Изменения в ндс в 2011

Опубликовано: 08.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Особенности исчисления НДС в 2011 году на территории РФ

Запись семинара

Программа Всероссийского спутникового онлайн-семинара 17.02.11 г.

1. Нововведения по НДС – реалии и перспективы:

  • Бумажные и электронные счета-фактуры
  • Новый реквизит в счете-фактуре
  • Освобождение от НДС услуг застройщиков по договорам долевого участия
  • Изменения в ст. 164, 165 и 167 НК РФ в связи с применением нулевой ставки по НДС
  • НДС при передаче государственного и муниципального имущества предприятиям малого бизнеса
  • Восстановление НДС по хищениям и недостачам
  • НДС по договорам в условных денежных единицах
  • НДС при уменьшении цены (тарифа) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)
  • Другие изменения по НДС

2. Налоговая база по НДС:

  • Момент определения налоговой базы (определение момента отгрузки; налогообложение авансовых платежей)
  • Исчисление НДС с межценовой разницы
  • Строительство хозяйственным способом

3. Применение налоговых вычетов:

  • Вычет НДС при приобретении имущества, в т.ч. основных средств
  • Вычет НДС по авансовым платежам
  • Вычет НДС по нормируемым расходам

4. Ответы на вопросы участников Всероссийского спутникового онлайн-семинара.

Фоторепортаж со Всероссийского спутникового онлайн-семинара 17.02.2011 г.

Выступление Консультанта по бухучету и налогообложению, аттестованного преподавателя ИПБ России, эксперта журнала ФНС России "Российский налоговый курьер" Марины Сергеевны ПОЛЯКОВОЙ на тему "Особенности исчисления НДС в 2011 году на территории РФ".


Консультант по бухучету и налогообложению, аттестованный преподаватель ИПБ России, эксперт журнала ФНС России "Российский налоговый курьер" Марина Сергеевна ПОЛЯКОВА тема "Особенности исчисления НДС в 2011 году на территории РФ".


Выступление лектора вызвало огромный интерес собравшихся.


Каждый участник онлайн-семинара имел возможность задать свой вопрос и получить исчерпывающий ответ.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В Налоговый кодекс РФ внесены значительные изменения, которые повлияли на выплату налога на добавленную стоимость и других налогов. Это отражено в Федеральном законе от 19.07.2011 N 245-ФЗ. Давайте разберемся в том, что именно поменялось.

Введено понятие "корректировочный счет-фактура"

В это понятие включено то, что мы называли «отрицательным» счетом-фактуры, а также счет-фактура, выставляемый в случае увеличения стоимости отгруженных товаров.

Ранее Минфин России разъяснял: указание в счетах-фактурах отрицательных показателей НК РФ не предусмотрено (Письма Минфина РФ от 11.01.2011 N 03-03-06/1/2, от 02.08.2010 N 03-07-09/41). Противоположной точки зрения придерживались арбитражные суды, признавая, что запрета на составление "отрицательных" счетов-фактур в НК нет (Определение ВАС РФ от 11.08.2010 N ВАС-9226/10).

Продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру, если была изменена стоимость отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (далее все вместе - отгруженные товары). В частности, это возможно при:

- изменении цены или тарифа;

- уточнении количества (объема) отгруженных товаров.

Перед составлением корректировочного счета-фактуры продавец должен уведомить покупателя об изменении стоимости отгруженных товаров. Стороны могут заключить соответствующее соглашение или договор. Согласие покупателя или факт уведомления его об изменении стоимости также может подтвердить любой первичный документ. Только при наличии такого подтверждающего документа продавец или покупатель будут вправе принять к вычету НДС на основании корректировочного счета-фактуры (п. 13 ст. 171 и п. 10 ст. 172 НК РФ).

Порядок выставления и оформления корректировочного счета определен п. 3 ст. 168 НК РФ. Следует отметить, что обязательные реквизиты корректировочного счета-фактуры отличаются от реквизитов счетов-фактур, выставляемых при отгрузке или предоплате. В соответствии с п. 8 ст. 169 НК РФ Правительство РФ должно утвердить форму счета-фактуры и порядок его заполнения. Вероятно, для корректировочного счета-фактуры будет предусмотрена отдельная форма.

Порядок принятия НДС к вычету на основании корректировочного счета-фактуры определен в п.13 ст. 171, введенном Законом 245-ФЗ.

Расширен перечень случаев восстановления НДС.

С 1 октября 2011 г. покупателю дополнительно придется восстанавливать налог в размере, в котором ранее он был принят к вычету, в случаях:

- изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, (из-за уменьшения цены и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ));

- дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной экономической зоны (пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ);

- в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Торговые организации вправе применять "правило о пяти процентах".

Устранена спорная ситуация. Налогоплательщики, осуществляющие как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, обязаны вести раздельный учет сумм "входного" налога (абз.7 п.4 ст.170 НК РФ). Исключение – те налогоплательщики, у кого доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), используемых в не облагаемых НДС операциях, не превышает пяти процентов от общей величины совокупных расходов. С 1 октября этим правилом могут законно пользоваться и торговые организации.

Учет суммовых разниц при определении налоговой базы.

С 1 октября налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, в случае расчетов в иностранной валютеопределяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки, а не оплаты, как было предусмотрено в ранее действующей редакции (п. 3 ст. 153 НК РФ).

В ст. 153 введен новый п. 4, предусматривающий, что при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ или в составе внереализационных расходов в соответствии со ст. 265 НК РФ.

Расширены основания для применения нулевой ставки НДС.

С 1 октября нулевая ставка применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров (пп.2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Положения настоящего подпункта распространяются на ряд работ (услуг), оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями. В том числе выполняемых (оказываемых) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (п. 9.1 ст. 164 НК РФ):

работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза, и работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой указанных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров;

работ (услуг) по перевозке или транспортировке товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, или с территории государства - члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза, и работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой указанных товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров.

Для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС выписка банка не нужна.

Выписка банка свидетельствует о фактическом поступлении выручки от реализации товаров (работ, услуг) на счет налогоплательщика. Однако на практике такой документ налогоплательщик может представить не всегда. Отсутствие выписки банка влечет отказ в применении нулевой ставки НДС.

Споры о необходимости этого документа для подтверждения права на нулевую ставку возникают, в частности, при взаимозачете С 1 октября 2011 г. эта проблема будет решена - в перечнях документов, необходимых для подтверждения права применения ставки 0 процентов, выписка банка теперь не значится (ст. 165 НК РФ).

НДС, уплаченный подрядчикам, при ликвидации (демонтаже, разборке) основных средств можно принять к вычету.

В соответствии с действующей редакцией НК РФ налогоплательщик может принять к вычету НДС, предъявленный подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств ( п. 6 ст. 171 НК РФ). Не предусмотрена возможность предоставления вычетов при оказании подрядчиками услуг по ликвидации (разборке, демонтажу) указанных объектов.

С 1 октября 2011 г. споры в подобных случаях возникать не будут. Согласно дополнениям, внесенным в п. 6 ст. 171 НК РФ, налогоплательщики смогут принимать к вычету суммы НДС, предъявленные подрядными организациями при проведении ими ликвидации основных средств, а также при разборке и демонтаже таких объектов.

Установлен порядок исчисления налоговой базы при уступке права требования первоначальным кредитором.

С 1 октября 2011 г. налоговая база по НДС у первоначального кредитора при уступке права требования или при переходе этого требования к другому лицу на основании закона определяется как сумма превышения полученного дохода над размером денежного требования, права по которому уступлены (п. 1 ст. 155 НК РФ). Таким образом, уплачивать НДС надо будет только с фактически полученного дохода, то есть в случае, когда требование уступается по более высокой стоимости. Соответственно, если у первоначального кредитора результатом уступки денежного требования будет убыток, то налоговой базы по НДС не возникнет.

НДС облагается переуступка прав требования по договорам, в основе которых лежат любые операции по реализации товаров (работ, услуг). Уточнен порядок определения налоговой базы. С 1 октября 2011 г. весь доход от переуступки прав требования по договорам, в основе которых лежат любые операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе необлагаемые, подлежит налогообложению, (в прежней редакции только сумма превышениядоходов над расходами на приобретение права требования, (п. 2 ст. 155 НК РФ).

Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах.

Недавно принятый Федеральный закон от 19.07.11 № 245-ФЗ изменил и дополнил многие положения главы 21 Налогового кодекса. Мы провели анализ самых значимых поправок, которые вступят в силу с 1 октября 2011 года. Кроме корректировочных счетов-фактур, бухгалтеров ждут новые правила учета суммовых разниц, восстановления «входного» НДС и много другое.

НДС при суммовых разницах

Нередко по условиям сделки стоимость товара (работ, услуг) выражена в иностранной валюте или в условных единицах, хотя клиент обязан расплачиваться рублями. Если курс на дату поставки не совпадает с курсом на дату оплаты, то у продавца и покупателя возникает суммовая разница.

Раньше в Налоговом кодексе не было указаний, каким образом поставщик должен определять налогооблагаемую базу по НДС. Сейчас статью 153 НК РФ дополнили пунктом 4, где говорится: при отгрузке нужно начислить налог по курсу, установленному на день отгрузки. При последующей оплате налогооблагаемая база не корректируется.

Аналогичная норма установлена и для покупателей. Так, согласно новой редакции пункта 1 статьи 172 НК РФ, размер вычета следует считать по курсу на дату отгрузки. При последующей оплате величина вычета не корректируется.

Плюс к этому поставлена точка в важном споре, суть которого сводится к следующему: как считать суммовую разницу для целей налогообложения прибыли — с учетом НДС или без учета налога? Ранее чиновники настаивали, что налог нельзя включать во внереализационные расходы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 28.04.09 № 16-15/041785). Теперь появилась полная ясность: и продавцы, и покупатели должны учитывать НДС в составе внереализационных доходов и расходов (новая редакция статей 153 и 172 НК РФ).

Пример 1
По договору компания должна оказать услуги стоимостью 5 000 условных единиц (в т.ч. НДС 18% - 762,71 у.е.).

Фактически услуги оказаны 31 октября (курс равен 20 руб. за условную единицу). В бухучете поставщика появились проводки:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
- 100 000 руб. (5 000 у.е. х 20 руб./у.е.) — показана реализация услуг;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
- 15 254,2 руб. (762,71 у.е. х 20 руб./у.е.) — начислен НДС.

Клиент оплатил услуги 15 ноября (курс равен 25 руб. за условную единицу). Бухгалтер поставщика сделал проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
- 125 000 руб. (5 000 у.е. х 25 руб./у.е.) — получена плата за услуги от покупателя;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91
- 25 000 руб. (5 000 у.е. х (25 руб./у.е.- 20 руб./у.е.) — суммовая разница списана на доходы.

В налоговом учете поставщика сформированы внереализационные доходы в размере 25 000 руб. на основании подпункта 11.1 статьи 250 НК РФ. В состав этой суммы входит НДС в размере 3 813,55 руб.(762,71 у.е. х (25 руб./у.е.- 20 руб./у.е.)).

Пример 2
Стоимость товара по договору равна 2 000 условных единиц (в т.ч. стоимость без НДС — 1 694,92 у.е., а также НДС 18% — 305,08 у.е.).

Фактически товар отгружен 31 октября (курс равен 20 руб. за условную единицу). В бухучете покупателя появились проводки:
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
- 33 898,4 руб. (1 694,92 у.е. х 20 руб./у.е.) — отражена покупная стоимость товара;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 6 101,6 руб. (305,08 у.е. х 20 руб./у.е.) — отражен «входной» НДС;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- 6 101,6 руб. — предъявлен к вычету «входной» НДС.

Деньги за товар перечислены 15 ноября (курс равен 25 руб. за условную единицу). Бухгалтер покупателя сделал проводки:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 50 000 руб. (2 000 у.е. х 25 руб./у.е.) — перечислена плата за товар на счет поставщика;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60
- 10 000 руб. (2 000 у.е. х (25 руб./у.е.- 20 руб./у.е.) — суммовая разница списана на расходы.

В налоговом учете покупателя сформированы внереализационные расходы в размере 10 000 руб. на основании подпункта 5.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ. В состав этой суммы входит НДС в размере 1 525,4 руб. (305,08 у.е. х (25 руб./у.е.- 20 руб./у.е.)).

Расширен перечень случаев, когда нужно восстановить НДС

Законодатели дополнили пункт 3 статьи 170 НК РФ. В нем названы все случаи, когда налогоплательщик обязан восстановить НДС, ранее принятый к вычету. Теперь в этот список добавлены еще три ситуации.

Первая — это уменьшение стоимости товара, работ или услуг после отгрузки (ретро-скидка). Покупатель должен восстановить разницу между суммой налога до и после уменьшения. Сделать это нужно в периоде, на который приходиться более ранняя из двух дат: день получения первичных документов на изменение стоимости, либо день получения корректировочного счета-фактуры (вновь созданный подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Вторя ситуация — дальнейшее использование товаров, работ или услуг в операциях, облагаемых НДС по ставке ноль процентов (в основном это экспорт). Восстановить вычет следует в периоде, когда состоялась экспортная отгрузка. Повторно принять вычет можно в периоде, когда определена налогооблагаемая база по операциям с нулевой ставкой (вновь созданный подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Третья ситуация — это получение субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), если такие затраты включают в себя «входной» НДС. Также восстановить налог нужно в случае, если субсидия компенсирует налог на добавленную стоимость, уплаченный на таможне при импорте товара. Восстановление должно состояться в периоде, когда получена субсидия. Обратите внимание: восстановленный налог нужно не включать в стоимость, а относить на прочие расходы согласно статье 264 НК РФ. Таково требование вновь созданного подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Пропорция для основных средств и НМА при раздельном учете

Введены новые положения для налогоплательщиков, совершающих облагаемые и необлагаемые НДС операции, а также для тех, кто совмещает ЕНВД и общий режим.

Напомним, что такие компании и предприниматели должны вести раздельный учет и распределять «входной» НДС согласно пропорции. Чтобы ее посчитать, нужно узнать, какую долю в общей стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав) занимают облагаемые НДС товары (работы, услуги, имущественные права). Затем необходимо взять весь «входной» НДС и разделить на две части. Первая соответствует доле «облагаемых» отгрузок в общем объеме реализации. Эту часть НДС следует принять к вычету. Вторая часть — это оставшийся налог, его надо включить в стоимость.

По общему правилу вышеуказанная пропорция определяется исходя из показателей налогового периода, то есть квартала (п. 4 ст. 170 НК РФ). Но для основных средств и нематериальных активов сделаны исключения. Как только комментируемые поправки вступят в силу, «входной» налог по ОС и НМА можно будет распределять на основании пропорции, определенной по итогам не квартала, а месяца. Правда, делать это допустимо только в случае, когда объекты приняты к учету в первом или во втором месяце квартала.

Освобождение от распределения «входного» налога

По-новому сформулированы условия, при которых налогоплательщик, совершающий облагаемые и необлагаемые НДС операции, вправе не распределять «входной» НДС. Ранее в пункте 4 статьи 170 НК РФ говорилось, что можно принять к вычету всю сумму налога, если по результатам квартала доля расходов на производство товаров (работ, услуг, имущественных прав), не облагаемых НДС, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. Теперь окончание фразы звучит так: «…не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию…».
Данная поправка носит скорее технический характер. Тем не менее, она весьма полезна для налогоплательщиков, так как поможет избежать споров с инспекторами.

Вычет по строительно-монтажным работам

Изменениям подвергся пункт 6 статьи 171 НК РФ, где речь идет о «входном» налоге при строительно-монтажных работах. В прежней редакции говорилось, что к вычету принимается НДС, предъявленный подрядчиками при проведении капремонта, сборке (разборке), а также монтаже (демонтаже) основных средств. Сейчас разрешили вычет еще и при ликвидации объекта.
Кроме того, появились новшества относительно восстановления НДС по недвижимости, которая впоследствии оказалась задействована в необлагаемых НДС операциях и при этом была самортизирована не полностью или с момента ввода ее в эксплуатацию прошло менее 15 лет.

Напомним, что ранее по таким объектам нужно было восстановить налог, заплаченный при капремонте, покупке, либо при проведении СМР для собственного потребления. Теперь сюда добавлен НДС, заплаченный при приобретении «иных товаров (работ, услуг) для осуществления строительно-монтажных работ».

Восстановление НДС при модернизации недвижимости

В пункт 6 статьи 171 НК РФ также внесены поправки по недвижимости, претерпевшей модернизацию или реконструкцию, при которой изменена первоначальная стоимость. Если такие ОС впоследствии используются в необлагаемых НДС операциях, то нужно восстановить ранее принятый вычет по СМР и соответствующим товарам (работам, услугам). Причем данное правило распространяется даже на объекты, которые полностью самортизированы или находятся в эксплуатации 15 лет и более.

Восстанавливать налог нужно постепенно, в течение 10 лет начиная с года, когда первый раз начислена амортизация с измененной первоначальной стоимости. При этом необходимо использовать следующий алгоритм. Сначала надо посчитать, какой процент в общем объеме реализации за истекший календарный год составили поставки необлагаемых НДС товаров (работ, услуг). Затем взять налог, принятый к вычету при реконструкции или модернизации, разделить на 10 и умножить на полученный процент. Итоговая цифра и есть сумма НДС, подлежащая восстановлению за истекший год. Ее нужно отразить в декларации за четвертый квартал этого года, а также включить в прочие расходы для целей налогообложения прибыли.

Восстановление НДС при временной приостановке амортизации здания

В новой версии пункта 6 статьи 171 НК РФ подробно описана ситуация, когда объект недвижимости временно не используется в деятельности и не амортизируется по причине его реконструкции (модернизации). Теперь в Кодексе четко прописано, как поступать со «входным» НДС, который ранее был принят к вычету, а впоследствии частично восстановлен из-за то, что здание использовалось в необлагаемых НДС операциях.

Так, если перерыв в эксплуатации длится один календарный год и более, то восстановление НДС следует временно прекратить. Возобновить его нужно с того года, когда началась амортизация с первоначальной стоимости, изменившейся в результате модернизации. Закончить восстановление надо по истечении 10 лет с момента первоначального ввода в эксплуатацию.

Пример 3

В начале 2011 года компания приобрела и ввела в эксплуатацию производственное здание. Тогда же бухгалтер начал амортизацию и принял к вычету «входной» НДС. В конце 2011 года здание стало использоваться в операциях, облагаемых и не облагаемых НДС.

В 2014 и 2015 годах проходила реконструкция, изменившая первоначальную стоимость, и в данный период объект не амортизировался.

В 2016 году началась амортизация с измененной первоначальной стоимости. Бухгалтер частично восстановил «входной» НДС в 2011, 2012 и 2013 годах. Затем в 2014 и 2015 годах восстановление было приостановлено. Начиная с 2016 года восстановление налога возобновлено. Последний раз налог восстановлен в 2020 году.

После возобновления эксплуатации величину НДС, подлежащую восстановлению, нужно определять по следующем алгоритму. От полной суммы налога отнять его часть, приходящуюся на годы до перерыва, из расчета одна десятая за каждый год. Полученную цифру поделить на количество лет, оставшихся до конца 10-летнего срока, отведенного для восстановления. Затем умножить на процент, который составили поставки необлагаемых НДС товаров (работ, услуг) в общем объеме реализации за истекший календарный год. Итоговая величина — это сумма НДС, подлежащая восстановлению за истекший год. Ее нужно отразить в декларации за четвертый квартал этого года, а также включить в прочие расходы для целей налогообложения прибыли.

Прочие поправки, внесенные в главу 21 НК РФ Федеральным законом № 245-ФЗ

stavki_nds_v_rossii_po_godam_tablica.jpg


Похожие публикации

Налог на добавленную стоимость в России был введен в действие с 1 января 1992 года и регулировался одноименным законом (№ 1992-1 от 06.12.1991). В 2001 году вступила в силу 21 глава Налогового кодекса РФ, которая регулирует данный налог по настоящее время.

НДС относится к косвенным налогам, в качестве объекта налогообложения признаются операции по реализации товаров и услуг, а также импорт товаров и выполнение строительных работ для нужд юридического лица собственными силами.

К плательщикам НДС относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся на общем режиме налогообложения и осуществляющие операции, подлежащие налогообложению по данному налогу.

Это один из основных налогов, влияющих на формирование бюджета страны. По данным Федеральной налоговой службы четвертая часть раздела «Доходы» госбюджета составляют поступления по налогу на добавленную стоимость.

Основные ставки НДС по годам в России не имеют стабильного характера на всем протяжении существования данного налога. Кроме них, в отношении отдельных категорий товаров законодательство предусматривало и предусматривает пониженные и нулевые ставки.

Размер НДС в России по годам до НК РФ

С момента принятия закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составила 28% - забегая вперед, отметим, что это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране.

В первый год действия НДС в закон были внесены поправки, вводившие льготную ставку 15% для некоторых видов продовольственных товаров.

С 1 января 1993 года было принято решение о снижении основной ставки до 20%. Одновременно с этим в перечень товаров, облагаемых по сниженной ставке, были отнесены все виды продовольственных товаров, за исключением алкогольной продукции, а также часть детских товаров, конкретный перечень которых устанавливался Правительством России. Для данной категории размер налога был снижен до 10%.

Ставки НДС в РФ по годам после принятия НК РФ

Вступление в силу Налогового кодекса РФ в 2001 году не изменило ставку налога, она также составляла в базовом значении 20% и в льготном – 10%.

В процессе реформирования налоговой системы в 2004 году основная ставка была снижена до 18%. Льготная ставка сохранилась на прежнем уровне, но в перечень товаров, подпадающих под её действие, добавилась печатная продукция и некоторые виды медицинских товаров. Кроме того, для некоторых категорий товаров действует нулевая ставка налогообложения. Например, она применяется при экспорте или реэкспорте товаров с территории Российской Федерации.

В 2019 году ставка НДС была увеличена и составила 20%, с сохранением пониженной ставки на прежне уровне.

Предложения об изменении ставки НДС

Динамика ставки НДС в России по годам, с момента его появления, имела направленность на снижение: за двенадцать лет она снизилась на десять процентов с 28 до 18%. И на протяжении пятнадцати лет была неизменна. В 2019 году размер налога вернулся на уровень 1993 года. При этом многие экономисты высказывались вовсе за отмену налога на добавленную стоимость, предлагая заменить его налогом с продаж. Эта идея нашла отражение в правительстве РФ, где отдельные представители предлагали заменить 18 процентов НДС на 10 процентов налога с продаж. По другим предложениям налог на добавленную стоимость также должен был сменить налог с продаж, но только вводимый на региональном уровне.

На уровне правительства неоднократно отмечалась необходимость снижения размера налога на добавленную стоимость. Например, после уменьшения ставки в 2004 году было озвучено её дальнейшее изменение с сторону снижения. Предполагалось, что в течение двух лет она дойдет до 13%. В 2006 году этого не произошло, но пункт о снижении ставки был внесен в Программу социально-экономического развития на ближайшие три года. Несмотря на это, изменение ставки не состоялось.

В 2008 году речь зашла о принятии единой ставки по налогу на добавленную стоимость для всех групп товаров. Планировалось, что она будет введена в действие до 2020 г. и составит 12-13%.

В 2013 году были озвучен проект снижения ставки до 15% в период до 2015 года. Но в очередной раз изменения не произошли.

В 2017 году министром финансов РФ Антоном Силуановым было предложено увеличить НДС до 22% с одновременным снижением страховых взносов во внебюджетные фонды. Такая мера, по словам министра, позволила бы повысить производительность труда, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки, путем приведения к оптимальному соотношению уплачиваемых предприятием налогов и уровню его доходов.

К середине 2018 года вопрос об изменении ставки налога на добавленную стоимость в сторону увеличения активно обсуждался в Правительстве РФ. При этом все отмечали, что единого мнения у власти по этому поводу нет. Например, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что не видит необходимости менять НДС и ставки по иным налогам как минимум ближайшие шесть лет. Но мнение А. Кудрина услышано не было и с 2019 года в РФ действует двадцатипроцентная ставка НДС.

Таким образом, предлагаемые на разных уровнях ставки НДС в России по годам, также демонстрируют динамику к снижению налога и только последние пару лет высказывались предположения о возможном увеличении налога.

Изменения в применении налоговой ставки НДС 0% по работам и услугам, непосредственно связанным с экспортом и импортом товаров

Самым значимым изменением налогового законодательства 2011 года в части применения НДС является внесение поправок в ст. 164 НК РФ.

До 1 января 2011 г. перевозка экспортируемых и импортируемых товаров, а также ее организация, погрузка, перегрузка этих товаров и иные подобные работы и услуги облагались по ставке НДС 0% в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Перечень этих работ и услуг не был ограничен прямо поименованными услугами в пп.2 п.1 ст.164 НК РФ. Применение указанной нормы на практике вызывало многочисленные споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку они по-разному отвечали на вопрос: по какой ставке облагаются НДС те или иные услуги, непосредственно связанные с экспортом или импортом товаров.

В связи с этим был принят Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ, установивший закрытый перечень услуг и работ, которые облагаются по ставке НДС 0%, и определивший комплекты документов, необходимых для подтверждения данной ставки в каждом конкретном случае. Все остальные услуги и работы, не вошедшие в данный перечень, подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 %.

Подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ представляет собой восемь новых подпунктов, в каждом из которых указаны какие услуги и работы облагаются НДС по ставке 0%.

1. Услуги по международной перевозке товаров (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Согласно Налоговому кодексу международная перевозка товаров - перевозка автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом, пункт отправления или назначения которой находятся за пределами РФ. В данную группу также входят следующие услуги, оказанные в рамках международной перевозки товаров:

- предоставление железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров;

- транспортно-экспедиционные услуги (например, участие в переговорах, оформление документов, прием и выдача грузов). Следует отметить, что нулевая ставка по таким услугам применяется, если их оказывают на основании договора транспортной экспедиции.

В новой редакции п. 3.1 ст. 165 НК РФ указаны документы, которые необходимо представить для подтверждения ставки НДС 0%. Это копии контракта, выписки банка и транспортных документов. В данном пункте также предусмотрены особенности формирования комплекта документов в зависимости от вида транспорта, которым перевозится товар. В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ подтверждающие документы необходимо представить в течение 180 календарных дней после проставления таможенными органами отметки на транспортных документах.

2. Работы, выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также оказываемые ими услуги (пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В частности:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов от пункта отправления на территории РФ до ее границы либо до пункта перевалки, расположенного на территории РФ;

- перевалка и перегрузка нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы РФ.

Следует отметить, что применить нулевую ставку смогут исключительно российские компании, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, и только на основании конкретных договоров с определенными лицами.

3. Услуги по организации транспортировки природного газа трубопроводным транспортом (пп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Данные услуги должен оказывать собственник магистральных газопроводов на основании отдельного договора.

4. Услуги по организации управления единой национальной электрической сетью по передаче электроэнергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств (пп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Примечательно, что нулевая ставка применяется, только если контракт на оказание этих услуг заключен с российским лицом (пп. 1 п. 3.4 ст. 165 НК РФ).

5. Работы по перевалке товаров, перемещаемых через границу РФ, которые выполняются российскими организациями в морских и речных портах, а также услуги по хранению таких товаров (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При этом, обязательным условием применения ставки НДС 0% является указание в товаросопроводительных документах пункта отправления или назначения, находящегося за пределами территории РФ.

6. Переработка товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

7. Предоставление железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров и вывозимых из России продуктов переработки (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Данные услуги могут оказывать российские налогоплательщики - собственники и арендаторы подвижного состава. При условии, что пункт отправления и пункт назначения перевозки находятся на территории России.

Аналогичные услуги предусмотрены пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (об этом было сказано выше). Однако в соответствии с этой нормой предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по нулевой ставке, если состав используется для международной перевозки товаров. То есть, пункт отправления или пункт назначения транспортируемого имущества должны находиться за пределами РФ. При этом не имеет значения, экспортируются товары или импортируются.

В свою очередь, согласно пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по ставке 0% в случае, если по территории России перевозится именно экспортируемый товар (а также вывозимые продукты переработки). Если же по территории России перевозится импортируемый товар, данные услуги облагаются НДС по ставке 18 %.

8. Работы, выполняемые организациями внутреннего водного транспорта, и оказываемые ими услуги (пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В данном случае, ставка НДС 0 % применяется при условии, что действия выполняются в отношении экспортируемых товаров при их перевозке в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки на морские суда либо иные виды транспорта.

Комплекты документов, подтверждающие нулевую ставку НДС в вышеперечисленных случаях, предусмотрены п. 3.1 - 3.8 ст. 165 НК РФ. Они определены с учетом особенностей каждого конкретного вида работ и услуг. Все комплекты документов в обязательном порядке включают в себя контракт и выписку банка, а также налогоплательщик обязан представить документы, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ, если такое незачисление происходит в порядке, установленном валютным законодательством. Это исключение не распространяется на перевалку и хранение в морских и речных портах товаров, перемещаемых через границу РФ (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ), а также на переработку товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В п. 9 ст. 165 НК РФ закреплен срок представления документов, который по-прежнему составляет 180 календарных дней. Однако момент, с которого данный срок исчисляется, установлен отдельно для каждого конкретного случая. Например, в отношении предоставления железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров такой срок исчисляется с даты проставления российскими таможенными органами на транспортных документах отметки, которая подтверждает помещение товаров под таможенную процедуру экспорта. При этом, что в отношении предусмотренных пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ услуг и работ, которые выполняют организации внутреннего водного транспорта, срок представления подтверждающих документов не установлен. Моментом определения налоговой базы для таких работ и услуг является либо день отгрузки (составления соответствующего акта), либо день получения предоплаты (п. 1, 9 ст. 167 НК РФ).

Следует отметить, что новые правила применения нулевой ставки НДС касаются работ, выполненных после 1 января 2011 г., и услуг, оказанных после этой даты (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ).

2. Новые требования для подтверждения ставки НДС 0 % при совершении внешнеторговых бартерных сделок

При совершении внешнеторговых бартерных сделок налогоплательщики могут предусмотреть, что товары по встречной поставке не будут ввозиться в РФ. Согласно ранее действовавшему законодательству для этого необходимо было разрешение уполномоченного органа (ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ). Данная норма оказывала негативное воздействие на деятельность российских экспортеров, поскольку не позволяло им оперативно совершать подобные бартерные сделки, которые достаточно широко применяются в мировой хозяйственной практике.

Для решения этой проблемы в Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ были внесены поправки. Разрешительный порядок совершения внешнеторговых бартерных операций, которые не предполагают ввоза товаров в РФ, был отменен.

В связи с данными изменениями внешнеторгового законодательства поправки были внесены и в Налоговый кодекс РФ, а именно был уточнен порядок подтверждения нулевой ставки НДС при совершении бартерных сделок, по которым полученный товар не ввозится в РФ. Согласно ранее действовавшему порядку в такой ситуации подтвердить ставку было невозможно, поскольку пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ обязывал налогоплательщиков представлять документы, подтверждающие ввоз товаров в РФ. С 1 января 2011 г. этот пробел устранен. Теперь для подтверждения нулевой ставки необходимо предъявить предусмотренные внешнеторговым контрактом документы, подтверждающие получение товара за границей и его оприходование.

Отметим, что товар российскому налогоплательщику может отгрузить третье лицо. При этом комплект документов для подтверждения нулевой ставки зависит от того, указано в контракте данное лицо или нет.

Если товар российскому налогоплательщику отгружает не указанное в контракте третье лицо, то наряду с уже названными нужно подать дополнительно документы, подтверждающие, что третье лицо передало товары в счет исполнения обязательств иностранного контрагента по бартерной сделке.

Если же контрактом предусмотрено, что товар передает данное лицо, то дополнительные документы подавать не нужно.

Рассмотренный порядок подтверждения нулевой ставки НДС применяется и в случае реализации товаров через посредника. Соответствующие поправки внесены в пп. 3 п. 2 ст. 165 НК РФ.

3. Если арендодатель - казенное учреждение, то арендатор является налоговым агентом по НДС

Федеральный закон N 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. внес изменения примерно в законодательные акты, в том числе в Налоговый кодекс РФ касательно вопросов совершенствования правового положения бюджетных учреждений. Теперь все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные и казенные (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Изменения в Налоговый кодекс РФ затрагивают порядок уплаты НДС отдельными субъектами налоговых правоотношений.

С 1 января 2011 г. в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ и п. 3 ст. 171 НК РФ арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является казенное учреждение. В этом случае при перечислении арендной платы арендатор должен удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии может принять к вычету.

4. Реализация (передача) субъектам малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества не облагается НДС, если это имущество в государственной (муниципальной) собственности

Федеральный закон N 395-ФЗ от 28.12.2010 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес следующие изменения.

Организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами, если им реализуется (передается) не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями государственное (муниципальное) имущество, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования. Об этом говорится в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ. Налоговые агенты должны расчетным путем определить сумму НДС, удержать ее из выплачиваемых доходов и перечислить в бюджет. С 1 апреля 2011 г. действует исключение из данного правила. Указанные операции не являются объектом обложения НДС для тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые арендуют находящееся в государственной (муниципальной) собственности недвижимое имущество и выкупают его в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.

При этом налоговые агенты, приобретающие недвижимое имущество, операции по реализации которого не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, не составляют счета-фактуры. Вместе с тем, указанные налоговые агенты заполняют раздел 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (форма которой утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н), в котором в графе 2 по строке 010 отражают сумму выплачиваемых доходов, а в графе 1 по строке 010 указывают соответствующий код операции.

В том случае, если право собственности на указанное выше недвижимое имущество было передано до 1 апреля 2011 года, а выплата дохода от реализации (передачи) этого имущества осуществляется в том числе, после 1 апреля 2011 года, то организации и индивидуальные предприниматели должны удерживать из выплачиваемых доходов, исчислять и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость при приобретении такого имущества, в соответствии с редакцией Кодекса, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 395-ФЗ.

Читайте также: