Какие услуги спортивных организаций освобождается от ндс в соответствии с законодательством рф

Опубликовано: 26.04.2024

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 2

Для социальной сферы предусмотрены различные налоговые преференции. Для учреждений физической культуры и спорта в ст. 149 НК РФ есть несколько оснований для освобождения от косвенного налогообложения. Как же бухгалтеру их применить на практике? Оказывается, одних только норм Налогового кодекса недостаточно, нужны и другие нормативные акты для разъяснения специфических терминов и нюансов деятельности учреждений физической культуры и спорта. Давайте в них разберемся.

Прежде чем применять льготу.

Бухгалтеру нужно понять, к чему ее применять. Напоминаем, что государственное (муниципальное) учреждение, проводящее занятия по физической культуре и спорту, признается плательщиком НДС в силу положений ст. ст. 11 и 143 НК РФ. При этом не признается объектом косвенного обложения выполнение работ (оказание услуг) казенными, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источник финансового обеспечения которого - субсидия из бюджета бюджетной системы РФ.

Проще говоря, профинансированная бюджетом деятельность некоммерческих организаций не признается объектом косвенного налогообложения. Однако никто не запрещает заниматься приносящей доходы деятельностью, если это закреплено в учредительных документах учреждения. Именно операции по реализации товаров (работ, услуг) в таком направлении являются объектами обложения, что не говорит о том, что бухгалтеру нужно начислять налог. Ведь даже признание операции объектом обложения при применении льготы освобождает ее от обложения НДС.

Из ст. 149 НК РФ выделим льготы, которыми может воспользоваться учреждение физической культуры и спорта. В частности, от НДС освобождаются:

  • оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2);
  • оказание населению услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (пп. 14.1 п. 2);
  • реализация входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия (пп. 13 п. 3);
  • оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения названных мероприятий (пп. 13 п. 3).

Разберем подробнее применение перечисленных "спортивных" освобождений. Но прежде скажем о том, что перечисленные льготы социальной направленности предусмотрены при оказании услуг населению. При этом можно воспользоваться освобождением, если договор заключен с организацией, заказавшей услуги для своих сотрудников. Нормами ст. 430 ГК РФ установлена возможность заключения договора в пользу третьих лиц. Факты заказа и оплаты услуг юридическими лицами не изменяют правовую природу данных услуг для целей налогообложения, ведь фактически услуги все равно оказываются гражданам как конечным потребителям. Поэтому и в такой ситуации учреждение физической культуры и спорта тоже вправе рассчитывать на льготу по НДС, что отчасти подтверждается Письмом ФНС России от 31.07.2013 N ЕД-4-3/13881@.

Освобождение по основной деятельности учреждения

Начнем с того, что Налоговым кодексом не предусмотрены понятие услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и перечень таких услуг, в отношении которых применяется освобождение от косвенного налогообложения. По мнению Минфина (Письма от 13.04.2015 N 03-07-07/20872, от 03.02.2015 N 03-07-07/4071), за уточнениями следует обратиться к Закону о физической культуре и спорте , которым установлено, что физкультурными мероприятиями являются организованные занятия граждан физической культурой. Кроме того, физической культурой признается часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ.

Таким образом, под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий, оказанными населению, понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан:

  • в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни;
  • в целях социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Аналогичные рассуждения представлены в Письме ФНС России от 10.12.2014 N ГД-4-3/25567, в котором сказано, что если комплекс услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий соответствует понятиям, установленным ст. 2 Закона о физической культуре и спорте, то при реализации указанных услуг населению применяется освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Отметим: на основании п. 1 ст. 11 НК РФ чиновники обращались к нормам Закона о физической культуре и спорте. А почему бы не обратиться к другому документу, например, к ОК 002-93 "Общероссийский классификатор оказания услуг населению" (ОКУН) ? Именно данным Классификатором руководствовался налогоплательщик в деле N А46-17389/2014 (Постановление АС ЗСО от 14.10.2015 N Ф04-25041/2015).

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

По названному Классификатору услуги физической культуры и спорта включены в подгруппу 071000 "Проведение занятий по физической культуре и спорту, проведение спортивно-зрелищных мероприятий" группы 07, согласно которой проведение занятий по физической культуре и спорту соответствует кодам 071100 - 071167:

  • проведение занятий в учебных группах и командах, школах и клубах по волейболу, теннису, шахматам, футболу, хоккею, стрельбе, городкам, верховой езде, фехтованию, теннису, фигурному катанию, атлетике, самбо, дзюдо, боксу, горнолыжному спорту, велоспорту, парашютному спорту, стрельбе из лука, керлингу, бильярду, боулингу;
  • проведение медико-восстановительных и методических консультаций, тестирование;
  • разработка и выдача индивидуальных и групповых рекомендаций по режиму занятий физической культурой и спортом (занятий и комплексов физических упражнений);
  • обучение навыкам спорта и развитию физических качеств в народных университетах, на лекциях, на консультациях.

При этом суд исходил из другого Классификатора - ОКВЭД . В нем физкультурно-оздоровительная деятельность указана в группе 93 04, которая включает в себя деятельность с целью улучшения физического состояния и обеспечения комфорта, например деятельность бань, саун и парных бань, соляриев, курортов с минеральными источниками, салонов для снижения веса и похудения, массажных кабинетов, центров физической культуры, фитнес-центров. Причем в круг услуг по данной деятельности не входят услуги по лечебной физкультуре, такие как услуги по уходу за телом и личной гигиене.

ОК 034-2007 (КПЕС 2002) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

По мнению автора, какой бы документ или классификатор ни выбрал бухгалтер, основные услуги учреждения физической культуры и спорта, оказываемые на платной основе, освобождаются от обложения НДС. В то же время факт предоставления услуг населению в зданиях (сооружениях) названных учреждений, оказывающих образовательные услуги в области физической культуры и спорта, не является свидетельством того, что все оказываемые услуги относятся к физкультурным, физкультурно-оздоровительным либо спортивным мероприятиям.

Например, как следует из Постановления АС ЗСО от 14.10.2015 N Ф04-25041/2015, на основании представленных бухгалтером учреждения ведомостей, счетов-фактур невозможно определить конкретный вид оказанной услуги. Все услуги, оказываемые в легкоатлетическом комплексе, дворце здоровья, имеют двойственный характер: они одновременно в силу специфики и характера деятельности учреждения относятся к образовательным и физкультурно-оздоровительным. При этом населению также оказывались облагаемые НДС услуги библиотеки, столовой, издательские услуги, услуги по возмещению утраченных номерков. Налогоплательщик раздельного учета по данным услугам не вел, не выделял услуги в области образования и физической культуры и спорта. В итоге налогоплательщик не смог доказать обоснованность применения льготы.

Не облагаемые налогом реализация билетов и аренда спортивных сооружений

При применении льготы в отношении указанных операций ключевым является проведение спортивно-зрелищного мероприятия. В Законе о физической культуре и спорте не упомянуто понятие данного мероприятия, есть только определения спортивных и физкультурных мероприятий. Поэтому можно обратиться к другому документу - ОКУН, согласно которому спортивно-зрелищные мероприятия включают в себя:

  • проведение спортивных и оздоровительных мероприятий по марафону, кроссу;
  • проведение сеансов одновременной игры шахматно-шашечных турниров, спортивных соревнований по турнирно-спортивным играм, спортивных праздников, спортивно-зрелищных вечеров и концертов, турниров по настольным играм;
  • встречи с выдающимися спортсменами, ветеранами спорта, игроками, тренерами команд, мастерами по различным видам спорта;
  • показательные выступления ведущих спортсменов, учащихся спортивных школ.

Также в ОКУН предоставление объектов физической культуры и спорта в аренду выделено в отдельную подгруппу 072100, куда входят следующие услуги:

  • предоставление населению теннисных кортов, комплексных спортивных площадок, полей для спортивных игр и занятий, катков и конькобежных дорожек, плавательных бассейнов, горноспортивных, лыжных, гребных баз, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий, велотреков, велодромов, яхт-клубов;
  • предоставление объектов физической культуры для оздоровительного отдыха с продажей путевок на время отпуска и выходного дня, предоставление спортивных тренажеров.

При объединении данных пояснений можно применить освобождение от НДС, а то, что выходит за рамки такого объединения, облагается налогом в общем порядке.

В частности, использование открытых спортивных площадок для игры в волейбол, футбол, предоставление спортивного инвентаря для игры в настольный теннис будут расцениваться как реализация облагаемых НДС услуг (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Ведь в этом случае спортивные сооружения используются гражданами в ходе физкультурного, а не спортивно-зрелищного мероприятия. Спортивное соревнование - состязание (матч) среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту). На подобных мероприятиях должны присутствовать зрители, то есть физические лица, находящиеся в месте проведения официального спортивного соревнования, не являющиеся его участниками и иным образом не задействованные в проведении соревнования, в том числе в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности (ст. 2 Закона о физической культуре и спорте).

Кстати, раньше не облагалась только реализация билетов, но с 2015 г. к ним добавилась и продажа абонементов (изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2014 N 479-ФЗ). Порядок оформления бланков строгой отчетности утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Причем входные билеты могут продаваться не обязательно в кассах стадиона или иного спортивного сооружения. Они могут реализовываться через Интернет и через платежных агентов. Продажа билетов через посредника не лишает организатора спортивно-зрелищного мероприятия права применять освобождение от НДС, о чем сказано в Письме Минфина России от 24.09.2015 N 03-07-07/54746. В нем также отмечается, что в этом случае учреждение как поставщик услуг при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик услуг не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на другие счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

А в Письме Минфина России от 20.03.2014 N 03-07-07/12151 прямо сказано, что рассмотренное освобождение применяется только организациями физической культуры и спорта. Это все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида. Согласно ст. 10 Закона о физической культуре и спорте физкультурно-спортивные организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Указанные юрлица участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, иным образом содействуют данным лицам в достижении высоких спортивных результатов.

Всем этим как раз и занимается учреждение физической культуры и спорта, следовательно, проводимые им спортивно-зрелищные мероприятия, вернее, стоимость билетов на них, не облагаются НДС, не начисляется налог и при предоставлении спортивных объектов для проведения указанных мероприятий иным сторонним заказчикам.

Присмотр за детьми в спортивных секциях

Как правило, на данную льготу претендуют учреждения дошкольного образования, ведь именно они названы в пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ в качестве субъектов, пользующихся налоговой преференцией. Однако, как прописано в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 N А41-27932/11, освобождаемыми от НДС услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) являются услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности.

В рассматриваемом деле освобождением воспользовался владелец спорткомплекса, который предоставлял помещения и своих тренеров для организации и проведения учебно-тренировочных занятий детской юношеской спортивной школы для своих воспитанников. Налоговиков не устроило то, что бухгалтер кроме договора не подготовил иных документов, подтверждающих правомерное применение льготы. Между тем отсутствие законодательно установленного перечня документов, подтверждающих правомерность применения указанной налоговой льготы, не может использоваться против налогоплательщика - это противоречит налоговому законодательству (п. 7 ст. 3 НК РФ).

В такой ситуации налоговики могли запросить лицензию, ссылаясь на п. 6 ст. 149 НК РФ, согласно которому операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих данные операции, соответствующих лицензий. Однако деятельность по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях не требует наличия лицензии, что следует из Закона о лицензировании . А доказательствами правомерного применения льготы по НДС являются фактические обстоятельства.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ.

Как установлено судом первой инстанции, в спортивных сооружениях проводились занятия с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях под руководством тренеров-преподавателей. Условия о совместном проведении занятий были согласованы владельцем спорткомплекса и детской юношеской спортивной школой. Списки занимающихся детей, на основании которых можно определить количество занимающихся, утверждены обеими сторонами представленного в деле договора.

Наличие в штате организации сотрудников, необходимых для проведения занятий с несовершеннолетними детьми, подтверждается штатным расписанием налогоплательщика, в котором указаны должности тренеров. В их обязанности входит проведение занятий во всех действующих спортивных секциях. При этом все работники налогоплательщика - тренеры имеют соответствующее образование, что доказывается представленными суду дипломами об образовании, и опыт работы по специальности.

Таким образом, владелец спорткомплекса на самом деле с помощью своих сотрудников проводил занятия с детьми в спортивных секциях, а не предоставлял исключительно в аренду бассейн, залы художественной и ритмической гимнастики, тренажерный зал. Следовательно, налогоплательщик правомерно применил льготу по НДС. Отметим: в данном деле доказывать право на налоговую преференцию пришлось не учреждению физической культуры и спорта, а его контрагенту. Но полагаем, что учреждению сделать это будет проще, главное, чтобы его воспитанники были несовершеннолетними, в отношении занятий с которыми и предусмотрена преференция.

Учреждения физической культуры и спорта могут воспользоваться всеми перечисленными налоговыми преференциями по НДС, которые можно обобщить на схеме.

К тому же указанные учреждения могут применить и преференции, предусмотренные пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ для образовательных услуг. Но это тема для отдельного разговора. В любом случае автор предостерегает бухгалтера от необоснованного применения освобождения, для чего нужно правильно классифицировать услуги для целей налогообложения, в чем и поможет статья.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Особенности исчисления и уплаты налога при оказании физкультурно-оздоровительной деятельности, конечно же, обусловлены возможностью применения льгот.

Виды льгот по налогу на добавленную стоимость установлены статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). В отношении физкультурно-оздоровительной деятельности налогоплательщиком НДС могут быть использованы фактически следующие виды льгот, установленные:

подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому освобождается от налогообложения реализация:

«услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях».

Под освобождаемыми от НДС услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях следует понимать услуги по проведению занятий образовательными организациями, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальными предпринимателями.

В случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями освобождение от налога на добавленную стоимость для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».

Пример 1.

На балансе учреждения находится плавательный бассейн и стадион, а также спортивное оборудование и инвентарь. Учреждение заключает возмездные договоры со сторонними организациями, в том числе финансируемыми из средств бюджета. На основании договоров бассейн и стадион предоставляют работникам сторонних организаций несколько дорожек в бассейне, спортивный зал, а также спортивное оборудование и инвентарь для проведения занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях с обязательным участием лиц из числа тренерского состава организации.

Будут ли услуги по проведению тренерским составом организации занятий с несовершеннолетними детьми облагаться НДС?

Минфин Российской Федерации в Письме от 14 октября 2004 года №03-04-11/166 разъясняет:

«В связи с письмом по вопросу освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации от обложения данным налогом освобождается реализация услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях. В связи с этим услуги по проведению тренерским составом организации занятий с несовершеннолетними детьми, по нашему мнению, налогом на добавленную стоимость не облагаются».

Заметим, что применить данную льготу можно лишь в отношении услуг, оказываемых детям несовершеннолетнего возраста. Поэтому для возможности использования льготы следует получить от лиц, посещающих, например, спортивную секцию, документы, подтверждающие их возраст.

Пример 2.

Спортивный клуб ООО «Спектр» проводит занятия по карате в спортивной секции. Секцию посещают школьники и студенты.

Чтобы иметь возможность использовать данную льготу, спортивный клуб получил от лиц, посещающих секцию, ксерокопии свидетельств о рождении. Это дало возможность взимать с несовершеннолетних детей плату за посещение секции без НДС.

Помимо этого, возможность применения льгот может быть реализована при организации раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций.

Отметим, что по вопросу применения данной льготы по НДС существует судебная практика: так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2004 года №А05-12688/03-20, Постановлении ФАС Поволжского округа от 2 сентября 2004 года №А72-5150/04-8/484 суд постановил, что организация правомерно не облагала НДС услуги по проведению с несовершеннолетними детьми физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий в кружках и секциях.

подпунктом 13 пункта 3 статьи 149 НК РФ, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации:

«реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий».

Формы входных билетов на проводимые организациями физической культуры и спорта спортивно-зрелищные мероприятия приравниваются в целях главы 21 НК РФ к формам входных билетов для посещения спортивно-массовых мероприятий, образцы которых утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №20н «Об утверждении бланков строгой отчетности».

Обратите внимание!

Использовать данную льготу вправе только юридические лица, при реализации таких входных билетов индивидуальными предпринимателями освобождение от НДС не предоставляется.

При оказании организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками спортивных сооружений, услуг по предоставлению в аренду указанных спортивных сооружений организациям физической культуры и спорта для проведения ими спортивно-зрелищных мероприятий НДС не взимается.

подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения:

«услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности».

Причем заметим, что данный подпункт пункта 3 статьи 149 НК РФ с 1 января 2006 года изменен Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ.

С указанной даты в перечень операций, освобожденных от налогообложения НДС, добавлены услуги организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей. Правда, чтобы воспользоваться данной льготой у налогоплательщика НДС должны быть выполнены два условия:

1. организация отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, оказывающая услуги, должна находиться на территории России;

2. оказание услуг должно быть оформлено путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (форма №1 утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 10 декабря 1999 года №90н «Об утверждении бланков строгой отчетности»), а не чеками ККТ или договорами.

Однако это не все…

Как мы уже выяснили, довольно часто спортивные и оздоровительные центры, представляют структурные подразделения организаций.

В соответствии с нормами подпункта 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается :

«передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций».

Проанализируем, когда у организации, имеющей на балансе спортивный или оздоровительный центр, будут возникать объекты налогообложения по НДС.

Для того чтобы такие операции у налогоплательщика НДС имели место должно соблюдаться условие наличия у организации структурных подразделений, чтобы действительно был факт передачи, а не внутреннее перемещение материально-производственных запасов. При этом передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) производится из подразделения, приносящего доход в подразделение которое не приносит доходов и содержится за счет средств, остающихся в организации после налогообложения.

Другое обязательное условие - расходы не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (в том числе через амортизационные начисления).

Расходы, не принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, перечислены в статье 270 НК РФ. Кроме того, не учитываются при налогообложении прибыли расходы, не соответствующие критериям 252 статьи НК РФ. Напомним, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Рассмотрим такие операции на примерах.

Пример 3.

Организация приобрела телевизор и установила его в кабинете руководителя. В данной ситуации объект налогообложения по НДС не возникает, так как отсутствует сам факт передачи, здесь мы просто имеем движение материально-производственных запасов.

Пример 4.

Производственная организация имеет на балансе спортивный клуб, предоставляющий услуги для работников организации и членов их семей бесплатно. Содержание данного клуба осуществляется за счет прибыли, остающейся у организации после налогообложения. Организация приобрела телевизор и передала его спортивному клубу.

В данном случае, у организации возникает объект налогообложения по НДС, так как выполняются оба условия, предъявляемые налоговым законодательством к операциям передачи товаров (работ, услуг) на собственные нужды.

Мы уже отметили, что спортивные и оздоровительные подразделения оказывают услуги непроизводственного характера, поэтому в данном случае не имеет смысла говорить о вопросах исчисления НДС по передаче товаров (работ, услуг) на собственные производственные нужды.

Для справки отметим, лишь то, что если передача товаров (работ, услуг) предназначена для производственных целей, то у организации не будет возникать объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость по этому основанию, так как стоимость передаваемых товаров (работ, услуг) будет включаться в состав расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При передаче товаров (работ, услуг) для целей не связанных с производством их стоимость при налогообложении прибыли не учитывается. Например, организация передает продукцию собственного производства в спортивный клуб, который бесплатно оказывает услуги только работникам организации и содержится за счет прибыли, оставшейся у организации после налогообложения. В этом случае расходы на содержание спортивного клуба не направлены на осуществление деятельности, связанной с получением дохода.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ эта операция признается объектом обложения по налогу на добавленную стоимость.

Моментом определения налоговой базы по такой передаче является день передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг (пункт 1 статьи 167 НК РФ).

Налоговая база при операциях такой передачи определяется налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 статьи 159 НК РФ, согласно которой:

«При передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога».

В расчет принимаются цены реализации, действовавшие в предыдущем налоговом периоде. Например, если организация передает товары (выполняет работы, оказывает услуги) для собственных нужд, в феврале, то необходимо установить по какой цене данная продукция была реализована в январе, если налоговый период у организации по НДС – месяц, или в 4 квартале предыдущего года, если налоговый период – квартал. Если же реализации в предыдущем налоговом периоде не было, то нужно использовать рыночные цены. Но тогда из рыночной цены нужно исключить НДС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 40 НК РФ под рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

Отметим, что Налоговым кодексом Российской Федерации не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах. По мнению Минфина Российской Федерации, при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования, в частности об этом говорится в Письме Минфина Российской Федерации от 16 сентября 2004 года №03-02-01/1.

Получить информацию о рыночных ценах непросто. Во–первых, Налоговым кодексом не определено что же такое идентичные и однородные товары, работы и услуги. Во – вторых, условия производства и реализация каждого товара, выполнения работ, оказания услуг сугубо индивидуальны.

Поэтому при отсутствии информации о рыночных ценах используются расчетные методы определения рыночной цены. Они приведены в пункте 10 статьи 40 НК РФ.

К расчетным методам определения рыночной цены относятся метод цены последующей реализации и затратный метод.

Метод цены последующей реализации, предполагает определять рыночную цену товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Названные методы могут применяться последовательно при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам (работам или услугам) и при отсутствии других условий, делающих невозможным определение рыночной цены в установленном порядке.

Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 40 НК РФ определение рыночных цен производится по правилам пунктов 4 - 11, официальные источники информации не могут использоваться без учета этих положений, то есть они должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам в порядке, определенном статьей 172 НК РФ.

Так как передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, в этих случаях, представляет собой объект налогообложения, то такие операции в обязательном порядке отражаются в декларации по налогу на добавленную стоимость. Декларация заполняется на основании данных книг покупок и книг продаж, которые обязан вести налогоплательщик. Причем информация в книги заносится на основании выставленных и полученных счетов-фактур. Исходя из этого, организации необходимо оформить счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж (пункт 3 статьи 169 НК РФ).

Рассмотрим на примере, как отражаются в учете организации операции по передаче товаров (работ, услуг) на непроизводственные нужды.

Пример 5.

В феврале производственная организация ООО «Триумф» приобрела для производства обоев материалы на сумму 70 800 рублей (в том числе НДС – 10 800 рублей). Данные материалы были полностью израсходованы на производство обоев. Зарплата рабочих, занятых в производстве, сумма ЕСН и взносы на травматизм составили 35 000 рублей. В феврале было изготовлено 2 000 рулонов обоев. Себестоимость одного рулона составила 47,50 рубля.

На балансе организации числится объект непроизводственной сферы – спортивный клуб, оказывающий услуги работникам организации и членам их семей бесплатно. На ремонт кабинетов тренерского состава спортивного клуба в январе текущего года, ООО «Триумф» отпустило 80 рулонов собственной продукции. Зарплата, начисленная рабочим вспомогательного производства, производящим ремонт составила 7000 рублей, в том числе ЕСН и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В январе ООО «Триумф» продавало обои по цене 59 рублей, в том числе НДС – 9 рублей (ставка 18%).

Организация ООО «Триумф» является налогоплательщиком по НДС, налоговый период – месяц.

В бухгалтерском учете данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 25.08.2016 года

Организацией была оказана услуга, не подлежащая налогообложению, поименованная в пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ. Организация предоставляет в пользование своим работникам жилые помещения и в составе оплаты, полученной от них, выделяет сумму НДС. Если организация данную операцию облагает НДС и уплачивает, является ли это нарушением и наступают ли какие-либо штрафные санкции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация, осуществляющая операции по реализации услуг по предоставлению в пользование физическим лицам квартир и жилых домов (коттеджей) по договорам найма, обязана по таким операциям применять освобождение от налогообложения НДС.

В НК РФ не предусмотрено ответственности за неприменение налоговой льготы в случае, когда ее обязательное применение обусловлено специальными нормами НК РФ.

В настоящее время вопрос обложения НДС услуг по предоставлению мест в общежитиях не имеет окончательного решения.

Обоснование вывода:

Согласно ст. 671 ГК РФ предоставление собственником жилого помещения или управомоченным им лицом (наймодателем) другой стороне (нанимателю) жилого помещения за плату во владение и пользование для проживания в нем осуществляется на основе договора найма жилого помещения.

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Следовательно, в рамках нормы пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ плата за пользование жилым помещением по договорам найма (плата за наем) освобождается от налогообложения НДС (смотрите также письма Минфина России от 01.08.2016 N 03-07-11/44922, от 15.06.2016 N 03-07-11/34799, от 14.03.2011 N 03-07-05/02, от 25.10.2013 N 03-07-11/45082)*(1).

На основании общей нормы п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик имеет право на отказ от использования льготы либо на приостановление ее использования на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ (дополнительно смотрите п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Однако в приведённых обстоятельствах возникает необходимость рассмотрения нормы специальной, которая предусмотрена главой 21 НК РФ, и в силу этого обладающей приоритетом перед нормой общей.

Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта.

В связи с этим налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 2 ст. 149 НК РФ, не вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. Аналогичный вывод сделан в письмах Минфина России от 14.03.2011 N 03-07-05/02, УФНС России по г. Москве от 16.05.2007 N 19-11/045476, УФНС России по Новгородской области от 28.12.2010 N 2.6-20/10695 (вопрос 11).

Таким образом, организация, осуществляющая операции по реализации услуг по предоставлению в пользование физическим лицам квартир и жилых домов (коттеджей) по договорам найма, обязана по таким операциям применять освобождение от налогообложения НДС.

Кроме того, данная точка зрения представлена в судебной практике. В п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 говорится, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.

То есть положения пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не связывают возможность применения освобождения от налогообложения НДС операций по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности:

- с фактом соблюдения норм гражданского и жилищного законодательства;

- с категорией лиц, в пользование которым передается жилое помещение;

- с целевым назначением таких операций.

Например, в письме Минфина России от 21.10.2011 N 03-07-07/63 говорится, что подлежат освобождению от налогообложения НДС операции по предоставлению жилого помещения в рамках договора финансовой аренды (лизинга).

Ответственность за неприменение льготы по НДС, которая должна применяться в силу п. 2 ст. 149 НК РФ

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения выступает налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) (п.п. 1 и 2 ст. 114 НК РФ).

Основанием для привлечения лица к налоговой ответственности является совершение им деяния, содержащего признаки состава налогового правонарушения (ст. 106, п. 1 ст. 107, п. 3 ст. 108 НК РФ).

Перечень налоговых правонарушений, за которые НК РФ установлена ответственность, является исчерпывающим. Организации и физические лица отвечают:

- за налоговые правонарушения, совершенные ими в качестве налогоплательщиков (ст. 106, 116, п. 1 ст. 119, ст. 119.1, 120, 122, п. 1 ст. 126, ст. 129.2, 129.3, 129.4 НК РФ);

- за налоговые правонарушения, совершенные ими в качестве налоговых агентов (ст. 123 НК РФ);

- за неисполнение и других возложенных на них обязанностей (ст. 106, п. 2 ст. 119, ст. 119.2, 122.1, п. 2 ст. 126, ст. 128, 129, глава 18 НК РФ).

В НК РФ не предусмотрено ответственности за совершение правонарушения, связанного с неприменением льготы в случае, когда ее обязательное применение обусловлено специальными нормами НК РФ*(1). Следовательно, ответственность в виде денежных взысканий (штрафов) не наступает.

Предоставление мест в общежитиях

В настоящее время вопрос обложения НДС услуг по предоставлению мест в общежитиях не имеет окончательного решения.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, и жилые помещения в общежитиях. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (п. 1 ст. 94 ЖК РФ).

Несмотря на это Минфин России в письмах от 22.08.2012 N 03-07-07/88, от 18.06.2010 N 03-07-07/37, ссылаясь на ст. 16 ЖК РФ, а также на ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, в соответствии с которой с 1 января 2004 года, с введением в действие пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, была отменена ранее действующая норма, где было прямо указано, что реализация услуг по предоставлению жилья в общежитиях освобождается от обложения НДС, сделал вывод о том, что с 1 января 2004 года освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению мест в общежитиях НК РФ не предусмотрено. То есть в случае оказания услуг по предоставлению в пользование части комнаты в общежитии освобождение от налогообложения НДС не применяется.

Аналогичная позиция высказывалась контролирующими органами и ранее (смотрите, например, письма Минфина России от 19.12.2005 N 03-04-15/116, ФНС России от 25.01.2006 N ММ-6-03/62@, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068676, от 11.12.2008 N 19-11/115219, от 24.05.2007 N 19-11/048190).

При этом судебные органы в своих решениях поддерживают налогоплательщиков, считая освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению жилплощади в общежитиях правомерным.

Так, например, и ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 03.03.2008 N Ф08-743/2008-251А указал, что операции по реализации услуг по предоставлению в пользование койко-мест в жилых помещениях общежитий подлежали освобождению от обложения НДС как до 1 января, так и после 1 января 2004 года.

В свою очередь, ФАС Поволжского округа в постановлении от 03.02.2009 N А55-9273/2008 отметил, что довод налогового органа о том, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению жилья в общежитиях отменено с 1 января 2004 года, не основан на нормах налогового законодательства, поскольку, исключив из нормы, действовавшей до вступления в силу пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, абзац, касающийся предоставления в пользование жилых помещений в общежитиях, законодатель устранил дублирование смысла данной статьи в отношении жилых помещений специализированного жилищного фонда, так как "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в общежитиях" являются составляющей понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности", каких-либо оговорок НК РФ в этой части не содержит. К аналогичным выводам пришел и ФАС Северо-Западного округа в постановлениях от 10.11.2008 N А05-6146/2008, от 01.08.2008 N А05-151/2008. Данная правовая позиция подтверждена и выводами ВАС РФ (смотрите, например, определения от 30.09.2008 N 12638/08, от 29.07.2008 N 9219/08, от 16.06.2008 N 7507/08, от 11.06.2008 N 6191/08, от 24.03.2008 N 3271/08).

Как следует из постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 N 07АП-9059/14, постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.02.2016 N Ф04-13050/14 по делу N А67-1002/2014 (определением Верховного Суда РФ от 29.04.2016 N 304-КГ16-4547 отказано в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации), налоговые органы, отказывая в предоставлении вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от подрядных организаций при строительстве студенческого общежития, тем самым косвенно подтвердили согласие с тем, что операции по сдаче койко-мест в общежитиях не облагаются НДС. Но нужно подчеркнуть, что это мнение было использовано налоговиками в контексте предоставления налоговых вычетов. Поэтому говорить об изменении их позиции полагаем преждевременным.

Таким образом, при решении вопроса обложения НДС услуг по предоставлению койко-мест в общежитиях организации необходимо учесть, что данный вопрос в настоящий момент окончательно не урегулирован.

К сведению:

Организация, которая осуществляет операции по реализации услуг по предоставлению в пользование физическим лицам квартир и жилых домов (коттеджей) по договорам найма, на основании п. 4 ст. 149 НК РФ должна вести раздельный учет данных операций и операций, подлежащих обложению НДС, также сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) (п. 4 ст. 149 НК РФ, абзац пятый п. 4 ст. 170 НК РФ). Смотрите также материалы:

- Вопрос: Нужно ли вести раздельный учет НДС, если, реализуя отходы черных металлов, образовавшиеся в процессе обработки металла, организация выставляет покупателю НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2015 г.) (если организация осуществляет операции, указанные в п. 2 ст. 149 НК РФ, у нее появляется обязанность вести раздельный учет вне зависимости от того, начисляет она или нет на стоимость этих отходов НДС);

- постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.2016 N Ф07-4538/16 по делу N А56-15345/2015 (о связи заявленных к вычету сумм НДС с реализацией товара, операции по реализации которого освобождены от обложения НДС).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Мельникова Елена

*(1) В том случае, когда льгота не была оформлена документально, это фактически означает, что сумма налога является уплаченной ошибочно. В этом случае может идти речь о возможности произведения перерасчёта обязательств с заказчиком и налоговых обязательств по НДС.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое льгота по НДС

Строго говоря, в российских законах нет определения понятия “налоговая льгота”. В НК РФ нет единого списка льгот или послаблений по НДС. Часто специалисты относят к льготам по этому налогу право переносить убытки прошлых лет на будущие периоды или возможность не начислять НДС при оказании услуг вне территории России. Но все же главная льгота по налогу на добавленную стоимость — это освобождение от его уплаты снижение налоговой ставки.

Льготы, как правило, даются конкретным категориям налогоплательщиков и не могут быть индивидуальными. Еще один нюанс: применение такой льготы — не обязательно. Налогоплательщик может в какой-то период не пользоваться ею или вовсе отказаться от льгот по НДС, если ему это выгодно (пп. 1–2 ст. 56 НК РФ).

Есть закрытый список операций, которые освобождаются от налогообложения (ст. 149 НК РФ). А еще налогоплательщик может освободиться от уплаты НДС через ходатайство в налоговую при соблюдении определенных условий. Один из главных критериев в этом случае — выручка ниже 2 млн рублей за последние 3 календарных месяца. Расскажем обо всем по порядку.

Операции, не облагаемые НДС

Список необлагаемых операций. Закрытый перечень операций, освобожденных от НДС, приведен в пп. 1-2 ст. 149 НК РФ. Правда специалисты называют льготными лишь некоторые из перечисленных в нем операций, ведь освобождение от НДС по этому списку может получить любое предприятие, а не конкретные категории налогоплательщиков. Но сути это не меняет, платить НДС с операций этого списка не нужно.

В список входят операции по аренде нерезидентам, продажа медицинских товаров и медицинских услуг, перевозки пассажирским транспортом, ритуальные услуги, продажа товаров религиозного значения и другие — всего более 70 пунктов.

Необходимые документы. Чтобы получить льготу и не платить НДС по этим операциям, надо иметь разрешительные документы — прежде всего лицензию, так как большинство операций, освобожденных от НДС, связаны с лицензируемыми видами деятельности. Еще один документ, который понадобится для применения льготы — регистрационные удостоверения на медицинские товары. И лицензия, и регистрационные удостоверения не должны быть просроченными. Также налоговая может затребовать счета-фактуры без выделенной части НДС, договоры с контрагентами и другие документы (пп. 2 и 6 ст. 88 НК РФ).

Важно! Освобождение от НДС по операциям из списка в ст. 149 НК РФ в большинстве случаев не касается посредников, которые работают в интересах третьих лиц по агентскому договору или договору комиссии. Такие агенты уплачивают полную ставку налога со своего гонорара. Подробнее см. п. 7 ст. 1149 НК РФ.

Добровольное применение льгот. Иногда льготы по НДС невыгодны компании, и тогда от некоторых ненужных “послаблений” можно отказаться. Налогоплательщик не вправе платить НДС по операциям в пп. 1-2 ст. 149 НК РФ. Но по операциям из п. 3 он может не пользоваться предоставленной отменой налога. Для этого надо отказаться от права на льготу на срок не менее года (ст. 56 НК РФ) и подать в налоговую заявление об этом до начала нового квартала.

Освобождение от уплаты НДС

Условия освобождения. Компания или ИП могут освободиться от уплаты НДС, если они выполняют следующие условия (ст. 145 НК РФ):

  • возраст организации или ИП — не меньше 3 месяцев;
  • прибыль бизнеса без НДС за 3 предыдущих календарных месяца подряд — не больше 2 млн рублей;
  • компания или ИП не работает с подакцизными товарами.

Но даже если налогоплательщик выполняет эти условия и при этом работает как налоговый агент или занимается импортом, он не может освободиться от НДС.

Порядок освобождения. Чтобы перестать платить НДС, ИП и компании подают в налоговую:

  • уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина от 26.12.2019 №286н;
  • журнал счетов-фактур и его копию;
  • выписку из бухбаланса от компании или КУДиР от ИП;
  • выписку из книги учета покупок и продаж.

Льготы по НДС

Документы подают в налоговую не позднее 20 числа месяца, в котором налогоплательщик претендует на освобождение. Сделать это можно в любое время — не обязательно в начале квартала или года.

Продление освобождения. Освобождение дается на 12 месяцев. Если к концу “свободного” года вы хотите продлить освобождение, действуйте по прежней схеме: проверьте, сохраняется ли у вас право не платить НДС, и подайте в ФНС такой же набор документов.

Чиновники проверят, не было ли в течение прошедшего года превышений допустимого дохода: для этого они смотрят и на предшествующие 12-месячному периоду месяцы. Если за 3 месяца подряд выручка превысила 2 млн рублей или появились продажи подакцизных товаров, то право на освобождение от НДС теряется. Если же условия соблюдаются, то чиновники продлят освобождение.

Утрата освобождения от НДС. Если вы хотите снова работать с НДС, то отказаться добровольно от полученной льготы можно только через 12 месяцев после ее получения (п. 4 ст. 145 НК РФ). А в этот период, даже если вы начнете выставлять покупателям счета-фактуры с НДС, вы все равно не сможете принять к вычету входной НДС.

Потерять право на льготу можно, только если вы нарушили условия освобождения: заработали больше 2 млн рублей за 3 месяца подряд или начали торговать подакцизными товарами. Тогда вы снова становитесь плательщиком НДС с того месяца, в котором произошло нарушение (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32).

Подготовка к освобождению от НДС. В бухучете придется восстановить НДС, который прежде был принят к вычету по материальным и нематериальным активам, а также по основным средствам — с их остаточной стоимости. Это надо сделать в последнем налоговом периоде перед освобождением.

Если НДС с авансов покупателей уплачен, можно оформить его к возврату, договорившись с покупателем. Если покупатель не идет вам навстречу, при отгрузке выставляйте счет-фактуру с выделенным НДС. В период освобождения от налога вы уже не сможете принять к вычету НДС, который уже уплатили с авансов.

Обязанности в период освобождения. Освобожденный по заявлению от НДС налогоплательщик:

  • не рассчитывает и не платит НДС по внутренним операциям;
  • не сдает декларацию по НДС;
  • не ведет книгу покупок, которая ведется для расчета вычетов, а при освобождении от НДС нет права на вычеты;
  • выставляет покупателям счета-фактуры без выделения НДС, но с записью “без НДС”, регистрирует эти документы в книге продаж;
  • входной НДС, который предъявили поставщики, включает в стоимость купленных товаров;
  • у освобожденного от НДС лица сохраняется право выставлять покупателю счета-фактуры с НДС, но тогда он должен уплатить этот налог и сдать декларацию по итогам квартала.

Если вы работаете с НДС, ведите учет в веб-сервисе для малого и среднего бизнеса Контур.Бухгалтерия. Сервис не только рассчитывает НДС, но и дает советы по снижению налога. В нем можно вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность онлайн и пользоваться другими инструментами для бухгалтера и директора. Для всех новичков первые две недели работы бесплатны.

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 2

Для социальной сферы предусмотрены различные налоговые преференции. Для учреждений физической культуры и спорта в ст. 149 НК РФ есть несколько оснований для освобождения от косвенного налогообложения. Как же бухгалтеру их применить на практике? Оказывается, одних только норм Налогового кодекса недостаточно, нужны и другие нормативные акты для разъяснения специфических терминов и нюансов деятельности учреждений физической культуры и спорта. Давайте в них разберемся.

Прежде чем применять льготу.

Бухгалтеру нужно понять, к чему ее применять. Напоминаем, что государственное (муниципальное) учреждение, проводящее занятия по физической культуре и спорту, признается плательщиком НДС в силу положений ст. ст. 11 и 143 НК РФ. При этом не признается объектом косвенного обложения выполнение работ (оказание услуг) казенными, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источник финансового обеспечения которого - субсидия из бюджета бюджетной системы РФ.

Проще говоря, профинансированная бюджетом деятельность некоммерческих организаций не признается объектом косвенного налогообложения. Однако никто не запрещает заниматься приносящей доходы деятельностью, если это закреплено в учредительных документах учреждения. Именно операции по реализации товаров (работ, услуг) в таком направлении являются объектами обложения, что не говорит о том, что бухгалтеру нужно начислять налог. Ведь даже признание операции объектом обложения при применении льготы освобождает ее от обложения НДС.

Из ст. 149 НК РФ выделим льготы, которыми может воспользоваться учреждение физической культуры и спорта. В частности, от НДС освобождаются:

  • оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2);
  • оказание населению услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (пп. 14.1 п. 2);
  • реализация входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия (пп. 13 п. 3);
  • оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения названных мероприятий (пп. 13 п. 3).

Разберем подробнее применение перечисленных "спортивных" освобождений. Но прежде скажем о том, что перечисленные льготы социальной направленности предусмотрены при оказании услуг населению. При этом можно воспользоваться освобождением, если договор заключен с организацией, заказавшей услуги для своих сотрудников. Нормами ст. 430 ГК РФ установлена возможность заключения договора в пользу третьих лиц. Факты заказа и оплаты услуг юридическими лицами не изменяют правовую природу данных услуг для целей налогообложения, ведь фактически услуги все равно оказываются гражданам как конечным потребителям. Поэтому и в такой ситуации учреждение физической культуры и спорта тоже вправе рассчитывать на льготу по НДС, что отчасти подтверждается Письмом ФНС России от 31.07.2013 N ЕД-4-3/13881@.

Освобождение по основной деятельности учреждения

Начнем с того, что Налоговым кодексом не предусмотрены понятие услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и перечень таких услуг, в отношении которых применяется освобождение от косвенного налогообложения. По мнению Минфина (Письма от 13.04.2015 N 03-07-07/20872, от 03.02.2015 N 03-07-07/4071), за уточнениями следует обратиться к Закону о физической культуре и спорте , которым установлено, что физкультурными мероприятиями являются организованные занятия граждан физической культурой. Кроме того, физической культурой признается часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ.

Таким образом, под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий, оказанными населению, понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан:

  • в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни;
  • в целях социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Аналогичные рассуждения представлены в Письме ФНС России от 10.12.2014 N ГД-4-3/25567, в котором сказано, что если комплекс услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий соответствует понятиям, установленным ст. 2 Закона о физической культуре и спорте, то при реализации указанных услуг населению применяется освобождение от обложения НДС, предусмотренное пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Отметим: на основании п. 1 ст. 11 НК РФ чиновники обращались к нормам Закона о физической культуре и спорте. А почему бы не обратиться к другому документу, например, к ОК 002-93 "Общероссийский классификатор оказания услуг населению" (ОКУН) ? Именно данным Классификатором руководствовался налогоплательщик в деле N А46-17389/2014 (Постановление АС ЗСО от 14.10.2015 N Ф04-25041/2015).

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

По названному Классификатору услуги физической культуры и спорта включены в подгруппу 071000 "Проведение занятий по физической культуре и спорту, проведение спортивно-зрелищных мероприятий" группы 07, согласно которой проведение занятий по физической культуре и спорту соответствует кодам 071100 - 071167:

  • проведение занятий в учебных группах и командах, школах и клубах по волейболу, теннису, шахматам, футболу, хоккею, стрельбе, городкам, верховой езде, фехтованию, теннису, фигурному катанию, атлетике, самбо, дзюдо, боксу, горнолыжному спорту, велоспорту, парашютному спорту, стрельбе из лука, керлингу, бильярду, боулингу;
  • проведение медико-восстановительных и методических консультаций, тестирование;
  • разработка и выдача индивидуальных и групповых рекомендаций по режиму занятий физической культурой и спортом (занятий и комплексов физических упражнений);
  • обучение навыкам спорта и развитию физических качеств в народных университетах, на лекциях, на консультациях.

При этом суд исходил из другого Классификатора - ОКВЭД . В нем физкультурно-оздоровительная деятельность указана в группе 93 04, которая включает в себя деятельность с целью улучшения физического состояния и обеспечения комфорта, например деятельность бань, саун и парных бань, соляриев, курортов с минеральными источниками, салонов для снижения веса и похудения, массажных кабинетов, центров физической культуры, фитнес-центров. Причем в круг услуг по данной деятельности не входят услуги по лечебной физкультуре, такие как услуги по уходу за телом и личной гигиене.

ОК 034-2007 (КПЕС 2002) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

По мнению автора, какой бы документ или классификатор ни выбрал бухгалтер, основные услуги учреждения физической культуры и спорта, оказываемые на платной основе, освобождаются от обложения НДС. В то же время факт предоставления услуг населению в зданиях (сооружениях) названных учреждений, оказывающих образовательные услуги в области физической культуры и спорта, не является свидетельством того, что все оказываемые услуги относятся к физкультурным, физкультурно-оздоровительным либо спортивным мероприятиям.

Например, как следует из Постановления АС ЗСО от 14.10.2015 N Ф04-25041/2015, на основании представленных бухгалтером учреждения ведомостей, счетов-фактур невозможно определить конкретный вид оказанной услуги. Все услуги, оказываемые в легкоатлетическом комплексе, дворце здоровья, имеют двойственный характер: они одновременно в силу специфики и характера деятельности учреждения относятся к образовательным и физкультурно-оздоровительным. При этом населению также оказывались облагаемые НДС услуги библиотеки, столовой, издательские услуги, услуги по возмещению утраченных номерков. Налогоплательщик раздельного учета по данным услугам не вел, не выделял услуги в области образования и физической культуры и спорта. В итоге налогоплательщик не смог доказать обоснованность применения льготы.

Не облагаемые налогом реализация билетов и аренда спортивных сооружений

При применении льготы в отношении указанных операций ключевым является проведение спортивно-зрелищного мероприятия. В Законе о физической культуре и спорте не упомянуто понятие данного мероприятия, есть только определения спортивных и физкультурных мероприятий. Поэтому можно обратиться к другому документу - ОКУН, согласно которому спортивно-зрелищные мероприятия включают в себя:

  • проведение спортивных и оздоровительных мероприятий по марафону, кроссу;
  • проведение сеансов одновременной игры шахматно-шашечных турниров, спортивных соревнований по турнирно-спортивным играм, спортивных праздников, спортивно-зрелищных вечеров и концертов, турниров по настольным играм;
  • встречи с выдающимися спортсменами, ветеранами спорта, игроками, тренерами команд, мастерами по различным видам спорта;
  • показательные выступления ведущих спортсменов, учащихся спортивных школ.

Также в ОКУН предоставление объектов физической культуры и спорта в аренду выделено в отдельную подгруппу 072100, куда входят следующие услуги:

  • предоставление населению теннисных кортов, комплексных спортивных площадок, полей для спортивных игр и занятий, катков и конькобежных дорожек, плавательных бассейнов, горноспортивных, лыжных, гребных баз, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий, велотреков, велодромов, яхт-клубов;
  • предоставление объектов физической культуры для оздоровительного отдыха с продажей путевок на время отпуска и выходного дня, предоставление спортивных тренажеров.

При объединении данных пояснений можно применить освобождение от НДС, а то, что выходит за рамки такого объединения, облагается налогом в общем порядке.

В частности, использование открытых спортивных площадок для игры в волейбол, футбол, предоставление спортивного инвентаря для игры в настольный теннис будут расцениваться как реализация облагаемых НДС услуг (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Ведь в этом случае спортивные сооружения используются гражданами в ходе физкультурного, а не спортивно-зрелищного мероприятия. Спортивное соревнование - состязание (матч) среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту). На подобных мероприятиях должны присутствовать зрители, то есть физические лица, находящиеся в месте проведения официального спортивного соревнования, не являющиеся его участниками и иным образом не задействованные в проведении соревнования, в том числе в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности (ст. 2 Закона о физической культуре и спорте).

Кстати, раньше не облагалась только реализация билетов, но с 2015 г. к ним добавилась и продажа абонементов (изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2014 N 479-ФЗ). Порядок оформления бланков строгой отчетности утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Причем входные билеты могут продаваться не обязательно в кассах стадиона или иного спортивного сооружения. Они могут реализовываться через Интернет и через платежных агентов. Продажа билетов через посредника не лишает организатора спортивно-зрелищного мероприятия права применять освобождение от НДС, о чем сказано в Письме Минфина России от 24.09.2015 N 03-07-07/54746. В нем также отмечается, что в этом случае учреждение как поставщик услуг при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик услуг не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на другие счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

А в Письме Минфина России от 20.03.2014 N 03-07-07/12151 прямо сказано, что рассмотренное освобождение применяется только организациями физической культуры и спорта. Это все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида. Согласно ст. 10 Закона о физической культуре и спорте физкультурно-спортивные организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Указанные юрлица участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, иным образом содействуют данным лицам в достижении высоких спортивных результатов.

Всем этим как раз и занимается учреждение физической культуры и спорта, следовательно, проводимые им спортивно-зрелищные мероприятия, вернее, стоимость билетов на них, не облагаются НДС, не начисляется налог и при предоставлении спортивных объектов для проведения указанных мероприятий иным сторонним заказчикам.

Присмотр за детьми в спортивных секциях

Как правило, на данную льготу претендуют учреждения дошкольного образования, ведь именно они названы в пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ в качестве субъектов, пользующихся налоговой преференцией. Однако, как прописано в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 N А41-27932/11, освобождаемыми от НДС услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) являются услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности.

В рассматриваемом деле освобождением воспользовался владелец спорткомплекса, который предоставлял помещения и своих тренеров для организации и проведения учебно-тренировочных занятий детской юношеской спортивной школы для своих воспитанников. Налоговиков не устроило то, что бухгалтер кроме договора не подготовил иных документов, подтверждающих правомерное применение льготы. Между тем отсутствие законодательно установленного перечня документов, подтверждающих правомерность применения указанной налоговой льготы, не может использоваться против налогоплательщика - это противоречит налоговому законодательству (п. 7 ст. 3 НК РФ).

В такой ситуации налоговики могли запросить лицензию, ссылаясь на п. 6 ст. 149 НК РФ, согласно которому операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих данные операции, соответствующих лицензий. Однако деятельность по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях не требует наличия лицензии, что следует из Закона о лицензировании . А доказательствами правомерного применения льготы по НДС являются фактические обстоятельства.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ.

Как установлено судом первой инстанции, в спортивных сооружениях проводились занятия с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях под руководством тренеров-преподавателей. Условия о совместном проведении занятий были согласованы владельцем спорткомплекса и детской юношеской спортивной школой. Списки занимающихся детей, на основании которых можно определить количество занимающихся, утверждены обеими сторонами представленного в деле договора.

Наличие в штате организации сотрудников, необходимых для проведения занятий с несовершеннолетними детьми, подтверждается штатным расписанием налогоплательщика, в котором указаны должности тренеров. В их обязанности входит проведение занятий во всех действующих спортивных секциях. При этом все работники налогоплательщика - тренеры имеют соответствующее образование, что доказывается представленными суду дипломами об образовании, и опыт работы по специальности.

Таким образом, владелец спорткомплекса на самом деле с помощью своих сотрудников проводил занятия с детьми в спортивных секциях, а не предоставлял исключительно в аренду бассейн, залы художественной и ритмической гимнастики, тренажерный зал. Следовательно, налогоплательщик правомерно применил льготу по НДС. Отметим: в данном деле доказывать право на налоговую преференцию пришлось не учреждению физической культуры и спорта, а его контрагенту. Но полагаем, что учреждению сделать это будет проще, главное, чтобы его воспитанники были несовершеннолетними, в отношении занятий с которыми и предусмотрена преференция.

Учреждения физической культуры и спорта могут воспользоваться всеми перечисленными налоговыми преференциями по НДС, которые можно обобщить на схеме.

К тому же указанные учреждения могут применить и преференции, предусмотренные пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ для образовательных услуг. Но это тема для отдельного разговора. В любом случае автор предостерегает бухгалтера от необоснованного применения освобождения, для чего нужно правильно классифицировать услуги для целей налогообложения, в чем и поможет статья.

Читайте также: