Кадастровые работы ндс не облагаются

Опубликовано: 24.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 марта 2011 г. N 03-07-11/43 О применении НДС в отношении услуг по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, оказываемых государственными бюджетными учреждениями по субъектам РФ, подведомственными Росреестру

Вопрос: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии входит в систему федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации. Согласно подпункту 5.1.16 Положения на Росреестр возложены полномочия по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подведомственные организации Росреестра наделены полномочиями органа кадастрового учета, в том числе полномочиями по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

За предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в соответствии с действующим законодательством взимается плата, которая согласно бюджетной классификации Российской Федерации относится к доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства и в полном объеме зачисляется в доход федерального бюджета.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

В этой связи просим дать разъяснения по вопросу применения нормы подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении подведомственных организаций Росреестра - федеральных государственных учреждений по субъектам Российской Федерации, в части оказания ими услуг по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Ответ: В связи с вашим письмом по вопросу применения нормы подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении услуг по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, оказываемых государственными бюджетными учреждениями по субъектам Российской Федерации, подведомственными Росреестру, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи Кодекса установлен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В указанный перечень включены операции по выполнению работ (оказанию услуг) органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Поскольку бюджетные учреждения по субъектам Российской Федерации органом государственной власти не являются, услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, оказываемые данными учреждениями, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 марта 2011 г. N 03-07-11/43

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Рассмотрен вопрос, облагаются ли НДС услуги, оказываемые государственными бюджетными учреждениями "Земельная кадастровая палата" по субъектам Федерации, подведомственными Росреестру.

Речь идет об услугах по предоставлению сведений, внесенных в госкадастр недвижимости.

Согласно НК РФ НДС не облагаются работы (услуги), выполняемые (оказываемые) органами госвласти и местного самоуправления в рамках их исключительных полномочий, установленных нормативными актами.

Минфин пояснил, что вышеуказанные учреждения не являются органом госвласти. Поэтому их услуги должны облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Вопрос о том, включает ли кадастровая стоимость НДС имеет важное практическое значение для каждого правообладателя коммерческой недвижимости. Будет ли его налогооблагаемая база (а соответственно и размер подлежащего уплате налога) на 20% больше или на 20% меньше?

Серьезный вопрос. Без бутылки на разобраться.

Вопрос сложный. Но государством не урегулированный.

Кода Методические указания о государственной кадастровой оценке еще разрабатывались (утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 № 226) и их проект их размещался на сайте http://regulation.gov.ru/ , в этом проекте прямо было указано, что «Налог на добавленную стоимость при проведении кадастровой оценки не учитывается. Кадастровая стоимость определяется без учёта налога на добавленную стоимость.»

Из окончательной редакции это положение было убрано (не иначе как врагами). В результате некоторые бюджетные учреждения при проведении кадастровой оценки включали НДС в кадастровую стоимость, а некоторые наоборот НДС исключали. Например в Москве кадастровая стоимость определялась с НДС, а в Московской области без НДС.

На одном из заседаний рабочей группы Госдумы по кадастровой оценке и имущественным налогам в апреле 2019 года председатель совета Национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» Алексей Каминский обратил внимание на неурегулированность вопроса учета НДС при определении кадастровой стоимости объектов капитального строительства и при ее оспаривании:

Поскольку в законодательстве вопрос был не урегулирован, правообладатели пытались разрешить этот вопрос в суде. И сначала им это удавалось.

Определениями от 15 февраля 2017 г. по делу № 5-КГ17-258 и от 9 августа 2018 г. по делу № 5-КГ18-96 (см. также определение от 29 ноября 2018 г. № 5-КГ18-276 ) Верховный суд РФ сформировал правовую позицию, согласно которой установление судом кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (в целях исчисления налога на имущество организаций и без их реализации) в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, не является правомерным и на законе не основано. Верховный суд РФ сделал вывод, что само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества в целях дальнейшей его эксплуатации собственником без реализации этого имущества не образует объект обложения налогом на добавленную стоимость. И после данных судебных решений судебная практика шла по пути исключения НДС из кадастровой стоимости. Но недолго музыка играла, недолго фраер танцевал

И, видимо, потери бюджета заставили Верховный Суд пересмотреть свое мнение.

В определении № 5-КГ18-274 и №5-КА19-6 от 13.06.19 г. . Верховный Суд подкорректировал свою позицию и указал, что " выделение НДС при определении рыночной стоимости является неправомерным ". Такая формулировка тут же стала трактоваться нижестоящими судами как возможность определять кадастровую стоимость с НДС, но просто этот НДС не выделять в этой стоимости. И теперь в судебном порядке также нереально установить кадастровую стоимость без НДС.

Подробнее об изменении судебной практики можно почитать здесь .

Была попытка заставить и Конституционный Суд РФ высказаться по вопросу — включает ли кадастровая стоимость НДС. Но он в своем Определении №2604-О от 30.09.2019 г. от ответа на данный вопрос уклонился, указав, что в законе вопрос включения/невключения НДС при определении кадастровой стоимости не урегулирован, а подзаконные акты не могут являться предметом рассмотрения Конституционного Суда.

При внесении изменений в Методические указания о государственной кадастровой оценке (подготовленных в основном сотрудниками бюджетных учреждений кадастровой оценки - Приказ Минэкономразвития №548 от 09.09.2019 г.) п.1.2 методических указаний был изложен в новой редакции и в частности было указано, что кадастровая стоимость " не подлежит корректировке на вероятную величину доходов и расходов продавца, возникающих в связи с владением, пользованием и распоряжением объектом недвижимости (в том числе связанных с налоговыми обязательствами)". То есть теперь и те бюджетные учреждения, которые раньше определяли кадастровую стоимость без НДС, будут этот НДС в соответствии с методическими указаниями добавлять. На радость родным региональным бюджетам. И на горе налогоплательщикам.

В апреле 2020 года шесть собственников коммерческой недвижимости обратились с жалобой в Конституционный суд РФ . Опять с просьбой разрешить вопрос правомерности определения кадастровой стоимости с НДС. Вангую, что Конституционный Суд опять не станет разбираться с этим вопросом.

13 мая 2020 года состоялось заседание Совета Национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» , на котором были рассмотрены документы, подготовленные Комитетом по кадастровой оценке и оспариванию кадастровой стоимости, в том числе Методические разъяснения по вопросу учета НДС при определении рыночной стоимости объектов недвижимости в рамках установления их кадастровой стоимости. В этих разъяснениях поддерживается позиция, что включение НДС в налоговую базу приводит к двойному налогообложению, что нарушает один из основных принципов налогообложения – налоги должны быть экономически обоснованными. Оценщики выступили за неучет НДС в кадастровой стоимости.

Борьба за исключение НДС из кадастровой стоимости продолжается.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Компании и ИП на ОСНО могут совершенно законно не платить НДС. Для этого они должны заработать меньше 2 млн рублей за три месяца подряд, выполнить еще пару условий и подать заявление на освобождение от НДС в налоговую. Расскажем, как оформить заявление, на какой срок освобождаются от налога и как продлевают льготу.

Кого освобождают от уплаты НДС

Получить освобождение от налога может только компания или ИП, которые проработали с момента открытия не менее 3 месяцев и в течение этого времени заработали менее 2 млн рублей (ст. 145 НК РФ). В расчет берется выручка за три идущих подряд календарных месяца: скажем, январь, февраль, март. Только если предприятие может подтвердить с помощью документов объемы выручки менее 2 млн рублей, она может претендовать на “жизнь без НДС”.

Вновь зарегистрированные компании и ИП могут учитывать выручку, начиная с месяца регистрации. И даже если они не ведут деятельность, то все равно могут освободиться от НДС (письмо Минфина от 23.08.2019 № 03-07-14/64961).

Чтобы сохранять право на работу без НДС, нельзя зарабатывать больше указанного лимита за три месяца подряд в ходе всей дальнейшей деятельности. Компании придется снова платить НДС с того месяца, когда трехмесячная выручка превысит границу в 2 млн рублей.

Есть еще три условия для применения льготы:

  • не заниматься импортом;
  • не выступать налоговым агентом;
  • если ведется торговля подакцизными товарами — вести раздельный учет и по этой группе товаров платить НДС.

Как контролировать выручку при освобождении от НДСЗаявление на освобождение от НДС

Во-первых, выручку нужно рассчитывать за три календарных месяца подряд. Если в рамках трехмесячного периода выручка перевалит за 2 млн, вы заметите это прежде, чем налоговая обратит на это внимание. Например, вы работаете без НДС с марта 2021, тогда для расчета берите периоды:

  • март, апрель, май;
  • апрель, май, июнь;
  • май, июнь, июль;
  • и т.д.

Во-вторых, выручку считайте по данным бухучета, без НДС и без авансов от контрагентов. И только по операциям, которые облагаются НДС (пп.3,4 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33). Не берите в расчет не облагаемые налогом операции:

  • совершенные за территорией РФ;
  • освобожденные от НДС по условиям ст. 149 НК РФ (например, продажа медицинских изделий, очков и линз для коррекции зрения, услуг по уходу за детьми и др.);
  • не облагаемые НДС по п.2 ст. 146 НК РФ (например, операции по продаже земельных участков, выполнение работ для снижения напряженности на рынке труда и др.);
  • в деятельности на спецрежиме, если вы совмещаете его с ОСНО (с 2021 года это только патент).

Как подать заявление на освобождение от НДС

Освободиться от НДС можно с начала любого месяца. Для этого заявление и пакет документов к нему подают до 20 числа месяца, в котором вы уже готовы работать без НДС (а значит предстоящие ему три месяца принесли выручку меньше 2 млн рублей).

Для налоговой соберите документы:

  • уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина от 26.12.2019 №286н;
  • журнал счетов-фактур и его копию;
  • выписку из бухбаланса для компании или выписка из КУДиР для ИП за три месяца;
  • выписку из книги учета продаж за три месяца.

В заявление впишите:

  • данные об ИП или компании;
  • данные вашей налоговой, в которую направляете заявление;
  • дату, с которой планируется освобождение от НДС;
  • объем выручки за предыдущие три месяца;
  • список подтверждающих документов.

Текст уведомления умещается на полутора страницах, при этом половину страницы занимает шапка и название документа. Заполнить его не сложно, это можно сделать от руки или с помощью компьютера. Заявление подписывают директор компании и бухгалтер или сам ИП, заверяют его подписью и в двух экземплярах сдают в налоговую лично или по почте. Ждать ответ от налоговой не нужно — просто работайте без НДС с начала месяца, который указали в заявлении и старайтесь не “перебрать” с выручкой.

А вот образец заявления:



Как продлить освобождение

Уведомление об освобождении “работает” двенадцать месяцев, главное — не превысить лимит по выручке. Чтобы продлить освобождение, подайте через год в налоговую повторное заявление и такой же пакет документов. Сделайте это до 20 числа месяца, в котором нужно возобновить право на льготу. Если не сдать подтверждающие документы, вам могут заблокировать счет, назначить штраф и пени, доначислив НДС за год.

ФНС проведет проверку по вашим отчетным документам: не было ли случая превышения лимита за один из трехмесячных периодов в течение прошедшего года и двух месяцев до него. Ответа вы точно так же, как и при первом заявлении, не получите, но если нарушение все же было, вам доначислят НДС и вы обязательно узнаете об этом.

Если освобождение от НДС больше не нужно

Иногда компания хочет вернуться к работе с НДС, например, ради работы с выгодным партнером. Но сделать это можно будет только спустя год после подачи заявления (п. 4 ст. 145 НК РФ), когда льгота аннулируется сама собой. Вы можете начать выставлять контрагентам счета-фактуры с НДС, но его нельзя будет принять к вычету до конца льготного периода — это расценят как нарушение.

Освобождение досрочно можно потерять только из-за превышения лимита по выручке. Тогда это происходит с того месяца, когда лимит нарушен (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32). Так что один из способов вернуться к работе с НДС — резко повысить доходы.

Что сделать до начала применения льготы

Перед освобождением восстановите в учете НДС, принятый к вычету по активам и основным средствам. Принять к вычету НДС с авансов после освобождения вы уже не сможете. Вместо этого либо договоритесь с клиентом о возврате “авансового” НДС, либо выставляйте им счет-фактуру с выделенным НДС при отгрузке товара или услуги.

Что делать с НДС в период применения льготы

Платить и рассчитывать НДС по внутренним операциям не придется, а входной НДС от контрагентов включайте в стоимость приобретенных товаров и услуг.

В книге продаж регистрируйте счета-фактуры с пометкой “Без НДС”, но не оформляйте счета-фактуры на авансы. Выписку из книги вы предоставите в налоговую, если через год решите продлить освобождение.

Не ведите книгу покупок: она нужна для расчета вычетов, а при освобождении от НДС у вас их нет.

Также вы освобождаетесь от отчетности по НДС на весь период применения льготы. Но есть нюансы:

  • если вы работаете без НДС с начала квартала, восстановленный НДС впишите в декларацию за последний квартал перед освобождением;
  • если вы работаете без НДС не с начала квартала, сдайте декларацию за квартал в обычном режиме и отразите в ней операции от начала квартала до начала применения льготы и впишите в нее восстановленный НДС.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет работать без НДС или с ним. Он рассчитает налог и даст советы по законному снижению его суммы: подскажет, какие документы нужно ввести в систему или выставить контрагентом, укажет на ошибки в учете, которые ведут к двойному начислению налога, и избавит от штрафов. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность онлайн, управлять финансами. Всем новичкам мы даем две недели бесплатной работы.

fantasy-3502189_1920.jpg

Кадастровая стоимость земельных участков и объектов недвижимости имеет определяющее значение для их собственников, владельцев и пользователей, так как земельный налог, налог на имущество или арендная плата для этих лиц рассчитывается именно в процентном соотношении от налоговой базы (кадастровой стоимости). Указанные лица заинтересованы в справедливом размере кадастровой стоимости, то есть максимально приближенной к реальной рыночной стоимости принадлежащих или эксплуатируемых ими земельных участков и объектов недвижимости. Именно поэтому любое, даже незначительное превышение «кадастра» над «рынком» нарушает права собственников, владельцев и пользователей как налогоплательщиков или арендаторов.

Обложили 2 раза?

Главным сегодня является вопрос о том, включается ли налог на добавленную стоимость (НДС) в кадастровую стоимость недвижимости, тем самым увеличивая ее на соответствующий процент данного налога.

Согласно положению ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДС является непосредственно реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Отсюда возникает вопрос: если действительно НДС находится «внутри» кадастровой стоимости, то можно ли для целей налогообложения самостоятельно уменьшить такую кадастровую стоимость на размер НДС? В противном же случае имело бы место двойное налогообложение.

Точку в данных вопросах относительно недавно поставили высшие суды совместно с уполномоченными органами. Так, Верховный Суд РФ в Определении от 15.02.2017 № 5-КГ17-258 указал нижестоящим судам, включившим НДС в кадастровую стоимость, на неправильность толкования ими норм действующего законодательства. Было отмечено, что само по себе определение кадастровой стоимости объекта недвижимости не создает объект обложения НДС применительно к ст. 146 НК РФ, а лишь устанавливает наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден .

Со ссылкой на этот судебный акт Министерством экономического развития РФ (письмо от 17.04.2018 № Д23и-1986), Министерством финансов РФ (письмо от 23.04.2018 № 03-05-04-01/27451) и ФНС России (письмо от 26.04.2018 № БС-4-21/8060) данные выводы ВС были направлены для учета в работе. Однако, судя по судебной практике за 2018-2019 гг., даже с учетом сформированного подхода, у судов продолжают возникать трудности.

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2019 № 5-КА19-1 отменены судебные акты первой и апелляционной инстанций, заключивших, что включение НДС в устанавливаемую ими кадастровую стоимость земельного участка и расположенного на нем нежилого здания является правомерным.

Направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ВС разъяснил, что установление кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимого имущества в размере, равном его рыночной стоимости с учетом НДС, увеличивает налоговые обязательства для собственника этого недвижимого имущества , поскольку в период владения и эксплуатации собственники будут исчислять и уплачивать налог на имущество организаций от итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, установленной судом в качестве кадастровой стоимости объекта, включающей в себя НДС.

Суд сказал свое слово.

Впоследствии, ВС РФ также проявил последовательность своего подхода, отменив кассационным определением от 10.07.2019 № 5-КА19-15 акты нижестоящих судов, допустивших аналогичные ошибки.

В приведенном деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости суд первой инстанции назначил судебную экспертизу, в результате которой эксперт включил НДС в размер определенной им рыночной стоимости объекта недвижимости. Административный истец, посчитав данный вывод эксперта ошибочным, просил провести повторную экспертизу с целью корректировки указанного вывода, однако суды ему отказали.

Отменяя данные судебные акты с направлением дела на новое рассмотрение, ВС указал, что ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривают, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости НДС является ценообразующим фактором и увеличивает ее размер .

Исправление подобного рода ошибок нижестоящих судов не редкость: см. Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.11.2018 № 5-КГ18-276, от 06.03.2018 № 5-КГ18-306, Кассационные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.11.2019 № 5-КА19-35, от 29.05.2019 № 5-КА19-7, от 09.08.2018 № 5-КГ18-96, от 06.03.2019 № 5-КГ18-307.

Таким образом, судебная практика в данном вопросе обретает стабильность, в том числе, в лице вышеназванных судебных актов ВС РФ.

Опираясь на выводы высших судов по вопросу неправомерности включения НДС в кадастровую стоимость недвижимости, ясность обрела и позиция судов по вопросу самостоятельного исключения такого НДС из кадастровой стоимости для целей налогообложения.

В Определении от 30.09.2019 № 2604-О Конституционный Суд РФ высказался о невозможности самостоятельного уменьшения кадастровой стоимости на сумму НДС для целей налогообложения, а также сослался на позицию, изложенную в Определении ВС РФ от 15.02.2017 № 5-КГ17-258, и изданные на его основе Письма Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ от 23.04.2018 № 03-05-04-01/27451 и от 26.01.2018 № БС-4-21/8060 соответственно.

Кроме того, Определением ВС РФ от 21.10.2019 № 305-ЭС19-18438 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку судами нижестоящих инстанций были сделаны правильные выводы о законности решения налогового органа в виде доначисления налога с указанием на то, что установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не устанавливает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в ЕГРН, в том числе посредством ее уменьшения на суммы НДС .

Аналогичные выводы нашли свое отражение также в Определениях ВС РФ от 15.02.2019 № 305-КГ18-21673 по делу № А40-222618/2017, от 06.12.2019 № 305-ЭС19-21961 по делу № А40-248970/18-75-3840, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 15.10.2019 № Ф05-13695/2019 по делу № А40-267507/2018, от 31.10.2019 № Ф05-16944/2019 по делу № А40-78822/2019, от 15.10.2019 № Ф05-13588/2019 по делу № А40-290269/2018, от 26.11.2019 № Ф05-20121/2019 по делу № А40-14545/2019 и от 15.08.2019 № Ф05-12694/2019 по делу № А40-262659/2018.

Таким образом, по итогам анализа судебной практики по поставленным вопросам можно сделать два однозначных вывода:

1) налог на добавленную стоимость не включается в кадастровую стоимость недвижимости, указанную в ЕГРН и учитываемую для целей налогообложения;

2) если же НДС оказался в вашей кадастровой стоимости, то его «исключение» возможно только в установленном законодательством порядке пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/86848 от 11.11.2019

Определение места реализации является одним из условий для налогообложения НДС. Если это Россия, то реализация облагается НДС. Если этим местом не является Россия, то НДС нет. По нормам НК РФ получается, что если местом реализации инжиниринговых услуг территория РФ не признается, значит, они не облагаются НДС. Но это не значит, что российская фирма, оказывающая такие услуги иностранцу за пределами РФ, теряет право на НДС-вычеты.

По правилам НК РФ операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ облагаются НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Чтобы определить место реализации услуг в целях налогообложения НДС следует обратиться к положениям статьи 148 НК РФ.

Реализация товаров (работ, услуг)

На территории РФ реализация облагается НДС.

Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них перешло от одного лица другому на возмездной основе, например, от продавца покупателю или от исполнителя заказчику.

Чтобы правильно рассчитать НДС по реализованным товарам (работам, услугам), нужно определить:

место, где эти товары (работы, услуги) были реализованы. Если это РФ, то реализация облагается НДС, иначе – нет;

сумму выручки от реализации;

ставку налога, по которой облагаются реализованные товары (работы, услуги);

дату, когда налог должен быть начислен к уплате в бюджет.

Что является местом реализации товаров (работ, услуг)

НДС облагается реализация товаров, работ, услуг (в том числе безвозмездная передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, безвозмездное оказание услуг), которая совершается на территории РФ.

У товаров определить место реализации просто. Если местом реализации товаров (работ, услуг) является территория иностранного государства, то такие операции на территории РФ не облагаются НДС (ст. 147 НК РФ).

Место реализации услуг определяется в зависимости от вида услуги. Местом реализации услуг может признаваться либо страна по месту нахождения покупателя, либо по месту нахождения исполнителя. Поэтому, чтобы узнать, облагается ли услуга НДС, нужно правильно определить место ее реализации. Для этого обращаются к статье 148 НК РФ.

Место реализации – РФ

Местом реализации признается территория РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами с 1 по 4.1, а также 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Перечислим упомянутые здесь услуги.

Работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (подп.1 п.1 ст. 148 НК РФ).

Это строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде и др.

Работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (подп. 2 п.1 ст. 148 НК РФ).

Это работы, связанные с монтажом, сборкой, переработкой, обработкой, ремонтом и техническим обслуживанием.

Услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (подп. 3 п.1 ст.148 НК РФ).

Покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории России (подп.4 п.1 ст.148 НК РФ) по направлениям:

передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и т п.;

консультационные, юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги;

реклама и маркетинг;

услуги по обработке информации;

аренда имущества, кроме недвижимости и авто.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ, если он зарегистрирован здесь в качестве организации или индивидуального предпринимателя. Если указанные работы (услуги) приобретены филиалом или представительством российской организации и их местонахождение определено учредительными документами как территория иностранного государства, то местом реализации этих услуг Россия не является и объекта обложения НДС не возникает. Причем даже если головное подразделение компании зарегистрировано в РФ.

Услуги российской фирме по перевозке и транспортировке грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции. Пункты отправления и назначения находятся на территории РФ (подп. 4.1 п.1 ст. 148 НК РФ).

Транспорт, который принадлежит российской фирме (предпринимателю), может быть передан иностранной компании по договору фрахтования. Если при перевозках с использованием этого транспорта пункт отправления (назначения) находится на территории России, то местом реализации данных услуг также признается РФ.

Услуги российских авиаперевозчиков по перевозке товаров воздушными судами от пункта отправления до пункта назначения, находящихся за пределами территории РФ, если при перевозке на территории РФ совершается посадка воздушного судна и место прибытия товаров на территорию РФ совпадает с местом убытия товаров с территории РФ (подп.4.4 п.1 ст.148 НК РФ).

В рассматриваемом случае российская фирма - подрядчик оказывает иностранному заказчику предпроектные и проектные услуги (выполнение изыскательских работ и разработка базового и детального проекта).

Как видите, в приведенном перечне услуг упомянуты инжиниринговые услуги. К таким услугам как раз и относятся предпроектные и проектные работы, о которых идет речь в письме.

Место реализации таких услуг определяется по месту деятельности покупателя услуг. Если покупателем указанных услуг является иностранное лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность на территории иностранного государства, местом реализации услуг территория РФ не является. Значит, в рассматриваемом случае эти услуги не облагаются НДС.

Что касается услуг по управлению проектом, которые также оказывает российская фирма иностранному заказчику, то их стоимость облагается НДС по ставке в размере 20%. Основание - подпункт 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Здесь говорится о том, что местом реализации услуг признается территория РФ, если они осуществляются на территории Российской Федерации и не предусмотрены подпунктами 1 - 4.1, 4.4 статьи 148 НК РФ.

Что с вычетами?

В рассматриваемом письме российская фирма – исполнитель в качестве субподрядчика привлекает российскую организацию.

С 01.07.2019 года суммы НДС, уплаченные в стоимости товаров и иных затрат, которые произведены для выполнения и оказания работ и услуг за пределами РФ, подлежат вычету. Это новшество в статью 171 НК РФ введено Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ.

Российская организация оказывает иностранной фирме предпроектные и проектные услуги. Как разъяснил Минфин, подрядчик не должен начислять НДС со стоимости реализации этих услуг. Но при этом после 01.07.2019 он имеет право на вычет НДС, предъявленного субподрядчиком.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: