Освобождение от уплаты ндс ломбард

Опубликовано: 02.05.2024

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ)

Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы: документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей; (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ) Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Дополнительные продукты для Ломбардов:


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязано ли ООО (ломбард), освобожденное от обязанностей налогоплательщика на основании ст. 145 НК РФ, при продаже собственного имущества (не являющегося подакцизным товаром) указывать в договоре купли-продажи дополнительно к цене реализуемых товаров соответствующую сумму НДС и предъявлять ее к оплате покупателю этих товаров?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В анализируемой ситуации у ломбарда не возникает обязанности по начислению НДС. Соответственно, ООО не должно предъявлять сумму НДС покупателю товаров.
Рекомендуем указать в договоре купли продажи, что ООО освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС и цена товаров не включает в себя сумму НДС.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Заметим, что речь идет не о календарном квартале, а именно о трех календарных месяцах, которые, во-первых, следуют подряд (например, февраль, март, апрель), во-вторых, непосредственно предшествуют месяцу, в котором организация подает заявление об освобождении от обязанностей налогоплательщика НДС.
Пунктом 5 ст. 145 НК РФ установлено: если в течение периода, в котором организации и ИП используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с первого числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.
НДС предъявляется покупателю только налогоплательщиками НДС (налоговыми агентами) и только при совершении операций, облагаемых НДС. Лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ), дополнительно к цене товаров (работ, услуг) не должны предъявлять покупателю НДС. Если перечисленные лица при реализации товаров (работ, услуг) все же выставят покупателю счет-фактуру с НДС, то указанная в нем сумма налога должна быть уплачена в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
В письме ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@ дополнительно разъяснено, что налогоплательщики, применяющие в соответствии со ст. 145 НК РФ освобождение, выставляют счета-фактуры с надписью "Без НДС" и регистрируют их в общем порядке (письма Минфина России от 24.05.2013 N 03-07-09/18686, от 12.09.2012 N 03-07-09/129, от 26.03.2007 N 03-07-11/73).
Как следует из вопроса, в анализируемой ситуации выручка ООО от реализации товаров, облагаемая НДС, составляет менее 2 млн. руб. за последние три месяца, т.е. меньше предусмотренного п. 1 ст. 145 НК РФ лимита.
Таким образом, если ООО, освобожденное от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, продает товары другой организации, то у ломбарда не возникает обязанности по начислению НДС.
Разумеется, в договоре купли-продажи должно быть прямо указано, что стоимость товаров не облагается НДС.
В противном случае, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму НДС и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора, судебная практика исходит из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом согласно п. 4 ст. 164 НК РФ. Смотрите п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", определение Верховного Суда РФ от 23.11.2017 N 308-ЭС17-9467, постановления АС Уральского округа от 26.05.2017 N Ф09-2542/17 по делу N А50-17666/2016, АС Северо-Кавказского округа от 28.03.2017 N Ф08-1425/17 по делу N А61-3420/2015, АС Северо-Западного округа от 23.03.2017 N Ф07-218/17 по делу N А26-3159/2016).
В договоре купли-продажи можно использовать формулировку (в той или иной интерпретации), что ООО освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС, и цена товаров не включает в себя сумму НДС.

К сведению:
Минфин России и налоговые органы долгое время утверждали, что для определения соответствия условиям ст. 145 НК РФ в расчет включается выручка от всех операций, как подлежащих, так и не подлежащих обложению НДС (смотрите, например, письма Минфина России от 24.01.2014 N 03-11-10/2510, от 20.09.2012 N 03-07-07/94, от 12.09.2001 N 04-03-11/128, УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 N 16-15/43541). К такому же выводу приходили судьи в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2010 N Ф07-11647/2010, от 07.07.2005 N А26-2984/04-29 и от 21.10.2004 N А26-2189/04-25, Двенадцатого ААС от 16.08.2011 N 12АП-5737/11.
По сути, точку в рассматриваемом вопросе поставил Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.11.2012 N 10252/12, в котором разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС. Следовательно, выручка от не облагаемой НДС деятельности не должна учитываться при расчете предельного размера выручки для определения освобождения от НДС. Позднее эта позиция подтверждена в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, в котором также указано, что поступления по операциям, не облагаемым НДС (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.
Данные выводы подтверждаются практикой арбитражных судов (постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.07.2017 N Ф04-1846/17 по делу N А75-5729/2016, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.2011 N Ф08-2751/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2011 по делу N А19-9440/10 и от 22.03.2005 N А19-15675/04-5-Ф02-1004/05-С1).
ФНС России письмом от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ (согласовано с Минфином России) довело до налоговых органов позицию Президиума ВАС РФ: размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС;
- Энциклопедия решений. Счета-фактуры при совершении операций, не подлежащих налогообложению НДС, при освобождении от исполнения обязанностей плательщика НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

6 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Порядок исчисления и уплаты налога определен главой 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость». Организации, осуществляющие ломбардную деятельность, являются плательщиками налога на добавленную стоимость на общих основаниях.

Согласно статье 143 НК РФ, налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Поэтому, все организации должны рассматриваться в качестве налогоплательщиков НДС. Исключение составляют только те хозяйствующие субъекты, которые перешли либо на упрощенную систему, либо осуществляющие деятельность, попадающую под действие главы 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Для налога на добавленную стоимость перечень объектов налогообложения приведен в статье 146 НК РФ.

Так как основным видом деятельности ломбардов является оказание услуг, то для них объектом налогообложения по НДС будет являться реализация услуг по хранению вещей, в том числе являющихся предметом залога, а также их оценка.

Право собственности на имущество, являющееся предметом залога или переданное на хранение, к ломбарду не переходит. Поэтому при реализации не выкупленного (невостребованного) имущества (в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита или не востребования переданного на хранения имущества) ломбарды выступают в качестве посредника, действующего от имени своего клиента на основании права, данного статьей 358 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 156 НК РФ определено, что:

«1. Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

В аналогичном порядке определяется налоговая база при реализации залогодержателем в установленном законодательством Российской Федерации порядке предмета невостребованного залога, принадлежащего залогодателю».

Следовательно, при реализации ломбардами невыкупленного заложенного имущества облагаться НДС будет разница между суммами доходов, вырученных залогодержателем, и размером обеспеченного залогом требования к залогодателю, в случае если указанная разница не возвращается залогодателю.

По вопросу порядка исчисления и уплаты НДС при реализации ломбардом заложенного невыкупленного имущества существует многочисленная арбитражная практика: в частности, Постановление ФАС Уральского округа от 3 июля 2006 года по делу №Ф09-5679/06-С1, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 декабря 2005 года по делу №А56-1215/2005 и так далее.

Налоговую базу по оказываемым услугам (хранению и оценке вещей) ломбарды определяют в соответствии с положениями пункта 1 статьи 154 НК РФ:

«Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога».

Фактически это означает, что для целей налогообложения принимается цена услуги, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, считается что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Таким образом, налоговая база по НДС в ломбардах представляет собой стоимость услуг, по которой она оказывается залогодателю за исключением НДС.

Очень важным моментом при исчислении налога на добавленную стоимость является момент возникновения налогооблагаемой базы, определяемый в соответствии с нормами статьи 167 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Фактически это означает, что все налогоплательщики НДС в Российской Федерации используют только один метод: «по мере отгрузки».

Налоговая ставка определяется в соответствии со статьей 164 НК РФ и составляет 18%.

Обратите внимание!

На основании подпункта 15 пункта 3 статьи 149 НК Р Ф не подлежат налогообложению НДС операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме.

В Постановлении ФАС Московского округа от 18 ноября 2004 года по делу КА-А41/10756-04 решением суда подтверждено, что оказание ломбардом финансовых услуг, по предоставлению займа в денежной форме, не подлежат обложению НДС в соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В дополнение к сказанному, следует обратиться к подпункту 5 пункта 3 статьи 149 НК РФ, в соответствии с которым не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации, осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации.

Предоставление ломбардами кредитов является банковской операцией, и на ее осуществление лицензии не требуется.

Таким образом, проценты по предоставленным кредитам не облагаются налогом на добавленную стоимость одновременно по подпунктам 5 и 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Нужно иметь в виду, если ломбарду не выгодно использовать данную льготу, то налогоплательщик от нее может отказаться. Основание - пункт 5 статьи 149 НК РФ, согласно которому организации, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций допускается на срок не менее одного года.

Если ломбард осуществляет операции, освобожденные от налогообложения, то в этом случае он на основании пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы «входного» налога, предъявленные ему к оплате продавцами товаров (работ, услуг) в том числе основных средств и нематериальных активов, учитывает в стоимости такого имущества (работ, услуг).

Если ломбард осуществляет налогооблагаемые операции и операции, освобожденные от налогообложения, то в соответствии с пунктом 4 статьи 149 НК РФ, он должен обеспечить раздельный учет таких операций.

Необходимость ведения такого раздельного учета обусловлена тем, что в этом случае весь «входной» налог не может быть принят налогоплательщиком к вычету. Порядок организации раздельного учета установлен пунктом 4 статьи 170 НК РФ.

Пример из консультационной практики ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

Вопрос.

Фирма выдала денежные средства по договору залога другой организации. Проценты, полученные фирмой в соответствии с договором залога, учитываются в составе доходов от реализации услуг и составляют существенную часть ее прибыли.

Возникает ли необходимость ведения раздельного учета при осуществлении необлагаемых НДС операций по предоставлению денежных средств по договору залога?

Ответ.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме.

Согласно пункту 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Также обращаем Ваше внимание, что НК РФ не связывает применение этой льготы с видом деятельности залогодержателя - несмотря на то, что ваша организация не является кредитной организацией, получаемые вами доходы от оказания услуги по предоставлению денежных средств по договору залога (проценты) НДС не облагаются (если Вы не отказались от освобождения).

Таким образом, если Ваша организация не заявила об отказе от освобождения операций, указанных в пункте 3 статьи 149 НК РФ (В вашем случае подпункт 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ), то применяются положения пункта 4 статьи 149 НК РФ, согласно которому, в случае, если осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Необходимость ведения раздельного учета подтверждает и арбитражная практика (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2004 года по делу №А05-6065/04-20, от 31 марта 2004 года по делу №А42-3992/02-22).

В соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

На основании пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

ü учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

ü принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

ü принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций не включается.

Таким образом, раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций необходим, чтобы определить пропорцию, в которой будет приниматься к вычету входной НДС.

Соответственно, при предоставлении денежных средств по договору залога плательщику, чтобы рассчитать долю необлагаемой продукции, надо определить стоимость финансовой услуги по выдаче кредита. Стоимостью кредита, по нашему мнению, будут являться проценты, начисляемые за пользование кредитными средствами. При этом при расчете пропорции, необходимой для правильного вычета НДС, учитывать саму сумму кредита не требуется, так как указанная сумма никак не связана со стоимостью отгруженных (оказанных) услуг и не является объектом обложения НДС (подпункт 1 пункта 2 статьи 146, подпункт 1 пункта 3 статьи 39 НК РФ).

Данная позиция изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 22 июня 2006 года №03-02-07/1-161:

«…В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

В целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса доходы, полученные организацией в виде процентов по договору займа, признаются платой за оказанные финансовые услуги по предоставлению займов в денежной форме.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса указанные услуги не подлежат налогообложению….»

При этом обращаем Ваше внимание, что налогоплательщик имеет право не применять положения пункта 4 статьи 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 НК РФ.

В статье 11 1 части НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) дано понятие учетной политики.

«учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».

Пример 1.

Ломбард в январе получил 120 000 рублей за предоставление кредитов под залог имущества, НДС не облагается, а также 270 000 рублей за оказанные в течение января услуги хранения, в том числе НДС – 41 186,44 рублей, без НДС 228 813,56 рубля.

Расходы ломбарда на аренду помещения, используемого для указанных видов деятельности, в январе составили 30 000 рублей, в том числе НДС – 4 576,27 рубля.

В целях налогообложения прибыли ломбард использует метод начисления. Выручка в целях исчисления НДС определяется по мере отгрузки.

Порядок распределения сумм налога установлен в принятой налогоплательщиком учетной политике ломбарда для целей налогообложения.

Расходы, связанные с арендой помещений, используемых в процессе основной деятельности ломбарда, на основании пункта 5 ПБУ 10/99, являются расходами по обычным видам деятельности.

Согласно Плану счетов арендная плата за помещения, используемые в производственных целях, может отражаться на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В рассматриваемом примере арендованное помещение используется для обоих видов деятельности ломбарда (услуги хранения, услуги по предоставлению краткосрочных кредитов).

В рассматриваемом примере доля стоимости от реализации услуг по предоставлению краткосрочных кредитов населению под залог имущества (не облагаемой НДС) в общем, объеме стоимости составляет 30,77% (120 000 рублей / (120 000 рублей + 270 000 рублей) х 100%), а доля выручки от реализации услуг хранения (облагаемой НДС) составляет 69,23% (270 000 рублей / (120 000 рублей + 270 000 рублей) х 100%).

Следовательно, сумма НДС по арендной плате, которую организация может предъявить к вычету из суммы НДС, начисленной к уплате в бюджет за отчетный период, составляет 3 168,15 рублей (4 576,27 рублей х 69,23%). А сумма НДС, подлежащая включению в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, составляет 1 408,12 рублей (4 576,27 рублей х 30,77%).

Аналогичным образом можно распределить сумму арендной платы. В данном примере в стоимости арендной платы учитывается стоимость услуг по хранению в сумме 17 600,85 рублей (25 423,73 рублей х 69,23%), а также стоимость услуг по предоставлению краткосрочных кредитов в сумме 7 822,88 рублей (25 423,73 рублей х 30,77%).

В целях исчисления налогооблагаемой прибыли сумма арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подпункт 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Приведем ниже следующие наименования субсчетов первого и второго порядка:

· по счету 20 «Основное производство»: 20-1 «Затраты, связанные с предоставлением кредитов под залог имущества»; 20-2 «Затраты, связанные с хранением залоговых вещей»;

· по субсчету 90-1 «Выручка»: 90-1-1 «Выручка в сумме процентов, полученных от предоставления краткосрочных кредитов»; 90-1-2 «Выручка от продажи услуг по хранению залога»;

· по субсчету 90-2 «Себестоимость продаж»: 90-2-1 «Себестоимость услуг по предоставлению краткосрочных кредитов»; 90-2-2 «Себестоимость услуг по хранению».

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Компании и ИП на ОСНО могут совершенно законно не платить НДС. Для этого они должны заработать меньше 2 млн рублей за три месяца подряд, выполнить еще пару условий и подать заявление на освобождение от НДС в налоговую. Расскажем, как оформить заявление, на какой срок освобождаются от налога и как продлевают льготу.

Кого освобождают от уплаты НДС

Получить освобождение от налога может только компания или ИП, которые проработали с момента открытия не менее 3 месяцев и в течение этого времени заработали менее 2 млн рублей (ст. 145 НК РФ). В расчет берется выручка за три идущих подряд календарных месяца: скажем, январь, февраль, март. Только если предприятие может подтвердить с помощью документов объемы выручки менее 2 млн рублей, она может претендовать на “жизнь без НДС”.

Вновь зарегистрированные компании и ИП могут учитывать выручку, начиная с месяца регистрации. И даже если они не ведут деятельность, то все равно могут освободиться от НДС (письмо Минфина от 23.08.2019 № 03-07-14/64961).

Чтобы сохранять право на работу без НДС, нельзя зарабатывать больше указанного лимита за три месяца подряд в ходе всей дальнейшей деятельности. Компании придется снова платить НДС с того месяца, когда трехмесячная выручка превысит границу в 2 млн рублей.

Есть еще три условия для применения льготы:

  • не заниматься импортом;
  • не выступать налоговым агентом;
  • если ведется торговля подакцизными товарами — вести раздельный учет и по этой группе товаров платить НДС.

Как контролировать выручку при освобождении от НДСЗаявление на освобождение от НДС

Во-первых, выручку нужно рассчитывать за три календарных месяца подряд. Если в рамках трехмесячного периода выручка перевалит за 2 млн, вы заметите это прежде, чем налоговая обратит на это внимание. Например, вы работаете без НДС с марта 2021, тогда для расчета берите периоды:

  • март, апрель, май;
  • апрель, май, июнь;
  • май, июнь, июль;
  • и т.д.

Во-вторых, выручку считайте по данным бухучета, без НДС и без авансов от контрагентов. И только по операциям, которые облагаются НДС (пп.3,4 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33). Не берите в расчет не облагаемые налогом операции:

  • совершенные за территорией РФ;
  • освобожденные от НДС по условиям ст. 149 НК РФ (например, продажа медицинских изделий, очков и линз для коррекции зрения, услуг по уходу за детьми и др.);
  • не облагаемые НДС по п.2 ст. 146 НК РФ (например, операции по продаже земельных участков, выполнение работ для снижения напряженности на рынке труда и др.);
  • в деятельности на спецрежиме, если вы совмещаете его с ОСНО (с 2021 года это только патент).

Как подать заявление на освобождение от НДС

Освободиться от НДС можно с начала любого месяца. Для этого заявление и пакет документов к нему подают до 20 числа месяца, в котором вы уже готовы работать без НДС (а значит предстоящие ему три месяца принесли выручку меньше 2 млн рублей).

Для налоговой соберите документы:

  • уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина от 26.12.2019 №286н;
  • журнал счетов-фактур и его копию;
  • выписку из бухбаланса для компании или выписка из КУДиР для ИП за три месяца;
  • выписку из книги учета продаж за три месяца.

В заявление впишите:

  • данные об ИП или компании;
  • данные вашей налоговой, в которую направляете заявление;
  • дату, с которой планируется освобождение от НДС;
  • объем выручки за предыдущие три месяца;
  • список подтверждающих документов.

Текст уведомления умещается на полутора страницах, при этом половину страницы занимает шапка и название документа. Заполнить его не сложно, это можно сделать от руки или с помощью компьютера. Заявление подписывают директор компании и бухгалтер или сам ИП, заверяют его подписью и в двух экземплярах сдают в налоговую лично или по почте. Ждать ответ от налоговой не нужно — просто работайте без НДС с начала месяца, который указали в заявлении и старайтесь не “перебрать” с выручкой.

А вот образец заявления:



Как продлить освобождение

Уведомление об освобождении “работает” двенадцать месяцев, главное — не превысить лимит по выручке. Чтобы продлить освобождение, подайте через год в налоговую повторное заявление и такой же пакет документов. Сделайте это до 20 числа месяца, в котором нужно возобновить право на льготу. Если не сдать подтверждающие документы, вам могут заблокировать счет, назначить штраф и пени, доначислив НДС за год.

ФНС проведет проверку по вашим отчетным документам: не было ли случая превышения лимита за один из трехмесячных периодов в течение прошедшего года и двух месяцев до него. Ответа вы точно так же, как и при первом заявлении, не получите, но если нарушение все же было, вам доначислят НДС и вы обязательно узнаете об этом.

Если освобождение от НДС больше не нужно

Иногда компания хочет вернуться к работе с НДС, например, ради работы с выгодным партнером. Но сделать это можно будет только спустя год после подачи заявления (п. 4 ст. 145 НК РФ), когда льгота аннулируется сама собой. Вы можете начать выставлять контрагентам счета-фактуры с НДС, но его нельзя будет принять к вычету до конца льготного периода — это расценят как нарушение.

Освобождение досрочно можно потерять только из-за превышения лимита по выручке. Тогда это происходит с того месяца, когда лимит нарушен (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32). Так что один из способов вернуться к работе с НДС — резко повысить доходы.

Что сделать до начала применения льготы

Перед освобождением восстановите в учете НДС, принятый к вычету по активам и основным средствам. Принять к вычету НДС с авансов после освобождения вы уже не сможете. Вместо этого либо договоритесь с клиентом о возврате “авансового” НДС, либо выставляйте им счет-фактуру с выделенным НДС при отгрузке товара или услуги.

Что делать с НДС в период применения льготы

Платить и рассчитывать НДС по внутренним операциям не придется, а входной НДС от контрагентов включайте в стоимость приобретенных товаров и услуг.

В книге продаж регистрируйте счета-фактуры с пометкой “Без НДС”, но не оформляйте счета-фактуры на авансы. Выписку из книги вы предоставите в налоговую, если через год решите продлить освобождение.

Не ведите книгу покупок: она нужна для расчета вычетов, а при освобождении от НДС у вас их нет.

Также вы освобождаетесь от отчетности по НДС на весь период применения льготы. Но есть нюансы:

  • если вы работаете без НДС с начала квартала, восстановленный НДС впишите в декларацию за последний квартал перед освобождением;
  • если вы работаете без НДС не с начала квартала, сдайте декларацию за квартал в обычном режиме и отразите в ней операции от начала квартала до начала применения льготы и впишите в нее восстановленный НДС.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет работать без НДС или с ним. Он рассчитает налог и даст советы по законному снижению его суммы: подскажет, какие документы нужно ввести в систему или выставить контрагентом, укажет на ошибки в учете, которые ведут к двойному начислению налога, и избавит от штрафов. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность онлайн, управлять финансами. Всем новичкам мы даем две недели бесплатной работы.

"Финансовая газета", 2015, N 39

Порядок налогообложения ломбардов имеет ряд особенностей в силу специфики данной деятельности. Поэтому, перед тем как рассматривать налоговые аспекты, необходимо иметь четкое представление о принципах работы ломбардов, видах разрешенной деятельности.

Деятельность ломбардов регулируется нормами Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон N 196-ФЗ) и ГК РФ.

Как следует из положений п. 1 ст. 2 Закона N 196-ФЗ, ломбардом может быть только юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, т.е. индивидуальный предприниматель не вправе осуществлять ломбардную деятельность.

Основными видами деятельности ломбардов являются:

- предоставление краткосрочных займов гражданам;

Ломбардам запрещается заниматься какими-либо иными видами предпринимательской деятельности кроме перечисленных и оказания консультационных и информационных услуг ( п. 4 ст. 2 Закона N 196-ФЗ).

Таким образом, основными договорами, с которыми имеет дело бухгалтер при учете ломбардных операций, являются договоры займа и хранения.

По договору займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога ( п. 1 ст. 7 Закона N 196-ФЗ).

Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета ( п. 4 ст. 7 Закона N 196-ФЗ), который является бланком строгой отчетности (БСО). Залоговый билет - основной первичный учетный документ в деятельности ломбардов.

Согласно п. 5 ст. 7 Закона N 196-ФЗ залоговый билет должен содержать следующую информацию:

- наименование, адрес (место нахождения) ломбарда;

- фамилию, имя, отчество заемщика;

- наименование и описание заложенной вещи;

- стоимость оценки заложенной вещи;

- процентную ставку по займу;

- дату и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;

- возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа;

- согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса;

Возникает вопрос, может ли ломбард самостоятельно заказать изготовление типографским способом БСО, соблюдая обязательные реквизиты?

В Письме Минфина России от 29.06.2015 N 03-01-15/37230 "О форме БСО "Залоговый билет" разъясняется, что для организаций, оказывающих услуги по кредитованию граждан под залог принадлежащих им вещей и по хранению этих вещей, Приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н были утверждены формы БСО "Залоговый билет" и "Сохранная квитанция" , которые применяются при оказании услуг ломбардами.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), в котором установлены порядок осуществления таких расчетов в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, который приравнен к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения этих бланков.

Реквизиты, которые должен содержать БСО, приведены в п. 3 Положения. Следовательно, организация, оказывающая услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (ККТ), вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны присутствовать установленные реквизиты, т.е. утверждать форму такого документа в Минфине России не требуется.

Однако в п. п. 5 и 6 Положения предусмотрены некоторые исключения, применяемые к организациям, оказывающим услуги населению, для которых были утверждены БСО:

- Минфином России в период с 12.04.2005 до 19.05.2008 (во время действия старого Положения , утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171);

- другими уполномоченными ведомствами - в период до 19.05.2008.

Такие организации могут использовать утвержденные формы бланка, а не разрабатывать другие самостоятельно. В бухгалтерских программах (например, 1С:Предприятие 8. ВДГБ: Ломбард 3), применяемых в ломбардах, предусмотрены формы БСО, утвержденные Приказом Минфина России N 3н.

Сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя ( п. 1 ст. 8 Закона N 196-ФЗ) сумму предоставленного займа и проценты за пользование им. При этом проценты начисляются за период фактического использования займа в соответствии с процентной ставкой, установленной в договоре займа. Периодом фактического пользования займом считается время с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом (либо продажи ломбардом заложенной вещи).

По договору хранения гражданин (физическое лицо) - поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи ( п. 1 ст. 9 Закона N 196-ФЗ).

Договор хранения удостоверяется выдачей поклажедателю именной сохранной квитанции, другой ее экземпляр остается в ломбарде. Сохранная квитанция также является БСО.

Таким образом, использование бланков строгой отчетности (залоговый билет и сохранная квитанция) позволяет ломбардам вести учет денежных средств без применения ККТ.

Выбор системы налогообложения

На основании пп. 7 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ломбарды не вправе использовать упрощенную систему налогообложения. Что касается применения системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности при реализации невостребованной вещи, то необходимо отметить следующее.

В п. 5 ст. 358 ГК РФ определено, что в случае невозвращения в установленный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей, ломбард по истечении льготного месячного срока вправе продать это имущество в порядке, предусмотренном Законом N 196-ФЗ.

В соответствии с положениями ст. 13 Закона N 196-ФЗ целью реализации невостребованной вещи является удовлетворение требований ломбарда к заемщику или поклажедателю в размере, определяемом согласно условиям договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи.

Поскольку денежные средства, поступающие ломбарду после реализации невостребованной вещи, получены в счет погашения обязательства заемщика по возврату займа и уплате процентов, операции по продаже заложенного имущества являются совокупной частью услуг, оказываемых ломбардами.

Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли ( пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Розничная торговля - это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи ( ст. 346.27 НК РФ). Однако операции по продаже невостребованных вещей в ломбардах вне зависимости от форм такой реализации розничной куплей-продажей не являются и, следовательно, обложению ЕНВД не подлежат.

Таким образом, согласно законодательству о налогах и сборах ломбарды не имеют права применять систему налогообложения в виде ЕНВД, в том числе при реализации невостребованных предметов залога. Арбитражная практика подтверждает правомерность данных выводов ( Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 02.02.2015 N А19-10766/2014).

Налог на добавленную стоимость

Как было отмечено, основным видом деятельности ломбарда является предоставление краткосрочных займов гражданам, операции по которому не подлежат обложению НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Поэтому доходы в виде процентов от оказания услуг по предоставлению займа также не облагаются НДС.

Соответствующим операциям присвоен код 1010292 , который приведен в Приложении N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденному Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

Операции по предоставлению краткосрочных займов гражданам отражаются ломбардами в разд. 7 декларации по НДС.

Как следует из п. 6 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики обязаны представлять документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот. При этом возникает вопрос о правомерности истребования налоговыми органами таких документов.

Как отмечено в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, в случае применения указанной нормы необходимо использовать понятие "налоговая льгота" в смысле, определенном в п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которой льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Другими словами, под действие п. 6 ст. 88 НК РФ подпадают те перечисленные в ст. 149 НК РФ освобожденные от налогообложения операции, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

Вместе с тем не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения на основании п. 2 ст. 146 НК РФ или освобождаемым от налогообложения согласно ст. 149 НК РФ, если целью освобождения не являлось предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

Проанализируем некоторые судебные решения в части осуществления ломбардом операций, которым присвоен код 1010292 "Операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО".

Постановление АС Уральского округа от 24.02.2015 N А71-6132/2014

Поскольку в пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО) предусмотрены специальные правила налогообложения соответствующих операций, а не нормы об освобождении определенной категории лиц от уплаты налога, то заявителем в налоговых декларациях налоговые льготы использованы не были, в связи с чем налоговый орган не вправе был истребовать у заявителя документы, указанные в требованиях.

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2014 N А53-7421/2014

В разд. 7 декларации по НДС заявлена налоговая база по коду операции 1010292 "Операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО". Такая реализация, не признаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы, согласно ст. 56 НК РФ, применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, суды поддерживают налогоплательщиков в праве не представлять документы по коду 1010292 , поскольку применяемая льгота не предназначена только для определенной категории лиц.

Ломбарды могут оказывать услуги по хранению, консультационные и информационные услуги, хотя на практике они не получили широкого распространения. Такие услуги подлежат обложению НДС в общем порядке на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Иными словами, если ломбард осуществляет одновременно операции по предоставлению краткосрочных займов гражданам (не облагаются НДС) и оказывает услуги по хранению (облагаются НДС), то необходимо вести раздельный учет НДС облагаемых и необлагаемых операций ( п. 4 ст. 170 НК РФ).

Сложные вопросы возникают относительно обложения НДС операций по реализации невостребованных вещей в ломбарде.

В случае невозвращения в установленный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей, ломбард по истечении месячного срока вправе продать это имущество в порядке, установленном Законом N 196-ФЗ ( п. 5 ст. 358 ГК РФ).

После реализации невостребованных вещей требования ломбарда к залогодателю погашаются, даже если сумма выручки от реализации заложенного имущества недостаточна для полного удовлетворения требований. При этом нужно помнить, что ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами, так как право собственности на заложенные вещи к ломбарду не переходит ( п. 3 ст. 358 ГК РФ, п. 5 ст. 2 Закона N 196-ФЗ). В подобных случаях операции не подлежат обложению НДС, поскольку реализацией товаров является передача на возмездной основе права собственности на них, что при продаже невостребованных вещей не происходит ( п. 1 ст. 39 НК РФ).

Однако на практике может возникнуть и обратная ситуация: после продажи невостребованной вещи величина обязательств заемщика (поклажедателя) перед ломбардом может быть ниже суммы, вырученной от реализации данной вещи (либо суммы ее оценки). В этом случае ломбард обязан возвратить заемщику (поклажедателю) соответствующую разницу ( п. п. 4 , 5 ст. 13 Закона N 196-ФЗ). Если в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи заемщик (поклажедатель) не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, они обращаются в доход ломбарда.

Рассматривая подобные ситуации, представители финансового ведомства неоднократно отмечали, что денежные средства в размере указанной разницы включаются ломбардом в налоговую базу по НДС. Это справедливо, поскольку согласно п. 1 ст. 156 НК РФ в случае реализации залогодержателем в установленном законодательством РФ порядке предмета невостребованного залога, принадлежащего залогодателю, налоговая база определяется как сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения (любых иных доходов).

Иначе разница между суммой доходов, вырученных залогодержателем, и размером обеспеченного залогом требования к залогодателю, если указанная разница не возвращается последнему, является объектом обложения НДС (Письма Минфина России от 25.11.2014 N 03-07-11/59769 , от 12.10.2012 N 03-07-07/101 ). При этом ломбард наряду с остальными организациями имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Для того чтобы воспользоваться таким освобождением, у ломбарда за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не должна превышать в совокупности 2 млн руб. ( ст. 145 НК РФ).

Налог на прибыль

Для ломбардов прибылью являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ ( п. 1 ст. 247 НК РФ). К доходам относятся:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

- внереализационные доходы ( п. 1 ст. 248 НК РФ).

В случае предоставления краткосрочных займов гражданам у ломбардов возникают доходы в виде процентов, полученных по договорам займа. Такие доходы в целях исчисления налога на прибыль относятся к внереализационным ( п. 6 ст. 250 НК РФ, Письма Минфина России от 07.12.2011 N 03-03-06/1/811 , УФНС России по г. Москве от 22.11.2011 N 16-15/112959@ ).

В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ при использовании метода начисления доход в виде процентов (по договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период) признается полученным и включается в состав соответствующих доходов ежемесячно на последнее число соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества ( Письмо Минфина России от 07.12.2011 N 03-03-06/1/811).

При оказании информационных и консультационных услуг у ломбардов также возникает налогооблагаемый доход. В случае применения метода начисления датой получения такого дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату ( п. 1 ст. 271 НК РФ).

Доходом также являются денежные средства, поступившие ломбарду после реализации невостребованной заемщиком вещи в счет погашения обязательства заемщика по возврату займа (уплате процентов) либо в качестве вознаграждения за хранение вещи.

По общему правилу доходы в виде средств (или иного имущества), полученных по договорам займа, а также полученных в счет погашения таких заимствований, не признаются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль организаций ( пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом обращенные в доход ломбарда (на основании п. 5 ст. 13 Закона N 196-ФЗ) денежные средства учитываются при исчислении налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов ( п. 18 ст. 250 НК РФ).

Денежные средства, полученные ломбардом после реализации невостребованной вещи, в части, направляемой на уплату процентов заемщика по договору займа, относятся к внереализационным доходам и облагаются налогом на прибыль организаций ( п. 6 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.04.2012 N 03-11-09/30).

Однако на практике нередки ситуации, когда средств от продажи предмета залога недостаточно для погашения задолженности заемщика перед ломбардом. В подобных случаях в налоговом учете возникает убыток, который признается внереализационным расходом ломбарда ( п. 2 ст. 266 , пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Читайте также: