустановленном порядке.

В случае если аудиторские услуги оказаны российской организацией иностранной компании — заказчику, местом реализации признается территория нашей страны, и такие операции подлежат обложению НДС также в общеустановленном порядке.

Консультационные услуги

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса, место реализации консультационных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя данных услуг. То есть, если заказчик таких услуг — российская компания, то местом их реализации признается территория Федерации. При этом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у нерезидента (ст. 161 НК). Налоговая база в таком случае определяется российским налогоплательщиком — налоговым агентом как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом НДС.

Минфин в письме от 2 августа 2006 г. № 03-04-08/173 также указал, что российская организация, приобретающая консультационные услуги у иностранной фирмы, не зарегистрированной на территории нашей страны, является налоговым агентом и обязана уплатить в бюджет НДС. Причем сделать это необходимо независимо от того, признается ли иностранная компания налогоплательщиком НДС в стране регистрации, либо нет.

Если же покупателем консультационных услуг иностранной компании является российское представительство, зарегистрированное на территории иностранного государства, то местом реализации таких услуг территория Федерации не признается. Соответственно, указанные услуги НДС на территории нашей страны не облагаются (письмо Минфина от 29 ноября 2006 № 03-04-08/243).

В случае оказания консультационных услуг российским налогоплательщиком для иностранной фирмы — заказчика, не состоящей на учете в нашей стране, местом реализации территория Федерации признаваться не будет.

Рассмотрим последнюю ситуацию на следующем примере.

Пример 1

ООО «Альфа» в ноябре 2007 года оказала консультационные услуги иностранной компании West Int. (Италия), не имеющей представительства на территории Федерации. Местом реализации консультационных услуг для целей налогообложения НДС территория Федерации не является. Исчислять НДС со стоимости этих услуг не нужно.

Вместе с тем стоимость оказанных обществом услуг составила 512 тысяч рублей. Эта сумма отражается в разделе 9 налоговой декларации по НДС (ее форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина от 7 ноября 2007 № 136н) следующим образом:

  • по строке 010 графы 1 «Код операции» указывается код 1010812 (в соответствии с Приложением № 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС);
  • по строке 010 графы 2 «Стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС» отражается стоимость услуг, указанная в договоре, — 512 000 руб.;
  • в остальных графах строки 010 по данной операции ООО «Альфа» поставит прочерки;
  • по строке 020 графы 2 общество укажет итоговую сумму стоимости реализованных услуг, не облагаемых налогом (при условии отсутствия в ноябре 2007 года иных операций, подлежащих отражению в графе 3 данного раздела, организация укажет итоговую сумму 512 000 руб.).

Необходимо помнить, что заполнять и включать в состав налоговой декларации по НДС данный раздел налоговой декларации следует за тот налоговый период, в котором была оказана услуга).

Теперь рассмотрим ситуацию, когда услуги оказаны иностранной компанией для российской организации.

Пример 2

Иностранная фирма B&D int. (Великобритания), не состоящая на учете в России, оказала для ООО «Альфа» в ноябре 2007 года консультационные услуги на сумму 236 тысяч рублей.

Поскольку местом реализации услуг признается территория нашей страны, то у ООО «Альфа» возникает обязанность налогового агента, которая предусмотрена в пункте 1 статьи 161 Налогового кодекса. То есть организация обязана исчислить, удержать у налогоплательщика — иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Федерации, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Эту операцию ООО «Альфа» отражает в разделе 2 декларации на ноябрь 2007 года следующим образом:

  • по строке 010 «Порядковый номер раздела 2» указывается 000001;
  • по строке 020 «КПП подразделения иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах» ООО «Альфа» ставится прочерк;
  • по строке 030 указывается наименование иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика, — B&D int.;
  • в строках 040 и 050 ставятся прочерки, поскольку у иностранного продавца отсутствуют ИНН и КПП;
  • по строке 060 следует указать код бюджетной классификации, на который подлежит зачислению сумма налога, — 182 1 03 0 1000 01 1000 110;
  • в строке 070 российская организация проставляет код ОКАТО — 45293570000;
  • в строке 080 — код вида экономической деятельности налогового агента (ОКВЭД) — 515300;
  • по строке 090 отражается сумма НДС, исчисленная ООО «Альфа» к уплате в бюджет как налоговым агентом в размере 36 000 руб. (236 000 руб. × 18/118);
  • по строке 100 указывается код операции в соответствии с Приложением к Порядку заполнения декларации — 1011701;
  • в строках 110 — 130 ООО «Альфа» ставит прочерки.

Необходимо учесть, что, в случае если контрактом с налогоплательщиком — иностранным лицом, реализующим услуги, не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому налогоплательщику следует самостоятельно определить налоговую базу для целей уплаты налога, то есть увеличить стоимость приобретаемых услуг на сумму налога. Это сказано в письме Минфина от 16 октября 2007 г. № 03-07-15/153.

Сумма налога, исчисленная и уплаченная в бюджет, в такой ситуации, по существу, является суммой налога, удержанной из возможных доходов налогоплательщика — иностранного лица. Поэтому сумма НДС должна приниматься к вычету у российского налогоплательщика в порядке, установленном пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса, то есть после уплаты налога в бюджет и принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг).

Таким образом, если бы в примере 2 контрактом между иностранной фирмой B&D int. (Великобритания) и ООО «Альфа» сумма НДС не была предусмотрена, то обществу, которое является налоговым агентом, следовало бы увеличить стоимость консультационных услуг на сумму налога. Сумма НДС в данном случае составила бы 42 480 рублей (236 тыс. руб. × 18%).

В отношении налоговых агентов, приобретающих у иностранных лиц услуги (в том числе консультационные) по договорам мены, каких-либо особенностей уплаты налога на добавленную стоимость нормами Налогового кодекса не предусмотрено.

По таким налогоплательщикам Минфин в письме от 24 октября 2007 г. № 03-04-15/190 делает следующий вывод. Уплата налога на добавленную стоимость в бюджет российскими организациями при исполнении ими обязанностей налогового агента, в случае приобретения по договорам мены у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах нашей страны, товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Федерации, производится в общеустановленном порядке. То есть не позднее 20-числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором осуществляется оплата товаров, принадлежащих иностранному лицу, неденежными средствам (п. 1 ст. 174 НК). При этом налог уплачивается за счет собственных средств российской организации.

Тонкости вычета

Что касается принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в соответствии со статьей 173 Налогового кодекса покупателями — налоговыми агентами, то в таком случае следует руководствоваться статьей 171 и пунктом 1 статьи 172 Кодекса. Суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при оказании услуг (местом реализации которых является территория Федерации), налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, могут быть включены налоговыми агентами в вычеты НДС в декларации. Она представляется за налоговый период, следующий за налоговым периодом, за который представлена декларация с отраженной в ней суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет в отношении указанных услуг.

Вернемся к примеру 2. Поскольку консультационные услуги оказаны в ноябре 2007 года, и, соответственно, отражены в разделе 2 декларации по НДС на ноябрь, то включить соответствующую сумму НДС в состав налоговых вычетов ООО «Альфа» может только в декларации по НДС, представляемой за следующий налоговый период. Поскольку в нашем примере налоговым периодом, установленным статьей 163 Кодекса, является календарный месяц, то отразить данные операции общество может в декларации за декабрь 2007 года.

Напомним, что с 1 января 2008 года в соответствии со статьей 163 Кодекса налоговый период по НДС (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал (п. 4 ст. 2 закона от 27 июля 2006 № 137-ФЗ).

Е. Даненова


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: