Код льготы по ндс возмещение коммунальных услуг

Опубликовано: 01.05.2024

Учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг?

27 декабря 2016 года появилось письмо ФНС РФ N СД-19-3/197, в котором служба пояснила, что при приобретении КУ потребителями сумма НДС всегда учитывается в цене коммунальных услуг.

Подробнее о содержании письма расскажем сегодня.

Заключение договоров предоставления коммунальных услуг

Цена коммунальных услуг

В Федеральную налоговую службу часто поступают вопросы о том, выставляется ли НДС при приобретении потребителями коммунальных услуг. Поэтому ведомство составило письмо, в котором разъяснило, учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения считаются:

  • операции по осуществлению товаров, работ и услуг на территории России,
  • передача имущественных прав.

Другие операции налогами не облагаются. Полных их перечень представлен в ст. 149 НК РФ. Нас интересует пп. 29 п. 3 указанной статьи, согласно которому не подлежит налогообложению реализация КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.

ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Правила предоставления коммунальных услуг в 2017 году

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, осуществляемые организациями коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС.

Что такое организация коммунального комплекса, объясняет Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Это юридическое лицо:

  • занимающееся системами коммунальной инфраструктуры,
  • эксплуатирующее объекты для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма юридического лица не важна, чего не скажешь о порядке использования системы коммунальной инфраструктуры.

Она должна применяться для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

П. 1 ст. 168 НК РФ определяет, что при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Планируемые изменения в нормативах потребления коммунальных услуг

НДС на коммунальные услуги

Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Когда дальше УО поставляет коммунальные услуги потребителям, НДС она не прибавляет (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, предъявлённые управляющей организации организациями коммунального комплекса, учитываются УО в стоимости приобретённых КУ.

Поэтому потребители оплачивают КУ по стоимости, в которой уже учтена сумма НДС.

ФНС РФ приводит пример. Организация коммунального комплекса предоставляет коммунальную услугу управляющей организации по тарифу и НДС согласно этому тарифу: 100 и 18 рублей соответственно.

НДС УО учитывает в стоимости приобретённых коммунальных услуг и поставляет их потребителям за 118 рублей с учётом НДС.

ФНС РФ напоминает, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ управляющая организация может отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если УО выбирает этот вариант, то потребители оплачивают тариф, увеличенный на сумму НДС – 118 рублей, из которых 100 рублей – тариф и 18 рублей – НДС. Поэтому потребители приобретают коммунальные услуги с уже учтённой суммой НДС.

Будьте готовы, что льготы, заявленные в декларации по НДС, придётся подтвердить. Налоговая вышлет требование о пояснениях, на которое нужно ответить в течение пяти дней. С 23 ноября 2020 года направляйте в ответ электронный реестр подтверждающих документов по форме ФНС, тогда инспекция запросит только часть документов.

Когда и как подтверждать льготы по НДС в 2021 году

На льготы по НДС имеют право организации и предприниматели, которые занимаются определённой деятельностью (ст. 56 НК РФ). Например, от НДС освобождены продажа некоторой медтехники, булочек в школьной столовой, услуги по перевозке пассажиров, ритуальные услуги и пр.

Если вы указали такие льготы в разделе 7 декларации по НДС, будьте готовы подтвердить их налоговой (п. 6 ст. 88 НК РФ). ИФНС направит требование о пояснениях, ответить на которое нужно в течение пяти рабочих дней. Если этого не сделать, последует штраф — 5 000 рублей за первое и 20 000 рублей за повторное нарушение.

Как подать реестр документов, подтверждающих льготу

Реестр документов подаётся в ответ на требование налоговой о представлении пояснений. Начиная с 23 ноября 2020 года, его можно направлять по ТКС, в электронном виде в формате xml (письмо ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589).

Форма реестра рекомендована, но не обязательна. Подать пояснения можно в любом виде, но у электронного реестра по форме есть преимущество — только при его подаче налоговая потребует не все документы по льготе, а только часть. Если пояснения составлять не по форме или подать реестр в бумажном виде, документы придётся представлять в полном объёме.

Инспекция изучит информацию в представленном реестре и истребует документы, подтверждающие обоснованность налоговых льгот (ст. 93 НК РФ). С помощью системы АСК-НДС инспекция оценит уровень налогового риска организации. Именно от него зависит количество истребуемых документов — 5 % при низком уровне и до 40 % при высоком. На подачу документов отводится 10 рабочих дней со дня получения требования.

Есть ещё одно ограничение по списку документов — минимум 50 % от объема запрошенных документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены льготы.

Критерии оценки риск-ориентированного подхода

Критерии оценки риск-ориентированного подхода к проведению камеральных проверок деклараций с льготами приведены в письме ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и дополнены письмом от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589.

При проведении камеральных проверок налоговики учитывают совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее — СУР);
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС на правомерность применения налоговых льгот.

СУР автоматически распределяет плательщиков НДС на три группы риска: высокий, средний, низкий. Распределение основано на данных о налогоплательщике, которые есть в налоговой. Информация о присвоенной группе риска закрыта.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в программном комплексе «АСК НДС-2». Результаты оценки налоговики используют при камеральных, выездных и встречных проверках.

Как заполнить реестр документов по НДС

Порядок заполнения реестра дан в Приложении № 1 к Письму ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. Перечисляя все документы в реестре, сгруппируйте их сначала по кодам операций, затем по видам, а затем по контрагентам. Разберём заполнение по графам:

  • Графа 1 — семизначный код операции, который указали в разделе 7 декларации (приложение № 1 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  • Графа 2 — вид, группа, направление операции внутри кода налоговой льготы. Например, медицина — услуги по обязательному медицинскому страхованию, услуги по диагностике, профилактике и лечению, услуги скорой помощи и пр.
  • Графа 3 — сумма квартальной выручки по каждой операции из графы 2. В последней строке графы 3 «Всего по коду» укажите сумму выручки по всем операциям.
  • Графы 4, 5, 6 — наименование/ФИО, ИНН и КПП контрагента по договору.
  • Графы 7, 8, 9 — тип, номер и дата документа, подтверждающего льготу.
  • Графа 10 — общая сумма операции по контрагенту или нескольким контрагентам при использовании типового договора. Выручка по графе 10 суммируется по всем операциям с одним кодом и указывается в строке «Всего по коду».

Общую сумму льготной операции укажите в строке «Всего по коду».
Общую сумму по всем контрагентам укажите в строке «Всего сумма операции».

Пример реестра подтверждающих документов по НДС

Рассмотрим заполнение реестра на примере аптеки ООО «Булат». В I квартале 2021 года организация оказывала услуги по изготовлению лекарственных препаратов и ремонту протезно-ортопедических изделий.
Лекарства изготавливались по запросу городских медицинских учреждений. Общая сумма выручки по необлагаемым операциям — 500 000 рублей. Услуги по ремонту протезно-ортопедических изделий оказывались юридическим и физическим лицам на общую сумму 125 000 рублей.

Общая стоимость медицинских услуг, предоставленных аптекой, составила 625 000 рублей. Напомним, что такие медицинские услуги не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ).

Аптека сдала в налоговую декларацию по НДС за I квартал 2021 с заполненным разделом 7 по коду операции 1010269 (реализация услуг аптечных организаций) и получила требование о представлении пояснений по льготе. В ответ на требование «Булат» представит заполненный реестр:


Можно ли не отвечать на требование налоговой по льготам

Налоговики запрашивают пояснение практически по всем декларациям с заполненным разделом 7. При этом они ссылаются на п. 6 ст. 88 НК РФ. Но эта статья разрешает истребовать пояснения и документы именно по льготным операциям, а не по всем, которые освобождены от НДС или не признаются объектами налогообложения (ст. 146, 149 НК РФ). При истребовании органы должны опираться на понятие «льготы», закреплённое в п. 1 ст. 56 НК РФ.

Требовать подтверждения права на льготу налоговая может, только если организация на самом деле имеет преимущества перед другими налогоплательщиками. Иными словами, операции облагаются налогом не у всех, а только у компаний из определённых категорий. Например, не облагаются налогом и не являются льготными операции по продаже земли, гарантийному ремонту, распространению рекламных материалов стоимостью до 100 рублей за штуку, получению процентов по займам.

По таким операциям налоговики не вправе запрашивать документы (письма Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029 и от 03.12.2014 № 03-07-15/6190, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). Привлечь к ответственности и оштрафовать за непредставление пояснений в этом случае нельзя.

Письмо об отказе в представлении документов должно содержать ссылку на статью, в соответствии с которой операцию нельзя признать льготной. Вот пример:

«В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков и долей в них не признаются объектом обложения НДС. Отсутствие таких операций в перечне объектов налогообложения не является налоговой льготой. Правом не начислять НДС с выручки от продажи земельных участков могут пользоваться любые организации без каких-либо ограничений. В связи с этим ООО “Звезда” уведомляет об отказе представить документы, указанные в требовании от 12.04.2021 № 321».

  • Расхождения налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
  • Как возместить НДС быстрее — новые правила камеральных проверок
  • Новая декларация по НДС с IV квартала 2020 года. Что изменилось?
  • НДС при банкротстве: можно ли получить вычет
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Уже более двух с половиной лет (1) в налоговом законодательстве существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ.

29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями. при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями. при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).».

Вообще налоговая льгота по своему смыслу предполагает возможность для налогоплательщиков работать в более выгодных по сравнению с ранее существовавшими (до введения льготы) условиях и получения какой-либо налоговой экономии/снижения налоговой нагрузки. В настоящей статье попытается разобраться, в чем суть указанной выше льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие преимущества может дать ее использование.

В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо невозможно. Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:

1) плата за коммунальные услуги начисляется жителям по утвержденным тарифам, изменять которые по своему усмотрению управляющая компания не имеет права;

2) расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания производит по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения;

3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено; какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.

Единственное, что меняется в случае, если организация решает (2) применять льготу, - это налоговый учет операций по реализации коммунальных услуг.

Если управляющая компания не применяет льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»; 2) полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС, компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже «очищенные» от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, а равно и сам налог на прибыль, составляют «0».
При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит; вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, - расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны «0».

Как видно, никакой экономии денежных средств управляющей компании с связи с введением льготы по НДС в отношении коммунальных услуг не происходит; поэтому содержащуюся в подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ «льготу» вряд ли можно назвать льготой.

Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений «УК - население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).

Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков; соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно; хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.

Идем дальше. Руководствуясь буквальным толкованием подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, можно сделать вывод о том, что применение льготы управляющими компаниями, приобретающими «ремонтные» услуги у сторонних подрядчиков по цене ниже, чем получаемые ими от граждан суммы платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, дает возможность УК получить экономию по НДС с суммы «наценки».

Однако на деле контролирующие органы предъявляют дополнительное условие для применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (4): по их мнению, не облагается НДС реализация управляющей компанией услуг по содержанию и ремонту только по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ/услуг у подрядных организаций, с суммы положительной разницы необходимо заплатить НДС. К сожалению, такая позиция Минфина и ФНС, сводящая «на нет» возможные экономические выгоды от применения льготы, поддерживается судебной практикой (см., к примеру, постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 г. № Ф09-2727/12).

И все же, несмотря на очевидную бессмысленность анализируемой льготы (в той трактовке, которая была ей дана правоприменительной практикой), она может дать экономию по НДС, но только при наличии в конкретном жилищно-коммунальном бизнесе совокупности следующих условий: 1) управляющая компания привлекает для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества своих собственных, подконтрольных ей подрядчиков; 2) эти подрядные организации находятся на УСН; 3) часть маржинального дохода, получаемого в целом в бизнесе, перераспределяется в пользу подрядчиков - чем больше это перераспределение, тем больше налоговая экономия. По сути льготой по НДС могут воспользоваться только те бизнесы, в которых разделение функций между самой управляющей компанией (выполняющей функцию по взаимодействию с населением и РСО) и ее подрядными организациями (непосредственно осуществляющими услуги по содержанию и ремонту) сложилось исторически; слепое дробление бизнеса на отдельные юридические лица с одной лишь целью получения налоговой экономии без наличия какой-либо деловой цели вряд ли может быть оставлено налоговыми органами без внимания.

Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им «льготы».

______________________

  1. Данная льгота была введена в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и применяется с 01.01.2010 г.
  2. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право выбора: пользоваться льготой или отказаться от ее применения. Отказ от льготы возможен по заявлению организации, поданному не позднее 1-ого числа налогового периода, с которого она намерена отказаться/приостановить использование льготы.
  3. Оплата услуг УК по содержанию и ремонту общего имущества МКД производится по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли соответствующее решение об установлении размера платы самостоятельно (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
  4. Например, письмо Минфина России от 23.12.2009 г. № 03-07-15/169.

Российский бухгалтер, N 11, 2018 год
Виктор Семенихин,
эксперт журнала

НДС в жилищно-коммунальном хозяйстве - льготы, имущественные права

Жилищно-коммунальная сфера традиционно считается социально значимой отраслью экономики, в силу чего государство предусматривает для данной сферы различные виды льгот, в том числе и по налогу на добавленную стоимость. Какие это льготы и как они применяются на практике, мы и поговорим далее.

Налоговое законодательство по НДС в части ЖКХ предусматривает как обязательные льготы по НДС, так и те, которые налогоплательщик может применять по собственной инициативе.

Напомним, что льготам по НДС в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) посвящена статья 149 НК РФ, в пунктах 1 и 2 которой перечислены обязательные льготы, а в пункте 3 - добровольные.

К обязательным налоговым преференциям в части жилищно-коммунального хозяйства в первую очередь относится льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в соответствии с которым освобождена от налогообложения реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Обратите внимание!

В Письме Минфина России от 21.10.2011 г. N 03-07-07/63 чиновники разъясняют, что данная льгота распространяется и на операции по предоставлению жилого помещения в рамках договора финансовой аренды (лизинга).

Для применения данной льготы важно понимать, что собственно в статье 149 НК РФ понимается под услугами по предоставлению в пользование жилых помещений. Сам НК РФ не расшифровывает понятия "жилого помещения", как не уточняет и того, что понимается под "жилым фондом". Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ налогоплательщик НДС вправе использовать термины Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

В статье 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет ее жилищный фонд, на что указывает статья 19 ЖК РФ. Причем, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности ее субъектам;

муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), жилые помещения могут предоставляться во владение и пользование физическим лицам на основании договора найма, а юридическим лицам - на основании договора аренды или иного соглашения. Причем организации вправе использовать жилые помещения исключительно для проживания граждан.

Объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома) (пункт 1 статьи 673 ГК РФ).

Структура платы за жилье определена статьей 154 ЖК РФ, в соответствии с пунктом 2 которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

взнос на капитальный ремонт;

плату за коммунальные услуги.

При этом платой за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, является плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт 2 пункта 1 статьи 154 ЖК РФ).

Плата за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Для нанимателя жилого помещения в цену договора найма (договора социального найма или договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда) помимо названных составляющих, за исключением взносов на капитальный ремонт имущества в многоквартирном доме, включается еще и плата за пользование жилым помещением (плата за наем).

Для нанимателя жилого помещения в цену договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включается плата за коммунальные услуги и плата за наем жилого помещения, устанавливаемая в соответствии со статьей 156.1 ЖК РФ.

Согласно этому документу, вступившему в силу с 01.01.2017 г., услуги по сдаче в аренду (внаем) собственных или арендованных жилых помещений (код 68.20.11.000) представляют собой самостоятельный вид деятельности хозяйствующего субъекта.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, распространяется лишь на плату за пользование жилым помещением (плату за наем). Подтверждают эту точку зрения и служители закона. Так, в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 г. N 57 арбитры указали, что льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, применяется лишь в отношении платы за пользование жилым помещением.

Итак, на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения освобождается только плата за наем жилья.

В то же время жилье зачастую сдается с мебелью, бытовой техникой и так далее, причем в договоре, заключенном с собственником жилья, указывается лишь сумма арендной платы без составляющей в виде платы за меблировку и другие блага цивилизации. По мнению автора, в такой ситуации вся сумма арендной платы должна "подпадать" под действие льготы, установленной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Такого же мнения придерживаются и арбитры в Постановлении ФАС Уральского округа от 12.01.2011 г. N Ф09-10619/10-С2 по делу N А60-17733/2010-С8.

Однако контролирующие органы с таким подходом не согласны. Так, в Письме Минфина России от 25.10.2013 г. N 03-07-11/45082 чиновники разъясняют, что операции по реализации услуг по предоставлению в пользование бытовой техники и мебели облагаются налогом в общем порядке.

Заметим, что при использовании подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ может возникнуть вопрос о том, каким образом производится налогообложение стоимости коммунальных услуг, если в соответствии с договором в арендную плату включена стоимость "коммуналки", ведь ГК РФ этого не запрещает.

Подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не дает ответа на данный вопрос. Однако, по мнению налоговиков, изложенному в Письме ФНС России от 16.03.2005 г. N 03-4-02/371/28, коммунальные услуги, входящие в состав арендной платы, в соответствии с договором аренды, облагаются налогом в общем порядке.

О том, что применение льготы в части платы за коммунальные и иные услуги не является правомерным, говорят и некоторые региональные суды. В качестве доказательства можно привести Постановление ФАС Поволжского округа от 26.07.2011 г. по делу N А55-21074/2010 или Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2007 г. по делу N А56-12400/2006.

Вместе с тем, есть и такие судебные решения, в которых суды считают вполне возможным использование льготы и в части платы за коммунальные и иные услуги. При этом суды исходят из положений пункта 2 статьи 676 ГК РФ, а именно из того, что услуга по предоставлению в пользование жилых помещений в соответствии с ГК РФ представляет собой именно совокупность услуг по найму жилого помещения, по содержанию и ремонту жилого помещения. На это указывает Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2006 г. N 1689/06 по делу N А40-10841/05-114-67, такой же вывод содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 03.09.2007 г. по делу N А54-66/2007С4 и в других.

Учитывая, что налогообложение коммунальных и иных видов услуг при найме жилья не является однозначным, можно сказать, что использование льготы в отношении платы за "коммуналку" и иные виды услуг содержит для налогоплательщика НДС повышенные налоговые риски.

По вопросам налогообложения коммунальных услуг в части отношений между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, следует особо обратить внимание на Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. N 72.

Как известно, цена на "коммуналку" регулируется государством, на что указывает пункт 2 статьи 424 ГК РФ. Причем тарифы, устанавливаемые регулирующими органами, могут включать в себя сумму налога или же устанавливаться без учета налога. Порядок формирования тарифов накладывает свой отпечаток и на порядок расчетов между ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) и исполнителями коммунальных услуг, в качестве которых сегодня выступают ТСЖ или управляющие компании.

В указанном Постановлении арбитры высшей инстанции разъяснили, что при рассмотрении споров, возникающих между РСО и исполнителями коммунальных услуг, необходимо первоначально проанализировать, учтен в размере тарифа НДС или нет. Если тариф на оплату коммунальных услуг установлен без учета налога, то при предъявлении счета за коммунальные услуги РСО вправе предъявить исполнителю коммунальных услуг сумму налога сверх тарифа. Если же тариф уже включает в себя НДС, то такие действия РСО являются неправомерными, а суммы налога, предъявленные исполнителю услуг к оплате, рассматриваются в качестве неосновательного обогащения РСО и подлежат возврату исполнителю коммунальных услуг.

О том, что данная позиция Пленума ВАС РФ принята региональными судами на вооружение, говорит Постановление ФАС Поволжского округа от 29.02.2012 г. по делу N А65-14104/2011.

Много вопросов у налогоплательщиков НДС возникает и в части того, применяется ли льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в том случае если нанимателем жилого помещения выступает иностранное лицо.

Разъяснения по этому вопросу дают налоговики в Письме от 17.05.2005 г. N ММ-6-03/404@ "Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по косвенным налогам". По мнению фискалов, в отношении иностранных организаций или иностранных физических лиц законодательством установлена отдельная льгота, предусмотренная пунктом 1 статьи 149 НК РФ, в силу чего льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не применяется.

В то же время имеется судебное решение, в котором арбитры признали использование льготы при предоставлении внаем жилых помещений иностранным гражданам правомерным. К такому выводу арбитры пришли в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2014 г. по делу N А45-10157/2013. Разбираясь в материалах данного дела, суд указал, что договор аренды и договор найма жилого помещения не являются идентичными, имеют ряд отличий в своем правовом регулировании. Они отличаются не только специальным объектом, которым может быть только жилое помещение, но и специальным субъектом, которым всегда выступает гражданин, следовательно, неправомерно отождествлять договор найма жилого помещения и договор аренды.

Обратите внимание!

Жилищное законодательство относит служебные помещения в состав специализированного жилищного фонда, на что указывает статья 92 ЖК РФ, вследствие чего, по мнению автора, применение льготы, установленной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, возможно и при предоставлении в пользование служебных помещений.

Суды считают, что в льготном налоговом режиме производится и предоставление комнат в общежитиях. Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 03.10.2011 г. по делу N А32-34416/2010 судьи, основываясь на том, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, сделали вывод, что льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в полной мере распространяется и на предоставление жилья в общежитиях.

Данную позицию поддерживает сегодня и Минфин России, о чем свидетельствует его Письмо от 28.05.2018 г. N 03-07-07/36076. В письме сказано, что согласно статье 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Пунктом 2 статьи 94 ЖК РФ установлено, что под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части дома. Учитывая изложенное, операции по реализации услуг по временному размещению для проживания в общежитиях освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Заметим, что ранее Минфин России считал иначе - на основании статьи 16 ЖК РФ им делался вывод, что в случае оказания услуг по предоставлению в пользование части комнаты в общежитии освобождение от налогообложения НДС не применяется. Такая точка зрения была высказана Минфином России в Письмах от 22.08.2012 г. N 03-07-07/88, от 18.06.2010 г. N 03-07-07/37.

Следующий вид обязательной льготы, предназначенной для ЖКХ, - это льгота, установленная подпунктом 16 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в соответствии с которой в льготном налоговом режиме производится налогообложение работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе:

работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры;

работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Обратите внимание!

Законом прямо предусмотрено, что указанные работы освобождаются от налогообложения при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.

При этом, основным критерием применения льготы является источник финансирования указанных работ, форма оплаты значения не имеет, что подтверждается и Постановлением ФАС Московского округа от 17.04.2009 г. N КА-А40/2876-09 по делу N А40-50890/08-118-227.

Как уже было отмечено, указанные льготы являются обязательными к применению, в силу чего налогоплательщик НДС не вправе от них отказаться.

Учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг?

27 декабря 2016 года появилось письмо ФНС РФ N СД-19-3/197, в котором служба пояснила, что при приобретении КУ потребителями сумма НДС всегда учитывается в цене коммунальных услуг.

Подробнее о содержании письма расскажем сегодня.

Заключение договоров предоставления коммунальных услуг

Цена коммунальных услуг

В Федеральную налоговую службу часто поступают вопросы о том, выставляется ли НДС при приобретении потребителями коммунальных услуг. Поэтому ведомство составило письмо, в котором разъяснило, учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения считаются:

  • операции по осуществлению товаров, работ и услуг на территории России,
  • передача имущественных прав.

Другие операции налогами не облагаются. Полных их перечень представлен в ст. 149 НК РФ. Нас интересует пп. 29 п. 3 указанной статьи, согласно которому не подлежит налогообложению реализация КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.

ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Правила предоставления коммунальных услуг в 2017 году

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, осуществляемые организациями коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС.

Что такое организация коммунального комплекса, объясняет Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Это юридическое лицо:

  • занимающееся системами коммунальной инфраструктуры,
  • эксплуатирующее объекты для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма юридического лица не важна, чего не скажешь о порядке использования системы коммунальной инфраструктуры.

Она должна применяться для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

П. 1 ст. 168 НК РФ определяет, что при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Планируемые изменения в нормативах потребления коммунальных услуг

НДС на коммунальные услуги

Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Когда дальше УО поставляет коммунальные услуги потребителям, НДС она не прибавляет (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, предъявлённые управляющей организации организациями коммунального комплекса, учитываются УО в стоимости приобретённых КУ.

Поэтому потребители оплачивают КУ по стоимости, в которой уже учтена сумма НДС.

ФНС РФ приводит пример. Организация коммунального комплекса предоставляет коммунальную услугу управляющей организации по тарифу и НДС согласно этому тарифу: 100 и 18 рублей соответственно.

НДС УО учитывает в стоимости приобретённых коммунальных услуг и поставляет их потребителям за 118 рублей с учётом НДС.

ФНС РФ напоминает, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ управляющая организация может отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если УО выбирает этот вариант, то потребители оплачивают тариф, увеличенный на сумму НДС – 118 рублей, из которых 100 рублей – тариф и 18 рублей – НДС. Поэтому потребители приобретают коммунальные услуги с уже учтённой суммой НДС.

Читайте также: