Ндс на утилизацию строительного мусора

Опубликовано: 06.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 октября 2019 г. N 03-07-07/79996 О применении региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами освобождения от обложения НДС услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Вопрос: ООО просит дать разъяснение, как правильно в 2020 г. применить нормы российского законодательства в связи с внесением изменений в ст. 149 п. 2 п.п. 36.

Для преодоления всех негативных факторов по вопросу обращения с ТКО на территории Российской Федерации был введен институт Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. 30.06.2017 года между Департаментом ЖКХ и энергетики по области и "Организацией" было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории межмуниципального кластера, на основании которого "Организации" присвоен статус Регионального оператора. С 01.01.2019 г. предприятие оказывает услуги регионального оператора на территории города и в 8 муниципальных районах области. В 2018 г. общество на основании концессионного соглашения получило в пользование мусоросортировочный завод и начало осуществлять сортировку ТКО собираемого на территории закрепленного кластера. Цена услуги регионального оператора и на услуги сортировки и обработки установлена Управлением по государственному регулированию тарифов по области, т.к. предприятие использует общую систему налогообложения, тариф утвержден с НДС.

В тариф регионального оператора входят все затраты, понесенные за оказание данной услуги, в т.ч. сортировки и обработки.

С 2020 г. согласно ст. 149 п. 2 п.п. 36 организация освобождается от уплаты НДС с деятельности регионального оператора, услуга сортировки остается облагаемой НДС, но она не выставляется отдельно контрагентам, а входит в услугу оператора.

При начислении дохода НДС не начисляется, а при отражении затрат по номенклатурной группе услуги регионального оператора НДС включаем в себестоимость?

При отражении затрат по прочим оказанным услугам НДС начисляем и подаем к вычету при наличии соответствующих документов. Как отражать НДС с затрат по сортировке? Данная услуга не начисляется отдельно контрагентам, а входит в услугу оператора. НДС включается в себестоимость или отражается как внереализационный расход? При отражении как внереализационный расход уменьшает налогооблагаемую прибыль?

Ответ: В связи с письмом о применении региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами положений подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающих освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.

В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) обращение с отходами производства и потребления определяется как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами регионального оператора.

Таким образом, осуществляемые региональными операторами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных в соответствии с положениями пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, состоящие из услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов, будут освобождаться от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов вводимого с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет с 1 января 2020 года применять освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 года вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода.

Что касается НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным региональным оператором, применяющим с 1 января 2020 года освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, то согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения НДС, суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении этих товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

В связи с этим у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяющих освобождение от налогообложения, предусмотренное вышеуказанным подпунктом пункта 2 статьи 149 Кодекса, суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Осуществляемые региональными операторами на основании договоров операции по обращению с твердыми коммунальными отходами будут освобождаться от НДС при установлении с 1 января 2020 г. предельного единого тарифа на их услуги без учета НДС. При этом региональный оператор, который будет с 2020 г. применять освобождение, не сможет отказаться от него в течение 5 последовательных календарных лет, даже если в дальнейшем предельный единый тариф будет установлен с учетом НДС.

У региональных операторов, применяющих освобождение, суммы НДС, предъявленные поставщиками, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость товаров (работ, услуг).

В процессе производства товаров и услуг, выполнения работ неизбежно образование отходов. Их состав определяется видом деятельности фирмы. Правила обращения с производственными отходами определены ФЗ-89 от 24/06/98 г. Производственные отходы – это ТМЦ, полученные в процессе переработки начального сырья, утратившие свои потребительские свойства, непригодные в дальнейшем для использования по назначению. Одним из этапов обращения с ними является утилизация.

Законодательное регулирование

Основные положения и обязанности по обращению с отходами содержит ФЗ-89. Ответственность за утилизацию отходов лежит на первоначальном собственнике, на организации, где они образовались.

Отходы производства подразделяются на безвозвратные и возвратные. Первые представляют собой материалы с полностью утраченными исходными полезными свойствами. Их реализация или повторное использование невозможно. Вторые могут быть использованы в производстве, проданы для дальнейшего использования.

Безвозвратные отходы отдельно не отражаются в балансе. Это производственные (технологические) потери, норматив которых закладывается в нормы расхода сырья при расчете себестоимости готового продукта: усушка, улетучивание, угары, испарение. Согласно «Основным положениям по калькулированию себестоимости продукции» п. 27 (утв. 20/07/70 г., действующий документ), безвозвратные отходы не подлежат оценке. Это означает, что бухгалтеру не нужно определять их стоимость и формировать проводки. Можно сказать, что косвенным образом их утилизацию оплачивает сама фирма через механизм расчета издержек производства. Необходим лишь их технологический учет.

Возвратные отходы могут быть утилизированы непосредственно. ФЗ-89 определяет утилизацию отходов как их использование в производстве продукции, услуг, осуществлении работ. При этом в учетных целях отходами не признаются остатки материалов, которые сохранили все свои потребительские свойства и передаются в другие подразделения, цеха (ст. 254-6 НК РФ).

Порядок утилизации

Собственник может пойти двумя путями.

  1. Поручить вывоз и дальнейшую утилизацию специализированной фирме. Для этого понадобятся учетные данные по объемам отходов, зафиксированные в документах. Опасные отходы (ст. 4.1 ФЗ-89) требуют наличия лицензии на утилизацию.
  2. Самостоятельно учитывать отходы и принимать решение об их утилизации, например, о передаче отходов в производство.

ВАЖНО! Образец договора об утилизации отходов производства от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Чтобы иметь основания для отражения утилизации в БУ и НУ, необходимо создать внутреннюю комиссию по списанию отходов. В нее включаются технические специалисты, сотрудники экономической службы, руководитель. Комиссия определяет ТМЦ, подлежащие утилизации. Решение комиссии оформляется актом.

Бухгалтерский учет

В связи с многообразием видов отходов и способов их утилизации могут применяться различные схемы проводок и учета. Остановимся на наиболее существенных моментах БУ отходов у первоначального собственника и у фирмы, работающей в сфере утилизации.

У собственника

Контроль за движением возвратных отходов и их утилизацией начинается у собственника с построения детального аналитического учета: по видам продукции, местам возникновения отходов, информации о качественном и количественном их составе. Для подсчета образовавшихся отходов используют фактические замеры, взвешивания либо применяют расчетный метод по нормам на единицу продукции.

При утилизации путем продажи возвратных отходов на сторону могут формироваться проводки:

  • Дт 10/6 Кт 20, 23 – оприходованы из производства отходы;
  • Дт 62 Кт 91/1 – зафиксирована выручка от продажи возвратных отходов;
  • Дт 91/НДС Кт 68/НДС – начислен налог с выручки;
  • Дт 91/2 Кт 10/6 – списана с/стоимость возвратных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получена оплата;
  • Дт 90/9 Кт 99 – получена прибыль от продажи возвратных отходов.

Собственник может утилизировать отходы, передав их в производство внутри своей организации.
Для этого используется проводка, обратная приведенной выше: Дт 20,23 Кт 10/6 – передача отходов в производство.

В специализированной фирме

Расходы по утилизации здесь относятся к обычным видам деятельности согласно ПБУ 10/99. Расходы признаются в БУ согласно п. 18 указанного документа, в зависимости от того, применяется кассовый метод признания доходов или нет.

Если возвратные отходы приобретены для использования в собственном производстве, применяется счет 10.

  • Дт 10 Кт 60, 76 – оприходовано вторичное сырье от поставщика;
  • Дт 60, 76 Кт 50, 51 – оплата поставщику за вторичное сырье.

Если приобретение было сделано для дальнейшей перепродажи, сырье выступает как товар (41).

Пусть организация использует общую систему НО. Проводки при реализации будут такими:

  • Дт 62 Кт 90/1 – выручка с продажи;
  • Дт 90/НДС Кт 68/НДС – начислен НДС с продажи;
  • Дт 90/2 Кт 41 – списана с/стоимость проданных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получены деньги за реализованное сырье;
  • Дт 90/9 Кт 99 – прибыль от перепродажи сырья.

Нередки случаи, когда фирма заключает с организацией, сетью торговых точек договор безвозмездной передачи отходов, мусора, например, использованной бумажной, деревянной тары в целях переработки своими силами. Условия договора могут предусматривать оплату со стороны контрагентов. В подобных случаях ключевым будет счет 98/2 – «доходы будущих периодов, безвозмездные поступления».

  • Дт 10, 15 Кт 98/2 – безвозмездное поступление ТМЦ, в рыночной (договорной) оценке;
  • Дт 20, 23 Кт 10 – сырье отправлено в переработку;
  • Дт 98/2 Кт 91/1 – внереализационный доход от безвозмездного поступления ТМЦ;
  • Дт 76 Кт 90/1, 91/1 – услуги по переработке, отражена выручка от реализации (работ);
  • Дт 90/НДС, 91/НДС Кт 68/НДС – начисление НДС на услуги по переработке;
  • Дт 50, 51 Кт 76 – оплата услуг переработки;
  • Дт 40, 43 Кт 20, 23 – выпуск готовой продукции, результат утилизации отходов.

Утилизация может оформляться такими первичными документами:

  • акт приема-передачи;
  • накладная на отпуск материалов на сторону;
  • товарная накладная;
  • отчет о переработке;
  • акт выполненных работ;
  • требование-накладная;
  • лимитно-заборная карта.

При утилизации отходов с помощью специализированной фирмы заключается договор (об утилизации, о переработке отходов).

Кстати говоря! При переработке давальческого сырья давалец является собственником образовавшихся отходов. Возвратные отходы либо уменьшают своей стоимостью стоимость исходного, переданного для переработки, сырья, либо снижают стоимость услуг переработчика.

Налоговый учет

Приведенные корреспонденции счетов показывают: операции по утилизации отходов, связанные с их реализацией, переработкой, облагаются НДС. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является всякая реализация, т.е. передача права собственности как возмездного, так и безвозмездного характера (ст. 146-1(1), 39-1 НК РФ). В частности, услуги по переработке отходов приравниваются к выручке от реализации работ. В ситуации, когда давалец безвозмездно передает исполнителю работ возвратные отходы, эта операция признается облагаемой НДС, как и реализация посредством уменьшения стоимости услуг на стоимость отходов. Начисление НДС на эти операции обязательно.

С текущего года операции по утилизации металлолома, макулатуры облагаются НДС (ФЗ-424 от 27/11/18 г.). Налоговым агентом здесь будет не продавец, а покупатель, т.е. сторонняя организация, специализированная фирма-переработчик. Продавец должен иметь статус плательщика НДС, а покупатель – налоговый агент может применять и общий режим, и «упрощенку», и иные спецрежимы – исчислять и перечислять налог в бюджет он все равно обязан. Агентские обязанности возложены и на тех покупателей, кто имеет освобождение от НДС (ст. 145 НК РФ). Продавец будет обязан начислить налог только в том случае, если реализует отходы физлицу или в договоре с покупателем отходов не прописал НДС, будучи его плательщиком.

В целях НУ для включения в расчеты по налогу на прибыль возвратные отходы:

  • оцениваются по рыночным ценам (ценам возможной реализации) при утилизации путем продажи;
  • по заниженной, по сравнению с исходными ТМЦ, цене, если утилизированы передачей в производство.

В последнем случае учитывается, что выход продукции будет занижен, а расход вторичного сырья – выше обычной нормы (по ст. 254-6, 40 НК РФ, письмо №03-03-06/4/49 Минфина от 26/04/10 г. и др).

Для налогоплательщика это прежде всего означает возможность уменьшить затраты по налогу на прибыль на рыночную стоимость вторичных отходов.

Безвозмездное поступление отходов — внереализационный доход. Его надо признать при списании отходов в производство для переработки.

Тезисно

Учет утилизации отходов, как бухгалтерский, так и налоговый, связан с выбором способа утилизации: утилизируются отходы на месте или передаются на сторону. Передача на сторону может иметь возмездный и безвозмездный характер. В БУ для учета применяют стандартные счета и проводки для реализации продукции и передачи ТМЦ в производство.

При безвозмездной передаче на сторону используется счет 98/2. В НУ все операции, связанные с реализацией отходов, в том числе и безвозмездной, облагаются НДС. С этого года НДС облагается также утилизация макулатуры и металлолома. Налоговым агентом выступает не продавец, а покупатель.

В целях учета налога на прибыль отходы и операции с ними оцениваются по правилам ст. 254 НК РФ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

В конце декабря 2008 года тема учета талонов на вывоз мусора вызвала неожиданно бурное обсуждение на форуме журнала «Главбух». Споры о нюансах бухучета и вычета НДС шли несколько недель. Давайте разберемся в проблеме, которая оказалась так близка многим участникам форума.

На руках у бухгалтера товарная накладная и счет-фактура на талоны, по которым компания утилизирует строительный мусор. Но услуга по приему отходов еще не оказана. Принимая мусор, контрагент проставляет на талонах штамп полигона и дату приема отходов. Участница форума интересуется, в какой момент отражать полученные услуги, принимать к вычету «входной» НДС, выставленный контрагентом, а также какие проводки делать в бухгалтерском учете.

Что посоветовали на форуме

Принимать талоны к бухгалтерскому учету участники форума предлагали двумя способами.

Вариант 1: талоны — это денежные документы. Некоторые бухгалтеры предложили талоны на вывоз мусора учитывать как денежные документы и отражать на одноименном субсчете счета 50. Но бухгалтеры спорили о том, должна ли стоимость талона, списанная в дебет счета 50, содержать НДС.

Кто-то утверждал, что, оприходовав денежные документы без НДС, сумму «входного» налога компания отражает по дебету счета 19. А когда вывозит мусор и отражает в учете фактические расходы, «входной» НДС можно принять к вычету пропорционально стоимости израсходованных талонов.

Другие участники форума высказали мнение, что денежные документы нужно приходовать и передавать под отчет с НДС. При этом «входной» НДС следует отражать пропорционально понесенным расходам и принимать к вычету, когда в бухучете будут списаны затраты на вывоз мусора.

Комментарий редакции

Тема обсуждалась на форуме в прошлом году, то есть до того, как в Налоговом кодексе РФ появились многочисленные поправки. Мы разберем ситуацию с учетом новых правил.

Рассмотрим пошаговый алгоритм учета талонов на мусор.

Шаг 1. Компания перечисляет аванс организации, которая утилизирует отходы. Получив от контрагента счет-фактуру на сумму предоплаты, НДС с аванса принимают к вычету (п. 12 ст. 171 и п. 9 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Только возможность предоплаты нужно предусмотреть в договоре.

Шаг 2. Получив талоны на вывоз мусора, накладную и счет-фактуру, на стоимость талонов с НДС бухгалтер делает проводку по дебету счета 50 субсчет «Денежные документы» в корреспонденции со счетом 60.

Шаг 3. Талоны, выданные под отчет, бухгалтер списывает с кредита счета 50 субсчет «Денежные документы» в дебет счета 71.

Шаг 4. Сотрудник вывез отходы, израсходовав талоны на определенную сумму. Как и советовали форумчане, на сумму использованных талонов подотчетный сотрудник составляет авансовый отчет, а бухгалтер — справку. На стоимость «погашенных» талонов без НДС задолженность подотчетного лица списывают в дебет счетов, на которых числятся расходы компании (20, 25, 26 или 44). Одновременно сумму НДС в стоимости потраченных талонов отражают по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 71.

Шаг 5. Сумму НДС в стоимости «погашенных» талонов бухгалтер принимает к вычету. Ведь именно в этот момент контрагент оказывает услугу по вывозу мусора, за которую компания перечислила аванс. Основанием для вычета будут счет-фактура, выставленный партнером ранее, и бухгалтерская справка.

В этой же сумме по состоянию на этот же день восстанавливают НДС с аванса, ранее принятый к вычету (подп. 3 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР

ООО «Строители» 30 января 2009 года перечислило ООО «Чистый мир» аванс за талоны на вывоз мусора в сумме 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Получив от поставщика счет-фактуру на аванс, НДС в сумме предоплаты ООО «Строители» приняло к вычету:

ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51

— 118 000 руб. — перечислен аванс ООО «Чистый мир» за талоны на вывоз мусора;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 76 субсчет «НДС с авансов выданных»

— 18 000 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный в составе авансового платежа.

10 февраля 2009 года ООО «Чистый мир» доставило в ООО «Строители» 2000 талонов на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.), накладную и счет-фактуру. Стоимость одного талона с НДС составила 59 руб. (118 000 руб. : 2000 шт.).

В тот же день Васильеву О.А., ответственному за утилизацию строительного мусора, выдали 100 талонов.

Бухгалтер ООО «Строители» отражает следующие хозяйственные операции:

ДЕБЕТ 50 субсчет «Денежные документы»

КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по талонам на вывоз мусора»

— 118 000 руб. — оприходовано 2000 талонов на вывоз мусора, полученных от ООО «Чистый мир»;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты по талонам на вывоз мусора»

КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»

— 118 000 руб. — зачтен аванс, уплаченный ООО «Чистый мир»;

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50 субсчет «Денежные документы»

— 5900 руб. (100 шт. * 59 руб.) — выдано 100 талонов на вывоз мусора Васильеву О.А.

13 февраля Васильев вывозит отходы на полигон ООО «Чистый мир», использует 50 талонов:

ДЕБЕТ 20 субсчет «Расходы на утилизацию строительного мусора» КРЕДИТ 71

— 2500 руб. (50 шт. * (59 руб. – (59 руб. * 18% : 118%))) — получены услуги по утилизации строительного мусора (погашено 50 талонов);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71

— 450 руб. (50 шт. * 59 руб. * 18% : 118%) — учтен НДС в стоимости услуг по утилизации мусора;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— 450 руб. — принят к вычету НДС, предъявленный ООО «Чистый мир» в составе услуг по утилизации мусора;

ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС с авансов выданных»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 450 руб. — восстановлен НДС, уплаченный в составе аванса.


Содержание Содержание
  • Учет отходов предприятия
  • Лицензирование деятельности по утилизации отходов
  • Особенности налогообложения операций по утилизации отходов
  • Отражение утилизации в бухгалтерском учете

Предприятия, которые производят вредные и опасные отходы, обязаны передавать такие отходы на утилизацию либо осуществлять их уничтожение самостоятельно, при наличии соответствующей лицензии. В статье рассмотрим порядок документального учета отходов организации, разберем, как отражается утилизация отходов в бухгалтерских записях и в налоговом учете.

Учет отходов предприятия

Утилизация отходов

Согласно приказу Минприроды №721 от 01.09.2011 года, отходы I – V классов опасности подлежат обязательному документальному учету. Классность отходов определяется на основании Федерального классификатора, утвержденного приказом Минприроды №768 от 02.12.2002г. На основании документа, к опасным отходам, подлежащим утилизации, относят ртутные лампы, автомобильные шины, неисправная оргтехника, использованные аккумуляторные батареи, т.п.

Документ, отражающий информацию об отходах I – V классов опасности, должен содержать следующие данные:

  • отходы, произведенные предприятием за отчетный период;
  • отходы, размещенные для последующей утилизации;
  • отходы, переданные для утилизации;
  • отходы, уничтоженные самостоятельно.

Учет отходов ведется в разрезе отчетного периода (месяц, квартал, год). Отчетные данные должны содержать входящий и исходящий остаток количества отходов, а также отражать движение отходов в течение отчетного периода.

Учетная информация об отходах отражается в виде количественных показателей (штук). В случае если измерить фактическое количество отходов измерить невозможно (например, бой люминесцентных ламп), то учетный показатель определяется на основании бухгалтерских записей, актов приема-передачи, договоров.

Бланк учета обращения с отходами можно скачать здесь ⇒ Данные учета в области обращения с отходами (бланк).

Лицензирование деятельности по утилизации отходов

На основании ФЗ-99 от 04.05.2011 года, деятельность по утилизации отходов подлежит обязательной регистрации. Таким образом, предприятия, производящее отходы, не имеет право их самостоятельно утилизировать без наличия лицензии.

Однако законодатели предусмотрели некоторые исключения из установленного правила. В частности организация-производитель отходов I–IV классов, не имеющая лицензию на их хранение и утилизацию, все-таки вправе накапливать такие отходы, но при соблюдении следующих условий:

  • срок размещения отходов на предприятии не превышает 6 месяцев;
  • для размещения отходов организация использует специальные площадки, оборудованные и обустроенные с учетом требований действующего законодательства.

Если говорить предметно, то хранить, транспортировать и обезвреживать отходы без лицензии могут сельхоз производители. Основание – отходы от переработки зерновых культур, растениеводства, парникового хозяйства относятся к V классу опасности, а значит, утилизация таких отходов производится без лицензии.

В то же время предприятия табачной и алкогольной промышленности могут перерабатывать отходы только при наличии лицензии, при отсутствии таковой – обязаны передавать отходы спецорганизации. Связано это с тем, что табачная и солодовая пыль, которая образовывается в процессе производства сигарет и пива, относится к ІІІ и VІ классу опасности соответственно.

Особенности налогообложения операций по утилизации отходов

Передача отходов на утилизацию является операцией, облагаемой НДС. Налог начисляется на основании учетной стоимости отходов, отраженной в акте приема-передачи и договоре.

При этом от уплаты НДС освобождаются компании, передающие на утилизацию:

  • макулатуру (бумажные и картонные отходы производства и потребления);
  • лом и отходы драгоценных металлов.

До 01.01.2021 года от уплаты НДС также были освобождены операции по передаче лома цветных и черных металлов для последующей утилизации. В 2021 году данный пункт ст.149 НК РФ утратил силу, в связи с чем передача металлолома подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

В последние годы предприятия, занимающиеся уничтожением опасных отходов, активно обсуждают вопрос освобождения данного вида деятельности от уплаты НДС. В ответ на это Минфин опубликовал письмо с разъяснениями, согласно которому утилизация опасных отходов облагается НДС на общих основаниях.

Расходы на утилизацию отходов при расчете налога на прибыль признаются в полном объеме на основании п.1 ст. 254 НК РФ. Согласно положению документа, в составе расходов можно отразить:

  • плату специализированной организации за транспортировку, хранению, уничтожение отходов, предусмотренных договором;
  • затраты на захоронение экологически опасных отходов;
  • расходы, связанные с самостоятельной утилизацией отходов, при наличии лицензии и необходимых документов.

Затраты на хранение, транспортировку, обезвреживание , утилизацию отходов можно отражать в расходах как при ОСНО, так и на «упрощенке» и на ЕСХН.

Отражение утилизации в бухгалтерском учете

Порядок учета операций по утилизации отходов зависит от того, будут ли использованы отходы для дальнейшей переработки или будут уничтожены. В таблице ниже рассмотрен каждый из перечисленных случаев.

Учет операций по переработке отходов

Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная

Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная

Договор, счет-фактура, товарная накладная

Договор, товарная накладная

Учет операций по утилизации отходов

Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная, договор, счет, акт, счет-фактура

Строительство объектов разной сложности, наряду с ремонтными работами, сопровождается получением большого количества отходов. Вывоз строительного мусора должен сопровождаться соблюдением действующих правил, во избежание привлечения к административной ответственности.

Удобнее всего с этой целью воспользоваться услугами специализированной фирмы. В Москве и области вывозом строительного мусора занимаются https://spetstrans.ru/vivoz_stroitelnogo_musora/, предоставляющие несколько вариантов обслуживания. Обращение к специалистам позволяет быстро и в соответствии с законодательством избавиться от строительного мусора.

Характеристика категорий отходов

Выделяют отдельные категории, каждая из которых отличается правилами сбора, вывоза и утилизации:

  • ТБО – твердые бытовые отходы.
  • КГМ – крупногабаритный мусор.
  • Строительный.

Строительный мусор может быть крупногабаритным или дробным. Для вывоза разных фракций нужно использовать различные способы. Если для вывоза крупных отходов (старых рам, дверей, крупных отломков балок, ЖБИ) подходит и обычный грузовой транспорт, то для мелкого или сыпучего мусора обязательны специальные контейнеры.

Большинство отходов после строительства или ремонта относятся к 4 или 3 классу опасности:

  • 3 класс – остатки ЛКМ;
  • 4 класс – малоопасные – древесина с пропиткой, мелкая фракция щебенки, известковая и абразивная взвесь, битый кирпич, металлические элементы, остатки отделочных материалов.

Нормативные акты

Вывоз мусора, оставшегося от ремонта или строительства, регулируется правовыми актами:

  • Статьей №89-ФЗ от 24.06.1998 года, являющейся основополагающим документом, определяющим основные понятия, классы опасности, требования к организации мест хранения и утилизации отходов;
  • Постановлением №155 от 10.02.1997 года, выпущенным правительством Российской Федерации, регламентирующим правила деятельности по вывозу бытовых отходов в твердом и жидком состоянии;
  • Постановлением №524 от 26.08.2006 года, устанавливающим получение лицензии предприятиями, осуществляющими сбор, транспортировку, обработку (в том числе обезвреживание) отходов, относящихся к 1-5 классам опасности;
  • Положением №458 Федерального законодательства от 29.12.2014 года, регламентирующим обязательное лицензирование деятельности по сбору, перевозке, переработке и утилизации отходов, относящихся к 1-4 классам опасности;
  • Санитарными правилами 42-128-4690-88, обязывающими вывозить все отходы, возникшие при строительстве, ремонте или реконструкции на специальном транспорте на отведенные для этого участки.

Ответственность за нарушение норм определяется КоАП РФ, обязывающий физических и юридических лиц соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования при проведении строительных, ремонтных и реконструктивных работ (статьи 8.1 и 8.2).

При этом предусмотрены следующие штрафы:

  • За вынос в контейнеры для бытовых отходов – 1-2 тысячи рублей для физических лиц, 2-5 тысячи – для должностных лиц и 20-100 тысяч – для организаций;
  • За загрязнение мусором природных мест – 1-2 тысячи – частным лицам, 10-30 тысячи – для должностных лиц, до 200 тысяч – для юридических лиц.

Поэтому целесообразнее воспользоваться услугами фирмы, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности.

Сбор отходов лицензированной компанией

Для сбора и перевозки отходов строительства и ремонта фирмы предлагают специальные контейнеры, имеющие разный объем. По мере их наполнения (или с определенной периодичностью) организации осуществляют забор и обмен контейнеров на пустой и транспортировку на специализированный полигон.

Оплата услуг производится от количества и объема контейнеров, а также кратности их обслуживания, поэтому предприятию важно определить необходимые характеристики предлагаемых емкостей, чтобы без переплаты за неиспользуемый объем, но и, не создавая перегруза, эффективно и своевременно избавляться от накопившихся остатков.

Исходя из объема различают типы контейнеров:

  • Объемом 8 кубических тонн (известный как «лодочка») – наиболее распространенный; для его транспортировки применяют автомобили марок «МАЗ», «ЗИЛ» или «ТАТА», имеющие грузоподъемность до 7 тонн;
  • Бункеры объемом 20 кубических метров – перевозятся МАЗ-двенадцатитонниками;
  • Бункеры объемом 27 кубических метров – транспортировку осуществляет КАМАЗ, грузоподъемностью 15 тонн.

Для правильного определения необходимого объема, особенно при вывозе дробных фракций, можно воспользоваться таблицами плотности материалов.

Утилизация строительного мусора в России

Утилизация является большой проблемой для экологии. В большинстве населенных пунктов по старинке оборудуются полигоны, на которые просто свозят, зачастую без разграничения, и остатки и бытового и строительного характера.

Более желательный, но менее распространенный вариант – переработка. Эта сфера не так развита, на сегодняшний день, хотя и является в приоритете у правительства.

  • Металлические конструкции;
  • Обломки ЖБИ;
  • Стекло в битом и цельном виде;
  • Бетон.

Достаточно большую часть отходов строительства можно использовать повторно после переработки или в неизменном виде. По всей стране строятся заводы для вторичного использования отходов.

Необходимо соблюдать правила сбора и перевозки КГМ и строительных отходов, учитывая их характеристики и опасность для загрязнения окружающей среды.

Добавлено: 2.10.2017 16:07:11

Еще статьи в рубрике Соблюдение экологических норм при строительстве и ремонте. Экология строительства:

Свежий воздух и тишина мегаполиса

  • Свежий воздух и тишина мегаполиса

Согласно данным Всемирной ассоциации здравоохранения, «шумовое загрязнение» больших городов сокращает продолжительность жизни людей на 10-12 лет .

Чисто и недорого: уборка квартир и офисов

Чисто и недорого: уборка квартир и офисов

Все большую популярность приобретает такая сфера услуг как уборка в общественных местах или частных квартирах. .

Климатическая неделя в Нью-Йорке: президент группы компаний ROCKWOOL рассказал о возможностях сокращения выбросов CO2

Климатическая неделя в Нью-Йорке: президент группы компаний ROCKWOOL рассказал о возможностях сокращения выбросов CO2

О том, как сократить потребление энергии в зданиях и снизить выбросы углекислого газа в атмосферу, рассказал президент группы компаний ROCKWOOL Йенс .

Уборка в офисе: почему выгодно обращаться в клининговую компанию?